bannerbanner
Затерянный город «Рамаяны»
Затерянный город «Рамаяны»

Полная версия

Затерянный город «Рамаяны»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД РАМАЯНЫ


Шри-Ланка… Словно душистая и сладкая капелька нектара сорвалась с лепестка прекрасного лотоса, именуемого ныне Индией. Страна, полная потаенных чудес далекого прошлого…

Пожалуй, самая захватывающая тайна древности в Шри-Ланке – это местоположение загадочного города Ланка. С полным на то основанием этот город можно назвать ведической Троей, которая еще ждет своего Шлимана. Ко времени высадки предводителя сингалов принца Виджая на побережье возле современного города Путталам в 525 году до н. э. Ланка уже была столицей неизвестной нам империи якхов – очень высокоразвитого народа, проявлявшего столь же поразительные чудеса в обработке камня и строительстве, что и ваятели Египта, Шумера и особенно Хараппы – цивилизации долины Инда III – II тысячелетия до н. э. По свидетельству летописи Махаванса, Виджая при поддержке колдуньи якхов Кувени напал на город со своими сторонниками, разрушил его, а затем покорил весь остальной остров. При этом Махаванса загадочно сообщает, что якхи не были людьми в прямом смысле этого слова, а являлись духами, как и другой, обитавший в то время в Шри-Ланке народ – наги. Духи, оставившие материальные свидетельства своего пребывания на этом свете! Странно…


ПРИНЦ ВИДЖАЯ И РАМАЯНА


А что нам собственно известно о городе Ланке (в переводе это слово означает блистательный), о его строителях и обитателях якхах? Заглянем в разные источники. Священная рукопись Махаванса, как мы уже видели, именует их духами. Духами, надо полагать, не злыми, ибо якхи верой и правдой служили потом своему покорителю принцу Виджае и даже помогли королю Пандукабхайе возвести не менее блистательную первую столицу сингальского государства Анурадхапуру в IV веке до н.э. Кстати, возникает очень большой соблазн отождествить затерянную Ланку с Анурадхапурой; есть мнение и есть свидетельства, что Анурадхапура не возникла на голом месте, к моменту ее летописного основания здесь уже существовало высокоорганизованное поселение. Однако подобное сравнение наталкивается на некоторое несоответствие в описаниях местности и самого города Ланки в разных трудах и преданиях (о них чуть позже). Здесь же мы немножко займемся демонологией и посмотрим, как древние индийцы величали свою потустороннюю силу.

Арабский ученый XI века н.э. Абу Рейхан Бируни в своем объемистом труде Индия пишет, что индийцы делили живых существ на три вида: богов и духов, непосредственно человека и животных. Мы не зря говорим сейчас именно об индийцах, поскольку сингалы были выходцами из Северной Индии и, естественно, принесли на землю Шри-Ланки свое изначальное мировоззрение. В свою очередь эти три вида делились на четырнадцать разновидностей. Восемь принадлежало высшим существам, среди которых значились якши (или якхи) – слуги бога богатства Куберы и хранители его сокровищ (очень часто якхи считались добрыми духами и даже служили ангелами-хранителями) и ракшасы – злые великаны-людоеды. Именно они нас будут особо интересовать и сейчас станет ясно, почему.


Обратимся к великому древнеиндийскому эпосу, а именно к Рамаяне. Коварный предводитель ракшасов Равана похитил супругу Рамы Ситу и доставил ее в город Ланку! Опечаленный Рама разослал друзей в разные концы мира на ее поиски, но только сыну бога ветра и предводителю обезьян Хануману посчастливилось отыскать Ситу в обители Раваны. Очарованным глазам Ханумана предстал прекрасный город, горделиво стоящий на вершине утеса и словно плывущий в воздухе. С поверхности земли он казался грозным и неприступным. Со всех сторон, куда только проникал взор, Ланку окружали живописные холмы, обширные леса, озера и пруды, чья гладь была украшена цветущими лотосами, повсюду цвели сады, а широкие и прямые дороги уходили за горизонт. Город был опоясан золотой стеной, ров полный воды преграждал путь любому, кто вознамерился бы тайно проникнуть под его своды. Хануман с помощью оборотничества пробрался-таки во дворец Раваны и среди множества всякого великолепия (золота, драгоценных камней, хрусталя, прекраснейших женщин и прочее) он узрел колесницу Пушпака, которая раньше принадлежала богу богатства Кубере. Как Вы, наверное, помните, слугами Куберы были интересующие нас якхи. Получается, что первоначально Ланка принадлежала Кубере и его верным якхам, но злой и коварный Равана отнял у него город и изгнал прежних обитателей, заселив прекрасные дома своими безобразными сподвижниками ракшасами. Это тоже очень интересное замечание, поскольку Махаванса приписывает заслугу покорения якхов принцу Виджае, а Рамаяна – ракшасам. Махаванса – буддистский эпос, а Рамаяна – индуистский. Причем Махаванса изначально старше Рамаяны по времени написания. Поскольку история стран Южной и Юго-Восточной Азии (даже весьма официальная) нередко подается в чарующем мифологическом ореоле, поневоле напрашивается сравнение между принцем Виджаей и демоном Раваной. Подобное сравнение ни в коей мере не утверждение, а лишь робкий намек, что такое возможно. Например, в Махавамсе говорится, что, когда принц Виджая женился на якхине Кувени и с ее помощью завоевал весь остров Шри-Ланку, он затем хитростью заманил ее в лес и убил, после чего ввел обычай брать себе жен из Южной Индии, где испокон веков обитали тамилы (ныне – это вторая по численности народность, населяющая Шри-Ланку). Сам он был выходцем из Северной Индии, поссорился со своим отцом и тот выгнал его из дома, повелев отправиться на поиски новой земли вместе с семьюстами сторонниками. Виджая пустился в плавание и через какое-то время достиг побережья Шри-Ланки. Вполне возможно, что у себя на родине он оставил не очень добрые воспоминания. Судя по поступкам Виджаи в его характере прослеживались две крайности, которые часто сливаются воедино – это львиная доблесть и беспощадное вероломство. Кстати, Виджая отбыл в изгнание отнюдь не холостым, но умудрился потерять свою первую жену по дороге. Чуть позже, когда Шри-Ланка была завоевана, а Кувени – его вторая супруга – убита, Виджая женился в третий раз, на тамильской принцессе, благодаря чему союз с тамилами – очень влиятельным народом в Южной Индии – стал представлять весьма серьезную угрозу для его бывших соотечественников на севере. Ну чем не демонический многоженец Равана! Вполне возможно, что  эти события, дополненные утверждением буддизма в Шри-Ланке и союзом сингалов с тамилами (недаром, пробираясь тайком по городу, Хануман встречает ракшасов бритоголовых – недвусмысленный намек на буддистских монахов и ракшасов косматых, с намазанными маслом волосами – это уже очень близко по описанию к тамильским последователям Шивы), вдохновили поэта и он, черпая реальные события и мифологические сюжеты из богатых исторических и культурных закромов обеих стран, смешивая и расцвечивая их силой своего таланта, создал великую поэму ответного удара.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу