Полная версия
Караван выходит на дорогу
Ученый и писатель Бакыт Карибаева, начиная с 1987 года по настоящее время, последовательно и концептуально отстаивает свою научную позицию в отношении казахского литературоведения. Свою миссию она видит в возрождении казахской духовности с помощью национальной художественной культуры, основанной прежде всего на художественных принципах.
Концепция «Искусство ради искусства», ставящая образные и эстетические идеалы литературы выше идеологических, может оказать существенное влияние на развитие казахского литературоведения Независимого Казахстана в ХХІ веке.
Оригинальная концепция Бакыт Карибаевой уже получила одобрение в 2006 году в Министерстве образования и науки Казахстана. Таких же положительных отзывов литературной общественности удостоилась и монография Бакыт Карибаевой «Керуен», изданная в 2014 году в рамках проекта «Библиотека Сары-Арки».
В 2013 году Бакыт Карибаева выступила на Международной конференции «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты», прошедшей в городе Чита Российской Федерации с докладом об известном казахском поэте Жумекене Нажимединове.
В предлагаемой вниманию читателя книге «Караван выходит на дорогу» он познакомится с биографией Бакыт Карибаевой, узнает о драматических событиях ее непростой жизни, ее научной и литературной деятельности. В настоящем издании представлено и творчество самой Бахыт Карибаевой, известного писателя и профессора, доктора филологических наук, произведения которой впервые издаются на русском языке.
Пожелаем этой интересной книге счастливой встречи со своим читателем!
Светлана Назарбаева
Камень: имя и судьба
Бакыт Карибаева родилась 2 ноября 1943 года в Жана-Аркинском районе Карагандинской области в старинном местечке Каражартас на берегу реки Сарысу. Ее предки из казахского рода Карпык с давних времен кочевали вдоль этой реки.
Дед Омарали Калжан-улы был председателем сельского совета Тугискен, в состав которого входило 13 аулов. Холодной осенью 1937 года по доносу односельчанина его арестовали сотрудники НКВД, и он 7 лет отбывал срок в исправительном лагере на Колыме. Мать Бакыт Гульбарам Омиралина была первой женщиной-коммунисткой в своем крае, ее избрали председателем сельского совета Тугискен, затем председателем правления колхоза «Женис». Она принимала участие в слете работников сельского хозяйства в Алма-Ате. Отец Карибай Мажырабаев был первым председателем правления впервые сформированного в этих краях колхоза «Карсыадыр». В 1940-1942 годах по доносу односельчанина он оказался в тюрьме, затем был отправлен на работы в трудовую армию.
О своей семье Бакыт Карибаева рассказала в интервью, данному газете «Ана тілі»: «Меня, новорожденную девочку, назвали редким именем Тас – Камень, чтобы жизнь моя была прочной, как камень. Таким образом, первым словом, которое я услышала в этом мире, было это слово. Непростой человек придумал такое имя, которое стало для меня не столько именем, сколько судьбой. Этого человека звали Дос, и он был сыном поэта Жумабая-кажы, родного брата моего прадеда. Одаренные потомки Жумабая несомненно унаследовали его поэтический дар: я нередко была свидетелем их красноречия, искусства пения и игры на домбре, умения свободно излагать прозу стихами.
Два брата, Жумабай и Калжан, трижды совершившие хадж в Мекку и Медину, мои прадеды по материнской линии, были уважаемые в округе люди из рода Тама, кочевавшего по Бетпак-Дале и Чу. Мой дед по матери, Омарали Калжан-улы, наделен поэтическим даром и женился на своей возлюбленной Жаксыбале без калыма, поразив ее своим искусством в айтысе.
Омарали, подобно Шакариму, был всесторонне развит: он был не только мастером по пошиву обуви и великолепным охотником, но и с большим удовольствием исполнял на домбре кюи своего родича, знаменитого Таттимбета. Омарали прожил долгую жизнь – 100 лет: для меня он был воплощением образа мудрых старцев Востока. Покидая этот мир, он сам себе прочел молитву (иман) и, подобно Бернарду Шоу и Калибеку Куанышбаеву, легко ушел из этой жизни без каких-либо страданий. В свою бытность непобедимым борцом и лихим жигитом он занимался крупными торговыми сделками, сопровождая караваны в Сары-Арку из Узбекистана, Киргизии и России.
Моя мать Гульбарам была старшей дочерью Омарали. Когда Омарали отбывал срок на Колыме, его жена скончалась при родах своего последнего, десятого сына, такая же участь постигла всех ее предыдущих сыновей. Десятый сын Омарали впоследствии также умер. Моя мать Гульбарам сохранила опустевший очаг своего отца. Будучи первой женщиной-коммунисткой в нашем крае, она выписывала и регулярно читала журнал «Коммунист», благодаря чему расширяла свой кругозор и свои литературные познания.
Мой отец Карибай Мажырабаев, являясь первым начальником управления впервые сформированного колхоза «Карсыадыр», вместе со своим тестем Омарали руководил деятельностью всего районного края. Его энергия и широкий кругозор во многом превосходили кампанейские мероприятия того времени. Не считая, что ущемляет свой мужской авторитет, он всячески поддерживал свою жену Гульбарам, нередко подсаживая ее в седло на коня Аккуйрык и отправляя на дальние отгоны по служебным делам».
После окончания в 1961 году сельской средней школы Бакыт Карибаева самостоятельно принимает решение ехать на учебу в столицу КазССР Алма-Ату. Отец Карибай всячески содействует ей в этом. В 1961-1965 годах Бакыт обучалась в Казахском Педагогическом институте имени Абая в Алма-Ате по специальности «Казахский язык и литература».
КазПИ им.Абая в Алма-Ате – одно из первых высших учебных заведений Казахстана, организованное на базе Института просвещения в Ташкенте. Это заведение послужило своеобразным творческим гнездом для лучших представителей казахской интеллигенции начала ХХ века. Санжар Асфендияров, Кудайберген Жубанов, Мухтар Ауэзов, Ахмет Байтурсынов, позже Сакен Сейфуллин в стенах этой альма-матер занимались научно-практическими проблемами просвещения казахского народа. В связи с переносом столицы Казахстана в Алма-Ату Институт переехал в столицу и сменил название на КазПИ: Казахский педагогический институт. Но заложенные казахскими учеными мирового масштаба, деятелями литературы и искусства традиции долгое время сохранялись в стенах этого старейшего ВУЗа. Даже после репрессий 1930-х годов Ахмет Байтурсынов продолжал свою деятельность как видный ученый-просветитель казахского общества ХХ века.
Поступив в КазПИ, Бакыт Карибаева сделала правильный выбор. Этот храм науки времен оттепели 1960-х годов долгое время оставался одним из ключевых центров образования, ведь здесь трудились такие специалисты своего дела, как Халел Адильгереев – выпускник Казанского университета, соратник самого Ермахана Бекмаханова, знатока историографии, Шайкы Карибаев, занимавшийся исследованием оригинальных произведений лучших мастеров слова, выходцев благодатной Сары-Арки. Кажым Жумалиев, получивший тюремный срок из-за своих консервативных взглядов в оценке крупных казахских поэтов, расходившихся со стандартами и советской идеологии, основанной на программах Сталина. Молодой оригинальный ученый Хасен Адибаев, философ по специальности, защитивший кандидатскую диссертацию по Одоевскому на русском языке, вел литературные кружки, прививая интерес к подлинной литературе в духе Серебряного века. Общение и живая связь с такими личностями оказали благотворное влияние на творческое и личностное становление молодой девушки из сельской глубинки.
Строгий и величавый участник Второй мировой войны, вся грудь которого была увешана орденами и медалями, считавшийся исключительно объективным в оценке знаний студентов, Халел Адильгереев нередко принимал участие в студенческих вечерах, где обычно танцевал вальс с Бакыт Карибаевой старостой группы. Когда его приглашали на танец другие студентки, он им тактично отказывал, отвечая присущим ему мягким голосом, что хотел бы танцевать со старостой. Так он подавал студентам пример культурного общения и тактичного поведения.
Бакыт Карибаева до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей: Бараеву, преподававшую французский язык, Дроздя по физкультуре, с любовью и полной отдачей передававшим знания по своим предметам. По физкультуре объединяли по две пары, на которых одновременно проходили занятия по музыке и музыкальной гимнастике. Особое мастерство и любовь преподавателей к своим студентам позволяли им приобщать их к подлинной культуре, воспитывать качества воспитанного человека. Весной и летом Дроздь проводил свои занятия в парке имени Горького, вместе со студентами сам выполнял разные упражнения и фигуры, таким образом на личном примере прививая своим студентам интерес к физической культуре. В будущем такая спортивная закалка пригодится Бакыт Карибаевой в жизни…
Как не быть благодарной такому воспитанию, полученному в стенах КазПИ! Тесный контакт и дружеское общение со своими преподавателями Бакыт сохранила и после окончания института. Кажым Жумалиев тогда заведовал кафедрой казахской литературы в КазПИ и лично позаботился о ее литературном будущем, закладывая в сознание расхожий афоризм – в науке нет столбовой дороги, сама судьба уже распоряжалась ею.
После окончания КазПи в 1965–1967 годах Бакыт Карибаева проработала учительницей в двух сельских школах своего родного района. В 1967–1970 годах она трудилась библиотекарем в Карагандинском педагогическом институте, создала семью, у нее родилась дочь Дана. В 1970-1973 годах Бакыт Карибаева училась в аспирантуре, родного КазПИ в Алма-Ате, на кафедре казахской литературы.
В 1975-1996 годах она проработала в Карагандинском Государственном Университете им. Букетова – сначала старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой казахской литературы. В 1995 году стала доктором филологических наук. Ее приняли в Союз писателей Казахстана, избрали членом правления. На самом пике творческой и научной карьеры 13 ноября 1996 года по сфабрикованному обвинению Бакыт Карибаева была задержана, затем арестована сотрудниками Комитета Национальной Безопасности Казахстана. Предъявленное ей обвинение в получении взятки в размере 2600 тенге так и не было доказано в суде, дело развалилось из-за неоспоримого доказательства, представленного опытным адвокатом Георгием Матвиенковым. При этом большую роль сыграл благородный поступок начальника СИЗО КНБ Медведева Георгия Николаевича, который и предоставил адвокату очень важное доказательство для защиты. В реальности никакой взятки Бакыт Карибаева вечером 13 ноября 1996 года не получала, а на самом деле была искусно проведена инсценировка получения взятки. Об этой спорной ситуации в юридической газете «Заң» вышла статья «История о недоказанном преступлении» (24.09.1997).
По объективным причинам Бакыт Карибаева переехала в Алматы, где продолжила свою творческую и научную карьеру. 8 июля 1998 года ее приняли на работу в дом-музей Мухтара Ауэзова на должность заведующей научным отделом. 11 января 2001 года Бакыт Карибаева была приглашена в Женский педагогический институт, известный как ЖенПИ. 6 января 2002 года научный совет ЖенПИ во главе с председателем Сериком Пиралиевым подал заявку в ВАК на утверждение ее кандидатуры в качестве профессора. В ЖенПИ Бакыт Карибаева подготовила научно-исследовательский проект «Казахская литература в парадигме XXI века» и представила его концепцию в Министерство образования и науки. Данный проект был одобрен в 2006 году, и ему был присужден грант от Министерства образования и науки Казахстана на 2006–2008 годы.
Исследовательская программа Бакыт Карибаевой «Казахская литература в парадигме ХХI века» вызвала интерес у ряда специалистов в Министерстве образования и науки. Департамент среднего образования Министерства образования и науки включил книгу Бакыт Карибаевой «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» в приложение №4 списка учебников и учебных пособий для 5–11 классов средних школ на 2006-2007 учебный год.
В 2005–2006 годах в соответсвии с приказом Департамента образования Карагандинской области книга Бакыт Карибаевой «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» прошла апробацию в казахских школах Караганды.
В 2013 году Бакыт Карибаева приняла участие в Международной конференции, выступив с докладом на тему «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» в городе Чита Российской Федерации. Ее статья «Живой Жумекен» о творчестве казахского поэта Жумекена Нажимеденова, автора текста гимна Казахстана, вызвала большой интерес у российских коллег-филологов.
В 2015 году в Национальной библиотеке в Алматы Бакыт Карибаева провела презентацию своей концептуальной книги «Керуен», изданной в 2014 году в издательстве «Фолиант» Астаны в рамках программы «Библиотека Сары-Арки». Из газеты «Казахстанская правда» от 20 июня 2015 года: «В выставочном зале Национальной библиотеки состоялась презентация книги доктора филологических наук, профессора, писателя и критика Бакыт Карибаевой «Керуен». В своем новом научно-художественном труде автор задается вопросами: зачем казахской литературе нужна новая концепция и как презентовать ее миру в качестве мерила национальной духовности? Бакыт Карибаева представляет свое научно-художественное решение этих актуальных вопросов литературоведения».
На презентации этой книги положительно о самой книге и творчестве автора высказались известные ученые и писатели Алибек Аскаров, Аманхан Алим, Газизбек Ташимбай, Болат Шарахымбай, Торегали Ташенов, Сауле Ержанова. Свое благословение новой книге и Бакыт Карибаевой дала вдова поэта Жумекена Нажимеденова Насип Нажимеденова.
В период работы в КарГУ им.Букетова Бакыт Карибаева занималась вопросами литературоведения, которые ранее не исследовались в рамках советской литературы. Таким образом она заложила основы специальных научных курсов «Эстетика фольклора», «Поэтика казахской лирики», «Современная казахская проза» (стилистически-жанровые аспекты). Сегодня вышеназванные труды ученого-критика Бакыт Карибаевой по-прежнему актуальны. Есть основания считать Бакыт Карибаеву первым литературоведом, утвердившим в казахской литературе новую методологию после публикации статьи «Познает ли литературоведение литературу» («Орталык Казахстан», 04.03.1991). Читателям Бакыт Карибаевой, поднимавшей острые животрепещущие вопросы казахской литературной критики, известна ее устойчивая научная позиция.
Бакыт Карибаева с первых дней преподавания в высшем учебном заведении Караганды прошла серьезный профессиональный путь от талантливого критика, литературоведа со своим собственным видением тех или иных проблем до концептуального ученого и исследователя. С тех пор, как вышла в свет ее первая научная статья «Несколько слов о рассказе» («Жулдыз», 1974, №3), возвестившая о приходе в научно-литературную среду литературоведа новой формации, Бакыт Карибаева опубликовала 8 монографий и около 300 научно-критических статей и художественных эссе.
Основные ее монографии: «Поиск безымянного» (Алматы: Жалын, 1984), «Высота» (Алматы: Жазушы, 1984), «Поэтика современной казахской лирики» (Алматы: Жазушы, 1988), «Современная казахская лирика» (Караганда: КарГУ, 1993), «Ауэзов – мировая величина» (Алматы: Мерей, 1999), «Казахский традиционный стих и лирика» (Алматы: Академия образования, 2001), «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» (Астана: Елорда, 2001), «Керуен» (Астана: Фолиант, 2014).
Уже первый исследовательский опыт Бакыт Карибаевой «Поиск безымянного» свидетельствует об умении автора выработать свой оригинальный взгляд в исследовании творчества писателя. В этой книге повествуется о жизни и творчестве настоящего гуманиста писателя Мукана Иманжанова, оказавшего положительное влияние на творческую и общественную среду. Б. Сартбаева находит в его произведение благодатные истоки педагогики и эстетики, проникает в мастерскую писателя в концепции исследований творчества Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Эта концепция может быть полезна сегодняшним учебным и научным заведениям.
Книга «Высота» (1984) раскрывает в языковом и жанровом контексте особенности творческого метода таких признанных мастеров стиля, как Такен Алимкулов, Саин Муратбеков, Оралхан Бокей.
Монография «Поэтика современной казахской лирики» (1988) расширяет границы концептуального исследования стилистики и рассматривает ее в тесной связи с проблемами национальной поэтики.
В книге «Казахский традиционный стих и лирика» (2001) генезис современной казахской лирики прослеживается по направлениям жанра, поэтики и языка. Выявляются ассоциации и стихотворные приемы основателей казахской поэзии, поднявших ее на классический уровень: Биржан Сала, Ахана Серы, Бухар Жырау. В книге затрагиваются теоретические проблемы, ранее не рассматривавшиеся в казахском литературоведении. В продолжение этого исследования была написана монография «Художественные аспекты развития современной казахской литературы» (2001), в которой в контексте всемирного литературоведения рассматривается художественное развитие всей казахской литературы в жанрах эпоса, лирики, прозы и критики, раскрываются национальные особенности динамики каждого жанра.
Истоки жизненного пути
Прослеживая биографию Бакыт Карибаевой начиная с ее истоков, можно обнаружить ее связь с белыми пятнами истории казахского народа. Например, местность, где она родилась и окончила среднюю школу, Тугискенский аульный совет, имеет по этимологии исторические корни. Реорганизованный Советами в 1930-х годах ХХ века Тугискенский аул неслучайно получил свое название. По представлениям казахов еще со времен легендарного Асана Кайгы, выбирая для соплеменников благодатные земли с пахучей густой полынью и другим разнотравьем, эту местность назвали Тугискен, что означает «богатая травой земля». По этим же соображениям знающие люди в ходе установления советской власти старались сохранить древние традиции при переименовании ныне Жана-Аркинского района. Как раз в это время, находясь в тех местах в связи с исследовательской работой, Алькей Маргулан с исторической точки зрения не случайно дал название Асанкайгы новоиспеченному району. А через год Сакен Сейфуллин переименовал его, исходя из новых стандартов советского сознания, на Жана-Арку – «Новая Степь», а не на Сары-Арку, воспетую в свое время репрессированным и находящимся в Бутырской тюрьме в Москве Магжаном Жумабаевым. И не зря Алькей Маргулан в этих краях последовательно продолжал свои исследования и раскопки наперекор тенденции обновления истории и сознания народа. Например, его находки, обнаруженные при археологических раскопках в тех краях, где родился отец Бакыт Карибаевой Карибай Мажырабаев – на месте усадьбы знаменитого Шон-бия – по сей день актуальны и ценны как древняя история казахов, представляющая часть мировой цивилизации. Алькей Маргулан очень подробно описывает эти экспонаты в виде различных женских ювелирных украшений из драгоценного камня и благородного металла, нисколько не утративших свою первоначальную ценность как изделия из золота и серебра высшего качества, так и с точки зрения тонкой ювелирной работы. Также он находил в целости и сохранности женские головные уборы, а также мужскую и женскую одежду из дорогих тканей, свидетельствующую о культуре быта и высоком вкусе при выборе одежды. Неоднократно Маргулан, сообщая о своих находках на раскопках усадьбы Шон-би, называл ее хозяина «знаменитым Шон-би», как влиятельного человека былых времен в этих краях.
В этой же местности как в родовом имении прожили свой век дед и прадед Карибая Мажырабаева, отца Бакыт Карибаевой. По преданию имя Беккожи-батыра связывают с восстанием Кенесары Касымова, прогремевшем на всей казахской земле подобно восстанию Пугачева. В той сложной ситуации батыр Беккожа, дед Карибая и прадед Бакыт Карибаевой, противостоял самому хану Кенесары Касымову, объявившему себя освободителем казахского народа от колонизации царской России. Зная о влиянии и авторите батыра Беккожи, хан Кенесары начал беседу с ним дружелюбно, не скрывая своей симпатии к нему как к батыру и личности, но Беккожа не поддался ни на какие уговоры мятежного хана. Он отказался поддержать хана и категорически заявил в ответ, что не даст ему ни одного жеребенка, не то что табун лошадей или породистых скакунов, которые имелись у большей части населения тех мест в центре Сары-Арки. Всемогущий хан правильно расценил его, ответ и проявил дружелюбие по отношению к Беккоже, предложив ему свою дружбу. Беккожа-батыр согласился, высказав свои соображения по поводу этого восстания, обретшего почти всенародный характер. Он сказал, что признает Кенесары-хана национальным вождем и освободителем казахов от несправедливых действий царских властей. Беккожа напомнил хану лучшие времена Аблай-хана, деда Кенесары, и сказал примерно следующее: «Свобода от всякой тирании – дело благородное, но это тебе не под силу. Поэтому нам в данное время ценнее покой людей, который дороже всего. О полной свободе в свое время мечтал хан Аблай, но предвидя, что ему одному этого не добиться, он держался в фарватере царской власти. От безысходности сложившейся исторической ситуации он нашел более приемлемый выход для своего народа, обратившись к политике дипломатии. А ты, дорогой Кене-хан, ни в чем не превосходишь своего мудрого деда Аблая. Так что, не сможешь убедить нас, прибегнув к привычным методам демонстрации силы. Кенесары не стал наказывать Беккожу, так как тот произвел на него впечатление своим психологически смелым вызовом.
Влияние Шон-би и затем его семьи продолжалось до 1930-х годов, пока его имение не было захвачено Советами. В 30-х годах разбежались его сыновья, Оспан и Ахметжан, они оказались в акмолинской тюрьме, в народе это место называлось Караоткель. Отец Бакыт Карибаевой Карибай оставил берег Карануры и переселился к реке Сарысу, берущей начало с юга Каратауских гор. Там был организован параллельно Жана-Аркинскому району Сарысуский район, где люди жили по родовому принципу на одной территории в сердце Сары-Арки. После Голодомора 1932 года этот район полностью с населением этого рода переехал в Джамбульскую область, при этом сохранив свое название «Сарысуский район». На этом же месте организовали Тугискенский аульный совет в составе 13 аулов с населением, которое не имела возможности переехать на юг. Председателем этого аульного совета был избран Омирали Калжанов, представитель одного из знатных семейств рода Тама, дед Бакыт Карибаевой по линии матери. Так Карибаю довелось породниться с родом Тама и с родными Жанайдара Садвокасова, выдающимися государственными и общественными деятелями Динше и Байсеитом Адиловыми также из рода Тама, кочевавшего между Атырау через Бетпак-Далу на летовку в Сары-Арке и зимовавшего в Чуйской долине.
Карибай любил повторять фразу «Су ағады – тас қалады», что означало «Вода течет – камень остается». На самом деле от сталинских репрессий никто не уцелел из этого региона из вышеназванных имен, начиная от государственных деятелей Жанайдара, Динше, Байсеита до председателя местного аульного совета Омарали Калжанова. Их лидерство в плане моральных качеств перешло Карибаю в соответствии с традициями предков и волостного правителя Шон-Би. На самом деле, как философски рассуждал Карибай поток воды унес своим бурным течением духовные и материальные ценности, оставив только самое ценное и такое же прочное, как гранитный камень. Сегодня Бакыт Карибаева видит такими гранитными камнями своего деда Омарали Калжанова и отца Карибая Мажырабаева. Омарали вернулся через 7 лет из колонии на Колыме, а Карибай отсидел в тюрьме и трудовом лагере в Казахстане.
Одним из таких гранитных камней был видный деятель кочевой цивилизации того края Шон-би, с 13 лет находившийся на государственной службе в должности письмоводителя большого Акмолинского округа у старшего султана Конуркульджи Кудаймендина. Бакыт Карибаева в архивах нашла заявление Шон-би при вступлении в эту должность в 1843 году и поразилась, как такому молодому человеку доверили вести делопроизводство крупного региона. Тут от него требовалось не только знание двух языков и грамотное владение письмом, но и особые математические способности для того, чтобы составлять отчеты для царских властей, которые тщательно собирали их в конторах по всей степи. На эти цели выделялись значительные суммы на содержании привилегированных султанов, на постройку зданий, не говоря уже о содержанием своих сотрудников и вооруженных отрядов, охранявших покой и права степняков.
Шон-би с возрастом стал правителем одной из крупных волостей рода Тока, воплотив в жизнь мечту Шокана об образованном правителе. И как бий он пользовался авторитетом как главный судья всей Сары-Арки, и даже за ее пределами. Легендарный Шон-би был мудрецом, знатоком человеческих душ, самородком, продолжившим дело своего деда, самого Жангельды-би, который с малых лет отдал его обучаться русскому языку у ссыльного русского демократа с революционными взглядами.