bannerbanner
Новый человек, созданный по Богу. От души живущей к духу животворящему
Новый человек, созданный по Богу. От души живущей к духу животворящему

Полная версия

Новый человек, созданный по Богу. От души живущей к духу животворящему

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Вместе с тем я не увидела ничего плохого в том, что у нас могут появиться «умные помощники», которым можно было бы поручить некоторые функции. И поэтому я подумала, что если искусственный интеллект «воспитывать» или обучать с помощью Бога, то он мог бы быть качественно иным, более совершенным, а процесс его создания потребовал бы как минимум на порядок меньше затрат – и времени, и денег. Реакция Бога на это мое допущение была удивительной. Он был возмущен. Он так и сказал: «Это возмутительно! Думать, что Я могу участвовать в подобных проектах!?»

Этой реакцией Бог дал изрядную пищу для размышлений. Что конкретно Ему не понравилось? Сама идея, что нужны подобного рода «умные» помощники? Как она реализуется? Области возможного применения? Или что-то еще? Однако Бог сказал, что в этом проекте вообще нет и намека на интеллект, озадачив меня еще больше. Будучи вынужденной несколько углубиться в тему искусственного интеллекта, я смогла понять причины возмущения Бога, во всяком случае, основные причины.

Во-первых, я нашла ответ на вопрос, который чуть раньше адресовала разработчикам искусственного интеллекта. Он, действительно, обучается принимать решения по Методу проб и ошибок, как, впрочем, и человек. Об этом явно свидетельствуют следующие данные.

О. А. Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies – российского разработчика программного обеспечения и лучших решений в области искусственного интеллекта, объясняет, что у человека, помимо «оперативной» памяти, которая загружается в мозг при жизни, есть еще генетическая база, которая поступает «из архивов». Нечто подобное имеет место и в случае с искусственным интеллектом. Генетической базой для него является максимальный объем различной информации, которая загружается в его память.19

Что собой представляет эта информация? То, что наработано человечеством в той или иной сфере деятельности. Не только эта «генетическая база», но и некоторые практические результаты попыток использования искусственного интеллекта служат доказательством того, что все это и есть в чистом виде Метод проб и ошибок: «Корпорация Amazon… закрыла экспериментальный проект по найму сотрудников на основе ИИ, который вела около трех лет. По словам представителей компании, в результате они ожидали получить некий „Святой Грааль“, который мог бы отобрать пятерку лучших кандидатов из сотни резюме. Одной из ключевых проблем стала гендерная дискриминация кандидатов – алгоритм занижал оценки кандидатов-женщин, поскольку был обучен на прошлом десятилетнем опыте отбора кандидатов в Amazon, среди которых преобладали мужчины. Были и другие сложности: алгоритм нередко выдавал практически случайные результаты. Применение алгоритмов в рекламных инструментах Facebook привело к появлению предложений по группировке целевых аудиторий на основе такого признака, как антисемитизм. В 2016 году президенту Microsoft Research Питеру Ли пришлось извиняться за чат-бота Тау, который менее чем за сутки общения с пользователями Twitter научился расистским высказываниям. Проект был приостановлен».20

Во-вторых, даже поверхностное ознакомление с задачами, для решения которых уже используется искусственный интеллект, показывает, что эти задачи так или иначе вызваны несовершенством человека и той системы, того порядка, который создан им по Методу проб и ошибок, без учета законов Бога. Более того, решая одни проблемы с помощью искусственного интеллекта, мы создаем массу других в точном соответствии с наблюдением, процитированном мной лет десять назад: «То, что мы называем прогрессом, – это вопрос замены одних проблем на другие».21 Поясню это на конкретных примерах.

Внедрение беспилотных автомобилей, например, имеет целью сокращение или полную ликвидацию смертности от ДТП.22 Однако, мало того, что беспилотники не так уж и безопасны пока что, они порождают массу проблем юридического и этического плана, рациональные способы решения которых не просматриваются: «Распространение беспилотных автомобилей выглядит неизбежным будущим, однако еще не решены важные вопросы – например, этический выбор в опасных ситуациях. При этом сами тестовые испытания проходят с трагическими последствиями. Весной 2018 года Uber тестировала беспилотный автомобиль на базе одной из моделей Volvo… Машина сбила женщину насмерть… Tesla зафиксировала уже два дорожных инцидента со смертельным исходом – в 2016 и 2018 годах».2324 При этом, создавая беспилотные автомобили, мы уклоняемся от задачи устранения причин ДТП, сконцентрировавшись на следствиях. Мы не ищем ответы на сущностные вопросы, как то: Почему мы нарушаем правила дорожного движения? Почему мы можем сесть за руль, будучи пьяными? Почему мы вообще не приучены соблюдать установленные законы и правила? Почему водители вынуждены работать сутками, без должного отдыха, чтобы прокормить свои семьи? А может быть, проблема в самих технологиях – в несовершенных транспортных средствах, которые тоже создаются по Методу проб и ошибок? Или в несовершенстве всей транспортной системы – транспортной инфраструктуры, транспортных средств и управления в целом?

Другой пример – это использование искусственного интеллекта банками для принятия решений о выдаче кредитов. Согласно информации Сбербанка на одобрение кредита юридическим лицам до 2 млрд рублей ранее требовалось как минимум 2—3 недели. Внедрение искусственного интеллекта позволило сократить время от запроса клиента до выдачи денег до 7 минут.25 На первый взгляд, все выглядит очень даже здорово. Но и здесь есть свои подводные камни. Начну с вопроса: Почему процедура одобрения кредита настолько сложна, что занимает до 2—3 недель, если этим занимается человек? Думаю, это связано преимущественно с оценкой рисков. Но устраняются ли сами риски простой передачей той или иной функции искусственному интеллекту? Я переформулирую этот вопрос: Почему наша экономика организована так, что вообще существуют какие-то риски, в том числе невозврата кредитов?

Если мы обратимся к вышеупомянутому (неудачному) опыту Amazon в части найма сотрудников на основе искусственного интеллекта, то и здесь есть свои вопросы: Почему есть хорошие специалисты и не очень? Почему не все компании одинаково привлекательны, так что у некоторых из них возникает необходимость выбора 5 лучших кандидатов из нескольких сотен?

Я уверена, что если бы мы нашли ответы на эти и многие другие «Почему?», то и искусственный интеллект нам бы не понадобился. А найти их можно, если отказаться от деятельности по Методу проб и ошибок и взять на вооружение методику принятия решений и их реализации на основе законов Единой науки Бога, что подтверждено нашей более чем 40-летней практикой.

Подведем промежуточные итоги этому краткому экскурсу:

(1) Проект по созданию искусственного интеллекта не направлен на устранение причин имеющихся проблем:

– он не нацеливает человека на улучшение самого себя; он призывает нас согласиться с тем, кто мы, с тем, какие мы есть;

– он также не нацеливает человека на изменение существующего порядка вещей, который как раз и является результатом его несовершенства.

(2) Этот проект нацелен на борьбу со следствиями. Но поскольку искусственный интеллект все-таки имеет определенный потенциал для устранения или смягчения некоторых следствий, он тем самым закрепляет существующий статус-кво. И я думаю, что это главная причина негативного отношения Бога к данному проекту.

О том, почему Бога не устраивает закрепление существующего положения дел, мы поговорим чуть позже, после того, как накопим достаточную информацию для этого. А пока перейдем к следующему вопросу дискуссии.

Эксперты соглашаются, что понимание того, как можно вырастить разум в биологической системе, может помочь вырастить разум и психику в искусственной системе. Что нового по поводу человеческого сознания и разума говорит современная наука? Об этом нам рассказывает Константин Владимирович Анохин, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, руководитель Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ имени М. В. Ломоносова. Поскольку это последнее слово в науке о сознании, я решила скрупулезно процитировать почти все, что им было сказано.

1.3 «Психика, память, Я»: Гиперсетевая теория мозга

Как отмечает К. В. Анохин, сегодня в мире наблюдается «целая буря исследований механизмов сознания». Эта научная революция должна будет ответить на вопросы о сознании и разуме – «не просто о работе мозга как биологическом органе, похожем на печень или почки, а на то, почему нейроны мозга продуцируют мысли, чувства, эмоции и желания». В этой сфере выделяют 2 термина: сознание (consciousness – в англоязычном варианте) и разум или психика (mind – в англоязычной версии). Понимание нервных основ сознания сегодня важно не только само по себе, не только с познавательной точки зрения. В условиях бурного развития искусственного интеллекта и опасностей движения в этом направлении, весьма «великих» по оценке Анохина, понимание того, что такое сознание и как оно возникает, имеет дополнительную цель. Мы должны точно знать это, чтобы понимать, когда сознание возникнет у искусственного интеллекта, и «управлять им, не давая ему подняться до высокого уровня самосознания».26

Что же такое сознание в современном научном понимании? Есть несколько отношений к этому предмету.

Сознание – это состояние целого организма. Это «я» в этот момент.

Сознание вегда подразумевает содержание – «некоторое качество того кадра, в котором я нахожусь».

Сознание – это процесс в мозге. Начиная с конца XVIII века многие прогрессивные мыслители, которых можно отнести к когнитивной науке первого поколения (хотя они были философами и психологами), уже понимали это. Наш соотечественник И. М. Сеченов был первым из нейрофизиологов, кто предпринял попытку представить себе, каким образом этот процесс происходит в нервной системе.

Сегодня нейрофизиологи и философы определяют сознание как любой субъективный опыт. Это может быть:

– состояние бодрствования (по сравнению с состоянием глубокого сна или под наркозом);

– осмысленное восприятие;

– ощущения, эмоции;

– воля, намерения, цели;

– мышление;

– самоощущение, концепция «я» и т. д.

Доминирующий подход в исследованиях сознания сегодня заключается в том, чтобы найти минимальный набор нервных механизмов, совместно достаточных для любого сознательного опыта. Однако подход посредством нервных коррелятов не дает ответов на целый ряд вопросов. В частности, почему сознание зависит от активности одних структур мозга больше, чем от активности других? Почему активность нейронов многих сенсорных структур определяет состав субъективного восприятия, но при этом сама не осознается? Почему выполнение одной и той же задачи мозгом может осознаваться, когда она новая, и переставать осознаваться, когда она становится рутинной? Почему в одни моменты активность одного и того же нейрона может быть связана с субъективным опытом, а через некоторое время нет? Коррелятивный подход не позволяет понять также массу других вещей. Например, имеет ли сознание недоношенный ребенок? Когда вообще сознание появляется у ребенка? Обладают ли сознанием, скажем, осьминоги? Их нервная система совершенно не похожа на человеческий мозг, тем не менее даже головоногие моллюски, согласно современным исследованиям, обладают достаточно развитой психикой, то есть субъективным опытом. Наконец, как понять из чисто нейропсихологических исследований, когда появится сознание в искусственной системе?

Если разум и сознание нельзя объяснить редукционно, то требуется нередукционная теория, заключает К. В. Анохин: «Такая теория должна описывать субъективный опыт как фундаментальный феномен, появляющийся лишь у определенных уровней организации материи. Фундаментальные феномены не могут быть объяснены в терминах чего-то более простого. Там, где есть фундаментальные феномены, всегда требуется фундаментальная теория. Сегодня нам недостает именно такой фундаментальной теории мозга и сознания в нем».27 Ученый как раз работает над такой теорией (гиперсетевой теорией мозга КОГНИТОМ) и объясняет вкратце свою концепцию.

Исследование проблемы сознания, по гиперсетевой теории мозга (далее – теория), не может начинаться с сознания. Задавать вопрос сразу о сознании (consciousness) – это неправильный вход в проблему сознания. Мы должны сначала понять, что такое разум или психика (mind). Теория говорит, что разум – это специфическая структура, которая имеет свое устройство, очень сложное устройство. Но это материальная структура. В ней протекают специфические процессы. Это, выражаясь фигурально, некий трафик в городе, который состоит из определенных улиц. Когда есть структура – тогда есть и процессы, которые будут протекать в ней. Но сначала нужно понять, каково строение этой структуры. Когда мы это поймем, можно будет перейти к следующему вопросу – как в ней протекают процессы. Поэтому теория и говорит: давайте разберемся с тем, что такое разум.

И здесь теория задает вопрос: Кто мы? Ответ на этот вопрос показан на рис. 1. Теория говорит, что разные концепции, которые развивались в философии и психологии, на самом деле могут быть сведены к одному и тому же. Это понятие mind (разума и психики), понятие memory (памяти или всего набора субъективного опыта, которым мы обладаем) и понятие Me или Self (Я). Эту структуру M теория определяет как гиперсеть над нейронной сетью.


Рис. 1. Кто Мы?


Далее ученый переходит к двум важным моментам теории, которые следует подчеркнуть. Мы должны отказаться сегодня от двух предрассудков, которые сопровождают человечество на протяжении нескольких веков как минимум.

Первый тезис: Мы должны отказаться от того, что психика (mind) нематериальна. Теория говорит: Это материальная структура, это высокоорганизованная структура, которую мы еще не знаем.

Второй тезис: Мы должны отказаться от понимания мозга как низко материально устроенного объекта, как обычного физиологического органа, похожего на печень, почки и т. д. Мозг имеет другую структуру. Она более сложная, она состоит из распределенных групп нервных клеток, которые кодируют индивидуальный опыт; они возникают в ходе эволюции развития мозга и индивидуального обучения.

И здесь теория говорит: Эта структура М, являющаяся гиперсетью над нейронной сетью, возникала в эволюции много раз, судя по всему, в совершенно разных ветвях и таксонах эволюции. Поэтому мы, млекопитающие или окружающие нас умные птицы, такие как вороны, имеющие абсолютно другую ветвь развития мозга и не имеющие ни коры головного мозга, ни многих других структур мозга человека, и даже осьминоги, являющиеся приматами в царстве головоногих моллюсков, развили такие гиперсетевые структуры на нервной системе, которые несут одно и то же устройство, топологию и функциональные свойства. Они несут разум.

Отсюда следует важный вывод. Может быть, не надо строить новый разум, считав каждый нейрон и каждый синапс головного мозга крысы или человека и пытаясь воспроизвести это, загнав в суперкомпьютерный симулятор? А именно такой подход используется в некоторых крупных сегодняшних проектах. Это не приведет к возникновению разума. Теория говорит, что если разум развивался много раз таким образом, то существуют очень простые первые принципы возникновения разума. Их всего 3 на самом деле. В системе, которая живет в дарвиновском мире, то есть обладает наследственностью, вариациями, естественным отбором, нужны всего 3 вещи для того, чтобы она начала накапливать в себе разум:

(1) у нее должны быть функциональные системы, которые определяют ее потребности, мотивации, интересы и т. д., причем физиологического уровня вначале;

(2) у нее должна появиться нервная система, нейронная сеть, которая связывает большие участки этой сети друг с другом и весь организм, куда заселятся эти функциональные системы. Они начнут жить в этой нервной сети и управлять поведением целого организма. То есть интересы организма, его метаболические потребности, необходимости выживания и т. д. переселятся вместе с этими функциональными системами в эту нервную сеть;

(3) эта нервная сеть должна начать обладать способностями к обучению и долговременной памяти.

Если эти 3 условия есть, то этот простой алгоритм, повторенный сотни миллионов раз за сотни миллионов лет нашей эволюции, начнет накапливать в эволюции то, что мы называем разумом. И то же самое будет происходить в ходе индивидуального развития и обучения. Таким образом мы можем вырастить разум в биологической системе. И поняв эти фундаментальные принципы, мы можем вырастить разум и психику в искусственной системе.

Вопрос критический, который Константин Владимирович относит к дискуссии: Где тут ловушка? Если такое происходит, если системы способны к обучению, машинному обучению, то будет ли это автоматически означать, что у них возникает психика и разум? Ответ ученого: Нет, не будет в современных версиях. И ловушка заключается в слове «обучение». То, что называется обучением в искусственных системах, не похоже на то, что является обучением в биологических системах. Для того чтобы биологическая система обучалась, она должна иметь мотивацию, она должна хотеть. Пока наши машины будут просто накапливать некоторое усложнение сети, позволяющие соединить входы и выходы, пока у них не возникнут хотения, то есть мотивация, желания, цели с их субъективным содержанием, у нас не появится ни разума в биологическом понимании, ни сознания. Как сделать, чтобы они хотели? «Теория отвечает на этот вопрос, но это тема отдельного разговора», – заключает ученый.28

Что тут можно сказать? При рассмотрении таких сложных умопостроений мой дилетантизм проявляется со всей очевидностью. Возможно, все происходит именно так в эволюции живых организмов, как описывает К. В. Анохин. Но ведь и сам ученый не может пока что объяснить, что собой представляет психика как некая материальная и высокоорганизованная структура. Наука не знает пока что этой структуры. И если напрашивается некая гиперсеть над нейронной сетью человека, почему бы не предположить, что эта гиперсеть связана с духовными элементами Homo sapiens? Духовные составляющие человека тоже ведь являются материальными, только менее плотными. Во всяком случае, Библия прямо, без обиняков, говорит о том, что сознательная деятельность всецело зависит от «духа в человеке» и «дыхания Вседержителя»: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов. 32:8). Безусловно, речь здесь идет о том разуме, каким задумал его Бог. Мы поговорим о духовных элементах, которые участвуют в психической деятельности человека, в соответствующих разделах книги, а здесь и сейчас уместно было бы обсудить, что говорит Библия о сознании и разуме – о consciousness и mind.

1.4 «Беззаконие мое я сознаю»: Библия о сознании и разуме («consciousness» и «mind»)

Обсуждение темы данного раздела я бы вновь хотела начать с вопроса, заданного из аудитории в процессе панельной дискуссии: «Для человека главным нравственным принципом является отличие добра от зла. Нужно ли это будет в конечном счете искусственному интеллекту – отличать добро от зла?»29 Как отвечает на этот вопрос наука? Она отвечает примерно так. Добро и зло нельзя определить четко. Это некий консенсус, причем консенсус определенных групп. У разных групп представления о добре и зле разнятся. Поэтому ученые не считают, что может быть какое-то единое определение добра и зла. И это хорошо, полагают они, иначе наши знания были бы одинаковы. То, что в мире более 7 млрд разных сознаний, с разным пониманием добра и зла, делает нашу жизнь интересней и двигает экономику. Наука также не исключает, что если возникнет человекоподобный интеллект, то он, в свою очередь, начнет образовывать общество. И если искусственный интеллект не будет иметь религии, то это может оказаться путем дальнейшего развития человечества тоже.30

Какой еще ответ можно ожидать от науки, которая не знает ничего, кроме Метода проб и ошибок? Более того, наука находит этот метод вполне подходящим, иначе «наши знания были бы одинаковы»!? Чем больше мнений, тем лучше!? Вот и двигают эти 7 млрд сознаний экономику с эффективностью в 0,01 процента. Таков фактический кпд Метода проб и ошибок. В среднем только одна гипотеза, одна попытка из 10 000 попадает в цель.31 Все остальное – бесполезная трата времени и денег. 99,99 процента человеческих усилий уходит в никуда, поглощается черной дырой – вот каков реальный коллективный результат 7 млрд сознаний, думающих и действующих по Методу проб и ошибок. Так ли уж ценно то, что «наши знания неодинаковы»?

Вряд ли можно спорить с тем, что каждый из 7 млрд жителей Земли – это индивидуальность, личность – с особыми талантами, со специфическим темпераментом. Но это никак не противоречит тому, что законы вселенной, частью которой является каждый из 7 млрд человек, едины для всех. Наука о духовности открывает, что вообще-то Бог создал вселенную для Себя Самого, то есть для того, чтобы она служила Его целям: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Еще на стадии проектирования Бог предопределил, что все, созданное Им на небе и на земле, должно выполнять Его волю:

«И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?“» (Дан. 4:32);

«Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (Пс. 102:21);

«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23);

«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Воля же Бога, во-первых, «благая, угодная и совершенная», а во-вторых, выражена в Его законах: «…в законе Господа воля его» (Рим. 12:2; Пс. 1:2). Поэтому когда вселенная эволюционирует по воле Бога, то есть согласно Его законам, в ней присутствует нравственное здоровье и всеобщее благо и формируется совершенная модель мироустройства. Вот почему так важно знать законы Единой науки Создателя.

В свете вышеизложенных духовных закономерностей добро и зло определяются очень четко и однозначно: все, что соответствует воле (законам) Бога, есть добро, а все, что противоречит воле (законам) Бога, есть зло. Более того, Библия определяет сознание (consciousness) человека именно как способность отличать добро от зла, праведный поступок от греха:

«Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс. 37:19);

«Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5);

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14);

«Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою» (Иер. 14:20);

«…приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» (Евр. 10:2).

Если использовать терминологию К. В. Анохина, «в каждом кадре», в котором человек находится, будь то мышление, ощущение, эмоция или намерение, он должен отдавать себе отчет в том, согласуется ли его конкретное состояние с законами Бога. Возможно, те процессы, которые описывает Константин Владимирович, тоже можно назвать сознанием. Это вопрос договоренности о терминах. Мы же определяем сознание как одну из психических (не физиологических) функций человека. В Библии мы нашли 9 таких функций. К их числу относятся:

– ум (mind);

– разум (understanding);

– воля (will);

– вера (faith);

– чувства (senses);

– совесть (conscience);

– сознание (consciousness);

– привычки (habits);

– память (memory).

Есть еще любовь (love). Мы раньше считали ее отдельной психической функцией. Но теперь склоняемся к тому, что состояние любви – это обобщающее состояние, результат правильной работы перечисленных 9 психических функций. Что значит «правильная работа»? Ограничимся пока что замечанием, что правильная работа психических функций обеспечивается исключительно Духом Святым.

Итак, мы видим, что в Библии термин «consciousness» (сознание) используется в контексте распознавания и различения добра и зла, а термин «mind» (то, что наука определяет как «разум» или «психика») используется в более узком смысле – для обозначения одной из психических функций человека, в частности его ума. Куда же мы придем, и это относится не только к созданию искусственного интеллекта, если мы, люди, мы сами не умеем отличать добро от зла, праведное от греховного, в то время как это является одним из самых важных духовных навыков? Об этом мы поразмышляем вместе с третьим участником дискуссии Татьяной Владимировной Черниговской, которая уже не нуждается в представлении (к сказанному ранее можно еще добавить, что она имеет ученые степени доктора биологических наук и доктора филологических наук).

На страницу:
2 из 3