bannerbanner
Живопись слова. Стихи и картины
Живопись слова. Стихи и картины

Полная версия

Живопись слова. Стихи и картины

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Марина Бояркина

Живопись слова. Стихи и картины

© Бояркина М., 2019

© Издательство «БОС», 2019


Автопортрет. 2007

Живописное слово Марины

Живо мое назначение —Богом начертанный дарМ. Бояркина

Марина Бояркина – архитектор. Это очень важно для понимания ее творчества, представленного здесь. Архитектору нужно задумать, а затем возвести творение, которое своим внешним видом будет радовать Творца, природу, питать глаза людей гармонией. При этом внутри это творение должно быть не только эстетично, но и детально продумано с точки зрения конкретной функциональности. Внешнее и внутреннее необходимо совместить как единое целое, будто каждый раз придумывая ленту Мёбиуса новой конструкции. Поэтому архитектор в идеале – и маг, и ученый, и художник. Человек могущественный и отважный, он обладает многими умениями и талантами. Так, собственно, и считалось веками. Оттого совсем не удивительно, что Марина Бояркина – универсальная личность, ее стихи и ее картины еще раз свидетельствуют об этом.

Находя соответствие или, наоборот, несовпадения между двумя разнородными стихиями – текстами и картинами, вдруг оказавшимися рядом друг с другом, – мы имеем возможность наблюдать за их взаимодействием. Может быть, от слов краски станут ярче, или, наоборот, от пейзажа стихотворение приобретет новый смысл. Это очень интересно. Надо отдать должное смелости Марины, ее дерзости: трудно оперировать двумя разными пространствами искусства, поэтическое слово и живописные образы – это слишком разные краски на палитре творчества. Так что нам предоставлена возможность наблюдать за редким экспериментом.

Сейчас, когда очевидно, что общественные институты не в состоянии сформулировать идеи, которые вселили бы в нас надежду на изменение жизни к лучшему, люди сами, стихийно берут на себя задачу сделать так, чтобы в этот мир снова можно было верить, восхищаться им. Сделать так, чтобы мы могли сохранить достоинство и любовь. Это возможно в том числе через искусство; и многие сегодня уже взрослые люди обращаются к искусству: они начинают заниматься живописью, танцевать, петь, привнося кванты недостающей красоты и смысла в общее жизненное пространство.

Но некоторые, как Марина Бояркина, занимаются построением гармонии всю жизнь. И в профессии, и в «вольном» творчестве. Для себя и для окружающих. Ей изначально были даны способности и воля, необходимые, чтобы остаться верной своему призванию. Надо быть очень стойким человеком, чтобы, не всегда получая поощрение общества, продолжать идти по собственной дороге. Кто не пробовал так поступать – творить искусство только по «заказу» собственного сердца – не знает, что иногда это тяжело. Художник, поэт часто платит чувством большого одиночества за свою решимость проявлять для нас то, что чувствует и видит лишь он один.

Но награда неизмеримо выше!

Творчество – это дар и благословение, прежде всего. Это радость, удовольствие, которыми Марина, щедро и доверчиво, делится с нами, позволяя пережить вместе с ней мгновения волнения, которые она воплотила в красках и в словах. Спасибо ей за это.

Елена Селестин, писатель

Мой белый рыцарь

Мой белый рыцарьСтоит у входа,Обняв рукамиЛик небосвода.<…>

«Заметалась листва…»

Заметалась листва,И, в преддверии ливня,Быстрый сумрак густойЖадно землю обнял…И взметнулись глазаПоволокой тоскливо,Ожидая хоть каплюНепоседы дождя.Я привык к его плоти,Что так молчалива.Шелестя об успеньиВсех бед и забот,Все он смоет, тот дождь,Не спеша и лениво,Капли с кисти стряхнув,Тихо в землю уйдет…

1982


Троицк. Туман. Акварель, 30х40

«Я не хочу быть волчицею…»

Я не хочу быть волчицею,Крадущей от жажды ягненка.И не хочу быть овцой,Жующей траву на лугу,И потому ей пользующейсяБез всяких на то оснований.Я знаю, чего мне хочется:Чтоб радость не стала жертвоюИ чтобы трава безмолвнаяСказала: «Не ешь меня!»Я просто слуга у времени,Но мне даровано большее —Я тоже живу и надеюсь,Что стану любимой травойКогда-то у ног любимых……над нами плывут облака,Их бег, незаметно-возвышенный,На каждого блик кладетИ каждому слепок даритИ жизни его, и судьбы.

1989


Тигр. Акварель, 80х72

«Скажи мне, раковина морская…»

Скажи мне, раковина морская,Где мой любимый пропадает?Во сне, в каком он сне,В какой он дымке тает?И снег каких полейЕму дышать мешает?Какая пыль землиЕго теперь ласкает?По ребрышкам твоимОн проводил рукою…Скажи мне, не солгиВсей правдою морскою!Заведомо внутриМое хранишь ты сердце,Лиловой простотойИзящно обнажив, —Скажи мне, не солги.Мне никуда не деться!О, нет, не говори!О, мой любимый жив?!!

1987


Воспоминания о Египте. Акварель, 50х70

Уже спокоен тихий сад

Уже спокоен тихий сад,И на ветвях его аллейИграет ветер невпопадСвирелью синею своей.Уж пролетела суетаТех дней парчовых сухолистья,И уж проснулась нагота —Дитя божественное кисти.На хрупких ветках облака.Здесь дивно все. И нет теней…И воздух густ. И здесь покаЯ помечтаю без людей…Вдруг так душа оголена,Мне здесь бы плакать и смеяться.Стоять бы молча – здесь. Одна.Одною снега дожидаться…

23 сентября 1981 г.


Осенняя прогулка. Акварель, 42х60

«Жизнь состоит…»

Жизнь состоитИз перемены костюмовОдних и тех же событий.Сегодня я ходила в шляпке флирта.А завтра в сутане раскаяний,Молитв и послушания смиренницы.Потом молва камчою отстегает,Я буду голою (простите, обнаженною)Назло всему махать, трястиКровавой красной тряпкою стыда…Усталость обернет меня в свой саванИ прочно спеленает мне желанья,Одна лишь только просьба о покое…Назавтра снова женщиною буду,В тугом корсете, страусовых перьях,И тихо песни мне мяукать будетВосточный сладострастный паж…Кто ж мне судья,Покуда я в фаворе,С самой собойв прекрасно-розовом ладу?Красива я? Страшна?Ни с кем не спорю!И рифма вновь рождается —Приду!

Антикварный натюрморт. Акварель, 40х50


Приду.И полоснет возмездием удар,На столько обещаний – капля желчи…Ну, как тебеПридуманный Поэт?!!Помялись перья. Некуда спешить.Толкает прочь судьяНа лоно угрызений.МоральПретит прогорклым запахом своим.Моя моральИграет в невезеньеПоболее с хозяйкою,Чем с Ним…И, облачаясь в траур серых дней,Ищу отраду в сумрачном саду.Надеясь все печальней и нежней,Я просто баба, терпеливо жду…А рифма не находит двойника,Событий ряд влечет все на спираль, —Костюмы лишь меняются на людях…Покуда все события, как люди,Сходить ли за шампанским,Может быть?

Лилия. Акварель, 30х40


Все с сетками бегут.Избави боже,Хоть бы одной хохлатке помешать!..Ищи в себе послушное орудье,Топчи ногами чувственность свою;За покаянье вымоли прощеньеУ тех, что Над…Над Чем, вы спросите?Над нашим государством?Над государством тюрков,Может быть?!!Над нами кто-то есть.Иначе для чегоМне этот уготован жребий?Я буду Вас просить о наказаньи!Я стану жить на паперти Любви!И снова перемеривать названьяНа чувства кругосветные свои!

1990


Из перемены костюмов. Пастель, 50х70

«Роза с сухими жалкими ветками…»

Роза с сухими жалкими ветками —Далеко до весны…Листьев опадших гниющий коверОпутал тебя.В этой помойке срама и хламаЧудится шевеление —Это плодятся в утробе у розы черви.И паутиной опутаны руки Розы.Голову клонитОт тяжкой неволи к груди,Губы обметаны жарким стремленьемК прекрасному…Где же ты, Солнце?!!Сверкнули звезды морозных окон.Платье Ваше,Неважное, дырявое – из паутины —Сменится скоро прекрасным нарядом —Будет время!

6 февраля 1982 г.


Китайские розы. Акварель, 50х70

Мой Белый Рыцарь

Посвящение cобору Александра Невского в г. Екатеринбурге

Мой Белый РыцарьСтоит у входа,Обняв рукамиЛик небосвода.Всегда безмолвно,Всегда безгневноСобою горизонтОбъемлет…Чарует прошлымЕго истома,Он полон тайнойРодного дома.Горит свечами,Стоит ночамиЕго молчаньеПод куполами.Мой Рыцарь БедныйПленен навеки —Цепей потвержеНебес парсеки,Их синева двулична,Их синева двужильна —Очарованьем сменыНапудрена обильно!Но неизбежность камняНе исключает память —

Ростов Великий. Акварель, 28х37


Его ночей брутальностьПережитое тянет.И невозможность встречиНе исключает шага —В таком противоречьеВидна отвага.Мне Рыцарь Белый,Глядя печально,Не говоря ни слова,Все ж доверяет тайну…Его громада,Его молчаньеМне обещать не могут,Но обещают…В назойливом круженьеТолпы безбрежнойОн разрезает путь мнеУлыбкой нежной.Пусть будет так!И Рыцарь БелыйЕще вернетсяКо мне несмело —И станет онОпять у входа,Затмив, как прежде,Лик небосвода!

1989


Ростов Великий. Красное крыльцо. Акварель, 27х37

«Музыка соборного органа…»

Музыка соборного органаЧуть слышна в этот поздний час,В общей спешке чиста и незванна,Привиденьем преследует вас.До оскомины все знакомо,Все дома носят серый цвет.Эта музыка, как таитянка,Нарядившаяся в алый креп.На заплеванный город не смотритИностранка, дикарка и бабочка:Волны импульсам мощно вторятИ ветвями наружу тянутся…Лишь она отражает пульсацииЧувств и мыслей моих, быть может,И в горниле обид хлестаться ей,И в разгуле страстей тревожиться!И в аккордах всех душ усопших,Как людское волнуясь, море,Все качается, пенится, ропщетЭта музыка на просторе!

Псковский кремль. Акварель, 20х30


Окружая случайных прохожих,Всех их красками наделяет,Но цветов не кладет похожих —Видно, лиц типовых не бывает…Вдруг мелькнуло в проулках летаСветло-сумрачное лицо,Где сплелись все краски на свете,С той поры я ищу его.Только чаще в прелюдиях глухоРаздаются шаги людей,Что не ведают тихих звуков,Что не знают мира теней.С распаленным на фугах сознаниемЛенты чувственности сплетаются.Мы с органом, как капли дождяВ раскаленном песке, растворяемся…Музыка соборного органаЧуть слышна в этот поздний час…

1984


Китц-Бюэль. Акварель, 28х41

Позднее обещание

Я выбелилимя твое на камнях,когда обливался слезами.Я высветилимя твое в облаках,когда упивался отчаяньем.Я многое мог бы отдатьза лучик холодного светав твоих уходящих глазах,когда бы мне помнилось этонесказанное признание,затерянное в стихах,как позднее обещание.

2011


Серафимо-Рождественский скит. Акварель, 30х45

«Мы пили красное вино…»

Мы пили красное вино,Что называется «Кагор»,И тек чрез камешки легкоС подругой тихий разговор.В него отчаянно вонзясь,Заверещала трель звонка —Окаменела эта связь —От телефонного гудка!О, это друг мой вдалекеТревожно набирает номер,В кабинку грязную вкрутясь, —И свет померк в оглохшем доме.Я много лет ждала его —Того звонка, что мне трезвонит,Но связи нет – исчезла связь,Так будь же проклят этот номер!Он все звонит, а меня нет,И дом заполонили мыши.И я звоню, а друга нет,Вернее, я его не слышу!

Азоры. Терраса. Акварель, 40х30


И только имя повторять,Поверишь, не устану снова.Держать невидимую связьПод крышей маленького дома!И пью я красное виноЗа дом и здравие соседки.Унылой ночью пусть грустятЗастолья нашего объедки…

1997


Канары. Терраса. Акварель, 29х41

Благодарю за полноту тобой

Благодарю за полноту тобойВесь вечер.Когда иду,Глазами землю обнимаюИ вспоминаю, вспоминаюТвое тепло, твое плечо.Нет. Ты не пустой,Как мне могло казаться,И не ханжа, не трус.Любимым ты не станешь,И мне смешно боятьсяТвоих прикосновений,Жадных уст.В кругу друзей,Не чувствуя обиды,Я сознаю – напрасно,Милый мой,Лишь глаз твоихЗадумчивых мотивыИ чудный вечер,Созданный тобой.

25 апреля 1980 г.


Азоры. Край света. Акварель, 40х30

Миг

Ты, как вино, опьяняющий,Вечный восторг пред всевышним,Вечностный миг, отделяющийНас друг от другаИ соединивший…Ты был жесток и коварен,Медленный миг воскресенияСамых высоких мечтаний и тайн —Тайн мирового значения…Ты был и зол, и упрям,Нас против друга бросал,И, накаляясь, дрожал, как струна,От неверности наших речей…И никак не мог оборваться,Вычленить нас, отделить.Миг, мы не просим прощения.Сделай же так, чтоб смогли мы забыть!!!

Февраль 1982


Азоры. Волна. Акварель, 40х30

«Ушло все прошлое дождем…»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу