bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В Медине Мухаммед захватил и политическую, и религиозную власть. Это вскоре привело его к конфликту с евреями. Евреи жили в Аравии со времени разрушения Второго храма, когда они бежали от преследований римлян в Йемен, на юг Аравийского полуострова. Возможно, их потомки основали Медину, во всяком случае, евреи управляли этим городом много лет. Мухаммед воспринял от евреев некоторые их обычаи, например, пост в Судный день (Йом-Кипур) и обычай молиться, обратившись лицом в сторону Иерусалима. Он полагал, что евреи легко перейдут в мусульманство. Но для евреев он не был пророком.

Сабля стала оружием религии. Мухаммед провозгласил священной войну во имя ислама. Его сторонники верили его словам: победа в битве сделает их богатыми, а смерть в священной войне тотчас откроет им врата рая, где их ждут наслаждения. Первые военные отряды ислама мало чем отличались от разбойничьих: они нападали на караваны, захватывали добычу и предлагали оставшимся в живых на выбор – смерть или мусульманство. Им сопутствовал невероятный успех: когда Мухаммед умер (в 632 г.), в их руках уже находилась вся Аравия и они были готовы к наступлению на европейскую цивилизацию.

В последующие 100 лет арабы шли от победы к победе с устрашающей скоростью, завоевывая все новые территории: от Святой земли до границ Индии и Китая; через Северную Африку они вышли на Запад, в Испанию. До 732 г. их натиска никто не сумел сдержать; европейские войска под предводительством Карла Мартелла остановили армии ислама в битве при Пуатье всего в 250 км от Парижа.

Со временем в исламе образовалось несколько течений и сект. Некоторые из них отличались свирепым фанатизмом и нетерпимостью ко всем другим религиям. Но в большинстве своем мусульмане относились терпимо к традициям своих новых подданных. Язычество преследовалось. Но иудаизм и христианство признавались как монотеистические религии. И хотя последователей этих обеих религий обложили специальными налогами, они могли соблюдать свои религиозные обычаи и службы с достаточной степенью свободы. Евреи и христиане сотрудничали с мусульманами и занимали много важных должностей.

* * *

Итак, в 636 г арабы, завоевав Израильскую землю, правили на ней на протяжении почти пяти столетий. Евреям Иерусалима была дарована свобода вероисповедания в обмен на уплату дополнительного налога за веру. Однако арабы не смогли обеспечить безопасность евреев: пришедшие сюда в 1099 г под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, крестоносцы захватили Иерусалим и вырезали большую часть еврейского населения. Грабительская власть крестоносцев над данным районом, была прервана в 1291 г. мамлюками (мусульманским воинским сословием, пришедшим к власти в Египте), доведших эту землю до полного упадка, и в 1517 году отдавших ее без особых боев Османской империи.

Положение евреев в новой стране было удовлетворительным. В середине XIX в, обнесенный городской стеной Иерусалим, где преобладало еврейское население, оказался перенаселенным, в результате чего евреи были вынуждены построить первый квартал вне стен города, за которым последовали еще 7, ставших ядром Нового города. Был возрожден иврит, и начали разгораться вспышки сионизма – еврейское движение за национальное освобождение, вследствие которого из Восточной Европы в конце XIX – начале XX в. в страну устремились два больших потока вдохновленных сионистской идеологией евреев. К 1914г еврейское население страны составляло 85 тыс. человек, которые после прихода в декабре 1917 года британской армии, освободились от 4-х векового Османского владычества.

В июле 1922 г. Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной (так называлась в то время страна Израиля), в котором признавалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Великобритания была призвана ускорить создание еврейского национального очага в Палестине – Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Нахлынувшая волна репатриации, казалось, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, однако с этим были не согласны арабы, считавшие земли Палестины исконно своими. В 1937 г. Британия предложила разделить страну на два государства, еврейское и арабское, с чем вновь не согласились арабы, отстаивавшие свою правду с помощью оружия.

А через два года, когда началась вторая мировая война, этот вопрос из-за учиненного фашистами геноцида еврейского народа, вообще мог потерять актуальность. Целенаправленно осуществляя план уничтожения европейского еврейства, нацисты убили шесть миллионов евреев, в том числе полтора миллиона детей. После этой чудовищной Катастрофы, вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить все рассеянные по миру евреи, не страшась расправы над собой, стал особенно остро. Британское правительство, не справившись со своей миссией установления мира на Ближнем востоке, в апреле 1947 г предложила ООН вынести «палестинский вопрос» на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Данная организация также предложила разделить страну на два государства, арабское и еврейское, тем более что когда 14 мая 1947 истек британский мандат, евреев в стране было 650 тысяч человек, которые представляли собой организованное общество, с развитой социальной системой.

14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, было провозглашено создание Государства Израиль, первым президентом которого стал Давид Бен-Гурион. Но израильтяне даже не успели отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в пределы только что образованного государства, армия которого отразила длившуюся 15 месяцев атаку захватчиков. В результате пересмотра карты прибрежная равнина, Галилея, весь Негев, и западный сектор Иерусалима отошли к Израилю.

Тем не менее ситуация в регионе оставалась крайне напряженной, арабские страны, окружившие кольцом Израиль, не переставали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что Египет, Сирия и Иордания, подписав в 1956 г. трехсторонний военный пакт, практически вынесли Израилю смертный приговор. Решив расправиться с Израилем в кротчайшие сроки, Египет, Сирия и Иордания одновременно вторгаются на территорию Израиля, который 5 июня 1967 г. наносит ответный удар по всем трем направлениям. В историю эта война вошла под название шестидневная, именно в этот срок армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и Голанские высоты; стало возможным свободное плавание израильских торговых судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим вновь соединился со своей восточной половиной, став единым городом под израильским суверенитетом.

Однако, арабские страны этот суверенитет признавать не спешили, первым разорвать этот замкнутый круг решился президент Египта Анвар Садат, подписавший 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, тем самым положив конец тридцатилетнему состоянию войны между двумя странами. Мирный Договор с Египтом подчинялся принципу – «Мир в обмен на землю». Египет получил Синай. Израиль получил мир. Согласно Договору, Израиль признал законные права палестинского народа и согласился предоставить автономию жителям «контролируемых территорий». Но этот вопрос так и не сдвинулся с места. Палестинцы реагировали массовыми беспорядками, (которые начались в декабре 1987 года в Секторе Газа и быстро распространились по всему Западному Берегу. – Иудее и Самарии.) Началась Интифада – «Война камней».

ПРОГУЛКИ ПО ИЕРУСАЛИМУ ИЛИ ДОРОГА К ХРАМУ

Во все времена, у всех народах, во всех религиях центром общественной и духовной жизни был Храм – место поклонения Богу, место вознесения молитв и сопричастия с божественным провидением. В иудаизме, запрещающем поклонение идолу – будь то икона, статуя или иное изображение божества, храм имеет еще большее значение, ибо это Дом Бога, обладающего только духовной сущностью и существованием, символ самого существования и единения нации. Когда в Израиле произносят слово Храм, прежде всего имеют в виду Храм в Иерусалиме.

Иерусалим! Вечный город… Здесь, согласно поверью, находится камень, из которого был создан мир, камень основания. Поэтому Иерусалим стал святым городом для множества народов, о чем свидетельствует сегодня названия его улиц и кварталов: Храмовая гора и Еврейский квартал, Армянский квартал и Русское подворье, Бухарский квартал, Немецкая колония, Итальянская больница…

Сегодня Иерусалим отвечает свое трех тысячелетие. Город был заложен царем Давидом в X веке до н.э. в Иудейских горах, над источником Гихон на узком невысоком холме, который историки ныне называют «Ир Давид» (город Давида), отсюда город начал распространяться на Запад. Царь Соломон, сын Давида, построил первый Храм на горе Мориа, куда, согласно Ветхому завету, Авраам привел своего сына Исаака для жертвоприношения, а спустившийся с небес ангел указал ему на агнца, запутавшегося в кустах.

Первый храм, согласно преданию, поражал своим великолепием и богатством украшения золотом, слоновой костью, драгоценными сортами дерева. Трижды в год евреи со всего Израиля приходили в Иерусалим на праздники восхождения – Песах, Шавуст и Суккот. Они поднимались к Храму, неся с собой плоды Земли обетованной, благодаря Бога за щедрость страны, которой Он оделил их. На иврите говорят: «подниматься в Иерусалим», но не только потому, что город расположен на холмах, – это означает еще и духовное возвышение.

В 586 г. до н.э. армия вавилонского царя Навуходоносора разрушила Храм, а жителей страны увела в плен. В 536 г. до н.э. изгнанники, вернувшись в Израиль, начинают строительство Второго Храма, и вскоре это место обрело былое великолепие.

Во времена греко-ассирийского владычества в Храме была установлена статуя Зевса, а евреям запретили молиться и приносить в жертвы. В 165 г. до н.э. во время восстания Маккавеев, Иерусалим был освобожден, Храм очищен и освящен заново, в нем возобновились богослужения. Этому событию посвящен один из самых веселых еврейских праздников – ханука.

В 70 г. до н.э. девятого числа месяца Ава по еврейскому календарю (август месяц) произошло одно из самых скорбных событий в многовековой истории еврейского народа. Устав бороться с бесконечными восстаниями римский император Тит приказал разрушить Храм. Большинство евреев были изгнаны из страны и рассеяны по бескрайней римской диаспоре. Этому изгнанию суждено было длиться почти две тысячи лет, и только вера, надежда на возвращение и любовь покинутой Родине передавались из поколения в поколение. «В будущем году в Иерусалиме» – говорили и говорят евреи во все времена во всех странах.

Современный Иерусалим – город, чья природная красота, историческое наследие и напряженная духовная жизнь формируют уникальное магическое целое. Город, разделенные общины которого учатся жить в общей гармонии. Город древних строений и новых парков. Город музеев и магазинов. Город синагог, церквей и мечетей.


В Иерусалиме, как ни в одном другом месте на Земле, физически и духовно ощущают свою сопричастность с Богом даже завзятые атеисты. Особая атмосфера, особый магнетизм Святой Земли поражает всякого и особенно тех, кто впервые ступает на эти древние камни…

В том месте, где во времена Второго Храма находился верхний город, расположен Еврейский квартал. Его главной достопримечательностью является сохранившаяся часть западной стены, что когда-то окружала Храм. Она и называется Стеной Плача – и является национальной еврейской святыней и местом молитв. В течении многих веков Стена Плача была главным объектом паломничества евреев в Иерусалиме, символом памяти о Девятой Аве и символом возрождения и воссоединения нации. В любое время суток, в праздники и в будни здесь можно видеть множество молящихся. Стена Плача – это особый почтовый ящик, в ячейки-расщелины которого вкладывают записочки с молениями и просьбами к Всевышнему.

За пределами стен Старого города у Сионских ворот находится Гробница Давида. Согласно преданию, на этом месте похоронен Давид, победитель Голиафа – царь Израиля, чей образ вдохновил Микеланджело на создание одного из величайших в мировой истории произведения искусства. Здание в котором находится усыпальница – каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом – несет на себе отпечаток трех религий, которые неразрывно переплелись на Святой земле: снаружи оно увенчано минаретом, а внутри, кроме гробницы Давида, находится христианская святыня – горница «тайной вечери», последней встречи Иисуса с учениками на пасхальной трапезе.

В северо-западной части Старого города расположен Христианский квартал. Его заселение началось в IV веке до н.э., когда св. Елена, мать византийского инератора Константина, сделавшего христианство государственной религией Римской империи, обнаружила под развалинами римского языческого храма остатки Креста на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса.

К этому месту, от Гефсимании до Голгофы проходит Виа Долороза (скорбный путь) – улица в восточной части Старого города, соответствующая маршруту, по которому, согласно христианскому учению, проходил Иисус, неся свой крест к месту распятия. Виа Дололоза завершается у Храма Гроба Господня, главной святыни христианского мира.

Воздвигнутый Еленой и Константином Храм неоднократно разрушался и восстанавливался. В настоящее время храм находится в ведении многих христианских конфессий. Колоннада делит его пространство на две части, одна из которых принадлежит греко-ортодоксальной, а другая – римско-католической церкви. Здесь находятся также притворы греческой и русской православной церквей, части Храма находятся в ведении армянской церкви, коптов и сирийцев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2