bannerbanner
Мекка. Биография загадочного города
Мекка. Биография загадочного города

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Дабы спасти своих последователей, Мухаммед посоветовал им уехать в Абиссинию, Мусульмане согласились. Они знали, что найдут убежище на Африканском континенте, Абиссиния была христианским государством, но имела давние коммерческие отношения с Меккой. Таким образом в 615 году произошла первая хиджра в истории ислама – переселение мусульман в Эфиопию. 83 мекканца тайно покинули город и пересекли Красное море на торговом корабле. Представ перед абиссинским царем Асха-мой ибн Абджаром, они поведали ему, как изменились под влиянием новой монотеистической религии.


Сирийский богослов XX века Абд-ар-Рахман Рафат аль-Ба-ша в «Рассказах о жизни сподвижников пророка» приводит длинный список грехов, в которых мусульмане признались правителю Эфиопии. До принятия ислама они были невежественны, поклонялись идолам, не поддерживали родственных связей, не уважали соседей, угнетали слабых, лгали, отбирали деньги у сирот и порочили целомудренных женщин. Мухаммед запретил сподвижникам грешить, и их жизнь стала простой и праведной. Асхама был глубоко тронут откровенными признаниями тех, кого он всегда считал закоренелыми язычниками.


Курайшиты узнали о хиджре и пришли в ярость. Они пустились в погоню за мусульманами, но опоздали. Абиссинский царь отказался выдать беглецов. Мухаммед по-прежнему жил в Мекке и не собирался покидать родной город. Но судьба распорядилась иначе.


Потерпев неудачу в переговорах с Асхамой, курайшитские шейхи решились на крайнюю меру. Они объявили бойкот


Бану Хашим (клану пророка) и родственному ему клану Бану аль-Мутталиб. Современный йеменский проповедник Анвар аль-Авлаки в книге «Жизнь Мухаммеда» отмечает, что мекканцам запрещалось встречаться и разговаривать с членами этих кланов, вступать с ними в браки и заключать коммерческие сделки, входить в их дома и проявлять по отношению к ним жалость. Это должно было продолжаться до тех пор, пока Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб не выдадут Мухаммеда отцам города для расправы. Правители Мекки повесили документ с условиями бойкота на дверях Каабы, Формально документ именовался договором, но на самом деле шейхи не согласовали его с рядовыми горожанами. Однако мушрики считали мусульман своими врагами и охотно подчинились требованиям мекканских лидеров,


Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб оказались вне общества. Им пришлось покинуть свои дома. Изгнанники во главе с Мухаммедом и Абу Талибом разбили лагерь в горах к юго-востоку от Мекки. Они были отрезаны от всего остального мира и фактически находились в осадном положении.


Жизнь за пределами города была суровой. Мекканцы перекрыли поставки продовольствия в лагерь мусульман, К осажденным не пускали купцов. Абу Лахаб, Абу Суфьян и Абу Джахль зорко следили за соблюдением правил блокады. Иногда родственники тайно передавали изгнанникам еду. Например, племянник Хадиджи, Хаким ибн Хизам, несколько раз привозил ей пшеницу.


Через какое-то время продуктовые запасы в лагере иссякли. Осажденные ели листья деревьев и вареную кожу. Они жили в изоляции почти три года. Мекканцы слышали крики и плач голодных детей, доносившиеся из-за горного перевала.


Горожане начали возмущаться. Теперь они искренне сочувствовали своим бывшим друзьям и соседям. Люди всерьез задумались о происходящем. Говорят, некий старик, состоявший в родстве с Бану Хашим, подошел на улице к молодому человеку и спросил: «Как ты можешь наслаждаться жизнью, есть, пить, красиво одеваться и спать со своей женой, когда твои знакомые находятся в столь ужасном состоянии?» «А что я могу сделать в одиночку? – ответил юноша. – Если бы со мной был еще кто-то, я бы сделал все, чтобы спасти их».


Мекка роптала. Возле Каабы собралась толпа. Слово взял Зухайр ибн Абу Умайя – двоюродный брат Хадиджи. Он закричал: «О жители Мекки! Мы вкушаем пищу и надеваем на себя одежды, а тем временем Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб погибают! Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока не будет уничтожен этот несправедливый договор!» Абу Джахль запротестовал. Толпа загудела. Мекканцы вспомнили, что курайшиты составили документ без их согласия. Завязалась драка. Во время потасовки кто-то подошел к дверям Каабы, дабы порвать договор, и оказалось, что его съели термиты. Обрадованные горожане поспешили в лагерь изгнанников.


Мусульмане вернулись домой. Но перенесенные тяготы подорвали здоровье Абу Талиба. Спустя полгода после окончания осады он тяжело заболел. Узнав об этом, Мухаммед поспешил к своему старому дяде – человеку, который много сделал и много страдал ради его пророческой миссии. Расуль обнаружил Абу Талиба на смертном одре, в окружении знатных курайшитов. Мухаммед попытался в последний раз убедить любимого дядю принять ислам. Он попросил умирающего сказать: «Нет Бога, кроме Аллаха». Но тут вмешался Абу Джахль: «О Абу Талиб, ты собираешься отречься от веры своего отца, Абд аль-Мутталиба?»


Дальнейшие события доподлинно не известны. Египетский мухаддис XIV века Ибн Касир передает ответ Абу Талиба: «О сын моего брата, клянусь Аллахом, если бы я не боялся, что после меня тебя и твой род будут оскорблять и что курайшиты подумают про меня, что я произнес эти слова, испугавшись смерти, то я бы их произнес. Я их произнесу лишь шепотом, чтобы обрадовать тебя». Но голос умирающего был так слаб, что Мухаммед не услышал, как дядя свидетельствует о вере в единого Бога.


Согласно аль-Бухари, Абу Талиб заявил: «Не отрекусь я от религии Абд аль-Мутталиба!» Тогда расуль сказал: «Поистине, я буду просить прощения для тебя!» Считается, что после этого Мухаммеду было ниспослано два аята (стиха) Корана. Первый гласил: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками» (9:113). Во втором аяте сказано: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (28:56).


Другие мусульманские ученые, напротив, утверждают, что Абу Талиб перед смертью принял ислам. Хиджазский богослов Джафар ас-Садик (702–765), потомок Мухаммеда, приводит хадис от самого пророка. Согласно этому хадису, Абу Талиб скрывал свою веру, внешне демонстрируя неверие. Иракский историк XIII века Ибн Абу аль-Хадид писал: «Если веру Абу Талиба положить на одну чашу весов, а веру всех людей – на другую, то вера Абу Талиба перевесит!»


Как бы то ни было, глава Бану Хашим сыграл важную роль в становлении ислама. Пророк тяжело переживал кончину дяди. Через несколько месяцев его постиг новый удар: умерла Хадиджа. Оплакивая супругу, Мухаммед говорил: «Она уверовала в меня, когда другие в меня не верили, посчитала мои слова правдой, когда другие называли их ложью, поделилась со мной тем, что имела, когда другие отказали мне…» Таким образом, в 619 году Мухаммед потерял сразу двух близких людей – любимого дядю и верную жену. Этот год вошел в мусульманскую историографию как Год скорби.


После смерти Абу Талиба курайшиты начали открыто оскорблять расуля. В него плевали, его проклинали – но по-прежнему не решались уничтожить. Убийство Мухаммеда повлекло бы за собой страшную кровную месть со стороны его родственников. Курайшиты хотели объединиться с прочими мекканскими кланами, дабы не навлечь гнев Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб только на себя.


Надо было действовать быстро. Мухаммед проводил в Мекке все меньше времени. Рано утром он покидал свой дом и возвращался лишь спустя несколько дней. Иногда пророка видели в Акабе и других арабских городах.


По слухам, он вел переговоры с аравийскими племенами, Мушрики боялись, что жители Аравии обратятся ислам, В этом случае Мекка лишилась бы своего сакрального статуса и ее экономика рухнула бы. Кроме того, Мухаммед мог собрать мусульманскую армию и захватить город силой оружия.


Вскоре мекканцы узнали, что сподвижники расуля тайно увезли своих женщин, детей и стариков из Мекки, Курайшитские шейхи насторожились. Казалось, их самый страшный кошмар начал сбываться.


В июне 622 года отцы города созвали совет в Дар ан-Надве (Доме собраний), который построил еще легендарный Кусай – первый курайшит в истории города. На совете присутствовали старейшины всех мекканских родов. Их интересовал единственный вопрос: что делать с Мухаммедом? Абу Джахль предложил следующую идею: представители от каждого клана должны убить пророка сообща. Таким образом, нельзя будет обвинить в убийстве кого-то одного и родственники Мухаммеда не смогут мстить всем сразу. Шейхи согласились с планом Абу Джахля и немедленно приступили к его реализации,


В ночь на 13 июня 622 года дом Мухаммеда был окружен. Курайшиты прильнули к дверям и сквозь трещины увидели, что в доме есть женщины. Племенной обычай категорически запрещал вершить расправу в присутствии женщин. Это незыблемое правило соблюдали все арабы, даже ассасины (наемные убийцы). Курайшиты ждали до рассвета. Наконец, с первыми лучами солнца они вломились в дом и обнаружили, что пророка там нет.


Ночью Мухаммед бежал в Ятриб. Мушрики организовали за ним погоню. Шейхи пообещали за расуля огромную награду – 100 верблюдов. Безрезультатно.


Итак, самый известный сын Мекки покинул свой родной город. «О Мекка, – сказал Мухаммед накануне бегства, – я люблю тебя больше, чем весь мир, но твои дети не дадут мне жить». Город решительно отверг расуля. За 11 лет пророческой деятельности Мухаммед приобрел менее 200 сахабов (сподвижников). Из 83 мусульман, совершивших хиджру в Эфиопию, к нему вернулись только 33. Многие сахабы умерли или погибли от рук курайшитов. Число приверженцев ислама сократилось, и сама религия оказалась под угрозой исчезновения.


Ятрибцы приняли Мухаммеда с распростертыми объятиями. Они даже переименовали свой город в Мединат-ан-Наби (Город Пророка), или Медину.


Бегство Мухаммеда ни в коей мере не принизило статус Мекки. Согласно Корану, Аллах упоминает ее, когда дает обещание: «Клянусь этим городом (Меккой)!» (90:1) и «Клянусь смоковницей и маслиной, и горою Синаем, и этим городом безопасным!» (95:1–3). Когда пророк жил в Медине, Аллах назвал Мекку «Матерью городов» (6:92). До сих пор каждый, кто попадает в Мекку, произносит арабскую молитву, начинающуюся со слов: «Я здесь, Господи, я здесь!»


Мухаммед отправился в Медину не один. За ним последовали около 100 меканских мусульман. Их прозвали мухаджирами – «совершившими переселение». Само переселение известно как Хиджра и датируется 24 сентября 622 года. Мухаджиры были самыми преданными сахабами. Они пользовались огромным авторитетом в мусульманской общине. Ятрибцев, которые приветствовали Мухаммеда и его соратников, отныне именовали ансарами.


Переселение ознаменовало конец джахилии – эпохи грубости, невежества и беззакония, в которой пребывали аравийские племена до принятия ислама. Однако противостояние Мекки и Медины только начиналось.


В 633–634 годах Мекка превратилась в центр исламского мира. С тех пор мусульмане совершают молитвы, повернувшись в сторону этого города. Но так было не всегда. По легенде, однажды ночью (в 619 году) Джабраил перенес Мухаммеда в Иерусалим на встречу с пророками Ибрахимом, Мусой и Исой. Затем ангелы рассекли расулю грудь и омыли его сердце. Упоминания об этих событиях содержатся в Коране (17:60, 53:6-18). Таким образом, Иерусалим стал священным не только для иудеев и христиан, но и для мусульман. До Хиджры последователи ислама молились в сторону Иерусалима. Но когда Мухаммед переехал в Медину, ему был ниспослан следующий аят: «Обрати же свое лицо в сторону Запретной мечети [в Мекке]. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:144). Медина была Городом Пророка. Мекка – Городом Аллаха.


После Хиджры курайшиты пристально следили за Мухаммедом. Они предчувствовали катастрофу. Мухаммед стал религиозным и политическим лидером Медины. Он активно заключал договоры с соседними племенами. Ансары и мухаджиры образовали единую исламскую общину.


Число мусульман быстро росло. В Медине появилась первая в мире мечеть – Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка). Мухаммед лично принимал участие в строительных работах. Здание было заложено в 622 году. Основными элементами его планировки являлись открытый двор и минареты. Впоследствии такая планировка стала обязательной для всех мечетей.


Кроме того, расуль ввел несколько ритуалов, которые делали ислам непохожим на прочие религии. С минаретов Масджид ан-Набави 5 раз в день звучал азан, призывавший мусульман к обязательной молитве (намазу). Слово «азана» в переводе с арабского означает «кричать на публике». В эпоху джахилии в Аравии существовал обычай издавать особый крик – например, для сбора членов племени на военный совет. Тот, кто зазывал людей, именовался муэдзином. Первым муэдзином в истории ислама стал мухаджир Билал ибн Рабах, обладавший невероятно сильным голосом. Эту обязанность возложил на него сам Мухаммед. Азан Билала был слышен по всей Медине. В Мекке несчастного раба никто не слышал. Но в Медине его голос достигал горизонта.


Теперь Город Пророка представлял собой угрозу для Мекки. В первую очередь курайшиты переживали за свои торговые караваны, которые возвращались из Сирии. Они должны были пройти недалеко от Медины и могли подвергнуться нападению со стороны мусульман. Пытаясь защитить свое имущество, мекканцы распространили ложные слухи о времени следования караванов. Благодаря этому большинство товаров удалось спокойно довезти до Мекки. Но информацию о самом крупном и богатом караване не удалось сохранить в тайне. По слухам, этот караван насчитывал более 2500 верблюдов. Его вел Абу Суфьян. И он не сомневался, что станет главной мишенью для мединцев.


Абу Суфьян отправил гонца в Мекку, чтобы вызвать подкрепление. Когда гонец прибыл в город, курайшиты уже готовились к войне с Мединой. Из Мекки выступила целая армия – 1 тысяча пехотинцев и 100 всадников. По пути в Медину они узнали, что караван Абу Суфьяна благополучно добрался до Мекки. Мухаммед узнал о приближении врага и вывел вооруженных сахабов в долину Бадр близ Медины. Войско пророка насчитывало 313 человек.


Многие курайшиты не хотели вступать в схватку. Цель их военной экспедиции состояла в том, чтобы защитить караван Абу Суфьяна, и эта задача была выполнена. Более того – на каждой из противоборствующих сторон присутствовали кровные родственники. Например, старший сын Утбы ибн Рабии, Абан, находился в мусульманском лагере. Однако Абу Джахль обвинил курайшитов в трусости и напомнил им о давнем обещании уничтожить всех мусульман Аравии. По мнению Абу Джахля, настало время покончить с Мухаммедом раз и навсегда. Мекканцы двинулись в Бадр. Они прибыли туда 17 марта 624 года и обнаружили, что мусульмане засыпали все колодцы в долине. Пророк тщательно подготовился к битве. Но мушрики решили, что легко разобьют маленькую исламскую армию.


Согласно древней традиции, битве предшествовали поединки трех лучших воинов с каждой стороны. По итогам поединков три курайшита были убиты, один сахаб – ранен, Тогда мушрики атаковали врага. Впервые в истории мусульмане бросились в бой с криком: «Аллаху Акбар!» («Аллах Велик!»)


В ходе сражения мекканское войско лишилось всех командиров. Абу Джахль и Утба ибн Рабия погибли. Курайшитов охватила паника. Через несколько часов все было кончено. Мекканцы потерпели сокрушительное поражение. Почти все отцы города пали в долине Бадр или попали в плен. Старый Абу Лахаб не участвовал в битве, но выделил солидную сумму денег на оснащение курайшитской армии. Узнав о победе мусульман, он скончался от горя. По слухам, после смерти тело Абу Лахаба источало такое зловоние, что к нему не подходили даже его сыновья.


В жизнеописаниях Мухаммеда говорится, что сахабы одолели мекканцев благодаря ангелам Аллаха. Сражение при Бадре считается единственной битвой ислама, в которой ангелы принимали непосредственное участие. Жители Аравии повсюду находили подтверждения божественного вмешательства. Например, один тщедушный сахаб взял в плен огромного курайшита, и кто-то сказал ему: «Разве ты смог бы одолеть его? Тебе помог ангел».


Тем временем в Мекке царил траур. Долина плача оглашалась рыданиями. Абу Суфьян взял руководство городом на себя. Он поклялся не умащать волосы маслом или не купаться, пока не отомстит сахабам. Торговля с Сирией принесла Абу Суфьяну сказочную прибыль. Теперь он собирался потратить деньги на создание новой армии и разгромить Медину.


Прежде всего Абу Суфьян нанял известных поэтов, дабы те разожгли боевой пыл мекканцев силой слова. Благородные курайшитки, потерявшие при Бадре своих ближайших родственников, жаждали крови. Они призывали горожан готовиться к войне. Самые пламенные речи произносила Хинд – супруга Абу Суфьяна и дочь Утбы. За один день она похоронила отца, брата Валида, дядю Шейбу и старшего сына Абана. Но женщина не собиралась мириться с утратой. Ее особую ненависть вызывал Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, убивший Утбу. Хинд обратилась к Вахши – эфиопскому рабу, который отличался меткостью в метании копья. Курайшитка велела ему присоединиться к мекканскому войску и убить Хамзу. В качестве награды она пообещала Вахши свободу.


За год жители Мекки собрали трехтысячную армию. Курайшиты были абсолютно уверены в победе. Они двинулись к Медине и 19 марта 625 года разбили лагерь около горы Ухуд на северной окраине города.


Но Мухаммеда предупредили о вражеском плане. Он успел собрать войско численностью 700 человек и заранее разместил группу из 50 лучников на одном из холмов Ухуда. Расуль приказал лучникам не покидать свои позиции ни при каких обстоятельствах. Среди исламских полководцев были Али (двоюродный брат пророка, сын покойного Абу Талиба), Абу Бакр (лучший друг Мухаммеда), Хамза ибн Абд аль-Мутталиб и Умар ибн аль-Хаттаб.


Изучив причины поражения при Бадре, курайшиты тщательно продумали тактику грядущего сражения. Абу Суфьян оставил 200 всадников в резерве. Воинственная Хинд громко распевала боевые песни. Музыканты били в тамбурины. Нервы у всех были на пределе.


Битва состоялась 23 марта 625 года. Отряды Хамзы и Али ворвались в ряды курайшитов, сея ужас и смерть. Когда мушрики попытались продвинуться вперед, лучники осыпали их градом стрел. Мекканцы отступили. Сахабы решили, что сражение выиграно, и бросились захватывать трофеи. Лучники оставили свои позиции и присоединились к основному войску.


Тем временем знатный курайшит Халид ибн аль-Валид развернул конницу, обогнул Ухуд и атаковал исламскую армию с тыла. Началась неразбериха. Хамза пал от руки Вахши. Язычники теснили мусульман. Абу Суфьян довольно потирал руки. Он предвкушал пленение или гибель Мухаммеда. Но сподвижники закрыли пророка своими телами и не подпустили к нему врагов.


Пока мужчины сражались, курайшитки с остервенением уродовали тела павших мусульман. Они отрезали покойникам уши и носы, а потом делали ожерелья из этих ужасных трофеев. Обнаружив труп Хамзы, Хинд распорола ему живот, вырвала печень и попыталась ее съесть, но почувствовала тошноту.


Битва при Ухуде закончилась поражением сахабов. Язычники разбили врага и триумфально вернулись в Мекку. Это была их первая и последняя победа над Мухаммедом.


Мекка ликовала. Весть о разгроме мусульман в мгновение ока облетела всю Аравию. Однако расуль и многие его сподвижники уцелели. Абу Суфьян вознамерился уничтожить их всех и сровнять Медину с землей. Он отправил гонцов к разным арабским племенам гонцов с предложением вместе напасть на Город Пророка.


Секретные переговоры и тайные встречи долгое время не приносили результатов. Но однажды в Мекку прибыли представители Бану Надир и Бану Вайль. Бану Надир и Бану Вайль являлись еврейскими племенами и издавна проживали в Медине. Они отказались признавать власть Мухаммеда, и их изгнали из города. Иудеи спросили, не хотят ли курайшиты объединиться с ними против мусульман. Шейхи обрадовались. Но Абу Суфьян хотел заполучить как можно больше союзников. Наконец мекканцы склонили на свою сторону мощные племена Бану Гатафан и Бану Фазаз. Вскоре к Абу Суфьяну примкнули Бану Асад (союзники Бану Гатафан), Бану Мурах (союзники Бану Надир), Бану Салим (дальние родственники курайшитов) и некоторые другие племена. Объединенная армия язычников насчитывала 10 тысяч человек. План Абу Суфьяна заключался в том, чтобы атаковать Медину одновременно с севера и юга. Мушрики совершили марш-бросок через пустыню и вышли к Медине 31 марта 627 года.


Абу Суфьян старался не разглашать свой план. Однако пустыни Аравии не умеют хранить тайны. Дойдя до Медины, курайшиты обнаружили, что вдоль северной границы города выкопан широкий и глубокий ров. Со всех остальных сторон Медину защищали горы. Она казалась неприступной. До этого момента арабы не использовали траншеи для ведения войны. Мухаммед приказал вырыть ров по совету сахаба Салмана аль-Фариси – первого перса, принявшего ислам.


Мекканцы были в недоумении. Абу Суфьян на день уступил пост главнокомандующего прославленным аравийским воинам, и те попытались штурмовать город. Ничего не получилось. Тогда курайшиты вступили в сговор с Бану Курайза – еще одним иудейским племенем Медины, которое в 622 году подписало мирный договор с Мухаммедом. Несмотря на это, евреи Бану Курайза согласились поднять городской мятеж. Однако хитрый мусульманин Нуайм ибн Масуд внес раскол в их ряды заговорщиков.


Мушрики теряли терпение. Они пришли сражаться и не были готовы к осаде. Продукты заканчивались. Среди язычников начались распри. Курайшиты и Бану Гатафан открыто враждовали между собой. Абу Суфьян понял, что осажденные могут держаться месяцами, если не годами.


Аравийская армия стояла под Мединой примерно 2–3 недели, пока однажды ночью погода не испортилась. Жестокая буря разметала лагерь мушриков. Аль-Бухари передает, что Абу Суфьян сказал своим людям: «О курайшиты! У вас нет постоянного жилья. Верблюды и лошади гибнут. Бану Курайза нарушили данное нам слово. Они поступили с нами дурно. Как видите, мы встретились с сильным ветром. Не могут устоять ни котлы, ни костры, ни наши палатки. Уходите! Я уезжаю». Он сел на верблюда и вернулся в Мекку. Курайшиты последовали за ним.


Таким образом, мекканцы снова проиграли. События весны 627 года известны как Битва у рва – хотя на самом деле никакой битвы не было. Считается, что бурю на язычников наслал Аллах, определив тем самым исход осады Медины.


Экономика Мекки была подорвана. Абу Суфьян отказался от мысли собрать очередную армию. Денег катастрофически не хватало. Курайшиты чувствовали, что в ближайшем будущем Медина обретет могущество и составит Мекке сильнейшую конкуренцию.


Новости из Города Пророка были неутешительны для мекканцев. Бану Курайза подверглись жестокому наказанию. Всех мужчин племени казнили, женщин и детей обратили в рабство, а имущество поделили между мусульманами. Сахабы не собирались прощать предателей. Мухаммед налаживал собственную караванную торговлю и посылал по всей Аравии военные отряды, заставляя бедуинов принимать ислам. В итоге кочевники покорились расулю. В Медину потянулись караваны с дарами. Аравийские шейхи пытались задобрить мусульман и договориться с ними о выгодных условиях подчинения для своих племен.


Однако новая религия плохо приживалась среди арабов. Они не понимали смысла многих исламских правил. Действительно, как совершать омовение перед молитвой, если в пустыне нет воды? Разве может бедный кочевник подавать милостыню? Так ли уж необходимо чтить священный месяц Рамадан, во время которого Мухаммед получил первые аяты Корана, – ведь жители Аравии неграмотны? Зачем поститься, если бедуины и так питаются скудно? И наконец, ради чего надо отречься от веры своих предков?


Между тем шахада, намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время Рамадана) и закят (милостыня) являлись четырьмя столпами ислама. Вскоре к ним прибавился пятый столп – хадж. На Мухаммеда снизошло новое откровение. Согласно ему, Мекка провозглашалась священным городом и местом паломничества для мусульман. Коран гласит: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Коран 3:97).


В марте 628 года Мухаммед сообщил курайшитам о своем намерении посетить Мекку в паломнических целях. 13 марта караван хаджи выступил из Медины. Абу Суфьян был озадачен. Он не знал, чем на самом деле руководствовался пророк, – желанием почтить родной город или же стремлением захватить его. Шейхи решили, что Мухаммеда нельзя впускать в Мекку.


Курайшиты начали готовиться к обороне. Абу Суфьян призвал на помощь всех своих союзников. Он также отправил навстречу мусульманам 200 всадников во главе с Халидом ибн аль-Валидом. Узнав об этом, Мухаммед и сахабы решили остановиться в месте под названием Худайбия, что в 24 км западнее Мекки. Худайбия входила в священную область, на которой были запрещены любые насильственные действия. Пророк передал курайшитам, что не собирается сражаться. В его планы входило лишь посещение Каабы.

На страницу:
4 из 5