bannerbanner
Духовно-нравственная экономика, XXI век. Статьи
Духовно-нравственная экономика, XXI век. Статьи

Полная версия

Духовно-нравственная экономика, XXI век. Статьи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Духовно-нравственная экономика, XXI век

Статьи


Максим Титовец

© Максим Титовец, 2022


ISBN 978-5-0050-6983-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СТАТЬИ

Аксиологический подход к применению инноваций в работе малого коммерческого предприятия с целью повышения его конкурентоспособности1

Титовец Максим Александрович,

Уральский Институт Бизнеса им. И. А. Ильина,

Екатеринбург, 2012

«Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали». Альберт Эйнштейн.

Задачей данной статьи является рассмотрение в теоретическом плане совокупности понятий, связанных с аксиологическим (ценностным) подходом к ведению предпринимательской деятельности; осмысление и раскрытие духовно-нравственного аспекта применения инноваций в работе малого коммерческого предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

Ключевые слова: ценностный (аксиологический) подход; предпринимательство; малый бизнес; субъект малого предпринимательства; инновация; духовно-нравственная экономика; монополия; конкурентоспособность.

Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции.

Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.

Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Уделим особое внимание исследованию сущности базовых понятий, используемых в данной статье.

Ценностный (аксиологический) подход.

Считается, что понятие «аксиология» (от греч. axia – ценность и logos – слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман.

В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г. М. Каджаспировой: аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, об их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития [9].2

Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Ценностный подход нацелен на выявление заложенных в предмете познания возможностей, которые бы удовлетворяли те или иные материальные или духовные потребности как самого познающего человека, так и других людей. В этом аспекте знание берется с точки зрения его культурных параметров, сточки зрения возможности знания служить человеку, его благу, благу людей.

Идеи аксиологического подхода.

Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Принципы аксиологического подхода.

– равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

– равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

– равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Ценности – (по В. П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала [12].3

Экономическое познание как частный случай научного познания и человеческой деятельности насквозь пропитано ценностями и без них немыслимо. Экономические знания всегда ценностно-ориентированы и эта направленность определяет весь процесс познания – от выбора объекта познания, методов познания до практического использования полученных результатов.

Согласно принятым во многих странах стандартам, предпринимательство – это вид человеческой деятельности, направленной на организацию и осуществление важных и трудных проектов. Она ассоциируется с попытками сделать что-то новое или же улучшить что-либо уже существующее. Основная роль в этой деятельности принадлежит предпринимателям, которые сводят вместе деньги, материальные ресурсы, рабочую силу, в результате создают новое дело и управляют им [5].4

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [11].5

Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда.

Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3—9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42—48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45—48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1—16) [4].6

В данном положении сформулировано важное признание равноправности функционально различных видов экономической деятельности людей. В приведенном перечислении названы: предприниматель (купец), менеджер (домоправитель), наемные работники (слуги и работники в винограднике) и свободные труженики (сеятель, рыбаки) [8].7

Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица.

В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.

Право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в статье 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1, ст.34, п.1].8

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство.

Гражданским кодексом РФ определены права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [2, ст.23],9 а также право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий [2, ст.48, ст.50].10

Предпринимательство часто отождествляется с понятием «бизнес». Хотя оба эти понятия тесно связаны, у них все же разный смысл.

Термин «бизнес» в переводе с английского «business» означает дело, занятие, торговля, коммерция. Бизнесмен – это деловой человек, стремящийся сделать прибыльной свою деятельность.

Слово «бизнес» имеет несколько значений. Это не только предпринимательство, но и какое-либо дело, покупка, коммерческое или производственное предприятие, политика отдельного предпринимателя или целой фирмы. Синонимами слова «бизнес» являются коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность [5, стр.8].11

Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли).

В законодательстве слово «бизнес» не употребляется, но широко используется термин «предпринимательство» [15].12

Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [11].13

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

1. в промышленности – 100 человек;

2. в строительстве – 100 человек;

3. на транспорте – 100 человек;

4. в сельском хозяйстве – 60 человек;

5. в научно-технической сфере – 60 человек;

6. в оптовой торговле – 50 человек;

7. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

8. в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [3, ст.3].14

Инновации – [фр. Innovation; лат. mnovatio – обновление, перемена] – новшество, нововведение, качественно новое изобретение [10].15

В словаре «Научно-технический прогресс» слово «инновация» (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм [7].16

Инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах [11].17

Известный отечественный ученый Раис Ахметович Фатхутдинов считает целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Новшество – оформленный результат фундаментальных исследований, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений и т. д.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [13, стр.15—16].18

Трудно не согласиться со словами Раиса Ахметовича Фатхутдинова: «Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако, анализируя 15-летний период рыночных преобразований в РФ, с сожалением вынужден констатировать, что большинство воспроизводственных и социально-экономических показателей ухудшилось. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям» [13, стр.7].19

Важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала страны в настоящее время является обеспечение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с присоединением России в Всемирной торговой организации, механизм функционирования которой резко увеличивает глобальную мировую конкуренцию [13, стр.8].20

В августе 2009 года в ходе неформальной встречи президента России с лидерами думских фракций, Дмитрий Анатольевич Медведев призвал изменить структуру экономики: «России нужно движение вперед, этого движения пока нет. Топчемся на месте, и это четко продемонстрировал кризис». Другого выхода, как уйти от сырьевой направленности экономики, по мнению Медведева, у России нет. «Так дальше развиваться нельзя. Это тупик. И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», – цитирует Дмитрия Медведева ИТАР-ТАСС [16, 17].2122

В 2008 году, в Екатеринбурге, коллективом ученых Уральского Института Бизнеса имени Ивана Александровича Ильина (А. П. Ветошкин, Н. А. Каратеева, А. М. Миняйло) был представлен первый в отечественной литературе системный опыт религиозно-философского постижения особого типа социально-хозяйственного уклада и способа производства, главной целью которого является духовное возрастание и совершенствование человека: духовно-нравственная экономика [6].23

В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в глубочайшем кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата. Первопричиной его является кризис духовный. В результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований бытия нашим народом потеряно самосознание, В большинстве своем он имеет смутное представление о влиянии духовных законов на хозяйственную и социальную практику. Обществом утеряно понимание жизненного значения духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и социокультурном развитии России.

Подход к осознанию кризиса и путям его преодоления может быть разный. С обыденной стороны кризис представляется, во внешних его проявлениях, как падение уровня производства в экономике, ухудшение во всех сферах общества: культуре и образовании, государственности и правосознании, политической жизни и социальном обеспечении. Но в глубинных своих основаниях кризис может быть рассмотрен как переломный момент, как момент выздоровления.

В экономическом плане это означает процесс передачи исчерпывающего свой ресурс типа хозяйствования общества, со сложившимся индустриальным укладом функционирующей экономики, – к зарождающемуся обществу с новым укладом жизни, более высокой степенью [6, стр.23].24

Что такое духовно-нравственная экономика? Подчеркнем особо, что она является высшим типом хозяйствования одухотворенного православием человека, общества живущего по духовным законам. Выделим основные моменты для характеристики хозяйственного развития нового типа.

Во-первых. Экономика, в том числе и духовно-нравственная, не является главенствующей в преодолении кризиса, а только средством в духовном возрастании и спасении человека. И все разговоры о том, что вначале необходимо решить экономические проблемы, а затем решать духовные, являются вредными. А если выразиться строго, в какой-то степени и пагубными. Экономика, в сущности – только один аспект, одно измерение человеческой деятельности. Чтобы понять экономику верно, нужно понять ее относительность. Экономика как определенный способ хозяйствования является не целью, а средством спасения человека, как духовно-нравственного существа, на основе социальной практики, в процессе его воспроизводства и жизнедеятельности. Она находится под определяющим воздействием духовных факторов, являющимися несравненно более важными – религии, культуры, этики, нравственности и так далее.

Во-вторых. Социально-экономические процессы конца XX начала XXI века в странах мирового сообщества показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, социально-эффективную экономику в преобладающем большинстве стран мира не удастся создать. В итоговых документах экономических конференций, проведенных под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханесбурге (2002) отмечалось, что преодоление все увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечение социальной защищенности малоимущих можно решить только на путях создания духовно-нравственной экономики.

В-третьих. Для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы, функционирующие в существующей экономике – природные, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и духовные. Эти ресурсы находятся в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне, с определенным характером для данного типа хозяйствования и укладом жизни. Потенциал данного уклада исчерпан. Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать, потребуются новые люди, одухотворенные православием. Только они могут созидать хозяйство будущего как духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо взращивать таких людей. И это задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования.

В четвертых. Возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий, присущих ныне существующей рыночной экономике. Русскому народу необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства – духовно-нравственного в своей корневой основе [6, стр.3—5].25

Если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два взаимосвязанных потока. Первый поток – это поток духовного делания, стремление к воссозданию Святой Руси. Это потребует напряжения и огромной работы по воцерковлению народа. Воцерковление – это новый образ жизни человека, обретение им красоты православной веры, утверждение в Духе и Истине. К этому мы должны сегодня стремиться в первую очередь. Мы должны встать на путь духовного обновления, одухотворить нашу жизнь, чтобы быть способными создавать второй поток – построение нового типа хозяйства.

Эти два потока взаимосвязаны. Первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства. Но и новый тип хозяйствования, как необходимое средство и условие, способствует духовному возрастанию человека.

В этих целях необходимо осуществить духовно-нравственный прорыв к сильной России.

Это общество характеризуется преобладанием духовно-нравственных ценностей жизни над утилитарно-материальными; стремлением к высочайшей степени нравственности и образованности, бережным отношением к человеку как личности. В таком обществе все ресурсы используются на благо человека, заключающееся в его духовном развитии, реализации его творческого потенциала. Личность здесь характеризуется развитым чувством Родины, высоким патриотизмом, готовностью защиты своего Отечества, жертвенной любовью к ближним, в особенности к старикам и детям [6, стр.9—12].26

Общество духовной цивилизации также характеризуется развитой наукой, системой здравоохранения и спорта, отсутствием в государстве системы игрового бизнеса и всех явлений, противоречащих духовному возрождению и повышению нравственного уровня нации. Оно обладает подлинной симфонией власти и Церкви, рачительным отношением к природным ресурсам, сбережением их для последующих поколений, в отличие от рыночной экономики, культивирующей все возрастающие материальные потребности и взращивающие общество потребления, что ведет к подрыву основ материального благополучия нации, производству бессмысленных, а зачастую и вредных продуктов производства.

Общество духовно-нравственной цивилизации в основе своей хозяйственной деятельности ориентируется на духовно-нравственную экономику. Главным ядром такого общества является семья. Задача всех и прежде всего, государства – повседневное ее укрепление, материальная поддержка, особенно многодетных семей [6, стр.12—13].27

Первейшей задачей общественных наук, ученых дать теоретическую основу и обоснование духовно-нравственного общества, а мыслящей интеллигенции – повести народы России к новым вершинам духовно-нравственного развития. Изменится духовно-нравственный климат в нашем Отечестве в лучшую сторону, мы естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики. Теоретико-экономическая и практическая мысль должны развиваться в этом направлении. Это магистральный путь развития России.

Изменяя духовно-нравственный климат в нашем отечестве в лучшую сторону, мы естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики [6, 12—13].28

VII Всемирный Русский Народный Собор (декабрь 2002) сформировал и раскрыл «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Они основываются на десяти заповедях, данных Богом, на историческом опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное воспроизведение библейского текста. Они должны стать духовно-нравственной установкой и социально-этической нормой, исходящих из Божьих заповедей в их широком понимании и конкретного преломления в социально-хозяйственном опыте нашего народа. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений.

Не являясь нормативным документом, он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда.

Нравственные принципы и правила хозяйствования сводятся к следующим:

– Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.

– Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

– Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

– Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время, для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

– Государство, общество, бизнес, должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально-ответственный вид деятельности.

– Работа не должна убивать или калечить человека.

– Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

– Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

– В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность [6, 12—13].29

Мир вступил в третье тысячелетие. XX век продвинул человечество по пути овладения новыми научными знаниями и технологиями. Пронизанный телекоммуникационными связями мир как будто стал меньше, рушатся преграды между странами и людьми.

Рыночная экономика должна быть основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами. Процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением. Современная рыночная экономика в любой стране сложна и многопланова, что требует государственного регулирования. Государство не может быть в стороне от рыночных процессов, но оно не может и не должно полностью подменять рыночный механизм. Основная задача экономического развития рыночного хозяйства как раз и состоит в создании сбалансированной системы, в рамках которой государство лишь корректировало бы негативные рыночные факторы и тенденции, направляло общее развитие в русло удовлетворения интересов общества, не пускало хозяйствование развитие на самотек [6].30

На страницу:
1 из 4