bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Катасонов В. Ю.

О судьбах народов и человечества Очерки, навеянные трудами святителя Николая Сербского

Введение

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается книга, которую можно назвать размышлениями над творческим наследием выдающегося мыслителя ХХ века святителя Николая Сербского. Это уже вторая моя книга подобного рода, первая называлась «Мир глазами святителя Николая Сербского»1. В той книге основное внимание я уделил таким произведениям святителя, как «Символы и сигналы», «Наука закона», «Война и Библия», «Жатвы Господни», «Агония Церкви», «Духовное возрождение Европы».

В данной книге я продолжаю обсуждение разных проблем, поднимаемых Николаем Сербским, опираясь на перечисленные работы. Их глубину трудно переоценить, они являются неисчерпаемыми источниками истин, которые помогут нам понять события XXI века, а главное – подсказать, как действовать в этом сложном и турбулентном мире. В данной книге я расширяю круг используемых работ святителя. К перечисленным выше я добавил прежде всего небольшую книгу, которая называется «Сербскому народу – из окна темницы». Также мною активно использовались работы «Феодул, или Раб Божий», «Индийские письма», «Стеклянные глаза Индии», «Единый человеколюбец», «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею», «Верую. Вера образованных людей», «О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям» и некоторые другие. Уже не приходится говорить, что постоянно прибегал и прибегаю к таким источникам мудрости, как «Любостыньский стослов», «Мысли о добре и зле», «Стослов», «Миссионерские письма», а также «Беседы» (представляющие собой проповеди, разъясняющие читаемые на церковных службах отрывки из Евангелий) и т.д.

Технология подготовки данной книги ничем не отличается от той, которая была использована для первой. Открою секрет: я со студенческих лет привык серьезные работы (а к таковым отношу все без исключения произведения Николая Сербского) в процессе чтения конспектировать. Затем на основе первичных конспектов делаю расширенные конспекты, куда включаю свои собственные размышления по поводу поднимаемых вопросов. Получившиеся материалы обычно размещаю в виде статей (очерков) в различных периодических изданиях. А затем собираю статьи в отдельную книгу. Так же было и с данной книгой. Я ее готовил с конца лета 2017 года по февраль 2018 года (примерно полгода). Правда, часть статей (очерков) в периодических изданиях я опубликовать не успел. Таким образом, они впервые представляются читательской аудитории в предлагаемой книге.

В данной книге я распределил статьи (очерки) по разделам. Всего их получилось девять. Первые четыре раздела объединены сквозной темой, которую можно назвать «судьбы народов и государств».

В первом разделе речь идет о судьбах многочисленных ветхозаветных народов (за исключением еврейского). Многие из тех древних народов исчезли в песках истории, но судьбы их очень поучительны для тех, кто живет в XXI веке.

Второй раздел посвящен исключительно истории ветхозаветных евреев. Впрочем, в этом разделе последний очерк посвящен судьбе сегодняшних евреев и сегодняшнего государства Израиль в конце мировой истории. Знакомство с трудами святителя Николая Сербского по истории ветхозаветных народов, в первую очередь еврейского, заставляет по-новому взглянуть на Ветхий завет. Начинаешь понимать, что это лучший учебник по истории человечества, объясняющий народам всех стран и континентов, как надо жить и как не надо. Важнейшим условием сохранения народа и государства в истории является соблюдение заповедей Бога. Святитель Николай Сербский прослеживает взлеты и падения древнего Израиля в непосредственной связи с тем, как еврейский народ исполнял или попирал заповеди, данные ему через Моисея Богом.

Третий раздел посвящен Европе Нового времени. В этом разделе я продолжаю разговор о Европе последних веков, начатый в книге «Мир глазами святителя Николая Сербского». Там самым большим является раздел, который называется «О “закате Европы” и “конце истории”». В данной книге в третьем разделе особо рекомендую обратить внимание на очерк «Николай Сербский о судьбе двух “пасынков” – Израиля и Европы». Удивительные совпадения историй ветхозаветных евреев и христианской Европы! И те, и те были облагодетельствованы, избраны Богом; и те, и те предали Бога; и те, и те лишились «избранности» со всеми отсюда вытекающими для них трагическими последствиями.

Четвертый раздел – о судьбах неевропейских народов. Это прежде всего страны Востока, особенно Индия, где христианство до сих пор слабо представлено и где господствуют языческие верования, даже если они называются религиями. Святитель Николай Сербский проявил себя глубоким знатоком истории, культуры и религии Востока, особенно Индии («Феодул, или Раб Божий», «Стеклянные глаза Индии», «Индийские письма»). В этот же раздел включены очерки о России и Сербии в силу их духовной особости по отношению к протестантской и католической Европе.

В особый (пятый) раздел выделены проблемы так называемого «Декалога» (десяти заповедей, которые были даны еврейскому народу Богом через Моисея). За идейную основу данного раздела изначально мною была взята небольшая работа святителя «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею». Однако когда я основательно погрузился в тему «Декалога», понял, что ей посвящена половина всего того, что было сказано и написано святителем. Среди десяти заповедей особое внимание он уделил восьмой заповеди («не кради»), являющейся крайне актуальной для сегодняшнего мира. Конечно, соблюдение других заповедей «Декалога» так же жизненно важно для каждого отдельно взятого человека и всего народа (государства), но детальный анализ всех заповедей (в свете трудов Николая Сербского) – гигантская задача. Для такого исследования, наверное, потребовалась бы отдельная книга.

Шестой раздел также вписывается в тематику «судеб», но здесь речь идет уже не о судьбах отдельных народов и государств, а о судьбах всего человечества. Говорится о «последних временах» человеческой истории, о войнах, о так называемых «законах истории». В данном разделе продолжается разговор, который был начат еще в первой книге. Напомню, что в книге «Мир глазами святителя Николая Сербского» ключевыми были разделы, которые назывались «О “закате Европы” и “конце истории”», «Война и христианство», «Метафизика истории», «История христианства: от первого Рима к Третьему Риму», «О “законах” общества и социальных идеалах».

Седьмой раздел посвящен размышлениям о том, что такое экономика с христианской точки зрения. В первой книге я лишь вскользь касался этих вопросов. Например, там в разделе «О “законах” общества и социальных идеалах» я затронул экономические проблемы в статьях-очерках «О так называемых экономических законах и Суде Божьем», «О капитализме и коммунизме», «О безбожном коммунизме и еврее Карле Марксе». В данной книге в седьмом разделе я затрагиваю такие вопросы, как «Божественная экономика», библейское понимание труда, «Христос как Труженик», «Человек как конечный результат хозяйственной деятельности», «Бог как Хозяин и Помощник человека в хозяйственной деятельности» и др.

Восьмой раздел – о происхождении такого института, как «интеллигенция». Здесь я показываю, что современная интеллигенция берет свое начало с ветхозаветных фарисеев и книжников. Редко кто видит в евангельских фарисеях и книжниках прообраз современных интеллигентов, а святитель увидел. Николай Сербский показывает глубинные исторические и духовные корни интеллигенции, которая во все времена заражала своими тлетворными идеями общество, подрубала веру народа в Бога, расшатывала устои государства. Это наглядно видно на примере фарисеев и книжников, которые вели Израиль к погибели. Примерно такую же роль сыграла в истории нашего государства «российская» интеллигенция, которая была чужда духу Святой Руси, в своей массе была безбожна и питалась идеями французского «просвещения» (Вольтер, Дидро, Руссо и др.), социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье и др.), немецкой классической философии (Гегель, Кант и др.), английской политической экономии (Адам Смит, Давид Рикардо и др.).

Девятый раздел – об образовании и просвещении. Он продолжает разговор, который был начат в первой книге, где имеется раздел «О науке и образовании». Опираясь на работы святителя, я попытался разобраться в том, что такое «образование» и что такое «просвещение», в чем они совпадают и в чем различаются. Святитель констатировал, что уже до Второй мировой войны образование в Европе переживало кризис. Сегодня, в начале XXI века, образование и просвещение находятся в состоянии уже не кризиса, но самой настоящей катастрофы. Я попытался общими штрихами обрисовать некоторые стороны этой катастрофы и оценить ее последствия. А также, ссылаясь на святителя Николая Сербского, дать некоторые рекомендации, как нам, христианам, действовать в условиях этой катастрофы.

Подытоживая, хочу еще раз повторить, что творческое наследие святителя Николая Сербского воистину бесценно. Когда я ставил точку в последнем своем очерке, то мысленно задал себе вопрос: какую часть творческого наследия Николая Сербского мне удалось охватить своими двумя книгами? – Думаю, что одну четверть, максимум – треть. Но это чисто формальная, количественная оценка. Перечитывая некоторые работы святителя, я нахожу в них все новые и новые крупицы мудрости. А потому можно сказать, что наследие святителя неисчерпаемо.

Спасибо тем, кто возьмет в руки мою книгу и прочитает ее. Готовил я ее ради того, чтобы читатель в конечном счете взял в руки книги самого святителя. Взяв же в руки книги святителя и прочитав их, он (читатель), я уверен, возгорится непреодолимым желанием взять в руки Священное Писание. Даже если он его читал (и даже изучал) ранее, то после книг святителя Николая Сербского он взглянет на Священное Писание несколько другими глазами. Святитель помогает нам духовно прозревать и проникать в глубинный смысл всего происходившего в истории человечества и происходящего в сегодняшнем мире. А главное, читатель поймет, как прилагать идеи Священного Писания к своей повседневной жизни.

Прошло уже более шестидесяти лет после смерти святителя, но Николай Сербский по-прежнему продолжает свою миссионерскую работу во всем мире. Пятнадцать лет назад (в 2003 году) епископ Охридский и Жичский Николай Сербский (Велимирович) был канонизирован Архиерейским собором Сербской Православной Церкви как святитель. А я его лично для себя называю еще и «равноапостольным». Святитель Николай Сербский – миссионер апостольского масштаба последних времен человечества.

Раздел I

Как погибают народы и государства

Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!

Святая Блаженная Матрона Московская

Ханаан

Каковы были эти народы, когда Иаков оставил Ханаан и переселился в Египет, таковы были и после 430 лет, когда Израильский народ вернулся в Ханаан. Эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Второз. 7, 1), но духовно они были уже мертвы.

Святитель Николай Сербский. Война и Библия

Сегодня мировая общественность очень озабочена процессом исчезновения многих видов животных, рыб, птиц, насекомых и растений. Некоторые эксперты говорят, что каждый день с лица Земли исчезает по крайней мере один вид. Другие оценивают скорость исчезновения несколькими видами в день. Сколько всего видов флоры и фауны ушло в небытие за всю историю существования Земли, никто определенно сказать не может2. Проблемой исчезающих видов животного и растительного мира сегодня озабочены тысячи экологических организаций нашей планеты, Организация Объединенных Наций и различные ее специализированные органы. Проводятся бесконечные национальные и международные конференции, конгрессы и иные форумы, посвященные данной проблеме, получившей статус глобальной.

Нет спора, указанная проблема очень серьезна и таит угрозы человечеству. Но вот что удивительно: гораздо меньше внимания уделяется угрозе исчезновения с лица Земли людей. В том числе их сообществ – народов, племен, этносов, цивилизаций, культур. То есть всего того, что мы относим к главному творению Бога – человеку. А ведь это не только потенциальная угроза. Конечно, потери отдельных народов, племен и этносов в результате войн, стихийных природных катаклизмов или эпидемий могут компенсироваться естественным приростом численности людей в рамках соответствующих национально-этнических групп. Но в некоторых случаях такого восстановления не происходит. Народы и племена (назовем их «молекулами человечества» или «видами человечества») исчезают с лица Земли бесследно. Обидно, что ученые и общественные активисты уделяют этой проблеме крайне мало внимания. Сейчас в мире насчитывается почти три с половиной тысячи разноязыких народов и племен. Из них лишь триста относятся к так называемым великим, то есть насчитывающим свыше одного миллиона человек. Как писал на излете прошлого века Василий Яналов, «практически все народы проходят естественный цикл развития: рождение, расцвет и угасание. Период рождения новых этносов растягивается на века. Гибель происходит в относительно короткий срок. В текущем столетии с лица земли исчезли десятки народов»3. Серьезных исследований на тему исчезновения «видов человечества» почти нет. Есть оценки потерь в отдельных регионах мира за определенные периоды времени. Например, в результате колонизации европейскими конкистадорами Америки исчезло около тридцати коренных народов и племен (ольмеки, перику, монки, эри и т.д.). На Кавказе в прошлом веке исчезли убыхи и ассимилировались карабулаки4. Нет даже примерной инвентаризации общемировых потерь подобного рода за последние несколько веков. Тем более нет глубокого осмысления причин таких потерь. Списать все на войны, природные катаклизмы и эпидемии удается не всегда5, поскольку одни народы под действием таких причин исчезают, а другие выживают и даже укрепляются.

Как это ни странно, наилучшей книгой, раскрывающей тему исчезновения народов, оказывается Священное Писание, особенно его первая часть – Ветхий завет. На это обращает внимание святитель Николай Сербский в своей небольшой книжице «Война и Библия» и ряде других работ. Он скрупулезно изучает судьбу некоторых древних народов, фигурирующих в Священном Писании, которые исчезли с лица Земли еще до Рождества Христова. История этих народов очень поучительна. Особо обратим внимание на седьмую главку «Войны и Библии», которая называется «Семеро осужденных на смерть». Речь идет о семи народах, населявших землю Ханаанскую. Напомню, что Ханаан – западная часть Плодородного полумесяца. Плодородный полумесяц – условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Название является переводом английского термина «Fertile crescent», впервые использованного американским археологом Дж. Г. Брэстедом (1865–1935) в его книге «Древние тексты Египта». Территория получила такое название из-за ее богатой почвы и очертаний, напоминающих полумесяц. Состоит из Месопотамии и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и историческую Палестину6.

Слово «Ханаан», как считают ученые, означает «страна пурпура»; это имя в древности носила собственно Финикия, а в библейские времена – страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Ханаан в целом так же известен как Земля обетованная. Так вот семью народами, населявшими Ханаан, были: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и евусеи. Эти народы уже существовали и процветали в те времена, когда Израиль как народ (сыновья Иакова и их потомки) еще только складывался. Что пишет святитель Николай Сербский об этих народах?

«Каковы были эти народы, когда Иаков оставил Ханаан и переселился в Египет, таковы были и после 430 лет, когда Израильский народ вернулся в Ханаан. Эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Второз. 7, 1), но духовно они были уже мертвы»7.

Святитель раскрывает содержание своих слов о духовной смерти ханаанских народов: «Все эти народы отпали от Бога, Единого и Живого, попрали Божий Закон, предались идолопоклонству и, что неизбежно, крайней безнравственности. Ни милость, ни наказание Божьи не касались сердец их, так как и милость, и наказание Всевышнего приписывали они не Богу, а диаволу. Их вера была лишь верой в дьявола; их страх был страхом дьявола, и союз их – союзом с дьяволом».

Бог сделал сынов и потомков Иакова народом богоизбранным и дал этому народу «зеленый свет» занять землю Ханаанскую («Землю обетованную»). Господь не только наградил евреев этой землей, Он еще возложил на этот народ задачу уничтожить поклонников дьявола, проживающих в Ханаане: «Израильтяне должны были сдунуть их, как пыль; срубить, как подсеченное дерево, и похоронить их, как мертвых. Именно это и приказал Господь сделать Израилю, когда войдет в обетованную землю (Втор. 7, 2)».

Многие читатели Ветхого завета обращают внимание на ту жестокость, которую проявлял Израиль в борьбе с язычниками на своем пути к «Земле обетованной» и в ходе борьбы за Ханаан. Некоторые мало подготовленные читатели возмущаются этими сценами насилия и крови. Даже некоторые теологи и богословы пытаются «исправлять» Священное Писание, полагая, что подобное насилие никак не соотносится с Богом, Который есть Любовь. Святитель Николай Сербский отвечает таким «критикам» Священного Писания: «Некоторые протестантские толкователи Святого Откровения не видят в этом Божиего милосердия или говорят, что Моисей заблуждался. Как это, мол, так, что такое жестокое распоряжение могло изойти от Бога, спрашивают они. Должно быть, Моисей заблуждался? – Ни то, ни другое. Здесь нет ни жестокости Божьей, ни заблуждения Моисея. Разве не заслужили смерть и вечную смерть люди, сотни лет попиравшие имя своего Создателя и закон Его, сотни лет воевавшие против Него? Нельзя поднимать вопроса о милости Божьей, пока не будут поняты все страшные богоборческие грехи и пороки этих народов. Да и кто может оспаривать право огородника истреблять в своем огороде захирелые овощи и насаждать здоровые? И кто может до конца проникнуть в глубины Божиего Промысла? Несомненно, что, во-первых, своею развращенностью народы эти уже давно заслужили свою гибель; во-вторых, Господь хотел здесь испытать веру и послушание израильского народа, как некогда испытывал Авраама, приказав принести в жертву единственного сына».

Не сразу и не безропотно израильтяне выполнили задание Бога, поскольку и сами все время уклонялись с путей Господних. «Богоизбранным» народом их можно было назвать с большой натяжкой. Поэтому и сами израильтяне терпели поражения в военных сражениях и несли различные наказания от Бога. Так постепенно Господь воспитывал свой «избранный» народ. Выполнить порученное Богом задание евреи смогли лишь после смерти Моисея, когда их возглавил Иисус Навин: «Когда после смерти Моисея во главе войска и всего израильского народа стал Иисус Навин, то народ этот быстро и победоносно пошел вперед, стирая с лица земли эти осужденные на смерть народы. “Не отступай от закона ни направо, ни налево”, – сказал ему Господь в самом начале войны. “Пусть не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы тебе тщательно исполнять все, что в ней написано; потому что тогда ты будешь благополучен в путях твоих и тогда будешь иметь успех. Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; потому что с тобою Господь Бог твой, куда ни пойдешь” (Ис. Нав. 1, 7–9). Этот военачальник был до конца жизни верен и во всем послушен Богу, не погрешив ни в одной заповеди Божьей. Если бы не было порой греха, то есть неисполнения заповедей Божьих, среди воинов его стана, то все эти семь народов были бы быстрее истреблены и похоронены, как мертвые».

Святитель предлагает читателям извлечь уроки из истории семи ханаанских народов: «Страшная судьба семи осужденных на смерть народов учит нас, что:

1) ни один народ не может жить мирно, греша против Божиего закона;

2) грех является возбудителем войны; и сколько бы грешный народ ни выказывал свое миролюбие, война должна его поразить;

3) наказывая богоборческий, отпавший от Бога народ, Господь иногда посылает на него и отдаленные народы. Так, для наказания ханаанских язычников были приведены из Египта израильтяне. В наказание европейцам были из далекой Азии посланы Аттила и Чингисхан; в наказание испанцам – сарацины, а балканцам – турки».

Содом, Тир, Сидон, Помпея

И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем.

Зах. 9, 3–4

Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

Мф. 11, 20–22

Напомню, что в предыдущей статье мы говорили о судьбе семи ханаанских народов, опираясь на оценки и выводы святителя Николая Сербского. Святитель говорил о таком средстве уничтожения народов, как войны.

Но могут быть и другие средства – наводнения, землетрясения, извержения вулканов, природные катаклизмы, эпидемии и т.п. Не следует забывать, что самое масштабное уничтожение людей – Всемирный потоп. Он произошел в XXI веке до Р.Х. Может быть, в абсолютном выражении масштабы уничтожения людей были не самыми рекордными в истории человечества. По разным оценкам, накануне потопа в мире проживало от 10 до 15 млн человек8; все они были поглощены морской стихией – выжил лишь Ной с семейством. В относительном выражении это была вселенская катастрофа, прообраз тех катастроф, которые описаны в Апокалипсисе (в последние дни человеческой истории бо́льшая часть человечества также погибнет, только не от водной, а огненной стихии).

Святитель вспоминает и другие случаи гибели народов и государств: «Жители Содома и Гоморры были такими же духовными мертвецами, и вышняя сила послала на них огонь и пепел, чтобы похоронить их. Такими же были Тир и Сидон, и война их истребила. Такова была и Помпея, за что и погибла под огнем и пеплом». Содом и Гоморра, Помпея погибли не от войн, а от природных катаклизмов.

Согласно Библии, во времена Авраама Содом, который находился вблизи Мертвого моря, был цветущим и богатым городом. Рядом с ним находились города Гоморра, Адма, Севоим и Сидон, которые образовывали содомское пятиградие. Жители этих городов «были злы и весьма грешны» (Быт. 13, 13), поэтому «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19, 24–25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим.

В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель подчеркивает, что «Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира – от мира без Бога». И в этой связи он приводит несколько высказываний пророка Иезекииля: «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер. 16, 5). «За что же Благой Господь отнял мир у народа? – вопрошает святитель. – За то, что “устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своем готовят ему засаду. За это ли не наказать их?” (Иер. 9, 7–8). За их двуличность и лицемерие “брошены будут трупы людей, как навоз на пол, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их” (Иер. 9, 21)».

Святитель упоминает города Тир и Сидон. Это были крупнейшие финикийские города. Финикия (греч. «страна пурпура») – древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200–800 годы до нашей эры. Тяжелым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до Р.Х. Финикия была завоевана царем Великой Армении Тиграном Великим9.

Тир был самым главным городом Финикии в древние времена. Иезекииль, пророк, живший в VI веке до Р.Х., предсказывал, что камни, деревья и земли Тира будут брошены в море и на том месте останутся только голые скалы (Иез. 26, 12–14). Все, что предсказывал пророк Иезекииль и другие пророки в отношении Тира, сбылось. Это интереснейшая захватывающая история. В своей известной работе «Слово о законе» святитель пишет: «Почему погиб Тир, торговый город, богатый и роскошный? Стал он гордиться богатством своим и преследовать тех, кто держится Бога. Поэтому и погиб безвозвратно. “…Твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра, – говорит пророк Иезекииль, – …посредством торговли твоей ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим” (Иез. 28, 4–5). “Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, – говорит Господь устами пророка, – и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле… и не будет тебя во веки” (Иез. 28, 18–19)»10. В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель ссылается еще на одного пророка – Захарию, который также предвещал смерть Тира: «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем» (Зах. 9, 3–4). Святитель комментирует: «Следовательно, нисколько не помогают ни серебро, ни золото, если переполнится чаша беззаконий и нечестия и если замахнется [на кого-либо] рука Господня». Последняя страница истории Тира: Александр Македонский долго осаждал город, сломил оборону, опустошил и сжег город. Вот что говорил о бесславном будущем Тира Иезекииль: «…Будут искать тебя, но уже не найдут тебя» (Иез. 26, 21). Так оно и получилось. Археологи не могу найти ни его центра, ни определить, где проходили стены города11.

На страницу:
1 из 5