Полная версия
50 знаменитых сект
Но при этом секта была построена со строгим соблюдением принципа централизации – с абсолютным подчинением нижестоящих АУМовцев вышестоящим. АУМ синрикё обладала всеми признаками тоталитарной организации: каждый новый сектант заносился в компьютерный каталог, ему присваивался личный номер и, после инициации[17], новое имя. Чтобы вступить в ряды адептов культа, требовалось заполнить весьма подробную анкету (указать дату рождения с точностью до минуты, группу крови; сообщить, чем можешь быть полезен организации: профиль работы, интересы, умение водить машину, профессиональные навыки, иностранные языки и др.; способ срочной связи) и заплатить солидное «пожертвование». Все, происходящее с членами организации, учитывалось и фиксировалось: изменения сознания, денежные пожертвования, цвет и размеры сданной одежды, количество реализованных кассет, книг и плакатов, дружеские связи, посещение семинаров и медитаций и т. д.
Только получившие членский номер асахаровцы могли начинать путь духовного совершенствования. Культ имел тайный характер, главные истины тщательно скрывались от посторонних и от непосвященных адептов. Были разработаны 20 ступеней посвящения. В продвижении «по служебной лестнице» главным было накопление заслуг перед учителем: это помогало набирать баллы, необходимые для перехода со ступени на ступень.
Очки зарабатывались различными упражнениями йоги, участием в многочасовых семинарах и медитациях, распространением листовок и книг Асахары. Раздача 1000 листовок приносила один балл, как и расклейка 20 объявлений. За каждого приведенного в АУМ синрикё человека сектант получал 5 баллов. Практиковался перевод адепта на более высокие ступени посвящения за плату.
Культовая практика в АУМ синрикё представляла собой совокупность многообразных форм йоги и психотерапевтические упражнения. Они позволяли достичь экстаза, галлюцинаций и даже самадхи – экстремального, почти безжизненного состояния. Для того чтобы войти в «область абсолютной свободы, счастья и радости» проводились такие, например, занятия.
Пение мантр, затем падение на землю и поклонение (обожание). Продолжительность занятия более 10 часов.
Сидение в позе лотоса с глубокими вдохами и выдохами до 25 раз и, после опустошения легких при последнем выдохе, закрытие трех отверстий: горла, пупка и ануса при остановке дыхания.
Очень важное место в практике АУМ синрикё занимает «поднятие кундалини». Кундалини, по верованию асахаровцев, – некая энергетическая сущность, которая через заднюю часть тела (копчик) должна вползти в позвоночник, подняться до самого мозга и уничтожить прежнее сознание личности.
На занятиях руководители заставляют адептов многократно повторять строки из произведений Асахары, в частности следующие: «Человек непременно умрет. Человек обязательно умрет». Это можно назвать подготовкой человека к принятию необходимости пожертвовать жизнью во имя целей АУМ синрикё.
Существовали и другие методы проведения занятий, но чтобы испытать их, человек должен был получить помазание и пройти инициацию. При помазании проводящий обряд помещал жидкость на руки помазываемого, а затем переносил ее в область лба. Такая церемония называлась «шактипат». Допускались к ней лишь члены секты, всем посторонним вход строго воспрещался. «Шактипат, – писал Асахара, – это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике), что в обычных условиях требует занятий в течение всей жизни, а часто и дольше». А вот как описывает «шактипат» человек, довольно доброжелательно относящийся к Асахаре: «Голос Сёко Асахары становится все тише и тише, затем взгляд его делается отсутствующим, лицо приобретает землистый оттенок и начинает опухать, губы делаются лиловыми, он переживает состояние глубокого обморока. Суть обряда состоит в том, что Асахара передает ученикам свою энергию, касаясь большим пальцем руки их лбов. Одновременно сам Асахара берет на себя греховную карму учеников – те грехи, которые они совершили и в этой жизни, и в своих прошлых воплощениях».
Весь день сектанта, покинувшего дом, состоит из сплошных молитв и семинаров. В обычном рационе «астральной пищи» горстка риса и стакан горячей воды, суп из картошки. На сон отводится не больше 3–4 часов. Те, кто не стал монахом, могли получать свою порцию поучений, просматривая кассеты с записями выступлений Асахары и ритуалов АУМ, а кроме того, также были обязаны непрестанно трудиться на благо организации, повышать ее прибыли.
Деньги и материальные ценности – вот, что интересовало Сёко Асахару помимо конца света, здоровья нации и т. д. и т. п. Все члены секты должны были постоянно вносить все новые и новые пожертвования в казну АУМ синрикё. Начиналось все, естественно, со вступления в секту. Многие сектанты добровольно передавали все свое имущество в пользу организации, сообщали «учителям» номера банковских счетов, обещали способствовать передаче асахаровцам семейной собственности. В Японии вступление в АУМ сопровождалось передачей личной печати (у японцев – эквивалент личной подписи). «Я оставляю все мое имущество АУМ, и оно не будет возвращено, даже если я покину АУМ» – традиционная клятва аумовского монаха.
С необходимостью платить сталкивались саманы и впоследствии – при прохождении ступеней иерархии, участии в обрядах. Платили и не принявшие духовный сан почитатели Асахары. Вот небольшой прейскурант от «уважаемого мастера»:
Чудотворный «пруд» – 200-граммовая бутылочка грязной воды из ванны, где изволил искупаться Асахара, – 200 долларов; «шактипат» – 500; «пуруша» – маленькая булавка со знаком секты – стоила уже 1000 долларов; «Озарение Бардо» – внутривенная инъекция неизвестного снадобья – 5 тысяч; посвящение – «кровавый ритуал», при котором пили кровь якобы самого Асахары, – 10 тысяч; головная сеть электродов для синхронизации волн мозга клиента с волнами мастера – 70 тысяч долларов. За практику «секретной йоги», проводимую в Москве господином Матареей (Фумихиро Дзиою), надо было заплатить 300 долларов США, а за встречу с Сёко Асахарой длительностью не более 2–3 минут 2 октября 1994 г. выкладывали по сотне.
На скупленных земельных участках у горы Фудзи была создана большая колония АУМ – множество небольших домиков, трейлеров, вагончиков, хозяйственных строений плюс храмы и монастыри, лаборатории, «научные» институты. Это поселение стало местом массового паломничества религиозных японцев. Несколько дней они жили в бараках, практически без еды и без сна, чтобы освятиться духом АУМ, а часто – и присоединиться к сектантам. (Добиться такого решения от человека, изможденного недоеданием, недосыпанием и постоянным прослушиванием лекций Асахары, было несложно.) Пребывание в лагере, опять же, стоило денег. Доверчивые поклонники АУМ, прошедшие ритуал «помазания» большим пальцем Асахары или одного из учителей, восторженно рассказывали знакомым, как они избавились от старых болезней, почувствовали уверенность в себе, добились успеха – вплоть до повышения своей квалификации в настольных играх.
Постепенно Сёко Асахара превратил свою организацию в коммерческую империю. И не только за счет «членских взносов» и продажи религиозных услуг. По всей стране АУМ синрикё принадлежали закусочные, магазины по продаже лапши, была создана сеть компьютерных магазинов. Компания «Махапосья», принадлежащая Асахаре, имела свой интерес во многих областях народного хозяйства, обеспечивающего повседневную жизнь японца, – в сельском хозяйстве, легкой промышленности. В США отделение «АУМ Ю-Эс-Эй компани ЛТД» занималось закупками высоких технологий. Пропагандируя скромный образ жизни, сам гуру пользовался всем, что могла дать цивилизация богатому человеку в конце XX века, – роскошными номерами в отелях, яхтами и дорогими машинами.
По оценкам исследователей к весне 1995 г. АУМ синрикё имела во всем мире около 50 тысяч последователей, а имущество секты в недвижимости, акциях и других ценных бумагах оценивалось в миллиард с лишним долларов.
* * *Россия стала едва ли не второй после Японии страной по степени популярности и влияния в ней секты АУМ синрикё.
Культ действовал в России с конца 80-х годов XX века, а официально филиал АУМ синрикё был зарегистрирован в 1992 г. До 1995 г. только в Москве было открыто шесть центров секты. В 1993–1994 гг. АУМ синрикё была в России самой широко рекламируемой организацией.
В первые несколько месяцев своей деятельности она заплатила около миллиона долларов, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2x2». Громадные средства были потрачены на рекламу в печати, миллионными тиражами издавались цветные листовки и плакаты, рекламные объявления транслировались по всей радиосистеме московского метрополитена. С 1992 г. стали проводиться раз в 1–2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. Вскоре адептами АУМ синрикё в России стало уже около 55 тысяч человек, из которых Сёко Асахара исправно выколачивал деньги, заставляя сектантов платить за все: за каждую книжицу и кассету с записями мантр. АУМ синрикё включала в свои программы выступления собственного симфонического оркестра «Кирэн», где играли довольно известные российские музыканты.
Вовлечение в культ происходило постепенно. Для этого использовались различные публикации АУМ синрикё, приглашения посетить семинар или концерт. Для вербовки новичков использовались также курсы восточных единоборств и занятия йогой. Начавшие посещать тренировочные залы затем привлекались к распространению литературы, сбору пожертвований. На этой стадии люди, особенно молодые, начинали пренебрегать своей работой и учебой. Асахара ловко манипулировал сердцами последователей, говоря: «Оставить дом – это лучшее, если вы хотите быстро найти спасение». «Если вы не покинете дом, то вам остался всего один год жизни».
АУМ синрикё сделала ряд значительных благотворительных пожертвований в России, включая поставку компьютеров и медицинского оборудования. Это открыло для Асахары двери кабинетов самых высокопоставленных чиновников. Самым известным покровителем АУМ в России был глава Совета безопасности О. И. Лобов. Такое покровительство тем более прискорбно, что АУМ синрикё было по некоторым причинам очень заинтересовано в российском оружии и технологиях его производства. Но об этом позже.
* * *Многие пришедшие в секту люди довольно быстро почувствовали «на своей шкуре», что такое «аумовская дисциплина». Порядки, заведенные в своей организации Асахарой, были крайне далеки от каких-либо гуманистических идеалов. В секте практиковалась тотальная слежка за всеми ее членами. Любая провинность – опасные разговоры, непослушание, вплоть до рассеянности на занятиях, – жестоко каралась «учителями». Сектантов запирали в карцерах и держали там без еды и постели в течение нескольких дней, в это время заключенный обязан был постоянно слушать записанные на пленку поучения мастера. Уйти из АУМ синрикё было очень непросто. Вероотступникам Асахара обещал горение в аду, но не дожидаясь, пока бывший сектант сможет проверить правильность пророчества, великий гуру устраивал ему ад уже на земле. Для начала АУМ синрикё прибегло к тактике угроз, пыток и похищений. Поскольку многочисленные случаи насильственного возвращения аумовцев в лоно организации сошли Асахаре и его соратникам с рук, руководители АУМ перешли и к убийствам.
Судебное разбирательство, продолжавшееся с 1995 г., собрало многочисленные доказательства того, что руководители АУМ синрикё совершили несколько десятков убийств в разных городах Японии. Многие из убитых были членами секты, ряд «казней» был совершен по личному приказу Сёко Асахары. В сектантском поселке у горы Фудзияма найдена микроволновая печь, в которой, по-видимому, сжигали непокорных аумовцев (об этом свидетельствуют останки приблизительно 30 человеческих тел), штатные исполнители смертных приговоров свидетельствуют о том, как получали инструкции от высокопоставленных членов секты.
В 1989 г. 25-летний член АУМ синрикё умер от гипотермического шока. Парень хотел покинуть секту, будучи недовольным заведенными здесь жестокими порядками. Асахара объявил, что вхождение в АУМ – это решение на всю жизнь; человек, отступивший от веры, – болен, у него горячка, а потому отступника следует излечить путем многократного опускания в холодную воду.
Суи Тагуши, близкий друг погибшего, был шокирован такой жестокостью и выразил свою тревогу в разговорах с товарищами. В феврале 1989 г. уже он предстал перед Асахарой, затем был связан, подвергнут многочасовому допросу. Сёко заявил своим ближайшим сподвижникам, что Тагуши нельзя отпустить, поскольку он может обратиться к властям. Юноша был удушен, его тело сожгли на заднем дворе с помощью газовой горелки, а останки захоронили в кустах неподалеку. Асахара лично наблюдал за ужасной смертью молодого человека. Через некоторое время гуру вступил в контакт с родителями Суи и сообщил, что тот не может пока навестить их, так как проходит курс интенсивной медитации. Еще через месяц полиция начала поиски, но секте особого внимания не уделила.
62-летняя последовательница культа, разочаровавшись в Асахаре, сбежала из лагеря и, зная о методах аумовцев, тщательно скрыла место своего нового жительства. Поисковая команда АУМ синрикё вышла на 68-летнего брата отступницы – Киёши Кария. Некоторое время Киёши бомбардировали телефонным звонками с требованиями открыть убежище сестры. Затем Кария был похищен, подвергнут жестоким пыткам и убит.
Это лишь некоторые из громких дел, которые впоследствии были рассмотрены в суде. Террор, нападения, шантаж и убийства – все эти меры широко применялись последователями Асахары по отношению к членам секты, журналистам, политикам, бизнесменам, судьям.
В конце 1989 г. кое-какие факты из жизни АУМ стали выплывать наружу. Полиция получила ряд жалоб от соседей поселка у Фудзи (странный запах, суета по ночам и т. д.), родители жаловались на то, что их дети не могли вернуться домой, не выходили на связь. 2 октября 1989 г. влиятельный японский журнал «Санди майнити» начал публикацию серии статей об АУМ синрикё под названием «Верните мне моего ребенка», где приводились интервью, взятые в шести семьях, обвинивших Асахару в краже их детей. После ряда стычек на телевидении Сёко Асахара приступил к психологической атаке. Редактора журнала Таро Маки и его семью терроризировали звонками и письмами с угрозами и требованиями прекратить травлю АУМ синрикё. В конце концов, Таро Маки хватил удар, что было истолковано сектой как «месть небес».
Еще сложнее секте было справиться с молодым адвокатом из Иокогамы Цуцуми Сакамото, который по просьбе встревоженных родителей возглавил общественное движение против АУМ. В 1989 г. Сакамото было 33 года и он уже зарекомендовал себя как талантливый юрист. В активе Сакамото было успешное ведение дел профсоюзных руководителей, уволенных железной дорогой. Знаком был Цуцуми и с характером сектантских лидеров, поскольку чуть раньше имел дело с Церковью «преподобного» Муна.
Сакамото для начала посоветовал родителям объединить свои усилия. По его совету была создана Ассоциация жертв АУМ синрикё. Затем, собрав необходимые сведения, адвокат инциировал 23 судебных дела против секты. На борьбу против Сакамото Сёко Асахара бросил не менее одаренного и уже упоминавшегося выше юриста Аояму.
Между Аоямой и Сакамото произошел ряд дебатов, освещенных средствами массовой информации. Аояма организовал встречу одной из предполагаемых жертв с родителями. Сакамото потребовал присутствия всех упомянутых в заведенных делах сектантов. Кроме того, противник АУМ сделал акцент на шарлатанском обряде кровавого посвящения. Сакамото резонно заметил, что кровь Асахары на самом деле не обладает никакими волшебными свойствами, посвященные не получили никакой пользы от дорогого обряда, а потому вправе рассчитывать на возврат своих денег. Аояма ответил, что необычайность крови гуру доказана научно. Сакамото потребовал независимой экспертизы в солидных медицинских центрах. Аояма обвинил Цуцуми в покушении на религиозную свободу японцев…
Процесс обещал затянуться, а тщательное разбирательство могло серьезно изменить только что полученный АУМ синрикё религиозный статус. На очередном собрании самых близких соратников Асахара вынес Сакамото смертный приговор.
3 ноября 1989 г. небольшая группа палачей выехала из поселка АУМ и направилась в Иокогаму. Среди выехавших на задание был «министр науки» Хидэо Мураи, личный врач Асахары Томомаса Накагава и исполнитель особых поручений Кадзуаки Окадзаки. Приехав на место и прождав некоторое время, каратели выяснили, что Сакамото в этот день на работе не был, а остался дома. Вышедший на связь руководитель секты приказал изменить план – проникнуть ранним утром в дом адвоката и уничтожить всю его семью.
В три часа утра сектанты зашли в дом через незапертую дверь и одного за другим убили адвоката, его жену и 14-месячного сына Сатоко. Завернутые в одеяла тела были вывезены в горы и там похоронены в трех разных местах. Одеяла сожгли, а инструменты выбросили в океан. Вернувшихся аумовцев сердечно встретил Сёко Асахара. «Не чувствуйте себя виноватыми, – сказал человек, объявивший себя новым Иисусом Христом, – ребенок заново родится в высшем мире!»
Изначально полиция полагала, что Сакамото как человек, «чьей работой является скандал», сам подстроил похищение с целью дискредитировать АУМ. Однако многие люди приписали преступление секте. Но и на этот раз Асахара ушел от ответственности. Через некоторое время СМИ потеряли интерес к этой трагедии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Так, например, культ Вуду является государственной религией Гаити, но в России или Украине доморощенные вудуисты – не более, чем сектанты.
2
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
3
Считается, что Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н. э.
4
См. статью «Манихейцы».
5
Лангедок – историческая область на юге Франции. Главный город – Тулуза.
6
Каролинги – королевская (с 751 г.) династия во Франкском государстве. Первый король Пипин Короткий. Название происходит от имени Карла Великого.
7
Сюзерен – крупный феодал – верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к своим вассалам.
8
Иллирия – область на севере Балканского полуострова.
9
Моравия – историческая область в Чехии; Паннония – римская провинция, занимавшая часть территории современной Венгрии.
10
Уэсли – основатель методизма.
11
Ист-Энд – бедный район Лондона.
12
Асахара полностью слеп на левый глаз и сохранил 30 % зрения в правом.
13
Джефф Питерс – жулик из книг О. Генри. В одном из рассказов – «Джефф Питерс как персональный магнит» – Питерс под видом индейского целителя Воф-Ху продает «целебную настойку», состоящую из водопроводной воды, хинина и анилиновой краски.
14
Далай-лама – всемирный глава буддистской церкви.
15
Мантра – сакральное слово, часть ритуала в ведийской религии, а также в индуизме и буддизме. Мантре придается решающее значение в обряде и приписывается его основная энергия, магически гарантирующая предполагаемые результаты.
16
В своей книге «Провозглашая себя Христом» Асахара, например, говорит, что у него такая же волнистая брода, как и у Иисуса.
17
Инициация – обряд посвящения.