Полная версия
Лида и евреи. История, холокост, наши дни
О том же писала и Евгения Ярмонт [5]:
«О евреях моя мама высказывалась с уважением. Говорила, что у них дружные, заботливые семьи. Пьяный еврей на улице – невозможное явление. Мы никогда не слышали, чтобы еврей бросил свою семью и детей. … Евреи всегда очень религиозные и благочестивые. Перед войной многие лозунги призывали бойкотировать евреев и делать покупки только в польских магазинах и кооперативах. Вдохновленные патриотизмом, мы решили бойкотировать наших соседей. Несколько раз я даже ходила в кооперативную лавку в конце улицы летней. Но со временем все вернулось на свои места. Лайет (соседка-хозяйка магазина. – Л.Л.) была под боком. Она отпускала товары в кредит. Мы ликвидировали задолженность один раз в месяц. Евреи не боялись торгового риска. Если деньги вовремя не поступали, то серьезных конфликтов не возникало. Еврей тогда сам посещал квартиру должника и уважительно просил рассчитаться».
1939 год. Начался с суда над коммунистами [5]:
«Приговор коммунистам. Три дня в Окружном суде в Лиде слушалось дело коммунистов. 17 декабря вынесен приговор: Перес Левин и Лейба Кашчански получили по 6 лет тюрьмы, Даниэль Карасин – 4 года, Шимон Илютович и генах Баран – по 3 года тюрьмы, кроме получения тюремных сроков все были лишены гражданских прав на 10 лет»
В связи с этим процессом лидский староста запретил уездные отделы трех еврейских обществ [5]:
«Frejchejt», «Haszemer Hacair», «Hehaluc pienier» «за то, что в этих организациях работали элементы, вредные для польской государственности, и они угрожали общественной безопасности»
Через неделю даже была запрещена деятельность знаменитого лидского еврейского спортклуба «Маккаби», не давалось разрешения на регистрацию молодежного еврейского общества «Histadrut Academenoim Zionim». А в феврале на заседании Городской рады Лиды, на котором рассматривались финансовые затраты на 1939-й год, была исключена финансовая субсидия, до этого всегда выделявшаяся из бюджета для деятельности еврейских общественных организаций. Восемнадцатого марта 1939-го года в 1:30 в Лиде неизвестные выбили окна в синагоге по улице Школьной.
Скоро началась Вторая мировая война. Лидские евреи были прекрасно осведомлены касательно положении евреев в Германии и ожидали от Гитлера самого плохого. Не имели они больших сантиментов и в отношении Польши. Поэтому, когда вместо фашистов в город вошла Красная Армия, лидские евреи встречали ее цветами – это для них было реальное освобождение от фашистского лагеря.
Ярмонт писала [5]:
«Однажды утром город облетела весть, что в Лиду вступили русские войска, и на окраине города евреи встретили их хлебом-солью. Мама коротко прокомментировала: «Евреи готовы хоть черта приветствовать, лишь бы не пришли немцы».
Красная конница. Источник: https://abc1918.livejournal.com/93314.html
Девятнадцатого сентября 1939-го года в Лиду вошла Красная Армия. Недалеко от Лиды прошла новая граница с Литвой, и город стал местом сбора польских евреев, которые планировали бежать через Вильнюс в Европу и США. Поэтому еврейское население Лиды значительно выросло и достигло пятнадцати тыс. человек.
В городе подпольно работала еврейская сионистская организация. После серии арестов в декабре 1939-го года сионистские организации были ликвидированы.
Советская власть закрыла все еврейские организации. Летом 1940-го года евреев – беженцев из западной Польши начали выселять вглубь России, главным образом в район Рыбинска. По подсчетам, летом 1941-го года численность евреев-лидчан достигала 8500 человек. После бомбежек 22—23 июня довоенная Лида исчезла навсегда. Полностью сгорел еврейский район, сгорела синагога.
О пострадавших во время сталинских чисток евреях Лиды
«Зачем Сталин устроил Большой террор и утопил страну в крови» Плакат Бориса Ефимова «Стальные ежовы рукавицы» Источник: https://aftershock.news/?q=node/553521&page=2
О пострадавших во время сталинских чисток евреях Лиды хорошо сказал Аркадий Шульман [1]:
«Евреи Лиды тоже очень серьезно пострадали от сталинских чисток 1939—1941 годов. Те, кто говорит, что евреев было много в карательных органах, что они активно проводили сталинскую политику на присоединенных территориях, правы только наполовину. Да, евреев было немало среди партийных работников, среди тех, кто ходил в гимнастерках с петлицами НКВД. Но и среди тех, кого репрессировали, евреев было очень много. Передо мной книга „Память. Лида. Лидский район“. Я раскрыл ее на страницах, где перечислены фамилии жертв политических репрессий. Среди тех, кто выслан из Лиды в довоенные годы, почти сплошь еврейские фамилии. Это состоятельные люди, хозяева доходных домов, магазинов, фабрик, национально настроенная интеллигенция, входившая в многочисленные благотворительные организации, партии, кружки».
II Об истории Лидского пивоваренного завода
«Приехав домой, я разыскал с помощью друзей-коллекционеров этикетку довоенного лидского пива. Красивая этикетка. Сверху написано „Столовое пиво. Пивовар завода М. Пупко“. Нарисованы медали, которыми награждено лидское пиво. Одна из них получена в Марселе в 1908 году. А посередине этикетки восседает любитель пива. В одной руке кружка, в другой – бутылка. Одет в белорусскую рубашку-„вышиванку“, усы, как у настоящего полешука, да и головной убор – модный на Полесье. Но чем-то эта этикетка напоминает вывески, которые рисовал грузинский художник Пиросмани, или мне так только кажется».
(Аркадий Шульман «Эти города разделяют не километры, а годы…») [1]
Источник: https://planeta.intes.by/sights/lidskiy-brovar/
2.1 Основание Носелем Пупко пивзавода в Лиде. Первое пиво, сваренное на заводе
Основание Носелем Пупко пивзавода в Лиде
В 1874-м году Я. Папирмейстером был основан завод по изготовлению пива (в Лиде он был вторым по счету). В 1876-м году Носелем Зеликовичем Пупко, лидским мещанином был осуществлен запуск еще одного пивоваренного завода (по счету третьего).
В 1879-х годах произошло неожиданное исчезновение предприятия Ландо и Каменецкого, а в 1944-м году была осуществлена перестройка пивзавода Папирмейстера в комбинат по выпуску концентратов, употребляемых в пищу. Пивзавод Носеля Пупко стал в итоге ОАО «Лидское пиво» – самым известным из беларуских пивных предприятий.
Источник: http://mishpoha.org/n17/17a35.php
И Носель Зеликович Пупко, и Э. Ландо, Д. и Каменецкий и Я. Папирмейстер, были лидскими знаменитыми евреями. Что же касается фамилии Пупко, то в конце 18-го – начале 20-го столетий она считалась наиболее распространенной фамилией в Лиде, где в 1903-м году фамилию эту носили девяносто две семьи.
В 1873-го году (двадцать девятого числа марта) Носелем Пупко было получено согласие уездного Лидского полицейского управления на то, чтобы он занялся строительством пивзавода на принадлежавшем ему участке.
Источник: http://www.lida.info/lidskij-pivnoj-zavod-pupko-chast-6/
Им было получено свидетельство {8]:
«Свидетельство №12794
Дано настоящее свидетельство из Лидского Уездного Полицейского Управления, вследствие постановления его 29 марта 1873 года состоявшегося, еврею жителю города Лиды Носелю Зеликовичу Пупко в том, что как по штатному осмотру оказалось, пустопорожный плац его Пупка, расположенный в городе Лиде со стороны Виленской улицы, возле реки Лидзеи, имеет пространство длины 150 сажен и ширины 13 сажен, по бокам его тоже пустопорожние плацы дворян Остроуха и Потриковской и, что за тем на постройку на этом плацу, близ речки Лидзеи, пивоваренного завода со стороны полиции препятствий не имеется. В чем, подписываясь, приложением казенной печати по просьбе Носеля Пупки, удостоверяется».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.