bannerbanner
Тридцать шесть стратагем
Тридцать шесть стратагем

Полная версия

Тридцать шесть стратагем

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Ван царства У даровал У Цзянсяю резной меч и велел покончить с собой. В ответ на это старый мудрец глубоко вздохнул и сказал: «Когда-то я жертвовал собой ради спасения У! А теперь ты, правитель, поверив подлецу, повелеваешь мне убить себя. Кто бы мог подумать, что я так кончу! О горе!»

Вернувшись домой, У Цзянсюй с горечью сказал своей жене: «После того как я умру, сделай в память обо мне две вещи: посади на моей могиле катальпу[19], когда дерево вырастет, из него можно будет изготовить много полезных орудий; вынь мои глаза и помести их на восточных воротах столицы У чтобы я мог видеть, как ее возьмут войска Юэ!» После этих слов У Цзянсяй бросился на меч.

Чтобы возродить свое царство, Гоуцзянь действовал чужими руками – подкупил фаворита правителя царства У тайцзая Пи. По его наветам У-ван избавился от ненавистного Гоуцзяню У Цзысюя. Как и предсказывал мудрый советник, Гоуцзянь уничтожил царство У убил Фучай-вана, тайцзая Пи и всех инакомыслящих. Так он стал владыкой нескольких государств.

Как Абахай решил избавиться от Юань Чунхуаня

На шестой год правления императора Тяньци[20] династии Мин Нурхаци[21] во главе трехсоттысячного войска выступил в поход на крепость Нинъюань[22]. В гарнизоне крепости было всего десять тысяч человек, но среди них – один выдающийся воин, Юань Чунхуань[23]. Он всегда шел в бой в первых рядах и мужественно сражался с противником, за годы службы участвовал в отражении трех масштабных атак маньчжурской армии. Вышел Юань

Чунхуань победителем и при контрнаступлении на маньчжурское войско. Он смертельно ранил Нурхаци и обратил в бегство его армию.


У Цзысюй. Картина из старинной книги


На следующий год на престол вступил Абахай, продолживший дело своего отца Нурхаци. Его многочисленное войско снова атаковало Нинъюань, но и на этот раз было отброшено Юань Чунхуанем. Спустя несколько лет подготовки Абахай предпринял очередную попытку покорить династию Мин. Он извлек уроки из былых поражений и на этот раз не стал вступать в прямое противоборство с Юань Чунхуанем. Обойдя оборонительные укрепления противника, армия Абахая переправилась через Великую Китайскую стену со стороны Внутренней Монголии и атаковала заставу Шаньхайгуань с тыла. Узнав об этом, Юань Чунхуань незамедлительно ринулся в столицу Мин для спасения императорского трона. Его армия шла без устали днем и ночью, добралась до столицы на три дня раньше армии маньчжуров и успела подготовиться к обороне.

Юань Чунхуань атаковал маньчжуров как только они оказались на подступах к городу, и те были вынуждены отступить. Только тогда Абахай увидел в Юань Чунхуане настоящую угрозу и, чтобы избавиться от него, прибегнул к стратагеме «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека».

Абахай прекрасно знал, что минский император Чунчжэнь был человеком недоверчивым и осторожным, а потому он тайно направил во дворец надежного человека, чтобы тот подкупил императорского евнуха[24]. Он должен был оклеветать Юань

Чунхуаня перед Чунчжэнем, обвинив его в заключении тайного соглашения с маньчжурами, согласно которому тот обязался пропустить неприятельское войско на территорию империи. Император Чунчжэнь пришел в ярость от услышанного и, несмотря на просьбы всех солдат и офицеров, публично казнил Юань Чунхуаня.

Так Абахай избавился от сильного противника Юань Чунхуаня руками императора Чунчжэня и вскоре уничтожил династию Мин.

Как Ло Жунхуань уничтожил шпионов

В 1942 году в Цзиннане разведывательное подразделение японской армии[25] «освободило» несколько военнопленных с целью получить информацию о местонахождении Новой Четвертой армии[26]. План японцев был такой: караульные должны сделать вид, что отвлеклись, а пленные воспользуются этим и сбегут. Среди беглецов были завербованный боец Четвертой армии и настоящий лазутчик, притворившийся пленным солдатом. Именно он должен был добыть нужные сведения.

Очень скоро солдаты Новой Четвертой армии поймали и допросили этих пятерых, бежавших с оккупированной врагом территории, чтобы выяснить, кто они и откуда взялись. В ходе допроса двое из сбежавших признали, что являются шпионами, в то время как оставшиеся трое это отрицали.

В действительности следователь уже знал, что эти трое – шпионы, и даже псевдоним одного из них – Губитель. Раньше он был тайным агентом армии Гоминьдана.

Начальник отдела допросов представил командующему Новой Четвертой армии Ло Жунхуаню отчет по этому делу и спросил, как ему узнать о том, кто из этих пятерых говорит правду, а кто – лжет. Тогда Ло Жунхуань задал начальнику встречный вопрос: «Как бы вы поступили, если бы сами принимали решение?» Тот ответил: «Я бы отпустил тех двоих, которые признались. Губителя и упорствующих – расстрелять, и дело с концом!» Ло Жунхуань неспешно закурил папиросу, подумал и сказал: «По-моему, нужно отпустить всех пятерых». Начальник отдела допросов был в недоумении. Тогда Ло Жунхуань поведал ему о своем плане, хитрость которого привела начальника в восхищение.

К вечеру того же дня следователь сообщил двум сознавшимся беглецам о решении их освободить и дал им четыре секретных задания. Затем он сообщил об этом решении Губителю и упорствующим, но никаких заданий они не получили. Всем пятерым следователь выделил сопровождающих, чтобы те вывели беглецов с базы.

Попав на вражескую территорию, они были немедленно задержаны и допрошены. Сначала все до единого утверждали, что им удалось бежать из плена Новой Четвертой армии. Но пытки японцев были слишком жестоки, и двое, ранее признавшихся в шпионаже, сознались, что китайцы поручили им выполнить несколько заданий. Остальные признались, что их отпустили, но при этом никаких заданий они не получали.

У японских следователей сразу возникли подозрения: почему этим двоим дали задания, а оставшимся – нет? Те трое, которые все отрицали, непременно что-то скрывают, думали японцы. Беглецов снова подвергли жестоким пыткам; им ничего не осталось, кроме как начать обманывать и изворачиваться, что вызвало у японских военных еще большие подозрения. В итоге было принято решение расстрелять всех задержанных.

Так Ло Жунхуань уничтожил шпионов руками подославших их японцев. Он дезориентировал врага и избавился от лазутчиков, которые могли быть угрозой для всей армии, а потому стратагему «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека» можно считать очень продуманным планом.

Стратагема 3. Воспользовавшись чужим ножом, убить человека

Источник этой стратагемы – произведение «Три причины пожеланий счастья» Ван Тиннэ, автора эпохи Мин. Смысл изречения «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека» заключается в том, что не нужно идти напролом, лучше избавиться от врага, используя третью силу, и таким образом незаметно достичь своей цели. Под «ножом» может подразумеваться человек, событие, закон.

Спокойно ждать, когда враг утомится

Генерал Ли Му, чего вы ждете?

В период Сражающихся царств правитель царства Чжао Даосян-ван направил войско во главе с генералом Ли Му на защиту района Яньмэнь[27] от набегов гуннов[28]. Всякий раз, когда гуннские племена вторгались в Яньмэнь, Ли Му собирал войско для обороны, но ни разу не отдал приказа атаковать врага. Солдаты негодовали: «Чего ждет генерал? Только и знает, что обороняться! Трус!» Но Ли Му не воспринимал всерьез недовольство воинов и раз за разом говорил: «Я запрещаю самовольно атаковать гуннов. Нарушители будут казнены!»

Прошло много лет, царство Чжао расцветало. Но гуннский шаньюй[29] был истинным воином и считал Ли Му из-за его тактики трусливым и слабым командиром.

Прослышав о столь нелестной оценке своего генерала, чжаоский правитель разгневался: «Наше царство Чжао сильно, а генерал Ли Му вредит нашему авторитету! Немедленно отозвать его!» На смену Ли Му был назначен другой полководец.

Теперь, когда гунны совершали набеги, чжаоское войско вступало с ними в сражение и всякий оказывался разбит. Жители пограничных территорий, лишившиеся спокойной жизни и крова, роптали.

Тогда правитель Чжао вспомнил обо всех заслугах Ли Му. Ведь когда тот возглавлял войско, никаких убытков не было. Он снова пригласил Ли Му на службу в район Яньмэнь. Но генерал, памятуя о несправедливом отстранении от службы, попросил об отставке по причине болезни.

Правитель снова и снова приглашал его на службу, и в конце концов Ли Му ничего не оставалось, кроме как вернуться к своей должности. Но он выдвинул Даосян-вану одно условие: «Правитель, если вы действительно хотите, чтобы я принял это назначение, позвольте мне действовать как раньше». Даосян-ван засмеялся и ответил: «Хорошо, хорошо, генерал, действуйте так, как того требуют обстоятельства!»

Вернувшись в Яньмэнь, Ли Му вновь применил испытанную тактику. Гуннские воины снова стали возвращаться из походов с пустыми руками, и это начало их утомлять.

Ли Му ежедневно проводил для своего гарнизона тренировки по верховой езде, стрельбе из лука и прочим военным искусствам. Он относился к солдатам как к родным братьям, часто жаловал им императорские награды. Но все, чего хотели воины – биться с гуннами не на жизнь, а на смерть. Однажды солдат пришел в генеральский шатер и спросил: «Генерал, чего же вы ждете? Я и другие воины готовы отдать все силы и отбить атаки гуннов!»

Ли Мо засмеялся и сказал: «Вот и пришло время наступать! Наконец-то я дождался этого дня!» Он собрал отряд хорошо подготовленных кавалеристов и начал готовиться к бою.

Один солдат предложил: «Генерал, гунны хитрые. Чтобы заманить их, нужно выпустить на пастбище скот». Ли Му захлопал в ладоши и ответил: «Хороший план». Тотчас же он приказал отправить пастись весь скот, который был у местных жителей.


Провинция Шаньси. Застава Яньмэнь


Увидев людей и животных на пастбище, гуннские разведчики решили, что им представилась хорошая возможность для нападения и грабежа. Шаньюй сразу же устремился с войском в Яньмэнь. Но когда гунны принялись грабить селения, подоспело войско Чжао. Завязался бой. Воины Чжао притворились, что собираются бежать, гунны тут же отправились за ними в погоню и попали в засаду, устроенную основными силами армии Чжао. Ли Му выкрикнул приказ: «Атаковать противника с правого и левого флангов!» Чжаоское войско окружило и наголову разбило гуннов.

Применив стратагему «Спокойно ждать, пока враг утомится», Ли Му выбрал наилучшую возможность для атаки, смог одним ударом разгромить многочисленное вражеское войско и обратить гуннского шаньюя в бегство. В последующее десятилетие гунны не решались вторгаться в царство Чжао.

Как Ши Дакай «спокойно ждал, пока враг утомится», а потом одержал победу под Хукоу

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Огневая атака – использование огня при атаке. Эта тактика подразумевает поджог вражеского лагеря или заманивание противника в огненную ловушку. – Примем, пер.

2

Нефрит – минерал, применяемый в ювелирном деле, строительстве, нетрадиционной медицине. По прочности не уступает стали. В Китае ценится наравне с драгоценными металлами, поскольку считается, что нефрит приносит благополучие владельцу. Таким образом, «ступени из нефрита» – символ вопиющего расточительства. – Здесь и далее примем, ред., если не указано иного.

3

Шатер – быстровозводимая жилая или хозяйственная постройка. Выражение «установили множество шатров» означает, что на берегу был разбит военный лагерь.

4

«Цзинъян» означает «Ясное солнце», «Яньчжи» – «румяный». Скорее всего, имеются в виду румяные девушки-наложницы.

5

Гоминьдан – консервативная партия в Китае, основные политические и вторые после японцев военные противники китайских коммунистов.

6

Народно-освободительная армия Китая (коммунистическая Красная армия), или НОАК, под руководством Мао Цзэдуна и его соратников, вела боевые действия как против японских милитаристов, так и против войсковых групп политических противников, например, Гоминьдана.

7

Штурм Цзиньчжоу – один из важных этапов Ляошэньской операции. Цзиньчжоу являлся важнейшим стратегическим направлением, открывавшим дорогу в сам Китай. В этот район были тайно переброшены несколько войсковых колонн и дивизий, что позволило использовать фактор внезапности. Также во время штурма города НОАК впервые в своей истории применила танки.

8

Командующие НОАК.

9

Период Сражающихся царств (Чжаньго; V в. до н. э. -221 год до н. э.) – исторический период в Китае, закончившийся объединением Китая императором Цинь Шихуанди.

10

Чжухоу – китайский термин, который является собирательным для высшей аристократии. Точного перевода в отечественной научной литературе не существует. Близкие по значению термины: «владетельные князья», «самые влиятельные сановники».

11

Ван – общее название китайских правителей. Соответствует титулу «царь», «император» или «король».

12

Тайпины – участники одного из самых крупных крестьянских восстаний в Китае (1850–1864). Тайпины выступали против политики династии Цин и иностранных колонизаторов. Тайпинами было основано собственное государство внутри Китая, предпринимались попытки радикальных экономических и социальных преобразований. Восстание тайпинов было жестоко подавлено армией китайского правительства при поддержке колониальных войск Англии и Франции.

13

Хун Сюцюань (1813–1864) – лидер тайпинов. Принял христианство и провозгласил себя братом Иисуса Христа. Имел титул «Небесный царь».

14

Ши Дакай (1831–1863) – один из видных деятелей тайпинского восстания, авторитетный военачальник.

15

Чан Кайши (1887–1975) – китайский политик, лидер Гоминьдана, президент Китайской республики. Командовал вооруженными силами, сражавшимися как против НОАК (китайской Красной армии), так и против японских милитаристов.

16

Чжу Дэ (1886–1976) – один из лидеров китайской революции, близкий соратник Мао Цзэдуна.

17

Период Весен и Осеней (Чуньцю, 722–481 год до н. э.) – период в китайской истории, описанный в летописи философом Конфуцием. Характеризуется политической раздробленностью, многочисленными войнами между царствами и княжествами. Тем не менее сохранился очень большой культурный пласт данного периода: литературные, художественные и археологические памятники.

18

Гуйцзи – в настоящее время город Шаосин провинции Чжецзян.

19

Катальпа – широко распространенное в Китае цветоносное дерево. Может достигать шестнадцати метров в высоту.

20

Тяньци (Чжу Юцяо) – пятнадцатый император Китая (правил с 1620 по 1627 год) из династии Мин. Вступил на престол в юном возрасте. Не имел желания управлять страной и препоручил бразды правления фаворитам.

21

Нурхаци (1559–1626) – талантливый политик и военачальник, основатель Маньчжурской империи.

22

Битва при Нинъюани (1626) – сражение между маньчжурами и войсками Мин.

23

Юань Чунхуань (1584–1630) – командующий обороной крепости Нинъюань.

24

Императорский евнух – слуга при гареме правителя. В средневековом Китае (в отличие от арабских стран) роль евнухов при дворе была очень важна: нередко они занимались не только делами гарема, но и административной деятельностью, достигая большого влияния в системе управления государством и иных властных сферах. Часто были доверенными советниками правителей.

25

Квантунская армия – самая крупная и мощная сухопутная группировка армии императорской Японии. Дислоцировалась в Китае и Монголии. Была разгромлена в 1945 году советскими войсками.

26

Новая Четвертая армия – одно из подразделений НОАК.

27

Яньмэнь – в настоящее время уезд Дайсянь провинции Шаньси.

28

Гунны – появившееся в Азии тюркское племя кочевников. Гунны отличались особой воинственностью, что делало их очень опасным противником на поле боя.

29

Шаньюй – титул гуннского правителя.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2