bannerbanner
Обломки мифа, или «Мёртвые сраму не имут»
Обломки мифа, или «Мёртвые сраму не имут»

Полная версия

Обломки мифа, или «Мёртвые сраму не имут»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

– Наши соседи – кривичи и северяне, – ответил Вышеслав, – не жалуются. Русь, думаю, не заставляет ходить войной на соседей, что бы заплатить дань живым товаром, как требуют это хазары.

– Это уже добро, – согласились все.

– Они пока вообще ничего не требуют.

– Пока!

– Да! Они просят помочь им в борьбе с хазарами. За это они помогут нам подвести остальные земли вятичей под нашу руку. Как было в старь!

– Да, когда-то земля вятичей была едина, – согласился Любомудр.

– А единство нашей земли разве не выгодна нам? – спросил Зима. – Нам всем!

На княжича посмотрели с не одобрением: «Куда этот глуздырь (23. Птенец) лезет?»

– Выгодно, – согласился с ним Любомудр.– Особенно нам.

Все закивали головами в знак одобрения.

– Объединим землю, от хазар привезём добычу, коней, – продолжил князь Вышеслав. – Дружину увеличим. Пока Святослав ничего от нас не хочет, кроме помощи. А там, куда его занесёт после хазар – неизвестно. И будем ли мы платить дань Киеву или не будем – там поглядим! За единство можно пообещать и дань! Не такие уж мы маленькие, не такие мы уж и слабенькие, если нас вместе собрать!

– А собирать будем нурманскими руками? – спросил один из бояр Вышеслава. – Или нас на стены градов вятичей погонят?

– Мы не бараны, – хмуро сказал Вышеслав, – что бы нас куда-то гнать!

– А вот об этом думать крепко надо! – сказал Любомудр.

Долго ещё думали и решали так и этак старейшины земли князя Вышеслава и пришли к решению – помочь киевскому князю.

В стане Святослава были другие разговоры. У костра Святослава сошлись вожди руси и скандинавов.

– Сгонять вятичей под руку князя Вышеслава мы будем или он сам справится? – спросил Святослава Воланд.

– Если он сам справиться, зачем мы ему нужны? – ответил киевский князь.

– Тебе самому это надо, Свен?

– Мне – нет. Но я князь киевский! А это надо Киеву, Руси. Проще иметь дело с одним князем, чем с шестью. Купец Поздней помнишь, что сказал? Шесть князей здесь. Мы одному поможем, он один и останется. Да и помощь вятичей против хазар не повредит.

– И уменьшит добычу!– резонно сказал Воланд.

– А если хазары тебя уменьшат на голову? – спросил Воланда Фарлаф.

– Значить я попаду в Валгаллу (24. В скандинавской мифологии – небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов) раньше вас.

– Ты туда так торопишься? – спросил Сумарл.

– Нет. Но если умирать, так с мечом в руке, в битве.

– Согласен, – сказал Сумарл. – Но умереть с мечом в руке можно и в двадцать лет и в восемьдесят.

– Лучше в восемьдесят, – согласился Воланд.

– Ну, вот. А ты не хочешь ополчения вятичей, – сказал Святослав.

И все согласились, что лишние войны не помешают и для этого можно поработать на князя Вышеслава, не бескорыстно, разумеется.

Проговорили так до полуночи, потом разошлись спать.

Глава 7

Князь Вышеслав

Святослав лёг у костра, завернулся в красный плащ. Лежал на земле и чувствовал, что его качает из стороны в сторону, как будто, он лежит в лодке. Под это покачивание он и заснул.

Проснулся от лёгкого прикосновения. Перед ним стоял князь Вышеслав.

– Поднимайся, князь, нам далеко ехать надо. Чёлн нас ждёт.

Святослав хотел было разбудить Волка, что спал рядом, но Вышеслав жестом руки остановил его:

– Не надо.

Было раннее утро, солнце только поднималось, на реке Угре стоял туман. Они пошли к тому месту, где Ресса впадала в Угру. Там их ждал чёлн.

Святославу было удивительно, что он в челне и не гребёт. Но у вятичей, видно, были свои порядки. Он молча сидел рядом с князем вятичей, и смотрел по сторонам. Река петляла между лесистых берегов. Мимо проплывали огромные сосны, мохнатые столетние ели, вётлы полоскали свои ветви в воде.

Зеленела свежая трава – был месяц травень (25. Май).

Вечно молодая богиня Весна-Леля ходила по лесам и лугам вятичей и её приветствовали птицы своим весёлым гомоном, а зелень буйным ростом и цветами.

Ещё в своих походах на север, Святославу нравилась, когда из-за горизонта на море появлялась тоненькая полоска земли. И по мере приближения, в ней угадывались леса, поля, селения и города. Особенно ему нравились горы. Правда он видел их только один раз и издалека.

Если на Десне, особенно в начале, ещё степь время от времени выбегала к берегу, то чем дальше на север, по берегам Десны, Угры и Рессы леса становились всё гуще и гуще. О горизонте не было и речи в этой сплошной стене леса. И только небо голубое или серое проглядывало сквозь зубцы елей.

« Да, летом, – думал Святослав, – здесь не только на лошадях, но пешим много не навоюешь, в этой-то чаще!»

Слева в Рессу впадала какая-то речонка, река сделала ещё одну петлю на юг. И на середине этой петли чёлн пристал к берегу.

На холме высились стены из стоймя поставленных, плотно пригнанных друг к другу брёвен с заострёнными концами, обнесённые рвом и валом. За кругом стен угадывалось строение. «Капище (26. Пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов) вятичей» – догадался Святослав. С южной стороны находились ворота, у которых и остановились два князя. Слуги принесли короба с зерном и вручили князьям, а сами встали сзади с такими же коробами в руках. Ворота открылись сами собой. Их, явно ждали. Через ров перекинуто не так, что бы толстое бревно. Святославу подумалось, что если кто в себе не уверен, обязательно упадёт. И жрецы скажут, что боги его не приняли.

Вышеслав уверенно вступил на бревно и пошёл, как по земле. Святослав последовал за ним.

За стеной по кругу стояли идолы богов, вырезанные из дерева, а посередине находился прекрасный храм-терем, где был алтарь главного бога. Храм стоял на двух столбах, изображающих птичьи ноги.

Птицы не принадлежат земле, они принадлежат небу!

И светлые боги славян не принадлежат земле, они принадлежат небу, поэтому и храмы их строят на птичьих ногах.

Князья стали по очереди обходить идолов по ходу солнца, принося пожертвования и прося у богов удачи. Больше всего даров положили на алтарь главного бога. К удивлению Святослава это был Велес. Почему Велес – бог скота и богатства? Этот вопрос Святослав решил отложить на потом.

Вышли из капища, так же как и пришли.

У реки их ждало приготовленное кострище, небольшой железный котёл, топор и деревянные чурки. Чурки надо было ещё наколоть на дрова. Что князья и сделали – половину наколол один, половину другой. Вместе они наполнили котёл водой, вместе сложили дрова на костёр, вместе высекли огонь и подожгли с двух сторон. Повесили котелок над костром. Вместе насыпали крупу, заварили кашу, посолили, потом заправили кашу молоком и конопляным маслом. Сваренную кашу поставили на берегу реки, достали ложки и молча, начали есть.

Это был древний священный ритуал. В заваривании каши участвовали все стихии: огонь, вода, а крупа олицетворяла землю. Кашу ели у воды. У воды нельзя врать и держать в голове плохие мысли, вода не простит, утопит.

Между князьями был заключён союз. Осталось согласовать свои действия.

Святослав разговор начал из далека:

– Почему у вас, вятичей, главный бог Велес, а не Перун?

– Потому, что мы живём землёй, а не войной. Мы пахари лесных полян, а не воины. Воюем мы больше по необходимости. Нас кормит поле, лес, река.

Вышеслав подумал, усмехнулся в бороду и добавил:

– Ну и купцы тоже. Хазары принуждают нас платить дань мехами и рабами. И больше рабов требуют, чем меха. Поэтому и воюем. Зимой наши грады и веси без мужиков стоят: кто на войне, а кто на охоте. Потому, что если мы хазарам не дадим рабов, этими рабами станем мы. Русь чем дань собирать будет?

– Чем обычно. Зерно, мёд, воск и меха тоже. От рабов не откажемся, но настаивать не будем. Рабы не самый лучший товар, если его в греки продавать. Воск, мёд и меха – лучше. Они никуда не убегут и пить-есть не просят.

– И на том благодарны будем.

– А когда земля вятичей будет едина и купцов будет больше, вы богаче будете. Как я понимаю, дань рабами вам не нравиться.

– За неё собственными головами платим!

– Со мной-то пойдёте?

– Пойдём.

– И добыча, взятая с хазар, не повредит.

– Не повредит, если голова уцелеет.

– А что бы ей не уцелеть? Думаешь, не совладаем с хазарами?

Вышеслав усмехнулся:

– Что такое хазары? Собственно хазары народ мирный. Сидят себе по Тереку и Итилю, рыбу ловят, да виноград выращивают. Это ягода такая.

– Я знаю.

– Так вот. Они не воины и воевать не будут.

– Не понял.

– Когда-то давно, очень давно! На хазар напали враги с юга, из-за гор. Храбро сражали хазары, но терпели поражение от врагов. Им помогли горцы, которые когда-то дано сами бежали от этих врагов. Звали этих горцев жиды (27.Горские евреи. В некоторых языках звук ю переходит в звук ж. Отсюда юд – жд.), или как-то так. За эту помощь жиды и стали господами у хазар.

После этих слов, Вышеслав прищурился и посмотрел внимательно на киевского князя.

– И что? – спросил Святослав и в упор посмотрел в глаза вятича.

Вышеслав отвёл глаза:

– Ничего. Только не сумели они справиться с врагами. Пришлось просить степняков. Вот они-то и помогли разбить врагов хазар. И стали степняки каганами хазар. Но хитрые жиды сделали так, что у кагана нет власти, а только почёт. Управляет страной шад – соправитель кагана, управляет от его имени. А все думают, что управляет страной каган.

– И к чему ты мне всё это говоришь, князь?

– К тому, что драться придётся со степняками.

Святослав засмеялся, щуря глаза:

– Я и не думал, что они в лесу живут.

Святослав помолчал, а потом добавил:

– Я знаю, что есть белые и чёрные хазары. Чёрные, которые победней, белые, которые побогаче.

– Это правда. Чёрные живут на юге у гор, на земле, где больше песка, чем травы. А белые между Итилем и Доном, где травы много, а значить много скота.

– Я рад за них, – безразличным тоном сказал Святослав, – и, всё же, не пойму, куда ты клонишь?

– К войне. Как ты воевать с ними будешь, князь?

– Конница не может справиться с пехотой, если та не бежит.

– Это правда. Но конница хазар не полезет на пролом. Она наскочит, обсыплет стрелами, отскочит. И так раз за разом, пока ты не устанешь стоять под стрелами и не побежишь. А догонять тебя, и добивать будет уже другая, тяжёлая конница, которая в битве не участвовала, свежая. Будет тебя колоть копьями и рубить саблями.

– И это будут белые хазары?

– Да! А за ними пойдут пешцы, добивать тяжело раненных и брать в плен остальных.

– Да? – насмешливо произнёс Святослав.

– Да. И есть ещё лариссии, личная охрана кагана. На великолепных конях, прекрасно вооружённых. Спроси у Волка, он их видел! Пять тысяч воинов! Лучшие из лучших!

– Так уж и пять? – не поверил Святослав.

– Ладно, добро – пятьсот. Тебе от этого легче?

– Легче. Рука не так устанет рубить их.

– Зря смеёшься, князь киевский. Лариссиям есть, что терять. Их предки поколениями служили хазарам, хазары им всё позволяли, как сыр в масле катались. А ты хочешь лишить их всего этого.

– Ты меня пугаешь, князь вятичей?

– Нет. Я пытаюсь заставить тебя думать – как ты их будешь бить?

– Так же, как и других.

– Ты когда-нибудь воевал со степняками?

– Нет.

– Вот! Я тебе и объясняю: не будут они с тобой драться лицом к лицу. Стрелами издалека обстреляют и всё! Сделают тебя похожим на ёжика.

– Это как-то не честно. Один на один, с мечом и копьём я сумею победить всадника! Как и любой из моих.

– Не сомневаюсь. Но для хазар главное, это одержать победу! А честно или не честно, это ты будешь на небе со своими предками рассуждать. А они на земле пировать будут, праздновать победу над тобой.

– Не будут! – в голосе Святослава послышалось упрямство и угроза.

– Вот! – довольно сказал Вышеслав. – И как это сделать?

– Надо что-то придумать, что бы они дрались, как и мы.

– Это правильно. Прежде, чем что-нибудь придумать, надо подружиться с печенегами. Они тоже степняки и знают, как воевать в степи. И к тому же они кровные враги белых хазар.

Святослав задумался, помолчал, потом спросил недоверчиво:

– И как их искать в степи? С печенегами ещё мой отец был дружен.

– А что их искать? – ответил Вышеслав. – Они сами осенью на торг придут.

– И где торг?

– Там, где река Нара впадает в Оку. Там все собираются: и вятичи, и голядь, и эрзя, и печенеги.

– Голядь?

– Что, познакомился уже с ними?

– Они у меня двоих убили.

– А ты у них?

– Ни одного, – зло сказал князь киевский, и пояснил: – Топоры метнули из-за кустов.

– Вот видишь, князь, разные народы воюют по-разному. Так и хазары могут – у тебя всех побить, а ты у них не одного. С печенегами надо подружиться.

Святослав задумался. Поход на хазар становился не таким уж и лёгким, как казалось в Киеве.

– Когда приходят хазары за данью?

– Недавно ушли. Теперь в конце зимы придут. Соберут дань со всех шести племён и, как просохнет степь, погонят по свежей травке к себе в Итиль. А там продадут в неведомые страны.

– В этот раз дани у них не будет. Надо что-то придумать, что бы раньше времени в Итили про нас не узнали.

– Придумаем чего-нибудь.

Когда они вернулись, Святослав сказал ярлам:

– Кашу мы с князем Вышеславом заварили, союз заключён. Осталось решить – как действовать.

Волк подошёл к Святославу и слегка обиженно сказал:

– Что ж меня не разбудил, княже? Говорил, что б всегда за твоей спиной был.

– Вышеслав не захотел. И, кроме того, собираемся с ним союз заключать, а получается, что я ему не доверяю. Не хорошо как-то. Да и ты ночами маловато спишь, – Святослав усмехнулся в усы, – бродишь где-то.

Волк потупился.

– Не смущайся, гуляй пока мы здесь. Скоро уйдём, не скоро её увидишь. Придём в Киев, дом тебе подарю. Заберёшь её отсюда.

Волк прижал ладонь к сердцу и благодарно поклонился князю.

Глава 8

На верховичей

Под большим раскидистым дубом решили собрать военный совет. Расположили четырёхугольником брёвна вместо скамеек. В центре, под кроной дерева расположился князь Вышеслав со своими ближними, справа от него – Святослав с ярлами. Остальные вятшие люди русичей и вятичей расположились справа и слева от них, замкнув четырёхугольник.

Первым, на правах хозяина, выступил князь Вышеслав.

– Соплеменники, братья! – начал свою речь Вышеслав.– К нам пришли из далека русский князь из Киева Святослав с дружиной и союзными ему витязями из-за моря. Они пришли к нам, что бы освободить от хазарской дани, которую мы платим в основном живым товаром. А добывая его, мы платим своей кровью!

Он долго и красноречиво объяснял всем то, что и так все знали. Теперь все узнали так сказать официально, как сказали бы через тысячу лет, из уст князя, зачем пришли русичи и викинги на землю вятичей, и какая от этого выгода непосредственно вятичам вообще и им, угричам в частности. В конце речи, князь сказал, что верховичи их братья и сильно бить их не стоит.

– Да, как же, братья! – встал с места старшина южного, дальнего града угричей. – Эти братья три года назад скот свели и двух девок попортили!

– Молодь озорничала, – сказал Вышеслав, – скот вернули, а девок замуж верховичам отдали. И в нашем граде в прошлом году такое было. Скот в стойле, девки – замужем.

– Скот вернули! – возразил старшина. – Когда им копьями пригрозили! Тогда и вернули. И девок так же замуж отдали.

– Мы сейчас, Чурила, не это обсуждаем.

– А что?

– А то, что негоже верховичей бить! Нам с ними вместе на хазар идти. А к битому, какое доверие? Стоять придётся плечом к плечу.

Площадь загалдела:

– Это, князь, правильно!

– Что правильно? Вспомните, лет пять назад, из степи на нас какие-то залётные напали! Не ясно, какого племени люди. Не очень-то к нам на помощь верховичи спешили!

– Ни кто не спешил! Ни с луга, ни с лесу!

– А мы к кому спешили? На нас одних, что ль только нападают?

– Не на одних! Да что тут сделаешь?

– Ты глухой? Князь, что сказал? Если на одних кто-то нападёт, соберёт один князь все дружины в один кулак и ударит! На ту же голядь. В следующий раз подумают, прежде чем лезть.

– Кто на кого лезет – они на нас или мы на них. Мы на них до не давнего времени ходили за рабами для хазарской дани.

– Ходили, пока по морде не получили. А теперь за рабами к чуди аж на Пру прёмся.

– Так у чуди князей вообще нет. А у голяди князь един!

– И нам надо всех в один кулак собирать!

– Как же, соберёшь! Все сидят по своим углам.

– Поэтому и под хазарами!

– Под русскими лучше, что ли будет?

– Может и лучше. Мы же не пробовали.

– Это, конечно, смешно, Станята! – повысил голос Вышеслав. – Но с верховичами лучше полюбовно разобраться!

– Это как?

– Послать им гонца с посланием. Всё объяснить. Может быть, они без драки к нам присоединяться.

– С чего бы это вдруг? Если бы мы к ним, они бы подумали.

Площадь шумела.

Поднялся Воланд, поднёс кулак к рыжей бороде, прокашлялся и громовым голосом, как в битве сказал:

– Я человек, конечно, не здешний, и ваших обычаев не знаю. Но, думаю, люди везде одинаковы. Ты, ярл вятичей, ещё за оружие не взялся, а уже сдаёшься.

– Как это? – не понял Вышеслав.

– Надо сначала силу свою показать, а потом условия ставить.

И Воланд показал свой огромный кулак, поросший рыжеватыми волосами.

– А этот рыжий прав!

Площадь гудела на разные голоса.

Поднимались другие ораторы, говорили разное, но, что и как делать было не понятно; трудно совместить не совместимое – и силу свою показать и противника не обидеть.

Святослав сидел, думал, тёр левой рукой голый подбородок. Потом поднял правую руку, требуя внимания.

Площадь успокоилась. Святослав заговорил:

– Вы, люди, всё правильно говорите. И ты, князь, и ты, ярл, и вы все. Бить сильно будущих союзников нельзя, обидятся, но силу им свою показать надо. Я читал в одной книге …

По площади прошёлся одобрительно-восхищённый гул. Вятичи о книгах слышали, но никогда не видели, а викинги книги видели и, даже, их продавали, знали их ценность, но никогда не читали.

– Я читал в одной книги, что в древности, в греческой земле жил один народ, спартанцы. Они были храбры и воинственны, их боялись все тогдашние древние греки, а говорили они кратко, но веско. И нам надо поступить, так же как и они! Надо послать князю Воеславу всего два слова: «Иду на вас!» Это будет означать, что мы его не боимся, а с другой стороны даём ему время подумать, пока мы на него идём – надо ли ему с нами ратиться!

На площади одобрительно зашумели.

– Это мудро, – сказал Вышеслав.

– Вот это я называю: «Показать силу!» – сказал восхищённо Воланд-ярл.

– А чему удивляться? – сказал Сверр-ярл, – Свен-конунг у нас умный. Вон и в шахматы ты ему, ярл, постоянно проигрываешь.

– Нет, не постоянно, – возразил Воланд, – бывает, что и выигрываю.

– Вот именно, что бывает.

Так и решили и на следующее утро два гонца в лёгком челноке ушли к верховьям Оки, ко граду князя Воеслава, несли княжеские слова: «Иду на вас!» Им так же наказали ни чего не утаивать, и, если спросят, рассказать, какое войско, сколько и зачем нагрянуло на землю вятичей, и с какой целью.

А через день двинулось и всё войско.

Волк прощался со Жданой. Обнял её нежно, потом поцеловал в щёку, затем в губы, вздохнул, погладил по голове Дарёнку и сказал:

– Вы, главное, ждите.

– Князь не обманет?

– Нет. Да и я с добычей буду. Куплю избу в Киеве или построю.

– А ты-то сам меня не обманешь? А то найдёшь где-то там другую.

– Глупая ты моя, – Волк нежно обнял Ждану, – на войне разве об этом думаешь. Там не до поисков. Голову бы сохранить.

– Ой, не пугай меня.

– Чего ты боишься? Я удачливый. От хазар живым вернулся. Киевского князя нашёл. Он меня приметил, с собой рядом держит. Прославлюсь чем, не только избой наградит.

– Не хвастай, – она погладила его по кудрям, – лучше живым останься. И возвращайся. Я тебя ждать буду. Всё жизнь.

И заплакала. Волк не знал, что делать с женскими слезами, прижал Ждану к себе, поцеловал, и, не оглядываясь, вышел из избы.

Войско Святослава три дня шло до Оки. Сильно задерживали вятичи, не привычные к долгой гребли.

Первым делом принесли жертву духу Оки. Вятичей особенно поразил цвет петухов, чёрный и белый, они таких никогда не видели, местные петухи более пёстрые.

Лагерем встали на южном берегу. Решили дать день отдохнуть вятичам и заодно посовещаться.

Воланд-ярл был против того, что бы идти всем войском на град Воеслава, если он такой же маленький, как и град Вышеслава.

– Одного Ари будет достаточно, – сказал он. – Его шестьдесят воинов, это больше чем надо. Надо же ему когда-нибудь учиться брать города. Париж брали сотней воинов.

– Париж не намного больше града Вышеслава, – сказал Халлдор-ярл, – не большой городок на небольшой реке.

– Я и говорю.

– Крепость города не его стены, – сказал веско Святослав, – а воины, которые его защищают. А франки не такие уж знатные вояки. Вятичи, я думаю, гораздо крепче франков.

– Так он с вятичами Вышеслава и пойдёт. Мы же только напугать хотим, как я понял. А напугать и Ари одного хватит.

– Кто из вас Париж брал? – спросил Сверр-ярл. – Что-то я не помню такого.

– Мой отец Снор-ярл, – ответил Ари.

– А я слышал, что он только вокруг Парижа, всё ограбил, – сказал Сверр.

– Какой же дурак будет штурмовать эти стены на этом острове посреди реки, – возразил Воланд, – когда вокруг и так много добычи. Правильно сделал Снор-ярл – слава славой, а добыча лучше.

– И то, слава аж до Миклагарда (28. Константинополь) дошла! – воскликнул Ари.

– Но мы же не за добычей идём на град Воеслава, – сказал Святослав.

– Вот именно! – сказал Воланд. – Надо напугать! А тут придут две тысячи! Воеслав-ярл подумает: «Не иначе с испугу столько войска Свен-конунг привёл». Я думаю, Воеслав-ярл уже знает сколько нас.

– Понятное дело, гонцы сказали.

– А мы, мало того, что предупредили, что идём на него, да ещё и не все пришли! Возьмёшь своей руси сотню, дружину Ари, ну и сотня князя Вышеслава. И хватит с них. Триста человек – больше, чем надо.

– Двести шестьдесят, – поправил Воланда Святослав.

– Хорошо, добавь ещё сорок своих славян.

– Я читал, что триста спартанцев, тех древних греков, остановили огромную персидскую армию.

– Ну, вот видишь, какая для них честь! А вятичи, далеко не персы! Мы же лучше греков, хоть древних, хоть каких. Иначе они бы нас норманнов к себе на службу не нанимали. Верно, Сверр-ярл.

– Конечно, мы лучше, – согласился с Воландом Сверр.

– А мы здесь рыбы наловим, дичи настреляем, – продолжил Воланд. – Запасы сделаем. Надо же кому-то это делать. Что бы в походе время зря не терять, а иначе мы по этим рекам года два блуждать будем. Местное население ведь грабить нельзя?

– Нельзя. Возможные союзники.

– Вот я и говорю. А до хазар ещё грести и грести.

На следующий день триста воинов двинулись вверх по реке. По дороге встретили гонцов.

– И что верховичи? – спросил князь Вышеслав.– Что их князь?

– Ничего, – ответил старший из гонцов, – молча выслушал нас и отпустил без вреда.

– То добро, – сказал князь Вышеслав киевскому князю, – пусть думает. Человек своих мыслей боится больше, чем действительности.

– Обидится, что нас так мало на него идёт, – предположил Святослав.

Все улыбнулись шутки князя, а Вышеслав спросил:

– А это правда, что витязи малым числом города берут?

– Да, это правда.

– Обманом и подлостью?

– Нет, – возразил Святослав,– отвагой и сообразительностью. Хитрость тоже используется. Но подлости и коварства нет. С викингами можно договориться, слово они держат. Был такой случай на берегу ободритов. Отец Ари, Снор-ярл завоевал селение ободритов, всех девок и молодок забрал. Он хотел уж было отчаливать, все уже были на драккарах, но тут на берег вышел человек и прокричал, что если освободят одну из девушек, то взамен он отдаст меч.

– И что?

– Снор-ярл согласился. Меч оказался очень хороший, девушку обменяли. Этот человек оказался кузнецом, ковать умел. Снор-ярл предложил ему что угодно, если тот даст согласие уехать к нему и сдержал бы слово, если бы кузнец согласился.

– А кузнец не согласился?

– Нет.

Глава 9

Град князя Воеслава

Через несколько дней, справа по ходу, показался град Воеслава. Он стоял на мысу при впадении речки Ёорло в Оку. Когда-то и здесь жили голядь и местность эту называли Ёорлос, что значить сенокос из-за густых сочных трав в долине реки. Вятичи оттеснили хозяев этих мест на север, а название осталось, правда, так стали называть речку. Хотя как оттеснили? Из четырёх родов верховичей два были голяди, один аварский и один собственно вятичей.

На страницу:
5 из 6