bannerbanner
Её Величество случайность
Её Величество случайность

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Светлой памяти моих незабвенных родителей, четырёх братьев

и двух сестёр – с любовью.

Предисловие


“Случай – псевдоним Бога,

когда он не хочет подписываться

своим собственным именем”

Анатоль Франс


Случайность – это управляемая свыше

непознанная, надранговая

закономерность, обусловленная

предназначением и предопределенностью.

Одек Одеков


Меня давно интересует философская категория случайность своей сущностью и необъяснимой таинственностью. В философии случайность всегда рассматривается совместно с понятием необходимость как альтернатива и диалектическая противоположность. Для себя же я давно открыл, что Случайность – это управляемая свыше закономерность.

Иными словами, случайность – это управляемая свыше непознанная, надранговая закономерность, обусловленная предназначением и предопределенностью и, пожалуй, выступает она как научное явление. К этому открытию я пришел давно, фиксируя многие "случайные" события и факты, которые в итоге выстраивались в неумолимую и завершенную "случайную неслучайность", не имеющую ничего общего с вероятностью – наукой о массовых случайных событиях, эквивалентных друг другу в отношении каких-то определенных свойств или способных повторяться при воспроизведении соответствующих условий.

Разумеется, это не имеет отношения также к тому закону Случая, сформулированному королем математики Г. Гауссом, как Нормальный закон, в котором случайная величина, пребывающая в области действия этого закона, избавлена от подчинения какому-либо иному закону. Хотя, надо сказать, что в этом смысле Случайность также аналогична Нормальному закону и не подчиняется никакому иному закону, но в случае с Нормальным законом речь идет о том мире, где существуют любые физические закономерности , а Её Величество Случайность в моем толковании не имеет никакого отношения ни к физическим, ни к иным известным в других науках законам.

Вместе с тем своеобразная притягательность и таинственность этого закона не оставляла равнодушными проницательных людей, поэтому появлялись разные определения случайности как-то: "закономерные случайности" или "неслучайные случайности". А в одном неизвестном источнике даже написано: "Незримый мир участвует в земной жизни гораздо больше, нежели принято думать. Советуйте обращать внимание на множество малых проявлений, которые обычно даже совсем не замечают. Не поражающие и ослепляющие явления, но те, которые ограниченный ум называет совпадением или с л у ч а й н о с т ь ю, те, которые строят незабываемые последствия".

Кроме того, даже существует расхожее мнение, что подавляющее большинство открытий сделано случайно, а почти все великие открытия – случайность.

Итак, чтобы говорить далее о Случайности в сформулированном выше контексте, я думаю, для читателей не будет излишним дать некоторые разъяснения о самом авторе, чтобы исключить возможность или хотя бы рассеять появление у них сомнений о мистическом подходе автора к этой проблеме. Автор по одной из своих базовых профессий является ученым, представляющим точные науки – геофизику, а по другой, романтическую, требующую научной фантазии, – геологию, что подтверждено и признано присуждением впервые в Союзе мне ученого звания профессора одновременно по этим двум специальностям свыше 40 лет назад. И именно вот это сочетание, вот эта двойственность подхода к изучению любой проблемы позволяет мне обуздывать фантазию точным научным подходом, основанным только на фактологии, только на эксперименте, как и в данном исследовании.

В грубом приближении структуру мышления при решении конкретной задачи психологи представляют как поиск, перебор возможных решений, где присутствуют два последовательных действия: выдвижение предположений и их оценка. Выдвижение гипотез – это новаторская фаза, их оценка – консервативная.

Пророки и творцы


Итак, глядя незашоренным взглядом на рождение, жизнь и даже смерть пророков, творцов и пассионариев не возникает и тени сомнения в предопределенности появления таких личностей, в их избранности свыше.

Ярким подтверждением этой закономерности являются предсказания появления Иисуса, которых в Ветхом Завете Библии насчитано 330 прямых и косвенных. Они содержат множество подробностей и фактов относительно места рождения мессии, времени, родителей, генеалогии, реакции людей, предательства. Только по предательству Иисуса отмечено семь конкретизаций. В книге Пророка Захарии (глава 11, стихи 11-13), а также в Псалтыре предсказано, что Иисус будет предан другом за 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол храма. На них будет куплено поле Горшечника. Первым ветхозаветным евангелистом бесспорно считается Пророк Исайя, живший за 700 лет до рождения Христа. Отец Исайи Амос воспитал сына в страхе Божием, научил соблюдать Его Заповеди. Святой Исайя был призван богом к служению в царство Озии, где правил царь Иудейский и пророчествовал там около 60 лет. Он предсказывал судьбы своего народа и других народов, соседствующих с иудеями. Но самое важное, Пророк Исайя с удивительной ясностью и мельчайшими подробностями пророчествует о пришествии Мессии – Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Пречистой Девы, детально описывает Его страдания за грехи человеческие, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его на всей Земле. Благодаря удивительной достоверности предсказаний о Христе Спасителе пророка Исайю впоследствии и стали называть ветхозаветным евангелистом. Ему принадлежат слова: "Сей грехи наши носит и о нас болезнует… Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем и ранами Его мы исцелились".

Последние из 330 предсказаний были сделаны за 500 лет до рождения Христа, когда была произведена окончательная редакция Пятикнижия Моисея, а превалирующее большинство при его создании за два тысячелетия до прихода Иисуса.

В Евангелии от Иоанна (глава 1526 и 167) сказано, что Иисус объявил о пришествии после себя "параклета", т.е. утешителя. Им стал Мухаммед, точнее, Абу Касим ибн Абдулла. Христианам сам Мухаммед также напоминал, что Иисус говорил о появлении после него другого посланника (61,6) последнего по времени пророка.

Мухаммед – реальная историческая личность, философ и жизнелюб, политик и полководец. Известно, что родился он в Мекке около 570 года н.э. в бедной семье и в молодости не выделялся яркими талантами, пас стада своих богатых родственников, работал погонщиком верблюдов. В двадцать три года он стал приказчиком своей дальней родственницы – богатой вдовы Хатиджи, а через год женился на ней.

Но когда Мухаммеду было около 40 лет, возраст который я называю третьим переходным возрастом, окружающие стали замечать, что он часто уединяется в пустыне, сидит, размышляет. В этом возрасте в нем начался очень сложный процесс духовной трансформации.

В отличие от Иисуса Христа основатель новой религии никогда не называл себя сыном божьим, не причислялся к святым. Он не исцелял, не творил чудеса, не воскресал из мертвых и не возносился на небеса. Он лишь утверждал, что в одну из ночей месяца рамадан, когда он спал в уединении в пещере горы Хира явился архангел с книгой, завернутой в парчовое покрывало и сказал: "Читай!" – "Я не умею читать," – ответил он. Явившийся стал душить его завернутой книгой, потом отпустил и сказал: "Читай!" – "Я не умею читать." И снова пришедший душил его. Испугавшись за свою жизнь, Мухаммед спросил наконец: "Что же мне читать?" Зазвучало :


Читай, во имя Господа твоего, который сотворил.

Сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший,

который научил каламом,

научил человека тому, чего он не знал.

(Коран 96:1-5)

Мухаммед повторил это и был оставлен в покое. Потом он рассказывал:"Я проснулся, и в сердце моем словно сделана надпись".

Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: "О Мухаммед, ты – посланник Аллаха, а я Джабраил". В небесах, опершись ногами, на горизонт, стоял его ночной гость. Куда бы ни оборачивался Мухаммед, он оказывался перед ним, Потом Джабраил исчез.

Так, согласно мусульманскому преданию, началось ниспослание божественных откровений, которые собранные вместе составляют Священную Книгу ислама – Коран.

Чтобы соблюсти некоторую хронологическую последовательность изложения фактических данных обратимся к пророчествам Нострадамуса.

В те далекие времена слава этого врача, фармацевта, астролога и астронома была громкой, а имя вызывало у всех почтение и страх. Даже царствующие особы считали за честь беседовать и дружить с Мишелем Нострадамусом. Его называли "Богом избранным пророком". И это не было преувеличением. Для современников и потомков Нострадамус был и остался таинственной личностью, чародеем, для которого, казалось, не существовало границ времени и пространства.

Мишель родился в 1503 году во французском городке Сан-Реми. Отец его, нотариус, был крещенным евреем. Многие родственники Нострадамуса отличались большой ученостью.

То было необыкновенное время, когда творили величайшие художники Рафаэль и Микеланджело, астроном Коперник создавал новую систему мироздания, а вместе с тем еще повсюду пылали костры, на которых инквизиция сжигала еретиков.

Талантливость юного Нострадамуса приводила в восторг учителей. Память его была столь сильной и цепкой, что он мог цитировать целые главы из книг, прочитанных им лишь однажды. Когда Мишелю Нострадамусу исполнилось 22 года, он был студентом-медиком. В Провансе, где он жил, вспыхнула страшная эпидемия чумы. Недаром ее в народе прозвали "черной смертью". Люди, заразившись чумой, одевали саваны и ждали неминуемой гибели. К удивлению всех, Нострадамус изобрел противочумный порошок. Благодаря этому средству, эпидемию удалось приглушить, и везде, куда приезжал Нострадамус, простые люди , излечившиеся от чумы, устилали ему путь цветами. Признали его и ученые мужи, вручив врачевателю диплом доктора наук.

Но затем удача отвернулась от Мишеля. От чумы умерли его жена и дети. Люди перестали верить в силу порошка. Более того, Нострадамусом заинтересовалась инквизиция, заподозрив его в колдовстве и сделках с дьяволом. Ученому пришлось бежать из Прованса. Он поселился в небольшом французском городке Салоне. Здесь – то и посетил его дар пророчества.

Нострадамусу шел тогда сорок восьмой год. Это был крепкий чернобородый человек ниже среднего роста. Серые глаза его смотрели дружелюбно, но при гневе загорались, и взгляд становился резким. Он отличался молчаливостью и задумчивостью, но при случае мог блеснуть подлинным красноречием. В то же время энергии Нострадамуса, даже в старости, не было предела.

Свою первую книгу пророчеств Нострадамус написал в 1550 году. Но мировую известность ему принесли "Центурии", или "Столетия", содержавшие около тысячи пророческих четверостиший и охватившие период времени до 3797 года. Успех новой книги превзошел все ожидания! "Центурии" много раз переиздавались, и не только во Франции. Позже автор прибавил к ним немало новых пророчеств.

Вера в предсказания французского ученого не была беспочвенной. Справедливость и поразительную точность своих пророчеств Нострадамус доказал еще при жизни. Особенно это проявилось в предсказании судьбы короля Генриха II.

Летом 1559 года король по случаю двойной свадьбы дочери и сестры устроил рыцарский турнир. Сам Генрих в этот день не раз участвовал в поединках. Он был упоен своими предшествующими победами. Его упрашивали остановиться, но король решил напоследок сразиться еще с графом Монтгомери. Молодой граф несколько раз отказывался, но король был настойчив и Монтгомери согласился.

На всем скаку граф нанес Генриху такой сильный удар в голову, что копье сломалось, и древко его, попав в смотровое отверстие шлема, выбило королю правый глаз. Рана была страшной. На десятый день Генрих II в ужасных мучениях скончался.

Предсказание смерти короля содержалось в одном из пророчеств Нострадамуса на 1559 год. Оно в нерифмованном переводе звучало так: "Молодой лев победит старого в странном поединке в ратном поле. Он ему проколет глаз через золотую клетку, и старый лев затем умрет мучительной смертью". Присутствующий на турнире епископ Троа рассказывал, что оба соперника – король и граф – были в "львиных доспехах (шлемы их напоминали львиные морды), а ранение, нанесенное обломком копья через "золотую клетку", вызвало разрыв вены.

Точное предсказание кровавой драмы поразило современников. Нострадамуса стали называть волшебником. Большинство людей испытывали к прорицателю глубокое уважение и верили в его чудесный дар. Со всех концов Европы к прорицателю приезжали паломники, поскольку он уверял, что предсказываемые им события неотвратимы…

И при жизни Нострадамуса, и после его смерти предпринимались многочисленные попытки расшифровать смысл стихотворных пророчеств. Сделать это оказалось непросто, поскольку язык четверостиший допускает разные толкования. Сам Нострадамус говорил, что мог бы писать и более ясным языком, но боялся гнева современников. Они, по его мнению, "прокляли бы то, что будущие века узнают, увидят и оценят". А в другом месте объяснял: "Я решил сделать сообщения о некоторых будущих событиях при помощи двусмысленных сентенций, и, дабы не провоцировать мелкие самолюбия, писал тем туманнее, чем более правдоподобным считал то, что хотел сказать. Если бы я пожелал указать точное время свершения пророчеств, я вполне мог бы это сделать".

Нострадамус жил во Франции и, понятно, большая часть его пророчеств относится к ней. Предсказал он, в частности, Великую французскую революцию 1789 года: "Правительство займет место короля, а королева будет осуждена на смерть присяжными, избранными массой. Они лишат жизни королевского сына, и проститутка разделит судьбу супруги короля". Пророчество полностью сбылось. В результате революции лишились голов коронованные особы и "проститутка" – любовница Людовика XVI мадам Дюбарри.

Нострадамус предсказал появление на исторической арене Наполеона Бонапарта: "Недалеко от Италии родится Император, который, как станут говорить люди, дорого обойдется Империи. Люди скажут, что он больше похож на мясника, чем на принца". Провидец предсказал также ссылку Наполеона на остров Эльба, возвращение его в Империю и окончательное заточение и смерть на острове Св. Елены.

Но самое удивительное для нас заключается в том, что Мишель Нострадамус весьма точно предсказал … октябрьский переворот 1917 года в России! Он писал: "Догматиком будет создана новая эра, в октябре вспыхнет новая революция, которую многие сочтут самой грозной из всех, жизнь людей на земле перестанет развиваться свободно, и продлится это 73 года и 7 месяцев".

За сотни лет пророк предвидел появление Сталина, Гитлера, Муссолини, Франко. Об Адольфе Гитлере Нострадамус писал особенно резко, утверждая, что "могущество в злобе своей задохнется", а государство, которое будет создано злодеем, назвал "державой зверей".

Как это не удивительно, но Нострадамус писал и об атомной бомбардировке японских городов: "Будет выпущен невиданный огонь, несущий смерть. Утром летящий корабль сбросит два шара и сожжет два восточных города, превратив их в пыль. На руинах останутся тени людей". Нострадамус назвал и дату бомбардировки – 1944 год. Он ошибся всего на один год!

Пророк предвидел, что в конце ХХ века начнется сильное загрязнение земной атмосферы и разрушение озонового слоя. На 2010 год предсказал начало Третьей мировой войны с применением химического и атомного оружия. Война продлится четыре года, утверждал пророк. Будет "расплавлена половина земного шара", но человечество все же выживет, хотя ему и придется перенести ужасные испытания.

Последнее предвидение Нострадамуса о собственной смерти сбылось с абсолютной точностью. Один из друзей провидца писал: "То, что время его перехода в другой мир было ему известно, даже день и час, об этом я могу свидетельствовать с полной уверенностью". Он заранее составил завещание и простился с родными и друзьями. Вечером 1 июля 1566 года пророк сказал им: "Вы меня не увидите в живых завтра при восходе солнца". Так и случилось. На рассвете 2 июля сердце величайшего провидца остановилось.

Генрих Гейне сказал: – "Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает". К осознанию этой мысли я пришел за много времени раньше, чем узнал об изречении Гейне и сам в разговорах высказывался об этом без кавычек, но в более широком понимании, а, именно:– “Каждый человек есть галактика, которая с ним родилась и с ним умирает, а Человечество есть Вселенная, рожденные, чтобы оставаться бессмертными.”

И особенно убеждаешься в вышесказанном, когда вплотную знакомишься с творчеством мыслителей, ученых и поэтов от Бога, которых история человечества знает немало и не без основания считает посвященными.

Особое место в этом ряду занимает, бесспорно, великий Махтумкули Фраги (1733 -1796 г.г.), к творчеству которого я обращался не однажды, а все главы одной своей научно-популярной книги о Науках о Земле под названием "Земли неровное дыханье", (1990) даже предварил эпиграфами из его стихотворений.

И вот, когда я уже закончил свою работу под названием "Её Величество Случайность", обозначенную много лет назад в своей небольшой публикации (1995 г.), вылившуюся теперь в довольно объемистую машинопись, один из моих коллег показал мне томик малоизвестных стихов Махтумкули, увидевший свет в 1994 году, в котором, прежде всего поразили меня пророческие его стихи. Одно из них под названием "Разрушит" я стал переводить на русский язык.

Прежде всего мне пришлось составить толковый словарь, потому что в его стихах оказалось множество слов, мне неизвестных из современного туркменского языка. Я переворошил словник Орхоно – Енисейских надписей и словники с пояснениями к стихам туркменских классиков Махтумкули, Сейиди, Андалиба и средневековых туркменских поэтов Юнуса Эмре, Гараджаоглана, Несими и др. Однако, этого оказалось недостаточно и тогда я обратился к арабистам и фарсистам. И даже после этого остались слова и словосочетания, которые не получили однозначного толкования. К тому же моего поэтического дара оказалось недостаточно, чтобы в рифму передать на русском языке всю прелесть звучания стихотворения на туркменском.

И тем не менее, я решился изложить хотя бы подстрочно, белым стихом пророчество Махтумкули, поскольку я нахожусь под их впечатлением, не сомневаясь, что буду возвращаться к ним много раз, пока не дойду до их сути.

Впрочем, это звучит слишком самонадеянно, поскольку творчество Махтумкули и его личность сродни огромному белоснежному айсбергу, темные углы которого сокрыты в недоступных океанских глубинах.

Итак, вот как звучат в моем переводе пророчества Махтумкули Фраги


Разрушит


I

В моих словах не усомнится честный,

Что этот мир Всевышний в прах разрушит,

Так многое пришло-явилось мне,

Познал, я подлые дела сей мир разрушат.


II

Все сладится у тех, кто зло вершит,

Взывающих же к Богу не услышат,

На всей земле лишь сила победит,

Вселенную насилье, гнет разрушит.

III

Ученые рассорятся друг с другом,

Ничтожной малости откроются пути.

Каноны шариата позабудут, а подлости в обычай возведут

По-разному разрушатся края и страны.


IV

Разрушит Балх война, а Нишапур – камнепад

Город Амман – река, а Басру – пожар,

Медину голод сгубит, Мекку – чернокожий,

А змеи уничтожат Герат и Кандагар.


V

Разрушит город Рим потоп небесный,

Правитель тайный уничтожит Йемен, исчезнет Мосул

Куфу разрушит град, вода зальет Багдад,

А область Рей, разверзшись, поглотит земля.


VI

От разума слова мои идут,

Чума Термез погубит, а Киш тоска-печаль,

Святой край суфиев с названьем Гумыша,

А с ним и Исфаган тиран разрушит.


VII

Самарканд ужмется, слезами зальется,

Измором турки Бухару возьмут,

Погибнет враз Серахс, Мерв занесет песок,

Овладеют турки, как саранча, Ширазом.


VIII

Индусы – иноверцы займут Кашгар, Хотан,

С небес скорпионы падут на Китай,

Размером с верблюда, плотно друг к другу,

А за смертные грехи падет Индостан.

IX

Направится шах Адена в Лахор,

Вернувшись не увидит разрушенный свой край,

Река Джейхун Хорезм разрушит,

Уничтожится все, что было в краю.


X

На город Дарган с небес голос снизойдет,

Этот страшный глас услышавший умрет,

Город Булгар русские займут,

Русских же погубит плут Дечжал и пожар.


XI

Поверит кто словам Махтумкули,

До конца света свершатся слова мои,

Из земли восстанет Мехти, Иисус снизойдет с небес

И уничтожат Дечжала два этих мужа.

На мой взгляд, перевод первых трех четверостиший, не может вызвать разночтений, хотя кто-то, как и я в начале, может спотыкнуться на второй строчке первого куплета, где слово “гёр” (могила, гробница, усыпальница), переведенное мной как “прах”, с налета хотелось перевести, как “смотри” употребляемому в разговорном туркменском языке. Однако в литературном языке слово “смотри” употребляется, в частности, словосочетанием “ гёр -бак” или словами “серетме”, “гарама” и др.

Но вот уже в первой строчке четвертого куплета, где речь идет о Балхе – столице древней Бактрии (Афганистан), возникла загадка. Если принять словосочетание “богаз дерди” как в тексте стихотворения, дошедшем до нас в изустной передаче, то это может означать “болезнь горла”, а иносказательно “голод”, но о последнем речь идет ниже в том же куплете, касательно Медины. Что касается какой-то болезни, то здесь возникает огромное поле для фантазии, где необходимо отыскать какую-то смертельную эпидемию недуга горла, но ни одна из известных мне болезней (ангина, бронхит, базедова болезнь и др.) не попадала под категорию эпидемий. И здесь мне на помощь пришли знатоки афганских традиций.

Как известно, Афганистан – одно из немногих государств, которое на протяжении сотен лет находится в состоянии перманентной войны, либо внутренних гражданских войн и распрей, либо войны, с иноземцами. Именно поэтому у них установилась традиция четко отграничивать войну с иноземцами от внутренних распрей, для чего перед лицом иноземного вторжения на вершинах окружающих их гор они устанавливают “Камень примирения”, что является безоговорочным знаком прекращения всех внутренних распрей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу