bannerbanner
Катастрофы в природе: климат и погода. Факты, причины, гипотезы и последствия
Катастрофы в природе: климат и погода. Факты, причины, гипотезы и последствия

Полная версия

Катастрофы в природе: климат и погода. Факты, причины, гипотезы и последствия

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Обычно гидротермальные жерла располагаются около активных вулканических образований, Там, где формируется новая земная кора- на окраинах литосферных плит и в горячих точках. Они служат источниками высокоминерализованной воды, выбрасываемой из земных глубин под давлением в сотни атмосфер. Суммарный вклад в тепловой баланс планеты подводных гидротермальных источников составляет около двадцати процентов от всего выделяемого геотермального тепла.

Единая система срединно-океанических хребтов проходит через весь Атлантический океан, продолжается в Индийском, а затем Тихом океане. Хребты протянулись более чем на шестьдесят тысяч километров, и рассечены в центральной части продольными впадинами – рифтами. Это самые молодые участки земной коры и зоны, где формируются мощные океанические течения.

Мировой океан неоднороден по основным характеристикам – глубине, температуре и солёности как в плане, так и глубинам. Это приводит к перемещениям огромных водных масс и возникновению эффекта Эль-Ниньо в Тихом океане, когда поверхностные воды в центральной и восточной его части становятся значительно более тёплыми, чем обычно. Возникающие здесь тепловые аномалии влияют на погоду на всём земном шаре, сопровождаются наводнениями, тайфунами, ураганами и др.

Истолкование природной стихии испокон веков сочеталось с мистикой и религиозным мировоззрением потому, что так проще оправдывать беспомощность перед ней. Так было в прошлом и зачастую происходит сейчас, когда научные истины не всегда остаются таковыми в глазах многих людей, а возможность получения готовых ответов из Интернет снизила болевой порог непонимания их сути. Тем не менее, законы мирозданья неизменны и не зависят от способности людей осознавать и использовать их себе во благо или вред.

Мы не верим – Мы боимся!

«Очень давно один воин научился убивать драконов, которые считались плохими животными. И воин пошёл убивать их. Он обошёл весь Китай, и убил всех драконов. Пришёл он к своему императору с вопросом: «Где ещё есть драконы? Они плохие, их всех надо убить». И император ответил: «Теперь, драконы существуют только в тебе. Убей их». Китайская притча.

Современное представление о климате и погоде основано на достижениях европейской научной мысли. Однако понимание об их изменчивости от места к месту на планете и во времени пришло не сразу. Оно появилось, когда люди смогли выходить за пределы своего ареала обитания. Оказалось, что за пределами Ойкумены погода и климат могли быть иными чем тот к которому они привыкли.

Изобретение способов передвижения по суше, рекам и морям многократно расширили жизненное пространство людей, а вместе с этим и их представление о погоде на планете. Развитие мореходства и дальние путешествия в период великих географических открытий XV века, когда были проторены морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию открыли новый мир полный загадочных природных явлений.


Проникновение в суть вещей необходимое и увлекательное занятие человека. Оно начиналось с именуемого географией землеописания. Географические исследования позволили получить представление о земной поверхности, поставили вопросы о внутреннем устройстве планеты, её климате и многие другие. Открытие фундаментальных физических законов также стало результатом попыток объяснения явлений природы. Желание не зависеть от превратностей погоды привело к изучению научными методами формирующих её факторов без религиозной и сакральной подоплёки. Результатом стало понимание что климат может изменятся не только от места к месту на планете, но в прошлом он значительно отличался от современного и будет иным в будущем.


Эволюция наделила человека, как и большинство высших организмов, шестью органами внешних ощущений – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом и восприятием своего положения в пространстве. Всего этого хватало для первобытной жизни, но стало недостаточно по мере укрупнения общин и всё большей социализации людей. Главным средством выживания стало развитие аналитических способностей человека позволивших накапливать и обобщать знания об окружающем мире.

До их появления ареал обитания, а затем и вся планета проставлялись человеку центром Мироздания. В нём Земля была неподвижна, а по небосклону перемещалось облака, Луна, Солнце и звёзды. В течение тысячелетий различие между воздушной оболочкой Земли и космическим пространством не осознавалось. А поскольку смена дня и ночи, времён года сопровождается изменением положения на небосклоне звёзд, Луны и Солнца считалось что все земные события зависят от тех или иных небесных явлений

Людей издавна занимали вопросы почему моря и океаны не выходят из берегов, хотя реки непрерывно несут в них огромные массы воды. Откуда берётся подающая с неба или бьющая из-под земли вода и многие другие. В зависимости от представлений о природе в тот или иной период времени ответы давались разные.

Собственно, первые суждения о форме Земли проистекали из практического опыта – она должна быть плоской иначе бы с неё стекла вода. Тем не менее, как отметил американский учёный Адольф Оппенгейм (Adolf Leo Oppenheim) полностью представить жизнь людей в те времена и тем более причины по которым в их жизнь входили те или иные суеверия, обычаи, традиции и понятия оставаясь в рамках суждений современной культуры практически невозможно.

К временам античности и средневековья относится стремление построить завершённую картину мира в которой наряду с воздухом, землёй и огнём воде отводилась основная роль. Желание получать простые ответы на сложные вопросы чаще всего основывалось на умозрительных рассуждениях о причинах волнения морей и океанов, погоде и выпадения атмосферных осадков, ураганов и штормов.

Мир, в котором жили предки современного человека таил в себе всевозможные угрозы их существованию и Людям было свойственно их одушевлять, поскольку то что нельзя одушевить, не могло быть ни добром, ни злом. Они верили, что тем или иным способом действие стихии можно направить в выгодную для человека сторону.

Суеверия и вера что заговорами, молитвами и подношениями можно её добиться благоприятной погоды – дождя при засухе или его прекращения при наводнениях сопровождают всю историю человечества. Законы выживания требовали не понимания сути природных явлений, а признания существования скрытой стороны реальности, которую следовало бояться дабы избежать болезней, голода и смерти, а следовательно время от времени ублажать.

В концентрированном виде эта сторона первобытного сознания выражена эскимосским шаманом Ауа: «Мы не верим, мы боимся… Все наши обычаи исходят от жизни и направлены к ней. Мы не объясняем ничего, мы не верим ни во что… Мы страшимся духа Земли, который вызывает Непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся Сила. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега… Мы боимся Таканагапсалук, великой женщины, пребывающей на дне моря и повелевающей морскими животными. Мы боимся болезни, которую постоянно встречаем вокруг себя. Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся коварных духов жизни, воздуха, моря, земли, которые могут помочь злым шаманам причинить вред людям. Мы боимся духов мёртвых, как и духов убитых нами животных. Вот почему и для чего унаследовали мы от отцов все древние правила жизни, основанные на опыте и мудрости поколений… Мы боимся всех невидимых вещей, которые нас окружают» (Леви-Брюль Л. «Сверхъестественное в первобытном мышлении», 1994).

Жить с необъяснимым довольно затруднительно даже в XXI веке, но в полным угроз древнем мире необходимость заботиться о своём благополучии заставляла людей запоминать и обобщать признаки наступления хорошей погоды или ненастья. Они получили название народных примет, которые передавались из поколения в поколение начиная с охотников собирателей до земледельцев Древнего Египта и Месопотамии.

Примет было много. От поведения животных до положения Луны и звёзд на небосклоне. Некоторые из них были полезны поскольку основывались на наблюдениях за природой и оправдывались на практике. Они становились необходимым условием существования и со временем превращались в суеверия, обычаи и традиции. Отклонение от них со стороны невидимых сил подвергало людей опасности.

С древнейших времён люди поклонялись Солнцу определявшего условия их жизни. Без солнечных лучей не росли злаки, они обогревали, а утренний свет разрывал ночную тьму и вселял надежду. Солнце отвечало за погоду и смену сезонов года, похолодания и потепления. С ним связывалось пробуждение природы от зимней спячки.

В шумеро-аккадской мифологии бог солнца Шамаш был одним из самых почитаемых. В древнеегипетской религии солнечных божеств имелось много – это Амон, Ра, Хор (Гор) и катящий по небу Солнце бог-скарабей Хепри. Разнообразие местных египетских божеств со временем трансформировалось в пантеон общих верховных богов Египта регламентирующих все жизненные ситуации от рождения человека до его погребения после смерти.


Солнечная повозка из Трундхольма (остров Зеландия, XVIII – XVII вв. до н.э.) и изображение бога Солнца – Ра, верховного божества в древнеегипетской религии (реконструкция).


Их было не меньше в греческой мифологии, где Гелиос – бог Солнца был сыном титанов Гипериона и Тейи, братом богини Луны – Селены и утренней зари – Эос. Считается, что некоторые из богов Древнего Египта нашли продолжение в греческих богах Олимпа. Хор в образе Аполлона, творец мира Пта – Гефеста и других, примерно так, как последний уже в древнеримской мифологии нашёл продолжение в образе Вулкана.

Сегодня они уже не пользуются прежним уважением, их святилища покрыты речным илом и песком, а вера во всемогущество богов низложена. Собственно, это произошло со многими другими религиозными идолами и созданными в их честь культовыми сооружениями во всех частях света.

предки славян наступление весеннего равноденствия, когда Солнце восходит точно на востоке и заходит на западе, находясь ровно 12 часов над горизонтом и 12 часов под ним отмечали праздник Комоедицы – предшественницу современной Масленицы. Люди верили, что Ярило-Солнце вступало в свои права и начинается новый годовой цикл. С этого момента зима сменяется весной и начинаются сельскохозяйственные работы.

В Индии праздник весеннего равноденствия назывался Холи – бенгальский новый год и дошёл до наших дней в форме Фестиваля красок. В нём много оставшихся от первобытных оргий в честь божеств и сил плодородия традиций. В Японии равноденствие ознаменуется цветением сакуры и носит название буддийского праздника Сюмбун-но хи – прославления природы и проявления любви к живым существам.

У германских и кельтских этносов равноденствие означало, что весна полностью вступила в свои права и пора начинать засевать земледельческие культуры. В этот день, как сейчас на христианскую Пасху, они красили яйца и выпекали сладкие булочки отдавая дань уважения древнегерманскому божеству Остаре ответственной за приход весны и пробуждение природы.

«Мы, немцы, и по сей день зовём апрель ostermonat; ôstarmânoth встречается ещё у Эйнхарда. Великий христианский праздник, который обычно празднуется в апреле или конце марта, называется в старейших древневерхненемецких текстах ôstarâ… Должно быть, в языческой религии имя Остара, как и англосаксонское Эостра, принадлежало великому божеству, почитание которого было столь сильно, что христианские проповедники смирились с этим именем и назвали им одно из своих главных торжеств. У всех соседних народов этот праздник носит имя, производное от греческого pascha; даже Ульфила пишет paska, не áustrô, хотя он мог знать это слово». Якоб Гримм «Немецкая мифология», 1835 год.

У иранских и тюркских этносов весеннее равноденствие отмечалось как начало прихода весны и сезон оживания природы. В священной книге зороастрийцев «Авеста», старейшем памятнике древнеиранской литературы, оно упоминается как празднование Навруза. Согласно изложенному в ней учению люди должны отмечать наступление весны как праздник появления жизни на Земле, зародившейся в шести формах: Небо, Вода, Земля, Растения, Животные и Человек.

Что думали люди о Солнце, небе и природной стихии известно из мифов, легенд и поверий. Первобытные представления о них отразились в современных культурных и религиозных традициях. На всех континентах можно обнаружить схожие обряды поклонения воде и погоде. Также, как и широко распространённое верование, что ими управляют некие хранители способные помогать или навредить человеку.

«У большинства тюркоязычных народов, в том числе и у азербайджанского народа в доисламских верованиях широко распространялся культ Солнца. Огонь был символом Солнца на Земле, а пламя огня являлось посредником между Богом Улькеном и людьми. В праздник Новруз хонча украшенная в честь Солнца также отражала эту веру. Отмечается Новруз байрам 20-21-22 марта ежегодно, с момента наступления весеннего равноденствия». Aydın Memmedov «Культ Солнца в доисламской системе верований Азербайджанского народа», 2016 год.

Всё изменилось, когда нагромождение страхов перед необъяснимым начало использоваться в религиозных обрядах и астрологических предсказаниях. За тысячи лет до нашей эры субъективные суждения пришли на смену первобытному опыту выживания в дикой природе и стали элементами культуры ранних цивилизаций Египта и Междуречья. Со временем они оформились в систему религиозных суждений о Мироздании, в котором сверхъестественные существа управляли стихией и судьбами людей.

Становление цивилизаций и оформление религиозных культов шли рука об руку. Вера в богов помогала объединять не знакомых друг с другом разрозненных людей. Она принуждала их к сотрудничеству в решении важных для социума задач и содействовала их большей социализации. Отклонение от доминирующего верования грозило всевозможными бедами поскольку боги древности были жестоки, злопамятны и коварны. Они сурово наказывали людей за малейшую провинность или неподчинению их наместникам на Земле.


Вершители судеб людей – бог Зевс из древнегреческой мифологии и богиня Маат в древнеегипетской религии (реконструкция).


Из Ветхого завета известно, что бог иудеев Яхве (Иегова) регулярно практиковал массовые истребления грешников. За разврат и беззаконие дождём из огня и серы он уничтожил жителей Содома и Гоморры, а за неверие и злодеяния истребил Всемирным потопом всех людей на Земле. Благодаря своему благочестию спасся только Ной с домочадцами, получивший сверху инструкцию по спасению от потопа.

«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё, ибо Земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с Земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на Землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на Земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою…». «Бытие» (Первая книга Моисеева), VI – V века до нашей эры.

Примерно в 2800 году до нашей эры у египетского верховного бога Ра-Солнца появилась дочь Маат (Правда) – богиня истины, миропорядка и справедливости. Она руководила звёздами, временами года, восходами и закатами Солнца, определяла правила, которыми руководствовались жители Египта в тех или иных жизненных ситуациях.

Это был один из первых примеров использования страха перед стихией для воспитания и контроля поступков людей. С этого момента боги становятся сверхъестественным надзорным органом за их жизнью в ранних цивилизациях Ближнего Востока, Евразии, Китая и Индии. В более поздних изложениях назидательная роль природных катаклизмов оформляется в форме эсхатологического постулата о Конце Света в монотеизме – единобожии.

Стихийным бедствиям во всех религиях отводится воспитательная и назидательная роль. С древнейших времён вплоть до катастрофического землетрясения в Лиссабоне 1755 года в они служили маркёром в системе наказаний за неправедную жизнь. «Воспитательную» роль природных катаклизмов признавал английский протестантский проповедник и основатель методизма XVII века Джон Уэсли (John Wesley): «Землетрясение – это наиболее впечатляющее проявление божьей кары, оставляющее глубокий след в памяти очевидцев».


В 1755 году мощное землетрясение произошло в День Всех Святых когда церкви Лиссабона проводили службы и по времени оно совпало с первой мессой. Землетрясение ощущалась на территории площадью около двух миллионов квадратных километров, в Северной Африке, в Фесе и Мекнесе (Марокко). Во многих городах Западной Европы сами зазвонили колокола. Из 275 тысяч человек, населявших Лиссабон, погибло около 90 тыс. В близлежащих городах до восьми тысяч. Только в испанском городе Аямонт и окрестностях от цунами погибло около двух тысяч человек. Ещё десять тысяч погибло на средиземноморском побережье Марокко в попавшей под оползень деревне. В Лиссабоне из двадцати тысяч духовных лиц в живых осталась только половина. Грандиозные масштабы трагедии вызвали много рассуждений о личной, и о коллективной судьбе, а некоторых заставили людей усомниться в своей вере.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3