bannerbanner
Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности
Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности

Полная версия

Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

К тому же профессиональные термины нередко по-разному воспринимаются представителями различных научных школ. Например, содомией нередко называют гомосексуальные или зоосексуальные контакты, тогда как она в широком смысле является синонимом анального (иногда орального) секса и может быть гомосексуальной, гетеросексуальной и зоосексуальной. В «занаученном» общении, речевая коммуникация начинает походить на игру в испорченный телефон: «Табу на интромиссию в пубертате не исключает куннилингуса и фелляции; что некоторые считают перверсивной девиацией, в отличие от соматического коитуса, направленного на прокреацию». Сохраняя анонимность автора этих сентенций из соображений профессиональной этики и во избежание обид, важно отметить следующее. Кажется, все понимают, о чем идет речь, но только специалисту ясно, насколько далек автор этой сентенции от реальных проблем сексологии. Понятно, что терминологическая ангажированность очень часто является маскировкой недостаточной компетенции авторов научных публикаций и «говорить красиво» еще не значит «говорить верно».

По мнению некоторых исследователей, наряду с упомянутыми языками есть еще целый ряд особых слов и выражений, своего рода сексуальных диалектов подпольной лексики. Известно, что представители сексуальных меньшинств изъясняются на своем жаргоне. Например, у гомосексуалов есть словечки «братец», «армянская королева», «бык», «жена», «петух» и прочие, которые означают совсем не то, что под ними подразумевается в повседневной жизни. У влюбленных людей зачастую существует свой особый, оригинальный и изобретательный язык, в котором они как бы зашифровывают свои сексуальные мессиджи через уменьшительные и ласкательные слова и выражения, что дает обильную пищу для иронизирования.

«– Как ты называешь свою жену?

– … «зайка», «рыбка», «птичка»…

– А она?

– Она ушки развесит, глазки выпучит и клювиком щелкает…»

Было бы ошибкой предполагать, что неприличные слова эротичны сами по себе. Чем более культурным и разносторонним является человек, тем он восприимчивее к утонченной, художественной, богатой фантазией лексике, и тем сильнее он стремится к образному стилю речевого общения и иному набору слов в сексуальной риторике. Слов, способных отразить естественную цельность явлений, ставших частью любовной культуры.

Неприемлемость «детского», «вульгарного», «обыденного», «научного» языков зачастую сводят общение супругов и половых партнеров к языковому вакууму, компенсирующемуся лишь многозначительными намеками. А для бытового общения, разговорной речи, воспитательной деятельности необходимы любовная лирика, высокий слог, литературный язык. Для этого стоит вспомнить классическую и современную прозу и поэзию, обратиться к красноречивому Востоку и соединить всё лучшее, что есть в настоящей литературе о любви. Порой такие слова приходится выискивать и придумывать. В советские годы на сексологическом приеме можно было услышать такие жалобы: «Ровесник отказал» или «Нет подъемной силы», и тогда этот эзопов язык занимал самую высокую строку в рейтинге видов сексуальной лексики. Сегодня пациенты сексолога свободно оперируют научными терминами, но иногда путают эрекцию и эякуляцию, влечение и робость в реализации сексуальной активности или подменяют некоторые термины созвучными, например, называют поллюции «коллизиями». Именно на мягкое, ненавязчивое употребление медицинских терминов следует обратить самое пристальное внимание, иначе в обыденном языке по-прежнему будут властвовать стыдные, вульгарные и пошлые слова и выражения.

В европейских языках существует приблизительно шестьсот слов для обозначения мужских и женских гениталий и свыше полутора тысяч – для описания полового акта. Для этих целей французы, например, используют почти сорок слов. У Г. Н. Кэри из Чикаго в начале XX века список синонимов для обозначения полового акта занимал 29 страниц. Он начинался со слов «acme of delight» («пик восторга») и заканчивался словом «work» («работа»). У Д. Клеленда в 18 веке в книге «Фанни Хилл» можно обнаружить свыше 50 метафорических вариантов для обозначения пениса («хозяин», участник пиров», «срыватель замков», «соска любви» и т. д.). У немцев есть свой разговорный, но, к сожалению, не очень пристойный словарный запас, а в литературном языке нет даже приличного слова для обозначения любовного акта, кроме неблагозвучного «ficken» («трахаться»). Многие слова по большей части считаются запретными и неприличными.

Русский язык позволяет варьировать самые сложные понятия. Может быть, и поэтому его называют «великим и могучим». В сравнении с полутора тысячами европейских понятий в русском языке для выражения любви используется более 50 000 слов, если верить популярному словарю С. И. Ожегова. Наверное, это разнообразие нередко озадачивает исследователей эротической лексики в изучении проблемы, но одновременно оно позволяет максимально индивидуализировать выражение любовных чувств и отношений в каждой паре.

Ю. П. Прокопенко в конце прошлого века собрал некоторые известные синонимы из сексуальной лексики, свойственные российской сексуальной культуре. Если расставить эти термины по предлагаемым выше уровням, то получится следующая картина:

Мужские половые органы:

Литературные слова: лингам, фалл, фаллос, уд, чресла, – пришли к нам в язык из далекой истории.

Научные слова: половой член, гениталии, пенис, детородный орган, причинное место – в большинстве своем используются в профессиональном языке сексологов.

Детские слова: писька, кокушки, петик и проч., – существуют в диалогах детей между собой и с родителями.

Вульгарные и жаргонные слова составляют большинство в обыденной речи и отражают общекультурный уровень различных социальных групп: аппарат, барышка, бейцалы, верж, весельчак, винт, водопровод, гланс, зверек, игрушка, крюк, кукуруза, палец двадцать первый, пачкун, убивец, фол, хам, хорек, чудак, щекотун и другие. Но есть литературные примеры. Например, в книге «Физиология брака» (М. Кинесса,1990) приведен несколько иной состав выражений для обозначения половых органов мужчин: ласкун, лебедь, балун, султан, елда, малыш, принц, король, голован, слон, ванька-встанька, жених, василек, счастливчик. Применительно к женщинам используются: манилка, лебедушка, цесарка, дурилка, хмелевка, чародейка, сластунья, любава, гетера, пава, костянка, обезьянка, княгиня, невеста, мадонна, вакханка. Многие из этих слов звучат гораздо приятнее, чем просто гениталии, но поэтически заметно уступают восточной терминологии (в даосизме, например: струна лютни, маленький ручеек, черная жемчужина, дно долины, внутренние двери, северный полюс). В разговорной речи между партнерами такой набор терминов гораздо приятнее и благозвучнее, разумеется, если подобный лексикон вводится в оборот с обоюдного согласия.

Но тут есть одна проблема. Каждому человеку хочется выглядеть достойно и красиво в глазах любимого, а неадекватная фразеология способна убить зарождающиеся ответные чувства. Поэтому риторические навыки неизбежно совершенствуются с возрастом и опытом сексуальных отношений. Уровень сексуальной лексики постепенно усложняется от низкого, стыдного, вульгарного языка к высокому, поэтичному, красивому слогу. Появление литературных оборотов в обыденной речи и использование новых слов, фраз и выражений со временем обогащают вербальное сексуальное общение. Поэтому одна из серьезных проблем развития сексуальности состоит в ознакомлении не только с терминологическим словарем сексологии, но и в привитии навыков пользоваться им с юных лет.

Перед современной культурой стоит важная задача выработать достаточно точный и пристойный язык интимного общения, пригодный для употребления в публичных сферах и частной жизни людей. Приличная разговорная речь становится все более востребованной не только в современном обществе, которое претендует называться цивилизованным, но и в межличностном общении между партерами.

Выводы

Медицинская сексология – единственное направление науки о поле и половых отношениях, которая получила в России официальный статус. Преобладающие в ней специфические термины составляют лексическое поле общения специалистов сексологов, андрологов, урологов, гинекологов, психотерапевтов. В то же время, в разговорной речи параллельно на протяжении многих веков обитает особая сексуальная риторика с использованием стыдного, вульгарного, детского, обыденного, научного и литературного языка.

Интерес к сексуальной теме проявляется у людей в разной степени. При этом современное состояние сексуальной грамотности и владения риторикой не всегда достаточны для взаимопонимания между людьми. В современной сексуальной лексике присутствует множество слов и словосочетаний, отражающих реальности сексуальных отношений в современном обществе. Но в многообразии языков вербального сексуального общения отчетливо прослеживается дефицит уровня сексуальной культуры огромных слоев населения.

Литература

Берн Э. Секс в человеческой любви. М.: Московский кадровый центр. 1991.

Восточная культура секса: Дао любви. Л., 1990.

Восточная культура секса: Тантра-йога. Л., 1990.

Имелинский К. Психология половой жизни. М.: Медицина, 1973.

Имелинский К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

Кащенко Е. А. Основы социокультурной сексологии: курс лекций. М.: ЮНИТИ, 2002.

Крукс Р., Баур К., Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК 2005.

Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

Мир и эрос: антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991.

Общая сексопатология: Руководство для врачей /Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1977.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3 т. М., 1993.

Щеглов Л. М. Записки сексолога. СПб., 2009.

Глава 2. Основные концепции сексуальности

Человеческая сексуальность – чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. В поисках оптимальных путей регулирования сексуальной активности общество выработало обширный кластер взглядов на сексуальность. При этом большинство авторов, как правило, отталкиваются от сущностного подхода к различным сторонам сексуальности:

а) ключевым функциям (гедонистической и репродуктивной);

б) обратной стороне сексуальности – аскезе;

в) платонической природе любви;

г) сакрально-трансцендентальным концепциям человеческого предназначения;

Суть этих концепций отражена на рисунке 2.

Концепции сексуальности

Теологические концепции предложены представителями различных религиозных течений. Они предполагают, что сексуальность человека дарована индивиду свыше, то есть Богом. Поэтому смысл и цель жизни состоит в посмертном вознаграждении, а сексуальность как таковая необходима лишь для деторождения и сохранения рода. Стержнем концепции сексуальной культуры является идея служения Богу и отказ от плотских радостей. Борьба с инакомыслием выражается в активных нападках на сторонников изменения традиционных взглядов на половое поведение.

Сторонники социобиологических концепций считают, что человек по своей природе есть социальное животное, одомашненный примат. Его побуждения представляют собой естественные инстинкты, а индивид борется за пищевые и репродуктивные ресурсы, чтобы размножаться ради сохранения вида. Яркими представителями этого направления являются Жан Жак Руссо, бунтовавший против «цивилизации» в защиту «природы», Даррелл Лоуренс, у которого природное бытие для человека тождественно денатурализации, Антонио Марселли, ратовавший за «непрерывность универсальной жизни», гарантированной «инстинктом самосохранения». Чарльз Дарвин считал, что мужчина наделен агрессивной сексуальностью и она необходима для эволюции человечества, таким образом, закрепив «природное» превосходство мужчин над женщинами. Хэвлок Эллис, следуя за Дарвином, вернул женщине сексуальность, но при этом считал, что удовлетворение этой сексуальности возможно, по аналогии с животными, посредством агрессивного поведения мужчины, которое выражается в ухаживании по схеме «охотник-жертва».

Психобиологические концепции, у колыбели которых стоял основоположник психоанализа З. Фрейд, отличают опора на врожденные психосоматические установки сексуального поведения, конфликт бессознательных влечений и морали, особая динамика либидонозных установок детского возраста. Сторонники этих концепций рассматривают сексуальность как сферу перманентного внутреннего конфликта и источника многочисленных комплексов, требующих психотерапевтического вмешательства для восстановления душевного равновесия и профилактики заболеваний половой и психической сферы. З. Фрейд считал агрессивность необходимым элементом сексуальности, что предопределено биологически. Тем не менее, концепция Фрейда оказала значительное влияние на многие исторические концепции сексуальности. Прежде всего, утверждение Фрейда о том, что именно сублимация сексуальной энергии ведет к цивилизации, так как человек ради общего блага приносит в жертву свои естественные желания и удовольствия, нашло отражение в работах В. Райха и П. Робинсона.


Рис.2. Концепции сексуальности


Социоэтическая концепция предполагает идею высшего развития. Суть ее наглядно показал В. Соловьев: если в низшем пределе мы находим только размножение, воспроизведение, то в высшем пределе мы обнаружим половую любовь, которая возможна в результате полного и исключительного отречения от воспроизводства и ориентаций на аскезу как на высшее проявление сексуальности.

Гедонистические или эвдомистические концепции берут начало в Древней Греции и Риме, и обнаруживается в ряде религиозных течений Востока. Их смысл хорошо выражен в словах А. Шопенгауэра: «Лучшее для рода находится там, где индивиду случается обнаружить максимум удовольствия». Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп, который различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. Путь к счастью и смысл жизни в философии гедонизма, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Эпикур1 описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни, целью которой является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Джереми Бентам2 называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик различает этический и психологический гедонизм. В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Квинтэссенция сексуальной культуры гедонизма состоит в том, чтобы в совершенстве овладеть технологией любовных игр и достичь в сексуальных отношениях максимума возможного наслаждения.

Психогидравлическая концепция предполагают, что половое напряжение кумулируется, как в паровом котле, и стремится разрядиться в различного рода сексуальных действиях. Поэтому стержнем сексуальной культуры является искусство вовремя открывать нужные «клапаны» для сексуальной разрядки. Близко к ним стоит концепция Вильгельма Райха, одного из трех учеников Фрейда, основавших собственное учение об оргоне – универсальной энергии, материализующей психоаналитические представления о либидо и требующей периодической сексуальной разрядки. В частности, Дж. Анвин попытался на базе данной концепции объяснить могущество Англии в XVII—XIX веках. Он утверждал, что ни одно общество не может быть продуктивным до тех пор, пока удовлетворение сексуальных потребностей не будет сокращено до минимума, а происходит это посредством «абсолютной моногамии», в которой муж имеет абсолютную власть над своей женой и детьми. Анвин считал, что английские пуритане исповедовали именно такую брачную модель, что и позволило сублимировать сексуальную энергию в торговлю и политическое развитие, кульминацией которого явился XIX век. В XX веке крушение «абсолютной моногамии», разрешение разводов, толерантное отношение к внебрачному сексу и гомосексуальности, привели к упадку Британии в экономической и других областях.

Магнетические концепции уходит корнями в эзотерические учения. Их сторонники видят в сексе мощный инструмент преображения человеческой личности, который позволяет прийти к «высшим аспектам бытия» по трем путям: а) аскеза; б) нормированное использование сексуальности в супружестве; в) преображение себя через Тантру и др. Письменные тексты Дао, например, положенные в основу дошедших до потомков различных руководств, не сохранились в подлиннике. По мнению многих авторов, они редактировались, переписывались и переиздавались в течение ряда столетий. Это явление не следует рассматривать как нечто, в корне убивающее магнетический потенциал древних учений. У. Мастерс и В. Джонсон в период создания первой оригинальной системы секс-терапии широко использовали древние восточные наработки, пусть и адаптированные к западной культуре. Тем не менее, в большинстве из них каноны сексуальной культуры виделись в том, чтобы следовать глобальным космическим целям, овладеть техникой управления сексуальной энергией в целях достижения гармонии с миром, долголетия и здоровья.

Социокультурные концепции возникли как реакция на избыточный биологизм сексуальности в истории, который не оправдал себя. Мишель Фуко предложил социокультурную концепцию сексуальности, в которой сексуальность была напрямую связана с проблемами власти и подчинения. Фуко считал, что именно власть занималась производством специфического дискурса сексуальности, который, в свою очередь, конструировал нормы сексуального поведения, с целью контроля над человеческим телом и через него контроля над человеческой сексуальностью и человеком. Фуко полностью отвергал биологическую обусловленность сексуальности, показывая пути ее конструирования на европейском материале XVII—XIX вв.

Современные историки и антропологи выделяют следующие модели исторического развития сексуальности: единую и двойственную модели сексуального поведения. Единая модель подразумевает существование одинакового сексуального влечения, как у мужчин, так и у женщин, что ведет к одинаковому способу канализации данного желания, что является основой развития общества. Для таких обществ характерен низкий показатель сексуального насилия. Двойственная модель предполагает два разных способа сексуального поведения для мужчин и для женщин. Мужчины находятся в рамках идеологии либертинизма.

В основе социокультурного подхода к развитию индивида как личности (Кащенко Е.,1994) лежит дуализм его существования, проявляющийся в постоянном противоречии и борьбе между «верхом» и «низом», душой и плотью. При гармоничном единении одного и второго достигается идеальное существование иррациональной человеческой сущности, но появление пары, достигшей этой цели и ощущающей себя счастливо, – явление исключительно редкое и, чаще всего не афишируемое окружающим. Данная социокультурная концепция, помимо этого, учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений. Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает: а) формирование определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития; б) стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп и к выравниванию её уровней в паре. Таким образом, социокультурная концепция рассматривает сексуальное поведение в самом широком спектре его проявлений от аскезы – до пансексуализма. При этом наличие определенного уровня сексуальной культуры личности является условием его изменения, регулирования и формирования в процессе различных форм половой социализации.

Тривиумальная концепция сексуальности

Помимо указанных концепций существует ряд синтетических моделей, среди которых заслуживает внимания уже упоминавшаяся тривиумальная концепция (от лат. trivium, от tres = три, + via = путь, дорога) сексуального развития, которая характеризует динамику и феноменологию сексуального соматогенеза, психогенеза и социогенеза (С. Агарков, Е. Кащенко, 2007).

В этой концепции выделяют три составляющие сексуальности:

1) соматосексуальная, предполагающая изменения тела, здоровья, двигательных навыков, внутреннего и внешнего состояния человека;

2) психосексуальная, включающая процессы мышления и решения проблем, изменения восприятия, памяти, рассуждения, воображения, эмоций, чувств в процессе становления гендерной идентичности и психосексуальных ориентаций;

3) социосексуальная, которая оценивается взаимодействием личности и ее социального окружения, постижением традиций, навыков, норм, правил, ценностей, свойственных той культурной среде, в которой живет и которую усваивает реальный человек.

Соматосексуальная составляющая целиком находится в сфере компетенции медицинской сексологии. Это позволяет с полным основанием говорить еще об одной концепции – медицинской. Суть её заключается в поддержании и улучшении сексуального здоровья человека, пары силами специалистов в области медицины.

Современные исследования в области сексологии показывают, что все три составляющие сексуального развития взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены на жизненном пути человека. Эти составляющие сексуального развития – динамичные, а не статичные категории, которые отражают динамику преобразований в различных сферах половой жизни, а вектор их направленности тесно связано с сексуальной активностью в различные периоды жизни.

Отклонения в каком-то (или в нескольких) из этих процессов ведут к трансформациям во всем сексуальном развитии. А гармоничное развитие всех вместе выглядит наиболее оптимальным. С такой точки зрения сексуальное развитие понимается как сочетание трех компонентов: соматосексуальное, психосексуальное и социокультурное половое развитие.

По большому счету совокупность преобразований в сексуальной сфере, приобретаемых человеком от рождения до конца жизни есть не что иное, как ход изменений в его половой жизни. (По определению Г. Васильченко, половая жизнь – это совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение).

Совокупное соматосексуальное, психосексуальное и социокультурное половое развитие наиболее полно отражает изменение сексуальности человека на протяжении жизни. У каждого человека свои возрастные часы, по которым можно определить, насколько медленно или быстро он продвигается вперед относительно других. Не случайно некоторые авторы акцентируют внимание на биологическом, социальном и психологическом возрастах, каждый из которых указывает свое время развития, задержки и отступления, опережения и кризисы. Продолжительность жизни показывает биологический возраст. Степень соответствия человека сложившимся социокультурным нормам в обществе – социальный возраст. Уровень психологической адаптации человека на определенных этапах развития указывает психологический возраст.

Существует масса теорий развития, есть концепции подходов к сексуальному развитию, но ни одни из них не рассматривают онтогенез сексуальности в его сложности и противоречивости на протяжении всего жизненного цикла человека. Анализ современной литературы формирует впечатление, что только в детстве и отрочестве осуществляется развитие сексуальности. Но это далеко не так! Сексуальное развитие не останавливается с достижением половой зрелости, получением паспорта или выходом замуж (женитьбой), а продолжается до последних дней жизни человека. Оно может идти гладко и стройно, а может не так, как кому-то хотелось бы: с отступлениями и кризисами, критическими периодами, взлетами и падениями.

Таким образом, тривиумальная концепция сексуального развития исходит из гипотезы о том, что комплексность изучения соматосексуального, психосексуального и социокультурного полового развития наиболее полно и динамично отражает онтогенез сексуальности человека.

Медицинские концепции сексуальности

Медицинскую сексологию по праву считают составной частью сексологии. Эта клиническая дисциплина изучает причины нарушения сексуального здоровья, методы профилактики, диагностики и лечения половых расстройств (В. А. Доморацкий, 2009). Её основатель в России Г. С. Васильченко под медицинской сексологией понимал область клинической медицины, изучающей функциональные аспекты половых расстройств, в том числе поведенческие, личностные, социальные. Обращение к этому разделу сексологии является насущной необходимостью в изучении социогенеза сексуальности, так как знание основных физиологических процессов, лежащих в основе сексуальных реакций, является базисом для надстройки психологических и социокультурных концепций.

На страницу:
3 из 4

Другие книги автора