bannerbanner
«Двенадцать подвигов Геракла»: эпический миф или историографическая матрица?
«Двенадцать подвигов Геракла»: эпический миф или историографическая матрица?

Полная версия

«Двенадцать подвигов Геракла»: эпический миф или историографическая матрица?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

М.А. Булгаков, «Белая гвардия»


В антропологии и этнографии эпос, возможно, играют далеко не последнюю роль. Ничто так иносказательно и занимательно не отражает глубинных процессов в коллективном бессознательном, как притчи, сказания и легенды. Мифы об античных героях – не исключения. Мелькарт в Финикии, вавилонский Гильгамеш, армянский Артавазд, русский Илья Муромец… Все они то ли реально существующие персонажи мировой истории, то ли «порождения сонма разума» коллективного бессознательного соответствующих наций и народов, уже не определить.

Но древнегреческий Геракл (Геркулес у римлян) и в этой «когорте» стоит особняком. Во-первых, он космополитичен – мифы о Геракле или Геркулесе известны далеко за пределами Эллады и Древнего Рима. Во-вторых, сказания о нём «испытаны временем» – мифу не менее пары-тройки тысячелетий. Наконец, звёздной ночью именно его можно наблюдать в череде небесных созвездий – это ли не высшее признание? Но есть в Геракле и легендах о нём нечто мистическое. Не зря же поэты и художники, исследователи и скульпторы от века заняты разгадкой тайны эпоса об этом величайшем боге и герое.

Настоящим исследованием вниманию читателя представляется авторская гипотеза об истинном сакральном значении античного мифа о двенадцати подвигах Геракла.

Иными словами, авторским интересом охватывается не все известные жизнеописания античного героя, а лишь период его службы у Эврисфея, царя Арголиды, по заданию которого Геракл и совершил свои героические двенадцать подвигов. В классической традиции Писандр Родосский в поэме «Гераклея» установил «канонический порядок» их следования:

1) Удушение немейского льва (в дальнейшем – Немейский лев);

2) Убийство лернейской гидры (в дальнейшем – Лернейская гидра) (не засчитан);

3) Изгнание стимфалийских птиц (в дальнейшем – Стимфалийские птицы);

4) Поимка керинейской лани (в дальнейшем – Керинейская лань);

5) Укрощение эриманфского вепря и битва с кентаврами (в дальнейшем – Эриманфский вепрь / Эриманфский кабан и битва с кентаврами);

6) Очистка авгиевых конюшен (в дальнейшем – Авгиевы конюшни / Конюшни Авгия) (не засчитан);

7) Укрощение критского быка (в дальнейшем – Критский бык);

8) Победа над царём Диомедом (в дальнейшем – Кони Диомеда);

9) Похищение пояса царицы амазонок Ипполиты (в дальнейшем – Пояс Ипполиты);

10) Похищение коров трёхглавого великана Гериона (в дальнейшем – Коровы Гериона);

11) Укрощение стража Аида – пса Цербера (в дальнейшем – Цербер / Кербер);

12) Похищение золотых яблок из сада Гесперид (в дальнейшем – Яблоки Гесперид).

Этот же порядок подвигов соблюдён в работе Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» [1]1, послужившей методологической «опорой» настоящему исследованию.

Глава 1. Однозначная ошибочность суждений

Цель главы – определить и доказать, чем подвиги Геракла однозначно не являются.

Во-первых, на авторский взгляд, подвиги Геракла ни в коем случае нельзя рассматривать как лишённые внутренней взаимосвязи хаотичные повествования некоторых обстоятельств бытия. Наоборот, вероятнее всего, это в высшей степени упорядоченно-структурированные описания каких-то событий или явлений. Вопрос – каких и что положено в основу хронологии повествования?..

Высшая глупость – связывать подвиги с зодиакальными созвездиями по принципу «примитивного символизма»: этим путём, пожалуй, только Льва можно связать с подвигом Удушения Немейского льва. Тогда, например, уже на Тельца могут «претендовать» Критский бык и Коровы Гериона. Да и Авгиевы конюшни можно рассматривать применимо к Тельцу: несмотря на название, содержались-то на скотном дворе Авгия преимущественно быки! Аналогично, следуя этому же алгоритму, Стрельцу могут принадлежать и Кони Диомеда, и Керинейская лань (тоже отчасти лошадь), и даже Эриманфский вепрь (ведь в части подвига Геракл бьётся с кентаврами).

Лернейскую гидру лучше «приписать» Козерогу: всё же чудища и драконы всегда «проходят» под ним, хотя «сбрасывать со счётов» Скорпиона тоже не стоит… А куда тогда Пса Цербера «притулить»: больно уж тема смерти соотносится с ним? И что делать со Стимфалийскими птицами, Поясом Ипполиты и Яблоками Гесперид? На этом, вероятно, у большинства исследователей «тема и исчерпывается», ибо «примитивный символизм» требует жёсткой логики, а в контексте мифа возведённая конструкция больше напоминает хрупкое сооружение из бумажно-глянцевых пластинок…

Хотя есть и «смельчаки». К таковым (при всём уважении к научным заслугам) относится, например, теософ первой половины XX века, продолжатель дела Блаватской Е.П., Алиса А. Бейли с работой «Подвиги Геракла. Астрологическая интерпретация» [2]2, в которой устанавливается следующая хронология подвигов:



Ряд подвигов Геракла по Алисе Бейли


Даже на уровне элементарной логики очевидно, что такой хронометраж не может в полной мере соответствовать истинному ходу событий. Так, например, в подвиге Эриманфский вепрь и битва с кентаврами (эпизод ранения Хирона) (подвиг 5 по Писандру Родосскому и Куну, но 7 по Бейли) Геракл случайно ранит Хирона смертоносной стрелой, пропитанной ядом убитой лернейской гидры. Вопрос: как Геракл мог ранить Хирона (подвиг 7 по Бейли) пропитанной ядом лернейской гидры стрелой, если само убийство лернейской гидры – следующий за битвой с кентаврами, восьмой по Бейли, подвиг?

Критике работы Бейли можно посвятить отдельный труд, но авторская цель не в этом. Любая версия исследования, любая его гипотеза, само исследование, наконец, должны иметь конечный вектор, ведущий к решению какой-либо задачи. Иначе научный диспут сведётся к пустому теоретизированию на тему «сколько ангелов танцует на конце одной иглы». Это – главный недостаток означенной работы Бейли. Зачем писался этот труд? Какие конкретно действия должен проделать Человек на «Пути Ученичества к Пути Просвещения»? И главное – причём тут подвиги?!! Да ещё в таком сомнительном, мягко говоря, порядке?..


Во-вторых, подвиги Геракла вряд ли являются скрытым указанием на какой-либо конкретный день человеческой истории. Хотя, в сравнении с работой Бейли, эта гипотеза – заметный шаг вперёд.

В частности, идеологи «новой хронологии» академики Носовский Г.В. и Фоменко А.Т. в своей работе «Геракл. «Древний» – греческий миф XVI века» [3]3 предпринимают попытку доказать, что системное рассмотрение подвигов даёт однозначное указание на незначительный временной интервал XVI века, а именно 17 – 21 ноября 1513 года [[3], подглава 16 главы 2, стр. 146 – 151]. И подвиги, «вероятно», указывают на дату восшествия на престол Римского Папы Льва X [[3], подглава 17 главы 2, стр. 152 – 164]. Тем не менее, ответ на вопрос, зачем официальной церкви Европы «городить такой огород» с иносказаниями вместо того, чтобы указать прямо, «без намёков», что, мол, де, «уважаемый всеми нами Папа – Лев X – восшёл на престол с 17 по 21 ноября 1513 года от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» или что-то в этом роде, остался за рамками повествования.

Вместе с тем, на указанный академиками период (17 – 21 ноября 1513 года) выпадает другое событие мирового масштаба: примерно в это время отряд Васко Нуньеса де Бальбоа штурмует тропические заросли и горы Панамского перешейка и выходит к «Новому морю». Так западная цивилизация открывает для себя Тихий океан! В своё время обстоятельства этого перехода познавательно и красочно описал Стефан Цвейг в «Звёздных часах человечества», новелла «Побег в бессмертие» [4]4. И в сравнении с этим событием инаугурация Льва X меркнет, как залитый воском цитрин…

Вероятнее всего, «новохронологическое» видение подвигов Геракла Носовского Г.В. и Фоменко А.Т. – всего лишь ещё одни «5 копеек» в копилку истинности, верности и непогрешимости научной мысли Ньютона, Н.А. Морозова, иных сторонников «новой хронологии» с Носовским Г.В. и Фоменко А.Т. в придачу, конечно же. А то, что исследовательский результат работы нулевой, да и сужденческий алгоритм не выдерживает критики – это, вероятно, так, «издержки производства»…

Вместе с тем, внимательное изучение подвигов однозначно укажет, что никаким XVI веком в подвигах «не пахнет». Есть исторически установленные периоды жизни критского царя Миноса (около 2 500 года до н.э.), Софокла (496/5 – 406 годы до н.э.), Еврипида (Эврипида) (480 – 406 годы до н.э.) и Павсания (II век). Следовательно, где-то в этих периодах были написаны соответственно «Трахинянки», «Геракл» и «Описания Эллады». Есть даже примерная дата упоминания Немейских игр – 573 год до н.э.

Наконец, есть Олимпийские игры. И если даже по всем вышеназванным основаниям апологеты новой хронологии могут утверждать, что Софокл, Еврипид и Павсаний жили после XVI века; что не ранее XVI века были написаны «Трахинянки», «Геракл» и «Описания Эллады»; то с Олимпийскими играми всё много сложнее. Их просто так «за пояс не заткнёшь».

Так, по Куну, греки вели летоисчисление по Олимпийским играм, считая первыми проходившие в 776 году до н.э. Существовали Олимпийские игры аж до 393 года н.э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжёг храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX веке, с 1875 по 1881 годы, дали возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх.

Получается, что античные Олимпийские игры охватывают непрерывный период в течение 1 169 лет. Это около 292 олимпийских игр, проводимых через каждые четыре года. Если миф о Геракле не старше XVI века, а олимпийские игры нового времени были учреждены Пьером де Кубертеном в 1896 году, то как в полтысячелетия «впихнуть» 292 эпизода олимпийских игр, да ещё и оставить лакуну для времени их забвения и последующего учреждения заново?

Но вернёмся непосредственно к подвигам. Так, по Носовскому и Фоменко, хронология подвигов следующая, хотя и не обязана вестись в строгой последовательности [[3], подглава 0 главы 2, стр. 74-81]:



Ряд подвигов Геракла по Г.В. Носовскому


Более того, современные сторонники новой хронологии даже «выводят гороскоп» – определяют положение планет, якобы соответствующее мифу:



Положение планет в «гороскопе подвигов Геракла»


Далее, по итогам подглавы 14 в подглавах 15 и 16 главы 2 на основе компьютерной программы «Horos» предпринимается попытка поиска искомой даты по означенным параметрам, коей и является обнаруженный временной диапазон с 17 по 21 ноября 1513 года. Вероятно, это даты «старого», юлианского календаря, ибо григорианский календарь был введён почти семь десятилетий спустя.

Проверим полученные результаты по эфемеридам [55], отразив результаты на 0:00 по Гринвичу в таблице. Для юлианского календаря она выглядит следующим образом.



Координаты планет в «гороскопе подвигов Геракла» по юлианскому календарю


Для григорианского календаря выглядит так (через «=» указывается дата юлианского календаря):



Координаты планет в «гороскопе подвигов Геракла» по григорианскому календарю


Значит, всё-таки, по юлианскому календарю…

Но Юпитер-то в любом случае не «попадает» в Овен, как это рассчитали апологеты «новой хронологии»: в ноябре 1513 года он уже «утюжит» Телец (в таблицах его транзит по Тельцу выделен жирным курсивом)! Пусть – ретроградно, пусть – только первые градусы, но в Овен он «предательски не лезет»…

Придётся Носовскому и Фоменко переписывать свой труд о Геракле [3]. «Ответ неверен, господа академики»!..

Посему гипотезу о сокрытии в мифе конкретного дня истории цивилизации с каким-либо событием «мирового масштаба» до поры оставим в стороне.


Наконец, в-третьих, эпос о Геракле вряд ли является обычной выдумкой по причине чрезмерной детализации и конкретизации описываемых в нём событий. А это всегда «приковывает взгляд» пытливого ума.



География подвигов Геракла


Так, русские народные «отсылки» «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» или пушкинские строки «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» ни на йоту не добавляют исследовательского интереса. А уж импульс «найти на карте место» по каноническому «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» и подавно не возникнет.

Вместе с тем, описания двенадцати подвигов, наоборот, изобилуют наименованиями известных и в наше время географических единиц и исторических событий, временной интервал происхождения которых известен.

Вот их далеко неполный перечень. Немея – город в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса и немейские игры (Немейский лев); Лерна – город в Арголиде (Лернейская гидра); Стимфал и Эвксинский Понт – Чёрное море (!) (Стимфалийские птицы); Истр – современный Дунай, по Куну (Керинейская лань); гора Эриманф и город Псофис (Эриманфский вепрь); Элида – северо-запад Пелопоннеса и олимпийские игры (Авгиевы конюшни) и многое другое.

Иными словами, в подвигах Геракла может скрываться какой-то код. И разгадка этого кода – «штука посильнее «Фауса» Гёте» и «кода да Винчи» вместе взятых…

Глава 2. Подвиги Геракла: авторские гипотезы

Версия первая. Если Удушение Немейского льва принять за первый подвиг, а Убийство Лернейской гидры – за второй, соотнести Немейского Льва со знаком Льва, а Лернейскую гидру со знаком Рака и во главу угла поставить управление планет знаками, то подвиги Геракла могут скрывать под собой классический европейский порядок следования планет. Таким мы обнаруживаем его, например, в эфемеридах.



Подвиги Геракла относительно порядку следования планет в европейской астрологической традиции


Но вопрос: зачем создателю мифа «городить такой огород»? На мнемоническое правило миф о Геракле походит слабо – слишком громоздко. Это – во-первых.

Если уж говорить о мнемонике, в астрологии и магии есть более важные вещи, достойные запоминания. Халдейский ряд и звезда магов, например. Но в данной структуре они не прослеживаются. Это – два!

В иных культурах «каноническая» запись порядка планет может отличаться от европейской. В индийской традиции, например, планеты следуют в ином, более привычном для обывателя порядке:



Порядок следования планет в индийской астрологической традиции


Это – три.

В-четвёртых, не стоит забывать, что на Критском быке «закончились» планеты, но подвиги-то продолжаются. Иными словами, планет всего семь, а подвигов-то – двенадцать… И если мы продолжим таблицу по принципу управления планет знаками,



Подвиги Геракла относительно порядку следования планет в европейской астрологической традиции; обратное «скатывание» до Меркурия; *)о необходимости смены очерёдности этих подвигов здесь и далее см. главу 3


это нам ничего не даст, кроме «скатывания» порядка в обратном ходе до Меркурия включительно.

Вывод: версия привязки подвигов к управлению планет знаками либо порядку записи планет в европейской традиции является ошибочной.


Версия вторая. Астрология, по большому счёту, дисциплина о циклах – временных интервалах большей или меньшей продолжительности. В рассматриваемом контексте нас интересуют не специализированные понятия цикла в математике, термодинамике, литературе или демографии, а узко – утилитарное определение цикла, которое в переводе с латыни и древнегреческого переводится как окружность!..

Действительно, если вообразить Солнечную систему как громадный циферблат с центром в соответствующем месте на Земле (геоцентрическая модель мира), зодиакальные знаки определить отрезками циферблата, а планеты назначить его стрелками, получим идеальный часовой механизм. Только очень большой! И этот механизм соответствует главному принципу Времени и часов – движение вперёд!

Все стрелки этого механизма (за исключением незначительных периодов ретроградности планет и движение оси Узлов) движутся «по часовой стрелке», от Овна к Рыбам. Все техники астрологии – дирекции, прогрессии, профекции и транзиты – исповедует этот же принцип. Даже сам небосвод «прокручивается» вокруг Земли в этом же порядке.

Но есть в астрологии (и астрономии, конечно!) единственный цикл, движение по которому осуществляется «супротив канона», «попятно» – это цикл прецессии или т.н. «предварение равноденствий». Это движение совершает ось вращения Земли, что влечёт изменение положения звёзд относительно сетки экваториальной системы координат. При этом постепенно (и очень незначительно!) смещаются точки весеннего и осеннего равноденствия навстречу видимому годичному движению Солнца. Полный цикл земной прецессии, согласно современным расчётам астрономов, составляет примерно 25 776 лет! Это – т.н. «Платонов год». Получается, что на прохождение одного зодиакального знака земной оси требуется почти 2 150 лет (25 776 / 12 = 2 148). А этот отрезок древние хронографы часто именовали «Веком» или «Эрой». Важно: не путать «век» с привычной единицей времени в 100 лет, конкретным столетним промежутком или характерным периодом истории, например, «бронзовым веком»! А «эру» – с начальным этапом летоисчисления чего-либо, например, «эра Олимпиад», и геологической эрой, например, «мезозойская эра»! Иными словами, под «эрой» здесь понимается исключительно «астрологическая эра» – 1/12 периода прецессии земной оси, в течение которого точка весеннего равноденствия находится в одном и том же зодиакальном созвездии.

Именно это движение земной оси идёт «против часовой стрелки». Именно «против часовой стрелки» разворачивается повествование мифа о двенадцати подвигах Геракла, если Удушение Немейского льва принять за первый подвиг, а Убийство Лернейской гидры – за второй и соотнести Немейского Льва с созвездием Льва, а Лернейскую гидру – с созвездием Рака…

Вопрос: что брать за основу исчисления конкретной эры? Установить точные годы невозможно, так как современные границы созвездий всё же проведены умозрительно, по согласованию учёного астрономического сообщества. Сейчас, например, эти границы, принятые в современной астрономии, отличаются от границ созвездий, проводимых астрономами средневековья и, тем более, древними астрологами.

Но именно древние астрологи, не знавшие обвинений их искусства в «мракобесии и лженаучности», обратили внимание, что при смене астрологических эр происходят «квантовые скачки» изменений в религиях и культах. Так, в частности, рассвет христианства, «как ни странно», прекрасно соотносится с приблизительным началом Эры Рыб. Вспомните, символ рыбы в изобилии встречается в Новом Завете: Иисус накормил пять тысяч человек хлебом и двумя рыбами. Когда Он начал Своё служение, вступив в Галилею, Он встретил двух рыбаков, которые последовали за Ним. Причём, характерно «задвоение» образа – рыб именно две – как и положено астрологической аватаре созвездия: две рыбы, связанные одной лентой, плывут в различных направлениях.

На приблизительное начало Эры Овна приходится становление в Древнем Египте культа бога Амона, имеющего баранью голову.

Если:

1) презюмировать начало Эры Рыб на 0 год н.э.;

2) использовать установленный «шаг» – продолжительность одной эры в 2 150 лет; и

3) соотнести подвиги Удушения Немейского льва с эрой и созвездием Льва, Убийства Лернейской гидры с эрой и созвездием Рака и так далее,

сводная таблица соотнесений продолжительности астрологических эр с подвигами Геракла будет выглядеть следующим образом:



Соотнесение подвигов Геракла с астрологическими эрами согласно авторской версии


Иными словами, в обосновании авторской гипотезы презюмируется внутренняя взаимная связь и соотносимость подвигов Геракла с соответствующими астрологическими эрами продолжительностью 2 150 лет каждая; а общее количество подвигов охватывают период истории и будущего цивилизации с 10 750 года до нашей эры до 15 050 года нашей эры, примерно 25 776 лет.

Чего больше в этой гипотезе, «шизофренического бреда» или «рационального зерна» покажет дальнейшее исследование.

Глава 3. Подвиги Геракла как историографическая матрица цивилизации

Итак, первым в каноническом повествовании, по Родосскому и Куну, значится

1. Немейский лев (Первый подвиг) = Эра Льва

Описание мифа по Н.А. Куну. Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он поручил Гераклу убить немейского льва. Этот лев, порождённый Тифоном и Ехидной, был чудовищной величины. Он жил около города Немеи и опустошал все окрестности. Геракл смело отправился на опасный подвиг. Прибыв в Немею, тотчас отправился он в горы, чтобы разыскать логовище льва. Уже был полдень, когда герой достиг склонов гор. Нигде не видно было ни одной живой души: ни пастухов, ни земледельцев. Всё живое бежало из этих мест в страхе перед ужасным львом. Долго искал Геракл по лесистым склонам гор и в ущельях логовище льва, наконец, когда уже солнце стало склоняться к западу, нашел Геракл в мрачном ущелье логовище; оно находилось в громадной пещере, имевшей два выхода. Геракл завалил один ив выходов громадными камнями и стал ждать льва, скрывшись за камнями. Совсем к вечеру, когда уже надвигались сумерки, показался чудовищный лев с длинной косматой гривой. Натянул тетиву своего лука Геракл и пустил одну за другой три стрелы во льва, но стрелы отскочили от его шкуры – она была тверда, как сталь. Грозно зарычал лев, рычанье его раскатилось, подобно грому, по горам.

Озираясь во все стороны, лев стоял в ущелье и искал горящими яростью глазами того, кто осмелился пустить в него стрелы. Но вот он увидел Геракла и бросился громадным прыжком на героя. Как молния сверкнула палица Геракла и громовым ударом обрушилась на голову льва. Лев упал на землю, оглушённый страшным ударом; Геракл бросился на льва, обхватил его своими могучими руками и задушил. Взвалив на свои могучие плечи убитого льва, Геракл вернулся в Немею, принес жертву Зевсу и учредил в память своего первого подвига немейские игры. Когда Геракл принес убитого им льва в Микены, Эврисфей побледнел от страха, взглянув на чудовищного льва. Царь Микен понял, какой нечеловеческой силой обладает Геракл. Он запретил ему даже приближаться к воротам Микен; когда же Геракл приносил доказательства своих подвигов, Эврисфей с ужасом смотрел на них с высоких микенских стен.

Ключевая фраза мифа – «Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он поручил Гераклу убить немейского льва». Из этого следует однозначный вывод: первый «канонический» подвиг Геракла – удушение немейского льва! Это тот краеугольный камень, с которого начинается «каноническое» описание подвигов Геракла.

География мифа. Горы вблизи Немеи – города в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса.

Астрономический аспект мифа. В северной части неба соседствуют два созвездия – Лев (зодиакальное) и Малый Лев.



Отражение мифа о Немейском льве на звёздном небосклоне


Астрологический аспект мифа. Также предельно прозрачен, как и астрономический аспект. Миф повествует о победе Геракла над диким животным – львом. При этом описания обнаруживают ряд «астрологических совпадений». Подвиг одиночный: совершён Гераклом без посторонней помощи → Лев – знак одиночной природы. Объект подвига – животное мужского пола → Лев – животный, мужской знак. Громкий рык Льва по ходу повествования мифа – указание на «среднеголосость» знака и, возможно, указание на Альбирео – неподвижную звезду, «указывающую» на гневливую речь рождённого «под этой звездой». Опустошённые окрестности, страх передо львом и его «чудовищная величина» отлично соотносятся с энергетикой Сатурна, имеющего знак Льва местом своего изгнания. Упоминаемое в подвиге Солнце, вероятно – дань его обители во Льве. Принесение жертвы Зевсу и учреждение Немейских игр в его честь – указание на «печаль» Юпитера и «радость» Венеры (призы) в символическом V доме, соответствующем Льву.

На страницу:
1 из 2