Полная версия
Автозвук Online
Дмитрий: Усилители ищутся…
Сергей: Надо сейчас определяться. Нужно выработать концепцию, ждать полгода у нас нет возможности.
Понятно, что 4000-й (RF 40001bd) кроме как на пол никак не положишь. Но мы спокойно можем сделать, чтобы нам была доступна запаска. Нам хотя бы нужно знать габариты будущего усилителя. Нам обязательно нужно будет его в течении воркшопа подключать. Нам важно собрать систему, настроить ее. Поэтому, с усилителями нужно определяться, можно у кого-то одолжить, например.
Нам надо точно знать габариты, объясню, почему. Потому что концепцию надо уж знать. Вот, возьмем багажник. Если мы положим сюда 4000-ник, или два, чтобы у нас остался функциональный багажник, чтобы мы могли вытащить сабвуфер и разложить сиденья, вариантов у нас, кроме как на пол и по бокам, особенно некуда. Понятно, что усилитель, который мы поставим сюда, надо устанавливать на какую-то раму, которую мы сделаем для него.
Так как мы тут не занимаемся «колхозом», нужно сделать хорошую качественную систему, поэтому я бы советовал собрать сварную или, как минимум, сделать хорошую жесткую фанерную раму, которая хорошо прикрепится куда-нибудь. Кстати, по-моему, близко под стойками есть металл, куда можно приклепаться.
Что с питанием?
Дмитрий: «Стингер 2250» плюс будет генератор….
Сергей: Где будет базироваться «Стингер»? В багажнике? То есть, запаской мы жертвуем?
Дмитрий: Да.
Проще всего будет Илье. С одной стороны проще, с другой – сложнее. Потому что если система уже готова, а ее надо переделывать, сердце обливается кровью, по себе знаю.
Я помню, как-то в 2006 году, делал инсталляцию, а еще не было приборов померить параметры, и я выехал на соревнования, а система не давит. Красивая была, вышпаклевывал, вылизал там все, а она не давит… По тогдашним мерка красивая. Но не давит.
Я, когда приехал, начал разбирать, разламывать, разбирать, выбрасывать фальшпанели, а народ вокруг ходит и спрашивает: «Не жалко?»
Я говорю: «А что жалеть, я же не для красоты делал, а для результата, а результата нет, значит надо переделывать».
Пока мы больше решаем организационные моменты, но нам надо определиться с тем, то мы будем делать дальше.
Я расскажу о проводке. Вот у Ильи проводка сделана так, как надо, вот ссылка на его альбомы: http://magnitola.org/members/74679-albums3460.html
Обратите внимание, как сделана «змейка». Кстати, совсем не обязательно делать в «змейке». Иногда на соревнованиях ко мне подходят люди, которые не совсем понимают, о чем говорят и комментируют: «Понятно, у него в «змее», а у меня в гофре, значит, у меня бал будет ниже». Ничего подобного, никакой разницы. С точки зрения правил любых соревнований по автозвуку, никакой разницы между «змеей» и «гофрой» по баллам нет.
Поэтому, как я уже говорил, надо будет что-то докупать и доделывать, в процессе.
Кстати, Илья, если есть планы принять участие в соревнованиях, советую «одеть» провода, которые остались незащищенными. «Змею» проложить уже проблематично, но «гофру» одеть можно. Советую места, где есть контакт с острыми кромками, а также те места, где есть прохождение через опасные поверхности или точки нагрева, прикрыть «гофрой». Если есть прохождение через острые кромки, то нужно делать изоляцию двойной.
Есть такой «пунктик» у некоторых судей. Если у нас, допустим, есть отверстие в металле, или пластике, но оно с острыми кромками, и есть провод, который проходит через это отверстие, то есть у некоторых судей такое предубеждение, что надо использовать два разных материала для защиты. Например, чтобы одна кромка была обработана резиной, а также провод должен быть в «гофре» или «змейке». Если вы натыкаетесь на такого судью, просто спрашивайте: «Где это написано в правилах?»
Защита двойная, делается так, в самом простом варианте: вы берете эту «гофру» и одеваете ее на край отверстия, провод у вас тоже в гофре. Или надеваете кусок шланга на кромку.
В любых соревнованиях логично, с точки зрения защиты кабеля, делать двойную защиту. То есть, каким-то образом обработана эта дырка и защищен провод. Я бы советовал так делать, если есть мысли съездить потом на соревнования. Да, можно вставить резиновые втулки, вместо разрезанного шланга.
Во всех правилах соревнований нет пункта обязательной защиты по всей длине кабеля, но есть пункты защиты в проблемных местах, это: точки нагрева, места, где есть движущиеся части проходы через опасные места – отверстия в металле, пластике. Вот эти места надо защитить. Хотя, для повседневной эксплуатации это может и не нужно.
Но те, кто занимается инсталляцией, прекрасно знают случаи, когда клиенты, ерзая по сиденью, перетирали провода в каких-то точках.
Вот, например, на фото видно, что все прекрасно уложено, прорезана шумка, уложены кабеля, как в желобок, но я знаю случаи, когда в этих местах провода были перетерты. Поэтому береженного Бог бережет.
И я говорю, как с точки зрения повседневной эксплуатации, так и учитывая возможное участие в соревнованиях, куда может планироваться выезд. На соревнованиях судья может снять баллы, если он поднимает спинку и видит потертость на каком-то кабеле. О чем это говорит? Что трение в этом месте все-таки есть, что здесь – проблемная точка, которая рано или поздно приведет к перетиранию кабеля.
Ладно, если это межблочный кабель, а если акустический или силовой? Тогда это может быть опасно. Особенно, если используется мощный усилитель, там на выходе большое напряжение бывает. Поэтому еще раз советую сделать защиту. Я привел пример, чтобы вы понимали, где могут быть проблемы. Вообще, все места, где есть возможность перетирания, перебивания, пережимания или перегрева, следует защитить.
И следующий момент: Мы будем выбирать компоновку. Вот у Саши два саба, два крупных ящика, понятно, что другой концепции, кроме как занять весь багажник, просто физически не может быть. Но мы это сделаем немножко по-другому. Если есть желание оставить эти ящики, если они устраивают по звуку, тогда оставим, если нет, то кое-что немножко поменяем.
Нам нужно сделать гармоничную систему, чтобы это смотрелось, как единое целое. Чтобы это была действительно акустическая система, а не просто аппаратура, накиданная в багажник. Вот так, как делает Илья. У него немного не закончено, но процесс идет в правильном направлении. То есть, получается другая система. Да, она выходит другой направленности, чем у Саши и у Дмитрия.
Поэтому, мне нужны размеры, технический рисунок вашего багажника: ширина, высота, глубина. Чтобы мы могли скомпоновать нашу систему. Завтра мы окончательно определимся, что мы будем делать, как мы будем делать, определим узкие места в вашей системе и начнем работать. Уже непосредственно по строительству системы.
Можно сделать схематический рисунок с размерами. Завтра мы будем разбирать ваши рисунки. И еще будут нужны размеры ваших усилителей. Чтобы не искать их в поисковике. Если у вас машина находится на станции, идите туда, фотографируйте и мерьте.
И, напоследок, анекдот:
«Один парень закончил престижную бизнес-школу, стал отличным специалистом. И устроился в корпорацию, которая находится в пятерке лучших американских компаний, в отдел кадров.
Как-то вызвал его к себе шеф и сказал, что освободилась вакансия регионального директора по связям с поставщиками.
Зарплата – пятьсот тысяч долларов в год, служебная квартира, служебный «Майбах», бонусы и полный соцпакет. И надо найти кандидата на эту должность. Парень взялся за решение задачи.
Он выложил вакансию на сайты по поиску работы. Соответственно, люди, видя соблазнительную вакансию, начинают присылать резюме. Эти резюме приходят тысячами, которые кадровик не успевает распечатывать, не то, что изучать.
В итоге он захламляет распечатками весь кабинет, полностью зарывается в них. Но время идет, нужно нанимать человека. Приходит шеф и спрашивает: «Ну что, как успехи?».
Парень объясняет ситуацию и спрашивает: «Что делать?».
Шеф подходит к ближайшей стопке, берет наугад два десятка резюме и говорит: «На, вот, выберешь из этих».
Работник шокирован таким решением: «Как, а что же с остальными? Ведь среди них может оказаться настоящий профессионал, которого мы упустим?!».
Шеф отвечает: «Ты понимаешь, сегодня им просто не повезло. А с неудачниками мы не работаем».
Поэтому я надеюсь, что из этой поучительной истории все сделали правильные выводы :)
С неудачниками мы не работаем. А действие решает.
И задание на завтра.
Мне нужны фотографии.
Во-первых, разбираем двери. Илье можно не разбирать. Если есть фотографии процесса шумоизоляции дверей, хорошо, если нет – разбираем двери, шумоизолировать мы их будем обязательно. Хотя, разбираем в любом случае, хочу вас научить одной «фишке», применив которую, я думаю, разницу в звуке вы оцените.
Разбираем двери, фотографируем, присылаем фотографии мне.
Дальше я вам покажу интересную штуку, которую придумал не я. Меня научили этому хорошие ребята из Ростова. Один из них – это Вадик Ищенко, мой хороший друг и очень сильный мастер. Они научили меня одной «фишке», которую мы сделаем, и на звуке она скажется очень положительно.
Воркшоп. День третий
Мне вспомнился анекдот в тему, даже не столько анекдот, сколько притча: «У одной женщины было три сына-близнеца. И все они работали в одной крупной компании, причем на одной и той же должности, менеджера по продажам. Но один получал 10 долларов в час, другой – 300 долларов в час, а третий – 10000 в неделю, плюс ежедневные бонусы и льготы от компании.
Но должность у них была одна. И мать никак не могла понять, почему так. Вот она приходит к шефу своих сыновей и спрашивает, как так получается, ведь они работают на одной и той же должности, каждый из них менеджер по продажам, а зарплаты разные? А он отвечает: «Я вам сейчас кое-что продемонстрирую, и вы все поймете».
И просит позвать того, который получает 10 долларов в час. Когда парень появляется, шеф говорит ему: «Слушай, там прилетел самолет, в нем должно быть 50 тонн шерсти, 50 тонн хлопка. Ты езжай на склад, проверь, так ли это». Через 15 минут он возвращается и говорит: «Там все хорошо». «А как ты узнал?» – спрашивает его шеф. «Я позвонил в грузовой терминал, они проверили все документы и сказали, что прибыло точно такое количество хлопка и шерсти». «Молодец, свободен».
«Теперь позовите следующего сына» – говорит шеф секретарше. Когда парень входит в кабинет, он получает такое же задание. Но возвращается уже через два часа и говорит: «Там прибыло только 40 тонн шерсти и 60 тонн хлопка. Но, в принципе, мы можем зачесть это количество на следующий год, в следующий отчетный период». Шеф отпускает его и объясняет матери: «Вот видите, этот уже сделал чуть больше, чем от него требовалось».
Зовет третьего и дает ему точно такое же задание. Тот едет и пропадает надолго. И до вечера не появляется. Приезжает уже после двенадцати. Шеф с мамой уже устали ждать, спрашивают с нетерпением: «Ты где был?!».
Парень объясняет: «Из тех 40 тонн хлопка, что пришли, 20 – была «не кондиция». Я договорился с поставщиком, что товар нам поменяют и пришлют еще 5 тонн в качестве компенсации. «Не кондицию» я продал на прядильную фабрику, они оплатили ее, и мы уже получили деньги. Также мы успели закупить новую партию.
С шерстью тоже была проблема, половина была свалявшаяся, мы не могли принять ее на склад, поэтому пришлось продать эту партию в Афганистан, чтобы из нее валяли шапки-афганки. Деньги мы уже получили, поэтому готовы к следующим закупкам».
Понятно, что этот человек получал самые большие деньги».
Понимаете, к чему я всё это говорю? К тому, что вам нужно выполнять хотя бы те инструкции, которые я вам даю, а в идеале делать гораздо больше.
Лирическое отступление закончено, приступим к нашему занятию.
Сегодня мы разбираем домашние задания, которые я вам давал на предыдущем занятии. И я подумал вот о чем – машины у наших участников находятся в разном состоянии. У кого-то что-то незакончено, у других – вообще ничего не сделано. Заниматься перескакиванием с места на место мы не будем, а пойдем по программе.
Я вчера думал, как это сделать. Поэтому мы пройдем все стадии, одна за другой, чтобы потом не было мучительно больно, если кто-то что-то пропустит. Сейчас мы разберем, что вы сделали по заданиям, а потом я расскажу о расчете силовой проводки. Это то, что надо сделать вначале.
Одну стадию проектирования мы прошли. Примерно представили, что и где будет стоять, также мы приблизительно знаем набор компонентов. Теперь нам надо спроектировать систему питания. Особенно это касается тех, кто строит громкие системы с большими мощностями. Я предвижу вопросы: «А хватит ли мне вот такого аккумулятора, или этого генератора?». Как правило, эти вопросы достаточно неопределенные, на них можно дать только такие же ответы. Поэтому проводку надо рассчитывать.
В книге «Типовые заблуждения в автозвуке», на странице 17, как раз идет речь о силовых проводах. Я там дал примерный расчет того, что вам нужно по питанию: какой нужен аккумулятор, какой генератор. Далее приводится расчет проводов, есть табличка. Ну и, соответственно, есть номиналы предохранителей.
С помощью таблички вы сможете рассчитать провода и предохранители для своей системы. Если расчет показывает, что при определенной мощности системы нужен дополнительный аккумулятор, то считаем точно так же. Если получается, что мощность аккумулятора должна быть выше, то все надо пересчитать. Это будет для вас еще одним заданием. Вам нужно взять книжку и рассчитать свою силовую проводку.
Я вам уже говорил, что мы не занимаемся теоретизированием, мы берем вещи, которые работают и делаем их. Данные, что в табличке, не взяты из головы. Самая первая федерация автозвука – это IASCA. В правилах этой федерации появились эти данные. Потом эта табличка с расчетами перекочевала во все соревновательные федерации мира. Где-то они немного видоизменились, но основная суть осталась.
Поэтому не нужно изобретать велосипед. Можно поменять стальную раму на карбоновую, но сам велосипед изобретать не нужно. Поэтому берите книжку, открывайте страницу 17, в конце, где разговор идет о силовых проводах, и считаем свою силовую проводку. И оцениваем, какие провода нам нужны, какие предохранители поставить и так далее.
У кого это уже сделано, хорошо. Но надо, чтобы вы умели это делать. В принципе, все это можно было бы рассказать словами, но, когда вы увидите цифры, вы лучше воспримете информацию.
Давайте сделаем так: вы сделаете задание по книжке, а если какие-то вопросы возникнут, мы это обсудим и внесем какие-то коррективы.
Теперь переходим к разбору заданий.
Первый отчет, как обычно, прислал Илья.
Вчера мы обсуждали, как заделывать технологические отверстия. Смотрите, фотография не очень хорошего качества, но ничего страшного.
Технологическое отверстие закрыто листом алюминия. Если есть возможность сделать так, это отличный вариант. Но мне не очень нравится, что все прикручено на саморезы.
Насколько я могу судить, лист просто прижат шляпками. Это неплохо, но такая конструкция может разбалтываться. Мы когда-то сажали на заклепки, но огромный минус в том, что если сломается стеклоподъемник, придется потом высверливать эти заклепки. Но можно делать и в таком варианте.
Сергей: Илья, под листом материала кромка обработана шумоизоляционными материалами?
Илья: Да, обработана.
Сергей: То есть, своеобразная прокладка для плотного прижатия материала есть?
Илья: Да.
Сергей: Отлично!
Вопрос из чата: «Я не понял, куда нужно крепить лист алюминия?».
Сергей: Сейчас отвечу. Вот технологическое окно. И оно же заделано алюминиевым листом. Точно так же заделываются другие технологические отверстия. Кромка окна обязательно оклеивается виброизоляционным материалом. И когда лист материала притягивается к металлу двери, эта «вибра» служит прокладкой. Она делает более герметичным данное соединение.
Шумоизоляцию двери мы делаем в несколько слоев. На внешнюю филенку двери монтируем слой виброизоляции. Это может быть «вибропласт» или «бимаст», наклеенный сплошным слоем, или полосками крест-накрест. Если вы экономите материал, можно таким образом обработать внутреннюю часть двери.
Потом туда же вы клеите «сплэн». Для SQ-систем часто под динамик устанавливается акустическая линза. То есть, материал, который борется со стоячей волной. Если вы проходили тренинг по сабостроению, наверняка помните вопросы о синтепоне в ящике. Неправильным ответом была версия о стоячей волне в коробе. Понятно, что габаритные размеры ящика такие, что стоячая волна там, в принципе, возникнуть не может.
В двери ситуация другая. Потому что длина волны в среднечастотном диапазоне вполне укладывается в габариты двери. И, чтобы избежать этого, напротив динамика устанавливается линза Френеля. Но, в качестве ее заменителя, можно использовать акустический поролон, он имеет на своей поверхности пирамидки. По-сути он похож на линзу Френеля, которая имеет на себе еще и концентрические круги.
Шумовиброизоляция – это аудиоподготовка двери. Мы клеим туда виброизоляционный слой, затем – шумоизоляционный, потом мы закрываем технологические отверстия. Кроме того, что мы приближаем дверь к закрытому ящику, еще мы делаем ее более жесткой.
Кроме того, нужно сделать виброизоляцию внутренней филенки. Причем не «вибропластом», а «визоматом», который надо греть феном, перед прикаткой. А сверху – еще один тонкий слой «сплэна».
Еще советую штатные провода обернуть маделином, есть такой материал, это антискрип, синтетическая ткань на клеевой основе. Это делается для того, чтобы не было побрякивания на кочках, или если у вас мощный мидбас, а где-то провод не прихвачен, он может греметь.
«Сядет» ли обшивка на место после такой обработки? Конечно «сядет». Естественно, если вы наклеите какой-то очень толстый материал, тогда не «сядет». Если же толщина шумоизоляции будет не больше 4 мм, то установить обшивку вы сможете без проблем.
«Сплэн», конечно, можно клеить на «визомат», вторым слоем. Но это не обязательно. Просто в двери, по-любому, остаются какие-то призвуки, а этим слоем «сплэна» вы их заглушите.
Да, снаружи, на машину, его клеить не надо. Ни на крышу, ни на стекла, ни на двери снаружи «сплэн» клеить не надо :)
Когда-то, давным-давно, были такие соревнования FSQ. Я там соревновался где-то в 2003 году. Там были такие треки на диске, которые как раз выявляли разные призвуки на обеих каналах. И судья за каждый призвук снимал один бал. Там был свип-тон, который начинается от «низов» и идет к «верхам», от 20 герц, до 20 килогерц. И вот, сколько я машин слышал, и чемпионов России, и чемпионов Европы, все-равно данные треки выявляли эти призвуки. Причем слышны были призвуки не только в дверях, но и в салоне.
Ведь на разной частоте разные элементы салона, аудиосистемы имеют свои частоты резонанса. Соответственно, если где-то что-то не докручено, что-то недошумлено, оно начинает вибрировать. Вот когда музыку слушаешь, этого не слышно. Ну, по крайней мере, на сознательном уровне этого не слышно, а на подсознательном – слышно очень даже хорошо.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с настройкой сцены. Этот призвук в двери, хоть вы его вроде бы и не слышите, будет оттягивать внимание на себя, и сцена будет расползаться. Если где-то сзади будет позвякивать багажник, у вас появится ощущение, что сзади локализируется сабвуфер, что недопустимо, если у вас SQ-шная система. Поэтому шумоизоляцию нужно сделать очень скрупулезно.
Посмотрим задание Ильи. Вот какой он написал план по работе с дверьми: «Избавиться от туннельного эффекта. Засмолить обшивку двери и лучше ее виброизолировать, так как остались посторонние шумы. Усилить крепление подиума к металлу. Перетянуть обшивку во что-то более интересное. Вопрос: будет ли результат?»
Я бы советовал не смолить. Конечно, сделать это можно, но это достаточно неприятно пахнущая штука, а на жаре это все может еще и течь. Я бы советовал обшивку двери прокатать изнутри обычным «вибропластом». Она станет более тяжелая и часть вибраций уйдет. Вообще-то, в идеале, при правильно поставленном подиуме вибраций быть не должно. Но, как обычно, какой-нибудь нюанс отдаляет нас от идеала.
Следующее, насчет усиления крепления подиума к металлу. Сейчас он крепится на саморезах, а хочется сделать на болтах.
Сергей: Есть ли вокруг подиума, там, где посадка, приклепанный метал?
Илья: Конечно.
Сергей: Хорошо. Тогда крепить на болты – это хорошая идея. Я – за! Нужно усилить крепления. И еще такой момент, я не знаю, каким образом выполнено сопряжение поверхности, но надо, чтобы под обшивку ничего не играло.
Кстати, чтобы хорошо и быстро сделать клиентские машины, применяется одна уловка, которая позволяет добиться плотного прилегания: подиум сильно притягивается саморезами к металлу двери. Металл там достаточно мягкий, он изгибается и прижимается к обшивке. Если есть какие-то щелочки, нужно их просто заклеить вибропластом. Тупой, глупый и немножко халтурный метод, но он работает, тем не менее. И если есть изоляция в области подиума, то обшивка намного меньше гремит. То есть, прилегание должно быть очень плотное.
По-хорошему там делается две поверхности. Но, опять же, не всегда получается совместить их идеально.
Отделку дверной карты можно сделать, по желанию. Если хочется, то – пожалуйста. Но, насколько я вижу по фото, все уже сделано достаточно аккуратно.
Еще хочу обратить внимание на технологию изготовления подиума.
Сергей: Я так понимаю, это усаженная пена, судя по ее внешнему виду?
Илья: Да.
Кто не знает, как делается такой подиум, я расскажу. По крайней мере – так делал я. В ведро с водой выливается пена, потом размешивается миксером. Потом ее нужно отжимать. А после этого из нее можно что-то слепить. Работать надо в перчатках. Хорошо усаженная пена после высыхания становится твердая, как пенопласт. Сколько воды нужно? Я в ведро вдувал два баллона, при этом в ведре было воды где-то на треть.
Вообще-то я не поклонник этой технологии, хотя она несложная. Чуть раньше я говорил о поверхности прилегания в области подиума. Если там остаются какие-то щелочки, они очень хорошо забиваются этой пеной. Но надо помнить, что чудес не бывает. И если один баллон хорошей качественной пены раздувается примерно на 50 литров, то усаженной получается очень малое количество.
Надо понимать, что баллонов нужно брать с запасом, потому что пены может не хватить. Но, все равно, я не сторонник этой технологии. Заляпался как-то этой смесью и больше не захотел с ней работать. Но этот способ имеет право на жизнь. Кроме того, такой пеной удобно работать с поверхностями прилегания.
Но, в принципе, если посмотреть на фотографии, как сделано: используется кусок штатного кармана, все остальное заклеено, чтобы не заляпать, дырочки для лучшего контакта, для связи со штатным карманом. Обратите внимание, карман хорошо зашкурен, с помощью пены вылепливается форма, лишнее обрезается, обтачивается, шпаклюется по необходимости и обтягивается. Ничего сложного.
Но это дело вкуса. Кто-то использует композитный пластилин. Я привык работать со стеклопластиком. Хотя каждая технология имеет право на жизнь. Кому что нравится. Если лежит душа к такой технологии – значит используй ее. Привык делать по-своему и у тебя это получается – делай. А качество лучше там, где у тебя есть опыт.