Полная версия
Между буйством концепций и реальностью перемен. Современники К. Маркса о его практической деятельности
Пятый аспект – гуманистический. Разъяснение марксистской философии с позиций практического гуманизма можно рассматривать как одну из форм теории трансцендентализма с тем отличием, что акцентируется внимание на факте, что марксистское учение – это не научное доказательство материализма, а система оценки гуманистических ценностей. Приверженцы такого подхода после повторного изучения философского духа «Экономическо-философские рукописей» Маркса и теории о царстве свободы в рукописном варианте «Капитала», приходят к заключению, что философия марксизма является современной формой не материализма, а гуманизма. Именно поэтому среди китайских исследователей особняком выделяется направление «практического гуманизма», которое с большим размахом отсекает любые системные объяснения материализма, такие как «диалектический и исторический материализм», «практический материализм», «исторический материализм», «научный материализм», «современный материализм», «практический, исторический, диалектический, гуманитарный материализм» и т. п. Таким образом, основное содержание системного подхода, согласно классическим учебникам философии, неизбежно подгоняется под марксизм. Данная концепция представляется инновационной и радикальной. Полное отрицание материализма в рамках марксистского учения ставит ее в один ряд с «практическим идеализмом». Поэтому неудивительно, что она удостоилась острой критики и порицания со стороны некоторых исследователей; многие же просто высмеяли ее, посчитав даже недостойной серьезного рассмотрения.
Шестой аспект – практический материализм. В этом простом и привычном выражении сконцентрировано множество понятий и значений. Рассуждения по поводу сущности практического материализма за последние двадцать лет представляют собой не просто одно из направлений в рамках марксистского учения, но имеют большое значение в определении сущности и нового места философии марксизма. С углублением изысканий некоторые исследователи стали заявлять, что при рассмотрении вопросов «практического материализма» следует в первую очередь избегать мистификации и крайностей в трактовках, а также в выражениях, имеющих двоякий смысл. Понимание сути философской системы необходимо, по возможности, сообразовывать с идеями самого К. Маркса. Только после этого допустимо разрабатывать суждения об истинности каждого теоретического аспекта и давать расширенную трактовку. Выражаясь простым языком, минимальное содержание теории «практического материализма» будет включать в себя «исчерпывающий материалистический и научный прагматизм», «способы мышления в рамках теории прагматизма», «критический, революционный дух практики» и т. п. Понимание Марксом сущности, положения и смысла практики, с одной стороны, материалистично, а с другой – преодолевает рамки старого материализма. Иными словами, оно признает и использует собственные плоды материализма и одновременно с этим, задействовав новые концепции прагматизма, выводит материализм на недостижимые ранее высоты. Философия марксизма не только предполагает своим объектом практику, но и превращает формы практической деятельности человека в самостоятельные типы мышления. Ее ключевое содержание выражается в теоретической логике и методологической системе, понимающей «вещественное, реальное и чувственное – в качестве практической деятельности». Понимание практики и материализма с помощью мыслительных методов прагматизма, а также выведение из них итогов и ценностей революционной практики – вот истинный дух и непреходящая особенность философии марксизма. Понимание марксистского учения с таких позиций, рассмотрение формирования научного прагматизма и определение в его рамках способов мышления – это важнейшее изменение, внесенное в историю философии марксизмом. В этом и заключается истинный дух учения Маркса; это больше всего соответствует духу современной философии и веяниям времени. Именно поэтому большинство исследователей одобряют «практический материализм».
Проникновенность философии марксизма и многообразие ее трактовок обуславливает существование множества атрибутов данного идейного течения. Эти признаки разделяются на исторические и современные, субъективные и объективные, истинные и ложные. Необходимо четко понимать данный момент и иметь достаточную идейную подготовку. В XXI веке, с одной стороны, мыслительные концепции «освобождения мышления, суждения по фактам» все прочнее входят в нашу жизнь: человеческое мышление становится все более свободным, человеку все сложнее отказываться от воззрений, кажущихся ему обоснованными. С другой стороны, курс на «соперничество ста школ» будет претворяться в жизнь еще шире, академическая жизнь будет насыщеннее, а атмосфера – гармоничнее. Уже невозможно будет административными методами насаждать определенный вид философии и отменять все остальные. В таких условиях становится непреложным фактом наличие множественности трактовок и атрибутов философии марксизма, количество которых будет только увеличиваться.
Не может ли поколебать руководящей роли философии марксизма наличие большого количества толкований и многообразие признаков? Это вопрос, заслуживающий особенного внимания. С одной стороны, многообразие признаков марксизма порождается различием в понимании и толковании данного идейного направления, а также тем, что каждая школа акцентирует внимание только на каком-то определенном аспекте. Именно поэтому каждый тип трактовки имеет свои достоинства и преимущества. Попытка «приблизиться к Марксу», чтобы глубже и правильнее овладеть основами философии марксизма, совершенно необходима для закрепления и развития учения. Кроме того, это сыграет позитивную роль в современной трансформации марксизма. С другой стороны, философия марксизма может получить достаточное развитие лишь в рамках борьбы и дискуссии. Разнообразие форм и способов трактовки также благоприятствует развитию этого идейного направления. Если в условиях конкуренции признаков и типов понимания настоящий марксизм потерпит поражение, будет полностью разрушен, то действительно ли его можно назвать научной системой и методологией мировоззрения? Действительно ли он обладает великой жизненной силой? Если все это свершится, то такая философская система не есть истинный марксизм, а всего лишь догматизм, книгопоклонство и одна из теоретических форм идейного застоя.
Философия марксизма – это научная система и методология мировоззрения, квинтэссенция духа нашего времени. Она всегда привлекала людей, овладевала их сердцами благодаря своей истинности, не скрывая собственных признаков. Однако если признать, что многообразие признаков марксизма было создано по причине воздействия множества сложных факторов, если признать, что эти факторы делятся на истинные и ложные, что распространение, развитие и применение всего многообразия этих факторов создает трудности и даже угрозу философии марксизма, то придется согласиться с тем, что в рамках этой философии присутствует проблема создания и формирования атрибутов. Для этого следует вернуться к краеугольному камню философии марксизма – научному прагматизму. Необходимо провести всестороннее, системное, глубокое исследование теоретических истоков, развернутого содержания, сущности и смысла научных практических взглядов в рамках марксистской теории. Это не только теоретическая необходимость переосмысления, разъяснения и обновления учения Маркса, но и практическая потребность в закреплении, развитии, распространении и применении философии марксизма. Многообразие атрибутов марксизма неизбежно оказывает самое большое влияние на его изучение, распространение и применение, на судьбу и перспективы данного учения. Потому исследование атрибутов марксизма и их влияния только начинается.
Глава вторая
Теоретические источники практических взглядов К. Маркса
Философия Маркса и его практические взгляды – продукт западной цивилизации, если рассматривать социальный фон и теоретические источники. В историческом аспекте взгляды на практическую деятельность представителей различных философских направлений домарксистской эпохи не достигли завершенной формы, потому что были не способны преодолеть внутреннюю ограниченность. Тем не менее они дали рациональные и своеобразные трактовки понятия практики, ставшие важной вехой на пути формирования практических воззрений в рамках философии Маркса. С конца 1970-х китайские толкователи марксизма достигли немалых высот в сфере разъяснения идей мыслителя, особенно в вопросах исследования критериев проверки истиной, практического материализма, современного характера марксистской философии и ее атрибутов. Однако из-за отсутствия развернутых критических и аналитических исследований, особенно в плане трактовки и изучения практического подхода, может возникнуть не только двусмысленность толкований, но и множество заблуждений. В последние годы большая часть китайских исследователей философии марксизма осознала, как именно следует рассматривать историю развития практических идей на Западе и в особенности, как уяснить внутреннюю логику практического подхода. Это позволяет не только системно и всесторонне проследить ее становление от Нового времени до современности, но и правильно понять суть воззрений Маркса и постичь современный характер всей философии марксизма.
Истоки западного прагматизма: практические воззрения Аристотеля
Бросая взгляд на истоки практических воззрений К. Маркса, следует обратить внимание на идеи Аристотеля. В истории западной философии Аристотель (384–322 годы до н. э.) первым ввел понятие практической деятельности. Развивая концепцию данной категории, он всесторонне изучил вопросы мудрости, рационализма, тенденций, выбора, истины, справедливости, умеренности, свободы, добра и зла, нравственности и благополучия, человека и социума и т. п. Его исчерпывающие объяснения инновационного характера и инклюзивности практики заложили основы практического мировоззрения в рамках западной философской мысли. Суждения Аристотеля прямо или косвенно влияли на все последующие поколения западных философов, являясь их непосредственным истоком.
Аристотель и зарождение практических взглядов на ЗападеРождение, становление, развитие и обновление любых воззрений в рамках истории философии зиждется на взглядах конкретного мыслителя и является результатом развития эпохи и практической деятельности человека. Если рассматривать вопрос с точки зрения субъекта системы практических взглядов, то последние рождаются и уточняются благодаря конкретным философам; все они несут глубокий след индивидуальности. Уникальные условия существования каждого конкретного философа – различный интеллектуальный фон, социальное положение и обусловленные этим внутренние качества – оказывают непосредственное влияние на суть его воззрений. Этим объясняется индивидуальность практических взглядов каждого мыслителя, а также их новаторский социальный характер. С точки зрения социального фона любой практический подход в рамках конкретного философского течения является продуктом своей эпохи. Философы одной эпохи всегда ограничены уровнем и формами практической деятельности в социуме именно своего времени, поэтому ход мыслей у них идентичен. От постановки вопросов и вплоть до ответа на них мыслитель не может перешагнуть рамки, поставленные своей эпохой. Кроме того, практические воззрения каждого конкретного мыслителя должны пройти конкурентную борьбу, подвергнуться переосмыслению, критике, апробации и отбору в рамках практической деятельности человека. Лишь после этого они могут быть приняты, отброшены, заменены новой концепцией или же отложены на определенный промежуток времени, чтобы потом возвратиться к жизни, либо пройти сквозь процесс совершенствования. Лишь малая их часть в действительности отражает основы практической деятельности человека. Такие концепции, подвергаясь постоянному пересмотру, обновлению и улучшению, демонстрируют огромную жизнеспособность. Они могут иметь важное значение в философии даже спустя тысячелетия и играть важную роль в контексте практической деятельности человечества. В принципе корень развития и изменений, происходящих в практике, заложен непосредственно в деятельности человека, а основа его исторических изменений – в истории практики как таковой. Являясь одним из основных звеньев в истории человечества, каждая конкретная система практических взглядов отражает особенности и дух определенного этапа. Формирование материалистического, рационального взгляда на практику – прорыв в истории общества.
В истории западной философии Аристотель является первым мыслителем, который рассматривал деятельность человека, встав на позиции практики. Впоследствии это идейное направление получило название «философия практики». Аристотель считал, что стремление к знанию есть неотъемлемое свойство человека; он преклонялся перед чистыми размышлениями, нацеленными на познание, подчеркивая, что философия чрезвычайно важна с точки зрения материальной выгоды индивидуума и в функциональном аспекте. Тем не менее мыслитель также не отрицал значения философии в духовной жизни человека и материальном существовании социума. В отличие от своего наставника Платона, уделявшего первоочередное внимание взаимосвязи знания и вопросов, Аристотель больше интересовался различиями между направлениями науки. Он разделил науку на теоретическую, практическую и инновационную, обозначив их соответственно как theoria, praxis и poiesis. Таким образом, теоретическая наука соответствует познанию (episteme), включая в себя философию (обозначена впоследствии как метафизика), математику, физику и логику; практическая наука соответствует практической мудрости (phronesis), включая руководящую практической деятельностью человека этику (см. «Большая этика», «Эвдемова этика», «Никомахова этика», а также сочинение «О добродетелях и пороках» и т. п.) и руководящую общественной деятельностью политику; инновационная наука подразумевает искусство и технику (techne). В принципе такие сочинения, как «Никомахова этика» и «Политика», несмотря на свою двухтысячелетнюю историю, по-прежнему являются произведениями, вносящими весомый вклад в теорию этики и политики. Кроме того, они представляют собой классические образцы сочинений по вопросам философии практики.
В первом томе «Никомаховой этики» Аристотель определяет основные догматы своего учения, раскрывая ключевую сущность практической философии: «Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному благу. Поэтому правильно определять благо как то, к чему все вещи стремятся»; целью практической философии «является деятельность, а не определенный, отдельный от нее результат»[15]. Во втором томе Аристотель делает по этому поводу небольшое пояснение: «Итак, поскольку нынешние [наши] занятия не [ставят себе], как другие, цель [только] созерцания (мы ведь проводим исследование не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой [науки] не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно – как следует поступать. Ведь мы уже сказали: от того, как мы поступаем, зависит, какими быть складам [души, или устоям]»[16]. Разумеется, Аристотель не отрицает того, что практическая философия подразумевает процесс познания, но подчеркивает, что она не существует сама для себя и не предоставляет самодостаточного знания. Ее смысл заключается в результативности, которую она может проявить в повседневной жизни; основная цель – постижение морали, возможность стать «добродетельным человеком».
До Аристотеля человечество сформировало определенную систему воззрений на суть понятия «практической деятельности», но все они были достаточно рассеяны и туманны.
Субъектом практической деятельности изначально предполагался не человек, но неопределенное, обобществленное, наделенное жизненной силой создание; кроме того, практическая деятельность изначально понималась не как уникальный тип поведения человека, а как общее определение типа поведения всех живых существ. Аристотелю не удалось избежать влияния предшественников в форме употребления понятия «практика». Зачастую данным термином он также определяет не только специфическую деятельность человека, вкладывая в нее более широкий и многогранный смысл. Тем не менее Аристотель превзошел своих предшественников. В своих произведениях, посвященных вопросам практической философии, он проводит системное и всестороннее разъяснение данного термина, формируя первую в истории западной философии систему практических взглядов.
Воззрения Аристотеля на практику в качестве главных предпосылок и целей определяют повседневную жизнь человека, в качестве отправной точки подразумевают человеческую мораль и политический опыт. Иными словами, уже их цели и истоки необычайно «практичны». Рассматривая произведения Аристотеля, английский исследователь Д. Барнс точно отметил, что «Политика» и «Никомахова этика» «представляют собой произведения практической философии. Эти работы относятся к практическим вовсе не потому, что представляют собой своего рода пособие или руководство, а, напротив, полны анализа и аргументов, имеют богатую основу в виде исторических фактов и научных исследований. Отнесение их к произведениям практической философии говорит о том, что они практичны, что их цель и назначение заключается не в поиске истины, а во влиянии на человеческое поведение»[17]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1961. Т. 19. С. 350.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1955. Т. 1. С. 105.
3
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1955. Т. 4. С. 429.
4
Гидденс Э. Современность и самоидентификация. Пекин: Саньлянь, 1998. С. 23–24, 30.
5
Дэн Сяопин. Избранные сочинения. Пекин: Народное издательство, 1993. Т. 3. С. 382–383.
6
В соавторстве с Ф. Энгельсом.
7
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1962. Т. 22. С. 74.
8
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1961. Т. 18. С. 89–90.
9
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1962. Т. 22. С. 533.
10
Там же. Т. 36. С. 72.
11
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1965. Т. 37. С. 351.
12
Там же. Т. 39. С. 352.
13
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1967. Т. 41. С. 55.
14
Цзяньго Ся. Три тенденции в исследовании концепций практической деятельности и жизненные основы прагматизма // Вестник Университета науки и техники Хуачжун. 2002. № 3. С. 20.
15
Аристотель. Никомахова этика / Пер. Брагинской Н. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. С. 1.
16
Там же. С. 23.
17
Барнс Д. Аристотель: краткое введение. М.: Астрель, 2006. С. 118.