Полная версия
Законы счастливой семейной жизни
Автор: Это несколько преждевременный вопрос. В дальнейшем мы ещё коснемся этой темы.
Читательница: Но все же, не могли бы вы коснуться ее, хотя бы вкратце, сейчас?
Автор: Хорошо, я коротко остановлюсь на ней. В начале семейной жизни уровень разумности у супругов действительно несколько снижается. Это происходит вследствие естественного ухода в чувственные наслаждения. Однако при правильной организации семейной жизни этот период расслабления разума проходит и, при сильном желании, молодые люди, несомненно, начнут прогрессировать вновь.
Читательница: Вы мне ответили в общем, но я хотела бы узнать поконкретнее, как часто молодые люди после женитьбы оказываются более легкомысленными, чем до женитьбы?
Автор: Если говорить о взаимоотношениях большей части молодых людей, то через несколько месяцев после женитьбы они начинают казаться друг другу несколько легкомысленными, что вполне закономерно. Как я уже говорил, причиной тому является вполне естественное для данной ситуации чрезмерно сильное погружение в семейное счастье. Под семейным счастьем в данном случае подразумеваются сексуальные отношения.
Если молодые люди, пройдя этот этап семейной жизни, в дальнейшем не начнут работать над собой, то с течением времени их разумность будет таять всё больше и больше. В свою очередь это приведет к проблемам, над которыми рано или поздно придется работать. Таким образом, семейная жизнь постоянно заставляет нас быть ответственными, и рано или поздно всё равно придется начать работать над собой.
Читатель: Если разум от семейной жизни постоянно тает, то как тогда, живя в семье, можно обрести счастье?
Автор: Просто нужно серьёзно изучать законы счастливой семейной жизни. В том-то и заключается повышенная ответственность семейной жизни, что в ней для совершения духовного прогресса требуется быть вдвойне более серьёзным и бдительным.
Читательница: Я вам задала вопрос только относительно одного супруга. Вы же отвечаете мне сразу и о молодом человеке, и о девушке. Мне кажется, что девушки, выйдя замуж, наоборот, умнеют. Разве разумность супругов уменьшается или повышается всегда синхронно?
Автор: Да, такая закономерность существует. В подавляющем большинстве случаев у супругов наблюдается сильная взаимосвязь их разумов. Чаще всего, особенно в начале семейной жизни, их разумность синхронно уменьшается. Однако при правильном подходе к организации семейной жизни ситуация в дальнейшем может поменяться.
Читательница: А мне кажется, что мужчины после женитьбы чаще всего становятся ленивыми и менее серьёзными. Женщинам же приходится много работать по дому, в семье не очень-то расслабишься.
Автор: Разумность не всегда напрямую связана с тем, насколько много человек работает. Чаще всего, особенно в начале совместной жизни, характер обоих супругов заметно портится. Каждому из них становится свойственным замечать в другом только недостатки. Потому и может казаться, что «его характер испортился, а мой нет».
Читательница: А если действительно испортился характер только одного из супругов, тогда как вести себя другому?
Автор: Если один из супругов наделен какими-либо преимуществами в характере, то чаще всего при этом он старается не замечать недостатков другого, а напротив, сильнее обращает внимание на свои собственные недостатки.
Читательница: К чему такое лицемерие: если у кого-то есть недостатки, то зачем делать вид, что их нет?
Автор: Мы сейчас говорим не о лицемерии. Лицемеры тоже могут делать вид, что не замечают чужих недостатков, но внутри себя они копят злость и обиду. Поймите, мы говорим о том, что у одного из супругов на самом деле характер лучше, чем у другого. Это преимущество всегда выражается одинаково: супруг с более чистым, безгрешным характером естественным образом обращает внимание только на свои собственные недостатки. Ему на самом деле не хочется видеть недостатки в характере близких людей.
Читательница: Это что, единственный критерий, который указывает на хороший характер? Неужели не бывает других положительных черт характера, кроме того, чтобы не видеть плохих качеств в другом?
Автор: Хороших черт характера действительно очень много.
Но если говорить об отношениях между супругами, то в этом случае способность замечать преимущественно свои собственные недостатки является главным признаком того, что характер этого супруга действительно лучше.
Смирение и всепрощение являются двумя ключами одного замка, который открывает дверь совершенствования семейных отношений. Если человек способен развить в себе именно эти черты характера, то в семейных отношениях он, несомненно, будет выглядеть лучше.
Читательница: А если один из супругов постоянно замечает недостатки другого, а тот не замечает или не хочет замечать их у первого, то не становится ли этот другой козлом отпущения?
Автор: И такое случается, но только в том случае, когда человек не замечает недостатки родственников потому, что или боится их замечать, или не хочет выдавать своим поведением, что замечает их. Таким поведением он проявляет слабость характера и неизбежно становится униженным. В то время как того, кто старается вести себя честно, смиренно и с позитивным настроем, близкие люди быстро начинают ценить и уважать.
Однако природа нашего эгоизма такова, что каждый из супругов склонен быстро замечать плохое отношение к нему со стороны родственников. И в то же время каждый из супругов совсем не замечает, как он сам наносит всевозможные оскорбления. Больше того, он считает нанесенные им оскорбления справедливыми замечаниями, которые, по его мнению, обязательно помогут близкому человеку исправиться.
Как я уже отмечал, если человек не склонен акцентировать внимание на недостатках ближних и, больше того, способен в любых ситуациях проявлять позитивное мышление, это, несомненно, указывает на преимущество и чистоту его характера.
Читательница: Что, справедливые замечания лучше вообще не делать, пусть родственники живут как хотят?
Автор: Справедливое замечание всегда вызывает хорошие чувства. Мы же с вами сейчас говорим о замечаниях, которые совершаются в грубой, оскорбительной форме. Интересно, что тот, кто делает замечание, чаще всего не замечает за собой оскорбительного настроя.
Читательница: Как же определить, сделал ли ты замечание правильно или в недопустимой форме?
Автор: Если замечание сделано правильно, то близкий человек не воспримет его как оскорбление.
Читательница: А если даже правильно сделанное замечание воспринимается как оскорбление?
Автор: Так вообще не бывает, от меда никто не отказывается.
Если замечание сделано в правильной, сострадательной форме, с учетом особенностей характера супруга, то отношения от этого только улучшатся. Любовь порождает любовь, а ненависть, пусть даже скрытая, всегда порождает ненависть.
Читательница: Вы интересно рассуждаете; чувствую, что в этом что-то есть.
Читатель: Я хотел бы знать, почему это происходит: справедливое, как ты считаешь, замечание на самом деле часто оказывается оскорблением в адрес близкого человека.
Автор: Потому что чаще всего мы делаем друг другу замечания не из чувства сострадания к близкому человеку, а в тот момент, когда испытываем по отношению к нему раздражение или обиду. Если замечание действительно делается из сострадания, то в голосе сквозит доброта и смирение, но не раздраженность и грубость.
Читатель: А если близкий человек своим поведением просто выводит из себя? Что, неужели нельзя ему сказать об этом, пусть даже в раздраженном состоянии? От чужой агрессии надо же себя как-то защищать!
Автор: Бывает, человек иногда срывается и, идя на поводу у общей плохой кармы, вступает в спор и начинает агрессивно защищаться. Однако, выйдя из этой ситуации, он должен найти в себе силы извиниться первым за свою грубую речь.
Читатель: Даже если он первым не начинал конфликта, то всё равно он должен извиниться первым? Не подорвет ли это его достоинство и авторитет?
Автор: Согласно Ведам, в отношениях между супругами достойнее выглядит тот человек, который извинится первым. Именно в этом проявляется то, что он старается вести себя прилично.
Читатель: А по каким критериям можно судить, что ты не так, как надо, сказал что-то близкому человеку?
Автор: Если вы заметили, что на сказанные вами слова обиделись или разозлились, вот это и является критерием того, что нужно немедленно попросить прощения. Просить прощения следует даже в том случае, если сам не считаешь себя виноватым.
Читательница: Хороший вывод! Только как достичь такого самоконтроля на практике?
Автор: А вот для этого-то как раз и нужно работать над собой ещё до женитьбы. После того как человек женился, его способность поменять себя сильно снижается из-за возросшего в нем эгоизма.
Однако на самом деле учиться никогда не поздно. Мы каждый день обязаны постигать, как жить правильно. В этом, согласно Ведам, и заключается смысл разумной жизни. Если говорить о периоде ученичества, то для успешной учебы в это время рекомендуется вести отрешенный образ жизни. Такое поведение поможет в будущем обрести хороший характер, высокую квалификацию в своей специальности и создать крепкую семью с хорошими духовными традициями.
В следующем укладе – жизни семьянина – человек в работе над своим характером уже использует те достижения, которые развил в себе в период ученичества. Однако в этот период человек, работая над собой, ни в коем случае не должен пренебрегать своими семейными и общественными обязанностями.
Читательница: Хорошо сказано! Вы утверждаете, что если над своим характером серьезно не работать в юности, то конфликты в семье будут просто неизбежны. Получается, что все, кто занимался до женитьбы работой над своим характером, обретут в семье мир и спокойствие?
Автор: Да, это так.
Читательница: Неужели из этой закономерности не бывает никаких исключений? Неужели не бывает так, что у людей и так хорошая семья, что они просто живут себе счастливо и ни о чем не заботятся?
Автор: Нет, не бывает. Только те молодые люди, которые до женитьбы хорошо потрудились над своим характером, могут рассчитывать на счастливую семейную жизнь.
И в семейной жизни этот принцип действует точно так же. Если люди живут в семье счастливо, это значит, что каждый день они серьёзно работают над собой. Семейная жизнь, имея в своей основе сексуальное влечение (желание наслаждаться телом близкого человека), всегда порождает тенденцию к увеличению совместного эгоизма. Поэтому, согласно нашей судьбе, именно семейная жизнь предназначена для постоянной борьбы с собственным эгоизмом. Малейшее расслабление в этой борьбе немедленно портит отношения, и это является закономерностью.
В результате праздной семейной жизни взаимный эгоизм начинает расти, а взаимная разумность при этом неуклонно тает. Так что неизбежно супруги, которые выбрали беззаботный стиль жизни, очень скоро начинают портить отношения друг с другом, даже если вначале эти отношения и были просто чудесными.
Таким образом, способность сохранять семью счастливой необходимо развить в себе ещё до женитьбы. В этом и заключается главное знание, как создать счастливую семью.
Читательница: Да, если бы мы понимали это в свои молодые годы, может быть, и отношения сложились бы совсем по-другому!
Читатель: Потрясающе! Это фактически означает, что не мы одни страдаем. Получается, что все, кто живет семейной жизнью и не работает над собой, обречены на конфликты и страдания.
Автор: Потому-то Веды и говорят, что семейная жизнь предназначена не для наслаждений, а для самосовершенствования. Для того чтобы это хорошо усвоить, молодые люди должны ещё до создания семьи серьёзно изучить, как работать над своим характером для создания счастливой семьи. Однако и после создания семьи тоже не стоит успокаиваться и расслабляться.
Для семейных людей Веды рекомендуют вполне конкретные формы работы над собой. Например, для достижения прогресса и очищения сознания семейным людям рекомендуется совершать пожертвования в благости. Согласно Ведам именно пожертвования, сделанные в благостном состоянии сознания, быстро и эффективно снижают семейный эгоизм. От этого, соответственно, быстро улучшаются и отношения в семье.
Читатель: Вы утверждаете, что совершение пожертвований в благости – это залог успеха в счастливой семейной жизни? Но в предыдущих беседах мы эту тему рассмотрели лишь вкратце. Почему бы нам теперь не поговорить об этом?
Автор: Всему своё время. Сначала давайте закончим тему создания счастливой семьи. Затем, в следующем цикле бесед, будем говорить о том, как эту семью сохранить счастливой. Вот тогда мы с вами и доберемся до пожертвований в благости.
Читательница: Что вы имеете в виду, говоря о совместном, семейном, эгоизме? До сих пор я считала, что эгоизм по определению может проявляться только со стороны какого-то одного человека.
Автор: Вы правы, эгоизм – это понятие сугубо индивидуальное. Но задумайтесь, например, над фразой «мои родственники». На что она указывает?
Читательница: На то, что эти родственники принадлежат мне, а не Клавдии Петровне.
Автор: Правильно. Поэтому эгоизм включает в себя не только понятие «я», но и понятие «моё». Для мужа «моё» – это жена, для жены «моё» – это муж, для них обоих «моё» – это дети, квартира, машина и т. д. Таким образом, семейный эгоизм распределяется между членами семьи.
Если семейного эгоизма становится слишком много, то отношения неизбежно начинают портиться. Поэтому ещё до женитьбы следует изучать, как правильно организовывать свою семейную жизнь, как правильно выбирать спутника жизни. Без этого знания создать счастливую семью очень и очень трудно.
Читательница: Разве знание, а не любовь движет этим миром, разве не любовь выбирает нам спутника жизни? Если Веды учат браку по расчету, то о какой счастливой жизни может идти речь?
Автор: Несомненно, любовь – это высшая форма проявления счастья. Знание о воспитании хорошего характера не помеха для любви. Знание о правильном понимании семейного счастья способно привести к тому, что молодой человек или девушка влюбятся не в того, кто неминуемо принесет им горе, а в того, кто способен их осчастливить. Именно об этом знании, меняющем судьбу молодых людей, мы сейчас и говорим. Я вовсе не имел в виду, что замуж нужно выходить без любви, по расчету.
Читательница: Так дайте же нам поскорее это удивительное знание. Мне так хочется получить его! Представляете, как будет хорошо, если моя дочка, когда подрастет, освоив это знание, без труда найдет себе хорошего мальчика!
Читатель: Цирк!
Читательница: Что ты в этом вопросе понимаешь? Это на самом деле очень важная и, несомненно, очень нужная тема.
Читатель: Да нет, всё правильно, я опять нечаянно среагировал на твои бурные эмоции.
Автор: Это действительно важная тема, но прежде чем начать говорить о ней, подведем итог нашей первой беседы.
ВЫВОД: Согласно Ведам, существует четыре уклада жизни: ученичество (соблюдается обет безбрачия); семейная жизнь; уход от обязанностей, мешающих самосовершенствованию, и отречение. Эти уклады соответствуют четырем возрастным периодам в жизни человека. Однако иногда между возрастом и периодом жизни возникают некоторые несоответствия. Так, бывает, что затягивается ученичество, или человек, закончив обучение, немедленно принимает отрешенный образ жизни. Но всё же в большинстве случаев люди, вступив в зрелый период, ведут семейную жизнь.
Семейная жизнь связывает человека многочисленными обязательствами и тяжелой кармой. Тем не менее мы ждём от семейной жизни счастья. Для того чтобы семейная жизнь действительно была счастливой, юноши и девушки еще до женитьбы должны учиться тому, как стать счастливыми: совершенствовать свой характер, очищать и укреплять разум. Основным фактором успеха в учебе является соблюдение, вплоть до самой свадьбы, целомудрия. Такое поведение способствует правильному выбору достойного спутника жизни, который в дальнейшем поможет идти нелегким путем семейной жизни.
Если по какой-либо причине человек не изучил науку о правильном создании и построении семьи до женитьбы, то обратиться к этим жизненно важным вопросам всё же никогда не поздно.
Чего наберешься, с тем и поведешься
Продолжим изучать вопросы создания счастливой семьи. Сейчас речь пойдёт о том, как грамотно готовиться к созданию семьи и строить правильные отношения со своим будущим супругом.
Сразу же после знакомства с кандидатом в супруги следует задуматься: какая семья с этим человеком может быть создана? Следует иметь в виду, что во многом это будет зависеть от того, какие интересы, какое общение и какой характер имеют познакомившиеся молодые люди. Следует заметить, что ведическое понимание того, как юноши и девушки должны вести себя перед женитьбой, отличается от существующего сейчас в обществе.
Веды рекомендуют в выборе спутника жизни основное внимание обращать на то, какие черты характера он имеет, каковы его интересы и цели. Мы же обычно основное внимание уделяем внешней стороне. Мы считаем, что для успешного брака нужно научиться хорошо выглядеть и вежливо общаться друг с другом. Если кто-то при общении кажется приятным, его и выбирают на всю жизнь.
Читательница: Разве не надежно полагаться на свою интуицию? Кроме собственного сердца, кто ещё поможет нам в столь интимном вопросе?
Автор: Вы правы, нужно слушать голос своего сердца, но при этом не следует также пренебрегать мнением окружающих людей о выбранном человеке. Часто это мнение бывает намного объективнее мнения понравившихся друг другу молодых людей.
Любовь ослепляет, и внешне безукоризненное поначалу поведение, продиктованное сильной симпатией к объекту любви, мы воспринимаем как действительность, не подверженную изменениям. Однако характер – предмет более глубокий, в чем супруги убеждаются после того, как некоторое время поживут вместе. Постепенно они начинают замечать, что их взгляды на жизнь, темперамент, характер и интересы во многом сильно различаются. Однако, так как «роспись уже поставлена», остается к этой несовместимости приспосабливаться всю жизнь.
Читательница: Конечно, хорошо воспитывать свой характер и ждать хорошего жениха. Однако есть риск вообще его не дождаться. Я не знаю, как было в ведические времена, но сейчас, если женщина не будет ухаживать за своим телом, на неё никто даже не посмотрит. Есть много примеров, когда девушки, обладающие внутренней красотой, но особенно не заботящиеся о своей внешности, подолгу не могли выйти замуж. Что вы скажете на это?
Автор: Вы правы, для того чтобы девушке выйти замуж, она должна обязательно следить за своим внешним видом и прихорашиваться. Это способствует тому, что на неё начинают обращать больше внимания. Однако сейчас мы с вами обсуждаем не то, как поскорее привлечь к себе внимание всех парней подряд, а то, как не ошибиться в своем выборе. При выборе спутника жизни чрезмерная привлекательность, которая неизбежно увеличивает число поклонников, может, наоборот, запутать девушку и помешать правильному результату.
Читатель: Другими словами, вы хотите сказать, что если девушка, прихорашиваясь, излишне привлекает к себе внимание, то у неё повышается риск ошибиться в выборе?
Автор: Так оно и есть. Если появляется слишком много кавалеров, то не всегда бывает так, что побеждает самый лучший. Увы, зачастую побеждает тот, кто больше других развязен и настойчив в своем поведении. Поэтому имеет смысл прихорашиваться не слишком броско.
Лучше всего, если молодой человек привлекается в первую очередь не внешним видом, а характером девушки и ее взглядами на жизнь. Именно поэтому девушке не следует делать свой внешний вид слишком броским. Этот простой совет принесет много преимуществ в будущем формировании семьи. Поймите, разумные парни обращают внимание на скромных девушек, а неразумные – на тех, кто ярче выглядит.
Читательница: Интересная закономерность. Однако согласитесь, что характер со временем можно исправить, а вот если личиком или фигуркой не удалась, то здесь уж ничего не поделаешь.
Автор: Конечно, у вас железная логика, но, тем не менее, что касается характера, дела с ним обстоят гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Особенно тяжело бывает тем супругам, у которых наряду с недостатками характера имеет место ещё и астрологическая (психическая) несовместимость. В случае психической несовместимости жить становится совсем тяжело. Если же вся проблема только в личике девушки, то при хорошем ее характере мало кто станет обращать на это внимание.
Читательница: Может быть, вы и правы. Но как выбрать себе совместимого по характеру жениха или невесту?
Автор: Именно об этом я и хотел с вами сейчас поговорить.
Читатель: Дорогая, давай, наконец, послушаем эту важную тему; в процессе рассказа все твои сомнения разрешатся.
Читательница: Я полна внимания.
Автор: Веды заявляют, что личность – это не то, что изучается в курсе анатомии. Мы считаем себя телом, и поэтому красим губы, качаем мышцы, прихорашиваемся друг для друга. Так мы пытаемся подчеркнуть какие-то свои преимущества. Веды считают, что анатомические особенности строения тела будущего супруга (супруги) нужно учитывать, но только во вторую очередь. Первое, что нужно, – это понять характер будущего супруга, причем понимание друг друга останавливаться на этом не должно, со временем нужно научиться осознавать духовную природу друг друга. Именно такой подход обеспечит в дальнейшем счастье в семейной жизни.
Несомненно, привлекательная внешность в какой-то степени указывает на благочестие человека, и при выборе спутника жизни это должно учитываться. Однако гораздо более серьёзное внимание надо обращать на красоту иного рода. Это – внутренняя привлекательность, то есть привлекательность характера человека, его взглядов на жизнь. Более того, существует еще и духовная красота, понимание которой доступно только святым людям. В дальнейшем мы остановимся также и на этом вопросе, хотя тема духовной красоты человека довольно трудна для понимания.
Читательница: Вы заметили, что если человек отлично сложен, красив и привлекателен внешне, то это уже указывает на его хороший характер. Не значит ли это, что некрасивый человек, пусть даже с некоторыми преимуществами в характере, всё-таки не ровня по-настоящему красивому?
Автор: Конечно, хорошо, если обладатель безукоризненного характера ещё и внешне красив. Однако часто бывает так, что внешне очень привлекательный человек обладает отвратительным характером и, наоборот, внешне некрасивый может стать хорошим супругом (супругой). Поэтому для правильного выбора спутника жизни не следует ориентироваться только на внешнюю привлекательность. Следует знать: то, что молодых людей часто привлекает друг в друге, не всегда в семейной жизни делает их счастливыми. К сожалению, часто мы привлекаемся тем, что в дальнейшем приносит нам страдания.
Читатель: Как же это возможно, чтобы что-то негативное стало вдруг привлекательным и вызвало чувство любви? Я так понимаю: внешняя красота всегда находится в гармонии с внутренней красотой. Поэтому всё, что привлекательно, должно в конечном счете принести счастье.
Автор: Несомненно, привлекательность является признаком того, что какое-то счастье будет. Вопрос только: какое и надолго ли?
Читательница: Для длительного счастья нужно выбирать человека покрасивее и наиболее приятного для себя. Чем больше будешь его любить, тем дольше продлится союз.
Автор: Если речь идет о настоящей, благородной красоте, которую ценят разумные люди, то вы правы, такое соответствие имеет место. Но следует знать, что существует также и другой вид внешней красоты, который помимо счастья приносит страдания. Этот вид красоты излучают связанные с половыми функциями нижние психические центры.