bannerbanner
Израильский миф о чуде в пустыне. Очерки по истории Святой земли
Израильский миф о чуде в пустыне. Очерки по истории Святой земли

Полная версия

Израильский миф о чуде в пустыне. Очерки по истории Святой земли

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

На месте погребения святого обычно строилась мечеть. Иногда это священное захоронение могло находиться в самом центре деревни, иногда – на её краю. Но нередко святыня оказывалась и на солидном расстоянии от деревни: в горах, на равнине или в пустыне. Однако в любом случае священная могила находилась на возвышении, будь то гора или холм среди равнины.


Усыпальница святого становилась местом паломничества местных жителей, а часто и не только жителей самой деревни, если святой был при жизни известным полководцем, политиком, духовным лидером или пророком.

Здесь же, как отмечалось выше, проводились религиозные церемонии, например, свадьбы, и отмечались ежегодные праздники, как религиозные, так и, скажем, праздники, связанные с окончанием сбора урожая.


О религиозных праздниках, связанных со святыми Палестины, речь пойдёт ниже. Здесь же мы считаем необходимым отметить следующее: на наш взгляд, было бы неправильным связывать описываемую традицию только с Саладином, поскольку мусульманские святыни в Палестине не исчерпываются одними захоронениями. Помимо захоронений эпохи Саладина, в Палестине есть немало мемориалов, связанных с историей и культурой этой страны, и, прежде всего, с тремя её главными религиями: иудаизмом, христианством и исламом. В соответствии с этим критерием, святыни Палестины можно также весьма условно разделить на относящиеся к библейской эпохе, к раннеисламскому периоду, эпохе Саладина, и, наконец, относящиеся к историко-культурному наследию. Сюда следовало бы включить и христианские святыни Палестины, но это отдельная тема. В то же время, истории иудейских и мусульманских святынь связаны гораздо теснее и глубже, нежели это может показаться для непосвящённых в сущность данного вопроса.


Одной из древнейших святынь Палестины является мавзолей Хашима ибн Абд Манафа аль-Курейши.

Когда войска арабского полководца Амра ибн аль-Аса взяли в 637 году после трехлетней осады город Газа, жизнь этому крупному византийскому порту, центру торговли и культуры, спасла усыпальница Хашима ибн Абд Манафа аль-Курейши- прадеда пророка Мухаммада, живший в 464—497 годах.


Солдаты Амра ибн аль-Аса выместили всю свою злость за три года лишений, связанных с осадой, на местном гарнизоне, оборонявшем Газу. Но сам город и его жителей мусульмане не тронули именно, как гласит местное предание, в память о прадеде пророка.


Здесь, в Газе, прадед пророка – Хашим ибн Абд Манаф – был похоронен после того, как неожиданно умер во время своей поездки в Сирию. Хашим принадлежал к самому крупному и могущественному племени Курейши в Хиджазе. Он был богатым купцом и играл, если не главную, то, по крайней мере, одну из ведущих ролей в торговле между Хиджазом, Египтом и Сирией. Но прославился прадед пророка не своим богатством, а благотворительностью. Настоящее его имя – Амр аль-Ула. Хашимом его прозвали за то, что в голодные годы он привозил из Египта муку. Из неё его работники пекли хлеб для бедняков. Хашим кормил бедняков похлёбкой из мяса, в которую добавлялись кусочки хлеба. Хлеб, по восточной традиции, ломают руками. Отсюда и данное ему имя Хашим, по-арабски означающее ломать или разбивать, в смысле, ломающий хлеб для голодных. Отправляясь последний раз в дорогу по своим торговым делам, Хашим отвёз беременную жену к своим родителям, а сам отправился в Сирию. К тому времени у него уже было три сына и пять дочерей. Самый младший его сын – Мутталиб – родился уже после смерти отца. Именно он, Мутталиб, стал родоначальником клана, которому принадлежал и пророк Мухаммад. Клан этот стал носить имя Хашима. Потомками Хашима считали и считают себя современные правители Иордании.


На месте погребения Хашима ибн Абд Манафа в Газе построена мечеть Сайед аль-Хашим. Мавзолей Хашима находится в северо-западном крыле мечети. Возраст мечети определяется двенадцатым веком, а первоначально, по-видимому, эта святыня существовала только в виде мавзолея. Точно сказать трудно, поскольку за прошедшие века Газа пережила вторжения крестоносцев, мамлюков, монголов, армии Наполеона, землетрясения, наводнения и оползни. Разрушили эту старейшую в Газе мечеть, построенную в стиле мамлюкской архитектуры, солдаты Наполеона. Мечеть была восстановлена только в 1850 году по приказу султана Абдул Маджида, причем на её восстановление были использованы материалы и строительные конструкции, уцелевшие от других разрушенных наполеоновскими солдатами мечетей города. В 1903 году был восстановлен минарет, но уже в Османском стиле. При мечети действовала исламская школа – медресе, а сама мечеть, известная среди купцов всего арабского Востока от Марокко до Аравии ещё со средних веков, была в это время одним из центров исламского образования.


Начнём наш рассказ с наиболее известной и почитаемой в Палестине и Израиле мусульманской святыни – усыпальницы пророка Мусы. Самым почитаемым в Исламе и цитируемым в Коране после пророка Мухаммада является, пожалуй, Моисей из Пятикнижия.


Усыпальница Наби Мусы, пророка Моисея, находится в Иудейской пустыне, в двадцати километрах к востоку от Иерусалима и десяти километрах к югу от Иерихона.


Инициатором сооружения усыпальницы, названной именем Моисея, был Саладин.

Святилище это строилось и перестраивалось со времён Саладина и до конца Османской империи.

Со Святилищем пророка Мусы был связан и главный праздник мусульман Палестины – религиозный фестиваль, который начинался за неделю до великой пятницы христиан и продолжался целую неделю. А почему это так, объяснение дано выше.


Пожалуй, первый вопрос, который приходит в голову человеку, более-менее знакомому с Пятикнижием или Ветхим Заветом, где ясно говорится о том, что, во-первых, Моисей не войдёт в Ханаан, а во-вторых, о том, что место его погребения неизвестно, – откуда у мусульман такая уверенность, что Моисей-Муса похоронен именно здесь?

Но, во-первых, согласно Корану, Моисей вошёл в Землю Обетованную и даже успел в ней пожить.

В пятой (Аль Маида), в аятах с 20 по 26 аяты рассказывается история грехопадения израильтян, отказавшихся войти в обетованную Господом землю.

Согласно Корану, когда израильтяне подошли к землям Ханаана, они не пожелали завоёвывать обещанную Господом землю и сказали Мусе (Моисею) и его брату: мы никогда не войдем в эти земли, пока они там (народы, населявшие Ханаан прим. автора), идите вы двое и бейтесь с ними (с хананеями), а мы посидим здесь (5:24).

На что Муса ответил: о, Всевышний, у меня нет контроля над этими людьми, я в ответе только за себя и своего брата.

На это Аллах ответил ему (5:26): «Эта земля будет недоступна для них в течение 40 лет, скитаться им по диким местностям. Но тебе (Мусе) не о чем печалиться, и нечего жалеть этих беспутных людей».

В шестьдесят девятом Аяте тридцать третьей Суры, – Аллах говорит о том, что на Мусе нет вины за действия его людей, и он в высшей степени человек достойный в глазах Аллаха.

То есть, согласно Корану, никакого противоречия в том, что Моисей-Муса похоронен в земле Ханаана, нет.

Более того, в мусульманской традиции рассказ о Моисее сопровождается следующим дополнением: Господь пообещал, что пророк не будет одинок и на его могилу придут тысячи поборников, что и исполняли правоверные мусульмане Палестины до 1937 года, когда англичане запретили местным арабам собираться на праздник пророка Мусы.

Этот запрет оставался в силе и после ухода англичан: во время иорданской оккупации и потом, во время израильской. Нынешняя администрация Палестинской Автономии также оставила запрет в силе.

А место захоронения пророка Мусы обнаружил Саладин. Произошло это с ним во сне.

Согласно преданию, во сне к нему явился ангел Джебраил и указал точное место, где покоился Муса-Моисей.

Проснувшись, мусульманский полководец лично отправился на указанное Джебраилом место и действительно, обнаружил там могилу.

В том, что это могила Мусы никто из мусульман не сомневался.


Интересно, однако, что с холма, на котором находится мечеть, видны и Иерусалим, и Иерихон, и горы Моава. Так что возможно, это действительно то самое место, с которого Моисей обозревал Землю Ханаана, куда, согласно Пятикнижию, ему не суждено было ступить.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2