bannerbanner
Мейн
Мейн

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Филипп Алигер

Мейн

Пьеса-фантазия в стихах в четырех действиях

© Алигер Ф., текст, дизайн обложки, 2019.

© Геликон Плюс, макет, 2019.

Действующие лица

N., ротмистр

Мейн, Мария Александровна

Отец её, Александр Данилович

Г., полковник

Д., поручик

Александр III

Адъютант Александра III

Шпион

Разум, некий «дух», именующий себя Разумом Марии Мейн

Первый гость

А также другие гости, служанка в доме Мейнов, губернатор, адъютант губернатора и прочие


Действие (имеющее некоторую историческую подоплеку, но по большей части вымышленное) происходит в Москве во второй половине 80-х годов XIX века

Пролог

При еще опущенном занавесе на сцену к зрителям выходит некий персонаж – это Разум. Он произносит вступительную речь.


Разум

Любви не нужно предысторий.Любви – история нужна!Пусть нынче оскудело мореСтрастей, и не кипит волна,Пусть исчерпались сами страсти, –Но всё ж восславим горсть минут,Что мы находимся во властиТех чувств, что держим мы в плену!Уж много сказано об этом,Уж много сыграно ролей! –Но тем и милы нам поэты,Что тема эта – нам милейВсех остальных! – к чему менять?! –Ведь эта тема – о грехах.Безгрешный – нем. Что до меня –Я по уши погряз в стихах!И лишь с одним знаком искусством –Искусством подбирать слова. –Оно – владыка нашим чувствам,Ему ж владыка – голова!

Затемнение. Разум удаляется.

Действие первое

I

Поднимается занавес. В абсолютной темноте звучит классическая фортепианная музыка – довольно проникновенная. Пока она звучит, сцена начинает постепенно освещаться. Сперва освещается только ее центр, и видно, что эту музыку исполняет сидящая за роялем молодая женщина. Это Мария Мейн. Еще некоторое время спустя сцена освещается полностью. Становится видно сидящих и стоящих вокруг рояля людей, слушающих музыку. Среди них Александр Мейн, а также гости: поручик Д., полковник Г. и другие.

Действие происходит в доме Мейнов, где дается бал.

Наконец, Мария Мейн заканчивает выступление, и собравшиеся активно аплодируют ей.


Гости

(наперебой)

– Чудесно!– Браво!– Превосходно!

Первый гость

Кто научил Вас так играть?

Другой гость

Мне кажется, – сама Природа!

Мария Мейн

(рассмеявшись, смущенно)

Сей дар передала мне мать…

Отец Марии Мейн (далее: О.)

(с пафосом)

Да упокоится же с миромЕе душа…

Первый гость

Вполне гордитьсяВы можете таким сапфиромКак Ваша дочь!

О.

Я насладиться бСвоею гордостью был рад,Коль не считал за баловствоЕе игру по вечерамНа «фортепьянах».

Первый гость

Отчего?!Она играет очень смело!..

Второй гость

Талантливо…

Третий гость

Предельно чисто!..

О.

Не в технике и не в таланте дело. –В том лишь заслуга пианиста,Который ей дает урокиС недавних пор. (Он всем известен…)Но я не вижу в этом проку. –Ведь девушке – немного честиБыть пианисткой. ВыступатьПублично, профессионально… –Немыслимо!..[1]

Первый гость

Ну, как сказать!..

Второй гость

Что говорить! Сколь ни печально,Для леди должность музыканта –И впрямь… – не самая такая…

Третий гость

Но как же быть с ее талантом?!

О.

Как быть?.. – Пусть впредь и развлекаетНас музыкальным угощеньем –Но только дома. – Право, нечемГордиться здесь… Прошу прощенья,Коль утомил вас пресной речью!.. –Десерт, наверное, уж подан…Прошу вас!..

Александр Мейн жестом приглашает присутствующих пройти в соседний зал. Мария, гости и сам хозяин постепенно выходят из гостиной.


Один из гостей

(на выходе, вполголоса другому гостю)

Всё же, если честно,Она играла превосходно!..

Другой гость

Да… И фигуркою – прелестна!..

В этот момент с противоположной стороны – со стороны веранды – в гостиную спешно входит молодой человек – это ротмистр N. Он видит выходящих из комнаты людей, быстро приближается к одному из них, поручику Д., берет за локоть, что-то неразборчиво говорит и отводит обратно в центр.

Таким образом, в зале остаются только N. и Д.

II

N.

(немного взволнованно)

Скажи мне, кто сейчас играл?

Поручик Д.

(насмешливо)

Ты что, опять все пропустил?!

N.

Увы! – Я слышал лишь финал! –И не могу себе проститьСию прискорбную оплошность!

Д.

Так где ж ты был?

N.

Гулял в саду… –Мне, знаешь, слушать стало тошноЗастольную белиберду! –Вот я на улицу и вышелПроветрить голову. Как вдруг –Увы, издалека – услышалВеличественную игру!..Но я в смятеньи! – Кто же могСредь этих всех «господ почтенных»Играть как юный полубог –Изящно, тонко, откровенно?!

Д.

(ухмыляясь)

Она и вправду чрезвычайноМила… Но в тишине садов,Видать, столь дивное звучанье,Что ты уж сравнивать готовС богами барышень кисейных!..

N.

Постой… Ты говоришь: «Она»?!

Д.

Да. – Дочка господина Мейна,Мария Александровна… –Та самая, что нынче в светеВпервые.

N.

К своему стыдуЕе я даже не приметил…

Д.

Она ж весь вечер – на виду!

N.

Так вот чьи руки извлекалиЧудесный звук из инструмента…

Д.

Ты, что ж, владычицу рояляНе видел до сего момента?!

N. разводит в ответ руками.

Д.

Ты много упустил, мой друг! –Она под стать самой Диане!..Пусть я и глух, но мне не врутГлаза. – В ней стройность дикой лани!..

N.

(в свою очередь смеясь, передразнивая Д.)

В кругу обеденных столов,Видать, такое освещение,Что ты и дичь уже готовСчитать объектом восхищения!

Д.

Вот, подожди! Когда воочьюЕе увидишь – тот же часИначе запоешь!

N.

Я оченьНа то надеюсь… Сможешь насДруг другу ты представить?

Д.

Да,Я с радостью. Но будь готовУтратить раз и навсегдаДар речи… И лишиться снов!..

III

В гостиную постепенно начинают возвращаться гости. Одним из первых входит полковник Г., который видит своих знакомых N. и Д. и устремляется к ним.


Полковник Г.

Мой дорогой ротмистр! ВасСегодня что-то не видать! –Куда же Вы на целый часИсчезли?

N.

Просто погулятьЯ выходил…

Г.

Ужели вечерВам не по нраву?

N.

Отчего ж? –Всё очень славно…

Д.

Да, замечу:Обед был чудо как хорош!

Г.

Я с Вами полностью согласен!..Добавить надо лишь в ответ,Что, сколь бы ни был он прекрасен,Но я считаю выход в светМарии Мейн – наиважнейшимСобытьем дня!

N.

Я, к сожалению,Настолько нынче не безгрешен,Что пропустил всё выступление!..

Г.

Да чёрт с ним!.. Видели ли выЕё черты?! – Такую статьВы прежде видели?..

N.

Увы!..

Г.

Хочу, друзья мои, сказать:Господь трудился не напрасно,Слепив такую красоту!.. –Я рад, что вы со мной согласны…

N.

Вообще-то, я имел в виду,Что никогда не видел ту,Кто вверг Вас, сударь, в исступление!..

Г.

Вот это, к Вашему стыду, –И в самом деле, преступление!..Мне кажется, любезный друг,Вам следует первейшим деломЕе узнать!

N.

Из ваших рук,Как видно, не уйти мне целымИ невредимым!.. Но, признаться,Меня вы заинтриговали… –Уж я готов за тенью гнаться,Хоть слышал только звук рояля!.. –Вот – чудодействие рекламы! –Еще не видемши товар,Мы, всеми брезгуя делами,Покорно мчимся на базар!

Д.

Делами? – Да какие ж могутБыть нынче у тебя дела?

N.

Ох, не терзай слова, ей-богу! –То лишь метафора была…

(к обоим)

Вот, лучше разъясните мне:Коль вы воспеть готовы гимнСей даме, – отчего б за нейВам не ухаживать самим?

Г.

Увы, я столько лет женат,Что все о том уже забыли! –Однако ж не могу пятнатьИнтрижками я честь фамильи!..Что до поручика, то он,Мне кажется, сегодня занятИной особою…

N.

(к поручику)

Пардон,Не знал о Ваших притязаньях…

Наконец, в гостиную вместе с другими дамами входит Мария Мейн и устраивается в противоположной части зала.

Д.

(вполголоса)

Вниманье! Вот она идет!

N.

Твоя «прекрасная особа»?

Д.

Да нет! Какой ты идиот! –Мария Мейн… Гляди же в оба!

N.

(пытаясь увидеть её из-за спин других людей)

Да что глядеть? – Ведь ты хотелПредставить нас друг другу…

Д.

Верно… –Но ты уж будь на высоте!..

N.

Я буду – в меру лицемерным…

(теперь разглядев Марию Мейн, увлеченно)

Идем же! Редкий повод естьДля преклонения колен.

N. и Д. направляются к ней.

Д.

(обращаясь к Марии)

Сударыня! Имею честьПредставить Вам ротмистра N. –Мой друг, коллега и соратник. –Его я знаю с детских лет…

N.

(кланяясь ей)

Мое почтенье!

Мейн

(кланяясь в ответ)

Очень рада.

N.

(после некоторой паузы)

Я слышал, Вы впервые в светСегодня вышли?

Мейн

Да, Вы правы.

N.

(внутренне «откашлявшись»)

И тем не менее, готовРучаться: Вам не сыщешь равныхНи на одном из вечеровНи впредь, ни прежде!

Мейн

(с укором)

Вы мне льстите.

N.

Отнюдь! – Хоть лести есть причины… –Мне трудно подобрать эпитет,Чтоб чувства выразить мужчины,Смущенного перед явленьемОдной лишь Вашей красоты!.. –Но я – отныне также пленникИного чувства!..

Мейн

ПрямотыТакой я раньше не слыхала!..И, право… «смужчена»…

Тем временем все присутствующие постепенно начинают расходиться по краям сцены, освобождая центр для танцев, которые должны вскоре начаться.


Д.

(обращая внимание на это «движение»)

Простите,Чрез пять минут начало бала. –Пора готовиться…

Мейн

(ротмистру, торопливо)

С-скажитеМне наперед, какое чувствоСейчас имели Вы в виду? –«Иное»?

N.

(виновато улыбнувшись)

Только страсть… к искусству… –Я речь о музыке веду. –О Вашей музыке. Я слышал,Как Вы играли вдохновенно…Возвышенно! – И сердце дышитС тех пор одною сокровеннойМечтой: иметь возможность сноваИскусством этим насладиться!

Мейн

(с облегчением, но проникшись)

Благодарю Вас!

Д.

(ротмистру)

Право слово,Пора бы нам поторопиться…

N.

(кивнув поручику и снова обращаясь к Марии)

Простите, что смутил Вас слишком…Могу ли предложить Вам танец? –Возможно, в Вашей бальной книжкеЕще свободными осталисьДве-три страницы?

Мейн

Коль угодно, –Второй пока еще не занят…

(помедлив)

И третий…

N. утвердительно кивает, после чего N. и Д., раскланиваются с Марией Мейн и отходят в другую часть зала.


Д.

(по пути заговорщицки толкая N. локтем)

Да тебе сегодняВезет, гляжу я, несказанно!..

Спустя полминуты все стихает, звучит небольшая увертюра, в течение которой участники 1-го танца, в т. ч. и Мейн, собираются в центре зала и встают в пары, готовые к началу. Вновь звучит музыка. Участники танцуют.

IV

В это время Александр Мейн, который не принимает участия в танце, поднимается со своего места и подходит к Первому гостю.


О.

(отводя гостя немного в сторону)

Мой друг, позвольте на два слова…Знаком ли Вам тот господин –По всем приметам «казанова»,Насколько я могу судить, –С которым дочь моя сейчасБеседовала?

Первый гость

Как же, знаю! –Ротмистр N… – От Ваших глазНе ускользнула основнаяЕго черта. – В последний годИмел он множество романов… –Но, впрочем, кто их разберет?! –Известно только, что в карманахЕго – настолько ж много денег,Сколь и оазисов в пустыне. –Типичный молодой бездельник,Считающий, что золотымиБывают лишь слова… – И то,Я что-то сомневаюсь сильноВ его словарном золотомЗапасе! – Там лишь в изобильиНайдутся хулы на царя!

О.

Что это значит?

Первый гость

Я, конечно,Не стал бы клеветать зазря…Но ходят слухи, что замеченБыл этот юноша в рядах«Народной воли»… – ДоказательствПокамест нет…

О.

Что ж, как всегда!..Но слухи – тоже показатель!

Первый гость

И впрямь, не на пустом же местеИм возникать!.. Но тем не менее,Нет речи об его аресте.А есть одни лишь подозрения…

О.

Но их достаточно вполне,Чтоб прояснилась обстановкаВокруг сией персоны.

Первый гость

Мне,Признаться, несколько неловко,Что я Вам вдруг пересказалВсе эти сплетни…

О.

Отчего же? –Коль грязь бросается в глаза,То и молчать о ней – негоже!

Первый гость

(как будто оправдываясь за сказанное)

В досужих слухах – мало толку.Я знаю, у него в друзьяхЕсть люди чести.

О.

Важно только,Что доверять ему нельзя.

Первый гость

Однако, средь его коллегПо службе – существует мнение,Что он приличный человек,И представитель поколенияВесьма достойный…

О.

Пусть мечтают.Мне всё уже предельно ясно.

Первый гость

Как бы то ни было, считаю:Вы беспокоитесь напрасно. –Ведь и в кошмаре не приснитсяМысль о подобном Вашем зяте!..Не дай ей бог в него влюбиться…Уж будьте начеку!..

О.

(с укоризной, беззлобно)

Ну, хватит!..

(спохватившись)

Я… Вам признателен сполнаЗа Ваш совет… Да и вообщеЗа информацию. – ОнаБыла исчерпывающей!..

Александр Мейн, раскланявшись с гостем, возвращается на прежнее место. Меж тем заканчивается первый танец, участники которого расходятся друг с другом и становятся в новые пары для следующего.

V

N., до этого не танцевавший, подходит к Марии Мейн и становится с ней в пару. Вновь звучит музыка; партнеры танцуют.


N.

Итак, сударыня, на чем мыЗакончили?

Мейн

Ну, как же! – РечьБыла о том, сколь я никчемный,Бездарный музыкант, – извлечьСпособный только звуки адаИз инструмента! – И, к тому же,Уродлива…

N.

(с некоторым удивлением, смеясь)

Так Вам и надо!

Мейн

Вот как?

N.

Конечно! – Разве нуженВам тонкий стан и тонкий слух?! –Обычно острому умуТерпеть соперничество двухИных достоинств – ни к чему!..Но я, признаться, в восхищении! –Вы как бесценный фолиант, –Ведь в Вас находят совмещениеИ ум, и внешность, и талант.

Мейн

Вы изворотливы весьма,Коль жертва есть для комплимента…А сведенья насчет умаУ Вас откуда?

N.

До моментаБеседы нашей получитьИх было неоткуда, ноТеперь могу о нем судитьЯ твердо.

Мейн

Жаль, мне не даноТакой возможности… А развеВы прежде знали обо мне?

N.

Я знал о Вас по слухам праздным,И знал – по слуху, – что вдвойнеВажнее.

Мейн

Я не понимаю…

N.

О Вас ведь много говорят. –(Хоть сплетням я не уделяюВниманья, – можно доверятьИм в этот раз.) Мне рассказалиО Вашей дивной красоте. –Как выясняется – не врали…Меж тем, о полной нищетеВокабулярного запасаСвидетельствует тот рассказ!.. –Бывают слухи не напрасны,Но чересчур скудны подчас…Однако прежде, чем узнатьМне довелось о Вас из сплетен,Имел я счастье услыхать,Как Вы играете. – И этимВы неизбежно покорилиМой непредвзятый слух.

Мейн

Вы, значит,Об этом «слухе» говорили? –Что свел нас с Вами?

N.

Да…

Мейн

Тем паче,Я Вам не верю! До сих порВы только льстили мне напрасно,Что делает наш разговорБессмысленным.

N.

(с намеренным пафосом, утрируя)

Вы столь прекрасны,Что я не в силах удержаться!..

Мейн

(смеясь, с наигранной мукой в голосе)

Ну… расскажите о себе!..

N.

О, не о чем!

Мейн

Какая жалость!..Быть может, о своей судьбе?..

N.

То – чушь!

Мейн

А интересы – есть ли?

N.

Отныне Вы – мой интерес!

Мейн

Ротмистр!.. Сахар в Вашей лестиИмеет явный перевесНад искренностью!

N.

Ради бога,Не обессудьте! Видя Вас,Я чувствую, что мне немногоНе подчиняются слова…

Мейн

Ах, так?! Даю последний шанс! –Коль Вы способны речь вестиЛишь обо мне, и удержатьСвой пыл не в силах, – то найтиПопробуйте хоть слово правды,Превосходящее в ценеВсе те хвалы, что сущим градомВы в ноги высыпали мне! –Лишь слово!..

N.

Но о чем конкретно?

Мейн

Да хоть бы о моей игре.Что именно Вас столь заметноМогло в ней зацепить?.. Согреть?..

(N. уже собирается ответить, но Мария жестом останавливает его)

…Прошу: без вежливостей тех! –Не начинайте всё по новой…

N.

Раз уж настаиваете,Могу я и единым словомВам охарактеризоватьВсю гамму чувств, владевших мной…

Мейн

Ну да? – И вправе ль я узнатьЕго?.. Давайте! Лишь одно…

N.

(с расстановкой)

Не вижу смысла в данном торге,Но если нужно заверение,То вот оно: …я был в восторгеОт недоудовлетворения!..

Второй танец заканчивается. Участники бала «рокируются», переходя к новым партнерам, а Мейн и N. остаются на месте, временно прервав разговор. Начинается следующий танец.


Мейн

…Ну, Вы и слово подобрали!..И что, извольте объяснить,Под этим подразумевали?

N.

На Вас никак не угодить! –То Вы хотите только слово,То подавай Вам весь рассказ!..

Мейн

Не думаю, что Вы готовыСказать хоть пару честных фраз.Но всё же растолкуйте вкратцеПро «недоудовлетворение»…

N.

Когда б могли Вы оказатьсяНа самой грани наслаждения… –И балансировать на ней, –Не преступая никогдаЧерты, – и до скончанья днейСгорать в желании… – ТогдаВы поняли б, какое чувствоЯ испытал.

Мейн

Я понимаю…

N.

Вот как?..

Мейн

Наверное, в искусствеЛюбом подобное бывает«Преддверие». – Порой холсты,Что полны замыслом единым, –Невоплощенные мечты –Бывают краше, чем картины,Которые завершены. –Пусть совершенны, но конечны,Навеки жизни лишены…И лишь идеи – долговечны.На плахе неприступных истинЛежит художника глава…И вот, с последним взмахом кистиКартина кончена, мертва!Так что важнее? – ИсполнениеМечты или сама мечта?В чем – цель?.. Ведь после воплощенияИ жизнь становится пуста…

N.

(немного озадаченный)

Однако эта пустота –Как новый чистый холст. А значит –И жизнь!..

Мейн

Всё верно, да не так… –Ведь будет всё уже иначе.…Но мне не ясно до сих пор,Что в музыке моей такогоЧудесного?

N.

(не понимая, чего еще от него хотят)

…Когда б аккордМог трансформироваться в слово,А ноты – в литеры, – возможно,Мне было бы немного прощеВам объяснить…

Мейн

Что, все так сложно?

N.

(решительно)

Сродни, скорее, многоточьюМузыка Ваша, и полнаНеразрешимостью. – ПодобноТому, как быстрая волнаСтремится к берегу, способнаВсё сокрушить! – Но силе резвойПрепятствует чреда камней, –Как сотня тысяч острых лезвийВ карманах страха. – В битве с нейВолна падет. – И оборветсяПредсмертных вздохов частота…И новой музыкой прольетсяОткрывшаяся пустота!.. –Похожий образ был навеянМне Вашею игрой…

Мейн

(c одобрением)

Ну вот:Теперь я Вам и вправду верю.Хотя в душе моей живетСовсем иное представление,Иные образы… – Но звукРождает разные явления…И мне приятно, милый друг,Что Вы вниманье уделилиНе только громким похвалам, –А с пониманьем оценилиМой незначительный талант.

Некоторое время танцуют молча; затем Мария с улыбкой добавляет:

В знак благодарности – за чуткость, –И в наказание – за лесть, –Я после танца на минуткуХочу Вас с батюшкою свесть!..

N.

(расслабившись)

Что… – со священником?! – Так спешно?..Хотя, возможно, Вы и правы:В таких делах не стоит мешкать,Ведь дамские суровы нравы –Коль вовремя не выйти замуж, –И жизнь уж кончена… скучна!Спасенье женщин – брак. А там уж…

Мейн

(непонимающе глядя на N.)

П-постойте…

N.

(с наигранным пафосом)

…Верная жена,Во всем на мужа полагаясь,И счастье обретет!..

(сделав дрампаузу, набрав воздух в легкие)

Итак,Согласны ль Вы… (?)

На этих словах Мария, едва завершив очередной разворот в танце, останавливается на месте, как вкопанная…


N.

(спохватываясь)

Ох, не пугайтесь!..Прошу Вас… Я такой дурак!.. –Лишь пошутить хотел, но слишкомУвлекся… Мыслям нет преград!

(берет Марию за руку, продолжая танец)

…А Ваш отец… – Я много слышалО нем. И буду очень радЗнакомству… Только к сердцу близкоСтарайтесь юмор мой нескладныйНе принимать…

Мейн

Ну Вы, ротмистр, –Совсем!..

N.

Я каюсь…

Мейн

(сузив глаза)

Ладно-ладно!..[2]

VI

Танец заканчивается, объявляется небольшой перерыв. Мария подводит ротмистра к Александру Мейну.


Мейн

Отец, позвольте Вам представить:Ротмистр N.

О.

(в сторону)

Ну, да! МогуСебе представить!

N.

Встрече с ВамиСердечно рад!

О.

(ротмистру, «приветливо»)

Я не солгу,Сказав, что много уж наслышанО Вас; и также очень счастлив…Хоть это не был голос свыше,Но всё же…

N.

Да, теперь нечастоЕго услышишь. Но надеюсь,Что отзыв был не больно плох?..

О.

Да как сказать?.. – На самом деле,Неважно! – Всех нас видит бог…Что ж… как Вам бал? С Марией, вижу,Вы не устали танцевать!..

N.

Таких балов я и в ПарижеНе посещал! Ведь, что скрывать,Из всех «принцесс», красавиц местных,Я там не встретил никого,Кто с Вашей дочерью прелестнойСравниться б в чем-то мог!

О.

Ого!Да Вы смельчак!.. Скажите, кстати(Простите древнего невежду),Кто Ваш отец?.. Мог услыхать яФамилью Вашу где-то прежде?

N.

О, нет, не думаю. ОтецПровел всю жизнь в своем именииПод Пермью, где обрел конецНе так давно. – В недоумениеСлегка повергнув кредиторов…

О.

Ваш управляющий делаВел скверно?

N.

Был он просто воромИ, закусивши удила,Бежал, как только папа помер.

О.

И с чем остались Вы теперь?

N.

Служу…

О.

Понятно. Ну а кромеВсех этих тягостных потерьИ Вашей службы – есть ли что-то,Что проливало б жизни светНа будущее?

N.

Да. – Работа,Способностей, к которой нетУ большинства моих знакомых…

О.

Какая ж?! – Помощь старикам?

N.

Прошу прощенья за нескромность,Но мне не следует покаОб этом говорить. – ОнаЗатрагивает интересыДругих людей. А им нужнаСейчас «секретности» завеса…

О.

Надеюсь, в этом ничегоАнтиобщественного нет?..

N.

О, от занятия сего –Лишь польза!

О.

Главное – не вред!Я мог бы при упорстве некомЗанятье Ваше угадать…

N.

Быть можно дельным человеком –А можно рукопись продать![3]

Мейн

(увидев, что пары готовятся к следующему танцу)

Ох, скоро продолженье бала!Простите, я оставлю вас…

N.

(спешно, не желая оставаться с Александром Мейном наедине)

А я – вернусь к своим, пожалуй!

О.

Удачи!

N. откланивается, и одновременно с Марией они расходятся.

(глядя вслед N., негромко)

Горе-ловелас!..

VII

N.

(подходя к полковнику Г.)

А где ж поручик?

Г.

Всё танцуетОн с новой пассией своей –Mademoiselle…

N.

(уже успев разглядеть Д. и его «пассию», немедленно перебивает)

Прошу Вас: всуеНе поминайте мне о ней!

Г.

С чего бы это?

N.

Прошлым летомЯ обручился с ней некстати,Да еле выкрутился…

Г.

(рассмеявшись, качая головой)

НетуУ Вас стыда!

N.

Стыда мне хватитТеперь на весь остаток жизни,И я б мечтал о том забыть,Да не дают! – В родной отчизнеНам безнаказанно любитьНельзя!..

Г.

А как с Марией МейнИдут у Вас дела?

N.

Нормально…

Г.

Надеюсь, предложенье ейЗа время пары танцев бальныхЕще Вы сделать не успели?

N.

Вы угадали…

Г.

Что?!

N.

Почти…Однако я был близок к цели.

Г.

Мой бог! От Вас с ума сойтиНедолго… Был он «к цели близок»! –А не боитесь, что по ВамНачнут «стрелять»?!

N.

Для Вас сюрпризомОкажутся мои слова, –Но к этой даме я имеюНамеренья, серьезней коихПредставить трудно.

Г.

Да, труднееИ быть не может! – Я спокоенЗа Вас теперь в полнейшей мере!..Так Вы нашли ее и вправдуПрекрасной?

N.

Да! В дальнейшем веритьВам с полуслова буду рад я.И хоть она мне показаласьСлегка занудою, – но в прочемЕй равных нет!..

Г.

Занудой?..

N.

Малость… –Ведь в каждом есть дефект побочный.

Г.

Мой друг, в наш скоротечный векЗанудой быть – не моветон!.. –Ведь мы пока не в силах бегМинут остановить. – ЗатоСпособны время мы продлитьИль, проще говоря, – тянуть!.. –Коль океан не переплыть,Познать возможно глубину. –

(распаляясь)

Коль… солнца свет нам не подвластен,Мы зажигаем фонари;А если ж нам не видно счастья –О нем мы можем говорить!

N.

И это всё – зануд заслуга?..

Г.

Ну да! – Скажу в развитье темы,Что лишь зануды в час досугаДоказывают теоремы,Иль, может быть, сидят с больными,Иль – открывают Новый свет, –В то время как все остальныеОткрыты только для бесед,Для вин и пущего застолья!(Хоть те и эти – дураки…)Но если вдруг, по божьей воле,Познанья Ваши – широки, –Они поверхностны! – А в «клубЗануд» – пускают только тех,Кто мир познал не вширь – а вглубь! –И это, право же, – не грех!..

N.

Что проку в этих разговорах? –Вы как-то слишком разошлись!..Мария Мейн – вне всяких споров –Глядит не вглубь, не вширь… – А ввысь!

VIII

По окончании четвертого танца Мария Мейн, не дожидаясь следующего, направляется к выходу на веранду. Александр Мейн, заметив это, успевает остановить ее перед дверью.


О.

Уходишь ты?

Мейн

На страницу:
1 из 2