bannerbanner
Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц
Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц

Полная версия

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Иерусалим. Все они приходили ко храму для принесения жертв и для молитвы. Вдруг с неба послышался шум, как бы от порыва сильной бури, и устремился к тому месту, где были собраны ученики Христовы. Бурное дыхание наполнило комнату, где они были собраны, и явились разделяющиеся, как бы огненные, языки, которые поспустились на каждого из них. Все исполнилось Духа Святого и начали говорить на разных языках. Шум привлек к Апостолам множество народа. Собравшиеся из разных земель изумились и недоумевали тому, что все Апостолы говорят на разных языках; одни из них спрашивали друг друга, что это значит; другие, насмехаясь, говорили, что Апостолы, верно, напились вина. Тогда святой Апостол Петр стал с прочими Апостолами перед народом и, возвысив голос, начал говорить. Он объяснил собравшимся, что событие, свидетелями которого пришлось им быть, есть предреченное в Ветхом Завете излияние Духа Святого, и присоединил воодушевленную проповедь о Христе. Эта первая проповедь святого Апостола Петра привела в умиление многих, и они спрашивали, что им делать. Святой Петр отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа…» Проповедь Петра в один час обратила ко Христу до 3000 человек (Деян. 2, 1-41).

Великий проповедник Слова Божия, святой Апостол Петр вскоре явился и великим чудотворцем. Однажды, входя со св. Иоанном Богословом в храм на молитву, он перед красными дверями храма увидел хромого, который не ходил от рождения. Убогий обратился к Апостолам, прося милостыни. Тогда Петр, взяв его за правую руку, поднял и сказал ему: «Именем Господа нашего Иисуса Христа встань и ходи». В то же мгновение утвердились ноги его, он встал, начал ходить и, войдя за Апостолами в храм, прославил Бога. Весь народ пришел в изумление от этого чуда. Видя общее изумление, Петр обратился к народу с проповедью и привлек ко Христу до 5000 человек (Деян. 3, 1–4, 4). Не мало и других чудес совершил святой Апостол Петр. В городе Лидде он возвратил здоровье одному человеку, именем Эней, восемь лет лежавшему в расслаблении. В городе Иоппии он воскресил из мертвых девицу Тавифу (Деян. 9, 33–41). Но не только словами и руками святой Апостол Петр творил чудеса и подавал исцеления – и самая тень его имела целебную чудотворную силу. Поэтому, когда он шел куда, спешили выносить больных, чтобы хоть тень проходящего Апостола осенила недужных и исцелила их (Деян. 5, 15–16). Все эти чудотворения многих привлекали ко Христу.

Святой Апостол Петр был ревнитель правды и истины, и он всегда являлся, поэтому, строгим обличителем и карателем неправды и лжи. Вот замечательный случай такого обличения. Между верующими царствовало полное согласие, как бы у всех было одно сердце и одна душа. Никто ничего из имения своего не называл своим, а все у них было общее. Владельцы земли или домов продавали их и приносили цену проданного к Апостолам. Из этих денег каждому выдавали, кто в чем имел нужду, так что бедных не было между верующими. Но некто Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаили несколько из цены, а часть принесли к Апостолам. Тогда Петр строго обличил их – за то, что они согласились искусить Духа Святого и солгали Богу. Оба пали бездыханными к ногам Апостола (Деян. 4, 34–37; 5, 1-12). Вот еще случай ревности Петра, бывши вскоре после того, как в Иерусалиме поднялось гонение на церковь. В то время весьма многие из верующих отставили Иерусалим и разошлись по окрестным странам Иудеи и Самарии, и заходили даже за пределы Палестины. Они везде проповедовали иудеям учение Христово. Один из семи диаконов, Филипп, пришел в главный город Самарии, Севастию, и проповедовал жителям о Христе. Народ единодушно внимал проповеди, в городе находился некто Симон, выдававший себя за кого-то великого и изумлявший самарян волхвованием. Видя чудеса, совершаемые Филиппом, и он уверовал и крестился. Но вера его не была искренна. Через несколько времени пришли в Самарию святые Апостолы Петр и Иоанн, чтобы помолиться о ниспослании Святого Духа на новокрещенных. Симон, увидев, что через возложение рук апостольских крещенные приемлют Духа Святого и начинают говорить иными языками и пророчествовать, принес Апостолам денег и сказал: «Дайте и мне такую власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого». Тогда Апостол Петр строго отвечал ему: «Да погибнет с тобою серебро твое, если думаешь за деньги получить дар Божий. Нет тебе в этом участия и жребия, потому сердце твое неискренне перед Богом… Вижу, что ты исполнен горькой желчи и находишься в узах неправды…» (Деян. 8, 4-21). С этим Симоном святому Апостолу Петру пришлось и еще впоследствии встретиться.

Между тем учение Христово более и более распространялось среди иудеев. Святой Апостол Петр, первый проповедовавший Имя Христово иудеям, первый же отверз дверь веры во Христа и язычникам. Во время пребывания его в Иоппии ему было видение ниспущенного с неба полотна с нечистыми четвероногими животными и гадами. Когда Петр отказывался от такой пищи, как от нечистой, ему было сказано: «Что Бог очистил, того не считай нечистым…» Это видение знаменовало обращение в веру Христову язычников. Когда видение прекратилось, пришли к Петру посланные от Корнилия сотника из Кесарии. Корнилий хотя был и язычник, но проводил благочестивую жизнь, всегда молился Богу и раздавал много милостыни. Однажды, во время молитвы, явился ему Ангел и велел ему спастись. Наставленный небесным видением, Петр, без колебания и сомнения, отправился к Корнилию. Во время проповеди его в доме Корнилия Дух Святой сошел на всех слушавших ее. Видя это чудесное излияние Святого Духа на не крещенных еще язычников, Петр, не обрезывая их в иудейство, крестил во Имя Господне. За это ему пришлось выслушать упрек от верующих от обрезанных. Но он успокоил их, сказав, что ему было особенное небесное видение, внушавшее не гнушаться язычниками, и что еще во время проповеди сошел Дух Святой на язычников. Тогда верующие прославили Бога, дарующего и язычникам спасение (Деян. 10, 1-11, 18). И еще раз потом пришлось святому Апостолу Петру напомнить верующим об этом случае, когда некоторые соблазнялись, что обращающиеся язычники не обрезываются и не исполняют закона Моисеева. На соборе апостольском, собранном в Иерусалиме для рассуждения об этом деле, Апостол Петр напомнил об обращении через него язычников в Кесарии и тем привел дело к скорому окончанию. Все согласно решили, что не нужно отягощать обращающихся из язычества, заставляя их обрезываться и исполнять закон Моисеев, но – только они должны удерживаться от языческих обычаев и жизни языческой (Деян. 15, 1–2, 5-29).

С постоянным возрастанием числа верующих росла и злоба начальников иудейских на проповедников Христа. Еще после обращения ко Христу в одно время 5000 человек, святых Апостолов Петра и Иоанна потребовали для ответа в синедрион. Но и Апостолы перед всем собранием начальников и старейших Израилевых неустрашимо проповедовали Имя Христово. Первосвященники строго запретили им впредь учить о Христе, и только боязнь народа, уважавшего Апостолов, не позволила первосвященникам сделать им что-нибудь худшее. Но вот совершилось первое убийство, убийство святого архидиакона Стефана, и поднялось гонение на христиан. Начал притеснять и преследовать верующих и Ирод, владевший тогда Иудеей, видя, что этим может угодить иудеям. Взоры его обратились и на Петра, как главу общества верующих. Тогда Петр, закованный двумя железными цепями, был заключен в темницу. В ночь, после которой назначено было Иродом предать Петра на суд народу, спал он, скованный, между двоими воинами, и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг предстал перед ним Ангел Господень, и свет осиял темницу. Прикоснувшись к Петру, Ангел пробудил его и сказал: «Встань скорее». Цепи мгновенно спали с рук Петра. Ангел продолжал: «Опояшься и обуйся». Петр исполнил приказанное. «Надень одежду твою и иди за мною», – говорил Ангел. Петр пошел за ним, не понимая, что с ним, и думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они достигли железных ворот, ведущих в город, и те сами собой отворились перед ними, прошли они одну улицу, и вдруг Ангела не стало. Тогда святой Апостол пришел в себя. «Теперь вижу воистину, – сказал он, – что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всего, чего ожидал народ Иудейский». Велика была радость верующих при виде Петра, чудесным образом избавленного из темницы (Деян. 12, 1-17).

После чудесного избавления Петру уже нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он удалился не только из Иерусалима, но и вообще из Палестины, которая в это время вся принадлежала Ироду. Из Иерусалима святой Апостол Петр пошел в Кесарию Стратопийскую и поставил здесь епископа. Отсюда он отправился в Финикию и рукоположил епископов для городов Финикийских – Сидона, Берита и Триполиса. После этого посетил он остров Родос, Валонею, Понт и приморский город Лаодикию. Здесь Петр исцелил многих больных и из многих бесноватых изгнал злых духов. Поставив епископа для верующих Лаодикии, Петр перешел в Сирийский город Антиохию. Там в это время скрывался Симон волхв от воинов, посланных Римским императором Клавдием схватить его. узнав о прибытии в Антиохию Апостола Петра, Симон волхв поспешно бежал от него в Иудею. В Антиохии Апостол успешно проповедовал Христа исцелял недужных и творил чудеса. Здесь же он рукоположил епископов для Сиракуз и Тавромении, городов на острове Сицилии. Из Антиохии Петр направил путь свой через всю Малую Азию до северного края ее, омываемого Черным морем. Так, через область Каппадокию и Галатию он достиг Пафлагонии, области на берегу Черного моря. Посетив Синоп, приморский город Пафлагонии, Апостол пошел к юго-востоку, в область Понтийскую, и был здесь в городе Амосии. Отсюда он отправился на запад, к нынешнему Мраморному морю, и в области Вифании, омываемой этим морем, посетил города Никомидию и Никею. Из Вифании святой Апостол Петр поспешил в Иерусалим на праздник Пасхи, по пути сюда он был в Галатии – в городе Пессинулте, заходил в область Каппадокию в Сирии и останавливался в Антиохии. После этого уже, наконец, Петр прибыл в Иерусалим. Здесь посетил его святой Апостол Павел, уже по прошествии трех лет от обращения ко Христу. Павел за тем и приходит в Иерусалим, чтобы видеться с Апостолом Петром, и пробыл у него 15 дней (Тала. 1, 18). Это была первая встреча первоверховных Апостолов. После праздника Пасхи Петр опять вернулся в Антиохию. Поставив там епископа, он направился снова к Мраморному морю. По пути туда он посетил город Синноду в Фригийской области. Потом опять был в Никомидии, на берегу Мраморного моря. В Никомидии Апостол Петр рукоположил епископа и направился отсюда на юго-запад к Архипелагу. По дороге он заходил в город Клиоп, куда поставил епископом Корнилия сотника. Наконец, Петр снова возвратился в Иерусалим. Так святой Апостол Петр обходил всю Малую Азию, Палестину и Сирию и везде проповедовал Слово Божие и рукополагал по городам епископов. По прибытии Апостола Петра в Иерусалим явился ему в видении Господь и сказал: «Встань, Петр, и иди на запад, – нужно и западу просветиться твоею проповедью. Я буду с тобою». Апостол Петр рассказал верующим бывшее ему явление Господа, простился с ними и опять отправился в Антиохию посетить тамошние церкви. В Антиохии Петр опять встретился с Апостолом Павлом. Павел обличил Апостола Петра за то, что он стал делать неправильные уступки христианам из иудеев и начал чуждаться общения с христианами из язычников (Гал. 2, 11 и далее). Обходя церкви Сирии, Петр в это время, вероятно, посетил верующих в Вавилоне. Отсюда он пишет свое первое соборное послание рассеянным по разным странам верующим, преимущественно из иудеев. В этом послании Апостол благодарит Бога за твердость верующих, дает им христианские наставления, приспособленные к различным состояниям в Церкви и гражданском обществе, и возбуждает к дальнейшим подвигам подвигами Христа. Одним из главных побуждений к написанию послания был дошедший до Апостола Петра слух о том соблазне и о тех сомнениях, которые были произведены между верующими спором двух верховных Апостолов в Антиохии. (См. Начерт. ц. библ. Ист. Митрополита Филарета, стр. 454. Ист. ц. Апостольск. Протоиерея А. Горского, стр. 539–541. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Митрополита Амвросия, ч. 2, стр. 89. Руководство к изъяснению чт. Апостольских посланий и Апокалипсиса. А. Иванова, стр. 22–26). Это послание было как бы прощальным приветствием и наставлением верующим Азии: Апостол, быть может, предчувствовал, что уже не вернется больше к ним. Вручив послание для передачи верующим бывшему в Вавилоне Силуану (1 Петр. 5, 12), сам Петр, исполняя повеление Божие, направил путь свой на запад. По дороге он посетил христиан в городах Тарсе, Ликии, Ефесе и Смирне, и рукоположил для этих городов епископов. Потом, переплыв из Азии в Европу, святой Апостол прибыл в Македонию и поставил епископов в города – Филиппы, Солунь, Коринф и Патры. Отсюда Петр переплыл на остров Сицилию. Пробыв немного времени в городе Тавромении, у здешнего епископа Панкратия, Апостол Петр, наконец, переправился в Италию и прибыл в Рим. Здесь он каждый день проповедовал и в народных собраниях, и на городских площадях, и в домах, – и многих обратил ко Христу и крестил.

В это время в Риме всех поражал своим волхвованием Симон волхв. Император Клавдий послал воинов в Азию взять Симона и представить в Рим для наказания. Долго Симон скрывался от воинов, наконец, был схвачен и представлен в Рим. Но Симон не был казнен, как раньше решил было император. Бесовской хитростью он обольстил и омрачил умы многих, так что его стали почитать за бога. Сам император был изумлен волшебством Симона и велел поставить около реки Тибра изображение Симона, с надписью: «Симону, святому богу». Так Симон царил в Риме. Теперь, когда пришел сюда Апостол Петр, давнишний враг его, и всех привлек к себе учением и чудесами, Симон был озлоблен на это, как он думал, вторжение в его царство. Он боялся, что слух о новом великом чудотворце омрачит приобретенную им самим славу. Между тем, Петр, узнав, что в Риме живет Симон волхв, называет себя Христом и обманывает народ разными ложными чудесами, воспламенился ревностью и решил тотчас же разрушить его чары. Поспешно пошел он к дому Симона, но у ворот дома он встретил множество народа, который не пустил его в дом. «Почему вы не пускаете меня войти к обманщику волхву?» – обратился Петр к народу. – «Он не волхв, а сильный бог, – отвечали Апостолу, – вот он поставил у ворот своих стража, который знает все помышления людские». При этих словах указали Петру на большого черного пса, лежащего в воротах, и прибавили: «Этот пес умерщвляет всякого, кто несправедливо думает о Симоне». – «Я говорю истину, – возразил Петр, – что Симон – бесовский слуга». Подойдя затем к псу, Петр сказал ему: «Иди, скажи Симону: Петр Апостол желает войти к тебе». Пес тотчас же встал и человеческим голосом сказал Симону, что приказал Апостол! Весь народ, бывший здесь, пришел в ужас от такого чуда. «Пускай войдет Петр», – отвечал Симон на слова Апостола. Петр вошел в дом, где Симон творил перед народом разные мечтательные видения. Он обольщал народ привидениями, которые ходили впереди и позади его; это, по его словам, были души умерших людей. Перед лицом народа он воскрешал мертвых, и они поклонялись ему, как богу. Хромые вдруг начинали ходить и скакать. Сам он принимал разные виды: то являлся с двумя лицами, то превращался или в разных животных – в козу, в змею, в птицу, или – в огонь. Так он прельщал безумных. Но при Петре все эти бесовские мечтания мгновенно исчезали.

Симон больше и больше озлоблялся против святого Апостола Петра. Не в силах будучи молчать и скрывать свою злобу, он открыто восстал против Апостола. Случилось в это время в Риме, что у одной благородной вдовы, царского рода, умер в молодых летах сын. Мать неутешно плакала о безвременно умершем юношею. Утешавшие ее вспомнили о появившихся в Риме Петре и Симоне, о которых шел слух, что они воскрешают мертвых. Тотчас обоих призвали к умершему, одни – Петра, другие – Симона волхва. На похороны собрались знатные граждане Рима и множество народа. Симон, надеясь на силу своего волшебства, думал посрамить святого Апостола Петра. «Если я воскрешу мертвого, убьете вы Петра?» – горделиво обратился он к народу. – «Живого сожжем перед глазами твоими», – воскликнул народ. Симон подошел к умершему, начал свои волхвования и, при помощи бесовской силы, сделал, что мертвый пошевелил головой. «Ожил, ожил», – громко раздалось в народе. С криком все бросились схватить Петра, но он сделал знак рукой, прося остановиться и замолчать. «Если юноша жив, – заговорил он, когда водворилось молчание, – то пусть встанет, начнет ходить и говорить, а пока этого еще нет, – так знайте же, что Симон обманывает вас мечтательными призраками». Но Симон, должно быть, все продолжал надеяться на себя. Он начал ходить вокруг умершего, призывая бесовскую силу. Долго он ходил, а все ничего не мог сделать. Народ с нетерпением следил за каждым его движением. Наконец, сознавая, что воскресить мертвого – превышает его силы, Симон хотел со стыдом бежать, и только удержанный народом – остался на месте. Тогда святой Апостол Петр, став в отдалении, простер руки к небу и молился Богу. Помолившись, он обратился к юноше: «Встань, юноша! Воскрешает и исцеляет тебя Господь Иисус Христос!» В то же мгновение мертвый открыл глаза, поднялся на ноги и стал ходить и говорить. «Един есть Бог, проповедуемый Петром!» – в изумлении воскликнул народ. Постыженный Симон, показав себя в призраке с собачьей головой, бросился бежать. Но народ опять не пустил его. Все были в сильном возбуждении, и одни настаивали, чтобы волхв был побит камнями, другие требовали сжечь его живым. Апостол Петр остановил общее движение. «Господь наш и Учитель, – сказал он, – повелел не платить злом за зло. Отпустите его, – пусть идет, куда хочет. Довольно с него стыда и поношения, – не мало он наказан и тем, что должен был при всех сознать свое бессилие и всю ничтожность своего волшебства». Так легко избавившись от верной смерти, Симон поспешно удалился от многолюдного сборища и пришел к ученику своему Маркеллу. Он привязал у дверей его дома железной цепью большого пса и сказал: «Посмотрю я, как-то войдет сюда Петр». Через час, действительно, пришел Апостол. Он отвязал пса и сказал ему: «Пойди, скажи Симону волхву: перестань бесовским действием прельщать людей, за которых Христос пролил Кровью Свою». Пес послушно пошел и человеческим голосом пересказал Симону, что было приказано Апостолом. Маркелл пришел в изумление от этого чуда. Поспешно вышел он навстречу Петру и принял его с почестью в дом свой, а Симона вместе с псом его выгнал вон. Пес, раньше не делавший никому вреда, теперь бросился на самого Симона, начал рвать на нем одежду и повалил его на землю. Петр, увидав это из окна, Именем Христовым повелел псу не причинять никакого вреда телу Симона. Пес исполнил повеление Апостола и только растерзал на Симоне всю одежду, так что волхв, к великому стыду своему, остался совсем обнаженным. Тогда народ, собравшийся там, с громким криком и ругательствами выгнал Симона вон из города. После этого он целый год не приходил в Рим.

Между тем воцарился в Риме новый император Нерон. Нашлись злые люди, которые расхвалили ему Симона волхва. Нерон обратил на него свое внимание и призвал его к себе. Симон сумел прельстить императора, и тот весьма полюбил его, сделал его своим другом и взыскал своими милостями. И народ скоро опять стал везде следовать за Симоном, изумляясь его ложным чудотворениям. Только Апостол Петр продолжал разоблачать обман и разрушать чары волхвования. Так, однажды Симон стал дерзко говорить, что он даст отсечь себе голову и в третий день воскреснет. Множество народа собралось видеть это чудо. Симон же подставил вместо себя под меч барана, придав ему в призраке вид человека. Таким образом вместо головы Симона была отрублена голова барана. Оставалось ждать воскресения Симона через три дня. Но Петр раскрыл перед народом богохульный обман дерзкого волхва, – он показал всем действительный вид обезглавленного барана. Лживость волхва стала очевидна для всех и все с негодованием ругали Симона. Не имея сил в чем-либо оспорить Петра и не в состоянии будучи дольше сносить свой стыд и посрамление, он решился употребить в дело еще один последний обман, чтобы с честью, как он думал, выйти из своего затруднительного позорного положения. Он обещал народу, что вознесется на небо, собрав всех служащих ему бесов, Симон вышел на середину Рима. Надев на голову лавровый венок и войдя в одно высокое здание, он с гневом обратился к народу: «Римляне! До этого времени вы пребываете в безумии, – оставили меня и ходите по следам Петра; за это и я оставлю вас и не стану более защищать этот город. Вот я повелю ангелам моим, и они, в глазах ваших, возьмут меня на руки и вознесут к отцу моему, – и пошлю на вас великие казни за то, что не послушали слов моих и не веровали делам моим». Сказав это, волхв взмахнул руками и начал бесовской силой летать по воздуху и подниматься на высоту. Сильно было изумление народа. «Это Божие дело – летать по воздуху!» – говорил он с ужасом. Тогда Петр начал, в слух всего народа, молиться Богу, прося обличить обман волхва и прекратить тем общий соблазн. Потом он громко воскликнул: «Именем Бога моего повелеваю вас, бесы: не носите больше волхва по воздуху, но оставьте его там, где он теперь». Повинуясь повелению Апостола, бесы тотчас оставили Симона на воздухе. Симон низвергся вниз и, упав на землю, разбился всем телом. Казалось, не было пределов ужасу, объявшему присутствовавших. «Велик Бог, проповедуемый Петром! Воистину нет другого Истинного Бога, кроме Него!» – слышалось в продолжение нескольких часов среди народа, между тем Апостол Петр вошел на высокое место и дал знак рукой, чтобы народ умолк. Он стал учить познанию Истинного Бога и большую часть слушателей обратил в веру Христову. Симон же, упавши и разбившись, остался, по воле Божией, еще жив, чтобы мог познать свое и бесовское бессилие и, исполнившись стыда, уразуметь могущество Божие. Лежа распростертый на земле, мучимый жесточайшей болью во всех членах, Симон бессильно скрежетал зубами, слыша, как весь народ презрительно насмехается над ним. Только на другой день смерть прекратила его постыдную жизнь. Император Нерон, узнав о позорной смерти друга своего, сильно разгневался на святого Апостола Петра и с этого времени возымел намерение умертвить его.

После этого святой Апостол Петр не много времени пробыл в Риме. Просветив многих святым крещением, он утвердил церковь, поставил ей епископа, а сам пошел в город Таррогону. Поставив здесь епископа для города Ликии при Адриатическом море, Петр отправился в Испанию и там рукоположил епископа в городе Сирмии. Из Испании Апостол переправился в Африку. Здесь он рукоположил епископов в городе Карфагене и в двух городах Египта – в Фивах и в Александрии. Из Египта святой Апостол Петр был, по откровению, в Иерусалиме, ради честного Успения Пресвятой Богородицы. Из Иерусалима он снова вернулся в Египет. Пройдя опять Африку, Петр через Рим пошел в Медиолан и Фотикин и рукоположил епископов для этих городов. Отсюда он направил путь свой к северу, в Британию или нынешнюю Англию. Здесь Апостол жил, насаждая веру Христову. Наконец явился ему Ангел и сказал: «Приблизилось время отшествия твоего из этой жизни, – надлежит идти тебе в Рим, чтобы, претерпев там крестную смерть, получить праведную награду от Господа Христа». Петр возблагодарил Бога за откровение. Он употребил еще несколько дней на устроение церкви в Британии, рукоположил там епископов, священников и диаконов и возвратился в Рим.

В Риме святой Апостол Петр снова занимается устроением церкви. Там, на помощь церковному правлению, он рукополагает нового епископа, ревностного христианина Климента. В это же время Петр пишет второе соборное послание. Это послание представляет собой как бы последнее предсмертное завещание Апостола тем, кому он прежде проповедовал. Апостол учит их преуспевать в вере, советует остерегаться лжеучителей и убеждает, помышляя о последнем дне мира, пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. (См. Начерт. ц. библ. Ист. митрополита Филарета, стр. 454. Священная История Нового Завета, протоирея М. Богословского, стр. 326, и табл, летосч., стр. 7. История церкви Апостольской, протоиерея А. Горского, стр. 541. Руководство к чтению Апостольских посланий и Апокалипсиса, А. Иванова, стр. 43–44). Продолжал Петр и проповедь учения Христова. Вера Христова больше и больше распространялась в Риме, и многие богатые вельможи и знатные женщины были обращены ко Христу. Между ними были и две наложницы императора, которых он любил больше всех своих наложниц. Приняв веру Христову, эти две женщины утвердились в целомудрии и не хотели удовлетворять пожеланиям Нерона. Сильно разгневался Нерон на всю церковь верных и особенно на Апостола Петра, обратившего его наложниц ко Христу и научившего их целомудренной жизни. Припомнил император и о смерти друга своего, Симона волхва, и дал приказание найти Петра, чтобы предать его смерти. Христиане, узнав об опасности, угрожающей Апостолу, стали умолять его скрыться и уйти из Рима для пользы всей Церкви. Пламенно желая пострадать и умереть за Христа, Петр не хотел согласиться на это. Но христиане неотступно продолжали со слезами умолять его спасти жизнь свою, столь нужную для Церкви Христовой. Наконец, Петр тронулся общими слезами и молениями, и дал обещание уйти из Рима и скрыться. Наступила ночь, Петр, в собрании всех верующих, совершил молитву, простился со всеми и один пошел из города. Но вот подошел он к городским воротам и видит – навстречу ему идет в город Сам Господь Иисус Христос. Изумленный Петр поклонился Господу и спросил: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим снова распяться», – отвечал ему Господь и тотчас стал невидим. Тогда Петр познал, что Христос Сам страждет в страданиях рабов Своих, как истинных Своих членов, что Он хочет и в его теле пострадать в Риме. Святой Апостол вернулся и на другой день был взят воинами. Вместе с ним было взято и еще много верующих, всех взятых христиан Нерон присудил к смертной казни через усечение мечом, – только пощадили и отпустили живым св. Климента, как царского родственника. Святому Апостолу Петру, на которого особенно был озлоблен Нерон, была присуждена более жестокая казнь, именно распятие на кресте. Петр умолил распинателей, чтобы его распяли головой вниз: он не осмеливался уподобиться в своем распятии распятому Господу и желал преклонить голову свою под ноги Его. Желание Петра было исполнено. Испытывая жестокую боль от гвоздей в руках и ногах, святой Апостол Петр в ужасных муках предал Богу непорочную душу свою. Он окончил жизнь 70 лет от рождения, 29 июня 67 года по Рождестве Христовом. Святая Церковь свято чтит память святого Апостола Петра и совершает празднование ему в день его преставления, 29 июня.

На страницу:
2 из 3