Полная версия
Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков
Охтай на харатье, в десть.
Исак Сирин, в десть.
Трефелой, в десть.
Кануны собраные, в полдесть.
Полууставье, в полдесть.
Служебник, в четверть.
Трефелой, в полдесть.
Бытья, в полдесть.
Златаустьиньных святых 13–слов[423], в полдесть.
Послание, в полдесть.
14–Златая Чепь[424], в полдесть.
Притчя Соломана, в полдесть.
Исаино пророчество, в полдесть.
Зерцало, в полдесть.
Григорей Синаидцкой, в полдесть.
Нил, в четверть. //
(л. 10) Служебник, в полдесть.
Мения общая, в полдесть.
Златауст, в четверть.
Псальтырь с следованьем.
Патерик, в десть.
[425]—Жытие Кирила Белоозерскаго чюдотворца–15, в полдесть, в коже.
Дамаскин, в полдесть.
Чясовник, в четверть.
Святцы и кануны, в тетратех, в четверть.
Правило келейное, в полдесть, в коже.
Сенаник, в четверть.
Кануны собраные килейные, в четверть.
Евангелие тетрь, в полдесть.
Богослов, в десть.
Устав, в десть.
Охтаец, в полдесть.
Псалтырь со избранными псалмы, в полдесть.
Мения сентябрь мисяц, в полдесть.
Псалмы Давыдовы, в полдесть.
Книга с начяла, указ да пазхалья, а в ней жития Алексия да Варлама и кануна их, в полдесть, // (л. 10 об.) тетрать в коже.
Кануны и указ, в полдесть.
Охтаец, в четверть, на восмь гласов под знамя.
Певчий Сенаник в коже, в полдесть.
Да шесть книг, а в них семь мисец мений месячных.
Да Мения мисячная август.
В прибыле кних после Леонтьева писма Ошанина.
Апостал апракос, в полдесть.
Чястословец, в полдесть[426].
Постригалник, в полдесть.
Богородичник, в полдести.
Служебник, в полдести.
Кануны в тетратех, в полдести.
На колоколнице.
Двои колокола, одне меншие, а другие болшие.
А в казне.
Грамота жаловалная и даная // (л. 11) государева царева и великаго князя Ивана Васильевичя всея Руси на починки, несудимая, и подписана на царьское имя.
Да грамота же царьская жаловалная, что имати оброк, хлеб и денги у приказщиков.
Да грамота дмитрополичья[427], жаловалная.
Да грамота писца Федора Хидерщикова ободная в Мондоме.
18–А дал те грамоты старец Варлам Резвой в дом к Воскресению Христову по своей дще[428], да крепость[429] на двор на Федоровский Дудин в городе на посаде, да крипость[430] же закладную на заможскую деревню на Поздину.
Да четыре скатерти столовые.
Да седло лядское.
Да шуба боранья.
Да кафтанишко заечинное под сукном ветчяным.
Три хомутишка.
Три пилы снастые
Двои вожжи ворваньи.
Пять мереж ветщаных переметных.
Япанчя сера[431].
Полость черна. //
(л. 11 об.) Прибыли в казне после Леонтьева писма Ошанина.
Двенатцать сукон сермяжых белых и черных.
Да кафтан сермяжной.
Оловянник болшей.
Мушорма оловянная.
Два котла медных.
В поварне.
Судов шесть.
Котлов медных: три болших, три менших.
Да горшок медной.
Три сковородки медных белых.
Три сковородки же медяные.
Солоница оловянная.
Три шанданы железные.
Кандия медная.
Да на ковалне.
Два бурава болших судовых.
Три молоты болших, два малых.
Пятеры клещи.
Тритцать две крицы железа[432].
На конюшенном дворе лошадей.
Четыре кобылы.
Восмь меринов.
Два жерепца.
Четверо жеребят. //
(л. 12) На воловье дворе.
Дватцать коров.
Десятеро телят.
Да в жытнице.
Молоченаго хлеба пятнатцать четвертей ржы да пять четвертей овса.
А земли монастырские.
Починок Кобылин, в нем пять дворов.
Починок Олексин Бор, два двора.
Починок Ражаев, в нем четыре дворы.
А все починки жывущие.
Да мелница на рике на Нове, а в ней двои жернова, да толчея, да двор мелничной.
А доходу на монастырь с починков три рубля с четвертью за вьсякие доходы.
А на монастыре.
Восмь килей.
Да поварня исть варить.
Да погреб[433], над ним сушило.
Да казенной онбар деревянной.
Да жытница мучная.
Ковалница.
Дворец гостин. //
(л. 12 об.) К сем книгам крестьянин Яковлев печать свою приложыл. А у книг игуменова рука, старца Тихона рука.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 2–12 об. Подлинник.
№ 21614 г. сентября 21. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря.
(л. 18) Книги отписные Новоезерскаго монастыря отчины 123 года.
Лета 7123 сентября в 21 день по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русия указу по наказной[434] памяти воеводы Петра Ивановича Чихачева да дьяка Шестаго Копнина[435] велына белозерцу посадскому челавеку Игнатью Иванову сыну Коротыгину на Новоезеро в Воскресенской монастырь Кирилла Белаго отписать новому строителю старцу Савватию, да старцу Андрияну, да келарю Веньямину, да казначею старцу Герасиму, да старцу Филарету, да старцу Кирилу.
И Игнатей Коротыгин тот Воскресенской манастырь Кирила Белаго переписал: церкви, и в церквах образы, и книги, и сосуды служебныя, церковныя, и в казне деньги и государевы жалованные грамоты, и записи межевыя, и кабалы монастырские, и в житницах молоченой, и в гумне стоячей хлеб, и на конюшенном дворе лошади, и на воловьем[436] дворе коровы и всякой скот, и пашню манастырскую, // (л. 18 об.) и всякое монастырское строение, и приказал ведати строителю старцу Савватию, да старцу Андрияну, да келарю Веньямину, да казначею Герасиму да старцу Филарету, да старцу Кириллу.
А в том монастыре церковь Воскресенье Христово деревянная, вверхе шатер с пределом Николы Чудотворца, и тот храм поделан в 120 году.
А в церкве[437] Божия Милосердия образов.
Деисус большей.
Образ Спасов «Предста Царица одесную», большей же[438].
По сторонам четырнатцать образов, писаны на призелени.
Двери царские с сенью.
На дверях писаны 4 евангелисты, и страстотерпцы, и святители, и архидиаконы на празелене.
Да пред большим деисусом паникадило медное одинатцати[439] шандалов, яблочек деревянной золочен, кисть гаруса черной.
Да местных образов.
На левой стороне царских дверей, против царских дверей праваго крыласа, Воскресение Христово на золоте, четырех пядей, у того образа шесть гривен серебряаных витых, да крест же золоченой[440] налепной, обложен серебром.
Образ Пречистыя Богородицы Одегитрие на золоте, четырех // (л. 19) пядей, цата бязининная, золоченая, поленяла, да четыре гривны серебрянных витых.
У тех же образов, у Воскресения Христова и у Пречистыя Богородицы, пелена одна, крашенина зеленая, паленяла, нашиты[441] два креста выбойчатые, обложены выбойкою же.
Образ Ивана Крестителя на золоте, шти пядей, у образа пелена выбойчатая, опушена крашениною черною.
Образ Николы Чудотворца на вохре, шти пядей, цата медная золочена, поленяла, по палям писаны святые.
На другой на правой стране царских дверей против леваго крыласа образ Успение, месной, Пречистыя Богородицы в киоте, с лика на золоте, пелена зейдейная, черчатая, на ней крест шит серебром, опушена зейденью[442] лазорево[й][443].
Местной же образ преподобнаго Кирилла Новоозерскаго чудатворца на призелени, пелена зейдень зеленая, обложена крашеной лазоревой, кисти шелковыя.
Двери северския, на них писан Благоразумный разбойник.
На тябле над // (л. 19 об.) большим деисусом.
Четыре образы Пречистыя Богородицы на золоте, пядницы.
Да четыре Спасовы образы на золоте, пядницы же.
Да два образа Спасовы Емануил на празелене, пядницы.
Да Пречистыя Богородицы, пядницы, обложены медью.
Да образ Пречистыя Богородицы на золоте, пядница, гривна серебряная витая.
Образ Ивана архиепископа Новгородскаго на золоте, пядница.
Два образа, пядницы же, на золоте, «О тебе радуется» да «Хвалите Господа с небес».
Образ Николы Чудатворца на золоте.
Образ, на одной иконе три образы, Анофрей Великий, Никола Чудатворец, Екатерина Христова мучиница, на празелени.
Образ Леонтей Ростовский на празелени.
Два образа на одной иконе, Сергий и Кирил, во облаце Спасов образ.
Да на одной же иконе три образы, Мария[444] Египтенина, Дионисия Ареопагита да Макария Египтянина, на празелене.
Да образ Прасковья, нареченная Пятница, с деянием на золоте.
Да образ Успение // (л. 20) Пречистыя Богородицы, по полям четырех святых.
Да образ Всемирное Воздвижение на золоте, пядница.
Образ Пречистыя Богородицы обложен медью сканою, в киоте, написаны по полям два святых, Феодор Стратилат да[445] Феадосей Печерский, венцы серебряные золочены.
Образ Воскресение Христово да Пречистыя Богородица на золоте, пядницы, пелены зейдень черьчатая, опушена крашениной зеленой, кисти шелковые.
Да в олтаре.
У престола образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на празелене, на другой стороне на той же иконе образ Николы Чудотворца.
На престоле же Евангелие, в полдесть, писано уставом, облачено камкою черною, камка ветха, евангелисты серебрянные.
На престоле же крест древян, обложен медью.
Престол облечен 13–крашениной червчатой, воздух тафта червчатая, обложено[446] тафтою алою.
Сосуды церковные служебные аловяные, покровцы на них зейденные палиняли, один покровец тафта // (л. 20 об.) червчатая, подложена крашению.
Потырь древяной и золочен.
Дискосы три оловяные, четвертой древяной.
Кадило медное.
Ризы миткалинные, оплечье бархат желтой цветной.
Стихарь подризной полотянной, оплечье и зарукавы зейдень лазорева.
Патрахиль дорогы полосатые, опушка крашенина багрова.
Ризы безенные, оплечье 14–камчатое.
Стихарь подризной полотянной, оплечье и зарукавы[447] зейдень лазорева.
Стихарь дьяконской выбычатой, оплечье и зарукавы бархат зелен.
Уларь выбычатая, поручи бархат зелен.
Стихарь подризной полотянной.
Две ширинки шиты шельком черным и красным, одна накищевана[448] шелком черным.
Да четыре ширинки, шиты шелком черным и золотом, безянные, накистиваны шелком черчатым.
Да миткалю с аршин.
Да ширинка безиная, шита шелком черным, шит стих владычичь.
Да двои ризы ветхи.
Да епатрахиль[449] бархат черчат, ветха, да поручи, // (л. 21) бархат червчат.
На налое пелена крашенина лазорева.
Да в олтаре над жертвенником три образа: Спасов образ, да Пречистая Богородица, да Иван Предтеча, на золоте.
Да Пречистая Богородица на золоте.
Да Никола Чудотворец на золоте.
Да в церкви же.
Три образа на призелене пядницы: образ Умиления Спаса, да Пречистая Богородица, да Иван Богослов.
Да четырнатцать образов.
Да образ над правым крыласом Спасов, в подножия и Зосима и Савватии на золоте[450] и на краске, ветхи и поленяли.
Да наверху[451] у Воскресение Христова на полатех предел Николы Чудотворца, а в том пределе образов.
Деисус вверху, семь образов на празелене, трех пядей.
Двери царские, и столбцы, и[452] на дверех сень писана на вохре.
На царских дверех писано Благовещение, да святитель Василий Великий, да Иван Златоуст.
На столбцех с архидаконов[453] образ, апостали, Никола // (л. 21 об.) Чудотворец да Кирил чудотворец[454] Белозерский в деянии, трех пядей, у образов пелены кушашатыя, ветхи, обложены кришениною лазоревой.
Образ Троица на золоте, большая пядница.
Престол облачен крашениной.
Да в той же церкве Воскресение Христово были четыре свечи местные, те свечи переломаны, воск перегрет в кругах.
Да в той же церкви у местных образов у трех, у Воскресения Христова, да у Пречистыя Богородицы, да у Предтечи две пелены дорогы двоеличные[455], подложены крашениной лазоревой, кресты шиты золотом, кисти шелковые.
Да в той же церкви Воскресения Христова в казнохранительнице церковных книг.
Книга Евангелие печатное, в десть, облачена бархатом, бархат червчатой новой, обложено // (л. 22) серебром во всю дску и позолочено, Распятие Христово и евангелисты[456].
Книга Правила святых отец, в десять, писана уставом, в коже, жуки и застежки медные.
Книга Евангелие толковое воскресное, печать литовская, в десть, в черной ветхой коже, жуки оловянные, застежка одна.
Книга Беседы евангельские, писано уставом, в десть, жуки и застежки медные, переплетена в кожу.
Книга Григория Богослова шестнацать слов, писана уставом, в десть, в красной коже, с наугольники и с жуки, три застежки медные.
Книга Апостал, печать литовская, в десть, переплетен в белой коже, застежки медные гладкие.
Книга Василий Великий писан уставом, в десть, в красной коже, застежки медные.
Книга Исак Сирин, в десть, переплетено в коже, // (л. 22 об.) застежки медные.
Книга Треодь посная, писана скорописью, в десть, переплетен в кожу, жукы медные, застежка одна.
Книга Трефолой[457], в десть, в кожи, застежка медная, другая костяная, жукы медные.
Писаны в книге стихиры, и каноны, и четьи слова на владычны праздники великим святым сентября месяца по февраль, да половина Пролога, в десть, с марта месяца по сентябрь, переплетены в кожу, жукы и застежки медные.
Книга Соборник, в десть, в коже ветхой, застежка медная, а другая костяная, в начале пишет в книге Слово Кирилла архиепископа Александрийскаго.
Книги Псалтырь со избранными псалмы в десть, печать литовская, в черной коже, жукы и застежки // (л. 23) медные.
Книга Октой перваго гласа, в десть, в ветхой коже, писан на харате[458].
Псалтырь со избранными псалмы, в полдести, печать московская, жукы медные, застежка одна, переплетена в черной ветхой коже.
Псалтырь же со избранными псалмы и Часословец с Пасхальею, в полдесть, печать литовская в коже, застежки медныя.
Часовник, в полдесять, печать литовская, приписаны святцы с трапари и с кондакы, жук и застежки медныя.
Два Часовника, оба в полдесть, печать литовская, один в коже, а другой в затылке.
Псалтырь, в полдесть, с кануны, святцы, с тропари и кондакы, в черной коже, ветхаи.
Псалтырь, в полдесть, с кануны, ветха, в затылке.
Псалтырь // (л. 23 об.) со избранными псальмы, в полдесть, ветха, в затылке же.
Три Псалтыря, в полдесть с песнями, ветхы, две в затылке, третья в коже, у одной Псалтыря приписан канон Одигитрие.
Псалтырь следованния, в полдесть, ветха, измочена, в коже, застежки медные.
Книга Потребник, в полдесть, в коже, застежки медные, жуки медные, на исподней дске и в начале пишет указ о келейном правиле.
Книга Соборник да Мытарь и фарисея, в полдесть, в тетратех, ветха, измочен.
Книга Соборник, в полдесть[459], ветх, в затылке, и в нем пишет о Бытии.
Книга Апостал субботам и неделем на весь год, в полдесть, в коже.
Да и 11-ть // (л. 24) книг Миней месяцных в полдесть, в коже, десять, одинадцетая в[460] затылке. В одной книге написано два месяца: март да апрель, и у всех Миней застежки медные.
Книги Песней Песни в полдесть и Премудрость Саломона и Иисуса Сирахова.
Книга Ивана Лествичника, в полдесть, в затылке.
Книга Златая чепь, в полдесть, ветха.
Книга Зерцало, в полдесть, ветха.
Триодь цветная, переплетена надвое, в дву книгах, обе книги в полдесть, в кожах, у одное книги медные жукы, а у другыя книги жуки на одной цке.
Книга Ивана Дамаскина, пятдесять три главы[461], в полдесть, полууставие, с кожею[462] в затылке.
Да книга старца Перфирия[463], Соборник, в полдесть, в затылке, в начале писано Златоустаго, а потом и прочих святых учительные слова.
Книга Трефолой, и в ней три месяца, с сентября несполна, в полдесть, в коже, ветха, застежки медные, писан[ы] // (л. 24 об.) стихиры и каноны святым сентября месяца, выборам передал[464].
Книга Соборник, в полдесять, писаны[465] четьи слова и владычны празницы и великим святым, переплетена в коже погатой[466], без застежек.
Книга Соборник в полдести, жукы и застежкы медные, писан сентябрь.
Часасловец[467] в полдесть, в затылке, ветх.
Минея общая, в полдесть, в затылке.
Две книги церковные Служебники, обе в полдесть, обе в коже, ветхы, и у обеих книг по одной застежке по медной.
Книга в красной коже Житие соловецких чудотворцев, в затылке.
Книга Часословец с[468] каноны, в полдесть, в черной коже, науголникы и застежкы медные.
Тетрати, в полдесть, в коже, Кирила Белозерскаго чудотворца.
Книга Ахтой с пятью гласов, в полдесть, в затылке, застежка оловянная одна.
Книга, в полдесть, Алексея митрополита да Варлоама Хутынскаго, в начале писана от Псалтыри, указ и пасхалия // (л. 25) прошлая.
Тетрать в полдесть, писано от Правил святых отец, в коже, вкратце указы различные, слова полезные.
Тетрать в полдесть, в коже, писан праздник Спасу Нерукотворенному образу, в начале писано тропари и икосы дневные.
Тетрать же в полдесть, в коже, писаны каноны толковой на Светлое Воскресение.
Книга Церковной Служебник, в четверть, в черной коже, застежка медна одна.
Книга в полдесть, в затылке, Житие Николы Чудотворца и Сергия препадобного чудатворца, Кирилла Новоезерскаго Белого.
Псалтырь с следованием, в четверть, в красной коже, жукы и застежкы медные, во влагалище кожаном.
Ирмолай с охтой, в четверть, в затылке, ветх же.
Книга Ивана Дамаскина, в четверть, в затылке, и в ней дватцать три главы.
Часословец, в четверть, со святцы, в черной коже, // (л. 25 об.) ветх, один жук.
Книга Соборник, в полдесть, в затылке, в начале пишет Марка евангелиста.
Книга Ивана Богослова толковая, в полдесты[469].
Книга в полдесть, Потребник старца Мисаила.
Книга Часовник, в затылке, ветх.
Часовник же в тетратех, непереплетен.
Устав церковной 37–же в тетратех[470], в десть, в белой коже, жукы и застежкы медные.
Книга Стихириль, в полдесть, в коже красной, жук и застежка медные, даны чернаго священника Феодосия.
В том же Воскресенском монастыре.
Церковь во имя Пречистыя Богородицы Одигитрие, теплая, верх клетчатой, на подклете, с трапезою и с келарскою.
В церкове деисус большей поясной на празелени, семь образов.
Да[471] настоящий образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, месной[472], на празелене, пелена зендейная красная, опушена крашениною // (л. 26) синею. У того же образа завеса крашениная.
У Пречистыя Богородицы свеча месная.
Да у Николы Чудотворца свеча месная же.
И нет свечи в большем храму Воскресения.
Да образ Николая Чудотворца настоящей.
Двери царские на празилене, с евангелисты вверху.
У[473] дверей образ Благовещение Пречистыя Богородицы.
Образ Сергия чудотворца, въвидения Пречистыя Богородицы.
Образ Рождество Христово, на золоте.
Образ архангела Гавриила, на золоте, пядница.
Образ Введения Пречистыя Богородицы, на золоте, пядница.
Образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, на золоте, пядница, гривна витая серебряная, на поле[474] писан преподобный Кирил.
Образ Дмитрей Прилуцкай, на золоте, пядница.
Оброз преподобный Сергий и Кирил и Мортемьян, на золоте, пядница.
Образ // (л. 26 об.) Спасов, на золоте, пядница.
На тябле два образа, Спасов оброз да Пречистая Богородица.
Да пред деисусом паникадило медное невелико.
Сосуды церковныя оловяные.
Покровцы и воздухи зейдейные.
Хорургвь[475] миткалинная, кресты нашиты зейдень червчатая.
В олтаре престол, облачен выбойкою.
У престола[476] образ Пречистыя Богородица Одигитрие.
В трапезе деисус на краске, в нем три: образ Спасов, да образ Пречистыя Богородицы, да Иван Предтеча.
На другой стране образ Пречистыя Богородицы Одигитрие на краске, пядница, на поле преподобный Кирил.
Да образ Спасов, на золоте, пядница.
Да образ Благовещения, на золоте, пядница.
Да пять образов ветхы и поленяли.
В том же Воскресенском монастыре часовня.
А в ней над преподобным Кирилом чудотворцом гробница, облочена крашеныной[477] черной, // (л. 27) покровец отлас дымчат, на нем крест крашениной, шит.
Над гробницею деисус на краске, в киоте шесть образов: образ Спасов, образ Пречистыя, да Ивана Предтеча, да Введение Пречистыя.
Да крест древяной на раце врезан в иконе, в образе Троица, да Николы Чудотворца. Да в кеоте же два образа на золоте, Спасов да Николы Чудотворца.
Да по стене иконы поставлены.
Образ Спасов, обложен медью, оклад золочен, 45–тогда образ ободрали литовские люди[478].
Да образ Пречистыя Богородицы Одегитрии, на золоте, поленял.
Образ преподобнаго чудотворца Кирила Новоезерскаго чудотворца, пядница, пелена тафта черчатая, крест жемчужен мелкой.
У Кирила чудотворца свеча месная.
46–Колокола у церкви Воскресения Христова в паперти двое, а колоколницы на манастыре нет[479].
Да в монастырской казне.
Отписали строителю Савватию // (л. 27 об.) с братьею: казначею старцу Герасиму, да келарю старцу Веньямину, да старцу Андрияну, да старцу Кирилу, да старцу Филорету денег в казне осмь рублей четыре алтына две деньги.
Да в монастыре же в казне четыре скатерти: две бранных, скатерть клетчатая, скатерть в полотнищах бранная же.
Иготь медная.
Ситцо 47–для перца[480] перечное.
Веко медное.
Три яндовы[481] медных, одна лужена вся.
Да в казне же.
Государева жалованная грамота Андополския волости на отписные[482] починки: на починок Кобылинской, да починок Алексин Бор, да на починок Ортюшинской.
Другая государева жалованная грамота о хлебной и о денежной руге, что имати на Белоозере по всякой год на Николин день осенней с 12 году.
Да государева царева и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии жалованная торханная грамота // (л. 28) на Замоские деревни и на пустоши.
50–Да жалованная грамота торханная в монастырскую вотчину, писана на Гришино имя розстригино[483].
В казне же пять записей полюбовных окольных черных волостей Робозерские, да Андопольские волости, да Урозерские, да Чиногорскаго погоста на старост и на всех крестьян, что им через манастырскую межу перемешена земля не пахати и сенных покосов не косить. И кто через межу пашни пашет или сено косит, и на том по записе без суда пятдесят[484] рублей.
Двадцать кабал: три кабалы заемных, кабалы из лет вышли, денег по тем кабалам взяти не на ком.
Двадцать крепостей дворовых и вкладных и межах[485] и в пожнях.
Да на монастырских крестьян кабал на пять рублей на двадцать алтын на два алтына // (л. 28 об.) на две деньги.
В[486] поваренной избе и келарской.
И яственных поваренных четыре котла медных.
Больших два, ведер по пяти.
И два котла по два ведра, утлы и краи обложены.
Да четыре сковороткы[487] медных черных, краи обломаны, дироваты, да две белых.
Котел медный квасной.
На[488] поварне двадцать пять ведер.
На погребе два оловяника[489], переломаны.
Да в казне же.
Пять рукомойников медных.
Да две лохани медных.
Да три солоницы, одна медная, две оловяных.
Полог браной.
Да ферези шубные под сукном под белым.
Да четверы рукавицы дубленых.
Да четверы подошвы згибных.
Сукон белых, черных и серых тридцать осмь аршин.
Сермяга черна новая.
Да два кумгана[490] медных с кровлями[491].
Да два ковра ветхы. //
(л. 29) Келей на монастыре пять, кровли на них огнили и от озера подмыло, в иных и жити нельзя.
Да две житницы огнили, и хлеба держать нельзя.
Да погреб летней с сушилом, от озера подмыло.
Да хлебня с сеньми, да в хлебне и в повареной избе один хлебник, да и повар он же.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI–XVII вв. Л., 1983. С. 114, рис. 26.
2
Там же. С. 106.
3
Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983. С. 148.
4
Цит. по: Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления… С. 201.