bannerbannerbanner
Творческий продукт. Книга первая. Погружение
Творческий продукт. Книга первая. Погружение

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

«Погружение» отражает по своей структуре и содержанию заявленную тему. По-творчески необычная в некоторых идеях и текстовых пассажах, тем не менее, она содержит отличную систему, в которой каждой мысли отведено чёткое место, все по полочкам.

Работая в смежной сфере, занимаясь маркетинговыми коммуникациями, я много лет утверждаюсь в уверенности, что качественный настоящий работающий на цель креатив рождается именно тогда, когда ему задают конкретные рамки. И мне нравится, что в этой книге я вижу чёткие рамки и пространство для творчества одновременно.

В своей книге Эмилия показала путь, как стать менеджером в сфере организации мероприятий. Вы всегда можете выбрать то или иное направление, но если будете действовать согласно плану, всегда дойдёте до конечного пункта.

Книга подойдёт как молодым специалистам (рискну предположить, что даже старшеклассникам), так и взрослым людям, которые решились сменить профессию, имея какой-то жизненный опыт за плечами.

Теххи Полонская – самый ягодный маркетолог, Учредитель маркетингового агентства «Брусника».

От автора

Уважаемые читатели!

Эта книга является частью большой и многолетней исследовательской работы. Цель ее заключается в том, чтобы показать важность развития творческого и интеллектуального начала в работе менеджера в сфере культуры, искусства и шоу-бизнеса.

Сразу хочу пояснить, кого я называю менеджерами в сфере культуры:

– учредители и руководящее звено учреждений культурно-развлекательной направленности (театральные площадки, клубы, цирки, арт-пространства и т.д.);

– руководящее звено благотворительных организаций, миссия которых заключается в поддержке культуры и искусства;

– коммерческие фирмы культурно-развлекательной направленности (креативные агентства, продюсерские центры и т.д.);

– независимые продюсеры (независимые специалисты, которые воплощают в жизнь творческие проекты);

– исполнители (артисты, музыканты), которые предпочитают совмещать в своей работе и функции артиста, и функции продюсера, не прибегая к помощи сторонних специалистов и организаций;

– организаторы мероприятий/событий (event-менеджеры).

Эта книга будет полезна как начинающим менеджерам, так и уже состоявшимся профессионалам. Инструменты, описанные в данном труде, по вашему желанию могут быть значительно шире. Я же предлагаю рассмотреть семь, на мой взгляд, основных. Задача этих инструментов развивать определенные внутренние способности специалиста, занимающегося творческой деятельностью.

Каждая глава содержит схемы, таблицы результатов предложенного инструмента и затрат на него, а также пояснение автора, основанное на личном опыте. В качестве небольшого бонуса я дополнила каждую таблицу проверенными идеями, где можно взять недостающее время и, главное, деньги.

Итак, к делу!



Творческий продукт, как и любая искусственная система, содержит в себе несколько составляющих. Представьте себе автомобиль. Двигатель, кузов, подушки безопасности, коробка передач… дворники, в конце концов. Без всех этих составляющих мы сейчас уже не представляем себе «железного коня». И это не предел. Электроника заменяет автоматику. Инновации настолько сильно меняют не только внутреннее наполнение машины, меняется и сам дизайн кузова. Он все более становится похож на что-то космическое. В обозримом будущем отпадет необходимость управлять своим транспортным средством. Искусственный интеллект постепенно внедряется в нашу жизнь, хотим мы того или нет.

По моему субъективному мнению, творческий продукт также не может быть загнан в ограничивающие рамки. Сейчас большое количество обсуждений, семинаров, конференций по поводу организации и продвижения мероприятий. Я же хочу предложить взглянуть на работу менеджера в сфере культуры с нескольких сторон.

Творческий продукт – симбиоз нескольких активно развивающихся направлений. Причем эти направления развиваются как сами по себе, так и в содружестве друг с другом.

Отрывочные знания не могут дать полной картины о том роде деятельности, которым занимается менеджер в сфере культуры. Они лишь дают отдаленные представления о правилах дорожного движения и о том, за какую ручку нужно дернуть, чтобы наш автомобиль двинулся с места. Но кто сейчас хочет ездить на «Лада-баклажан»? Активные и целеустремленные люди хотят видеть себя за рулем новенькой иномарки.

Если мы действительно хотим ездить по автобану, а не лежать с разводным ключом под своей ржавеющей старушкой-машиной, то следует серьезно отнестись к вопросу создания и внедрения творческого продукта. Итак, о погружении.



ПОГРУЖЕНИЕ – дело достаточно кропотливое. Оно потребует от вас упорства. Не нужно слепо использовать все предложенные в данной книге инструменты одновременно. Я не хочу, чтобы вы сошли с ума и превратились в этакого сумасшедшего художника. О нет! Но, тем не менее, освоить все инструменты я настоятельно рекомендую. И в нужный момент времени (например, в период творческого застоя, депрессии, переполнения информацией и пр., чем страдает любой менеджер в нашей сфере) обращаться.

Введение

Человечество издревле стремилось к развитию. Многие люди нацелены на то, чтобы оставить после себя какое-то наследие в виде запоминающихся проектов и изобретений. Достигая определенных высот, мы стремимся двигаться дальше. Нет той точки, на которой можно было бы остановиться и сказать себе «Это конец!».

Эта книга направлена на тех амбициозных и, в какой-то степени, сумасшедших людей, стремящихся сделать наш мир развлечений лучше. Те практики, которые здесь предложены, погружают специалиста в предмет его работы.

Разделы книги имеют свои определенные цвета. Это сделано для того, чтобы проще было ориентироваться. Вы читаете практическое пособие, цель которого – раскрыть и расшевелить внутреннюю силу и возможности, которые заложены в каждом из нас. Предложенные методики проверены автором на собственном опыте, что дает основание считать данную книгу полезным инструментом для внедрения в жизнь.

Вся книга построена на схемах. Важность такого строения материала в том, что отпадает необходимость перечитывать уже однажды досконально изученное. Достаточно взглянуть на предложенную схему и сознание поймет, о чем ведется речь.

Процесс погружения в специальность менеджера в сфере культуры невозможно уместить в одну неделю. И даже год – не тот срок, о котором здесь можно говорить. Это путешествие в познание, анализ и совершенствование себя длиною в бесконечное число дней и ночей. Невозможно в какой-то момент времени перестать, например, учиться, и ждать, что необходимая информация придет сама. Да, можно жить на интуиции и это, в определенной степени, хорошая практика. Но выработать в себе навык быстрого реагирования на ситуацию в критические моменты и принятия необходимых решений, данная книга способна помочь. Естественно, у творческого человека (а менеджер в сфере культуры – это еще во многом и творческая личность) бывают различные проекты. Чтобы не чувствовать себя уязвленным, обиженным на сказанные слова от сторонних наблюдателей, необходимо постоянно развивать себя. Об этом как раз данная книга – о развитии своих способностей в выбранной специальности.

Глава 1. Образование

Образование – это процесс обучения и воспитания личности, в результате которого человек овладевает практическими, теоретическими и коммуникативными навыками в поле определенного рода деятельности.

Образование – это необходимый фундамент, позволяющий возвести крепкое здание, которое будет годами преобразовываться, меняя свой экстерьер и интерьер, при этом выполняя свою основную функцию – быть комфортным для существования.






Почему я считаю важным получение конкретного высшего образования? Как человек, у которого за спиной два диплома, считаю, что имею право об этом писать. Писать о том, что это действительно важно в наши дни. Я сейчас не говорю о формальном получении диплома, как таковом. Речь идет о той высшей школе, куда попадает человек после получения аттестата (школа) или диплома о среднем профессиональном образовании (техникум, колледж).

В стенах высшего учебного заведения студент получает те умения, знания и навыки, которые радикально отличаются от знаний и навыков, полученных в средней школе.

Система высшего образования в нашей стране не идеальна, но она помогает молодому специалисту погрузиться в свою специальность с теоретической и практической (в идеале) точек зрения.

Когда я училась в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств, у меня была возможность получать одновременно две специальности: менеджера и исполнителя. Естественно этой возможностью я воспользовалась. Я всегда знала, чем буду заниматься – не важно, что это за направление, но оно обязательно должно быть связано с музыкой. Исполнитель из меня был, мягко говоря, посредственный, поэтому данное направление я для себя сразу вычеркнула. Но мысль доказать моим родителям, что я не зря 14 лет училась игре на аккордеоне и, таким образом, поставить на этом жирную точку, мне приглянулась. Поэтому 5 долгих лет я делала все, что в моих силах, чтобы закончить музыкальное образование с достоинством. Цель была поставлена. Это было совсем не просто для меня. Я не любила выступать на публике, у меня отсутствовала тяга к сцене, сложно запоминала ноты, а самое главное – я никак не могла передать свои чувства и эмоции через музыку.

Всю свою душу и любовь я вкладывала в мою основную специальность – менеджмент. В начале 2000-х менеджмент как науку в нашем вузе преподавали в очень ограниченном виде. Но все те знания, которые я получала на лекциях (и не только на них) от небольшого числа преподавателей заложили во мне определенную основу, которая заставляла меня двигаться дальше к получению необходимой информации.

Но даже и не это самое интересное. Университет приучил меня к терпению. Терпение оттачивалось на тех предметах, которые мне были совершенно чужды на тот момент времени. Русская и зарубежная литература, сольфеджио, ансамбль, политология, правоведение, философия, информатика… Я не помню все дисциплины и всех преподавателей, хотя многие из них действительно выдающиеся личности. Просто на тот момент, видимо, я не созрела для таких предметов. Было лишь желание сдать экзамены. На этом все. Если посмотреть на эту ситуацию сегодня, то в каком еще случае ты будешь вгрызаться в то, что тебе совершенно не интересно? В любой другой ситуации я бы сказала: «Да на хрен мне все это нужно?!» А тут – зачет!

Но вот что действительно меня зажигало и заставляло двигать свое тело через Марсово поле к 8 утра на первую пару, так это такие предметы как менеджмент, продюсерское дело, экономика, связи с общественностью, выдающиеся исполнители джаза, эстрадная режиссура, маркетинг и т.п.

Та специальность, на которую я изначально поступала, звучала как «продюсер». В дипломе это и должно было быть написано. Но со временем эту специальность предали пеплу и я выпустилась с дипломом, в котором было написано «менеджер организации». Что, может быть, и к лучшему. Однако всю ту теоретическую базу, которая необходима начинающему менеджеру в сфере культуры я получила.

Есть еще несколько важных моментов, о которых важно сказать. За 5 лет обучения я нашла себе, если можно так сказать, трех наставников. Это не означает, что люди вели и растили меня в профессиональном плане лично. Отнюдь нет. Я росла благодаря их примеру, их мировоззрению, их страсти к работе и их проектам. Люди, которые работают в вузах, зачастую по своей сути идеалисты. Они не стремятся отжать у студентов как можно больше денег за свои знания. Они делятся своим опытом и готовы оказывать помощь. Конечно, не все. Но мне попадалась именно такая категория преподавателей. У разных людей – разные задачи в жизни.

На третьем курсе я перешла на заочное отделение, т.к. нашла работу в детском театре кукол в качестве администратора. Театр не был стационарным. Мы ездили по Уралу, снимали площадки для представлений и продавали билеты детям прямо в школах. В мои обязанности и входило – ходить по классам и за 5 минут выступления суметь продать детям спектакль. Это был конвейер. Я никогда до этого не работала продавцом. Да что там! Весь мой опыт работы сводился к двум месяцам консультирования на игровых автоматах (тогда они были на пике популярности). Поэтому мне пришлось достаточно быстро учиться продавать, чтобы выжить. Ведь жила я тогда исключительно на проценты от проданных мною билетов. А если учесть, что администраторов (моих коллег) было шестеро, а я была самая молодая из них, то конкуренция на лицо. Но тот учебный год начался трагически – с теракта в школе в Беслане. После этого ужасного события по всей России начали закрывать все учебные заведения, наша работа стала невозможной. Мне пришлось вернуться домой.

Когда я оказалась снова в Петербурге, естественно, сразу встал вопрос о поиске нового места работы. И здесь мне помог один из моих наставников. Именно благодаря ему для меня открылась настоящая дверь в мир культуры, искусства и шоу-бизнеса. Я оказалась в стенах Дворца учащейся молодежи и проработала там до окончания вуза.

Легко проследить цепочку: если бы я никогда не оказалась в вузе, то не повстречала своего наставника, если бы я не повстречала наставника, то не начала работать во Дворце, если бы я ни начала работать во дворце, то не попала бы на радио…. Но это уже другая история. Думаю, что суть вы уловили.

Да, современный мир и Интернет дают многое, но именно высшая школа служит получению качественного профессионального образования. Ведь что такое образование? Это процесс обучения и воспитания, направленный на социализацию личности и общества в целом. А интерпретации этих понятий я оставляю на ваше философское заключение.



Где найти время?

Необходимо подойти к этому вопросу основательно и выделить специальное время для обучения: вечернее или заочное отделение для тех, кто не готов подрабатывать в MacDonald’s. И дневное отделение – для тех, у кого есть возможность максимально посвятить себя учебе в течение нескольких лет.

Где найти деньги?

Так как деньги – не маленькие, целесообразно будет выбрать вечернее или заочное отделение. Плата за обучение меньше и есть возможность полноценно работать в течение трудовых будней.

На начальном этапе карьеры стоит присмотреть себе место в одной из таких организаций, как: дворцы и дома культуры, event– или рекламные агентства. В эти учреждения проще всего устроиться, не имея опыта работы. Зарплата стабильная, в некоторых случаях предусмотрен дополнительный процент/бонус от проведенного проекта. Немаловажно, что во время сессии, эти организации без проблем отпускают сотрудника на учебу.



До недавнего времени тренинги личностного роста считались в нашей стране подобием секты. Все, что происходит в стенах аудитории, где проходит тренинг, обычно запрещено выносить участникам за ее пределы. Многие скептики поливали грязью подобные курсы, заостряя внимание на том, что из людей каким-то магическим образом выкачивают баснословные деньги и расшатывают нервную систему. Грубо говоря, ты отдаешь свои кровные и получаешь взамен… воздух! Отчасти они правы.

Но я могу рассказать о своем опыте прохождения тренинга личностного роста. В феврале 2011 года, после неудачного крупного проекта, я находилась в стадии восстановления своих внутренних сил. На тот момент у меня не было молодого человека, и я к этому совершенно не стремилась. Мне было комфортно жить одной в своей маленькой однокомнатной квартире. И появление «чужого» в моем мире в тот период было крайне нежелательно.

И вот, читая сообщения от своих друзей Вконтакте, натыкаюсь на одно, которое привлекло мое внимание. Подружка звала меня на бесплатный трехдневный тренинг, который, как она писала, поможет решить мои жизненные задачи. Я никогда не была на подобных мероприятиях и мне стало интересно. Тем более, что мне действительно нужно было отвлечься от мрачных мыслей с последнего моего event’a. Это был как раз подходящий момент.

И вот я пришла на этот тренинг. Пронеслись эти три дня молниеносно, динамично и с инсайтами1. Вот уж чего я действительно не ожидала (честно говоря, я вообще ничего не ждала)! На третий день, благодаря руководителям тренинга, в моей голове некоторые вещи встали на свои места. Я ясно увидела, что давило на меня долгие месяцы. А боль моя заключалась в том, что я никак не могла себе собрать хорошую команду, в которой можно было бы доверять ее членам. И вот оно, мое желание – я хочу такую команду, которая работала бы без промахов и которой я всецело могу доверять. Ну и что же… «Если вы хотите, чтобы ваша цель осуществилась, то вам необходимо пройти еще два уровня нашего тренинга». Естественно, уже не бесплатно. Меня поймали на крючок. Деньги у меня были. Время тоже. И я подумала, а почему бы, собственно, и нет?

Самое удивительное в этом во всем то, что те 20 человек, которые вместе со мной перешли на вторую ступень тренинга, в последствии действительно оказались моей командой и каждый выполнял свою определенную роль. И я была их руководителем по заключительному проекту. Решено было сделать благотворительный праздник. Т.к. все знали, чем я занимаюсь по жизни, особых разговоров, кто будет этим рулить, не было.

Надо сказать здесь о том, что вера в профессиональную пригодность людей и свои возможности у меня была надломлена. Но я решила действовать, как о том кричали руководители тренинга: «Делай, а думать будешь потом!»

Этот период подарил мне хорошие знакомства и партнерство с талантливой девушкой организатором, с которой мы в итоге и сделали наш совместный праздник. Это был Таврический сад.

Лиза, привет!

«День счастья в Таврическом саду» прошел отлично. Не знаю, чего именно добился каждый из участников того тренинга, но для меня это было переосмысление своих позиций в жизни. Это было круто! Я не участвовала в жизни нашей команды, практически не ходила ни на какие их собрания (только на те, которые были обязательными). Но проектом я жила днем и ночью и он меня вдохновлял. Тот результат, который я получила в конечном итоге… на меня посыпались коммерческие заказы, в следствие чего я обрела своего первого серьезного клиента в лице популярного электронного дискаунтера. Буквально через пару недель после окончания тренинга я повстречала своего нынешнего мужа (именно руководствуясь лозунгом:«Делай, а думать будешь потом!»), через 2 месяца уехала с подругой в Париж на несколько дней, а потом в Египет и Скандинавию.

Я совсем не верю в совпадения. Тренинги – это шаг на пути к своему росту, познанию себя, своих возможностей и границ ответственности. На какой-то миг общение с теми людьми напомнило мне универ. Такое же веселое и продуктивное время. Хотя бы раз в жизни погрузиться в эту атмосферу просто необходимо!



Где найти время?

Выделить дни для тренинга не так уж и сложно. Это могут быть выходные. Время будет проведено с пользой, а не в состоянии батона около телевизора.

Для тех, «кто очень устает в конце рабочей недели», не ходите! Устанете еще больше от одной только мысли, что нужно куда-то идти в законный выходной.

Где найти деньги?

Ударно поработав продавцом в магазине одежды 2-3 недели, вы как раз и заработаете нужную сумму.



В 2009 году я побывала на конференции, посвященной проблемам и актуальным задачам в мире электронной музыки. Сейчас я не помню ее названия, но организатором выступала школа диджеинга «MixMaster». Меня заинтересовал формат проведения данного мероприятия. Было несколько спикеров и аудитория слушателей. Все действо происходило в ресторане «Aquarel». Спикеры делились опытом работы в области электронной музыки. Преимущественно это были диджеи.

Уже тогда становилось понятно, что сфера event-индустрии в нашем городе находилась в кризисе (что и сейчас продолжается), обрела какой-то вакуум, куда новые идеи и веяния с трудом прорывались. Игорь Манн как-то сказал: «Занимайтесь зырингом и тырингом!» То есть смотрите, что делают другие, переваривайте это и делайте по-своему. Это я и сделала. Формат практической конференции переложила на проблемы сферы развлечений в нашем городе.

Я решила, что стоит сделать конференцию, посвященную конкретному направлению в сфере культуры. Это был PR. Назвала ее «Правильный PR в области культуры, искусства и шоу-бизнеса». А общий цикл моих «проблемных» мероприятий получил название «Seminar of creative management & art».

Два дня в «Кафе Звезд» на Васильевском. 10 часов общения. 12 спикеров. Честно скажу, что не ожидала такого успеха, который тогда получило это мероприятие. Мы вскрывали реальные проблемы, с которыми сталкивались люди, работающие с PR-инструментами в нашей сфере. Добавив к этому нетворкинг (тогда этого слова никто не употреблял), фотоотчет на популярном портале, который освещал все яркие молодежные события города, вручение самому активному участнику сертификата на открытие ИП или ООО, мы получили поистине обращающее на себя внимание общественности мероприятие. После этого нами было проведено еще ряд подобных семинаров-конференций на различных площадках города.

Я знала лично всех спикеров, которых приглашала. Знала, что эти люди делали в нашем городе. И знала, что их опыт и идеи развития нашей event-культуры могут стать отправной точкой и мотиватором для молодых специалистов, студентов, стартаперов, пиарщиков, event’щиков и прочих амбициозных людей, кому интересна и важна работа в культуре, искусстве и шоу-бизнесе.

Прошли годы. Подобные семинары и конференции начали плодиться, словно грибы после дождя. Какие-то удачные, какие-то не очень. По-моему, на сегодняшний день, лучшее, что может предложить Петербург по этому направлению – это ежегодные «SoldOut» (организаторы – Наталия Франкель, Дмитрий Румянцев) и «Colisium» (основатель – Владимир Кравченко, директор – Сергей Бабич).



Где найти время?

Выделить для посещения таких событий одно утро в течение рабочей недели не составит труда.

Где найти деньги?

Не обязательно иметь всю сумму целиком для того, чтобы начать делать свою конференцию. В одной из следующих книг «Творческого продукта» я подробно расскажу, как с нулевым бюджетом сделать мероприятие с оборотом в 50 тыс. рублей.



Когда я поступила в Университет культуры, литературы по организации мероприятий практически не существовало. Технология проведения, продвижения и организации самого творческого сознания… все это было знанием людей-практиков, которые не особо на тот момент готовы были делиться своими наработками. Помню, в поисках стоящей литературы, я забрела в библиотеку им. В.Маяковского, что на Фонтанке. И там наткнулась на книгу Иосифа Пригожина «Политика – вершина шоу-бизнеса». Моей радости не было предела. Если кто забыл, Иосиф Пригожин – продюсер популярной российской исполнительницы Валерии. Книга была написана простым языком. Там не было заумных фраз. Все четко и лаконично. До сих пор многое, что в ней написано, является актуальным.

Даже когда в 2011 году я начала свою преподавательскую деятельность, то рекомендовала эту книгу моим студентам, хоть уже и начали появляться более продвинутые авторы с новым видением и опытом: как теоретики, так и практики.

После прочтения подобной литературы, тебе хочется копнуть глубже. Ты цепляешься за одну мысль и она рождает следующую. Эти мысли переплетаются и появляется непреодолимое желание знать больше.

Но наступает такой момент, когда потоки информации настолько тебя переполняют, что необходимо их переработать, пропустить через себя, чтобы они помогли реализовать что-то. Что-то, что ты сам еще не понимаешь. И тут необходимо остановиться.

Говорят, что многие великие творческие люди практикуют различные способы медитации. Кто-то любит йогу, кто-то воздержание от мыслей в течение какого-то времени… Для каждого своя практика.

Несколько месяцев назад я посмотрела довольно интересное интервью с участием известного скульптора, альпиниста и йога Сергея Кондрашкина. Он говорил о том, насколько восхождение расширяет осознание горизонтов внутреннего потенциала. Еще я отметила для себя, что человек, поднявшись на высоту, вдруг неожиданно пришел к какому-то образу, который он хочет воплотить в жизнь. А если задуматься, то известные гениальные и просто талантливые вещи приходили к людям не в процессе работы, а как раз неожиданно. В состоянии покоя, отвлеченности и даже умиротворения. Великий Альберт Эйнштейн сам удивлялся тому, что все прорывные мысли приходили к нему во время мытья в душе. Ты концентрируешься на чем-то совершенно отстраненном, что никак не связано с твоей основной деятельностью. Ты наблюдаешь, находишься в моменте и… бах! Тебя вдруг озаряет. Думаю, что суть медитации для работы как раз в этом – умение в нужный момент отпустить ситуацию и просто наблюдать.

На страницу:
1 из 2