Полная версия
Религия сердца
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Религия сердца
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Основатель-ачарья: Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Севайте-президент-ачарья: Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Электронная версия этой книги издаётся по решению и благословениям ачарьи русской миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Бимал Авадхута Махараджа
© 2007, издательство Шри Чайтанья Сарасват Матха. Все права принадлежат ачарье русской миссии, Шриле Б. Б. Авадхуту Махараджу
Наши сайты:
harekrishna.ru – официальный сайт Шри Чайтанья Сарасват Матха в России.
scsmath.com – официальный международный >сайт Шри Чайтанья Сарасват Матха.
saraswati.pro – издания Шри Чайтанья Сарасват Матха.
gaudiyadarshan.com – электронные и бумажные публикации трудов ачарьев Шри Чайтанья Сарасват Матха.
sridharmaharaj.ru – аудиоархив Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа
govindamaharaj.ru – аудиоархив и видеоархив Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа.
avadhutswami.ru – официальный сайт Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа.
youtube.com/BeautyOverPower – официальный канал Шрилы Б. С. Госвами Махараджа, выдающегося проповедника Шри Чайтанья Сарасват Матха, на английском языке и субтитрами на других языках.
Предисловие к русскому изданию
Эта книга составлена на основе бесед нашего дорогого духовного учителя Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Ее название он сам объясняет так: «Что такое религия? Это не книжное знание. Сначала религия проявляется в сердце чистого преданного, а уже потом – в форме книги».
В мире существует много религий, но если присмотреться внимательнее, можно увидеть общую суть – стремление души служить Богу. Это и есть вечная религия души, религия сердца. «Шри Чайтанья-чаритамрита», главное произведение Гаудия-вайшнавов, утверждает, что истинная природа души – быть слугой Кришны (дживера сварупа хойа кришнера нитья даса). Поэтому то, что исходит из сердца личности, всецело занятой служением Кришне, следует считать самым чистым проявлением религии.
Шрила Говинда Махарадж всю свою жизнь посвятил служению Кришне и своему гуру – Шриле Шридхару Махараджу. Божественные откровения, изошедшие из его любящего сердца, обрели теперь форму книги.
Эта книга вышла в свет на английском языке как подношение Шриле Говинде Махараджу благодаря усилиям Шрипада Бхакти Премика Сиддханти Махараджа и преданных, которые помогали ему. Шрипад Сиддханти Махарадж – один из первых учеников Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Следуя наставлению своего учителя, он принял духовное руководство Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа, а затем – и его преемника, Шрилы Б.С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Шрипад Сиддханти Махарадж бережно отобрал жемчужины самых возвышенных истин, услышанных от Шрилы Говинды Махараджа, и представил их в форме книги. Затронутые в ней темы уникальны, потому что раскрывают сокровенные отношения с Кришной и, как правило, не обсуждаются в широком кругу. Но благодаря милости Шрипада Сиддханти Махараджа, мы получили возможность соприкоснуться с откровением самозабвенной любви к Кришне – религией сердца вайшнава.
На русском языке книга появилась по решению и благословению Его Святейшества Шрипада Авадхута Махараджа. Зная о том, как трепетно Шрипад Сиддханти Махарадж относится к словам Шрилы Гурудева и насколько хорошо он знает, что именно хочет сказать Шрила Говинда Махарадж, Шрипад Авадхут Махарадж решил издать книгу на русском языке сразу, как только увидел ее. Прочитав всего несколько страниц, Шрипад Авадхут Махарадж выразил желание, чтобы истины, поведанные Шрилой Говиндой Махараджем, были открыты и российским читателям. Беззаветная преданность Шриле Гурудеву, неиссякаемая энергия и бескомпромиссная самоотдача Шрипада Авадхута Махараджа в служении Его Божественной Милости сделали возможным то, что на русском языке эта книга выходит всего через несколько месяцев после первой своей публикации.
Для того чтобы читателю было легче ориентироваться в тексте, в конце книги сделаны примечания, где содержатся не приведенные в оригинале переводы шлок, цитируемых Шрилой Гурудевом, а также глоссарий – словарь имен, понятий и терминов, встречающихся в тексте. Пояснение некоторых слов дается прямо в тексте и заключено в скобки.
Эта книга – подношение Шриле Гурудеву и всем вайшнавам, и мы смиренно просим читателей быть снисходительными к нашей несовершенной попытке служить им.
ИздателиПредисловие к английскому изданию
Прежде всего, я хочу предложить поклоны моему дикша-гуру, Его Божественной Милости Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Махараджу, который распространил сознание Кришны по всему миру. И хотя мне нечем отблагодарить его, он был добр ко мне и позволил прийти в Шри Чайтанья Сарасват Матх, чтобы обрести общество преданных маха-бхагават – Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа и Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Эти три великие души дали мне прибежище, и я благодарен им за то, что они тратили свои силы на такого падшего и беспомощного человека, как я.
Эта книга – моя смиренная и несовершенная попытка представить крупицу великого сокровища трансцендентного знания Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, которым он одаривает мир последние пятнадцать лет. Шрила Говинда Махарадж совершил двадцать один мировой проповеднический тур и посетил каждый уголок земного шара. Куда бы Шрила Говинда Махарадж ни приехал, он встречался с искренними искателями и выдающимися людьми, представителями различных сфер жизни, неутомимо проповедуя им сознание Кришны. В течение последних десяти лет он еженедельно выступал на Интернет-радио. Благодаря его вдохновению и руководству более чем в сорока странах были основаны семьдесят с лишним центров Шри Чайтанья Сарасват Матха, на более чем двадцати языках были опубликованы двести пятьдесят книг и множество статей, утверждающих совершенную концепцию сознания Кришны, которую он получил от своего Гуру Махараджа. Благодаря его влиянию многие искренние души, страдающие от ужасного влияния Кали-юги, получили шанс обрести прибежище в прохладной сени лотосоподобных стоп Господа. Мы не сможем в полной мере осознать его вклад в сознание Кришны, поскольку это непостижимо.
В 1941 году Шрила Шридхар Махарадж написал шлоку и поместил ее на флаге на бамбуковом шесте в своем Матхе, который в то время представлял собой всего лишь небольшую, крытую соломой хижину. Шлока предсказывала будущую славу Шри Чайтанья Сарасват Матха и утверждала, что однажды эта слава распространится по всему миру.
ш́рӣмач-чайтанйа-са̄расвата-мат̣хавара
удгӣта-кӣрттир-джайаш́рӣм̇
бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-
набадвӣпа-кола̄дрира̄дже
йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-
гаурага̄тха̄ гр̣н̣анти
ш́рӣмад-рӯпа̄нуга-ш́рӣ-кр̣тамати
гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄1
В то время некоторые духовные братья Шрилы Гуру Махараджа критиковали его, говоря, что все, что у него есть, – это только маленький Матх, в котором всего несколько построек и горстка преданных, – как же может случиться, что слава его Матха распространится по всему миру?
В наши дни, благодаря присущему Шриле Говинде Махараджу непоколебимому духу самопожертвования и безраздельной преданности Гуру Махараджу, он успешно утвердил высшую концепцию Гуру Махараджа во всем мире, благодаря чему люди с открытым сердцем, жаждущие подлинной духовной жизни, могут практиковать сознание Кришны под руководством истинного духовного учителя. По его милости солнце Шри Чайтанья Сарасват Матха никогда не заходит, и флаг, который Шрила Гуру Махарадж поднял в 1941 году, реет в несущих благо ветрах над всем миром.
Когда мы слышим, как Шрила Говинда Махарадж говорит об играх Господа или о чем-либо другом, вспоминается третья шлока «Шримад-Бхагаватам», которая утверждает:
нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇
ш́ука-мукха̄д амр̣та-драва-сам̇йутам
пибата бха̄гаватам̇ расам а̄лайам̇
мухур ахо расика̄ бхуви бха̄вука̄х̣
«”Шримад-Бхагаватам” очень сладостен, поскольку в нем описаны игры Кришны, но повествования о них стали еще более сладостными благодаря тому, что изошли из уст Шрилы Шукадева Госвами».
Я надеюсь, что на страницах этой книги мы сумеем разглядеть, как сладостная природа игр Кришны стала еще более сладостной благодаря тому, что рассказы о них изошли из лотосоподобных уст Шрилы Говинды Махараджа. Шрила Гуру Махарадж говорил, что Шрила Говинда Махарадж уже по своей природе парамахамса. Сладкий плод игр Кришны становится еще слаще, когда к нему прикасается Шрила Говинда Махарадж.
В 1955 году, когда Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада получил первую копию журнала «Шри Гаудия Даршан», издаваемого Шрилой Говиндой Махараджем, он заметил, что Шрила Говинда Махарадж –«трансцендентный юморист», и люди с большим удовольствием будут читать его статьи, поскольку они не только поучительны, но и увлекательны.
Я надеюсь, что эта книга передаст прекрасный стиль речи Шрилы Говинды Махараджа, что было изначальным намерением издателей. Если это не так, надеюсь, мы сумеем сделать следующее издание более совершенным.
Предисловие представляет собой перевод бенгальской поэмы «Твои лотосоподобные стопы, дарующие бесстрашие», написанной Шрилой Говиндой Махараджем в 1957 году по случаю Вьяса-пуджы его Гуру Махараджа. Поэма пронизана совершенным духом жертвенности и преданности истинного ученика гуру, а также является примером совершенного смирения, с которым ученик должен относиться к своему духовному учителю. Поэма также демонстрирует глубокое проникновение в высшую сиддханту, знатоком которой, по словам Шрилы Гуру Махараджа, является Шрила Говинда Махарадж.
В первой части книги Шрила Говинда Махарадж объясняет суть концепции Шри Чайтаньи Махапрабху, опираясь на шлоку Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура: арадхйо бхагаван враджехша-танайас тад-дхама вриндаванам2. Опираясь на логику и разум, он объясняет и доказывает, что Абсолютная Истина является Личностью, а не безличной пустотой или абстрактным существом, и эта Личность – Шри Кришна, чья обитель – Вриндаван-дхам, высочайшее измерение духовного мира, превосходящее даже Матхуру или Двараку. Во Вриндаван-дхаме все его обитатели поклоняются Кришне с великой преданностью, но в разных настроениях, таких как шанта-раса – нейтральные отношения, дасья-раса – служение, сакхьяраса – дружба, ватсалья-раса – родительская любовь, и мадхура-раса, которая делится на две категории: супружескую любовь и отношения тайных возлюбленных. Высочайшее поклонение совершают Враджа-гопи, и эта истина подробно объясняется в «Шримад-Бхагаватам», величайшем писании, проповедуемом Шриманом Махапрабху. Шрила Говинда Махарадж излагает эту концепцию столь прекрасно, просто и непосредственно, цитируя многие замечательные шлоки из различных писаний, и так описывает сознание Кришны, как это может сделать только воистину трансцендентный поэт.
Во второй части книги Шрила Говинда Махарадж подробнее знакомит нас с концепцией сознания Кришны и явственно показывает, что Кришна – Верховная Личность Бога, вместилище всей расы, акхила-расамри-та-муртих, изумительно повествуя о Его сладостных играх, чудесных спутниках, трансцендентной флейте и чарующей красоте, описанные в шлоках «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 23, 82 – 83):
сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣
триджаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣3
В четвертой главе он предостерегает, что вначале необходимо последовательно, шаг за шагом, продвигаться в практике сознания Кришны, слушая о нем от истинного духовного учителя. Он говорит, что подлинный духовный учитель не станет рассказывать ученику о высочайших играх Господа в самом начале его духовной жизни. Только тогда, когда духовный учитель увидит, что ученик готов слушать о возвышенном, он будет рассказывать об этом, но никак не раньше. Если мы не прислушаемся к этому предостережению, то получим только фальшивку, или «поддельный бриллиант», как говорит Шрила Говинда Махарадж. То, что мы обретем, не будет подлинным.
На протяжении всей книги Шрила Говинда Махарадж подчеркивает важность служения Кришне и показывает истинный путь поклонения Ему посредством Радха-дасьям, служения Шримати Радхарани. Но поклоняться Ей можно лишь через Шри Гурудева, который является в своем высочайшем проявлении олицетворением Радхарани, а в другом аспекте – Нитьянандой Прабху. Мы обретаем сознание Кришны благодаря нисходящему процессу познания: сначала сам Кришна поведал сокровенное знание Господу Брахме, затем оно было передано Нараде и Вьясадеву, и, наконец, пришло к нашему Гурудеву – Шриле Бхакти Сундару Говинде Махараджу. Сознание Кришны всегда нисходит через сердца чистых душ, и мы можем отыскать такую личность, увидев «яркий свет трансцендентного знания, сияющий в ее чистом сердце». Таково знание, раскрытое Ведавьясой, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, Шрилой Гуру Махараджем, А. Ч. Бхактиведантой Свами, а в наши дни распространяемое Шрилой Говиндой Махараджем.
Нам необычайно повезло, что Шрила Говинда Махарадж представляет истинное учение Шримана Махапрабху, услышанное им от Гуру Махараджа, и нам повезло даже еще больше, потому что Шрила Говинда Махарадж излагает это учение столь ясно и недвусмысленно, как это может сделать только великий учитель и чистый преданный.
Пытаясь составить книгу как подношение Шриле Говинде Махараджу, я мог допустить много ошибок, за которые прошу у всех прощения. Мы постараемся учесть все ваши замечания во втором издании.
Свами Б. П. СиддхантиВыражение признательности
В издании любой книги всегда участвует много людей, и мне хотелось бы попытаться выразить им свою признательность. В работе над книгой принимали участие столь многие преданные, что невозможно упомянуть их всех, но я надеюсь, что меня простят все те, чьи имена я не упомянул.
Когда много лет назад я начал транскрибировать лекции Шрилы Гурудева, Анупама Деви Даси из Германии помогала набирать страницы трудночитаемых рукописей. Я благодарен ей за помощь.
Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж и Шрипад Нишкинчан Махарадж всегда были готовы прояснить многочисленные бенгальские и санскритские стихи, которые Шрила Гурудев цитирует в своих лекциях, и без их помощи публикация этой книги была бы невозможна. Также Шрипад Тиртха Махарадж обратил мое внимание на поэму «Твои лотосоподобные стопы, дарующие бесстрашие» наряду с другими поэмами из старых изданий журнала «Шри Гаудия Даршан», которые он опубликовал в сборнике «Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махараджер Вачана Амрита» на бенгали.
Я благодарен Кришна Нанде Прабху за перевод поэмы «Твои лотосоподобные стопы, дарующие бесстрашие» на английский язык.
Шруташрава Прабху помог мне разобраться с санскритскими стихами, которые цитирует Шрила Говинда Махарадж, и некоторыми глубокими аспектами сиддханты, к которым обращается Шрила Гурудев.
Шрипад Бхакти Канан Гири Махарадж помогал мне в начале моей работы над книгой, а Шрипад Бхакти Сваруп Триданди Махарадж помогал всегда, когда возникали сложности, а также помог отобрать и отредактировать большой объем лекций. Ему помогали Джагадананда Прабху и Ашрая Виграха Прабху.
Дева Майи Деви Даси помогла с цитатами на бенгали. Я благодарен Энакши Деви Даси, которая была столь добра, что безвозмездно предоставила для этой публикации свои уникальные художественные работы, изображающие деяния Шри Чайтаньи Махапрабху.
Бхуван Мохан Прабху пришел на помощь в трудный момент, когда я не мог найти людей, способных осуществить этот проект. Он обладает огромным опытом в издательской сфере, и, когда он предложил свою помощь, я больше не сомневался, что эта книга увидит свет. Он привлек Ишабандху Прабху и Садху Прию Прабху к работе над дизайном обложки и оформлением книги. И, наконец, Дамаянти Деви Даси была ее литературным редактором.
ОМ ТАТ САТ.
Свами Б. П. СиддхантиКнига была завершена в день празднования Гуру Пурнимы – дня явления Вьясадева – 9 июля 2006 годаВведение
Твои лотосоподобные стопы, дарующие бесстрашиеВ священный день явленья твоегоСтоль многие стремятся в Хапанию –Друзья, родные, близкие твоиС дарами и словами поздравлений.У лотосоподобных стоп твоих,Дарующих бесстрашие и веру,Они ликуют, на глазах их – слезыЛюбви и благодарности тебе.Прости же, мой учитель и наставник,За то, что в этот день благословенныйЯ оказался столь неблагодарнымИ ничего не в силах предложить.К стопам твоим припав, молю смиренно:Прости мне равнодушье и беспечность,Дай мне бесстрашия, и твердости, и веры,Даруй способность помнить о тебе.Я потерял себя в тумане Майи,Среди изменчивых понятий мираИ получил взамен лишь вереницуПотерь, скорбей, страданий и могил.Великий дар рожденья человекомРастратил я бездарно и бесцельно,И вот пылаю, словно в лихорадке,Распятый между небом и землей.Вокруг меня горит огонь из ада,Как некая ужасная химера,Меня в свое заманивает чрево,Свою разверзнув алчущую пасть.О, горе мне! Мир превратился в пламя,Со всех сторон опасность. Я бегуПока не упаду, лишенный сил,Забывшись сном среди тумана Майи.Несчастный грешник мечется по жизни,Его одолевают шесть врагов –Шесть диких чувств, не знающих покоя.Он чувствует, что близится конец.Упрямый ум, отвергнувший удачу,Не слушающий ничьих советов,Влечет меня упорно за собою –Судьба моя плачевна и страшна.Лишь Ты меня избавишь, мой Господь!Исполненный любви и состраданья,Прибежище всех падших и греховных,Ты сможешь победить безумье Майи.В смятении взываю, мой владыка:Приди ко мне на помощь, пусть отнынеНавек Твои святые станут стопыОбителью служенья моего.Столь многие уже нашли отрадуПод сенью Твоих милостивых стоп,Но я, лишенный мудрости и веры,Испил сполна и горечи, и муки.Святые Имена, подобно Ганге,Несут нектар небесный всей Земле,А я, как раб несчастный, заперт в клеткуСвоих скорбей, страдая день и ночь.«Мое самопредание» – лишь звуки,Пустые, не имеющие смысла,Взываю только к милости Твоей.О мой владыка, смилуйся, откройся!Я лишь молю о милости смиренно,Склоняться, как к последнему приюту,К Твоим стопам, и ощущать дыханьеТвоей любви и милости Твоей4.Подношение на Вьяса-пуджу Его Божественной Милости Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, написанное Его Божественной Милостью Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем в 1957 годуЧасть I
Слава преданного служения
Глава 1
Служение Вриндавана
Шри Чайтанья Махапрабху неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, и Он пришел в этот мир, чтобы пережить те чувства, которые Шримати Радхарани испытывает к Кришне. Сам Кришна не имел такой возможности, поэтому Он явился в особом облике – как Шри Гаурангадев. Мы можем понять эту истину благодаря следующей шлоке Шрилы Сварупы Дамодара Госвами:
рāдхā-кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир
хлāдинӣ ш́актир асмāд
экāтмāнāв апи бхуви пурā
деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйāкхйам̇ пракат̣ам адхунā
тад-двайам̇ чаикйам āптам̇
рāдхā-бхāва-дйути-сувалитам̇
науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам5
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5Шрила Рупа Госвами также сказал следующее:
ш́рӣ-рāдхāйāх̣ пран̣айа-махимā
кӣдр̣ш́о вāнайаивā-
свāдйо йенāдбхута-мадхуримā
кӣдр̣ш́о вā мадӣйах̣
саукхйам̇ чāсйā мад-анубхаватах̣
кӣдр̣ш́ам̇ вети лобхāт
тад-бхāвāд̣хйах̣ самаджани
ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣6
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6Самый великий преданный ГосподаОднажды наш Гуру Махарадж, Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами, проповедовал в Южной Индии, и был приглашен выступить в собрании пандитов. Все они были знатоками санскрита и обладали обширными познаниями. Они спросили, кто, по его мнению, является величайшим преданным Господа. Они считали, что самые великие преданные – чатухсаны, четверо мудрецов Кумаров, – Санак, Санатан, Санандан и Санат Кумар.
Гуру Махарадж промолчал, поэтому глава собрания вновь напрямую спросил его:
– Кто, по вашему мнению, является самым великим преданным Господа?
Гуру Махарадж сказал:
– Я могу ответить, но примете ли вы мои слова?
Пандит ответил:
– Да, если ваш ответ будет обоснован.
Тогда Гуру Махарадж сказал:
– Согласно нашим представлениям чатухсаны – преданные начального уровня.
Услышав это утверждение, пандиты были в замешательстве. Они спросили, кто же тогда является преданным высочайшего уровня.
Гуру Махарадж ответил: «В “Шримад-Бхагаватам” есть шлока, объясняющая отличное от вашего представление, и, поскольку все вы читали “Шримад-Бхагаватам”, почему же вы утверждаете, что четыре Кумара – самые великие преданные?»
И Гуру Махарадж процитировал следующую шлоку:
на татхā ме прийатама,
āтма-йонир на ш́анкарах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр,
наивāтмā ча йатхā бхавāн
«Шримад-Бхагаватам», 11.14.15В этом стихе Господь Кришна говорит Уддхаве: «Господь Брахма, отец чатухсан и их духовный учитель, не столь дорог Мне, как ты. Даже Шанкара, Господь Шива – величайший вайшнав, всегда воспевающий Мое Святое Имя, – не столь дорог Мне, как ты. Лакшмидеви, богиня удачи, всегда пребывающая на Моей груди, также не столь дорога Мне, как ты. Даже Я сам, наиватма, так не дорог Себе, как ты. Ты – Мой самый дорогой преданный».
Кришна сказал Уддхаве, что он – Его самый дорогой преданный, и когда Шрила Гуру Махарадж сказал это, пандиты были ошеломлены.
После того, как Уддхава побывал во Вриндаване и увидел настроение преданности, жертвенность и совершаемое всем сердцем служение Враджа-гопи и Враджа-васи, он сказал:
āсāм ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣āм ахам̇ сйāм̇
вр̣ндāване ким апи гулма-латауш̣адхӣнāм
йā дустйаджам̇ сва-джанам āрйа-патхам̇ ча хитвā
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйāм
«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61«Если я получу возможность родиться травинкой на тропинках Вриндавана, по которым ступают Враджа-гопи, и пыль с их стоп благословит меня, я почувствую, что моя жизнь увенчалась успехом».
Нет сомнений в том, что Кришна более удовлетворен преданностью гопи, нежели преданностью Своего ученика Брахмы, дорогого брата Санкаршаны, Шри Лакшмидеви, всегда пребывающей на Его груди, или даже Господа Шивы.
Жителям Вриндавана, особенно Враджа-гопи, присуща подобная жертвенность, преданность и настроение безраздельного служения, и Уддхава, самый дорогой преданный и ученик Господа Кришны, провозглашает это. Подлинное сознание Кришны – следовать по стопам Враджа-гопи.
Кришна – возничий АрджуныЛюди движимы разными идеями и имеют различные представления о сознании Кришны, но, так или иначе, считают Кришну Верховной Личностью Бога. Согласно некоторым представлениям, Кришна занимает положение учителя.
В «Бхагавад-гите» Кришна дает Арджуне наставления как духовный учитель. Он открывает ему духовное знание, поэтому обычно Ему поклоняются как «Гита-Кришне» или Кришне, который поведал миру «Бхагавад-гиту». Эта беседа состоялась перед битвой, на поле Курукшетра, когда Кришна и Арджуна взирали на миллионы солдат, готовых к сражению.
Перед началом войны Дурьодхана и Арджуна решили обратиться к Кришне за помощью. Они пришли, когда Он спал. Дурьодхана был старше Арджуны, и Кришна должен был обратиться сначала к нему. Но Кришна, проснувшись, первым увидел Арджуну и потому спросил его, с какой целью тот пришел.