bannerbanner
Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости
Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости

Полная версия

Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Для понимания роли смысла у К.Г. Юнга отдельно стоит остановиться на синхронистичности – введенном им понятии для объяснения происходящего в природе. Как отмечал сам Юнг в работе «Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип», эта проблема вызывала у него страх, поскольку ответ лежал в скрытой, загадочной области, а ответы, хоть и несли величайшее философское значение», были чреваты «насмешками глупцов». К.Г. Юнг полагал философский принцип причинности, который лежит в основе нашей концепции закона природы, относительно пригодным, поскольку «связь между событиями при определённых обстоятельствах имеет отличный от причинного характер и требует другого принципа объяснения. Таким принципом Юнг считал синхронистичность – энергетическое, смысловое, акаузальное притяжение связанных друг с другом объектов, лежащее вне пространства и времени. Смысл способен «притягивать» обстоятельства, творить содержание человеческой жизни, «душа подчиняет себе другие вещи <…> производит все, чего очень сильно хочет» [Юнг, 1991, с. 225], он не только психический процесс или содержание психики, но может существовать и за её пределами, и «одновременно проявляться в человеческой психике и во внешнем и независимом событии» [там же,с. 263]. Принцип смысловой синхронии Юнг подчеркнуто считал не философской категорией, а «эмпирической концепцией, которая постулирует необходимый принцип» [там же,с. 299].

Трудно переоценить вклад основоположникалоготерапии ВиктораФранкла в психологию. В. Франкл провёл серьёзнейший анализ понятия «смысл жизни», которое выступало как ключевое в его концепции, он писал: «Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств» [Франкл, 1990, с. 5]. В своей книге «Доктор и душа» он пишет о том, что поиск человеком смыла является первичным побудительным мотивом [Франкл, 1997, с. 242-243], что диаметрально отличает такой подход отрассматривающих поиск смыла как вторичную рационализацию инстинктивных влечений [Франкл, 2000а,с 14] (например, воли к власти в психологии Адлера или стремлению к удовольствию в психоанализе З. Фрейда). Это изначальное «стремление определить и выполнить своё предназначение в жизни»[Франкл, 2015 с. 18] напрямую связывается в логотерапии со свободным выбором человека и неизбежной ответственностью за него, которые суть составляющие его духовности. В. Франкл считал, что смыл жизни не является абстрактным, но различается не только у каждого конкретного человека, но и в каждый конкретный период времени [Франкл, 1990, с. 248]. По этому поводу В. Франкл предлагал аллегорию игры в шахматы, где лучшего хода не существует в принципе, поэтому вопрос «Какой самый лучший ход в мире?» не имеет смысла. Согласно логотерапии, смысл жизни может быть осуществлён тремя способами: через деятельность, созидание; через переживание ценностей (природу, культуру и любовь, которую В. Франкл считал «единственным способом постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности» [Франкл, 1990, с. 250]); через неизбежное страдание, отношение к нему, постижение глубочайшего его смысла.

Дефицит и отсутствие смысла порождает экзистенциальный вакуум (ощущение внутренней опустошённости, когда жизнь кажется бессмысленной [Франкл, 2015, c. 168]), являющийся причиной «ноогенного невроза», в котором человек не знает чего он собственно хочет, как ему следует жить, а значит «он либо хочет делать только то, что делают другие (то есть становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят – причём хотят от него – другие (то есть становится жертвой тоталитаризма)» [Франкл, 2015, с. 13]. Признаком этого состояния В. Франкл считал скуку, которую человек безуспешно пытается заполнить удовольствиями и псевдореализацией, которыеприносят только новое разочарование, хотя внешне все может выглядеть вполне благополучно. Таким образом, нереализованное стремление человека обрести смысл приводит к фрустрации или вакууму.

Так же важно отметить, что человек, по В. Франклу, превосходит плоскость биопсихологии, человек – это дух т.е. его бытие ноэтично, он способен к самотрансценденции, а значит человек «не вещь среди других вещей: вещи детерминируют друг друга, а человек самоопределяется <…> Человек действительно свободен и ответственен» [Франкл, 2015,с. 62]. Человеку необходимо постоянно решать, чем он будет в следующий момент, его свобода – это не то, что он имеет, а то, что он есть, и это акт не только свободы, но и ответственности.

Развивая идеи В. Франкла,АльфридЛэнгле говорит о переживании исполненности и глубинных, экзистенциальных мотивационных силах [Лэнгле, 2009б]. А. Лэнгле выделяет четыре фундаментальных мотивации:

–Бытие-в-мире (сама возможностьэкзистенции, «занимать жизнь как пространство»).

–Ценность жизни (способность ощущать ценности, «стремление к ценности жизни»).

–Оправдание Собственного (обнаружение, проживание и воплощение уникальности, «иметь право на свою собственную жизнь»).

–Данные три «персональные предпосылки» являются необходимыми для обнаружения смысла – четвёртой фундаментальной мотивации – Смысла экзистенции.

В экзистенциально-аналитической теории эмоций, А. Лэнгле неоднократно подчёркивает, что «прорываться» к смыслу следует не минуя тело и чувства, не противопоставляя низшего высшему, но с их помощью, «в интеграции с телом и миром влечений» [там же, с. 88]. Эмоциональность, по мнению Лэнгле, должна быть «вплетена в обнаружение смысла», это является ключом к переживанию исполненности и постижению экзистенциальной структуры смысла.

А. Лэнглепривносит динамику в три категории ценностей В. Франкла (рассмотренные выше) и считает, что обнаружение смысла – не просто реализация ценностей, но переживание человеком внутреннего «Да» к тому что он переживает;как он действует во внутреннем и внешнем мире; ради чего он живет, как понимает смысл ситуации.

К. Ясперс, анализируя проблему смысла жизни, предлагал путь понимания смысловых проблем исходя из смыслового единства [Ясперс, 1991с.29], из которого приходит понимание необъятного многообразия человеческого существования. Так, осознавая бытие в целом, человек приходит к высшим целям, универсалям, определяющим жизнь людей. Ставя в пример философов, отшельников и странствующих мыслителей, К. Ясперс показывает, как человек, находя опору в себе, возвышается над миром и приходит к трансцендентальной ясности, сознаёт свое место в целостности бытия. К. Ясперс считает, что многообразие истории и историчность человека (а значит жизни каждого) подчинено требованию «некого единого» [там же

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора