bannerbanner
Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач
Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач

Полная версия

Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Игорь Намаконов

Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач


Редактор Д. Сальникова

Руководитель проекта М. Шалунова

Дизайн обложки Proscom

Корректор О. Улантикова

Компьютерная верстка Proscom

Иллюстратор Е. Распутина

Корректор Т. Рябова


© И. М. Намаконов, 2018

© ООО «Альпина Паблишер», 2018


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Практическую проблему можно решить только действием.

Философ, педагог и писатель Мортимер Адлер

Мы становимся сильнее в том, что тренируем.

Народная мудрость

Введение

В котором я рассею остатки сомнений в важности прокачки своей креативности

Как-то раз я сидел и вдумчиво писал текст для очередной презентации. На столе зазвонил телефон. Поднимаю трубку:

«Кто это?»

«Есть 30 секунд?» – уточнил голос в трубке.

«Что нужно?» – отвечаю на автомате.

«Задача: название ряженки для молодежной аудитории. Интересы: спорт, музыка, интернет».

«Заряженка», – быстро ответил я.

«Принято», – и собеседник повесил трубку.

Только спустя пару дней я узнал, что звонил мой руководитель и что клиент купил идею.

История с «Заряженкой» произошла 15 лет назад, но сейчас она особенно актуальна, поскольку красноречиво иллюстрирует скорость, с которой нам приходится обрабатывать творческие вызовы, сыплющиеся на нас со всех сторон нон-стоп.



Совсем недавно креативность требовалась в первую очередь в рекламе и творческих индустриях: музыке, искусстве, кино, телевидении. Но прямо на глазах все меняется. Уже в 2020 году, согласно исследованию Всемирного экономического форума, креативность войдет в топ-3 самых востребованных компетенций для сотрудников любой сферы. Это значит, что креативность может понадобиться вам в самый неожиданный момент и уже у вас будет 30 секунд на то, чтобы придумать название молочного продукта или чего-то еще. И к этой ситуации нужно быть готовым. Именно поэтому цель моей книги – максимально прокачать креативные мышцы каждого читателя и повысить таким образом его конкурентные преимущества.

Меня зовут Игорь М. Намаконов, я профессиональный креативщик: придумываю за деньги с 2001 года. Обладатель первого в России золотого Каннского льва, владелец креативного агентства MOST Creative Club, креативный консультант фонда «Синдром любви». C 2010-го занимаюсь постоянной преподавательской деятельностью в Академии коммуникаций Wordshop, ВШЭ и РГГУ, а с 2015 года – в рамках собственных образовательных проектов. Если вы решили прочитать эту книгу, значит, вы наняли меня в качестве персонального тренера по прокачке креативности.



Перед тем как начать работу со мной, вам нужно заполнить персональное соглашение.

Напутствие

Вы знаете хотя бы одного человека без мышц? И я не знаю.

Зато я знаю, что мышцы могут быть дряблыми, непрокачанными.

То же самое и с креативностью: она есть у каждого, но далеко не каждый держит ее в тонусе и подкачанном виде.

Подход к прокачке креативности идентичен занятиям кроссфитом: нужно постоянно выдумывать новые упражнения, выискивая свои слабые места, задавать разную интенсивность при выполнении, подбирать самые неожиданные локации и снаряды для занятий и делать все это регулярно.

Но начать нужно с того, чтобы опробовать на практике все предложенные в книге упражнения и прислушаться к своим ощущениям: нравится/не нравится делать, легко получается или возникает напряжение. Затем оставить только «свои» упражнения и подобрать удобный ритм их регулярного повторения.

Из двадцати трех предложенных заданий точно найдутся три – пять, которые сразу легко интег- рируются в ваш сложившийся образ жизни. Чем чаще вы будете их применять, тем быстрее почувствуете необходимость в увеличении нагрузки и тогда, вероятнее всего, вернетесь к «отвергнутым» упражнениям.

Пусть прокачка креативности станет для вас осознанным и вдохновляющим процессом, благодаря которому преобразится профессиональная и личная жизнь.

И помните: креативить может каждый!

Глава I

Разговор о сути кроссфита мозга и подготовка к выполнению упражнений

Ум важнее тела.

Культурист, актер, предприниматель и политик Арнольд Шварценеггер

Если не столкнешься с тем, чего никогда не делал, не поймешь, по плечу ли тебе это.

Создатель и директор СrossFit Games Дейв Кастро

Суть кроссфита мозга

Кроссфит – мультиплатформенная система физических упражнений, где присутствуют бег, тяжелая атлетика, гиревой спорт, гимнастика, пауэрлифтинг и многие другие виды спорта. При этом система все время находится в развитии, поскольку в нее постоянно привносятся элементы все новых и новых видов спорта. Кроссфит смело можно называть креативной системой физического развития.

В эпиграфе к этому разделу стоит цитата Дейва Кастро, основателя и директора главных мировых соревнований по кроссфиту. Из этой цитаты можно понять суть подхода к развитию игр: искать всё новые и новые пределы человеческих возможностей через преодоление самых неожиданных спортивных препятствий. Этот мотив толкает организаторов очень гибко и одновременно широко смотреть на все, что есть в современном мире спорта. Это поразительно, потому что такой подход обеспечивает бесконечное развитие системы кроссфита.

А теперь осознайте: организаторы игр все время находятся в состоянии поиска новых спортивных испытаний для участников, а участники-спортсмены, в свою очередь, должны предугадывать варианты новых испытаний и строить свои тренировочные лагеря таким образом, чтобы поддерживать высокий уровень подготовки в уже существующих видах спорта и постоянно тренировать новые. Все участники системы вовлечены в ее развитие. Это потрясающе!

Кроссфит – одно из последствий «тектонического сдвига» в мышлении человека в XXI веке. Сдвиг этот можно сформулировать так: от мира больших идей к миру большого количества идей. Сегодня все новое, как правило, становится результатом синтеза уже существующих открытий и идей.

Кроссфит мозга – это очередное соединение, которое дает ключи к персональным креативным возможностям. Представьте правила и принципы мультиплатформенной спортивной системы, соединенные с особенностями работы вашего мозга.

Представили?

Думаю, что нет.:)

Я бы тоже не представил, если бы не знал, о чем дальше книга.

Значит, продолжим погружаться в материал.

Разница между креативностью и творчеством

Термин «креативность» был сформулирован в начале XX века в психологии. Впоследствии креативность прочно закрепилась как обязательный навык в рекламной сфере, а затем в стартап-индустрии и бизнесе в целом, поскольку в ее основе лежит прикладной характер генерации идей, то есть системный подход к решению нестандартных задач.

Творчество протекает посредством созерцания и не обязано носить прикладной характер. Пример: дизайнер – креативная профессия, художник – творческая. В работе дизайнер оперирует целями и задачами заказчика и формирует решение, которое будет носить прикладной локальный характер: постер для фильма, инфографика для социальной сети, макет в журнал, логотип.

Художник же отражает свое видение мира, интерпретирует природу и человека. Творец руководствуется импульсом, внутренним порывом, желанием поделиться своим взглядом на мир. Конечно, творчество тоже может быть заказным. Например, свою самую знаменитую картину Леонардо да Винчи написал под заказ. Но в этом случае принципиально, что заказчик покупает чье-то творческое видение без цели заработать на этом или получить выгоду. Сам художник выступает брендом.



Определенная неразбериха в понимании различий между этими понятиями возникла, когда услуги художников стали использовать в рекламе. Серьезную лепту в это внес Сальвадор Дали, а окончательно спутал все карты Энди Уорхол. Сегодня современное искусство по большей части системно и часто решает конкретные задачи, то есть стало креативным. Теперь вы понимаете разницу.



Логотипы 1969 года для Chupa Chups и Евровидения от Сальвадора Дали являются креативной стороной его деятельности: название Chupa Chups вписано в форму ромашки (палочка леденца, как стебель, логично продолжала логотип), а логотип песенного конкурса представляет собой солнце, лучи которого символизируют песни.

Брейнхак от Дали

Вечером, когда вас начнет клонить в сон, сядьте в удобное кресло с подлокотниками, на колени положите блокнот с ручкой, руки положите так, чтобы кисти свисали с подлокотников. В одну руку возьмите крупный металлический предмет, а на пол поставьте металлический поднос таким образом, чтобы он лежал точно под вашей свисающей кистью, держащей металлический предмет. В этом положении дайте себе задремать. В момент, когда первые сновидения, а вместе с ними и образы, начнут приходить в вашу голову, мышцы руки расслабятся и металлический предмет с шумом упадет на поднос. Резкий звук тут же вас разбудит. С этого момента у вас есть примерно 10–15 секунд, чтобы зафиксировать (зарисовать или записать) пришедшие в голову образы. Этот брейнхак очень полезен для пополнения каталога вашей насмотренности. Подробнее о насмотренности мы будем говорить дальше.

Подход к прокачке креативности

Креативность подобна мышце, которая может быть накачанной и сильной, а может быть дряблой и слабой, если ею не заниматься.

В кроссфите мозга, как и в кроссфите традиционном, есть три базовых тренировочных комплекса упражнений, определяющих формирование плана развивающих занятий.

• Кардио.

• Интенсивность.

• Сила.


Давайте разберемся, как это работает в случае с прокачкой креативности.

Для начала закрепим значение ключевого понятия книги: креативность – это умение соединить уже известные элементы уникальным образом.

Значение понятия «креативность» требует дополнительного пояснения. С этой целью разберем формулировку на составные части:

• «Умение соединить» – чтобы это делать, необходимо обладать конкретными методами.

• «Уже известные элементы» – это ваш кругозор/ максимальное знание о том, что уже изобретено; на профессиональном языке – «уровень вашей насмотренности».

• «Уникальным образом» – для понимания уникальности своей идеи нужно уметь дать ей оценку.


Внимание! Внимание! Внимание!

Насмотренность, метод и оценка – это кардио, интенсивность и сила в кроссфите мозга.

Насмотренность повышает выносливость при генерации новых соединений элементов.


Очень красноречиво иллюстрирует эту формулировку один из фотоколлажей американского креативного директора Стивена Макменнами.

Брейнхак

1 + 1 = 3


Оценка влияет на повышение требований при фильтрации готовых решений, увеличивает креативную силу.

Насмотренность

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, определил два базовых действия, влияющих на развитие ребенка до 5 лет, – общение с родителями и впечатления.

Метод активного участия в этом процессе для детей – копи- рование: смотреть, к примеру, на родителей и делать как они.

Дети вырастают и становятся взрослыми, а способ развития не меняется. Просто мы копируем уже не столь активно. Но так же смотрим по сторонам, а затем и осознанно, и неосознанно привносим увиденное в свою жизнь. Результат этой деятельности называется насмотренностью.

Фотографы и дизайнеры используют насмотренность осознанно: для формирования вкуса, для выработки референсной базы/каталога вспомогательных образов, для провоцирования творческого процесса.

Просмотр дайджестов с лучшими работами за год, изучение творчества признанных авторов очень помогают быстрее начать что-либо делать самому.

Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие воруют». Воровать, по Пикассо, значит осознанно накачивать себя чужими образами до предела, до состояния, когда придумывание включается автоматически и, как в пробирке с множеством веществ, запускается химическая реакция, последствия которой необратимы, то есть идее – быть.

Методы

«Филипп Киркоров среди методов генерации идей» – так я называю повсеместно распространенный брейншторм/штурм мозга: его все знают и все привыкли к тому, что он просто есть (как голуби на дереве или кошки во дворе).

В основе брейншторма одна мысль – процесс генерации идей необходимо отделить от процесса оценки идей.

Брейншторм был придуман почти 100 лет назад в стенах американского рекламного агентства BBDO копирайтером Алексом Осборном. Впоследствии метод перекочевал в творческие индустрии, а в XXI веке, в эпоху перманентной генерации контента, стал общеупотребительным: признайтесь, вы же говорите «пойдем поштурмим», если хотите что-то сообща придумать.

Сейчас брейншторм – это еще и раритет среди методов.

Аналогия. Дайте современному водителю старенький Ford Model T, и он не будет знать, как его завести. Еще бы, ведь многие современные автомобили заводятся нажатием кнопки. Так и брейншторм: при всей своей общеупотребительности требует руки знатока.


Именно поэтому в моей книге нет этого метода, зато есть множество других способов генерации идей, которые больше подходят для самостоятельной работы. Важно, что подступаться к методам мы будем через пробуждение воображения, то есть не привязываться вначале к прикладному характеру искомой идеи. Первым делом важно научиться выходить за пределы своего рационального восприятия реальности, своих возможностей, как вы это уже сделали в брейнхаке от Дали. После этого станет легче воспринимать все новое, что будет генерить ваш мозг.

Если вы сомневаетесь, что выполните все задания книги, то вот вам поощрение с целью: каждый, кто выполнит все упражнения хотя бы из «Блока 1. Насмотренность» и вышлет результаты своей работы на адрес hi@crossfitmozga.ru, может рассчитывать на персональный скайп-шторм со мной по любой своей творческой задаче.

Брейнхак, зашифрованный в историю

Некогда я бежал свои первые десять километров.

Тело мое было готово к нагрузкам, а вот ум – нет. На протяжении второй части пути в моей голове постоянно возникали мысли, что надо остановиться и перестать себя мучить. На это я придумал уловку под названием «Ну, давай добежим хотя бы вот до того дерева впереди».

Таким образом я пробежал всю дистанцию до конца. Сейчас я регулярно пробегаю десять километров и в моей голове больше нет никаких голосов. Мой ум успокоился и принял новую привычку. Ум успешно поддается тренировке через креативные уловки: в моем случае это было соединение поощрений с целью.

Оценка, или Как избежать несварения ума

Включаем воображение!

Представьте, что вы одновременно будете есть мамин борщ, торт «Наполеон», беляши из вокзальной палатки, свежие овощи, разбавлять это все грузинскими и мексиканскими гарнирами, а затем запьете все последовательно дешевым пивом, дорогим вином, капучино и компотом.



Как будет чувствовать себя после этого ваш желудок? Случится как минимум несварение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу