bannerbanner
Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя
Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя

Полная версия

Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Маски / Лица / Образа

Как найти и потерять себя


Сергей Антонович Кравченко

© Сергей Антонович Кравченко, 2019


ISBN 978-5-4496-6290-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Есть Лицо?

Думаешь: у меня есть Лицо? А его нет! Как и у большинства окружающих!

Я посвятил лицам десятилетия жизни и говорю с уверенностью: мы живем под масками, отлично это знаем, но не открываемся даже себе. Признаваться в своей безликости не принято и не выгодно. Плодом такого покаяния будет подобная ведру холодной воды на голову мысль: жизнь ничтожна и бессмысленна.

Говорю открыто о сокровенном.

Некоторые ищут Лицо, проходят все испытания; приближаясь, прикасаются к миражу – и всё! Жизнь закончилась. Пришло время отчитаться, а говорить нечего, так как и не жил, а все играл, проказничал, бесился, жонглировал, фальшиво подражал, блистательно выигрывал или просаживал и всё насвистывал.

В финале, как известно, – смерть. Её мы предчувствуем и отодвигаем сколько есть сил, но ошибаемся. Страх эпилога комедии – основной просчет!

В книге представлен необычный опыт решения головоломки, и у тебя, уважаемый мой читатель, есть возможность узнать о нём из первых уст.

Предисловие

В предутренних сумерках человечества мы получили в дар искусство масок из Рук, которые не разглядели. И так нам приглянулся этот дар, что Диоген в людных местах Афин в полдень с фонарём искал человека. Ищу человека и я.

Маски – самые привычные и наиболее загадочные явления повседневной жизни.

О Лицах и Ликах – особый разговор.

Порядок и хаос, мир и война, сон наш и явь ночью и днем насыщены множеством масок. Они прячут, меняют и перерождают живые и мертвые лица; кричат застывшей страстью, увековечивают и выражают тайны, которые не каждый чувствует, глядя на их причудливые формы.

Сжимая энергию времени, они скрывают за собой трепетную изменчивость настоящего, доступную в живых Лицах.

Маски содержат главное прошлое, управляющее нами, или настоящее, предвещая перспективу тем, что под ними.

Они проникают повсюду, скрывая живое; окружают человека в семейной, интимной и общественной жизни, в профессии, искусстве и даже на пути в мир ушедших предков.

От столкновения масок приходит в движение или замирает человеческая комедия.

Между масками звучат речи внутренние и внешние, разыгрываются истории, формируются характеры в потоке времени и рождаются идеи.

Благие первопричины масок приводят к непредсказуемым последствиям. Но удивительное нашего мира получает силу лишь тогда, когда себя открывают Лица. И только где-то здесь у нас появляется шанс узнать – что же такое Лик.

Что же такое Лик?

Лик, возможно, и есть тот философский камень (эликсир жизни вечной), ради которой мы и предпринимаем столь отчаянные попытки достичь предела мира и заглянуть за край.

Как можно не восхититься этим, изумившись – исследовать, а постигнув – отразить в словах и картинах?


Идея книги возникла в моем сознании неожиданно, словно яблоко упало на голову с дерева. Тема конечно же зародилась давно и развивалась годами в образной практике маскотерапии, но к нынешней осени она созрела и свалилась.

Мысли приходили сами по себе в разное время и в самых неподходящих местах, например, поздно вечером в ванной. Оставалось их только записывать, если была возможность, а если нет, то стараться хватать их как жар-птицу и бежать к чему-то пишущему. Образ основного изображения, которое на обложке, пришел в просоночном состоянии во время полуденного отдыха, а потом я его увидел в случайном сочетании предметов на рабочем столе.

Лик предстоящей книги напоминал о себе постоянно.

Страницы черновиков накапливались, а сесть за написание книги что-то мешало. И это что-то было той ключевой мыслью, которая еще только должна была прийти, организовав вокруг себя весь материал. Но вот и она замерцала, как первая звезда на вечернем небе, увлекая к написанию уже основного текста. Предчувствие этой мысли казалось очень значительным. Когда она вспыхнула, то вызвала трепет и ощущение прикосновения к вековечной и противоречивой тайне.

Теперь, предельно обобщая, её можно выразить так: человек рождается и живет в мире масок. Пропитываясь ими и накапливая их состояния, он не может существовать иначе, однажды осознав, что найти свое Я возможно только за пределами всеобщего маскарада. Истинные лица встречаются очен редко, но именно они могут содержать всю глубину, сложность и безвременность души человека, а заметить их может только наблюдатель без личин. Еще более уникальными явлениями мира являются некоторые портреты, отражающие настоящие лица-лики, что делает их кодами вечных душ, вынося за пределы времени. И эти образа, видимо по ошибке, люди иногда называют тоже масками.

По мере изучения темы, всплыла и более сложная мысль: человек не просто рождается, живет и умирает с приросшими к лицу масками, но в них, как в игровом поле, он вынужден проявлять свою природу, которая изначально содержит в себе игру.


Книга не писалась на основании припасенных истин. Она более напоминает исследования в путешествии, когда открываются все новые и новые тайники природы с противоречиями гипотезам автора.

Ароматный плод, упавший с дерева осенью, оказался к зиме твердым орехом.

Я блуждал по всевозможным тропам человеческих жизней, исследовал восхождения, трудности, успехи, ошибки и разочарования, высокие и низменные чувства, отслеживая синхронно какие именно маски неминуемо возникают вначале жизненного пути, какие присоединяются к ним на следующих этапах взросления и становления личности. Не лишены масок, как ни странно, также периоды зрелости и старости. Более удивительно то, что человек умирает, чаще всего, в психологической маске, а потом с него иногда снимают физическую посмертную маску, которую хранят потомки, сделав из нее произведение искусства. Иногда человеку одевают погребальную маску, с которой он уходит в иной мир, желая сохранить лицо для вечности.

Взаимоотношения человека с масками сложны и могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Иногда маски имеют охранительный и вспомогательный смысл, защищая и поддерживая их носителя, а иногда они сковывают и порабощают, уродуя его. Часто маски одеваются добровольно в процессе развития, созревания и обучения, способствуя приобретению новых качеств, особенностей, знаний и умений, а иногда они впиваются в личность насильно, вопреки здравому смыслу и первоначальному отвращению к ним, закрывая и подменяя сердцевину человеческого Я.


Маски закрывают нас даже от Бога, Смерти и Ребенка, с которыми в первую очередь важно вести диалог открыто.


В результате исследований возник ошеломляющий вопрос: неужели лицо личности совершенно не может существовать без масок? Даже в тех жизненных ситуациях, когда казалось бы сам Бог велел быть предельно искренним, например, во время молитвы или в минуту признания сокровенных чувств, человек никак не может предстать с очищенным от масок лицом.

Важно заметить, что маски существуют как самодостаточные сущности не только в физическом, но и в психологическом виде. Как первые, так и вторые могут в значительной степени обойтись и без лица, и без личности. Другими словами, за некоторыми психологическими масками мы не видим лица личности, а можем наблюдать только состояние лица, отдельную грань души, затмевающую всё остальное. К этой категории масок, например, относятся застывшие словно бетон, огрубевшие или упрощенные лица и соответствующие им портреты. Как противоположность, в отдельных лицах и портретах может содержаться личность со всей сложностью, безграничностью и безвременностью её души. При этом важно напомнить, что безвременность – синоним вечности и бессмертия.

Лицо является подвижным кодом личности, если его не подменяет психологическая маска, отражая доминирующую в сознании субличность. Такое отражение всегда есть застывший код какой-либо иной личности, и его смысл нам не всегда понятен, так как не осознается носителем маски и теми, кто эту сущность наблюдает со стороны. Например, современный мужчина невольно подражает во всем умершему барду с сомнительной репутацией, или девушка подсознательно отождествляет себя со средневековой принцессой, которая была казнена в свое время. Таким образом, усилия по осознанию истоков и смыслов масок внутренних превращается в отдельную задачу, напоминающую небезопасное путешествие в другие измерения времени, которые могут иногда выступать и за пределы личной жизни.

Здесь мы с вами подошли к сложным нюансам отношений лиц, масок и субличностей с ядром личности, которые на первый взгляд кажутся неуловимыми и скрытыми в подсознании. Задача данной книги, не только разобраться в психологических механизмах этих отношений, но и ответить на те этические вопросы, которые неминуемо возникают в мире человеческой комедии. Возможно в ответах на них скрывается тропа к нашему счастью и благу.


В тексте переплетено две линии.

Одна, выделенная курсивом– судьба женщины, которая достигла в своей жизни успеха, преодолев трудности и испытав сильные чувства, но в зените счастья – допустила «ошибку», приведшую её к личной трагедии, остановке и уходу из давящей и бессмысленной суеты в поисках спасения.

Вторая линия – исследования, мысли и открытия автора в мире человеческих масок, лиц и ликов. И нас не может не поразить тот факт, что маски возникают с первыми ударами сердца и продолжают существовать после его остановки. Они словно и не замечают исчезновения их носителя, создавая свою параллельную карнавальную жизнь, в которой теряются люди и лица, перевоплощаясь в других существ, или сражаются за свою уникальную человечность до конца.

Наша героиня, Мария, переживает на себе многое из того, что исследуется в книге, иллюстрируя и проясняя сплетенные психологические схемы текста. Её образ вобрал в себя черты нескольких женщин и может быть назван типажом настоящего времени. Она совместно с автором, используя свой опыт и приобретенные знания, ищет выход из лабиринтов жизни, задавая тем самым полезный образец поведения для многих из её предполагаемых двойников и последователей.


Необходимо также сказать, что двигателем данной книги было желание обобщить опыт и мысли, которые, возможно, смогут научить моего читателя распознавать игру масок в себе и вокруг, жить с ними в гармонии, преодолевая внутренние и внешние конфликты и главенство личины над лицом.

Во второй части книги (Лицо) использован опыт, который автор приобрел еще 13 лет тому назад, а все дальнейшие годы несколько раз пытался его осмыслить. Экспериментируя на автопортретах с целью найти лицо, был написан дневник, а потом сделан анализ и выводы.

Я далек от святости и потому мои изыскания в сфере определения Лика гипотетичны. Но обойти эту тему было невозможно, потому ей посвящена третья часть.

Благодарности

Благодарю коллег, которые способствовали написанию данной книги, учеников и учителей. Особенно – Горяинову Инну Валерьевну за ценные подсказки в процессе обсуждения текста; Кантора Александра Матвеевича – за важные замечания относительно названия книги.

Отдельный поклон пациентам моей психотерапевтической практики за их опыт переживаний. Именно они дали мне основной материал для обобщений, изложенный в настоящей работе. Эта книга – важное дополнение в развитии уникальной школы познания, открытия и совершенствования личности – маскотерапии.


Сергей Кравченко

Июль, 2019 года.

История женщины

Мы живем среди масок, погружаясь с головой в человеческую комедию, но как быть тем, у кого нет иной жизни?

Начинаем историю женщины, которая пройдет красной линией сквозь книгу, иллюстрируя мысли автора и приближая к сердцу читателя.

Связь поступков с забытыми событиями, неуправляемыми фантазиями, сновидениями и случайными ассоциациями – особенность души. Благодаря им наша жизнь бывает столь переменчива, что порой сложно узнать в ней свое лицо. Но именно эти неосознаваемые потоки творят дела, которые удивляют нас.

Мария могла бы появиться в семье, где родители зрелы, любят друг друга, хотят и ждут ребенка-девочку, а бабушки и дедушки добры, мудры и психически здоровы. Но все было не так.

Мария еще в утробе матери почувствовала, что её рождение на свет белый не желательно, так как молодые люди зачали её слишком рано, не успев до конца осознать уникальность предстоящих ролей. В последующем времени ребенок ответил взаимностью, выходя за пределы роли дочери и блуждая среди людей, лица и речи которых, как ей часто казалось, были фальшивы. «Они этого не чувствуют?» – думала она, отвечая всем легкой улыбкой догадки.

Но молвим пару слов о матери нашей героини с целью понять и принять её состояния и поступки.

Мать Марии выросла в семье, где не было бабушек и дедушек, так как её мать и отец были с детдома. Они потеряли своих родителей во время великой войны, пережив в детстве голод и страх.

Дети войн и детских домов – особенные души. Они несут в себе обломки тяжелого времени, а их подсознание переполнено смесью жажды жизни с кислым запахом и холодом смерти. Именно этот мусор и отрава теснились в душе бабушки Марии, именно они с настойчивой периодичностью всплывали в её снах и наяву в образах и лицах, отражаясь в её теле. Добрая и заботливая старушка в ссорах превращалось в фигуру воина и боевого пса одновременно. Она резко выкрикивала, угрожала домочадцам немедленной расправой, уничтожала подарки и лишала своих детей самого необходимого, если кто-то пытался ей противоречить. Война и скопище опасностей заполняли теплый дом, мгновенно теряющий свой мир и уют. Мама Марии в такие моменты ощущала, что земля под её ногами расходится словно трескающийся лёд. На этих обломках и была рождена маленькая девочка. Она внесла новые краски в контрастную картину семьи, пытаясь объединить всех. Но смена льда на пламень в отношениях мамы и бабушки настойчиво повторялись.

Быстрая смена отношений не укладывалась в голове маленькой Марии, так как она не видела причин. На примере поведения своей бабушки она начала думать, что ломка отношений между людьми происходит потому, что они меняют маски на лицах. Человек становится страшным, когда просыпается что-то скрытое под ложным лицом. Неужели люди всегда опасны внутри? Можно ли доверять доброте, что ей показывают вначале? Видимо – нет. А если так, то всегда можно догадаться о чем-то еще в человеке, помимо того, что на его лице. И это знание слоёной природы людей породило лёгкую улыбку догадки, что закрепилась у неё и вызывала чувство превосходства.

Как сон ушло детство и юность.

В настоящий момент нашей героине сорок шесть лет и она, слегка улыбаясь, едет в аэропорт на автомобиле с улыбающимся водителем мужа. Ему будет совсем не смешно уже через несколько часов, когда хозяин узнает, что жена с его участием покинула дом, семью и четверых детей.


***


– Куда? Как улетела? Зачем? – набирал обороты гнев мужа. – Почему меня не поставили в известность? Как так могло произойти? Вон! Э-э-р-р-р… – рычал он и метался по кабинету, сбрасывая все со столов и полок. Потом рухнул в кресло и застыл. Напряжение его азиатского лица с раскосыми глазами постепенно сменилось растерянностью.


***


Мария задумалась о таком шаге после того, как узнала, что у возлюбленной мужа родился ребенок и он намерен жить на две семьи, разделяя себя и свои доходы между всеми детьми и женами.

Последней же каплей в переполненном бокале терпения стало ощущение, что в лице мужа появляется порой образ его второй жены, а с рождением ребенка в нем искорками вспыхивали еще и черты невинного младенца.

Сидя на белой, теплой замше кресла автомобиля, Марию занимал один вопрос, который только сейчас почему-то возник в её сознании и казался очень важен. Неужели она, как и её мать, только вынуждена была играть роль матери? Неужели у нее на первом месте стоит чувство удовольствия и желание собственности и накопительства? Неужели четверо детей были ею рождены под маской материнской любви?

Нет! Всё по иному. Но почему же она покидает свой большой и уютный дом, в котором еще спят её дети? Только потому, что стало невыносимо находиться в нем, выполнять обязанности по дому, приему гостей, ведению личного бизнеса и прочих поверхностных ежедневных ритуальных дел? Душа напоминала пустыню, а всё вокруг превратилось в какой-то маскарад с множеством правил, условностей и двойственной моралью.

Длинными вечерами, уединившись в своей спальне и пересматривая фотографии семьи, она погружалась в узнавание себя настоящей. В душе начался переход от незнания к осознанию, все более ведущий к вражде с мужем.

Узнала в нем поверхностного актера. И происходило это с каждым днем все больше. Было уже несомненным, что по мере ношения масок, его сознание все больше жило в его ролях. Когда утром он одевался, то происходил и сам акт надевания маски, которая ему была нужна днем для успешного бизнеса и новой жизни. Он всегда вживался в предстоящую роль и становился иным и чуждым.

Мария в потоке и своих житейских дел все больше узнавала в себе проявление не своего Я, а каких-то других людей, кто в свое время оказал на неё большое влияние.

Она решается на поступок! Желание сбросить фальшь с отношений стало непреодолимым! Заставить близких ей людей очиститься и почувствовать важность её жизни. Если не так, то приходят мысли об умирании.

Нахлынули особенные воспоминания юности, когда тема смерти вдруг стала ключевой в мыслях и чувствах. Как может быть, что она умрет, а мир продолжит существовать без неё? Что это за мир без её сознания и тела, без её чувств и желаний, без её страстной потребности любить и быть любимой?

Но она еще достаточно молода, вернее, она хорошо сохранилась за свои годы, и многие считали её гораздо моложе своих лет. Салон красоты, который она создала и которым легко управляла вот уже более десяти лет, помогал ей в этом. Но она была не просто владелицей элитного салона, но и отлично понимала истинную цену услуг, которые предлагала своим клиентам. Сама пользовалась ими только в той мере, которая поддерживала и подчеркивала природные данные. Она любила массаж лица и то, как ей расчесывают волосы и полируют ногти, как пахнет в её любимой комнате.

– Стой! – прозвучал эхом её очень властный голос.

– Здесь нельзя останавливаться, – встрепенулся водитель.

– Стой, тебе говорят! – еще громче прозвучал её голос, удивляя силой и её саму.

– Здесь же скоростная трасса! – оправдывал свое неповиновение водитель, сбрасывая скорость.

– Останови прямо здесь! – настаивала она, взявшись за ручку двери.

– Хорошо, хорошо, – сдался возничий, притормаживая. – Но через пять минут будет заправка и можно будет….

Она его уже не слушала. Преодолела небольшой спуск у дороги и выбиралась на открытое поле.

– Мария! Вы куда? Вас ждать? – кричал водитель ей вслед.

Но она, пожав плечами, махнула ему рукой. Он может ехать обратно. А она ничего не знает, но её влечет куда-то в степь какая-то сила.

Осенняя пасмурная равнина ранним утром была слегка покрыта инеем. Сапожки Марии на низком каблучке устойчиво держались на непаханой земле. Кутаясь в тонкий плащ, она пошла к горизонту против ветра. Сердце сильно билось, а тело было как струна. Душа клокотала чувствами страстного порыва к чему-то, что она еще не могла назвать словами.

Вдыхая чистый воздух ртом с полуприкрытыми глазами по сумрачному полю шла улыбающаяся женщина в неуместной одежде. Вдруг из-под её ног выпорхнула птица с испуганным криком и упала в траву неподалеку. Над головою нет даже намека на светило. Но вот она споткнулась и через несколько шагов приостановилась, оглянувшись – испугалась. Сколько она шла и как далеко теперь от дороги? Только серый монотонный навес неба, да тонкая, трепещущая на ветру травка – до горизонта.

Что дальше? – думала она. – Куда идти? Одна на этой земле и под небом. Я стою на земле и под небом. Я человек в этом мире наедине только с собой.

Мария почувствовала холод и усталость. Она, видимо, шла уже несколько часов. Нигде не было видно никаких построек или дорог. Кроме шума ветра ничего иного не было слышно. Она вспомнила свой утренний чай с медом и захотела есть, но даже присесть и отдохнуть было негде.

– Вот она какая полная искренность и свобода, – подумала она и с её лица ушла улыбка, а глаза налились слезами.

– И у тебя теперь нет никаких масок, – ответил ей кто-то.

– У меня нет даже зеркала.

– Отражение тебе и не нужно. Попробуй почувствовать его изнутри и прикоснуться к нему своими замерзшими руками, – ответил вновь ей кто-то. Но вдруг, знакомый голос водителя разбудил её.

– Аэропорт, Мария, пожалуйста проснитесь.

Она очнулась и на весь экран жизни увидела лыбящееся лицо водителя.

ЧАСТЬ I. Маска

Глава 1. Три вида масок

Очевидно, что на первый взгляд маски могут быть только двух видов: физические и психологические. И если с физическими всё, казалось бы, достаточно ясно, например, театральные маски, обрядовые, посмертные и др., то с психологическими – такой ясности до сих пор не существует. И все это при том, что явление выделяется не только в обыденной жизни, но и в науке. Например, в психологии, К. Г. Юнгом описан архетип Персоны (Маски), представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими.

В психотерапевтической практике маскотерапии вот уже десятки лет ключевым понятием является Маска, которая в разных видах и на всех этапах работы над портретом или автопортретом проявляет себя. Именно вокруг масок строится психоаналитическая работа, что и приводит нас к глубинам человеческого Я.1

За психологическими масками стоит Лицо личности, которое до сих пор не выделено в отдельное понятие в науках о душе.

Разумно будет вначале уделить значительное внимание изучению физических масок, что и будет сделано в следующей главе, так как именно они помогут нам разобраться в масках психологических. При этом важно сказать, что и первые и вторые в жизни человека применяются с разной степенью осознанности. Другими словами, физические и психологические маски можно разделить на те, которые используются полностью или частично сознательно и те, что возникают и существуют в жизни человека неосознанно.

Но есть третий вид масок, который живет тысячи лет между физическими и психологическими масками и до сих пор никем не был выделен в особую категорию, а значит – не осознан людьми до конца. Эти маски относительно постоянно находятся на лице и теле человека, скрывая, улучшая или разрушая его природу. Третий вид масок можно назвать биологическим, представленным прическами, татуировками, пирсингом, шрамированием и другими модификациями лица и тела. Некоторые биомаски могут изменять формы лица человека до неузнаваемости, например, если в результате пластической операции увеличиваются губы, уменьшается нос, расширяются глаза, прижимаются уши и пересаживаются волосы.

Физические маски скрывают физическое лицо, биологические – биологическое. А психологические маски что скрывают?

Если развивать нашу тему дальше, то очевидно, что за психологическими масками стоит психологическое лицо (Лицо личности), которое до сих пор не выделено как отдельное понятие в науках о душе. Вместе с этим, на мой взгляд, есть большая потребность ввести такое понятие, так как именно «психологическое лицо» пытаются сохранить или теряют в тех жизненных ситуациях, когда говорят, что «важно сохранить лицо» или «не потерять его».

Но, когда размышляют о душевном здоровье, то помимо психологического уровня личности выделяют еще и психический, который характеризуется отсутствием следующих аномалий:

1) психозы – тяжелые душевные заболевания;

2) психопатии – аномалии характера, «личностные расстройства»;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

На страницу:
1 из 2