Полная версия
500 знаменитых исторических событий
Владислав Леонидович Карнацевич
500 знаменитых исторических событий
ВВЕДЕНИЕ
Собрать в одной книге события, которые принято называть историческими, – задача, непосильная никому. Даже самые маститые ученые в наиболее обобщающих, фундаментальных трудах на самом деле лишь бросают беглый взгляд на историю человечества. Ни Арнольд Тойнби, ни Лев Гумилев – потрясающе эрудированные авторы – не задавались целью описать все, что происходило на планете с того времени, как человек научился фиксировать происходящее. Тем более, не может сделать этого и автор данной книги. Цель этого сборника – иная. В нем сделана попытка остановиться лишь на ключевых событиях разных эпох, дать о них представление более детальное, чем можно найти в обычном справочнике, но менее подробное, чем дают, например, вузовские учебники, а тем более специальные монографии.
Возможно, именно такой формат – собранные под одним корешком рассказы об отдельных событиях, происходивших с древнейших времен и до наших дней, – позволит читателям систематизировать свои знания по истории, разложить их по полкам, которыми в данном случае являются страны и века. Эта книга поможет вам провести некую условную нить через эпохи. Точнее, не нить, а цепь со звеньями. Каждое звено – эпизод. Как правило, известный читателям хотя бы понаслышке. Так же, как прилежный школяр подчеркивает в конспекте основные понятия, мы подчеркнули для вас основные, наиболее известные исторические события. В книге они расставлены не так, как принято делать в учебной литературе. Там события излагаются хронологически, но сначала для одной страны, затем для другой. Это не лишено оснований. Но и наш подход имеет право на жизнь и может быть интересен и полезен. Здесь события идут в строго хронологическом порядке. Это дает возможность проводить параллели, понять, что происходило в разных местах одновременно. Ведь не секрет, что после изучения истории в школе многие так и не уясняют для себя, что Иван Грозный – современник Елизаветы I, а Пугачев громил города в тот самый момент, когда корабли капитана Кука бороздили бескрайние просторы Тихого океана.
Несколько слов о принципах, которыми руководствовался автор, выбирая темы для очерков. Во-первых, следует сказать, что само понятие «историческое событие» весьма расплывчато. В первую очередь, в силу неопределенности временной продолжительности такого события. Некоторые эпизоды «втискиваются» в рамки одного дня, и с такими событиями было проще всего. Конечно, и Варфоломеевская ночь, и «Бостонское чаепитие», и битва при Левктрах вошли в наш список. Из таких эпизодов мы выбирали наиболее известные нашему читателю, те, которые считаются поворотными моментами в истории. Однако, если бы мы ограничились только однодневными событиями, мы регулярно теряли бы ту самую нить, на которую нанизываются эти эпизоды. Поэтому ряд очерков посвящен событиям, продолжавшимся более длительное время: войны, революции, церковные соборы. Ту же цель – не разрывать повествование, дать более полное представление об эпохе – преследовали очерки о приходе к власти того или иного выдающегося правителя (пусть даже он сделал это мирным путем, без особых социальных потрясений или дворцовых переворотов). Говоря о поворотных, знаковых моментах в истории, мы также не могли пройти мимо некоторых выдающихся достижений науки и техники: изобретение книгопечатания, публикация классических научных трудов, открытие структуры молекулы ДНК, появление системы Windows – все это повлияло на жизнь людей не меньше, чем иные баталии или судебные процессы. Наконец, некоторые годы запомнились человечеству благодаря стихийным бедствиям, громким преступлениям, спортивным и культурным форумам, географическим открытиям. Мы включили в нашу книгу главы и о таких событиях. По возможности, автор не только описывал собственно ход событий, но и знакомил с их предысторией и постисторией, общим фоном, на котором они происходили.
Несомненно, каждый народ и каждый регион заслуживает того, чтобы ему было посвящено эквивалентное другим народам и регионам место в подобной обобщающей книге. Однако попытка уделить всем должное внимание практически обречена на неудачу. Во-первых, возможности автора ограничены – как в отношении источников, так и в отношении обширности его собственных познаний. Во-вторых, мы не стремились представить вашему вниманию совершенно неизвестные вам вещи. Наоборот, старались включить в книгу эпизоды узнаваемые – хотя бы по названию. Начинать нужно с малого. Если книга поможет закрепить уже пройденный и отчасти знакомый материал – это уже успех. Если же после этого читателю захочется повысить свою эрудированность, узнать подробности, ознакомиться с событиями, которые не нашли освещения в этой книге – будь то подробности прихода к власти султана Бейбарса или путешествие Лаперуза, – пожалуйста. Информация, добавленная к той, что уже получена и усвоена, подобна кирпичам на фундаменте.
Исходя из вышеизложенного, мы решили посвятить больше места «традиционным» для нашего исторического образования регионам – Древнему Египту и Вавилону, Греции и Риму, Франции, Англии и США, России и Украине… При этом непропорционально небольшое количество статей о Древнем Востоке обусловлено, прежде всего, тем, что письменные источники о событиях того времени крайне скудны.
Книга была закончена весной 2006 года, поэтому пусть вас не удивляет, что некоторые сведения из ее последних очерков уже устарели либо не являются полными. История делается на ваших глазах. То, что сегодня вы видите по телевизору, завтра уже станет темой для исторического исследования, очередным знаменитым эпизодом. Как знать – может быть, узнав из газеты о перипетиях дня сегодняшнего, вы скажете: «Да ведь это уже было двести лет назад! Я об этом недавно читал!» Нам бы этого очень хотелось.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА
Пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура
В IV тысячелетии до н. э. на территории Египта возникают первые государственные образования. Первые не только для этой территории, но, вероятно, и во всем мире. Необходимость правильной эксплуатации водного потока, а именно самой длинной реки на земле – Нила, заставляла роды и племена объединяться, подчиняться центральному руководству. В пользу этого руководства и подчиняющегося ему аппарата устанавливаются особые поборы – налоги, создается общая армия, общие законы. Начинается новая, уже не первобытная эпоха в истории человечества.
Древнеегипетская цивилизация просуществовала несколько тысячелетий. История только «набирала обороты», поэтому весь этот период не так насыщен разнообразными событиями, консервативный Восток в то время был еще более консервативным. Впрочем, небольшое количество ярких эпизодов может быть связано вовсе не с их отсутствием, а с отсутствием у нас достаточного количества источников.
Южным пределом Древнего Египта были труднопроходимые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1200 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Лишь в 200 км от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). Ежегодно Нил разливался, затопляя долину и образуя плодородную, легкую для обработки почву, на которой и трудились, и жили древние египтяне – вся их жизнь полностью зависела от реки и ее наводнений.
Ирригационные работы, которые масштабно начали проводиться с наступлением энеолита (медно-каменного века), стали предпосылкой образования государства. Вся история этого образования сконструирована учеными гипотетически. По всей вероятности, в IV тысячелетии до н. э. у египтян существовала соседская община. Претерпевали изменения функции племенных вождей и жрецов – на них теперь ложилась ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление им; таким образом в руках вождей и их ближайшего окружения концентрируются экономические рычаги управления. Это повлекло за собой начало имущественного расслоения, создается новая политическая система, способствующая развитию и сохранению нового порядка. Поначалу (а начало само по себе растянулось на века), такие системы существовали в рамках небольших общин, создавших свою автономную оросительную сеть. По традиции, такие региональные протогосударственные объединения принято называть греческим словом «ном». Каждый из них был ограничен территорией своей ирригационной системы, имел административный центр – город, окруженный стенами, в котором располагались дома правителя и его приближенных. В городе же находился и главный храм местного божества.
К моменту образования единого государства номов было около 40. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами. На протяжении всей истории Древнего Египта номы сохраняли некоторую обособленность. Сланцевые таблички донесли до нас изображения кровавых войн между отдельными номами. В результате этой постоянной борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте возникают крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего из них. Не исключено и более или менее мирное присоединение слабых номов к могущественному соседу.
В конце концов, где-то во второй половине IV тысячелетия до н. э. номы Юга и Севера страны объединились в два царства – Верхний Египет и Нижний Египет. Один из самых южных номов Южного Египта с центром в городе Иераконполь[1] объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера стал один из номов запада Дельты с центром в городе Буто. Цари Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, Нижнего – красного. С созданием единого Египта объединенная красно-белая корона этих царств стала символом царской (фараонской) власти до конца древнеегипетской истории.
Мы мало знаем о многовековой ожесточенной войне между Верхним и Нижним царствами. Известно, что победу одержал Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н. э., история называет совершенно условную дату – 3000 г. до н. э. По легендам, заслуга в объединении Египта принадлежала правителю Мене (Менесу). Столицей его исконных владений был Тин, который находился на территории Верхнего Египта, приблизительно в 400 км от современного Каира. Столицей же объединенного государства стал город Абидос.
Около 3000 г. до н. э. фараон Мени предпринял поход в Нижний Египет и вскоре завоевал его. Не исключено, что еще предшественники Мени пытались объединить земли, но их попытки не увенчались успехом.
Этот фараон считается основоположником I династии египетских царей, которая насчитывает семь или восемь правителей. Представители этой династии укрепили и увеличили достижения Менеса. Для усиления своего могущества они предпринимали военные походы, главным образом на Синайский полуостров, там их привлекало наличие меди, и в Нубию, богатую золотом. Все это явилось предпосылкой для образования древнейшего в истории человеческой цивилизации государства, которое возникло примерно на пять столетий раньше, нежели аккадское царство Саргона в Месопотамии.
Период правления первых двух династий (3000–2800 гг. до н. э.) называют Ранним царством. Затем последовал более длительный период существования Древнего царства – время правления III и IV династий – 2800–2250 гг. до н. э. Столицей теперь стал город Мемфис. Именно в это время в Египте были построены знаменитые пирамиды. Фараон Джосер, основатель III династии, пробывшей у власти более ста лет, был первым правителем Древнего царства. Джосер продолжил завоевательную политику своих предшественников и присоединил к Египту часть Синая и Нубии. Именно он отдал приказ построить на мемфисском кладбище рядом с Саккаром первую пирамиду. Она была ступенчатой. Из следующих правителей многие знают имя фараона из IV династии Хуфу (по-гречески – Хеопс), построившего самую известную египетскую пирамиду.
В эпоху Древнего Египта фараон превращается в деспота, который правит страной по собственному усмотрению, владеет всеми землями Египта. Именно это позволило привлекать к строительству колоссальных пирамид сотни тысяч совершенно бесправных людей. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического аппарата, раздавал земли жрецам и вельможам.
В XXIII в. до н. э. Древнее царство приходит в упадок. Средства фараонов истощились, их усыпальницы стали значительно скромнее, египтяне больше не строили пирамид. Между владетелями регионов разгорается междоусобная война, начался так называемый первый переходный период в истории страны. Он продолжился до XXI в. до н. э. За это время в упадок пришли и ирригационная сеть, и внешняя торговля. К тому же на Египет постоянно нападали азиатские кочевники. Мемфис был не в состоянии остановить разрушительные процессы. На первый план вышли другие, новые центры, например Фивы на юге страны.
После ряда военных столкновений с верхнеегипетскими правителями победу одержали именно фиванцы, которым вновь удалось объединить Египет около 2050 г. до н. э. Так началась эпоха Среднего царства, продолжавшаяся до 1750 г. до н. э.
ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Хаммурапи
За право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат – Междуречье (по-гречески – Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно «высыхал» и становился очень привлекательным для человека, осваивавшего земледелие. Территория заселялась с двух сторон: с востока пришли загадочные шумеры, с запада же и северо-запада прибыли семитские племена – аккадцы. И те, и другие постепенно шли к созданию государственных образований рабовладельческого типа.
В начале III тысячелетия до н. э. в Междуречье существовало несколько десятков городов-государств. Их объединение, как и в Египте, стимулировалось потребностью заниматься земледелием, здесь тоже происходило формирование деспотической системы правления. Наиболее сильными в первой половине III тысячелетия до н. э. были города Ур, Урук, Киш, Лагаш. По очереди они становились гегемонами региона. В конце же XXIV в. до н. э. победу в борьбе одержал представитель Севера Саргон, шумеры были разгромлены, Саргон основал новую столицу – Аккад, ставший главным центром всей Месопотамии. Так было создано крупное объединенное и централизованное государство.
Около 2200 г. до н. э. Аккадское царство было разгромлено горными племенами гутиев, вторгшихся с востока. Столицей завоевателей стал шумерский город Лагаш. В конце XXII в. до н. э. освободительное движение против власти гутиев возглавили города Ур и Урук. В 2109 г. до н. э. гутии потерпели поражение и были изгнаны. Междуречье снова было объединено, на этот раз под властью III династии Ура, правившей до конца III тысячелетия до н. э. Это было высокоразвитое для того времени государство с разветвленным чиновничьим аппаратом. Историю страны до нас донесли многочисленные глиняные таблички того времени, в первую очередь деловые документы. В самом начале XX в. до н. э. держава III династии Ура распалась, так как на нее напали с запада семитские племена амореев, а с востока – эламитов.
На протяжении следующих двух столетий в Междуречье продолжалась политическая раздробленность и междоусобные войны. Амореи основали несколько государств. Два из них – Шин и Ларса – оказались наиболее сильными и претендовали на власть над шумерами и аккадцами. Другим претендентом на власть стал семитский город Ашшур, находившийся на севере Месопотамии, – ядро будущей Ассирийской державы. В то же самое время возвышается и Вавилон (в переводе – «врата Бога»), где около 1895 г. до н. э. утвердилась одна из аморейских династий. До XIX в. до н. э. этот город на левом берегу Евфрата ничем особым не выделялся. Но в дальнейшем, используя упадок традиционно сильных городов, Вавилон усиливается экономически и политически. Выгодное географическое расположение превратило его в крупный торговый центр, население увеличивалось за счет аморейских переселенцев. К XVIII в. до н. э. местная династия уже имеет все основания стремиться к объединению под своей властью всего бассейна Тигра и Евфрата.
Наибольшего могущества Вавилон достигает при шестом царе вавилонской династии Хаммурапи I, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Умелый дипломат, этот правитель воспользовался распрями соседей. На седьмой год царствования при поддержке Римсина, сильного эламского правителя в Лapce, с которым у него был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Затем, заключив тесный союз с богатым городом Мари и обезопасив таким образом северную границу своего государства, Хаммурапи выступил против Ларсы. Разгромив этот город, он немедленно повернул войска против недавнего союзника и захватил его. Под власть Хаммурапи попал также Ашшур. Образованное в результате этих завоеваний Древневавилонское царство охватило большую часть Междуречья. Сам Хаммурапи подчеркивал, что новое государство является прямым наследником древнего «Царства Шумера и Аккада» – т. е. Юга и Севера.
Война за объединение страны под властью Вавилона закончилась около 1755 г. до н. э. После этого Хаммурапи помимо других мероприятий государственного характера предпринял кодификацию законодательства. Свод его знаменитых законов стал итогом его государственной деятельности, он зафиксировал для нас различные детали общественного, хозяйственного, политического устройства месопотамской цивилизации.
Черный базальтовый столб с текстом законов Хаммурапи был найден в начале XX в. в столице древнего Элама – Сузах. В верхней части лицевой стороны столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы от покровителя справедливости и бога Солнца Шамаша. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Некоторые из стертых статей удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Законы являются важнейшим источником по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность историкам восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тысячелетия до н. э.
Нормы, изложенные в законах Хаммурапи, устанавливали кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство. Они касались охраны собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Отдельные группы норм регулировали операции с недвижимостью, другие – коммерческие операции, семейное право, некоторые касались умышленных и неумышленных телесных повреждений, в том числе допущенных некомпетентными докторами и т. д. и т. п.
Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами.
БИТВА ПРИ МЕГИДДО
Тутмос ІІІ
Одной из первых достоверно известных истории битв является сражение под Мегиддо около 1480 г. до н. э. Победу в ней одержал знаменитый полководец Древнего Востока египетский фараон Тутмос III. Правление Тутмоса приходится на период в истории Египта, который в литературе принято называть Новым Царством. Эта эпоха началась с изгнания гиксосов[2] в 1580 г. до н. э.
Войско Нового Царства представляло собой особую касту, которая по возрасту и стажу делилась на две группы. В первую, по словам Геродота, входило 160 тысяч человек, во вторую – до 250 тысяч. Возможно, при этом учитывались и родственники воинов, в поход, вероятнее всего, выступало несколько десятков тысяч воинов. Воины были вооружены мечами, копьями и луками. У гиксосов египтяне заимствовали такое грозное оружие, как боевая колесница.
Основателем новой обширной Египетской державы явился фараон Тутмос I (вторая половина XVI в. до н. э.). На юге он продвинул границу за третьи пороги Нила. Поход через Палестину и Сирию привел египтян к Евфрату. Здесь свою боеспособность египетское войско доказало победой над войсками такого крупного государства, как Митанни, расположенного в Северной Месопотамии.
Завоевания продолжил сын Тутмоса I Тутмос II. Его походы сопровождались истреблением противников. Так египтяне перебили у восставших эфиопов поголовно всех мужчин. Тутмос II воевал и против азиатских кочевников. После его смерти фараоном стал его малолетний сын Тутмос III. Однако реальную власть на долгое время захватила вдова Тутмоса II Хатшепсут. Ее правление было отмечено развитием торговли и дипломатических связей. Лишь на 21-м году своего правления, после смерти Хатшепсут, Тутмос III получил возможность управлять государством. А уже в следующем году он двинул войска в Палестину и Сирию. Так началась эпоха грандиозных завоеваний. В Палестину и Сирию египетское войско при Тутмосе III совершило 17 походов. Походы в Азию возглавлял лично фараон. В это же время совершались походы и на юг страны – в Нубию.
В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Возглавлял альянс царь Кадеша. Мегиддо имела важное стратегическое значение – она стояла на пути из Египта в долину реки Оронта, господствуя над дорогой из Египта, проходившей между двух Ливанских хребтов к Евфрату.
В период правления Тутмоса III походы египетской армии отличались целеустремленностью. Египтяне не распыляли сил, а наносили сосредоточенные удары по наиболее важным пунктам. Для решения задач в Передней Азии имелось войско, численность которого доходила до 20 тысяч человек. Флот обеспечивал переброску в любой пункт Палестины и Сирии, где уже были расположены базы с продовольствием.
Интересующий нас поход египтян в Сирию состоялся в 1480 г. или в 1479 г. до н. э. 19 апреля войско Тутмоса выступило из северо-восточной пограничной крепости Джару и через 9 дней достигло Газы. По египетскому календарю это был четвертый день Пахонса (первого месяца лета), день коронации Тутмоса. Прибыв в Газу, Тутмос уже на следующий день отбыл далее на север. Пройдя Шефелах и приморскую равнину, фараон пересек долину Шарона, уклонившись при этом в глубь страны, и расположился вечером 10 мая лагерем в Ихме, городе на южных склонах Кармельских гор.
Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет.
Через Кармельский хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Широкие дороги вправо и влево от нее выходили соответственно к юго-восточной и северо-западной окраинам Мегиддо. Многие египетские военачальники опасались идти средним путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.
14 мая войска головы колонны сбили передовые части врага и вышли в долину Ездраелон, где могли развернуться для боя. Тутмос приказал не вступать в бой до того, как прибудет остальная часть армии. Армия же антиегипетской коалиции повела себя на удивление пассивно и не спешила начинать битву. Историки полагают, что главные силы коалиции находились в это время в районе Таанах, преграждая наиболее удобный путь к крепости Мегиддо. По всей видимости, переход войска Тутмоса через горы они считали вариантом маловероятным.
Лагерь египтян был разбит на берегу ручья Кины. В ночь на 15 мая Тутмос продвинул левое крыло армии к дороге на Зефти, перерезав противнику путь отступления на север. Утром египетское войско было готово к бою. Боевой порядок состоял из трех частей: центр – на левом берегу Кины; правый фланг – на высоте, на правом берегу; левое крыло – на высотах северо-западнее Мегиддо. Противник сосредоточился юго-западнее крепости.
Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. (Вскоре царю Кадеша удалось бежать.) Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Царьки, которым посчастливилось не быть запертыми в городе, поспешили заключить мир с раздраженным фараоном.