Полная версия
Китайский и японский сад
Мария Павловна Згурская
Китайский и японский сад
Введение
Садик у вашего дома – это такое же свидетельство вашей культуры, как ваша квартира или ваша библиотека.
По вашему саду можно узнать, умеете ли вы думать и пытаетесь ли разгадать тайны мастерской природы.
Карел ЧапекС точки зрения садовладельца, правильно разбитый сад должен обладать следующими качествами:
он должен быть функциональным, красивым, вызывать положительные эмоции, создавать впечатление праздника;
все его составляющие должны смотреться совершенно логично, уместно, естественно и гармонично;
сад должен удивлять, поражать, восторгать, быть оригинальным, не похожим на другие;
он должен обладать «духом места», места, куда бы хотелось возвращаться снова и снова, а стало быть, он должен быть комфортным.
Для того чтобы создать Сад, требуются знания основ ландшафтной архитектуры, законов композиции и эстетики, биологии, экологии растений и многое-многое другое. Но пусть вас не пугает такое «планов громадьё», все это вполне выполнимо на ваших шести (а возможно, эта цифра больше или меньше, тут уж кому как повезло) сотках. Как гласит старинная китайская пословица: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Итак, в путь!
Выбор стиля. Кому в ориентальном саду жить хорошо
Что такое сад? Это гармония. Гармония сочетания деревьев, кустарников, цветов, травы и человеческих усилий. Сад – это своеобразная игра человека с природой. Всегда разная и неизменно чарующая. Давно миновали времена, когда наличие дачного участка было если не фактором выживания, то уж серьезным подспорьем, когда килограмм картошки или помидоров было проще вырастить, чем купить. Ушла в прошлое эпоха тотального дефицита, на дачах мы перестали выращивать овощи и фрукты в промышленных масштабах и наконец-то понятие «дача» обрело свой первозданный смысл: место освобождения души и тела от урбанистической суеты. Хотя не стоит перегибать палку, отказываясь от практических целей совершенно: на даче, безусловно, нужен и сад, и огород. Они никогда не исчезнут совершенно. Тем более что их можно эстетически трансформировать. Красиво оформленные посадки овощей и душистых трав всегда актуальны. Например, грядки, чередующиеся по цвету: зеленый лук, бордовая свекла, нежный салат и – огромные желтые тыквы – вполне в заявленном стиле. А ведь можно выращивать и столь любимый китайцами и японцами дайкон и прочие редьки с редисками, и имбирь, и сельдерей, и другие полезные и вкусные вещи. Но и плодовые деревья и кустарники очень декоративны и в цвету, и усыпанные плодами, особенно если им придать красивую форму с помощью обрезки.
Как сделать свой отдых в саду приятным? Нужно чтобы стиль ландшафта отвечал строю ваших мыслей, соответствовал настроению и образу жизни. Культура, родившаяся в Поднебесной, а также культура Страны восходящего солнца в вопросах релаксации, гармонии и восстановления сил, безусловно, обладают высоким авторитетом. Все (хотя бы теоретически) знают о старинных китайских и японских системах физических и духовных практик гармонизации тела и души, концентрации и расслабления. Но далеко не все практикуют у-шу или тайдзицюань.
Тематические сады: японские, китайские, английские, французские – известны во всем мире. Благодаря уникальному сочетанию природы, культурного наследия, желания правителей и искусства садовников мы можем любоваться цветущей сакурой среди камней, причудливой пагодой у журчащего ручья, лабиринтом из кустарника и аккуратно подстриженными деревцами, напоминающими эпоху Людовика XIV.
Процесс создания сада требует кропотливости и труда, он занимает от нескольких лет до многих десятилетий. Будете вы заниматься им самостоятельно или поручите это профессионалам, но в начале пути перед вами встанет выбор стиля, образа вашего приусадебного участка. Как понять, стоит ли вам браться за создание сада в китайском или японском стиле? А может быть, лучше направить свои усилия в лоно классического регулярного стиля или сельского сада, или романтического, или модных нынче «садов запахов», или… Да мало ли стилей и направлений! Ведь история декоративного садоводства насчитывает не одно тысячелетие. До нас дошли описания, живописные и графические изображения самых знаменитых садов. Все они, говоря современным языком, – эксклюзивные, авторские модели, выражающие представления о красоте и гармонии ландшафтного художника-дизайнера, подкорректированные привычками, вкусами, достатком и статусом заказчика. Искусство выращивания садов развивалось и продолжает развиваться вместе с эволюцией представлений человека о красоте и гармонии. Кроме того, существует множество более прозаических факторов, с которыми невозможно не считаться: климат, почва, рельеф, размеры и конфигурация участка. Планируя будущий сад, необходимо учитывать то, как впишется он в окружающий ландшафт. Как невозможно найти двух совершенно одинаковых лиц, так нельзя встретить и два одинаковых сада.
Существует ли мода в ландшафтном дизайне? Или главное в оформлении сада – это стиль, вкус и оригинальность? Конечно, ландшафтный дизайн – это часть культурной жизни, и, естественно, в ней существуют модные течения. Однако мода может измениться через год, а может – через несколько лет, но сад ведь создается не за один год. Мода в ландшафтном дизайне задается особенностями менталитета плюс всяческие внешние влияния. Часто идеи по украшению своих садов люди привозят из поездок по экзотическим уголкам планеты, или, наоборот, такая идея становится воплощением мечты о поездке в Страну восходящего солнца, когда вы знаете, что она не осуществится? Создайте у себя на даче сад камней. Также популярна эклектика – смешение разных стилей. Но микшировать следует очень осторожно. Лучше основой сделать какой-то один близкий вам по духу стиль, а в него уже вводить элементы других.
Самым модным можно назвать сад, растения в котором подобраны таким образом, что сад никогда не остается «голым», без цветового оформления. Будь то зелень хвойников, краски цветников или яркие рисунки и переливы гравийных отсыпок, специально подобранных оттенков мраморной крошки, может быть, морской или речной гальки. Сад стараются вписать в ландшафт, как бы подчеркивая красоту окружающей местности: не убирать валуны, а перегруппировать их; не зарывать на участке лужу-болотце, а преобразить в пруд; не делать сплошных дорожек, отказаться от обильного мощения, а сделать дорожки из плитки, выложенной в разрыв, «на шаг ноги». Дорожку или площадку, мощенную известняком, брусчаткой, гранитом и т. д., искусственно «старят» проросшей между плитками травой. Хорошо подчеркнуть такую дорожку стильным каменным фонарем.
Теоретики выделяют характерные детали, присущие садам тех или иных эпох, стилей и стран. Совокупность этих деталей вызывает у наблюдателя совершенно конкретные ассоциации, связанные либо с картинами реальной жизни, либо с образами, созданными воображением. Ландшафтное решение при озеленении участка – это и есть использование характерных деталей для создания сада в выбранном стиле. Для большинства людей главным является внешний вид сада, а не его ботаническая, коллекционная ценность.
Как правило, главенствующая роль отводится растениям. Например, распространенные во всем мире пейзажные сады воссоздают природу того или иного края за счет использования соответствующих данному климату растений (успех создания подобного сада находится в прямой зависимости от качества растительного материала и профессиональных навыков садоводов). Но многие растения, распространенные в мире, у нас в открытом грунте не выживают. Неужели о благоухающих азалиями и жасминами китайских садах, о тонком бамбуке у ручья в японском саду нам остается лишь мечтать? Конечно, есть экзоты, требующие особого ухода, но для этого существуют специалисты. Пусть многие азалии у нас не перезимуют, зато в нашем климате себя прекрасно чувствуют вечнозеленые рододендроны (которые отлично растут даже на Крайнем Севере). Если вы грезите о настоящем японском саде с «японскими» растениями, но живете не на Южном берегу Крыма, то можете прибегнуть к маленьким хитростям. Например, незимующий бамбук можно заменить некоторыми из видов ивы, нежный жасмин – неприхотливым чубушником, а ирисы и хризантемы прекрасно акклиматизировались в наших условиях. Открытые сады в средиземноморском стиле тоже возможны в нашем климате. Оливки заменяем облепихой, кипарис – туей, можжевельниками – тисами и т. д. Главное – создать верную атмосферу. Стиль сада, кроме растений, могут задавать и аксессуары. Водные сады, сады в стиле модерн, архитектурные или романтические сады – это, по сути, квинтэссенция авторской фантазии, где определенные стилистические решения создаются с помощью выполненных в соответствующем стиле декоративных элементов – ваз, скульптур, садовой мебели, солнечных часов и прочее.
Рассмотрим общие черты планировки и архитектурных элементов, характерные для самых известных стилей декоративного садоводства. Каждый из них, как правило, близок какому-либо типу человеческого темперамента и складу характера.
Сельские сады – небольшой размер, наличие ухоженного огорода (как апофеоз стиля – голландский сад, его от других сельских садов отличает педантичная аккуратность и ухоженность). Отличительные черты: сад разделен домом на две неравные части. Переднюю, парадную часть сада от улицы отделяет, как правило, невысокая сквозистая ограда: она не заслоняет симпатичный вид на цветник перед домом. Сразу за домом располагается аккуратный небольшой огородик, а далее ярусами – плодовые деревья и низкорослые многолетники. Дорожка обычно одна – от калитки до порога дома. Иногда устраивают дополнительную дорожку по периметру участка, для того чтобы иметь доступ ко всем растениям в саду. Пользуются ею изредка, поэтому в мощении может применяться цветной гравий или галька. Сад в сельском стиле украшают атрибуты крестьянского быта: деревянная тачка с цветами, кадушка или корыто с водой, «забытые» среди пестрых ведерок с цветами, простая деревянная скамья, старинная чугунная колонка-кран, игрушечная мельничка или расписной флюгер, глиняные скульптурки домашней живности.
Романтические сады – это обилие буйной растительности и наличие укромных уголков с беседками и скамейками. Романтическим настроением могут обладать сады многих стран мира: дом и ограда увиты плющом, плетистыми розами или виноградом, узкие тропинки и дорожки петляют среди разросшихся деревьев. Особо стоит отметить итальянский романтический сад. В нашем климате его можно воссоздать на солнечной стороне участка. Лучше если участок будет иметь естественный уклон, тогда задача упрощается. Достаточно сделать две небольшие террасы. Верхнюю замостить, например итальянской мозаичной плиткой, природным плитняком или псевдонатуральным камнем. Здесь разместятся легкий стол со стульями для семейного чаепития в окружении цветущих однолетников и многолетников в выносных контейнерах. На нижней террасе – водоем с небольшим фонтанчиком, по периметру которого высажены низкие кусты, например парковые розы. Романтический сад может быть и пейзажным садом, если архитектурные детали в нем не будут выделяться, являясь дополнением к пейзажу, если водоемы (ни в коем случае не фонтаны!) будут декорированы под естественные, а продуманная система дорожек будет вести маршрутом, открывающим смену пейзажей. Не забудьте, что дорожки в этом случае выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов или коры деревьев, устойчивого к вытаптыванию газона. Добавьте сюда коротко стриженный плотный зеленый газон, художественно обрамляющий группы растений, куртины экзотических кустарников и трав, и перед вами – английский сад в характерном стиле периода романтизма. Для англичан сад – это и радость, и гордость, и хобби, и спорт, даже образ жизни. Если англичанин не на грядке, то он читает садоводческий журнал, обсуждает рассаду с соседом или едет на садоводческую выставку. По части садов Англия, пожалуй, самая изобретательная страна. Возьмем, например, тисовые лабиринты или фигуры: стриженые самшиты в виде павлинов или улитка из барбариса, причем обязательно с рожками. В английском саду полно затей: за зелеными стенами скрываются «комнаты», и в каждой из них – сюрприз. Например, сад ароматов. Вы идете и нюхаете, осторожно растирая подушечками пальцев листочки и цветки. Вот лаванда, а это чабрец, мята, мелисса.
Регулярные сады – прерогатива больших площадей; шесть соток, которыми располагают большинство дачников, увы, для этого мало подходят, но элементы этого стиля вполне возможны и тут. Регулярная планировка предполагает аллейную посадку деревьев и кустарников, подчеркивающую симметрию сада. Тщательно продумываются видовые точки, находящиеся в пересечении аллей: к спокойному созерцанию располагают установленные там каменные, деревянные или литые павильоны, беседки, скамьи вокруг фонтанов, скульптуры и т. д. При выборе растений отдается предпочтение видам, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим заданную форму (вечнозеленым, медленнорастущим, мелколистным). Широко используются боскеты – геометрически правильные и симметрично расположенные небольшие участки, обрамленные стриженой изгородью из самшита. Внутри боскетов регулярно или свободно высаживаются деревья, кустарники или цветы. Образ итальянского регулярного сада создается на большой площади, имеющей возвышенности. На самой высокой или центральной возводят основное здание. Сад планируется как продолжение дома под открытым небом – в том же стиле. Основное внимание уделяется парадной части перед фасадом здания, как правило, видной от входа в сад: здесь могут быть и террасы, и водный каскад с фонтанами, и парадная лестница со скульптурными группами, и центральная клумба. Отдаленные «комнаты» сада могут напоминать уединенные внутренние сады замков или крепостей.
Французский регулярный сад прекрасно подойдет для равнинного ландшафта и умеренного климата. Его отличают широкая главная перспектива и подчиненные ей второстепенные: лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину сада-парка. Характерные признаки – чередование детально проработанных, часто очень сложных партеров. Партеры, обрамленные стрижеными изгородями, включают декоративные бассейны, пруды, каналы и фонтаны, оформленные изысканными цветниками и арабесками с декоративной отсыпкой с использованием цветного песка и мраморной или кирпичной крошки. Здесь есть где скрыться – в тени скульптур и стриженых самшитов прячутся беседки, и кажется, что вот-вот сюда заглянет собственной персоной фаворитка какого-нибудь Людовика под руку со своим покровителем. Французский сад безупречен во всем, в нем правят симметрия и порядок. Это гордый сад, который любуется собой и напоминает хороший ресторан, где вам все предложат и все подадут. Вот, пожалуйста, продегустируйте этот отличный газон или эти пышные клумбы. А теперь можете уединиться среди благоухающих роз.
Какого бы размера ни был ваш регулярный сад, перед его закладкой необходимо позаботиться о прокладке сложно разветвленной гидротехнической системы. Ошибка в расчетах может привести к заболачиванию любого, даже самого красивого сада, как это не раз случалось в истории монарших садов. Дорожки и площадки во французском саду покрывают гранитными высевками, толченым кирпичом или мелкой речной галькой. Садовая мебель светлых пастельных тонов расставляется симметрично в специальных нишах живой изгороди или тупиках садовых дорожек, откуда открывается красивый вид на ту или иную часть сада. Следует учесть, что ограда французского сада не может представлять собой глухую кирпичную стену, что противоречит самой идеологии сада – демонстрации эффектности, парадности стиля.
Римский сад. Его устраивают в небольшом внутреннем дворике. Он немыслим без воды, это может быть небольшой водоем-купальня правильной прямоугольной формы, каменный фонтанчик или источник. Вокруг разместятся скульптуры, арки, арочки и колонны в античном стиле. Обилие светлого мрамора и известняка в стенах дома и высокой ограде, крупные плиты мощения свободного от посадок пространства послужат фоном, на котором ярче заиграют оттенки зелени и цветов. Если стены дома и высокая ограда сложены или отделаны массивными камнями темного оттенка, имеет смысл обратиться к образам средневекового или монастырского садов. В первом случае, римские архитектурные элементы потребуется заменить на средневековую готику: истертый выщербленный камень, стрельчатые арки и массивный чугун. В центре – колодец, бассейн или фонтан из старых валунов, рядом – несколько кустов шиповника, каменная скамья, покрытая дерном, цветники в каменных поилках, несколько плодовых деревьев, обычно – яблонь. Образ монастырского сада определяют перпендикулярно пересекающиеся дорожки в форме креста. На месте их пересечения раньше ставили распятие или алтарь, теперь – колодец или фонтан, но присутствие цветников лекарственных или пряных трав осталось неизменным. Монастырский сад большого размера может быть разделен на «комнаты» кирпичными стенами или живыми изгородями. Внутри «комнат» – стриженые боскеты из самшита и тиса, коллекции трав или цветов.
Если ваш относительно небольшой внутренний дворик (патио) находится на солнечной стороне сада и вы хотели бы, чтобы он служил дополнительной комнатой на открытом воздухе, то само собой напрашивается идея превратить его в мавританский сад. Этот стиль зародился в средневековых замках Испании, находившейся под влиянием арабов, и впитал в себя черты средневековой романтики и восточную негу. Обычно обрамлением такого сада служат галереи и крытые аллеи, увитые виноградом и розами. Большое внимание уделяется воде, причем она может быть представлена в самых разных формах: спокойная зеркальная гладь, струящиеся и стекающие ленты, падающие струи, разлетающиеся брызги. Деревья высажены регулярно, но не подстригаются, цветники обрамляются мозаичным мощением. Интересно, что сад в этом стиле не обязан быть композиционно связанным с основным зданием.
Испанский сад. Его камерный стиль, предназначенный скорее для отдыха, а не для демонстрации посторонним, подчеркивается высокой каменной оградой либо стриженой изгородью из густых мелколистных кустов. По периферии высаживаются плодовые деревья, стволы которых закрывают декоративные кустарники. Центральную часть занимает правильной формы неглубокий приподнятый водоем. Спокойную гладь водного зеркала подчеркивают убранные каменной плиткой берега. Розарий, разбитый вокруг водоема, охватывают по периметру прямые замощенные дорожки. Садовая мебель проста и удобна. Она – атрибут сада, а не его украшение. Акценты смещены в сторону мощения, ярких цветников, стриженых кустарников. Массивные каменные скульптуры и старый камень создают атмосферу древнего аристократического замка.
Мусульманский сад. Если солнца на вашем участке в избытке, достаток позволяет ни в чем себе не отказывать, а душе близок созерцательный покой восточной философии, то этот стиль сада для вас. На его основе родились стили испанских и мавританских садов. Но во главу угла мусульманского сада ставится великолепие украшений (яркие цветы, мрамор фонтанов, птицы в золотых клетках), а не стремление к уединению. Мусульманский сад призван поражать воображение и ассоциироваться с раем на земле. Закладывают его, ориентируясь на строгие каноны ислама: его основа – четкий квадрат, разделенный на четыре части, так называемый «чор-багх» («четыре сада»). Такая форма сада, видимо, является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки, а возможно, прообразом такой планировки стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Как бы то ни было, строгая геометричность квадратов планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. Главное украшение всего сада – расположенные в центрах квадратов небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом.
И если вышеописанные стили не заставили трепетать струны вашей души или не соответствуют природным условиям, то, мы, наконец, можем приступить к теме нашей книги – садово-парковому искусству Восточной Азии и Дальнего Востока. Что такое ландшафтный дизайн в японском или китайском стиле? В его основе лежат религии и философия Востока.
Китайский иероглиф «природа», если переводить дословно, означает «быть само по себе». А ведь именно это является целью садового искусства в Китае и Японии. Культ абсолютной естественности пейзажа, но при этом недопустимо, чтобы было заметно, каких трудов стоит эта естественность!
Япония и Китай находятся рядом и имеют давние связи. Японская культура очень много взяла у китайской – но все же наряду с элементами сходства между этими двумя культурами существуют разительные отличия. Если главной особенностью японского стиля ландшафтного дизайна является безусловная ценность любой детали, любого элемента системы, то в Китае на первый план выходит иерархичность, подчиненность одних элементов другим. Японские и китайские сады одновременно и очень похожи и кардинально разнятся – как две стороны одной медали, как икебана и лаковая шкатулка. Если в японском саду пустота является необходимым и обязательным элементом, иногда ее даже на европейский взгляд в избытке, то в китайском саду пространство виртуозно заполняется тщательно продуманными деталями.
Китайский сад. В китайском языке слову «ландшафт» соответствует иероглиф «горы и вода», а сам процесс создания сада – это как «выкапывание водоемов и сооружение гор». О китайских садах сказано, что «двух одинаковых не отыскать во всей Поднебесной». В них мы видим обсаженные жасмином пагоды, беседки, мостики и знаменитые китайские фонарики, и чувствуем ошеломляющий пьянящий запах пиона. С другой стороны, нельзя не отметить, что без журчания воды пионы наверняка пахли бы по-другому. Поэтому китайский сад – это сочетание воды, земли, растений и ограды.
Корнями этот стиль уходит в глубокую древность, когда четыре тысячи лет назад китайцы осознали, что основой гармоничного общества является подчинение законам Вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй – правила и принципы, регулирующие взаимодействие человека с природой. Учение Фэн-шуй вновь стало популярным в современном мире. Фэн-шуй – это законы гармонии и баланса. Причем речь идет не только о гармонии между элементами сада, но и о гармонии между садом и людьми. Можно сказать, что китайский сад – это проекция души его хозяина. Именно это делает каждый такой сад неповторимым произведением искусства.
Общим для всех религиозно-философских учений Китая (конфуцианство, даосизм) являлось осознание человека как части Вселенной. Китайцы знают, что сад призван дарить радость и умиротворять. Для этого чувства, порождаемого садовой гармонией, во времена Конфуция было придумано специальное слово – «лэ». Лэ – садовая радость, в которой отражаются и запах пиона, и журчание ручья, а также изгиб мостика и аромат жасмина.
В отличие от японского сада, где нет второстепенных элементов и любую деталь можно воспринимать как центр Вселенной, в китайском саду обязательно существует центральная композиция, вокруг которой выстраивается все остальное. Из этого центра, как правило, открывается наилучший вид на все пространство сада, при этом, находясь в любой точке сада, невозможно усомниться, где находится его центр. В этом проявляется иерархичность китайского стиля.
Китайский сад – одновременно творение человеческих рук и часть природы. Для ландшафта китайского сада характерно стремление к идеальному балансу между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам легли в основу пейзажного стиля китайских садов, где свободная планировка сочетается со строго симметричными композициями садовых построек. Их немного. В основном – это характерные изогнутые мостики, беседки, пагоды, зигзагообразные лестницы, выкрашенные в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый). Практически каждый элемент восточно-азиатского сада – от камня или растения до колодца и фонаря – имеет смысловое значение, символизируя тот или иной материальный объект или абстрактное понятие.