bannerbanner
Взгляд в прошлое. Книга 1 – Записки конструктора космической техники
Взгляд в прошлое. Книга 1 – Записки конструктора космической техники

Полная версия

Взгляд в прошлое. Книга 1 – Записки конструктора космической техники

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Книга 1 – Взгляд в прошлое.

Глава 1 – Записки конструктора космической техники.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Сергей Есенин.



Уважаемый читатель!

Вы держите в руках сборник воспоминаний под общим названием «Взгляд в прошлое», который состоит из двух книг. Первая книга – «Записки конструктора космической техники» является автобиографическими воспоминаниями о моей семье и (кратко) о всей моей жизни, а главное о работе в институте космических исследований – ИКИ АН СССР и после распада Советского Союза в ИКИ РАН до сегодняшнего дня. Это может быть интересно тем моим многочисленным коллегам, которые работали со мной долгие годы, а также тем, кто интересуется историей космонавтики или молодым людям, которые решили профессионально связать свою жизнь с разработкой космической техники для изучения космического пространства в интересах науки.

Вторая книга – глава 2 – «На краю Руси обширной» содержит очерки и рассказы, навеянные мне воспоминаниями детства, отрочества и юности, но образы, представленные там, с одной стороны взяты из жизни, а с другой являются, всё– таки, собирательными. Они охватывают период с 1949 по 1961гг. (от 6 до 17 лет). В это время я и моя семья жили в городе Уральске – центре Уральской – (Западно – Казахстанской с 1932г.) области в среде Уральских казаков, здесь прошло моё детство, отрочество и начало юности. Здесь, наряду с семейным воспитанием, под влиянием самобытной и своеобразной культуры и образа жизни уральских казаков, которые, в большинстве своём, являются староверами, проходило моё становление как личности. От уральских казаков я – пацан, получал первые уроки взрослой жизни: что такое честь и почему её надо беречь смолоду, что – хорошо и, что – плохо. Узнал цену подлости и предательства и понял, что есть настоящая дружба и настоящая любовь и почему Бог должен быть в Душе, а не на словах, почему «жить надо – по совести».

Уральский казак «дед Митрич» научил меня плавать «не хуже чехни» (рыба – чехонь) и ещё многим премудростям повседневной жизни. А уральский казак из Трёкино – «дед Егор» учил меня, как нужно относиться к природе и заложил в мою молодую голову простые, но глубоко философские начала, как я сейчас понимаю, отношения к природе, к людям и обстоятельствам жизни, которые сопровождают нас – пока мы живём. Тогда же началось моё увлечение рыбной ловлей и охотой, которое сопровождает меня всю жизнь (все отпуска провожу на охоте и рыбалке – география обширнейшая – изъездил весь Союз и частично Европу). И на склоне лет я понял, почему я считаю Приуралье (земли, примыкающие к реке Урал в среднем и нижнем течении) – моей Малой Родиной (хотя я родился в г. Кустанае, но не жил там и года). И низкий поклон, и благодарность за моё становление как молодого человека, простому (и в тоже время – ох, какому не простому) уральскому казаку. И не только казакам, но и родительницам-казачкам и конечно же моим сверстникам, и друзьям – детям казаков – казачатам – «детям войны», с которыми я рос, деля радости и огорчения того трудного, но и такого – счастливого времени. Мне несказанно повезло, что в начале жизни я попал в эти места – (реки Урал, Чаган и Деркул, леса и степи приуралья благословенные для любого мальчишки. Предлагаю Вам вместе со мной пережить эти мгновения и познать, пусть то немногое, что сохранила моя память о том времени, людях и событиях, которые меня окружали тогда. Я сочту свою миссию выполненной – если, прочтя эти воспоминания Вы – мой читатель узнаете чуть больше об интереснейшем, самобытном и многострадальном народе – Уральских казаках в моём, пусть и безыскусном, но поверьте искреннем изложении.

Во вторую книгу также вошли – «Охотничьи тропы» – рассказы – об охоте и рыбалке в Киргизии, Казахстане, России и Европейских странах в период с 1961 до 2013 года, которые я провёл, живя в столице Киргизии – городе Фрунзе и потом в Тарусе, куда я переехал в 1990 году по сегодняшний день.

Автор.


Оглавление первой книги «Взгляд в прошлое»

Глава первая – Записки конструктора космической техники

История семьи – стр. 3

Воспоминания детства и юности – стр. 11

Божечка – стр. 12

Жизнь в Уральске – стр. 24

Жизнь в Киргизии – стр. 31

Моё первое путешествие на мотоцикле. – стр. 48

Работа в ОКБ ИКИ АН СССР. – стр. 65

Проект «Аркад – 3» – стр. 73

Проект – «Вега» – стр. 79

Интересные встречи. – стр. 93

О русском бильярде. – стр. 114 Служебные командировки. – стр. 119

Командировки на Байконур, Капустин Яр, Плесецк . – стр. 140

Капустин Яр. – стр.157

Космодром Плесецк. – стр.161

Отряд космонавтов. – стр.163

Исход. – стр. 172

Таруса. – стр.175

Работа в СКБ КП ИКИ РАН. – стр.182

Марсоходы (планетоходы). – стр.185

Микроспутники. – стр.190

МС «Колибри – 2000» – стр. 191

Микроспутник – «Чибис – М» – стр.202

На излёте жизни. – стр. 212

История семьи.

Мама часто со смехом вспоминала, как отец вез её в родильный дом, когда она собиралась меня рожать. Дело было во время войны в городе Кустанае в августе 1943г. (такси тогда были большой редкостью, а нужно было – срочно). Ехали на телеге и на полпути у мамы начались схватки, и она попросила остановить телегу, в которой ей было тряско, чтобы передохнуть. Отец недовольно сказал: «Ну не знал, что ты такая нетерпеливая, неужели нельзя немного подождать и потерпеть!» Но всё обошлось благополучно – успели, и я появился на свет уже в родильном доме.Я, родился в семье актёра русского драматического театра Ангарова Николая Константиновича (1914 года рождения), который был из крестьянской семьи, мама – Снарская Евгения Николаевна (1914 года рождения) была дочерью лесничего.



«Фото из личного архива автора» – Папа, мама и я в средине пятидесятых годов 20 века (я носил тогда обязательную школьную форму). Она, имея отличное среднее образование, подкреплённое хорошим семейным воспитанием, но в силу своего не пролетарского происхождения, не смогла в довоенное время получить высшего образования. Имея от природы большие способности, мама всю свою жизнь занималась самообразованием (впрочем, и отец тоже и у нас в семье всегда была очень хорошая библиотека) и потому была разносторонне развитым, очень интересным человеком и собеседником, обладающим обширными знаниями и богатым жизненным опытом. Мама учила меня с малых лет готовить вкусные блюда и вообще всему, что сама умела, а умела она многое из того, что и не всякий мужик умеет и всегда приговаривала:

«Настоящий мужик должен уметь всё – кроме: – рожать детей и кормить их грудью!»




«Фото из личного архива автора» – Мой дед Горшенин Владимир Павлович (Папа Володя) после окончания Санкт – Петербуржской лесной академии – 1917 год.

Мой дед (мамин отчим)– Горшенин Владимир Павлович родился в городе Кузнецке Пензенской губернии в 1894 г., в 1917г. окончил Петербуржскую лесную академию (впоследствии – Петроградский лесной институт), после чего он получил назначение на службу заведующим Аман – Карагайского лесничества Семиозёрного района Тургайской области (в советское время переименованную в – Кустанайскую область). С приходом советской власти его пришли арестовывать (как назначенного на эту должность временным правительством Керенского), но рабочие лесничества отбили его и поручились за него – как очень справедливого руководителя, хорошо относящимся к простым людям и его оставили в покое, отобрав дом и все постройки и оставив семью жить во флигеле лесничества.

Потом, он был снова назначен, уже советским правительством – главным лесничим Кустанайской области (где и прослужил главным лесничим практически до конца жизни). Бабушка Ольга Исаковна – (в девичестве Мальчевская – польские корни) работала секретарём в управлении того же лесничества.



«Фото из личного архива автора» – Мой родной дед Сосков Николай по материнской линии и бабушка Ольга Мальчевская в день венчания.

Бабушка к тому времени – овдовела и вышла замуж второй раз – в конце 1918 г. за Горшенина Владимира Павловича, имея дочь от первого брака – мою маму – Евгению (первый муж бабушки и мамин родной отец – Сосков Николай, тоже, кстати, лесничий, трагически погиб в начале 1917 г.). В семье деда (маминого отчима) – по материнской линии было четверо детей – сын Юрий и три дочери Евгения (приёмная дочь), Лидия (получила юридическое образование и всю жизнь работала судьёй) и Галина (финансист – работала в госбанке). Мама говорила, что никогда не чувствовала разницы по отношению отчима к себе и родным дочерям – Лидии и Галине. Младший брат (сводный) мамы Юрий – 1919 года рождения, который окончил артиллерийское училище вначале войны, ушёл на фронт, был награждён орденом Красной Звезды и умер в 1942 году (дома), после тяжёлого ранения на фронте. Мама была старшей из детей.



«Фото из личного архива автора» – Мама в детстве.

Дед, будучи страстным охотником и рыболовом, и имевшим конюшню лошадей и свору охотничьих собак – как и сына, воспитал маму в любви к природе и привил с раннего возраста страсть к охоте и рыбалке. Тем более, что и бабушка на коне верхом – скакала не хуже мужчин и в псовых охотах участвовала. Бабушка прославилась в охотничьих кругах своей лихостью. На псовых охотах верхом на коне догонять лисицу и добыть её плетью, со свинцовой пулей, заплетённой на конце, на всём скаку метким ударом пули по голове. И мама с детских лет, что на коне верхом скакать, что из ружья стрелять влёт уток и гусей была горазда, не уступая в стрельбе отцу на совместных охотах.



«Фото из личного архива автора» – Мама – знаменосец впереди колонны конников, на параде перед войной.

Дед – «Папа – Володя», так дети и внуки называли его всегда, был сторонником правильной охоты, нетерпимым к браконьерству и жадности до добычи, всегда готовым помочь дикому животному, попавшему в беду, обрести свободу.

Отец (1914 года рождения) был родом из г. Кунгура Пермской области, «пермяк – солёны уши» как он сам себя в шутку называл. Мой дед по отцовской линии – Константин Федорович (1875 года рождения) был из крестьян и в царское время благодаря природной смётке дослужился до должности столоначальника городской управы (обычно чиновник 6 – 7 разряда). Бабушка Анна Ивановна (1878 года рождения) всю свою жизнь была домохозяйкой при многодетной семье.




«Фото из личного архива автора» – Семья прадеда по отцовской линии – вторая справа сидит в среднем ряду – бабушка Анна Ивановна на коленях держит сестру отца Нину, третья справа – прабабушка Анна Ивановна рядом по её правую руку – прадед Иван Константинович, второй справа в первом ряду старший брат отца Александр Константинович.


В семье моего деда – Константина Фёдоровича было пятеро детей: – Иван (1897 года рождения – погиб в первую мировую войну), Валентина (умерла в раннем возрасте), Александр (1903 г. рожд.), Нина (1907 г. рождения и мой отец – Николай (самый младший). Нина Константиновна после окончания Новосибирского инженерно-строительного института в 1937(8) году – всю жизнь преподавала сопромат и теорию машин и механизмов в строительном техникуме. Она имела двоих детей – моих двоюродных брата и сестру – Сашу и Лину Найдёновых. В гражданскую войну семья сильно голодала. Отец всю дальнейшую жизнь не любил варёной картошки, она напоминала ему ту – сладкую – промёрзлую картошку, которую они выкапывали зимой на брошенных полях и ели в качестве хлеба во время голода, варя её и поджаривая приправляя лебедой.


И отец вынужден был в 14 лет уйти из семьи родителей (одним едоком меньше) и жить у старшего брата – Александра Константиновича, который закончил РАБФАК, жил отдельно и работал на машиностроительном заводе, куда он и устроил на работу 14 летнего отца – учеником слесаря. Отцу эта работа нравилась и, со временем, он добился больших успехов в этой специальности – стал слесарем – лекальщиком 8 разряда – высшей квалификации этой рабочей профессии. Он на всю жизнь сохранил привычку, оставшуюся от этой профессии: делать всё – не торопясь, аккуратно (даже педантично), прежде чем приняться за какое – либо дело хорошо подготовиться и всё обдумать заранее. Лучше и не браться за дело, чем делать его кое – как – «Тяп – ляп» – как любил говорить он. Старший брат отца – Александр Константинович, после РАБФАКа, окончил ВТУЗ и впоследствии работал на ГАЗе инженером – технологом, принимал непосредственное участие в строительстве и становлении Сталинградского тракторного завода (выпускавшем и танки), работал в НАМИ, и впоследствии стал главным специалистом – технологом министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. Детей у него не было.


Отец ещё в юности увлёкся театром и потом, проучившись два года в ГИТИСе (заочно), посвятил свою жизнь, служению русскому драматическому искусству работая актёром начиная с 1930 г. и директором, и актёром, начиная с 1943 г. в русских драмтеатрах Казахстана и Киргизии.



«Фото из личного архива автора» – Отец в молодости.

В конце 1943г. (или в начале 1944г.) семья (отец, мама, старшая сестра Рита и я) переехала из Кустаная в – гор. Алма – Ату. Там вместе с Натальей Ильиничной Сац, отец создавал первый театр для детей и юношества Казхстана (Алма -Атинский ТЮЗ, где заведующей педагогической частью театра работала и моя мама), был первым профессиональным актёром и первым директором ещё строящегося ТЮЗа (имевшего русскую и казахскую труппу актёров).

В 1949 г. он, фактически, восстановил работу Уральского межобластного (театр обслуживал гастролями ещё две области – Гурьевскую и Актюбинскую) театра русской драмы им. Островского (в пятидесятых годах театр отметил своё столетие). А в 1960г. возглавил русский драмтеатр им. Н.К.Крупской (при нём награждённый орденом Дружбы Народов) в столице Киргизии г. Фрунзе.

Отец был одним из лучших исполнителей роли В.И. Ленина в СССР, во всяком случае, мне так говорили В.С. Розов и Н.К. Черкасов. Его образ Ленина отличался от общепринятого образа вождя – этакого «доброго дедушки – Ленина». А отражал все черты его характера (такие как жестокость, нетерпимость к своим противникам и т.д.) этого противоречивого «гения – революции». Он должен был сниматься на Мосфильме – в этой роле в средине пятидесятых годов, но этому помешали интриги в областном управлении культуры Западно – Казахстанской области, которое не показало отцу телеграмму с вызовом на съёмки на Мосфильм, которого отец ждал с нетерпением (он узнал об этом только через десять лет). В результате в фильме «Рассказы о Ленине» снялся – замечательный актёр Максим Штраух. Отец высоко оценил эту работу актёра, но говорил, что Ленин – в исполнеии Штрауха, опять получился «иконным» образом, не отражающим всех противоречий характера этого героя.

Правительство Казахстана и Киргизии высоко оценило его заслуги перед русским драматическим искусством и перед русским населением в культурном обслуживании – присвоило ему почётные звания Народного артиста Казахской ССР и Народного артиста Киргизской ССР. Снимался он и в кино.




«Фото из личного архива автора» – Отец в роли капитана Ермака в фильме «Шквал» 1958г.

В общем, всего чего он достиг – было сделано им самим, – не благодаря, – а часто вопреки обстоятельствам. Отец – крестьянский сын, благодаря природному уму и самообразованию был энциклопедически образованным человеком, очень интересным собеседником и опытным по жизни человеком с тонким чувством юмора и с ним дружили до конца его жизни многие люди, прославившие русскую театральную культуру, особенно с В.С. Розовым.

В нашей семье было двое детей – Маргарита (Рита) 1933г. рождения и я.



«Фото из личного архива автора» – Наша семья в Уральске.

Воспоминания детства и юности.

Из детских (до 6 лет) алма-атинских воспоминаний запомнились встречи с такими людьми как: тетя Наташа (Наталья Ильинична Сац)– создателя и художественного руководителя ТЮЗа, а впоследствии и Детского Музыкального театра в Москве (Народная артистка СССР, Герой Соц. Труда). Помню и дядю Ваху Татаева – высокого чечена депортированного в Алма Ату в 1944г. Отец принял его на работу в ТЮЗ своим заместителем по общим вопросам, а когда тому разрешили вернуться в Чечено – Ингушетию, он стал в городе Грозном министром культуры республики. Кстати, Ваха Ахмедович Татаев был дядей Махмуда Эсамбаева – знаменитого танцовщика, жившего во время депортации в городе Фрунзе. Махмуд в свои 20 лет был принят в балетную труппу Киргизского театра оперы и балета, а вскоре стал солистом и ведущим танцором этого театра. Из этого театра началось его стремительное восхождение как уникального танцора – Народного артиста СССР, Героя соц. Труда и вообще любимца всего мира. И переехав в Москву и Грозный, он часто приезжал во Фрунзе и устраивал пикники для всей труппы и театральные люди его очень любили и по привычке называли его Мишей (и это ему нравилось, видимо это имя напоминало ему – молодость). На одном из таких пикников я с ним и познакомился, сказав ему, что знаю его дядю В.А. Татаева.




«Фото из личного архива автора» – Первый слева Борис Соломонович Абрамович, второй слева муж Н.И. Сац – Дмитрий Водопьянов, Наталья Ильинична Сац – третья слева, а четвёртый – Ваха Ахмедович Татаев в Алма Ате после открытия Алма Атинского ТЮЗа, 1945 г. (отец выступает в роли фотографа – эта фотография из его фотоархива).


Из рук тёти Наташи я в четыре с половиной года первый раз в жизни попробовал азиатский шашлык с уличного мангала, когда мы гуляли в воскресенье в ЦПКО им. Горького в Алма– Ате и полюбил это блюдо на всю оставшуюся жизнь.


Дядя Витя – прихрамывающий при ходьбе (результат ранения ноги на фронте), Виктора Сергеевича Розова – будущего знаменитого драматурга, а тогда режиссёра, приглашенного Н.И. Сац для постановки первых спектаклей – «Осада Лейдена» – «Тиль Уленшпигель» Исидора Штока, и «Красная Шапочка» (в постановке Н.И. Сац), которыми открывался новый театр в 1945г. Он поставил ещё несколько спектаклей, в том числе и «Снежную Королеву» и учил молодежь сценическому искусству, в созданной Н.И. Сац – студии актёров при ТЮЗе. Дядя Юра Померанцев замечательный актёр, работавший тогда в ТЮЗе и, ставший, впоследствии – Народным артистом Казахской ССР.

Актёра кино дядю Колю (Н.К. Черкасова, ставшего потом Народным артистом СССР), бывавшего у нас дома – я не помню, мне было тогда один или два года. Но когда мы с ним встретились (по поручению отца я, будучи студентом, привозил ему в Ленинград фотографии Алма – Атинского периода их знакомства) в начале шестидесятых годов он был уже тяжело болен, и встреча состоялась в Комарово на его даче. Николай Константинович вспомнил младенца, смеявшегося сидя у него на коленях в ответ на смешные «рожи», которые он мне строил, и рассказал, как я «отблагодарил» его – обмочив ему штаны, а он вскочил со стула и с криком: «Этот маленький паршивец, обписал мне единственный выходной светлый костюм!» Он снимался в то время у С. М. Эйзенштейна в роли Ивана Грозного в одноимённом фильме в Алма Ате на киностудии Мосфильм, эвакуированной туда в начале войны.

Божечка.

Он был на десять лет моложе отца, но они крепко дружили и тепло относились друг к другу до самой смерти.

Дружба отца с Борисом Соломоновичем Абрамовичем (которого отец ласково называл – Божечка) начавшаяся в Алма –Атинском ТЮЗе, который они вмести с Н.И. Сац создавали, продолжалась и когда отец уже уехал из Алма– Аты и работал в Уральском театре русской драмы. И когда в самом начале пятидесятых годов Абрамович ушёл (или его ушли) из ТЮЗа и он остался без работы, отец пригласил его в Уральск поработать актёром и администратором (по совместительству, т.к. ему эта работа была знакома ещё по ТЮЗу) в драмтеатре, где он был директором и актёром. Борис Соломонович приехавший в Уральск без семьи первое время, пока решался вопрос о выделении комнаты в общежитии, жил у нас в семье, и я имел возможность познакомиться с ним поближе. Это бы уже лысеющий человек с очень мягким характером, но строгими принципами, которые он умел жестко отстаивать и очень справедливый. Он очень хорошо относился ко мне и разговаривал со мной 8 – 9 летним пацаном как со взрослым человеком не поучая меня, а своим примером показывая, как нужно поступать в том или ином случае. Он часто говорил мне:

– «Вадим, когда тебе придётся решать, как поступить с твоим товарищем – подумай, а как бы ты отнёсся, если бы он поступил так по отношению к тебе.»

Это, конечно подкупало меня – отрока, и мы быстро подружились. Вмести ходили на Урал купаться и даже выезжали вместе с отцом на охоту, хотя душа дяди Бори протестовала против «убийства птичек» (как он любил повторять). Он не был ханжой, а просто не лежала его душа к охоте, и я не помню, чтобы он, когда – нибудь стрелял из ружья, хотя и был, когда – то воевавшим на фронтах с гитлеровской Германией и на Дальнем Востоке с японцами боевым офицером и конечно умел и стрелять, и обращаться с оружием. Но выезжать с нами на охоту любил и общение с природой отвлекало его от грустных мыслей об оставленной в Алма – Ате жене и главное о сыне Александре. Я не знал почему они не приехали с ним в Уральск, и отец запретил мне вести с дядей Борей разговоры на эту больную для него тему. Дядя Боря проработал в Уральске около года и вернулся в Алма – Ату, где его пригласили на работу директором Дома работников искусств, и там он женился на Евгении Ивановне Васильковой (с которой был знаком по совместной работе артстами в ТЮЗе с 1947 года), и они прожили долгую счастливую жизнь. Я и отец приезжая в Алма – Ату (он в командировки и на съёмки фильма «Шквал», а я на соревнования по теннису) обязательно встречались с Борисом Соломоновичем и Евгенией Ивановной. А в его приезды во Фрунзе он навещал нас дома. Последний раз мы с отцом приезжали к ним в Алма – Ату в 1986 году на своей машине и гостили у них три дня. Потом в 1990 году со смертью отца (он не был на его похоронах – очень болел и переживал эту тяжёлую утрату) наши встречи прекратились (я переехал в Россию), но мы изредка созванивались по телефону, и он всегда радовался моим успехам. Он ушёл из жизни в 2013 году и эпиграф к его книге:

– «…Не нужно отличий,

Чинов и почёта не нужно,

Хочу сознавать лишь,

Что прожил на свете не зря.»

– был девизом всей его жизни. И все, кто его знал говорят: – «Светлая память Вам – Борис Соломонович!»

Запомнились приезды деда в командировки в Алма – Ату из Кустаная. Посещения театра – родители меня часто водили на детские спектакли. Знакомство с закулисной жизнью театра, где ты – ребёнок, видишь знакомых актёров в гриме и сценических костюмах на сцене и в антрактах. Когда они превращаются из сказочных героев в обычных людей – (например – Буратино, Мальвину и Карабаса Барабаса перекуривающих и мирно беседующих сидя рядком на садовой скамейке во внутреннем дворике театра или узнаёшь дядю Юру Померанцева в гриме и костюме Волка.)

Так что, сколько себя помню, я вырос в театре, и внутри театральная жизнь была мне понятна, и органично вплеталась в мою детскую и юношескую жизнь. Я знал «изнанку» актерской жизни, интриги, часто сопровождающие жизнь в творческих театральных коллективах и неведомую зрителям частную жизнь актёров. Вечером он играет графа, повесу – баловня судьбы, а наутро, в повседневной жизни– «бедняк», еле «дотягивающий» до следующей зарплаты и отказывающий себе, в самом необходимом. Среди актёров, даже талантливых и ярких на сцене и в кино изредка встречаются люди, которые и в повседневной жизни постоянно кого – то играют, особенно это касается женщин – актрис, но есть и «нормальные» люди, не путающие повседневную жизнь с жизнью на сцене. Например, артист, хорошо и часто играющий комические роли на сцене, в жизни часто бывает грустным и даже печальным человеком. Но нет правил без исключений, и я знавал очень многих интересных и ярких, разносторонне одарённых личностей и в среде актёров.

На страницу:
1 из 3