bannerbannerbanner
Свет христианства: от древнего Рима до наших дней. Феномен Веры
Свет христианства: от древнего Рима до наших дней. Феномен Веры

Полная версия

Свет христианства: от древнего Рима до наших дней. Феномен Веры

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Свет христианства: от древнего Рима до наших дней

Феномен Веры


Валерий Пикулев

© Валерий Пикулев, 2022


ISBN 978-5-0050-8697-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Выражаю глубокую благодарность доктору богословия, профессору Московской духовной академии – Алексею Ильичу Осипову, – публикации, лекции и взгляды которого побудили меня к созданию этой книги.

КНИГА 1. Святые узники Рима

От автора

Святые Апостолы – Павел, Пётр, Иоанн Богослов… Эти Столпы Христианства, обречённые Римом на смерть и на муки, донесли до нас Учение Христа, заложив (ещё в I-м веке н.э.!) основы Христианской Веры. Это Учение, а вернее, как его следует воспринимать нам, живущим в веке XXI-м, и станет главной темой дилогии.

Образ Святого Апостола Павла давно занимал моё воображение, заставляя вновь и вновь перечитывать Его Послания, ставшие, по существу, основой Христианства. В них – всё!  До мелочей! Из этих Посланий  стало многое понятно, – и не только в Новом Завете, но и в жизни.

Павел и Пётр… Первый из них был яростным гонителем Христа, а потом… Второй же трижды отрёкся от Христа. А потом… Потом они стали Главными Апостолами Христианства, принявшими смерть за верность Христу! – В Риме!

Иоанн Богослов… Именно, Его труды – Евангелие, Послания и Откровения, – составят весомую часть Нового Завета. И порою кажется, что половина предсказаний Святого Иоанна уже сбылась. Но, об этом позже, а пока…


Рим… – это звучное слово рисует в воображении не Столицу Мира, бережно хранящую Бриллианты Истории в сверкающей оправе современного урбанизма, – оно создаёт видения самой Истории:

гладиаторы, орошающие кровью песок только что возведённого при Флавиях Колизея…

Форум, оглашаемый пламенными речами Цицерона…

Святые Павел и Пётр, ведомые на казнь; Святой Иоанн Богослов, вверженный в котёл с кипящим маслом…

О Риме говорить можно бесконечно, поражаясь блеском его сверкающих граней, – Рим Древний, Средневековый Рим… – да и сказано уж немало. А вот, Апостолы… – Святой Павел, Святой Пётр, Святой Иоанн, грозная в своём величии судьба коих связана с этим Вечным Городом, – а почему бы, повествуя о Риме, не рассказать о творениях этих Трёх Столпов Христианства и о том, сколь они своевременны сейчас, – в наши дни?!

Рассказывать о некоем учении можно лишь, прочувствовав его на своём, личном, опыте. А поэтому дилогия будет представлять собою не изложение основ Христианства, а скорее, моё понимание этого Великого Учения, отношение к нему светского человека, обременённого пороками, страстями и не очень-то воцерковлённого…

А теперь – в путь!


С уважением! Валерий Пикулев

Рим

Рассказать о Риме? – Полноте, о нём уж и так сказано-пересказано, что и добавить нечего. Да и незачем. Его архитектура, памятники, виллы и сады, в коих город просто утопает, – самый зелёный среди европейских столиц! – всё это известно ещё со школьной скамьи. А рассказ пойдёт совсем о другом, – о том, что и следует рассказать, уж если дилогия посвящена Учению Христа.

И тем не менее, всё же, необходимо хотя бы в набросках, в нескольких штрихах, обрисовать место, на котором 2 тысячи лет назад разыгралась драма зарождения Христианства.

Вечный Город одинаково дорог всем христианам мира, будь то католики, православные или представители других конфессий Христианской Церкви. А до Великой Схизмы, – до раскола Единой Церкви на Восточную и Западную, случившегося в 1054 году в Константинополе, когда Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат Папы Льва IX Кардинал Гумберт предали друг друга анафеме, – Рим был идейным центром всего христианского мира.

Это потом уже западные христиане объявили себя членами Католической (Вселенской) Церкви, а восточных стали считать христианами ортодоксальными. Что ж, не нами, православными (а я христианин православный), это придумано.

Стоит напомнить, что «ортодоксия» с греческого переводится как «правильно полагать, иметь правильное мнение». С другой стороны, ортодоксами называют людей, следующих более консервативному типу мышления и не приемлющих никаких изменений и реформ. Отсюда, с неумолимостью логики, можно утверждать: до Великой Схизмы Единая Христианская Церковь являлась, по сути своей, – Православной! Кстати, во времена Раннего Христианства слова «православный» и «католик (кафолик)» были синонимами.

Древний Рим… – это не Древний Египет или Древняя Эллада, история возникновения которых довольно типична для всех цивилизаций: скотоводческие племена, став оседлыми и не чуждыми земледелия, начинают создавать поселения, а затем и города, формирующие облик будущей государственности. – Нет, Древний Рим был основан пришельцами, на земле уже существовавшего тогда на Апеннинском полуострове этрусского царства Лации, задолго до основания в 753 году до н.э. города Рима.

Основателями первой правящей династии Древнего Рима были троянский царь Эней, бежавший от греков после падения Трои и высадившийся с горсткой своих воинов на берегах Италии, и его жена, – Лавиния, дочь местного царя Латина. А первым городом новой цивилизации следует считать небольшой городок, названный в честь жены основателя. Сын же Энея и Лавинии, – Асканий, – заложил уже хорошо известную нам Альбу Лонгу, развалины которой сохранились до наших дней в предместьях города Рима.


Неизвестно, сколько лет прошло до появления царственных братьев, но вот, они явились – Нумитор и Амулий. Борьба за власть между ними привела к тому, что внуки-близнецы свергнутого Нумитора остались без родительской опеки и выжили, благодаря лишь пробегавшей мимо волчицы да свинопаса, их нашедшего и воспитавшего как своих детей. То были Рем и Ромул.

Братья-близнецы выросли бойкими и деловыми. Они возвратили Альбу-Лонгу своему деду, свергнув Амулия, а сами решили основать новый город. Им в ту пору было по 18 лет, а на дворе стоял уже 753-й год до н.э.

Так возник город Рим, наречённый в честь Ромула. А почему в честь него? – Да потому, что Рем к тому времени уже был убит дальновидным братом.

Город строился, ему нужна была здоровая мужская сила, которая и предоставлялась всеми желающими: от беглых рабов до преступников. Короче, в Риме собралась неслабая компания грубых мужиков. Женщин было мало, да и кто позарится на отпетых головорезов?! В результате, среди молодых горожан можно было сыскать не более сотни парней, гордившихся тем, что они знали в лицо своих отцов. Вот, они-то и стали известны как «знающие отца» или «отцовские». Их потому и нарекли «патрициями»; и они впоследствии основали совет старейшин – Сенат.

Вот пожалуй, и всё, что можно рассказать о возникновении города Рима. Ну, а его дальнейшая история хорошо известна любому образованному человеку.


Касательно духовности и верований добавлю, что римлян нельзя обвинить в тяге к абстракциям: они даже о религии своей особо не заморачивались, позаимствовав её у греков и дав богам Олимпа лишь другие имена. Так, Зевса нарекли Юпитером, Афродиту – Венерой, Гермес обратился в Меркурия, а бог медицины Асклепий стал Эскулапом… Да, римляне, в отличие от греков, не были набожны. Правда, к чести их надо признать: от «вороватых» (по мнению Цицерона) греков они отличались высокой законопослушностью.

Цивилизация Древнего Рима оставила нам огромное наследие: «римское право», ставшее основой правовых систем большинства государств мира; латынь, – этот исторический фундамент большинства европейских языков (на котором, правда, не говорит ни один из народов, однако, не обходится ни один врач и ни один юрист); идеалы культурных ценностей, на коих взросла современная культура многих народов Европы… Оставила и исчезла!

В современной Италии нет никого, кто мог бы с гордостью возвестить о своём родстве с архитекторами Колизея, Форума, Замка Святого Ангела… или о родстве с самым захудалым патрицием! Нынешние итальянцы, это потомки варваров и части этрусских племён, так и не подчинившихся Риму, – потомки тех, кто Рим уничтожил. Даже в Египте остались копты, – немногочисленные потомки строителей древних пирамид (в отличие от пришельцев-арабов, у них голубые глаза и светлая, почти как у европейцев, кожа!). Кстати, из 40 веков Египетской цивилизации 20 из них (с 43 года н.э.) она исповедует Православие (Коптская Церковь).


Знакомство с Римом начнём, пожалуй, с Замка Святого Ангела, тем более, что он имеет некоторое отношение к теме повествования.

Дело в том, что с VI века замок служил для Пап Римских крепостью, в которой можно было укрыться при нападении врагов. А с XV века замок соединялся длинным укреплённым коридором с Собором Святого Петра, и по этой причине Римские Папы выбрали его в качестве своей резиденции.

Замок начали строить в 135 году н.э. по заказу императора Адриана, как его мавзолей. А нынешний вид он стал постепенно приобретать лишь с XIV века. Своё название замок получил в 590 году, во время эпидемии чумы, когда Папа Григорий Великий увидел на вершине башни фигуру Архангела Михаила, возвестившего конец бедствия.

Сейчас в замке размещён Военно-исторический музей. Вот и стоит он почти 2000 лет, гордый красавец, – на берегу Тибра, в живописном парке Адриано.

Этот замок рисовали с натуры и русские художники: Александр Брюллов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин… Из-под кисти Сильвестра Щедрина вышло несколько однотипных картин с видом замка, отличающихся лишь цветом неба…

Со стороны замка, действительно, открываются живописные виды на город, на мосты, переброшенные через Тибр… – так и хочется пройти по Элиевому! Его ещё называют мостом Святого Ангела или мостом Адриана, ведь строился он в одно время с замком, в 135 году н. э. Чем-то этот мост напоминает Иоанновский, первый из мостов Санкт-Петербурга, – связывающий Санкт-Петербургскую (Петропавловскую) крепость с городом.

Да! Чем-то этот римский замок напоминает Артиллерийский Музей и Петропавловскую Крепость близ Иоанновского моста, в Санкт-Петербурге. И – сильно! Странно… – в Петербурге мост деревянный, а ощущения… Видимо, дело не в том, что происходит вокруг нас, – а в том, что это в нас вызывает.

Несомненно, Рим – самая зелёная из всех европейских столиц. Да, жители благословенной Италии мастерски и с большой любовью сочетают природу и шедевры архитектуры.

Здесь, в Риме, даже развалины древности воспринимаются не как отголоски ушедших эпох, а как необходимое дополнение к вечно цветущей жизни!

А сама архитектура! – Ни единого лишнего штриха, ни единой лишней детали! – Всё в гармонии с природой, всё со вкусом! И с каким вкусом! Не даром же итальянцы признаны лучшими строителями Европы.

И, конечно же, Леонардо да Винчи, самый известный военный инженер-строитель всех времён и народов («официальная» профессия Великого гения), родился в Италии! До сих пор строители всего мира используют его методы. Скажем, как уберечь возводимое здание от трещин? – Да очень просто, заявил Леонардо: и всего-то надо, устанавливая фундамент, выбрать столько земли, сколько должно весить будущее сооружение. И тогда земля под постройкой, продолжая испытывать привычную для неё нагрузку, не даст усадки, а значит, не будет и трещин. – Гениально!

До изобретения книгопечатания все порывы человеческой мысли, достойные внимания грядущих поколений, запечатлевались в камне, – в архитектуре соборов, мостов, памятников… – во всём том, чему судьбою уготовано существовать века и тысячелетия. И теперь лишь по руинам этих произведений античности можно утверждать: да, когда-то здесь была цивилизация, когда-то и здесь люди жили.

Всем хорошо известно древнее изречение: «не оставить камня на камне», что означает – разрушить до основания. Здесь есть о чём и поразмышлять. А почему, собственно, желая разрушить нечто до основания, «не следует» оставлять «камня на камне»? И вот, глядя на эти античные развалины, пожалуй, можно приблизиться к разгадке.

Дело в том, что в дикой природе нигде не найти «камня на камне»: камень на камне просто долго не продержится, не устоит и соскользнёт. Камень на камне способен закрепить лишь человек! Вот и всё.

Короче: если, разрушая нечто, возведённое рукою человека, разбросать все камни его постройки, не оставляя ни одного, закреплённого на другом, то этим не просто разоряется постройка, – устраняются следы присутствия самого строителя!

А здесь, в Риме… – повсюду, куда ни глянь, – следы присутствия древних эпох! Они везде: и в тенистых садах многочисленных вилл, разбросанных по городу в художественном беспорядке, и в развалинах Колизея, и на Форуме… – там мы ещё побываем, – и везде ощущаешь сопричастность к происходившему здесь много веков и тысячелетий назад!

Зелёные уголки Рима, его удивительные ландшафты… Вот где в полной мере сказались мастерство и такт античных архитекторов, так удачно дополнявших природу своими творениями! Порою создаётся впечатление, что эти осколки античности выросли средь буйной растительности совсем лишь недавно, как последний штрих мастера, оживляющий портрет.

Так и хочется пройтись по каменистым тропкам, вспоминая заученную когда-то, в юности, фразу: «все дороги ведут в Рим». Эх, не всем лишь выпадает идти по этим дорогам!


А теперь наш путь лежит на Форум.

Форум расположен в некогда болотистой долине, близ холмов Палатин и Эсквилин. Болота начали осушать ещё в VIII веке до н. э. А к эпохе правления царя Тарквиния Древнего (VII – VI века до н.э.), по всей видимости следует отнести и начало строительства Форума, назначением которого были торговля, проведение публичных церемоний, религиозных праздников и оглашений указов и постановлений.

Первым сооружением на территории будущего Форума, – увы, не сохранившемся! – был храм Юпитера Статора (Останавливающего), воздвигнутый Ромулом в благодарность за одержанную победу над местным племенем сабинян. Главный бог римлян, вняв призыву Ромула, остановил здесь бегущее под натиском сабинян войско римлян и помог одержать победу.

В античных культовых сооружениях более поздних времён, сохранившихся на Форуме, впоследствии разместились базилики в честь христианских святых, как, например, в храме Антонина и Фаустины, обращённом в церковь Святого Лаврентия.

Храм Антонина и Фаустины был возведён в 141 году н.э. по указанию императора Антонина Пия в честь его скончавшейся жены Фаустины. После смерти императора в 161 году н.э. храм перепосвятили памяти обоих супругов.

Форум некогда пересекал «Священный путь римлян» – дорога, по которой проходили торжественные шествия и парады. Она заканчивалась у храма Юпитера Капитолийского, на Капитолии.

Поскольку Форум являлся центром Античного Рима, в нём был установлен своеобразный реперный знак: «Золотой столб», от которого отсчитывались расстояния от Рима до всех городов и столиц колоний.

В июльскую душную ночь 64 года н. э. Рим внезапно охватило пламя, – в городе вспыхнул пожар, уничтоживший половину его районов. Город восстанавливался не сразу. Настоящим подарком пострадавшему городу явился стадион, возведённый императором Домицианом в 86 году.

Это был первый и единственный в Древнем Риме стадион из камня. Он предназначался для состязаний в борьбе, в прыжках, метаниях диска и копья. Проходили соревнования в беге и гонки на колесницах. В длину он был 265 метров, а шириной – 106. Вмещал стадион до 30 тысяч зрителей.

Надо сказать, гонки на колесницах были в Риме весьма популярны. Римляне могли не знать, чем закончилась война с парфянами или германцами, но кто победил в недавних заездах колесниц – знали все!

Стадион Домициана использовался для проведения соревнований до V века н.э., а потом постепенно пришёл в упадок. В средние века его арена служила рынком овощей и фруктов.


Что ж, побывав на Форуме и на Стадионе Домициана, время теперь посетить и Колизей, – самый узнаваемый символ Рима.

Этот исполинский амфитеатр Флавиев, – одно из наиболее грандиозных сооружений Древнего мира, – находится в низине между Палатинским и Эсквилинским холмами. Колизей начал строиться в 72 году н.э., при императоре Тите Флавии Веспасиане, а был закончен в 80 году н.э. при его сыне, полном тёзке.

Вместимость Колизея составляла 50 тысяч зрителей, а размеры просто поражали: длина сооружения эллиптической формы 188 метров, ширина 155 метров, а высота 48 метров!

Во время 100-дневного фестиваля, по случаю открытия Колизея, на его арене состоялись бои гладиаторов и зрелищные массовые убийства диких животных, число коих составило около 10 тысяч.

Лишь в последнем столетии существования Римской Империи, в 399 году н.э., император Гонорий закрыл гладиаторские школы и провозгласил бои гладиаторов как зрелища, не совместимые с христианской моралью. Окончательный же запрет гладиаторских боёв последовал 5 лет спустя.

Святые Апостолы – Павел, Пётр, Иоанн Богослов – конечно же, не могли видеть подобного Рима: во время их пребывания в этом городе ещё не было ни Колизея, ни Замка Святого Ангела, ни Палатинского ипподрома… Но, коль скоро Святой Апостол Пётр признаётся Католической Церковью первым римским епископом, позволительно будет рассказать немного и о том, где живут преемники Святого Петра, – Первого Римского Папы.

Вот полный титул нынешних последователей Святого Апостола Петра: «Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник Князя Апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий Понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божиих».

Первым, кто сделал своей резиденцией Ватиканский холм, был Римский Папа Григорий XI. Это произошло в начале 1377 года. Ранее для этой цели служил Латеранский дворец, сильно пострадавший в начале XIV века при пожаре.

Современный Ватикан – руководящий центр всей Римско-католической Церкви, абсолютная теократическая монархия, во главе которой стоит Римский Папа, обладающий полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Это самое маленькое по территории (0,44 кв. км) государство мира, с населением около 800 человек. Вместе с тем, это и самое милитаризованное в мире государство: его собственная армия (Швейцарская гвардия, созданная в 1506 году Папой Юлием II) насчитывает 110 военнослужащих – военный каждый седьмой!

Государство чеканит металлические монеты (евро), выпускает почтовые марки и говорит на двух языках, – итальянском и латинском. Располагает жилыми зданиями, магазинами, аптекой, собственной железной дорогой протяжённостью более 800 метров и вертолётодромом.

Резиденцией Римских Пап в Ватикане является Апостольский дворец.

Нынешним, 266-ым, Римским Папой избран 13 марта 2013 года аргентинский кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса, иезуит Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциск. Он – единственный Понтифик, отказавшийся проживать в Апостольском дворце, скромно считая неприемлемой для себя его роскошь. До сих пор он живёт в доме-резиденции Святой Марты (Casa Santa Marta) в Ватикане.

Музей, дворцы и храмы Ватикана обладают великолепными коллекциями античного искусства и шедеврами эпохи Ренессанса. Кроме того, Ватикану принадлежат ещё несколько объектов, расположенных вне его территории; среди них и Собор Святого Апостола Павла Вне Стен, речь о котором впереди.

В Соборе Святого Петра хранится одна из самых ранних и знаменитых работ Микеланджело Буонарроти, – кстати, единственное из произведений великого скульптора и художника Возрождения, им подписанное, – непревзойдённая «Ватиканская Пьета», или «Оплакивание Христа». Это произведение было создано 24-летним автором в 1499 году.

Купол главного собора Ватикана, – и это без каких-либо преувеличений, – виден со всех возвышенных уголков Рима. Он как бы парит над Вечным Городом, являя собою торжество Христианства!


Что ж, на время покинем гостеприимную Италию и отправимся путешествовать в другое государство, – в Ватикан, – через международный пограничный переход. Для этого не потребуется ни загранпаспортов, ни заполнения каких-либо таможенных деклараций, ни обмена валют… а всего-то и нужно будет пройти через открытые ворота. Выбираем, какие поближе, – скажем, Ворота Святой Анны.

Тут же, за воротами, находится и Церковь Святой Анны (Святой Анны Палафреньери) – приходская Римско-католическая церковь государства Ватикан, построенная по проекту архитектора эпохи Возрождения Джакомо Бароцци да Виньола в 1583 году. Окончательный же вид храм приобрёл только в 1775 году.

А теперь наш путь – на Площадь Святого Петра. Эту, знаменитую на весь мир площадь, венчает главный храм Католической Церкви – Собор Святого Апостола Петра.

Площадь являет собой грандиозный архитектурный ансамбль XVII века, созданный великим Бернии и его учениками, стараниями которых выполнены 140 статуй святых, обрамляющих площадь по периметру. По диаметру площади находятся два фонтана, один из которых – работы Бернини.

В центре площади возвышается обелиск из красного гранита, высотой 42 метра. Он был доставлен в Рим из Египта ещё в I веке н.э., а в Ватикане установлен в 1586 году по настоянию Папы Сикста V. Обелиск представляет собой также и стрелку солнечных часов, тень которой указывает время, благодаря специальной разметке на брусчатке площади. На вершине его – бронзовый шар, в котором (будто бы) покоится прах Юлия Цезаря.

У обелиска в Рождественские праздники ежегодно устраивается самое любимое в Риме действо – Презепе (вертеп, загон для скота), – изображающее библейские сцены Рождества Христова с фигурами, выполненными в человеческий рост.

В праздник Святых Апостолов Петра и Павла, отмечаемый в Италии 29 июня, Площадь Святого Петра вновь преображается. Она в этот день представляет собой ковёр из живых цветов, фруктов, и овощей – Инфиората (вся в цветах!).

Святые узники Рима

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены;

мы в отчаянных обстоятельствах, но не

отчаиваемся»


«В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:

нас почитают обманщиками, но мы верны»

Второе послание к коринфянам

Св. Апостола Павла: 4:8; 6:8

Да, Святые Апостолы Павел, Пётр, Иоанн Богослов, принявшие здесь, в Вечном Городе, муки за верность Христу, конечно же, видели другой Рим – без Колизея, Стадиона Домициана, Замка Святого Ангела, без Ватикана… Однако, в Риме той поры уже был надменный и зловещий император Нерон, первый гонитель христиан. Именно он, облачённый властью, объявил христиан вне закона, именно при нём первые христианские общины империи стали не просто изгоняться из городов – их адептов начали судить как преступников и подвергать казням!

Всё это началось после грандиозного пожара, охватившего весь Рим летом 64 года н.э. и послужившего неслабым поводом для начала массовых погромов общин первохристиан. Вначале хватали тех, кто сам открыто признавал себя членом общины, а затем и по указкам со стороны. Их изощрённо убивали, облачая в шкуры диких зверей и натравливая собак, распинали на крестах или, обмазывая смолой, поджигали на фонарных столбах для освещения улиц… «Факелы Нерона» – страдальцы так и вошли в историю под этим названием!

До пожара надменный римский обыватель, не очень-то обуреваемый религиозным чувством, смотрел на возникновение очередной «ереси», занесённой в Рим ветром с иудейских окраин, без особой злобы, а скорее даже с иронией: ну, распяли там какого-то плотника из Галилеи, возомнившего себя бог весть кем, а теперь его «проповеди» изучают. Да и ладно, пусть изучают. Раздражало другое. – В этих общинах напрочь стирались какие-либо межсословные и другие границы: гордый патриций был на равных с зачуханным плебеем, сенатор, наделённый властью и богатством – с неимущим грязным свинопасом, и, – подумать только! – раб и господин общались, как приятели! – И все обращались друг к другу не иначе как «братья и сестры»! Вот этого чванливый римлянин стерпеть не мог никак! И тогда на головы первохристиан стали сыпаться мыслимые и немыслимые обвинения. А то как же, – ведь, они были не такие, как все! А тут ещё пожар, охвативший город… И, началось! – Ату их! Бей их!

Римская община христиан, разделившись на несколько частей, ушла в подполье. Теперь собрания стали проводиться тайно, по ночам и в разных местах: на заброшенных кладбищах, в каменоломнях за городом…

Пётр, всеми уважаемый как очевидец Иисуса Христа и его Ученик, был признанным авторитетом и общим руководителем первохристиан. «Апостол, посланник Христа» – именно так его называли христиане Рима и, конечно же, уговорили тайно покинуть город во избежание напрасной жертвы. И он, поддавшись уговорам, согласился…

Ночь. Пустынная Аппиева дорога… Пётр оглянулся на зарево огней Рима и, плотнее закутавшись в плащ, продолжил свой путь. – Куда? – Он и сам не знал, куда. Лишь бы подальше от этого скопления порока!

На страницу:
1 из 3

Другие книги автора