bannerbanner
История социальной работы в России
История социальной работы в России

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Со временем желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, т. е. монастыри становятся своеобразной системой “закрытого призрения”.

С возвышением Москвы меняется и статус Великого князя. После падения в 1454 г. Византии Москва становится правопреемницей столицы православия. Изменяется ее статус, изменяется и объем милостыни, которую посылают на Восток русские цари. Отправление милостыни на гору Афон – древнейшая традиция. Милостыня на Восток посылается и в 1371 г. с митрополитом Германом, и в 1376 г. с митрополитом Марко, и в 1398 г., когда турки стояли под Царьградом. Великий князь, митрополит, прочие русские князья “послаша серебро милостыню во Царьгород… С Москвы поехал с милостынею Родионъ чернец Ослебя…”. С XV века подача милостыни на Афон становится прерогативой только русского царя. Поскольку не было возможности ни для военной, ни для политической поддержки, милостыня становилась единственным доступным средством оказывать “помощь и покровительство страждущим православным на Востоке”. Причем в этом акте просматривались как бы два уровня милостыни: личная и государственная. Царская личная милостыня составляла 2000 руб., государственная зависела от того, кто прибывал за помощью. Чем выше статус просителя, тем большая ему предоставлялась финансовая помощь. Размер “финансовой милостыни” мог колебаться от 600 до 4000 рублей, однако были подарки и большей стоимостью. Так, александрийскому патриарху выдали “из сибирского приказа мягкой рухлядью на 9000 рублей”.

Раздача милостыни на Восток братьям по вере продолжалась еще в течение двух столетий. К сожалению, существовавший тогда слабый контроль за раздачей милостыни не дает возможности выяснить ее точные объемы. Только при Анне Иоанновне на Святейший Синод была возложена обязанность составить точный список нуждающихся, и с этого времени процесс милостыни стал более упорядочен. Личная милостыня также претерпевает трансформацию и переходит в государственную систему “гуманитарной помощи”

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Соловьев С. М. Соч. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1–2. – М., 1988. – С. 90.

2

Там же. – С. 90.

3

Соловьев С. М. Соч. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1–2. – М., 1988. – С. 91.

4

Соловьев С. М. Указ. соч. – С. 97.

5

Там же. – С. 98.

6

Ключевский В. О. Соч. В 9 т. Т. 1: Курс русской истории. – М., 1987. Ч. 1. – С. 78–79.

7

Ключевский В. О. Указ. соч. – С. 49–50.

8

Там же. – С. 83.

9

Ключевский В. О. Указ. соч. – С. 85–86.

10

Никольский Н. М. История русской церкви. – М., 1983. – С. 24–25.

11

Платонов О. А. Святая Русь // Россияне. – 1992. – № 12. – С. 57–63.

12

Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М., 1996. – С. 73–92.

13

Каганов Е. Р. Религия древних славян. – М., 1918. – С. 9.

14

Фирсов М. В. Указ. соч. – С. 75–76.

15

Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. – СПб., 1914. – С. 178–179.

16

Дашкевич П. М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. – 1887. – № 6.

17

Фирсов М. В. Указ. соч. – С. 98–103.

18

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб., 1894.

19

Иловайский Д. История Рязанского княжества. – М., 1858. – С. 135.

20

Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. – СПб., 1889. – Т. 1. – С. 15.

21

Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М., 1993. – С. 405.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3

Другие книги автора