bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Елена Туник

Психодиагностика супружеских отношений

Предисловие

Современный мир устроен таким образом, что человек может прекрасно себя чувствовать и не будучи членом супружеской семьи. Жизнь в одиночку сегодня становится чуть ли не комфортнее жизни в семье, во многом благодаря развитию современных технологий и все более совершенному сервису. В результате мы наблюдаем рост числа разводов и увеличение количества людей, не вступавших в брак и не собирающихся это делать. Комфортность одинокой городской жизни с ситуационными связями и минимальными обязательствами взрослых людей по отношению друг к другу отмечается многими гуманитарными исследователями: психологами, социологами, педагогами.

Как следствие, возрастает число семей, в которых дети либо воспитываются одним из родителей, либо оказываются невольно вовлеченными в хронический конфликт между родителями. Зачастую напряжение, переживаемое в таких ситуациях детьми, приводит к усложнению их социальной адаптации. Эти дети начинают хуже учиться в школе, чаще попадают в «плохие» компании и нередко испытывают трудности в социуме. В их поведении появляется больше протеста против правил и норм, они часто проявляют агрессию. В зрелом возрасте им намного труднее построить собственную семейную жизнь и реализоваться в роли родителя по отношению уже к собственным детям. Таким образом, цепочка несчастных одиноких взрослых, воспитывающих несчастных одиноких детей, фактически только растет. Это вызывает серьезную тревогу у специалистов и ставит данную проблему на первый план современной психологии.

Широкий ряд современных как зарубежных, так и отечественных исследований последних пятидесяти лет показывает, что удовлетворенность человеком своим социальным положением, состоянием собственного здоровья и вообще жизнью в целом напрямую зависит от стабильности его семейной жизни и от его удовлетворенности отношениями в семье.

Даже люди, которые утверждают, что совсем не интересуются проблемами семейной жизни и вопросами ее существования, при закрытых исследованиях показывают стабильный интерес к этой теме.

В психологии значительная часть исследований традиционно посвящена изучению семьи и межличностных отношений супругов. В частности, высок интерес ученых к проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, т. е. изучаются факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Много работ посвящено проблеме ценностных ориентаций супругов в семейной сфере. Эти исследования объединены общей целью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значение которой и позволяет судить о том, что лучше для супругов и на какой стадии развития находится семья.

Исследования удовлетворенности супругов семейными отношениями представлены в работах психологов различных направлений. Многих специалистов волнует, каким образом удовлетворенность семейными отношениями влияет на поведение человека в целом, а также каковы возможности выявить степень удовлетворенности отношениями на ранних стадиях брака и скорректировать их в будущем.

Современное понимание феномена счастья и благополучия брака позволяет сделать вывод о том, что процессы, происходящие в семье и влияющие на удовлетворенность супружескими отношениями, нуждаются в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи и брака, в том числе и приведенное в этой книге, является актуальным, так как полученные знания помогут обогатить как теоретические представления ученых, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации супружеских отношений.

Тестовая методика «Образ супруга(и)», которую вы найдете в этой книге, направлена на диагностику отношения супругов друг к другу, определение их взаимной оценки и удовлетворенности супружескими отношениями. Тест разработан автором данного издания три года назад. Все это время проходила его апробация, в ходе которой были проведены различные изменения первичной версии теста.

Методика имеет две формы, женскую и мужскую, и включает в себя три части:

часть 1 – информационная вербальная, которая поможет оценить перспективы супружеских отношений, уровень доверия или недоверия к партнеру, определить отношение к родственникам супруга и роли супругов;

часть 2 – проективная вербальная (ассоциативная), состоящая из высказываний, которые необходимо продолжить;

часть 3 – проективная рисуночная, при выполнении которой необходимо изобразить партнера в разных жизненных ситуациях, используя предложенный стимульный материал.

В методике представлены вопросы как закрытого типа, при ответе на которые необходимо выбрать один из предложенных вариантов, так и открытого, требующие от респондента оригинального ответа. Кроме того, некоторые части теста подразумевают сознательный, обдуманный ответ, другие же – ответ ассоциативный, демонстрирующий подсознательное отношение к партнеру.

Помимо тестовой методики книга содержит результаты проведенного нами исследования, в ходе которого была изу чена взаимосвязь показателей удовлетворенности супружескими отношениями жен и мужей, оценена взаимосвязь показателей удовлетворенности супружескими отношениями с числом детей в семье, длительностью брака, возрастом супругов, ценностными ориентациями, личностными характеристиками супругов, их сексуальной удовлетворенностью, со стилем родительского воспитания и т. д. Кроме того, в рамках исследования было проведено сравнение удовлетворенности браком в верующих и неверующих семьях, а также в семьях с различными социально-демографическими характеристиками.

Книга предназначена для широкого круга специалистов: психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, сотрудников семейных консультаций, служб поддержки семьи, защиты прав детей, подбора приемных родителей и других.

Поскольку большая часть исследования представляет собой анализ статистических данных, специалистам, не владеющим основами математической статистики, достаточно будет ознакомиться с общими выводами.

Часть I.

Супружеские отношения сквозь призму психологии

Государство – это большая семья, а семья – это малое государство, и держится оно на любви.

Конфуций

Интерес человека к семейным отношениям существует столько, сколько существует семья. Равно как и споры о браке ведутся с незапамятных времен: например, древнегреческий философ Эпиктет в своем опровержении эпикурейцу, утверждающему, что брак никому не нужен, прибегает к трем аргументам: первый касается непосредственной пользы брака и недопустимости всеобщего безбрачия: если все откажутся вступать в брак, «что же получится? Откуда возьмутся граждане? Кто их будет воспитывать? Кто будет надзирателем эфебов, кто будет надзирателем гимнасиев? Да и в чем он будет воспитывать их?»

Второй аргумент касается тех социальных обязательств, от исполнения которых не вправе уклоняться ни один человек; к их числу, помимо долга гражданского, религиозного и сыновнего, принадлежит и супружеский долг: гражданин обязан «участвовать в государственных делах, жениться, рожать детей, почитать бога, заботиться о родителях».

Наконец, последний аргумент апеллирует к той естественности поведения, придерживаться которой предписывает разум: «А удовольствие подчини этим обязанностям как слугу, как служителя, чтобы эти обязанности вызывали готовность, чтобы они сдерживали в границах дел, соответствующих природе» [43].

Другой древнегреческий философ Антисфен был противоположного мнения: по его словам, брак – это «лекарство от любви». Аналогичного мнения был и Сократ, утверждавший, что «брак, если уже говорить правду, зло, но необходимое зло». В подобном ключе он также напутствовал современников: «Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом».

А через столетия А. П. Чехов с юмором как будто расшифровывает мысль Сократа: «Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума» [49].

Им в противовес писал Фрэнсис Бэкон: «Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы» [46].

А в наши дни чего только ни услышишь о браке и о семье: «Хорошее дело браком не назовут», «Зачем нужна семья, когда человек вполне может жить самостоятельно?». Одни утверждают, что «человек не может быть полноценным, если у него нет семьи», другие – что «семья – обуза, недаром говорится, „узы брака“»…

Итак, можно ли назвать хорошее дело «браком» и что, в сущности, значит это слово? В журнале «Голос истины» за июль 2007 года читаем: «Слово „брак“ заимствовано из старославянского языка, в котором оно означало „женитьба“, и образовано с помощью суффикса „к“ (как, например, слово „знак“) от глагола „брати“ – „брать“. Глагол „брати“ (первоначально имевший значение „нести“) в применении к женитьбе означал „схватить“, „похитить“. Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени» [30]. Сегодня брак – дело добровольное, с той лишь разницей, что теперь жених и невеста дают клятву «брать» и «нести» в браке ответственность за свои решения и поступки друг перед другом. Но часто ли люди задумываются об этом, вступая в брак?

По словам Вирджинии Сатир, «Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг – несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть» [35]. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом. Однако, несмотря на все будущие сложности, опасности, негативный опыт, страхи и сомнения, люди женились, женятся и будут жениться. Так почему же они это делают? И кому сегодня нужен брак?

Если углубиться в психологические исследования, то можно увидеть, что гармоничное существование семьи зависит от того, насколько она выполняет свои функции, а функции есть не что иное, как способ удовлетворения потребностей всех членов семьи. Стало быть, брак, семья – это потребность человека. И только от самого человека зависят пути и способы ее удовлетворения.

Вместе с тем учеными и философами неоднократно подчеркивается социальная роль семьи: так, по словам А. Адлера, «семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Надо отметить, что значимость супружеской пары отмечалась еще древними греками: неоплатоник Иерокл, рассуждая об обществе, объясняет, что сообщество граждан состоит из семейств, выступающих как его элементы, но в каждом из них именно пара составляет одновременно принцип и завершение; семейство оказывается неполноценным, если во главу угла не поставлена пара.

В психологии исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений, можно назвать традиционными. Однако специфика развития семьи на современном этапе расставляет свои акценты в работах ученых.

В чем же это выражается? Так, сегодня исследователи выделяют два глобальных фактора, влияющих на развитие современной семьи.

– Изменение традиционных ролей в семейном взаимодействии. Толчком к началу этого процесса послужила индустриализация общества. Изменения в социальной сфере жизни повлияли на самосознание женщин – они начали принимать активное участие в производственной и политической областях жизни страны, что в свою очередь сказалось на супружеских взаимоотношениях и существенно изменило характер функционирования семьи. А именно возник новый, эгалитарный тип семьи, для которого стало характерным равномерное распределение власти и функциональных обязанностей между мужем и женой.

– Ориентация как мужчин, так и женщин на получение образования, карьерный рост, достижение материального благополучия в ущерб созданию семьи. В результате многие молодые люди живут в так называемом гражданском браке, а супруги откладывают рождение детей, ограничивая тем самым объем супружеских и родительских функций.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу