Полная версия
Мертвый приход. Рассказы и стихи
Мертвый приход
Рассказы и стихи
Надежда Ефремова
© Надежда Ефремова, 2019
ISBN 978-5-4496-8218-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мертвый приход
Непрославленным мученикам XXI века посвящается
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого
богоборчества, С одной стороны, будут воздвигать
кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.»
Пр. Серафим Вырицкий.
Рассказы
Предисловие
Дорогой читатель! В этой истории нет ни капли вымысла, хотя она и может показаться странной. К сожалению, все это имеет место быть в современной жизни Церкви. Я не имею целью опорочить православную Церковь, но желаю пролить свет, что называется, на некоторые проблемы, находящиеся в тени. Может быть, это послужит кому-то уроком и стимулом для действия. Но очень надеюсь, что эта история не послужит поводом к отвращению от веры, Матери-Церкви. Ведь кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец, есть такая замечательная поговорка. Она Вечна и Свята и будет стоять, я не здание имею в виду сейчас. А эти случайные люди в ней, ведущие себя не лучшим образом и подающие соблазн остальным верующим, уйдут из этого мира и будут испытуемы совестью. Поэтому, «бдите и молитесь, да не внидете в напасть».
Мертвый приход
I
Ночью о. Василий проснулся от крика ребенка. Он, матушка и их шестеро детей ютились в одной комнате маленького дома, находящегося около храма. Им негде было жить, когда они приехали сюда по благословению архиерея, и пришлось такой большой семье поселиться в домике церковного причта.
Раньше в этом доме на храмовый праздник устраивались богатые трапезы для всех присутствующих. Столы ломились от множества блюд, длинные лавки все были заняты. Несмотря на пост (храмовый праздник – Преображение Господне празднуется в Успенский пост), блюда, разумеется, постные, были вкусные и разнообразные.
«Нам еще повезло, – думал батюшка, – предыдущий священник жил с матушкой и детьми в маленькой хатке у старосты». Церковный староста – пожилой, но очень бодрый человек, которому скоро должно было исполниться восемьдесят лет. Звали его Палыч, здесь на юге почему-то принято всех называть по отчеству только. На самом деле имя его было – Василий. Он жил вместе со своей женой-старушкой (не без странностей).
Этот высокий человек имел представительную внешность, несмотря на свой преклонный возраст, и основным его увлечением было строительство. Он любил строить, поэтому решил выстроить храм в станице. Прежний красивый храм был разрушен в годы безбожной власти. Под храм был отдан администрацией дом бывшего атамана. Здание было ветхое, потолок прогнулся. Поэтому надо было срочно строить новый храм.
На Кубани много долгожителей, особенно здесь, в Предгорье. Семьдесят лет – это считалось еще молодостью. Девяностолетние бабушки сами копают огород, занимаются домашним хозяйством, имеют бодрость тела и духа. Именно 80-90-летние женщины (трудно их назвать старушками) и составляли основной косяк прихода. Молодые мало интересовались церковной жизнью. Бодрые бабульки бегали в церковь издалека, некоторые из них читали и пели на клиросе. Церковная жизнь началась в станице лет пятнадцать назад, тогда и открылся дом, отданный под храм.
Первый священник, присланный сюда, был человек музыкальный, знал множество трудных церковных песнопений известных композиторов (Чеснокова, Бортнянского). И почему-то он решил научить их исполнять этих старушек, которые не знали нотную грамоту, конечно (и даже относились к ней враждебно). Несколько раз батюшка спел песнопения бабушкам, те кое-как выучили, не без ошибок, конечно. И с тех пор бодро исполняли шедевры музыкальной церковной культуры на службе.
Те, кто был знаком с этими песнопениями, мягко говоря, удивились бы, услышав их в таком странном виде. Но, к счастью, музыкально грамотных людей в станице не было, и прихожан такое пение устраивало.
Надо сказать, что казачки обладали огненным темпераментом и гордостью, которая весьма ценилась здесь. Смирение и кротость, как правило, считалось в этой местности слабостью и малодушием. То ли коммунистический дух остался в прихожанах с тех пор, когда кричали с трибун: «Долой самодержавие! Вся власть народу!» и т. д. Но первому батюшке пришлось нелегко. Через некоторое время бодрые бабульки решили, что его жизнь по каким-то причинам не соответствует их представлению о священстве.
Надавив, как следует, на старосту, который вовсе не имел отношения к вере, ни разу не причащался и вообще не понимал, зачем вся эта служба нужна, они уговорили его начать собирать подписи против священника. Палыч собрал подписи и отвез их к архиерею.
Опять же, непонятно по какой причине Владыка издал указ перевести священника из этой станицы. На его место был вскоре прислан новый. Он приобрел себе дом в станице, перевез семью. Но его через некоторое время ждала та же участь.
Третий священник также продержался недолго. Бабушки выслеживали с видео камерой его входы, выходы и передвижения по станице и, заметив в его поведении что-то неладное, отослали компромат архиерею вместе с подписями общественности.
Пришел четвертый священник в станицу. Но бабушки, видно, просто вошли в раж, и заставили Палыча попросить архиерея убрать и этого. Почему архиерей слушал постороннего человека, сказать трудно. Наверно, большую роль сыграло его умение строить храм, ведь он один бегал по предприятиям в поиске стройматериалов, находил спонсоров. У него это очень легко получалось, несмотря на солидный возраст. А архиерей тоже имел подчинение и отчитывался перед начальством за каждый новый выстроенный храм.
Поэтому Палыч был для него выгодным человеком, и не послушать его было опасно для собственной карьеры. А священники, это уж их дело – переезды, поиск жилья и т. д. И, несмотря на клятву – соблюдать интересы священников, архиерей не вникал в их проблемы. И переезжали батюшки, везли свои многодетные семьи, оказываясь удивленными, мягко говоря, отсутствием жилья. Им приходилось самим отыскивать дом, приобретать его на свои средства. А каково было их супругам, которые переезжали часто с маленькими детьми и находясь в интересном в положении, это вообще никого не интересовало.
Архиерей предпочитал не вникать в их личные проблемы. Вновь прибывшие священники должны были быть всегда готовыми покинуть только что приобретенное жилье и всей гурьбой отправиться на новое место служения по первой прихоти неугомонных бабулек-прихожанок.
Только лишь им покажется, что новый священник не годится, не подходит под их непонятные мерки, тут же его убирали. Похоже, такая деятельность придавала им силы и помогала удержаться на этом свете.
II
Многие ехали в Краснодарский край по причине теплого климата, прекрасной природы. Лето – целых семь месяцев, яркое солнце почти круглый год, короткая зима и сухая погода. А про горы – это отдельный рассказ. Тот, кто хоть раз видел вершины Кавказа, навсегда запомнит это зрелище. Покрытые снегом величавые вершины, освещаемые лучами солнца. Здесь раздолье художникам: горы, богатые холмы, горные быстрые речки, диковинные цветы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.