bannerbanner
Тому, кто ищет (переписка с читателями)
Тому, кто ищет (переписка с читателями)

Полная версия

Тому, кто ищет (переписка с читателями)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Нельзя больше терпеть и безнаказанные преступления, нераскрытые убийства.

Социальная справедливость – основа патриотизма. Почему в России не любят государственный флаг? Почему не любят собственную Родину? Потому, что наша жизнь полна социальной несправедливости. Устранив несправедливость, мы сможем возродить и патриотизм.

Американцы любят свою страну не за ее героическое прошлое, а за ее прекрасное настоящее. Они хорошо знают, что в Америке, имея любую работу, можно быть уверенным в своей материальной обеспеченности. Вот почему они большие патриоты: они любят свою страну не за идею, а потому, что им очень уютно живется.

Да, Америка заслуживает критики, как и любая другая страна, ибо человечество несовершенно. Но критиковать ее надо конструктивно, так, чтобы это не выглядело простой бранью: «Ты сам дурак!» Чтобы мы могли извлечь для себя пользу из нашей критики. Америка – денежная страна, говорите вы. А Россия – разве нет? У нас сейчас кто-нибудь делает что-нибудь без денег? Мы даже превзошли Америку в этом отношении: у нас и милиция, и суды, и чиновники – все продажные…

Если мы хотим возродить гражданское общество, нам нужно прежде всего стремиться к выяснению подлинного положения вещей.


Человечество несовершенно, и, увы, это накладывает отпечаток на каждого из нас, на каждую конкретную человеческую судьбу. Каждый из нас по-своему пытается решить проблему несовершенства мира… Более слабые, беззащитные, ранимые пытаются найти своей метод ухода от реальности, как это происходит с сыном Н.Н. Шишовой.


Большое горе заставило меня написать Вам и надежда матери: пропадает мой сын, на глазах уходит от меня, медики не могут помочь, а сам он не может справиться с этим страшным недугом – наркоманией.

Может есть еще какая возможность спасти моего сына?


В чем причина наркомании вообще и вашего сына, в частности? К сожалению, очень много молодых людей не находят себе определения в этой жизни. Раньше была такая чудесная организация, как пионерия, которая очень четко внушала детям, как надо жить. Достигнув определенного возраста, дети плавно переходили под руководство комсомола. Несмотря на минусы, эти организации все-таки давали молодым людям определенные направления, ориентиры в жизни. По крайней мере, человек, прошедший воспитание пионерией и комсомолом, имел представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас же, когда представление о добре и зле никем никак не воспитывается, а СМИ в большом количестве преподносят молодежи сцены насилия и разврата, возводят на пьедестал певцов-наркоманов (например, обкурившегося Мумитролля), молодые люди, творя зло, думают, что делают добро. Беда вашего сына в том, что у него нет духовного пристанища, духовной гавани, куда он стремился бы. Поэтому и его лечение надо начинать не со спецучреждения, а с пробуждения его духовных наклонностей.

Вам может показаться странным мой совет, но, поверьте, я неплохо разбираюсь в людях: я предлагаю вам попытаться устроить сына на работу в какую-нибудь юридическую контору. Не юристом, конечно, а техническим исполнителем, например, курьером. Но обязательно с тем условием, чтобы он официально состоял на службе в этой конторе: чтобы ему выдали специальную униформу (костюм с нашивками) и он таким образом почувствовал свою значимость. Пусть он поработает хотя бы непродолжительное время, а потом – лечите его. Вы увидите, он начнет поддаваться лечению.

Итак, главное, поищите (среди знакомых, по справочникам, по объявлениям и т.д.) работу для сына – работу, на которой он ощущал бы себя нормальным востребованным человеком и где, желательно, окружающие люди не знали бы о его пагубном пристрастии к наркотикам или хотя бы делали вид, что не знают. Если ваш сын почувствует, хотя бы и на короткое время, свою общественную значимость, у него появится потребность вылечиться. Сейчас его остановит только одно – социальная помощь. Просто совестить и ругать его – бесполезно. Уговоры не помогут, спасти себя сможет только он сам, через обретение чувства своей социальной значимости. Дайте ему шанс для этого. Если он заинтересуется своей судьбой, он сам начнет лечиться.


Вопрос о социальной значимости – сегодня один из самых актуальных. Как найти свое место в сегодняшнем дисгармоничном мире, в каком направлении строить свою судьбу – это и для взрослых мужчин понять трудно, а как быть мальчикам, таким, как А. Швецов, в пространстве которых нет ни одного разумного существа?..

Вот отрывок из письма мальчика (орфорграфия и пунктуация сохранены).


Я хочу узнать для какой профессии я создан. Хочется и вырезать фигурки из камней и из дерева, работать в заповеднике, выращивать цветы. Когда я рисую особенно хорошо, то хочется стать художником, а лучше фото-художником, хотелось идти аниматором, но еще не уверен. Когда я вижу наклейки из своего любимого мультфильма, особенно нарисованные, так и хочется исправить все за них. Как-то я хотел идти в разветку, а то и в шпионаж, но сейчас нет. Раньше я хотел быть летчиком, но увы…

…Иногда я чувствую себя особенным, мне кажется, что я чем-то обладаю, какой-то силой, что-то вроде молнии или создавать тучи и ветер-торнадо и т.д.

Я бы хотел узнать о себе. Иногда хочу путишествовать и учавствовать в передаче «последний герой», порой я хочу спорить и доказывать обратное. А вообще хочу вступить в бой со злом, как это делают в мультиках, убить черта или вампира, а то и апостола смерти, просто не люблю несправедливость и лож.

Вы можете сказать кто мне подходит и где работать, выкладываясь полностью…


Н.П. так комментирует появление этой детской исповеди.

Это письмо напомнило мне несчастного чеховского мальчика Ваньку Жукова, молившего дедушку переменить его жизнь. Письмо Андрея Швецова точно так же, как и письмо Ваньки Жукова, – это потрясающая иллюстрация положения молодого российского поколения, до которого никому нет дела.

Все пороки общества проступают в письме Андрея. Мальчик заканчивает школу, но пишет так безграмотно, что сомнительно, учился ли он русскому языку. Причем, очевидно, что русский язык запущен у него не по его вине: мальчик трудолюбив и усидчив, он не поленился написать письмо на десяти страницах, исписал целую ученическую тетрадь. И в письме чувствуются живой ум, любознательность, стремление учиться. Но взрослые дяди и тети, призванные обучать детей, почему-то не дали Андрею элементарных знаний. Это картинка об уровне школьного образования в России. И на плечах полуграмотного населения государство собирается поднимать страну?

Россия не только не научила паренька грамоте. Она не дала ему главное: духовный заряд. На месте разумной мечты в его голове оказались японские мультики. Он страстно мечтает бороться с вампирами и повелителями зла, а если повезет, убить парочку из них. Неуклюжие попытки церкви привить духовность подрастающему поколению трансформировались в душе Андрея в неудобоваримую мистику.

Лет тридцать назад наша молодежь, если она хотела побороться за справедливость, шла в армию, в милицию, на государственную службу… Трудно себе представить, чтобы кто-нибудь в то время всерьез воспринимал разговоры о вампирах.

А не дав Андрею разумного духовного настроя, государство не дало ему и представления, как жить: парень, заканчивающий школу, по большому счету, не знает, чего он хочет, кем хочет стать.

В советское время государство пыталось профориентировать подростков. Во всяком случае, оно доносило до них понимание, что человек, выходя во взрослый мир, должен иметь какую-нибудь специальность. Задавалась направленность на созидательную деятельность. Сейчас же профориентацией никто не занимается. И Андрей Швецов выходит во взрослый мир с закрытыми глазами.

А из парня, скорее всего, получился бы неплохой художник. Но кто ему подскажет, что у него есть задатки живописца и скульптора и где ему получить нужные навыки? Кто поможет ему сориентироваться в жизни?.. Он мечется, не зная, что сделать, чтобы только вырваться из того чахлого окружения, где он сейчас находится.

Письмо Андрея, как и письмо чеховского Ваньки, – это описание трагедии подростка. И заканчивается оно примерно так же, как у Чехова: «Н.П., приезжайте, милый, сделайте что-нибудь!..» Только в роли спасителя-дедушки в письме Андрея выступает неизвестный ему человек. В каждой строчке читается: «Вырвите вы меня из этого круга, потому что все, что в моей жизни происходит, темно и безысходно!..»

Тяжелую атмосферу, созданную родителями Андрея, понять можно. У взрослых – своя безысходная история. Увы, мертвый круг жизни Андрея, как и чеховского Ваньки, непроницаем…

Самое страшное, что могло случиться с молодым поколением России, уже случилось: страна, утратившая перспективу, утратила ее прежде всего для молодого поколения.


А для людей пожилых, – представителем этого поколения является автор следующего письма, С.Н. Степанов, – какие перспективы этого поколения?


…Пока мое письмо идет в Вам, я, надеюсь, успею набрать пивных бутылок и сдать в приемный пункт, чтобы заработать на Ваши книги. Материально нам, пенсионерам, жить не дают, хоть духовно будем обогащаться.

Некогда нам преподавали во всех учебных заведениях, что капитализм – это загнивающий класс. А сегодня идем к этому загнивающему классу на поклон с протянутой рукой, как побирушки, и просим: «Дай денег – люди дохнут». Это с нашими-то природными богатствами? Просить!!!


О том же самом мне пишут со всей России. Пенсионеры стали побирушками, трудовые люди – безработными, дети голодают… вы вот, чтобы прожить, собираете пивные бутылки… Читать обо всем этом очень горько и печально.

Насколько я понял, вы прошли большой жизненный путь, много чего повидали и перенесли немало трудностей, – крепитесь и в настоящее смутное время. Главное, не ослабевайте духовно. Правители приходят и уходят, а на душах таких правдивых людей, как вы, земля держится. Почему я так, с уверенностью говорю про вас? Потому, что вы собираете пустые бутылки не на выпивку, а на книги, – это дает основание надеяться, что русский совестливый дух еще жив и наши правители не искоренят его. Пока люди, подобные вам, хотя и пенсионеры, хотя и небогатые, будут на последние деньги покупать серьезные книги, есть надежда, что в России не наступит полное одичание.


Как хорошо, что среди нашего российского беспросвета высветился образ всепонимающего, сочувствующего Н.П., готового поддержать морально. Или все же в мире нет ничего случайного? И В.Л. Горячко, которая относит себя к разряду нищих и обездоленных, хоть в одном повезло – есть к кому обратиться за советом?


Стоит ли жить, когда барахтаешься в нужде, как в трясине? Такое унизительное существование, и зачем родилась, зачем училась? Нищая. Государство не отдает долги по ценным бумагам, знакомая – денежный долг. Читаю много. Верую и верю. И в то же время, кажется, ничего не понимаю. Задыхаюсь. Мечусь. Кто я, и зачем я?..

Господи, как я от всего устала, устала ждать, надеяться. И каюсь, и молюсь, но, может, неумело?..


Вы считаете, что живете в унизительной трясине безденежья. Конечно, материальное положение имеет большое значение в жизни человека. Но все относительно, и все познается в сравнении. Представьте, что сейчас идет не 2003-й, а 1963-й или 1973-й год. В те годы материальный уровень жизни народа был примерно таким же, как сейчас. Зарплаты тоже были маленькие, и их едва хватало на пропитание и одежду. Можно сказать, что люди тогда, как и теперь, сводили концы с концами. Но при этом, что удивительно, не считали, что живут в унижении. Почему? А потому, что не было с чем сравнивать: все вокруг жили одинаково.

Теперь же появилось много соблазнов, о которых раньше и не подозревали, и главное: рядом, из среды простых обывателей вдруг появились «новые русские», в сравнении с доходами которых зарплаты учителей и врачей, пенсии и стипендии кажутся просто жалкими копейками. Социальное расслоение вызвало чувство жгучего унижения у тех, кто оказался среди так называемых бедных. «Так называемых» потому, что они бедны в сравнении с «новыми русскими», но они вполне благополучны в обеспечении потребностей, установленных Богом, или в сравнении, скажем, с уровнем жизни 60-70-х годов.

Еще большой вопрос, что считать унизительным. Раньше унизительным было все измерять рублем, пренебрегать духовностью. И хотя народ материально не роскошествовал, как и сейчас, он не считал себя униженным и ощущал себя гораздо более счастливым, чем сейчас. Была другая шкала ценностей, отличная от теперешней. Люди не имели денег, но вспомните, как они слушали Окуджаву, Высоцкого, как фантастически мечтали, как увлеченно философствовали о жизни и душе на кухне, как самозабвенно веселились… Одалживали друг у друга «червонец до получки» и при этом не только не чувствовали себя униженными, но и не унывали.

К сожалению, в сегодняшней России духовность почти полностью съедена «золотым тельцом». И мы, частные лица, в своем частном мировоззрении пошли на поводу у этого «золотого тельца»: мы все, как и устроители современной России – «новые русские», опустили свои души на уровень вульгарного материализма, оцениваем себя и мир вокруг нас исключительно денежными мерками. Конечно, в таком развращении народа сильно виноваты политики и телевидение с газетами. Но, с другой стороны, разве сам человек настолько слаб и податлив внушению, что не может отличить истинные ценности от мнимых?.. Появилась новая мода, к примеру, – ездить смотреть на заграницу. Кто не может купить поездку, тот чувствует себя морально ущемленным. А ведь нет никакой объективной потребности в этих поездках. В советское время о них даже не мечтали – и жили счастливо, без чувства унижения.

Советская власть имела много отрицательных качеств, но у нее было одно положительное: она уничтожила любовь к деньгам. Денег не хватало, но человек и не страдал по поводу того, чего у него не было. Зато он много думал о том, что нельзя у него отнять: о душе, о своих мыслительных способностях. А это немалые ценности.

Вот вы пишете, что много читаете, молитесь, верите в Бога, вам снятся «звездные» сны, – почему же эта сторона вашей души не перевешивает горести, связанные с малой зарплатой? А потому, что вы поддались всеобщей моде на деньги. А вы подумайте, есть ли у «новых русских» те духовные ценности, перед Богом – единственные ценности, которые есть у вас? Некогда им заниматься такими, как они считают, пустяками. Они не читают духовную литературу, не молятся сердцем, не верят в Бога-духа, лишены романтизма… Так кто на самом деле унижен?

Что действительно унизительно, так это воровать, а все богатые – воруют. Но самое унизительное – пренебрегать совестью и продавать свою бессмертную душу.

Ваше положение никак нельзя назвать унизительным. И в глазах Бога, и в глазах людей вы – порядочный, духовный, заслуживающий всяческого уважения человек, у которого, к сожалению, в данный момент мало денег. Но что такое деньги?.. Не просите Бога о деньгах. Просите Его о духовном просветлении. И к вам придет благополучие.


Помочь «найти истину» просит и другая отчаявшаяся – Н.П. Волокова.

Как среди обмана, воровства выжить простым нормальным людям? Так много людей спивается от безысходности. А подонки, воры, люди без чести и совести прекрасно живут. Почему у нас в России столько безобразия?! Хороший, честный человек просто физически не может выжить, если не изменится в худшую сторону. Почему у нас стараются не помочь друг другу, а навредить?! Я уже не молода, повидала многое. Но сейчас все ценности поменялись: что было хорошо, сейчас это плохо. Жалко молодежь и детей, что их ждет в будущем? Ведь учиться даже нет возможности, если ты беден. Помогите найти истину среди хаоса!


Ваш вопрос-возмущение по поводу неприглядной российской действительности мне хорошо понятен. Ответ на него я построю из двух частей.

Первая часть состоит всего из одного известного изречения: «Не дай Бог жить на переломе истории!»

Вторая часть – сказка о рае и аде и вытекающая из нее мораль.

Вот эта сказка. Некий человек попал на тот свет и видит перед собой рай и ад. И там, и там все одинаково: стоят большие столы, полные вкусной еды, а за столами – много людей. Но в раю все люди счастливые, а в аду все – несчастные. Человек спрашивает у Бога, в чем причина такой разницы. Бог отвечает: «Посмотри, люди, чтобы поесть со столов, должны пользоваться ложками с очень длинными рукоятками. Каждый в аду пытается поесть сам, а каждый в раю старается накормить соседа…»

Главная беда России сегодня состоит уже не в продажных политиках и бездарных экономистах, хотя и те, и другие, по-прежнему, находятся у власти, главная беда психологическая: она в том, что все люди, буквально все население, внутренне обозлены. Каждый независимо от своего социального положения, будь то простой человек из народа, бизнесмен или политик, уверен, что все окружающие – плохие. Но и эти «плохие» точно такого же мнения обо всех остальных, включая соседей, бизнесменов и политиков. Все в России считают друг друга ворами и злодеями – вот вам и атмосфера ада.

Не обошла она стороной и лично вас. Вы-то, конечно, знаете про себя, что вы – не вор. Но вы убеждены и пишете об этом, что живете среди обмана, воровства и подлости. Точно так же, представьте себе, думает и ваш сосед: он – честный человек, а все остальные, в т.ч. и вы, – обманщики, воры и подлецы. Примерно такие же мысли и у соседа вашего соседа и т.д. Таким образом, получается заколдованный круг, омут всеобщей подозрительности и озлобленности, в который все больше и больше погружается страна. Создается впечатление, – вот именно атмосфера ада, – что нет никакого просвета, и нам, как сообществу, не выжить, и тогда люди, поддавшись на это впечатление, – я не говорю, что все, но многие, – начинают, действительно, вести себя как в аду: руководствоваться только собственным эгоизмом.

Как спастись от этой дьявольщины? Первым делом перестроить мысли: убрать из них убеждение, что кругом одни плохие люди. Как только вы таким простым способом снимете пелену с глаз, вы обнаружите немало нормальных и даже приятных человеческих лиц. Да, большинство из нас замордовано безденежьем и бандитским произволом, и потому внешне мы не очень-то приветливы, но это не значит, что все мы – плохие по сути. Такого никогда не было, нет и не будет, чтобы на земле рождались и выживали одни плохие люди. Высшие силы не допускают этого. Более того, они не допускают, чтобы на земле был слишком большой процент совсем плохих людей, тех, кого мы называем неисправимыми злодеями.

Второе, что надо было бы сделать, но что самое трудное: понять и смириться с тем, что материальное богатство и деньги распределяются в обществе неравномерно. Всегда были, есть и будут богатые и, в сравнении с ними, бедные – это верно для любого века и для любой страны. Значит, это тоже установлено Высшими силами. Вопрос только в том, как мы, лично каждый из нас, к этому относимся.

Для тех, кто жил и воспитывался в советское время, трудно смириться с мыслью об экономическом неравенстве. Нам кажется, – а я тоже, как вы понимаете, принадлежу к вашему поколению, – что пусть мы будем жить бедно, но все – одинаково. Это равенство в бедности. Его насаждала нам советская власть. И не сумела насадить, потому что это – против Бога. Люди не могут жить одинаково, даже если мы еще 70 лет будем изо всех сил стремиться к этому, поскольку свыше, от Бога, установлено, что каждый человек отличается от любого другого по своей сути и своему земному предназначению. Одни могут успешно работать в промышленности и торговле, а другие – в науке, искусстве и, например, в поиске смысла жизни. Каждому – свое. И еще не известно, чья деятельность ценнее перед Богом и как она «аукнется» на том свете.

Кроме разницы в занятиях, один человек отличается от другого по степени трудоспособности: один работает много, другой, в силу лености или плохого здоровья, мало. Взгляните на наших «новых русских» не с моральной, а с этой позиции. Да, они далеко не ангелы, но они работают 24 часа в сутки и, бывает, без выходных. Что-то производят, что-то перевозят, с кем-то договариваются, у кого-то крадут, кого-то обманывают…, но в конечном итоге, надо отдать им должное, они завалили магазины потребительскими товарами. Правда, при этом как-то получилось, что у населения нет денег, чтобы эти товары покупать, но это уже вопрос не к «новым русским», бизнесменам, а, скорее, к выбранной народом государственной власти: почему она допустила тотальное разворовывание общего, национального достояния, безработицу, неиндексируемые денежные сбережения и зарплату, а то и вовсе невыплату последней? Бизнесмены сами страдают от низкой покупательской способности населения, поскольку их товары залеживаются. Со временем, я думаю, эта проблема недостатка денег разрешится, и капитализм в нашей стране станет налаживаться, но разрешится ли проблема, о которой я говорил в начале моего ответа: проблема ада в наших душах?

Всеобщая озлобленность сердец – это сегодня самая главная проблема России. Наша озлобленность, в основном, идет от нашей зависти к вдруг возникшим удачливым предпринимателям. Завидуя им и не имея, по тем или иным причинам, возможности подняться до их материального уровня, мы всех их, гуртом, записали в злодеи, которых, будь наша воля, надо изничтожить под корень. Вот и причина, горючий материал для новой, кровавой и беспощадной, гражданской войны. В Чечне она уже идет: чеченцы, на самом деле, воюют не за суверенитет, а за нефтеносные пласты на своей земле, на которые наложили руку московские мафиози…

За долгие годы советской власти в России сложился такой менталитет, что мы очень устойчиво не любим богатых, – тех, кто живет рядом с нами и богаче нас, – сумеем ли мы… нет, не полюбить богатых, об этом даже смешно говорить, хотя бы смириться с их существованием? Вот вопрос жизни и смерти России. Быть или не быть.

Что такое наша зависть к деньгам «новых русских»? Это наша большая ошибка. Не в деньгах счастье. Ведь радоваться жизни и быть счастливым можно при разных денежных суммах. В конце концов, если у вас есть дорогой автомобиль – вы счастливы, но представьте себе, что вы разбили его, – вы моментально и несказанно сделаетесь несчастной! Так что богатство по отношению к счастью – палка о двух концах.

Что делать честному человеку среди лжи? – задаетесь вы вопросом. Оберегать свою душу от лжи, оставаться честным человеком. Если вы пойдете на поводу у лжи и всеобщего недовольства людей друг другом, вы сделаетесь еще более несчастной, чем сейчас.


Можно ли остаться честным человеком в среде, где процветает ложь?.. Но не всегда ведь ложь правила в нашей державе…


Россия – великая страна. Но печально то, что с ней произошла одна очень нехорошая трансформация.

Из века в век в ней рождались глубокие мыслители и по-настоящему духовные люди. Во всем мире она известна своими великими писателями-духовидцами: Толстым, Достоевским, Тургеневым, Чеховым… А Сергей Радонежский и Серафим Саровский так и вовсе почитаются как святые. Откуда это шло?

До 1917 года Россия, несмотря на все присущие ей тогда государственные, экономические, нравственные язвы, отличалась духом свободного мышления народа (что нельзя путать со свободой печатного слова). На этой почве народного свободомыслия периодически возникали независимые, большей частью не принадлежащие к ученой, оплачиваемой государством, среде, философы, которые рассуждали, повинуясь исключительно голосу собственной совести. Большинство из них остались неизвестными, хотя их философия была впитана той или иной частью населения и потом проявилась в различных неожиданных общественных движениях или у личностей вроде Бакунина и Махно, а некоторые, как Толстой и Достоевский, своими мыслями потрясли мир. Даже в Америке, стране, очень антитолстовской и антидостоевской по духу, до сих пор имена этих русских писателей считаются хорошей рекламной приманкой… До 1917 года мысль в российской глубинке, по причине огромных территорий и удаленности от центральной власти, не была «заштампована». И получалось так, что умные люди, если они не находились на государственной службе, мыслили не как царь, а как народ, т.е. свободно. Более того, в то время общественное мнение считало предосудительным выражать государственную точку зрения. И поэтому любой мыслитель, если он не хотел быть осмеянным обществом, остерегался приближаться к власти.

Такой вольнолюбивый дух был характерен только для России. Ни в одной стране мира и ни в одном веке, кроме, разве что, Древней Греции, мы не найдем подобного феномена. Тем и была велика Россия.

Свобода мысли породила множество различных философий в России. Вспомним Радищева, декабристов, разночинцев, вспомним, наконец, коммунистов… Каждое из этих и многих других философских направлений отличалось своей оригинальностью и своей собственной подоплекой в чаяниях народа.

На страницу:
2 из 7