bannerbanner
Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства
Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства

Полная версия

Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 11

1181 г.

«По Манефону, Амиртей был единственным царем XXVIII династии и правил шесть лет» [26]. «В 399 г. до Р. Х. Амиртей был свергнут (и, возможно, убит) Нефаретом, основавшим 29-ю династию» [67]. «Но сам Амиртей не слишком долго занимал трон; в одном письме, к сожалению фрагментированном (Kraeling. АР 13), написано следующее: «Они доставили в Мемфис царя Амиртея». Было ли это сделано с целью погребения или для приведения в исполнение смертной казни? В той же строке данного текста упоминается новый царь – Неферит. Остальная часть этой истории неизвестна» [40].

Исходя из египетской хронологии смерть Амиртея соответствует смерти наследника Нур ад-дина – ас-Салиха Исмаила: «Аль-Малик ас-Салих Исмаил умер 18 ноября 1181 г. в цитадели Алеппо и был похоронен там. Причина его смерти заключается в том, что эмир Алам ад-дин ибн Сулейман Джандар убил его, поместив яд в гроздь винограда, пока он был на охоте».

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



3

Двадцать девятая династия Айюбидов (1181 – 1200).

Комментаторы Манефона сообщают следующую информацию о XXIX династии: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса: Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Всего 20 лет и 4 месяца» (Африкан). Или: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса (примечание: фактически из пяти). Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Мутис, 1 год. Всего 21 год и 4 месяца» (Евсевий).

Современные источники излагают историю XXIX династии в следующем виде: «ХХVIII династия сменилась XXIX, происходившей из Мендеса, крупного города в Дельте. Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами – Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис, который, несомненно, является выдающимся правителем этой династии. Ахорис царствовал относительно долго (тринадцать лет): Неферит I умер на своем седьмом году; царь X был свергнут, Псаммут правил один год; а Неферит II – всего четыре месяца. В свете этой прискорбной истории неудивительно, что XXIX династия вскоре была заменена, почти наверняка насильственно, мятежным родом, на этот раз из Себеннита» [40].

Таким образом, реконструкция XXIX династии выглядит так:



Рассмотрим более подробно известную информацию об этой династии:

1181 г.

– «В одном арамейском письме от 1 ОКТЯБРЯ 399 г. сообщается важная политическая весть о свержении Амиртея и приходе к власти нового правителя. Теперь престол захватил основатель XXIX династии Неферит I из города Мендес в Средней Дельте» [26]. «Сильно испорченный так называемый Бруклинский арамейский папирус говорит о восшествии на престол Неферита, но конкретные обстоятельства данного события остаются туманными» [40].

Выше мы предположили, что Амиртей II соответствует ас-Салиху Исмаилу. Исходя из этого, аналогия его свержению в следующих событиях: «В 577 г. х. (18 НОЯБРЯ 1181 г.) Исмаил умер, не оставив наследников» [5]. «В 1180–1182 годах Салах ад-Дину подчинились правители северной части междуречья Тигра и Евфрата. В 1183 году Салах ад-Дину покорился Амид и Халеб» [68].

Приход к власти Неферита I может соответствовать завоеванию Салах ад-дином наследия Нур ад-дина. В этом случае соответствие выглядит так:



– «Известно, что основатель XXIX династии взращивал идею о том, что его правление есть не что иное, как реставрация величия XXVI династии – установка, которую он вполне мог перенять у Амиртея и которой с усердием придерживались все последующие египетские правители вплоть до повторного персидского завоевания страны» [40].

В первом томе «Новой хронологии Древнего мира» мы показали, что представители XXVI династии соответствуют представителям династии Айюбидов, как и утверждал Неферит I.

1186/1193 г.

– «В 393 г. фараоном стал Ахорис, СЫН Неферита I» [26].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его СЫНОВЬЯМИ и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Ал-Афдал, старший сын, получил Дамаск; ал-Азиз – Египет; ал-Захир – Халеб» [68].

Таким образом, исходя из общепринятых датировок соответствие может выглядеть так:



Однако возможен и другой вариант. Источники сообщают, что Салах ад-дин произвел раздел своих владений между сыновьями еще в начале 1186 г. и именно с этого года они отсчитывали даты своего правления: «В декабре 1185 года Саладин был сражен болезнью и его состояние продолжало ухудшаться. Казалось вполне вероятным, дело шло к его смерти и он озаботился разделом территорий между своими наследниками и приведению к присяги своим детям высокопоставленных офицеров и чиновников. Для каждого из СЫНОВЕЙ он отводил определенную часть империя, назначив при этом своего брата аль-Адила в качестве доверительного управляющего для всего государства» [3].

Исходя из этой информации, соответствие может выглядеть и так:



– «В 393 г. фараоном стал Ахорис, сын Неферита I. Он царствовал до 382 г. и вел активную политику в бассейне Средиземного моря, вступив в антиперсидскую коалицию совместно с афинянами, Эвагором, городом Барка в Ливии, а также с мятежным племенем писидийцев в Малой Азии и арабами Палестины. Одновременно он начал превращать Египет в морскую державу и укрепил свою армию греческими наемниками. От времени его царствования сохранилось много памятников, свидетельствующих о хозяйственном развитии и строительных работах» [26]. «Нефарет и его сын Хакор заключали союзы с греками, которые вели в это время войны против персов. Они построили много боевых кораблей, превратив Египет в мощную морскую державу, и укрепили свою армию большим количеством греческих наемников» [67].

Аналогия: «Понимая, что без реальной морской военной силы защитить побережье невозможно, Салах ад-Дин с первых же дней прихода к власти стал уделять особое внимание усилению военно-морских сил Египта. Около 10 лет потребовалось на подготовку и обучение флотских экипажей, строительство кораблей; после чего в 1179 году (575 хиджры) против крестоносцев последовательно было проведено три военно-морских операции. Мусульманский флот парализовал морскую связь крестоносцев с Европой, а это, в свою очередь, положительно сказывалось на осуществлении планов Салах ад-Дина в Сирии. При освобождении сирийских городов побережья и таких портов как Акка, Кейсария, Бейрут, Аскалон не последнюю роль играл египетский флот» (В. Васильев; «Флот Салах ад-Дина»).

1193 г.

«Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами – Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис» [40].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его сыновьями и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Однако не прошло и года после смерти Салах ад-дина, как его наследники стали нападать друг на друга и начали борьбу за власть. Уже в 1194 г. ал-Афдал возбудил сильное недовольство своих эмиров, которые обратились за поддержкой к египетскому султану ал-Азизу. Мир тогда был восстановлен, но ненадолго» [68]. «Вскоре после восшествия на престол аль-Азизу пришлось столкнуться с восстанием эмиров. Когда аль-Афдаль (брат аль-Азиза) изгнал всех министров, оставленных ему в Сирии отцом, те пришли в Египет и просили аль-Азиза завоевать Сирию. Аль-Азиз осадил Дамаск. Тогда аль-Афдаль обратился за помощью к брату Саладина, Аль-Адилю, который встретился с аль-Азизом и добился примирения» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1194–1196 гг.

«Персы решили нанести удар одновременно по Египту и его основному союзнику Кипру. Тирибаз выступил с флотом против Эвагора, а Фарнабаз, Аброком и Тифравст около 385–383 гг. предприняли военные действия против Ахориса. Однако попытка покорить Египет оказалась обреченной на неудачу. Наоборот, Ахорис начал расширять свою территорию, поддерживая мятежников против персидского царя в Финикии и Киликии. Он даже установил контроль над Тиром и с помощью флота из 90 триер захватил восточную часть Средиземного моря» [26].

По египетской хронологии события 385–383 гг. должны датироваться 1194–1196 гг.

Аналогия может выглядеть так: «Мир был восстановлен, но ненадолго. В 1195 г. раздоры возобновились, а в 1196 г. ал-Азиз прогнал ал-Афдала из Дамаска» [68]. «В следующем году аль-Азиз вновь атаковал Сирию, но аль-Афдалю удалось убедить некоторых эмиров армии аль-Азиза уйти в пустыню. Позже аль-Адиль союзе с аль-Азизом выступил против аль-Афдаля, который был осаждён и захвачен в Дамаске 3 июля 1196 года. Аль-Афдаль был сослан в Сальхад, в то время как аль-Азиз был провозглашён верховным повелителем империи Айюбидов» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1198 г.

– «Ахорис царствовал до 382 г.» [26]. Так как комментаторы Манефона сообщают о 13 годах правления Ахориса, то в большинстве источников его правление датируется 393–380 гг. Но так как в Египте, в отличии от Месопотамии, год вступления царя считался за полный царский год, то 6 лет правления Неферита I фактически должны приходиться на 399 – 394 гг. до н.э. (шесть лет: 399, 398, 397, 396, 395, 394), а 13 лет правления Акхориса должны быть датированы 394–382 гг.

Таким образом, соответствие фактически должно выглядеть так:



Аналогия смерти Ахориса выглядит так: «19 ноября 1198 г. аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого» [3].

– «СЫНУ Ахориса Псаммуту не удалось удержаться на троне» [26]. «Псаммут правил один год» [40].

О преемнике Акхриса известно следующее: «19 ноября 1198 г. (в других источниках – 29 октября 1198) аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого. Своим наследником он назвал старшего СЫНА аль-Мансура Мухаммада, мальчика десяти лет. Старшие эмиры утвердили это назначение, но было ясно, что молодому султану требуется атабек. Из-за разногласия в этом вопросе тлеющее до этого времени соперничество между отрядами Салахийя с одной стороны и отрядами Михранийя и Асадийя с другой вылилось в открытое противостояние. Салахийя поддерживали кандидатуру аль-Адиля, наиболее способного и опытного человека. Однако 5 января 1199 г. аль-Афдал прибыл в Бильбайс, где был встречен эмирами страны и назначен регентом Египта» [3].

Исходя из хода событий, соответствие может выглядеть так:



1199–1200 гг.

«Неферит II, ставший фараоном, правил всего несколько месяцев и был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26]. «[Вероятно], что до своего восшествия на престол Нектанеб I был командующим армии. Учитывая такое происхождение и исключительную непродолжительность Неферитова царствования, приход новой династии подозрительно напоминает военный переворот, и весьма вероятно, что стела Нектанеба из Большого Гермополя и в самом деле указывает на беспорядки, сопровождавшие это событие» [40].

Аналогия: «Как только внешняя угроза была устранена, аль-Адил выдвинул свои войска из Дамаска на аль-Афдаля, который в это время находился в Бильбайсе. Аль-Афдаль попытался спешно собрать свои, но не успел, потому что большинство его эмиров были распущены по их икта. 26 января 1200 г. его маленькая армия была разбита на границе Египта, и он бежал в Каир. Поняв невозможность дальнейшего сопротивления, аль-Афдаль предложил обменять Каир на Дамаск, а после отказа аль-Адила – на Харран и Эдессу. В конце концов он согласился довольствоваться Майяфарикином, Самосатой и Хани в дополнение к своему нынешнему уделу в Салкхаде. Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после своего триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Исходя из указанных дат правление аль-Афдаля продолжалось около 1 года и 1 месяца (январь 1199 – февраль 1200).

Таким образом, исходя из данных комментаторов Манефона соответствие может выглядеть так:



ВЫВОД: XXIX династия соответствует султанам из династии Айюбидов в 1181–1200 годах:



4

Тридцатая династия Айюбидов (1200 – 1249).

«Тридцатая династия состояла из трех царей Себеннита. Нектанеб правил 18 лет. Теос – 2 года. Нектанеб – 18 лет. Итого 38 лет» (Африкан).

Рассмотрим известную информацию об этой династии:

1200 г.

– «Неферит II был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26].

По [91] Нектанеб I правил в 380 – 362 гг.

Выше мы предположили, что речь идет о следующих событиях: «Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после его триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



– «Вопрос о том, в каких именно отношениях цари XXX династии состояли с царями XXIX династии, часто и много дискутируется. На базе «Демотической хроники» в переводе Шпигельберга (Spiegelberg) утверждается, что Нектанеб I был сыном или внуком Неферита I, однако новая интерпретация Джонсона показывает, что этот взгляд несостоятелен. Можно говорить лишь о том, что до своего восшествия на престол он был командующим армии и что его отец Тахос также являлся высокопоставленным военным и, возможно, принцем» [40].

В предлагаемой нами хронологии Нектанеб I (аль-Адил) был младшим братом Неферита I (Салах ад-дина).

– «При Нектанебе Египет пережил значительный хозяйственный расцвет, от времени его правления сохранилось много памятников искусства, которые свидетельствуют о возврате к старым традициям, существовавшим до захвата страны персами» [26].

Возможно: «Величайшим страданием для египетского народа явилась засуха 1200–1202 гг., когда уровень Нила поднялся лишь на 12 локтей (вместо обычных 16). Число погибших от голода только в одном Каире, куда бежало множество феллахов, составило 111 тыс., как сообщает очевидец этих событий, багдадский врач Абд ал-Латиф. Однако упорный труд крестьян изгладил в последующие годы следы бедствия, и Макризи сообщает, что уже при султане Камиле Египет снова достиг большого процветания» [72].

1211 г.

«В 373 г. значительная персидская армия, подкрепленная флотом под начальством Фарнабаза, выступила против Египта. Тем временем Нектанеб укрепил же устье Нила и у Пелусия заградил вход в страну каналами и дамбами. Эту оборону нельзя было пробить, но флот Фарнабаза обошел укрепления и высадился у устья Нила. Ификрат советовал Фарнабазу вступить как можно быстрее в Мемфис, поскольку еще не была организована оборона города. Но Фарнабаз не доверял Ификрату и отклонил его совет. Пока персидское командование собирало всю свою армию, египтянам удалось сильно укрепить город Мендес в Дельте. Тем временем в Ниле наступило половодье, после чего персидской армии пришлось отступить из Египта с потерями» [26].

По персидской хронологии 373 г. до н.э. соответствует 1211 г.

Исходя из персидской хронологии, аналогия может выглядеть так: «Когда срок перемирия истек (сентябрь 1210 г.), лишь один инцидент нарушил отношения между дворами Акры и Каира: франкские пираты захватили мусульманские корабли, и султан, прибыв в Сирию, повел свою армию на пригороды Акры. Жану Ибелину удалось убедить его, что эти пираты отплыли с Кипра, а не из портов Иерусалимского королевства. Аль-Адил дал себя уговорить, и мир не был расторгнут. Однако новый король, Иоанн де Бриенн, появившийся в Акре в сентябре 1210 года, не сдался. Он приказал франкской эскадре провести налет на Египет. В июне 1211 года предводитель этой экспедиции, Готье де Монбельяр, вошел в Нил и разграбил «притоки Дамьетты». Возможно, что он даже намеревался внезапным наскоком захватить Александрию. Султану пришлось срочно прибыть в город со своими войсками. После этой демонстрации военной силы Иоанн де Бриенн попросил у аль-Адила, который появился в Галилее, возобновления перемирия. Еще раз мир воцарился на шесть лет, но прискорбный разрыв мирных отношений на восемь месяцев (сентябрь 1210 – конец июня 1211) стоил франкам опустошенной акрской равнины и постройки грозной крепости Фавор» [63].

1215 г.

«XXX династия, как и ее предшественница, страдала от рецидивного недуга династической нестабильности. Это, возможно, объясняет удивительный факт совместного правления в конце царствования Нектанеба I, который с шестнадцатого царского года и вплоть до своей смерти на девятнадцатом году управлял страной вместе с сыном Тахосом. Если Тахос официально стал соправителем в этом году, то вполне вероятно, что господствующего положения он достиг еще раньше и, может быть, именно поэтому сторонние наблюдатели уже в 366 г. до н. э. воспринимали его как фактического правителя Египта» [40].

Возможная аналогия: «В 1200 году султан ал-Адил ибн Айюб, глава рода Айюбидов, ради лучшего управления государством разделил его среди своих трех сыновей. Раздел проходил в Каире и завершился тем, что Египет достался старшему сыну – ал-Камилу. Палестина и Южная Сирия – ал-Муаззаму, а Джазиру и северную Сирию отдали ал-Ашрафу Мусе» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

1218 г.

«В 362 г. к власти в Египте пришел Тахос, сын Нектанеба» [26]. «Неизвестно при каких обстоятельствах Тахус наследовал Нектанебу I и на каком основании племянник Тахуса заявлял о своих правах на престол, поднял мятеж против Тахуса и занял трон» [11].

Известны следующие события: «Политические изменения были благоприятны для крестоносной пропаганды. Состоявшийся в ноябре 1215 г. в Латеране церковный собор утвердил, что поход начнется 1 июня 1217 года… 29.05.1218 первые крестоносные воины сходили с кораблей на египетском берегу, ввиду Дамиетты. Весть о падении цепной башни (24.08), считавшейся неприступной, привела мусульман в шоковое состояние. Глава государства Айюбидов – султан ал-Адил переволновался при этом известии настолько что заболел и, спустя пару дней (31.08) умер. По его смерти сыновья остались владеть отведенными им еще в 1200 г. областями, под формальным главенством владетеля Египта, ал-Камила» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Исходя из предлагаемой комментаторами Манефона продолжительности правления представителей XXX династии соответствие может выглядеть так:



1219 г.

– «Новый фараон поставил перед собой цель перейти в наступление и захватить Сирию и Палестину. Для осуществления своих честолюбивых планов Тахос снарядил большой флот и сильную армию и начал искать союзников. Любой враг Персии был естественным союзником Египта, и фараон обратился к Спарте и Афинам с просьбой предоставить наемников. В 361 г. в Египет вместе с гоплитами, нанятыми за деньги, прибыл спартанский царь Агесилай. В том же году на службу к Тахосу поступил и афинянин Хабрий со своими наемниками» [26].

Аналогия: «Желая предупредить врага, как считалось – готовившегося наступать, собственным нападением, ал-Камил выслал в Египет приказ собрать все наличные войска и провести тотальную мобилизацию. Дело дошло до того, что в декабре-январе 1219 г. ал-Камил разослал с семью десятками посланцев воззвания ко всем правителям стран ислама с призывом лично прийти на помощь или же – крайнем случае – прислать войска. Незадолго до этого в его лагерь прибыли вспомогательные отряды из Хамы и Алеппо, возможно высланные ал-Ашрафом» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

«Спартанский царь Агесилай» и «афинянин Хабрий», по-видимому, соответствуют лидерам крестоносцев, высадившихся в Египте.

– «Вскоре Тахос начал испытывать острый недостаток в деньгах, чтобы платить жалованье огромному числу наемников. Поэтому в 361 г. Тахос по совету Хабрия провел важные экономические реформы. Жрецы передали государству принадлежавшие храмам золото и серебро в качестве ссуды. Кроме того, в стране все, вплоть до строительства новых домов, было обложено налогами. С урожая, доходов ремесленных мастерских, со всех сделок купли-продажи необходимо было платить государству десятую часть. Население заставили сдать весь запас находившихся у него благородных металлов. Тахосу удалось реквизировать весь драгоценный металл в Египте, и он начал чеканить деньги для выплаты наемникам» [26].

Аналогия: «С именем ал-Муаззама (брата ал-Камиля) мусульманские историк связывают спасение стран Ислама и Египта, в частности. Прибыв в Египет (17.02) он энергично принялся восстанавливать все что только можно было спасти… Дабы покрыть необходимые денежные затраты были подняты налоговые планки, религиозные меньшинства были обязаны в очередной раз платить за свое вероисповедание. Мусульмане, кроме высоких налогов должны были считаться с возможностью быть призванным в армию. На практике в армию созвали половину всего способного носить оружие, мусульманского населения Каира и Фустата. Это дало 10 000 человек, незамедлительно прибывших в военный лагерь ал-Муаззама и ал-Камила в Ушмум Таннах» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

– «После этого Тахос поручил правление в Египте СВОЕМУ БРАТУ и вторгся в СИРИЮ» [26]. «Когда Тахос отправился в большой азиатский поход против Персии, он оставил для контроля над Египтом полководца по имени Тжа-хап-иму (Tja-hap-imu), который определенно был ему братом» [40].

Возможная аналогия: «Война ислама и христианства велась кроме Египта еще на двух фронтах: в Палестине и Северной СИРИИ. Правитель северной Сирии, ал-Ашраф, еще в 1219 г. ограничил свои действия против крестоносцев летним набегом на их владения на побережье. Более деятелен был ал-Муаззам, в подчиненных ему областях – Южной Сирии и Палестине. Прибыв в марте 1219 из Египта, он обратил внимание на то что пока основные силы Айюбидов связаны борьбой с крестоносцами в Египте, города Палестины стоят полузащищенные. Любой набег крестоносцев из прибрежных крепостей мог привести к захвату ими опорных пунктов в сердце Палестины. Для предотвращения этого ал-Муаззам решился на смелый шаг. По его приказу должны были быть разрушены укрепления таких городов как Сафад, Хунин, Тибнин, Каукаб и Иерусалим. Из Иерусалима путь ал-Муаззама лежит в Дамаск, где во второй половине октября 1219 набрал отряд солдат и направил его К БРАТУ в Египет. Немного погодя мы встречаем его в Египте, куда он ненадолго приехал понаблюдать за ходом боевых действий. Вернувшись обратно, он начинает малую войну с крестоносцами на побережье, в конце ноября 1219 г. осаждает Цезарею (Кесарию), и занимает ее. В полном соответствии с тактикой лишать христиан опорных пунктов, Цезарея основательно разрушается войсками ал-Муаззама. Следующая осада (тамплиерского замка Атлит) не удалась и, разорив прилегающие христианские области, султан возвратился в Дамаск. Тем не менее продолжаются спорадические нападения айюбидских отрядов на владения «франков» на побережье» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Возможно, Тахос соответствует аль-Муаззаму, а Тжа-хап-иму – аль-Камилю.

– «Согласно хроники Георгия Синкела Ох в 361 году до н.э. принял участие в походе против Египта, вторгшегося под руководством своего фараона Тахоса в Сирию и пленил его» (ru.wikipedia.org/wiki/Артаксеркс_III).

Аналогия: «Одновременно с высадкой крестоносцев в Египте держава Айюбидов подверглась нападению с другого фронта – из глубин Малой Азии развернул широкое наступление султан турок-сельджуков Икония, Кей-Кавус. Военные действия развернулись в пограничной зоне и, хотя сельджуки в итоге были вытеснены из Сирии, они оттянули на себя значительную часть айюбидских армейских контингентов – в их числе всю армию ал-Ашрафа, дислоцированную в северной Сирии… Весьма правдоподобным выглядит предположение, что поход сельджуков во владения Айюбидов в 1219 г. был кроме всего прочего вызван происками ХАЛИФА (Артаксеркса III), точно также как был им вызван поход монголов в Хорезм» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

На страницу:
10 из 11