Полная версия
ВЯТКА: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды
Существование такого большого количества версий основания нашего города не случайно породили в народе анекдот о том, что когда Колумб открыл Америку, то увидел, что там вятские мужики уже рубили джунгли и ставили церкви, а истобяне солили огурцы бочками, для продажи бледнолицым ушкуйникам.
Земля наша вятская всегда была связующим звеном между Европой, Сибирью и Азией: «Вятский край в прошлом, и с давних пор был перекрёстком в установлении связи центральных и западных районов Руси с Севером, Уралом, Сибирью. Через него шли дороги в Тьмутаракань29, Биармию и даже в Персию, края и страны очень древние»30.
Вокруг нас расположены города-соседи, с которыми в прошлом мы и дружили, и враждовали. Все они или чуть старше, или почти ровесники нашего города: Великий Устюг – 1207 год, Вологда – 1147 год, Москва – 1147 год, Суздаль – 1024 год, Владимир – 1108 год, Псков – 903 год, Новгород – 859 год. Дата основания Вятки, узаконенная Советской властью, на этом фоне выглядит неправдоподобно и унизительно – 1374 год.
Наш город, один из самых романтических городов Древней Руси, первоначально назывался Вяткой. Это подтверждает «Список городов дальних и близких», составленный в конце XIV– начале XV столетия, в котором среди других городов числится город Вятка. Хлыновым он был назван позднее. Примерно в 1455 году наш городской кремль назвали Хлынов. Позднее, в 1457 году, как это часто бывало в истории, название кремля перешло на весь город-посад, который и носил это имя до 1781 года. Тогда было учреждено новое Вятское наместничество: «Городу Хлынову, переименовав оный Вяткою, быть губернским».
Макет кремля города Хлынова. XV-XVI вв. Реконструкция
5 декабря 1934 года ЦИК Союза ССР принял «мудрое» решение по «просьбам трудящихся» переименовать город Вятку в город Киров. Это только сейчас можно шутить, что Бухарин бухал, а Киров кирял, но в то время – сразу после убийства нашего Мироныча – внезапно появилась тяга властей к переименованию древних городов в имена Вождей.
Все мы хорошо знаем русскую народную пословицу: «Бог троицу любит». Поэтому стоит задуматься, какое название должен носить наш город сегодня.
Вятка (1199–1457 гг.) – Один.
Хлынов (1457–1781 гг.)
Вятка (1781–1934 гг.) – Два.
Киров (1934 г.– ..?)
Вятка (..?) – Три.
2. Подземные ходы
2.1. Никто не ищет подземные ходы, так как там нет ничего, кроме ценностей и церковных архивов
Всегда всё, что находится под землёй, вызывает повышенный интерес у исследователей, а находки, поднятые из недр, помогают в раскрытии исторических тайн, или задают учёным новые загадки, требующие дальнейшего изучения и анализа. Известный русский историк и исследователь Матвей Песковский ещё в начале века о вятских подземных ходах писал следующее: «…весьма характерный для Вятского края остаток старины – подземные ходы, как свидетельство о той скрытой, затаённой вражде, которая в течение целых веков существовала между прошлым – русским и коренным – инородческим населением этого края. Под городом Вяткою, слободою Кукаркою и в их окрестностях, по берегам Камы и во многих других местах существует целая система подземных ходов, простирающихся иногда до 15 вёрст. В некоторых местах ходы эти укреплены каменною кладкою или дубовым тёсом, и, несмотря на седую давность, местами сохранились очень хорошо. Посредством этих ходов сообщались предместья с городом и отдельные части города между собой, а также и отдельные сёла друг с другом. Посредством этих ходов спасалось население во время нападений на него враждебной стороны и подавалась помощь осаждённым. При рытье погребов и канав то и дело наталкиваются теперь то на стены и срубы подземных ходов, то на железные двери, ведущие в эти подземелья. Ходы эти таят в себе целую историю о той именно эпохе Вятского края, которая до сих пор ещё остаётся тёмною, загадочною, не изученною.
Поразительная индифферентность, с которой относились до сих пор к этим ходам. Натолкнутся на тот или другой ход, на железную дверь, ведущую в таинственное подземелье, – постучат в эту дверь, потопчутся около открытого хода – и опять засыпают его. А там-то, за этой подземною, массивною железной дверью, в этом страшном подземелье – целая история, можно сказать, покорения и заселения Вятского края русскими, борьбы их с аборигенами этой земли и народностями, учинявшими сюда набеги с целью грабежа!… Курганы и городища, побоища и пепелища изучены сравнительно довольно сносно. Но пещеры и подземные ходы– ждут, не дождутся их изучения!…»31.
В 1974 году город Киров праздновал 600-летие. Разговоры о достоверности принятой даты в народе чередовались со слухами о существовании подземных тайников, где могли находиться спрятанные церковные архивы и документы, проливающие свет на историю Вятского края. В то время активно начала работать секция спелеологии, которая организовывала экспедиции и открывала всё новые и новые пещеры как в области, так и за её пределами. Главный архитектор города Г.Д. Охапкина «благословила» спелеологов на сбор сведений и на поиск подземных ходов города Вятки. В состав группы входили и краеведы, и геологи, и просто спортсмены: В.Владимиров, А.Иванов, А.Кизик, С.Ляпустин, А.Михеев, Г.Перминов, В.Разборов, А.Русских, А.Фокин – автор этих строк, и множество других энтузиастов.
Сейчас таких людей, которые ищут, находят и путешествуют по подземным лабиринтам городов, называют диггерами. Диггеры сегодня объединяются в свои клубы. Люди эти, как правило, одержимые в своём увлечении, считают себя немножко «повёрнутыми», и как настоящие фаны, сами называют рамки своего содружества не клубом, а планетой Андеграунд. Опускаясь в городские подземелья, они считают, что попадают в мир, спроектированный своим же воображением, мир, параллельный нашему, как бы зеркальный, фантастический мир.
Мы в то время были пионерами диггерского движения, но не искали параллельных миров, а изучали исторические факты, проверяли возможность существования подземных ходов. Главная цель состояла в том, чтобы на основании собранных данных можно было произвести раскопки, отыскать сохранившиеся ходы и найти тайники. Но, несмотря на важность собранных сведений, местное КГБ засекретило основную часть собранных нами материалов для публикаций в местной прессе. Можно сказать, что интереснейший, наиболее загадочный и таинственный пласт истории и культуры нашего города остался до конца неисследованным.
Поиск подземного хода электронно-магнитным методом на территории бывшего архиерейского дома. 1974 г.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисеева. Бытие.
2
«Кировская правда», № 24, 2 февраля 1958 г.
3
«Геологическое строение и перспективы развития материально-сырьевой базы Кировской области», 1998 г. Вторая региональная научно-практическая конференция, с. 28.
4
«Кировская правда», 1937 г., с. 3, «Палеонтологиеские раскопки в Чирках». М. Михайлов.
5
«Кировская правда», 5 июля 1970 г. «По следам легенды», В. Шачков.
6
«Кировская правда», 23 июля 1937 г. «Поиски золота в Кайском районе». М. Н. Альбов, доцент Свердловского горного института.
7
«Кировская правда», 18 июля 1970 г.
8
«Кировская правда», 18.07.1970 г. «Рябчики – золотоискатели», с. 4.
9
«Кировская правда», 17 августа 1958 г.
10
«Кировская правда», 2 февраля 1958 г.
11
Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисеева. Бытие.
12
Болгария Волжско-Камская, феодальное государство финно-угорских народов в X–XIV вв.
13
«Великие и удельные князья Северной Руси», том 1, Санкт-Петербург, 1889 г., с. 304.
14
«Великие и удельные князья Северной Руси». Санкт-Петербург, 1891 г., том 2, с. 366.
15
Биармия – в IX-XIII вв. страна на северо-востоке Европы, богатая мехами и серебром.
16
Болгария (Булгария): Волжско-Камское государство финно-угорских и других народов Среднего Поволжья и Прикамья в X–XIV вв.
17
Марков А. К. 1910 г. «География кладов восточных монет». СПб.
18
«Вятские ведомости», № 72, 1865 г.
19
Св. Стефан епископ Великопермский, ревностно занимающийся обращением инородцев на путь Евангельской истины в 1374 г.
20
«Вятские ведомости», № 12, 1883 г.
21
«Спутник агитатора», № 3, февраль 1974 г.
22
Межевая верста – в прошлом определяла расстояние между населёнными пунктами (1000 саженей; 2,1336 км).
23
«Условия научного наследия курганов и городов». Варшава, 1879 г. «Древние земляные насыпи». Др. и Нов. Р. 1876 г. Тома 2 и 3.
24
«Город Киров», справочник, 1957 г.
25
«Памятная книжка Вятской губернии», 1857 г., Н. М. Муравьев.
26
«История государства Российского», 1815 г. Н. М. Карамзин. Том 3.
27
БСЭ, М., том 21, изд. 2-е, 1953 г.
28
«Археология СССР в 20 томах». Москва, 1982 г., том 14, восточные славяне в VI-XIII вв., с. 196.
29
Тьмутаракань – древнерусский город X-XII вв. на Таманском п-ове.
30
«Памятная книжка Вятской губернии», 1908 г., с. 72-77. П. Наумов.
31
«Живописная Россия», том 8, часть 2, Приуральский край,1901 г.