Полная версия
Гипноз: прошлое
Николай Иванович Заикин
Гипноз: прошлое
© Н. И. ЗАИКИН, 1998.
© "Академия развития Сознания", оформление,1998.
Предисловие
До настоящего времени феномен гипноза занимает в сознании наших граждан уникальное место: о нем все слышали, но его никто не видел. Большинство придерживается двух версий: либо гипноза не существует, и все известное о нем блеф, либо он существует, но зато "меня уж никто ни при каких условиях не загипнотизирует". Есть еще третья точка зрения, что гипноз – это опасная форма психологической агрессии, поэтому его следовало бы запретить. Такие или подобные им взгляды характерны даже для специалистов – врачей и психологов, которые зачастую информированы об этой проблеме ненамного больше простого обывателя.
Почему сложилась такая ситуация? Может быть потому, что вся общественная жизнь в эпоху социализма была пронизана гипнозом, сцементирована гипнозом. Правильное понимание гипноза приводит к осознанию социализма как религиозной системы, поэтому сведения о прошлом и настоящем гипноза были, скажем так, труднодоступными.
Думается, что предлагаемая читателю брошюра не оставит его равнодушным. Она написана знающим и увлеченным человеком. Наука до сих пор не дала удовлетворительного ответа на вопрос о том, что такое гипноз. Рискнем предположить, что это одна из важнейших интегральных функций здоровой психики. Чем больше человек знает о гипнозе, тем шире его возможности регулировать собственное состояние и поведение. Об истории гипноза, о его роли в человеческой истории от древнейших времен до наших дней можно было бы написать новую большую книгу. Но это – в будущем. А сейчас мы с Вами имеем возможность ненадолго погрузиться в жутковатый на первый взгляд, но заманчивый и интересный мир гипноза – мир древнейших основ человеческой психики.
Б. В. Овчинников,
доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, лауреат Государственной премии.
Гипноз (и самогипноз) были известны с древних времен. Самогипнозом пользовались шаманы во время камлания. Гипнозом часто пользовались жрецы как при обучении послушников, так и при работе с непосвященными людьми. Есть даже точка зрения (Б.Ф. Поршнев. «О начале человеческой истории», М., 1974), согласно которой еще в доисторическое время кроманьонцы использовали некоторые приемы внушения при вытеснении неандертальцев.
Уровень развития техники гипноза в древности был весьма высок. Изложение различных приемов работы, применявшихся жрецами в различных регионах Земли, могло бы составить толстую книгу, но это увело бы нас в сторону. Приведем только один пример. На древнем Ближнем Востоке высокого уровня достигла техника гипноза как в мемфисской школе жрецов (Египет), так и в вавилонской школе жрецов (Двуречье). При дипломатических встречах египетские и вавилонские жрецы могли удивить один другого тем, что находящийся в руке жезл неожиданно превращался в живую змею (или наоборот). На самом деле змея просто находилась в кататонии (была как бы одеревеневшей) в результате гипнотического внушения, а затем выводилась из нее. Или наоборот, вполне жизнерадостную змею вводили в "остолбенение" опять-таки при помощи внушения. Разумеется, аналогичный опыт могли провести и на человеке.
В Библии также есть упоминания о гипнозе. Евангелие от Матфея описывает, как Христос исцелил двух "весьма свирепых" бесноватых, переселив из них бесов в стадо свиней. “И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде”. Тут и внушение людям и – для закрепления эффекта от первого внушения – внушение животным.
В более близкую к нам эпоху первые открытые сведения о систематическом использовании гипноза относятся к XVI–XVII векам.
Известные врачи того времени Парацельс (полное имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст Парацельс фон Гогенгейм), Ван-Гельмонт применяли похожие приемы в своей практике. Параллельно в Европе перестали считать психически больных "блаженными" и стали их изолировать. Обсуждать соответствующие "плюсы" и "минусы" мы здесь не будем, история психиатрии все расставила по своим местам. Заметим лишь, что условия содержания в психиатрических больницах в XYIII–XIX веках были крайне тяжелыми: больных приковывали цепями к стенам, привязывали к кроватям, даже ставили в стойла наподобие коровьих, привязывая за шею к цепочке, соединявшей ноги. Пожалуй, в то время лечебницы имели более жесткий режим, чем многие из тюрем. Однако одновременно появились и люди, пытавшиеся лечить психически больных новыми (точнее, хорошо забытыми старыми) способами, которые сейчас объединены в понятии "гипноз". Наряду с авантюристами, использовавшими гипнотические приемы для достижения своих целей (Калиостро помимо прочей его деятельности, как известно, погружал в гипнотический транс знатных парижских дам и незаметно снимал с них дорогие колье и ожерелья, украшенные бриллиантами, в чем и был позднее обвинен), появились лица, демонстрировавшие гипноз как в показательных, так и в лечебных сеансах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.