Полная версия
Новая хронология античности. Книга 2. Эпоха эллинизма.
Как видно из текста, война шла не в Сирии, а в Малой Азии.
Возможная аналогия выглядит так: «В году 771 (1322) в страну Киликийскую вторглись египтяне, которые причинили много бедствий, сожгли Адану и его крепость разрушили. В году 772 (1323) католикос Тер-Костантин Ламбронаци отправился к египетскому султану Насиру и заключил мир и дружбу между [ним] и молодым царем Левоном V, который царствовал три года» («Киликийская хроника»).
1336-1340 гг.
– «В 246 или 245 г. до н.э., 25-го числа македонского месяца диос, то есть 27 ЯНВАРЯ Птолемей II скончался в возрасте почти 63 лет. Евсевий Кесарийский сообщает, что продолжительность его правления составляет 38 лет. Иосиф Флавий утверждает, что он правил 39 лет» [ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_II_Филадельф].
По персидской хронологии 246 год до н.э. соответствует 1337 году, а 245 г. = 1338 году.
Нам известна следующая информация: «Отношения между аль-Мустакфи и ан-Насиром были очень хорошими. Халиф и султан, которых историки сравнивают с двумя братьями, вместе играли в военные игры, ходили на экскурсии и охотились. Однако в 736 (1336 г.) их отношения обострились из-за письма аль-Мустакфи с приглашением султана на встречу. Более того, гнев султана усилился когда он узнал, что халиф проводит собрания в своем доме, на которых присутствовали некоторые высокопоставленные лица из дворца. Ан-Насир приказал поместить халифа и его семью под домашний арест. Освобожденный через пять месяцев по ходатайству некоторых кади и ряда эмиров, через шесть месяцев халиф опять был взят под стражу, когда он снова разозлил султана, вызвав его на суд после того, как один из эмиров подал против него иск. На этот раз султан сослал аль-Мустакфи и членов его семьи в Кус в Верхнем Египте (в июле 1337 г.). Халиф оставался в изгнании в Кусе до своей смерти 12 ФЕВРАЛЯ 1340 года» (islamansiklopedisi.org.tr/mustekfi-billah-suleyman-b-ahmed).
Как видно из этого теста, окончание правления Птолемея II по персидской хронологии совпадает с изгнанием халифа аль-Мустакфи; месяц смерти царя практически совпадает с месяцем смерти халифа; власть халифа была достаточно велика, чтобы вызывать султана в «суд» и «приглашать» его на аудиенцию.
– «12 или 13 ноября 247 года до н. э. молодой Птолемей известный впоследствии как Птолемей III Эвергет стал соправителем отца на египетском троне. Возможно, фактически он сам правил страной. Евсевий Кесарийский говорит, что Птолемей II Филадельф царствовал в течение 38 лет. Иосиф Флавий утверждает, что этот Птолемей правил 39 лет» [ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет].
Аналогия может выглядеть так: «Мустакфи, который был халифом почти 39 лет, назначил своего сына Абуль-Касима Ахмеда наследным принцем в присутствии губернатора Куса и свидетелей. Однако ан-Насир не принял это во внимание, и после четырехмесячного перерыва назначил халифом племянника аль-Мустакфи, Ибрагима ибн аль-Мустамсика, с титулом аль-Васик-Биллах (740/1340). Однако незадолго до своей смерти (1340/1341) ан-Насир позволил Абул-Касиму Ахмеду взойти на трон халифов с титулом Хаким-Биемрилах» (islamansiklopedisi.org.tr/mustekfi-billah-suleyman-b-ahmed).
Исходя из этой информации Птолемей III должен соответствовать Ахмаду аль-Хакиму II (1340/1341 – 1352).
– «Третий Птолемей, называемый Эвергет, царствовал 25 лет» [35]. «Птолемей III умер в октябре 222 или 221 г. до н.э.» [ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет].
По персидской хронологии 222/221 г. до н.э. соответствует 1361/1362 году.
В 1362 году умирает брат и преемник аль-Хакима II (1340/1341 – 1352), аль-Мутадид I (1352 – 1362).
Таким образом, исходя из предполагаемой продолжительности правления Птолемеев соответствие может выглядеть так:
– «Птолемею III досталась непростая международная ситуация. Согласно договору между Птолемеем II и Антиохом II, последний должен был отослать свою первую супругу Лаодику с её двумя сыновьями в Малую Азию, тогда как дочь Птолемея Береника будет править и рожать наследников. Однако Лаодика принудила Антиоха вернуться к ней, и затем, после его внезапной смерти в 246 году до н.э. (не без некоторых подозрений, что она приложила к этому руку), она отправила эмиссаров в Антиохию, чтобы те убили Беренику и её малолетнего сына» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет).
По персидской хронологии 246 г. до н.э. соответствует 1337 г.
Возможная аналогия выглядит так: «Умер Абу Саид в ноябре 1335 г. Арабский путешественник Ибн Батута рассказывает, что причиной его смерти стала любовь к молодой жене Дильштадт-хатун, возбудившая ревность его первой жены Багдад-хатун, которая и отравила мужа посредством пропитанного ядом платья» [80].
– «Сын Лаодики Селевк II был провозглашён владыкой Селевкидского царства» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет).
Известно следующее: «Абу Саид не оставил потомства; династию после его смерти представляли только члены боковых линий, из которых никто не смог получить общего признания; поэтому с кончиной этого султана государство Хулагуидов пришло в полное расстройство. Центральной власти больше не существовало; ильханы стали игрушкой в руках своих эмиров. Так племя сулдузов возвело на престол Арпа (1335 – 1336). С другой стороны, Али Падишах, глава монгольского племени ойратов, провозгласил в Багдаде ильханом внука Байду по имени Муса (1336 – 1337). Джалаирид Хасан Бузург выдвинул своего ставленника – Мухаммад-хана (1336 – 1338), а управлявший Хорасаном эмир Шайх-Али объявил в Бистаме ильханом Чингизида Туга-Тимура (1337 – 1353). Туга-Тимур и Шайх-Али потерпели поражение и бежали в Хорасан, а Муса попал в плен и был казнен. В 1338 г. Мухаммад погиб, а Хасан объявил в Багдаде ильханом Хулагуида Джахан-Тимура. В июне 1340 г. Бузург низложил Джахан-Тимура и объявил себя независимым султаном» [80].
Соответствие для Селевкидов может выглядеть так:
– «Птолемей III в 246 г. до н.э. объявил войну новому селевкидскому царю Селевку II и начал довольно успешную военную кампанию, одержав победы над Селевком II в Сирии и Анатолии, занял Антиохию. Недавно открытые клинописные записи доказывают, что Птолемей III достиг Вавилона. Тем не менее, Селевку II в 245 году до н.э. удалось вернуть утраченную Вавилонию» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет).
«Профессор Олмстэд обратил внимание на тот факт, что вавилонские документы не упоминают Птолемея и что их даты не подтверждают вероятность его правления в Вавилонии» [35].
Подчинение Вавилона Египту может соответствовать следующим событиям: «В целях укрепления своей позиции в борьбе с Хасан Кючюком, Хасан Бузург (т.е. Селевк II), возможно, признавал сюзеренитет мамлюкского султана ан-Насира Мухаммеда до самой смерти этого правителя в 1341 году, оглашая хутбу на его имя в Багдаде» (iranicaonline.org/articles/jalayerids).
– «Юстин и Иероним сообщают, что Птолемей не закончил похода. Он узнал, что в Египте вспыхнул бунт и вынужден был повернуть назад. Что это было за восстание остаётся только гадать. Одни учёные утверждают, что это был очередной мятеж в Киренаике, другие склоняются к мнению, что это были волнения в Египте, которые произошли после недостаточного разлива Нила, когда создалась угроза голода» (wiki/Птолемей_III_Эвергет).
Аналогия выглядит так: «Экономическое и политическое положение Египта оставалось стабильным вплоть до смерти султана ан-Насира в 1341 году. Затем начались смуты и междоусобицы, за семь лет сменилось шесть султанов. В 1347 году в Египет пришла «Черная смерть»; страшная эпидемия чумы за два года погубила треть населения Египта» [66].
1349/1350 г.
«На девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. Он получил известность как Канопский декрет» [17]. «До сих пор египтяне использовали 365-дневный год. Так как в нём не было високосных годов с дополнительным днём, египетский год каждые четыре года соскальзывал на один день вперёд, что за период в 1460 лет должно было дать целый лишний год. Этим декретом определяется «что каждые четыре года должен добавляться один день», т.е. вводился високосный год» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет).
Традиционная египетская хронология родилась из уверенности, что сотический период, упомянутый в Канопском декрете, связан с Сириусом и составляет 1461 год. Но И.В. Великовский показывает (вслед за астрономом М. Кнаппом), что звезда Сотис Канопского декрета – это, скорее всего, Венера, пять оборотов, которой равны 8 земным годам. Знание такого периода показывает и Клавдий Птолемей. Таким образом, сотический период может составлять не 1461 ГОД, а, например, 1461 ДЕНЬ (четыре года), который приводит к смещению на один день. В этом случае традиционная египетская хронология, основанная на предполагаемом сотическом периоде в 1461 год, безосновательна.
1350-1362 гг.
«В оставшиеся годы жизни Птолемей III покоился на лаврах. Даже если и случались всплески военных действий между войсками Египта и какой-нибудь другой державы, сам Птолемей III больше не ходил на войну. Птолемей III Эвергет умер в октябре 222 или 221 года до н. э. в возрасте чуть за шестьдесят – естественной смертью от болезни, подчёркивает Полибий. Царица Береника и брат Лисимах пережили его. Видимо, оба брата жили во взаимном доверии. Согласно иероглифической надписи из Коптоса, Лисимах был правителем провинции в Верхнем Египте» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_III_Эвергет).
Источники сообщают, что халиф аль-Хаким II (1341 – 1352) умер в 1352 году и его преемником стал его брат Абу Бакр аль-Мутадид I (1352 – 1362). Месяц, когда умер и тот и другой халифы – не известны.
1362 г.
«Птолемей IV Филопатор – царь Египта в 222/221 – 205/204/203 годах до н.э. Сын Птолемея III и Береники Киренской. Евсевий Кесарийский в одном месте своей «Хроники» говорит, что Птолемей Эвергет царствовал в течение 17 лет, а в другом – в течение 21 года. Считается общепринятым, что Птолемей V Эпифан наследовал его трон 28 ноября 203 года до н.э.» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_IV_Филопатор).
Преемником халифа аль-Мутадида стал его сын аль-Мутаваккиль I (1362 – 1377, 1377 – 1383, 1389 – 1406).
Исходя из предполагаемого времени правления Птолемея IV, соответствие может выглядеть так:
1262-1266 гг.
«Фактически царством управлял при Птолемее IV александриец Сосибий. Но на пути Сосибия к власти стояли другие члены царской семьи. Среди них были дядя царя Лисимах, мать царя Береника и младший брат царя Маг. Птолемей IV, по совету Сосибия, убил дядю, брата и мать. Другим человеком, которого Сосибий посчитал целесообразным устранить, был спартанский царь Клеомен III, бежавший в Александрию. Сосибий боялся его влияния на воинов наёмников, тысячи которых были расквартированы в Александрии. Сосибий приказал взять под стражу его и тринадцать его друзей. Клеомену и его товарищам удалось сбежать из заключения, и они побежали по улицам Александрии, призывая жителей к свободе. Но никто не присоединился к восстанию. После того они наложили на себя руки (219 г. до н.э.)» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_IV_Филопатор).
По персидской хронологии 219 год до н.э. соответствует 1364 году.
Возможная аналогия: «Шабан был возведен на престол эмиром Ялбугой в мае 1363 года после свержения султана Мухаммада II. На тот момент новому султану было всего десять-двенадцать лет. Влияние Ялбуги было основано в первую очередь на его контроле над целым войском мамлюков (1500-3000 человек) – гораздо большим, чем у самого султана. С 1361 по 1366 год Ялбуга занимал должность атабека (главы армии) и смог подчинить бедуинов в Верхнем Египте и Нубии» (ru.wikipedia.org/wiki/Шабан_II). «В декабре 1366 года ряд старших эмиров и собственных мамлюков Ялбуги подняли против него восстание. В начале восстания большинство мамлюков Ялбуги оставалось верным своему хозяину, но как только Шабан выказал свою поддержку мятежникам, они тоже присоединились к восстанию. После этого Ялбуга был схвачен и убит своими мамлюками» (en.wikipedia.org/wiki/Al-Ashraf_Shaban).
1365-1369 гг.
«В 219 г. до Р.Х. царь Азии Антиох III захватил у Птолемея много городов в Келесирии. Испуганный Птолемей посылал к Антиоху посольство за посольством, чтобы несколько задержать его и тем временем собраться с силами. Затем, набрав в Греции большое войско, Птолемей дал удачное сражение при Рафии (217 г. до Р.Х.). Он мог бы после этого отнять у Антиоха его царство, если бы его доблесть пришла на помощь его счастью. Но Птолемей, удовлетворившись возвращением городов Келесирии, заключил мир и с радостью ухватился за возможность вернуться к мирной жизни» [78].
Возможная аналогия: «С 1340-х годов христиане и мусульмане воевали за торговое господство в восточной части Средиземного моря. Так, Кипр и Египет стремились установить контроль над южным и юго-западным побережьем Малой Азии, в частности, Королевством Киликийской Армении. В то время как турецкие пираты, поддерживаемые мамлюками, топили христианские корабли в восточной части Средиземного моря, христианский флот атаковал сирийское побережье. 10 октября 1365 года киприоты напали на Александрию и разграбили город. Война затянулась еще на несколько лет. Кипрские корабли напали на Латакию, Тартус (1367), Триполи, Бейрут и Сидон. Однако мамлюкам удалось быстро оправиться: фортификационные сооружения Александрии были восстановленные, египетский флот вновь отстроен. Четыре года спустя (1369) был достигнут мир между Кипром и Египтом» (ru.wikipedia.org/wiki/Шабан_II).
1367 г.
«В Египте правление Птолемея IV после его победоносного возвращения из Палестины не обошлось без волнений. Армия едва успела вернуться в Египет после сражения при Рафии, как тут же начались восстания. Историю этой борьбы рассказывает Полибий в своём утерянном труде…» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_IV_Филопатор).
Возможно: «После того, как Ялбуга был схвачен и убит его мамлюками, большинство из них осталось без работы и покровителя. К июню 1367 г. бывшие мамлюки Ялбуги в значительной степени перешли на службу эмира Асандамура а-Насири, который смог устранить своих эмиров-соперников. В конце 1367 г. Асандамур и его мамлюки выступили против Шабана, но потерпели поражение. Согласно современному событиям летописцу, аль-Нувейри аль-Искандарани, победе Шабана в значительной мере способствовала поддержка простолюдинов, которые убили многих из восставших в Каире мамлюков» (ru.wikipedia.org/wiki/Шабан_II).
1383 г.
– «Птолемей умер, оставив после себя пятилетнего сына. Кончина Птолемея Филопатора окутана мраком. По словам Юстина, дворцовая клика какое-то время держала его смерть в тайне. Считается общепринятым, что Птолемей V Эпифан наследовал его трон 28 НОЯБРЯ 203 года до н.э.» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_IV_Филопатор).
По персидской хронологии 203 год до н.э. соответствует 1380 году.
Возможная аналогия обнаруживается с трехлетним смещением: «В 1383 году недавно пришедший к власти Баркук узнал, что халиф аль-Мутаваккиль I является центром заговора с целью его свержения. Аль-Мутаваккиль I был арестован и предан суду. Баркук настаивал на смертной казни, но это требование было признано незаконным. В итоге Баркук отправил аль-Мутаваккиля в заключение и назначил на должность халифа аль-Васика II (сентябрь 1383 – НОЯБРЬ 1386), которого через три года сменил его брат аль-Мутасим (НОЯБРЬ 1386 –1389)» (fr.wikipedia.org/wiki/Al-Mutawakkil_Ier).
Таким образом, воцарение Птолемея V может соответствовать провозглашению халифом аль-Васика или аль-Мутасима.
– «Птолемей V Эпифан – царь Египта в 203 – 180 гг. до н.э. Он родился, вероятно, 9 октября 209 г. до н.э. Скорее всего, через несколько недель он был объявлен соправителем отца; во-всяком случае, к 6 июня 13-го года правления отца он уже носил этот титул. После смерти Птолемея IV Птолемей V наследовал трон и стал царём Египта 28 ноября 203 г. до н.э. Агафокл и Сосибий объявили о смерти царя и царицы и прочитали подложное завещание, в котором значилось, что царь оставляет Агафокла и Сосибия опекунами сына» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
Исходя из продолжительности правления Птолемея V соответствие может выглядеть так:
1384 г.
«Агафокл вёл невоздержанную жизнь. Этот выскочка не сдерживал ни гордости, ни похоти. Народный гнев ждал только подходящего вождя, чтобы прорваться. Вождь нашёлся в 202 году до н.э. в лице Тлеполема, которого Агафокл назначил стратегом в Пелусий. Этот город стал центром восстания против Агафокла. Когда войска и население в Александрии перешли на сторону Тлеполема, участь Агафокла и его сообщников была решена. Толпа захватила дворец. Маленький царь был передан войску. Сосибий дальновидно перешел на сторону народа. Тлеполем заступил на место Агафокла в качестве регента. Примерно через год его сменил другой регент – Аристомен, начальник царских телохранителей» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
Возможно: «Заговор с участием халифа был лишь предвестником более серьезных событий. Оппозиция постепенно концентрировалась вокруг эмира Йалбуги ан-Насири. В феврале 1384 г. Йалбуга, будучи наместником Алеппо, явился ко двору, чтобы выразить почтение и покорность новому султану. Встав на колени, он целовал землю у ног Баркука, который еще недавно был его подчиненным, и не смел садиться в его присутствии. В течение полугода Баркук и Йалбуга сохраняли status quo, в августе Баркук сместил Йалбугу с должности наместника Алеппо и отправил в александрийскую тюрьму» [41].
1389-1390 гг.
– «В ОКТЯБРЕ 197 года до н.э., когда Птолемею было всего 12 лет, в Александрии состоялась церемония вступления правителя на престол, по-гречески – анаклетерия. Для пятого Птолемея выбрали прозвище Теос Эпифан («Явленный Бог»). После греческой анаклетерии последовала ещё одна церемония, которая была нововведением для династии Птолемеев. В древней столице Мемфисе египетские жрецы провели обряд венчания маленького царя на царствование, как приличествовало египетскому фараону» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
По персидской хронологии 197 г. до н.э. соответствует 1386 г. Т.е. речь может идти о провозглашении халифом аль-Мутасима (в НОЯБРЕ 1386 г.): «Баркук назначил халифом племянника аль-Мутаваккиля, аль-Васика II (1383–1386). После смерти аль-Васика II в 1386 г. он назначил халифом другого представителя семьи Аббасидов – Закарийю, причем на этот раз первым присягнул ему. С почетным именем аль-Мустасим Закарийа оставался повелителем верующих до 1389 г.» [41].
Учитывая отмеченное нами выше трехлетнее смещение египетской хронологии, речь может идти о возвращении к власти халифа аль-Мутаваккилья I (1362 – 1383, 1389 – 1406).
– «Розеттский камень – плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке, и одном на древнегреческом языке. Сопоставление трёх текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца» …» (ru.wikipedia.org/wiki/Розеттский_камень).
«Стела была возведена после коронации Птолемея V. Дата дается как «18 мехир» (мехир – декабрь-январь) девятого года правления Птолемея V, что соответствует 27 марта 196 г. до нашей эры. Однако вторая дата, приведенная в греческих и иероглифических текстах, соответствует 27 НОЯБРЯ 197 г. до н.э., официальной годовщине коронации Птолемея. Неясно, почему такое расхождения существуют, но ясно, что декрет был опубликован в 196 году до н. э. и что он призван восстановить верховенство Птолемеев над Египтом» (en.wikipedia.org/wiki/Rosetta_Stone).
Возможно, расхождения в датах вызвано тем, что халиф аль-Мутасим умер во второй половине 1389 года, а аль-Мутаваккиль I был официально восстановлен в халифате в феврале 1390 года.
– «В знаменитой Розеттской надписи жрецы восхваляют Птолемея V за то, что тот сумел подавить народные волнения, освободил храмы от недоимок, и оказал храмам почести. Характерным примером лояльности жрецов к власти греков является то, что они не поддержали крупное восстание египтян, вспыхнувшее в правление Птолемея V. Текст гласит: «Он взял в короткое время город и уничтожил всех нечестивых, которые там были, как Тот и Гор, сын Исиды и Осириса, покорили себе тех, которые раньше в этих местах возмутились; восставших при его отце и беспокоивших страну, не уважающих храмов, отправившись в Мемфис для отмщения за своего отца и за свою корону, он наказал по заслугам». В 197 году до н.э. в Дельте мы встречаем опасных мятежников. Враждебные группировки возглавляли два человека, чьи имена читаются как Анмахис и Хермахис. Возможно, они стремились стать фараонами» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
Аналогия, по-видимому, в следующих событиях: «В 1389 году в восточной Анатолии и Алеппо восстали эмиры Минташ и Ялбуга, поддерживаемые арабскими богословами, которые хотели вернуть государство мамлюков под контроль халифа аль-Мутавакиля I. Они получили поддержку тюрков и монголов, заняли Дамаск и двинулись весной 1389 года на Каир. Когда к восстанию присоединились каирские эмиры, беспорядки распространились на столицу, где по приказу Баркука стали строить укрепления. На улицах завязались бои, мятежники с катапультами и греческим огнем атаковали цитадель. Всё больше и больше последователей покидали Баркука, несмотря на его посулы. Баркук бежал в крепость Керак. Хаджжи II был восстановлен на престоле в мае 1389 года, но два лидера восстания – Минташ и Ялбуга – рассорились и начали войну друг с другом (первый укрепился в цитадели, второй – в районе мечети Султана Хасана). Год спустя Баркуку удалось, с помощью местных чиновников, выйти из тюрьмы и сплотить вокруг себя своих сторонников. 1 февраля 1390 года он вошёл в Каир с триумфом. Халиф Закария аль-Мутасим и султан Хаджжи II были взяты в плен» (ru.wikipedia.org/wiki/Хаджжи_II_ас-Салих).
Анмахис и Хермахис, возможно, соответствуют Минташу и Ялбуге.
1396-1397 гг.
«Один папирус упоминает о передвижении египетских войск при Эпифане из Фив в сторону верховьев Нила. У нас есть единичное упоминание об осаде Абидоса в 200-199 гг. до н.э. В Фиваиде египетское правительство только в 187-186 гг. до н.э. избавилось от закрепившихся там местных вождей» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
Возможно: «Выступления бедуинов не прекращались и в последующее время, но подобного размаха, судя по скудным данным хроник, более не имели. Так, в 1379 г. бедуины численностью около 5 тыс. захватили главный город Бухайры Даманхур, мамлюки с большим трудом отвоевали его обратно. В самом начале правления черкесских султанов, в 1389 г., наблюдались волнения некоторых племен Саида во главе с упомянутыми хаввара. В 1396 г. те же хаввара вместе с племенем ахамада на некоторое время овладели Асуаном» [84].
1403-1404 гг.
«В некоторых иероглифических и демотических надписях на храмовых стенах на острове Филы, видимо, содержатся свидетельства о подавлении эфиопских мятежников в 21-й год Эпифана. В следующем году, видимо, наконец-то удалось подавить восстание в Нижнем Египте. Местные вожди: Атинис, Паусира, Хесуф и Иробаст явились в Саис, чтобы сдаться царю. Их предали смерти» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
Возможно: «События начала XV в. нанесли немалый ущерб мамлюкским городам. Многие рынки и лавки Каира навсегда прекратили свое существование во время длившейся с 1401 по 1405 г. борьбы султана Насира Фараджа с мятежными эмирами, закончившейся его гибелью. Под 1401/1402 гг. у Ибн Ийаса говорится о восстаниях арабов Бухайры и захвате ими зерна. Западноевропейские пираты в 1403 г. разграбили Александрию, а в последующие годы совершили опустошительные нападения на сирийские гавани. Участились набеги бедуинов на южные города…» [84].
1406 г.
– «Об истории Египта в оставшиеся годы правления Птолемея Эпифана мало что известно. Птолемей V Эпифан умер в возрасте всего лишь двадцати восьми лет. Вельможи составили заговор против царя и отравили его в КОНЦЕ 181 или НАЧАЛЕ 180 года до н.э.» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_V_Эпифан).
По персидской хронологии 180 г. до н.э. соответствует 1403 году.
Аналогия возможна с тем же трехлетним смещением: «В ЯНВАРЕ 1406 г. аль-Мутаваккиль I умер и халифат перешел к его сыну аль-Мустаину» (fr.wikipedia.org/wiki/Al-Mutawakkil_Ier). В некоторых источниках начало правление аль-Мустаина датировано ДЕКАБРЕМ 1405 года.
– «Птолемей VI Филометор – царь Египта в 181/180 – 146/145 годах до н.э. Он наследовал своему рано умершему отцу Птолемею V в малолетнем возрасте. Царица-мать Клеопатра I стала регентом при нём и взяла на себя бразды правления. Однако, через два или четыре года Клеопатра умерла, а управление делами захватили Евлей и Леней» (ru.wikipedia.org/wiki/Птолемей_VI_Филометор).