bannerbanner
Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям
Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям

Полная версия

Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Стих 50. Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши…[103] – чтобы больше поверить, а теперь, мало услышав, мало и веришь.

Стих 51. И глагола ему: аминь, аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящыя и нисходящыя на Сына Человеческаго[104]. (Прежде сказал восходящыя, показывая, что и до того времени они находятся при Нем и служат Ему.) Без сомнения, как к истинному Сыну Божию, Ангелы Божии восходили, нисходили к Иисусу Христу, служа Ему во время страдания, воскресения и вознесения на небо: Кому Ангелы служат, как рабы, Тот не простой Человек, а Бог и Владыка их. Истинно говорю вам – верующим: отныне, после того как искренно уверуете, будете видеть. Это и есть то большее, о котором Иисус Христос сказал: болша сих узриши. Под видением разумей знание, так как все ученики знали это: одни потому, что видели, а другие потому, что слышали от видевших. Что делает Иисус Христос по отношению к другим, то же самое и здесь. Высказав два пророчества, одно определенное: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя, а другое неопределенное: узрите небо отверсто и т. д., – определенным подтверждает неопределенное. Поэтому Нафанаил замолчал, а Иисус Христос остановился на этих словах, предоставив ему по-своему обсудить все сказанное. Бросив семя на хорошую почву, Он оставил, чтобы оно в свое время возросло.

Глава 2

Стих 1. И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей…[105] – на третий день после того, как Иисус Христос вышел из пустыни.

Стих 1. …И бе Мати Иисусова ту[106], Которую пригласили устраивающие брачный пир, как знакомую.

Стих 2. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак[107], тоже как знакомые. Спаситель пришел, невзирая на Свое Божественное достоинство, но имея в виду пользу людей. Узаконивший брак пришел, чтобы почтить его и освятить Своим присутствием, и принявший образ раба не возгнушался присутствия на браке рабов, хотя пригласившие и не имели еще должного понятия о Нем. Они пригласили Его просто как знакомого, одного из многих.

Стих 3. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут[108]. Недоставшу вину, т. е. когда была нужда в вине, когда оно истощилось. До сих пор Иисус Христос не сотворил еще чуда; но так как Матерь Его знала все относительно Его, именно – что ради Него пришел Иоанн, что он свидетельствовал о Его Божестве, что Сам Он получил свидетельство с неба, а также видела, что Он принимал учеников, то из всего этого Она поняла, что Иисус Христос начинал уже открываться людям. Поэтому Она смело просила Его совершить чудо, когда недостало вина, желая и отблагодарить пригласивших, и себя прославить могуществом Сына. Поэтому-то Иисус Христос и упрекает Ее, не оказывая этим непочтения Матери, а исправляя в том, что Она просила неблаговременно. А что Он весьма уважал Свою Мать, это видно как из многого другого, так и из того, что Он исполнил Ее просьбу. Упрекнул Ее, научая еще не требовать чудес, но оставить совершение их до соответственного времени, однако послушался Ее, уважая, как Мать.

Стих 4. Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено…[109] Что за нужда Нам в том, о чем Ты просишь? Что Нас заставляет так спешить? Можно и иначе понимать: что общего у Меня и у Тебя? Я, как Бог, знаю время, приличное для чудес, а Ты, как человек, не знаешь этого. Не сказал: Мати, но: Жено, как Бог.

Стих 4. Не у прииде час Мой[110]. Еще не настало время для совершения чудес, о чем Ты просишь; оно наступит тогда, когда нуждающиеся в чуде узнают, что Я могу совершить его, и сами попросят об этом. Теперь просьба Матери не только была неблаговременна, но могла возбуждать подозрение и порицание. Выражения: не у прииде час Мой; никтоже возложи Нань руки, яко не у бе пришел час Его[111] (Ин. 7, 30); Отче, прииде час[112] (Ин. 17, 1) и другие – не показывают, что Он обязательно должен был наблюдать время и часы, – да и каким образом это могло быть, когда Он Творец их, – но слова эти обозначают надлежащее время и указывают, что все должно происходить благовременно и в порядке. Сказав: не у бе пришел час Мой, Иисус Христос, однако, совершил чудо из уважения, как сказано, к Матери, а также для доказательства того, что Он не служит времени, но господствует над ним.

Стих 5. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите[113]. Поняв цель и значение слов Иисуса Христа, именно – что уклончивость Его не свидетельствует о бессилии Его, а о том, что Он не желает, чтобы подумали, что Он Сам стремится к чудесам и хочет показать Себя, и что Он, однако, уважит просьбу Матери, – Она ставит возле Иисуса Христа готовых слуг, тоже некоторым образом вместе с Нею упрашивающих Его.

Стих 6. Беху же ту водоноси каменни шесть, лежаще по очищению Иудейску, вместящии по двема или трием мерам[114]. Водоносы (ὑδρίαι) – это сосуды для воды. Они лежали для очищения иудеев, т. е. служили им для омовения, чтобы не ходить далеко к источникам и ручьям, когда нужно было помыть руки. Под шестью водоносами св. Максим[115]разумеет шесть известных способов милостыни: накормить алчущих, напоить жаждущих, принять странников, одеть нагих, посещать больных и приходить к находящимся в темнице[116]. Эти шесть водоносов, не имеющих соответствующего им действия, вследствие охлаждения любви, из которой они наполняются, как из источника, – Божественное слово евангельских заповедей сначала наполнило водой, т. е. благодеянием чувственным, а затем заменило его, как бы вином, благодеянием духовным, которое согревает душу, благотворно действует на ум и, уврачевав таким образом, выводит его из прежнего состояния. Каждый сосуд вмещает две или три меры: две вследствие двоякого рода, как сказано, благодеяния по каждому из шести способов, именно материального и духовного, три – так как благодеяние совершается согласно с учением о Божестве Святой Троицы. Почерпают указанную воду добрые помышления, которые служат разуму. Отведавший вина распорядитель, т. е. рассудительный ум, говорит: прежде нужно было пить это хорошее вино, заботу о душе предпочитать заботе о теле. Жених – это человеческий разум, соединяющийся с добродетелью, как бы с невестой для сожительства. Оказывая честь браку этому, Сам Бог и Слово является, чтобы еще более скрепить соединение их. Можно предложить и другое объяснение шести водоносов. Под ними можно разуметь способность человека исполнять свои обязанности; она была пуста и недеятельна, но Божественное Слово наполнило ее знанием сначала попечения о теле, а потом о душе, или сначала знанием практическим, а потом теоретическим, или сначала естественным, а потом сверхъестественным. Из двух мер одна есть знание всего чувственного, а другая – всего духовного, третья же мера есть откровение о непостижимом Божестве. Под шестью водоносами мы разумели способность человека исполнять свои обязанности или потому, что Бог сотворил мир в шесть дней, а мир есть также и человек, или потому, что к пяти душевным способностям мы причисляем и самое тело. Как чистая и истинная Дева Мария сделалась Матерью Бога Слова, так чистая и истинная вера делается матерью Божественного слова, евангельского благовестия.

Стих 7. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха[117]. Прислужников пира делает прислужниками чуда, чтобы они сами были свидетелями этого дела. Приказал наполнить не сосуды для вина, а водоносы – чтобы не могли подозревать, что тут произошло смешение воды с осадками, оставшимися на дне от вина. Но почему Сам Иисус Христос одним словом не наполнил водоносов, но приказал служителям? Чтобы не показалось это призрачным, чтобы черпавшие воду сами заставили молчать порицающих это чудо.

Стихи 8–10. И глагола им: почерпите ныне и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина, бывшаго от воды, и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду: пригласи жениха архитриклин и глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты (же) соблюл еси доброе вино доселе[118]. Архитриклином называет начальника, распорядителя пира, потому что триклиниями назывались ложа для троих, употреблявшиеся при пиршествах. Не просто претворил воду в вино, но в вино хорошее, как засвидетельствовал архитриклин, потому что такие чудесные произведения Иисуса Христа были гораздо лучше естественных. Свидетелями претворения воды в вино были служители, а того, что вино было хорошее, – архитриклин и жених; таким образом не могло остаться незамеченным чудо, имеющее таких близких свидетелей. Вероятно, и жених сказал еще что-либо об этом, однако евангелист пропустил как не необходимое. О, если бы и мне, холодному, нетвердому и неустойчивому и в этом отношении ничем не отличающемуся от воды, превратиться в духовную теплоту, густоту добродетелей и утверждение нравов, чтобы можно было радовать и других.

Стих 11. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей…[119] Не только записал это чудо, но и прибавил, что оно было началом чудес. Так как небесполезно было знать об этом чуде, как опущенном другими евангелистами, то Иоанн рассказал о нем, полезном еще и для того, чтобы уничтожить веру в так называемые чудеса детства Иисуса Христа; вот начало чудес, а те суть вымысел человека, заблуждающегося от истины. Если бы Иисус Христос еще в детстве творил чудеса, то Он тотчас сделался бы для всех известным, и Израилю не было бы нужды в том, чтобы Иоанн открыл ему Иисуса Христа; между тем сам же Иоанн сказал: да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя (Ин. 1, 31). И вполне естественно было Иисусу Христу ожидать возраста совершеннолетнего человека, чтобы все случившееся не показалось призраком. Если весьма многие предполагали это даже тогда, когда Иисус Христос творил чудеса в совершенно зрелом возрасте, то тем более – в незрелом; мало того, съедаемые завистью, они скорее, чем должно было, возвели бы Его на крест и таким образом могли не только не поверить тайне воплощения, но и воспрепятствовать евангельской проповеди. Найди также в третьей главе (1-й ст.) Евангелия от Матфея то место, где говорится: во дни оны же прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей[120], и там найдешь основательные причины того, почему Иисус Христос пришел креститься тридцати лет.

Стих 11. …И яви славу Свою… – силу Свою, величие Своего Божества. Каким же образом это могло быть, когда обратили внимание на случившееся не многие: слуги, архитриклин, жених и ученики Его? Насколько это зависело от Иисуса Христа, то Он явил Свою славу через это чудо, потому что если не многие заметили это тогда, то потом это чудо было разглашено и привлекло многих. А что в тот самый день никто другой не уверовал, это видно из прибавления евангелиста:

Стих 11. …И вероваша в Него ученицы Его[121], которые и прежде этого чуда дивились Ему. Заметь же, что чудеса должны быть тогда, когда зрители будут благорасположены и внимательны.

Стих 12. По сем сниде в Капернаум Сам и Мати Его, и братия Его, и ученицы Его и ту не многи дни пребыша[122]. Пришел в Капернаум, чтобы поместить там Свою святую Мать; а братья Его, конечно, по закону, а не по плоти, – это сыновья Иосифа, который был отцом Его по закону, а не по плоти.

Стихи 13–15. И близ бе Пасха Иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус. И обрете в церкви продающыя овцы и волы и голуби, пеняжники сидящыя. И сотворив бич от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником разсыпа пенязи и дски опроверже[123]. Подобное же рассказал и Матфей в двадцать первой главе (12-й ст.) своего Евангелия; прочитай объяснение того места, весьма полезное и для этого. Пеняжники (κερματισταί) – это меновщики, которых Матфей назвал торжниками (κολλυβισταί). Как κόλλυβος есть мелкая монета, так и χερμα есть кучка мелких монет и разменных лепт. Бич (φραγέλλιον) – это род плети. Он был плетеный, потому что как поступок изгоняемых был как бы сплетен из неразумных слов и дел, так и поступок изгоняющего – из чудесных слов и дел, из Божеских и человеческих. Иисус Христос совершил это дело с великой властью. Так как Он намерен был исцелять в субботу и делать много такого, что казалось иудеям нарушением закона, то, чтобы не подумали, что Он делает это, как противник Божий, теперь же уничтожает такое подозрение. Тот, Кто показал такую ревность о доме Божием, обнаружил такую силу и негодование из-за него, Кто решительно никого не пощадил, но даже Самого Себя подверг опасности, Кто возбудил против Себя продавцов и дозволивших им это дело иудеев, а Сам был готов все претерпеть из-за благочиния в храме, Тот не мог быть противником Владыки этого храма.

Стих 16. И продающим голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго[124]. Домом торговли делают дом Божий и торгуют в нем голубями и те, которые продают священные должности, так как голубь служит образом благодати Святого Духа, явившегося в виде голубя. Они же оказываются богопродажными, продавая из-за постыдной корысти то, что принадлежит Богу. Слова: возмите сия отсюду – указывают на отмену и оставление законного служения. Не только делом, но и словами Иисус Христос показывает, что Он не противник Божий. Конечно, Он назвал Бога Отцом по естеству, но иудеи подумали, что Он назвал по усыновлению, и потому не возмутились при этих словах; мало того, они даже не были раздражены и Его поступком, так как сама совесть обличала их и свидетельствовала, что Иисус Христос справедливо так поступил и сказал. Дом купленаго вместо: дом торговли. В вышеупомянутой главе (13-й ст.) Евангелия от Матфея говорится, что Иисус Христос сказал: вертеп разбойником; там же мы заметили, что Свою ревность и смелость против торгующих в храме Иисус Христос показал дважды, в начале евангельской проповеди и в конце: то, что произошло в начале, описал Иоанн, а что в конце – Матфей.

Стих 17. Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя[125]. Это написано в Книге Псалмов (68, 10). Жалостью называет здесь ревность, справедливое негодование; снедает, т. е. сильно овладевает, воспламеняет. Следует заметить, что, сделавши бич, Иисус Христос не бил людей, но только устрашил их и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал.

Стих 17. Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши? [126] Чувствуя себя виновными, они не смели запретить Ему, а только сказали: «Если Ты это делаешь, если имеешь на это власть, то какое знамение Своей власти Ты нам представишь?» О великое безумие! Им следовало облагоразумиться и похвалить Иисуса Христа за то, что Он очистил храм Божий от такого позора, а они для доказательства власти требуют знамения, сгорая от зависти и желая напасть на имеющее совершиться знамение. И в другое время они говорили: коею властию сия твориши? [127] (Мф. 21, 23).

Стих 19. Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю[128]. Как знамение Своей власти Иисус Христос представляет Свое трехдневное воскресение и храмом называет Свое тело, которое было храмом и жилищем не только души, но и Божества. Сказал разорите,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Оттиск из журнала «Руководство для сельских пастырей» за 1887 г.

2

В начале было Слово. Здесь и далее в сносках дается русский Синодальный перевод. – Ред.

3

См.: Григорий Богослов, свт. Слово 30, 20.

4

Потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

5

…И Слово было у Бога.

6

…И Слово было Бог.

7

Оно было в начале у Бога.

8

…Боги, которые не сотворили неба и земли…

9

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

10

Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

11

…Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его…

12

В Нем была жизнь…

13

…Мы Им живем, и движемся, и существуем…

14

Я есть… жизнь.

15

И жизнь была свет человеков.

16

Я есть свет миру.

17

И свет во тьме светит, и тьма его не объяла.

18

См.: Григорий Богослов, свт. Слово 39, 2.

19

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

20

…Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

21

Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете…

22

…Дабы все уверовали чрез него.

23

Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

24

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

25

В мире был…

26

…И мир чрез Него начал быть…

27

…И мир Его не познал.

28

Многие пророки и праведники желали видеть, что9 вы видите, и не видели, и слышать, что9 вы слышите, и не слышали.

29

Пришел к своим, и свои Его не приняли.

30

…Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

31

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.

32

Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

33

И Слово стало плотию…

34

…И обитало с нами…

35

…И мы видели славу Его…

36

…Славу, как Единородного от Отца…

37

…Полное благодати и истины.

38

Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая…

39

…Говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня…

40

Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его…

41

…Потому что был прежде меня.

42

И от полноты Его все мы приняли…

43

…И благодать на благодать…

44

Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

45

…Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку.

46

…Закон ничего не довел до совершенства.

47

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

48

Я умножал видения и через пророков употреблял притчи.

49

И вот свидетельство Иоанна…

50

…Когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

51

…Что будет младенец сей?

52

Он объявил, и не отрекся…

53

…И объявил, что я не Христос.

54

И спросили Его: что же Ты? ты Илия? Он сказал: нет…

55

…Пошлю к вам Илию пророка… он обратит сердца отцов к детям.

56

Пророк? Он отвечал: нет.

57

…Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте.

58

Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

59

Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия (Ис. 40, 3).

60

А посланные были из фарисеев.

61

И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?..

62

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

63

Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня…

64

Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

65

…И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его.

66

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

67

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса…

68

…И говорит: вот Агнец Божий…

69

…Который берет на Себя грех мира.

70

Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня».

71

Я не знал Его…

72

…Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

73

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

74

…Но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

75

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

76

И я видел…

77

…И засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

78

На другой день опять стоял Иоанн и двое учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

79

Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

80

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?

81

Они сказали Ему: Равви (что значит «учитель»), где живешь?

82

Говорит им: пойдите и увидите.

83

Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

84

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

85

Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию (что значит «Христос»)…

86

…И привел его к Иисусу…

87

Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр).

88

Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского.

89

…Закидывающих сети в море…

90

…Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

На страницу:
3 из 4