Полная версия
Судить справедливо. Философско-правовой очерк о правосудии, религии и нравственности
Судить справедливо
Философско-правовой очерк о правосудии, религии и нравственности
Ольга Лысаковская
© Ольга Лысаковская, 2019
ISBN 978-5-4490-9026-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О правосудии, справедливости и религии
На судебные органы любого государства возложена важная задача и высокая миссия – осуществлять правосудие. Ежедневно судьи разрешают тысячи уголовных, гражданских и административных дел, влияя тем самым на судьбы миллионов людей.
Что представляет собой правосудие? Над этим вопросом первостепенной значимости задумывались многие учёные-юристы, священники, исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема сущности правосудия представляет интерес также для каждого отдельного человека, потому что она затрагивает все аспекты его жизнедеятельности, а порой и определяет его судьбу. Ещё со времен римского права было известно, что «юриспруденция есть знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и несправедливом». «Правосудие должно быть свободным, ибо нет ничего более несправедливого, чем продажное правосудие; полным, ибо правосудие не должно останавливаться на полпути; скорым, ибо промедление есть вид отказа» (латинское изречение).
Известно, что существуют две судебные инстанции. Главный, высший суд ожидает каждого из нас после смерти – это Суд Божий. Суд Божий абсолютно справедлив, и перед ним все равны – и богатые и бедные, и руководители и подчинённые. Этот Суд правильно рассудит каждого по его поступкам и образу жизни. Другая судебная инстанция представляет собой суд людской, земной. Она действует на протяжении жизни каждого человека и осуществляет правосудие, руководствуясь земными законами и нормами морали.
Если право в государстве основывается на том, что человек опасается тех или иных наказаний со стороны властей, то в религии человек верит, что то или иное его поведение повлечет то или иное воздаяние со стороны Господа. Например, императив «не убий» может быть одновременно и правовым, и религиозным. В первом случае человек следует ему, поскольку остерегается наказания со стороны реальных земных властей, во втором – поскольку верит в соответствующее воздаяние со стороны Бога. И таковое воздаяние может быть индивидуальным и коллективным, абсолютным (от вечной гибели до вечного блаженства) и относительным (подобным деятельности земных властей). Нет религии без веры в воздаяние.
Отмечу также, что ввиду существования Божьего Суда и суда земного, существует временное и вечное правосудие. Вечное правосудие в отличие от правосудия временного правит не государством, а вселенной, не зависит от человеческих учреждений, не доступно случайности и заблуждению, не знает слабости, колебаний и ошибок, является непогрешимым, незыблемым, непорочным.
Термин «правосудие» состоит из слов – «право» и «суд», и их сочетание можно понимать в двух смыслах. Во-первых, правосудие – это «право судить», то есть это главная функция, возложенная на судью. Право судить делегировано каждому судье государством. Это право является очень тонким, деликатным и ответственным. Оно влечёт за собой широкий круг обязанностей. Судья должен осознавать свою высокую миссию и пользоваться правом, предоставленным ему свыше, разумно и справедливо. О роли судьи в осуществлении правосудия я скажу позже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.