bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

111

Бондарь. Секты хлыстов…, 25.

112

Бонч-Бруевич. Новый Израиль, 13.

113

А. И. Клибанов. История религиозного сектантства в России. Москва: Наука, 1965, 84.

114

J.-B. Severac. La secte russe des Homme-de-Dieu. These de Doctоrat. Paris: Cornely, 1906, 8–11, 122.

115

Духовный христианин, 1911, 1, 52.

116

W. H. Dixon. Free Russia. New York: Harper, 1870, 152.

117

Н. И. Барсов. Русский простонародный мистицизм. – Христианское чтение, 1869, 9, 443.

118

Пругавин. Старообрядчество во второй половине ХIХ века, 15.

119

А. С. Пругавин. Бунт против природы (о хлыстах и хлыстовщине). Москва: Задруга, 1917, 1.

120

Б. А. Успенский. К проблеме христианско-языческого синкретизма. Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979, 59; см. также: Б. А. Успенский. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен – Язык средневековой культуры. Москва: Наука, 1982, 201–235; применительно к сектам идея «двоеверия» впервые, видимо, появилась в: В. Кельсиев. Святорусские двоеверы – Отечественные записки, 1867, октябрь, 2; продолжение: Заря, 1869, октябрь.

121

Другую интерпретацию см.: М. Б. Плюханова. Народные представления о корабле в России 17-го века – Semiotics and the History of Culture. Columbus: Slavica, 1988, 187, 191.

122

Леонид, архимандрит. Изъяснение раскола, имянуемого христовщина или хлыстовщина – Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских, 1874, 3, 69–70.

123

Michel Foucault. The History of Sexuality. Vol.1. An Introduction. New York: Vintage Books, 1990, 118.

124

П. Мельников-Печерский. На горах. Москва: Художественная литература, 1979, 2, 18.

125

Материалы к истории русского сектантства и старообрядчества, 4, 204.

126

Бондарь. Секты хлыстов…, 84.

127

Мельников. Соловецкие документы о скопцах, 151.

128

Там же, 159.

129

Там же, 160.

130

Д. Г. Коновалов. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908, 69.

131

Мельников. Свод сведений о скопческой ереси, 159–161.

132

Там же, 127–128.

133

Там же, 117.

134

Описание их см.: Коновалов. Религиозный экстаз…, passim; об особой роли дыхания в хлыстовском ритуале см.: Aage A. Hansen-Löve. Allgemeine Haretik, Russische Sekten und Ihre Literarisierung in der Moderne – Orthodoxien und Haresien in der Slavischen literaturen. Wiener slawistische almanach, 1996, 41, 214–224.

135

Коновалов. Религиозный экстаз…, 34.

136

Барсов. Русский простонародный мистицизм, 447.

137

Айвазов. Христовщина. Материалы для исследования русских мистических сект. Петроград, 1915, 1, 95.

138

Санкт-Петербургские ведомости, 1873, 209; Пругавин. Раскол-сектантство, 446.

139

Коновалов. Религиозный экстаз…, 24.

140

З. Фрейд. Из истории одного детского невроза – З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991.

141

Stanislav and Christina Grof. Beyond Death. The Gates of Consciousness. London: Thames, 1980; Stanislav Grof. Beyond the Brain: Birth, Death and Transcendence in Psychotherapy. Albany: State University of New York Press, 1985.

142

Мельников. Правительственные распоряжения, выписки и записки о скопцах, 297.

143

Толстой. О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье, 56.

144

Высоцкий. Первый скопческий процесс, 264.

145

Мельников. Соловецкие документы о скопцах, 154.

146

Коновалов. Религиозный экстаз…, 2.

147

Мельников. Свод сведений о скопческой ереси, 161.

148

В. Фукс. Из истории мистицизма. Татаринова и Головин – Русский вестник, 1892, январь, 14.

149

Коновалов. Религиозный экстаз…, 162.

150

Н. Дубровин. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий – Русская старина, 1895, январь, 10.

151

Коновалов. Религиозный экстаз…, 41.

152

И. П. Ярков. Моя жизнь. Воспоминания. Часть 5. Скитания, 374 – Рукопись принадлежит к коллекции Марка Поповского и хранится в Гуверовском архиве, Станфорд, Калифорния.

153

Так рассуждали Пругавин, Бондарь и другие либеральные сектоведы-этнографы в 1910-х годах, и к этому же пришел Синявский в своем обзоре русского сектантства; см.: Андрей Синявский. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж: Синтаксис, 1991, 390.

154

Отношение к тайным культам древних германцев, свойственное нацистской историографии, похоже на отношение к тайным общинам русских сектантов, свойственное коммунистической историографии. Параллельность этих двух рядов идей, от Гердера до Хефлера и от Щапова до Клибанова, ждет своего исследователя. Важный в этом контексте анализ книги O. Hofler. Kultische Geheimbunde der Germanen. Frankfurt a. M., 1934 см. в: Карло Гинзбург. Образ шабаша ведьм и его истоки – Одиссей. Москва: Наука, 1990, 132–146.

155

Carlo Ginzburg. Ecstasies. Deciphering the Witches’ Sabbath. London: Roberts, 1990; историю новейшего восприятия ведьмовских культов см.: Diane Purkisse. The Witch in History. Early Modern and Twentieth-Century Representations. London: Routledge, 1996.

156

Сведения о секте так называющихся в русском расколе Людей Божиих – Православный собеседник, 1858, март, 336; Бондарь, Секты хлыстов…, 8; о христологическом тропе в «личностном сознании» см.: М. Б. Плюханова. О некоторых чертах личностного сознания в России 17-го в. – Язык средневековой культуры. Москва: Наука, 1982, 184–200.

157

Айвазов. Христовщина, 1, 49.

158

Е. И. Буткевич. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910, 19.

159

И. Липранди. Дело о скопце камергере Еленском – Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских, 1867, 4, отд. 5, 80.

160

И. Снегирев. Основатели секты «людей божиих» лжехристы Иван Суслов и Прокопий Лупкин. – Православное обозрение, 1862, 8, 325.

161

Н. И. Барсов. Русский простонародный мистицизм. – Христианское чтение, 1869, 9, 442.

162

П. Добромыслов. Несколько слов о современной хлыстовщине (по поводу тарусского дела о хлыстах) – Миссионерский сборник. Москва, 1895, 226.

163

Там же, 293, 312.

164

РНБ, ф. 238, ед. хр.55.

165

Ю. Лотман, Б. Успенский. Миф – имя – культура – в кн.: Ю. Лотман. Избранные статьи в 3 томах. Таллинн: Александра, 1992, 1, 73.

166

Там же.

167

М. Пришвин. Собрание сочинений в 8 томах. Москва: Художественная литература, 1982, 1, 750.

168

А. Щапов. Земство и раскол. II. Бегуны. – Сочинения, 1, 544.

169

В. Розанов. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы). Петербург, 1914, 33.

170

Бондарь. Секты хлыстов…, 84.

171

Emile Durkheim. The Elementary Forms of Religious Life. New York: Macmillan, 1915; Steven Lukes. Emile Durkheim: His Life and Work. New York: Harper, 1982, 482ff; о революционных ритуалах в этом ключе см.: Lynn Hunt. The Sacred and the French Revolution – in: Durkheimian Sociology: Cultural Studies. Ed. by Jeffrey C. Alexander. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, 25–43.

172

Clifford Geertz. The Interpretation of Cultures. New York: Basic Books, 1973, 112.

173

Коновалов. Религиозный экстаз…, 91.

174

И. А. Чистович. Дело о богопротивных сборищах и действиях. Москва: университетская типография М. Каткова, 1887, 4.

175

Коновалов. Религиозный экстаз…, 86.

176

Н. Дубровин. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий – Русская старина, 1895, ноябрь, 11.

177

Ремеров, священник. Вероучение и культ хлыстов центральной России – Миссионерское обозрение, 1900, 2, 75–76.

178

Н. Дингельштедт. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. Санкт-Петербург: типография М. М. Стасюлевича, 1885, 8–10.

179

Там же, 74.

180

Karl K. Gross. Die russischen Secten. Leipzig: J.C.Hinrichs Verlages, 1907, 1; 1914, 2; 2nd ed.: Leipzig: Zental-Antiquariat, 1966.

181

J.-B. Severac. La secte russe des Homme-de-Dieu. These de Doctorat. Paris: Cornely, 1906, 8–11, 122. Об этом исследовании с одобрением отзывался Лев Толстой (Д. П. Маковицкий. Яснополянские записки – Литературное наследство, 1979, 90, кн.2, 380).

182

Бондарь. Секты хлыстов…, 5.

183

О толстовстве как социальном движении см.: Edmund Heier. Religious Schism in the Russian Aristocracy 1860 – 1900. Radstokism and Pashkovism. The Hague: Martinus Nijhoff, 1970; Alexander Fodor. A Quest for a Violent Russia. The Partnership of Leo Tolstoy and Vladimir Chertkov. New York: University Press of America, 1989.

184

О реакции сектантских и старообрядческих общин в 1905 см.: С. П. Мельгунов. Церковь и государство в России (к вопросу о свободе совести). Москва, 1907.

185

Эта история рассмотрена мной в: А. Эткинд. Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича – Минувшее, 1996, 19, 275–319, и ниже, часть 8.

186

Г. Успенский. На Кавказе – Собрание сочинений. Москва: ГИХЛ, 1957, 8, 191. ‘Общими’ называли одну из самых радикальных мистических сект; см. ниже, часть 7.

187

И. Ярков. Моя жизнь. Воспоминания. Часть 5. Скитания, 365, 394.

188

Там же, 179.

189

О скопческих общинах советского времени см.: Claudio Sergio Ingerflom. Communistes contre castrats (1929–1920) – Preface de: Nikolai Volkov. La secte Russe de castrats. Paris: Les belles lettres, 1995.

190

Н. А. Струве. Современное состояние сектантства в Советской России – Вестник русского христианского движения, 1960, 3–4, 33. Однако уже в 1930 кинооператор, участвовавший в антирелигиозной экспедиции в Поволжье, смог заснять одних только баптистов; от хлыстов остались только живые легенды и полуразрушенные тайники – см.: Ан. Терской. У сектантов. Путевые заметки. Москва: Политиздат, 1965.

191

О теориях имперского и пост-колониального дискурсов см.: Edward W. Said. Culture and Imperialism. New York: Knopf, 1993; The Post-Colonial Studies Reader. Ed. by Bill Ashcroft, Gareth Griffiths, Helen Tiffin. London: Routledge, 1995.

192

Edward W.Said. Orientalism. London: Routledge, 1978.

193

Cр. сходный процесс в викторианской Англии: Dave Harker. Fakesong: The Manufacture of British Folksong. 1700 to the Present Day. Milton Keynes: Open University Press, 1985.

194

П. Г. Богатырев, Р. Якобсон. Фольклор как особая форма творчества – в: П. Г. Богатырев. Вопросы теории народного творчества. Москва: Искусство, 1971, 167–296.

195

Бондарь. Секты хлыстов…, 70, 72.

196

П. Н. Сакулин (Рецензия) – Вестник Европы, 1916, 5, 201. Впрочем, удивительным это кажется только в том случае, если представлять себе «каких-нибудь самарских хлыстов» неграмотными изуверами. На деле лидером их в 1910-х годах был «скромный чиновник Самарского казначейства Петр Иванович Комлев». Он называл себя «самарским губернским христом», а в остальном, по характеристике водившего с ним знакомство толстовца Яркова, был «неглупый, приветливый человек»; см.: Ярков. Моя жизнь. Воспоминания, 181.

197

Блок. Собрание сочинений, 7, 71.

198

Ярков. Моя жизнь. Воспоминания, 496.

199

О роли нянь в межпоколенной трансляции народной культуры внутри интеллигенции см.: Эткинд. Эрос невозможного. История психоанализа в России, гл.3.

200

Богатырев, Якобсон. Фольклор как особая форма творчества, 377. Более свежий пример дают «садистские стишки», изученные Александром Белоусовым. Они бытуют в детской и молодежной среде как подлинный фольклор, не знающий авторства и передающийся исключительно устными средствами. При более внимательном исследовании «садистские стишки» оказались написаны профессиональным петербургским литератором; см.: А. Ф. Белоусов. Воспоминания Игоря Мальского «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» – Лотмановский сборник. Москва: ИЦ-Гарант, 1995, 1, 680–691.

201

Критику мифологической теории применительно к современному искусству см.: Mircea Eliade. Symbolism, thе Sacred, and the Arts. New York: Crossroad, 1986. О значении фольклорных записей, пейзажной живописи, исторических романов для европейского национализма в сравнительной перспективе см.: Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. New York: Blackwell, 1986, ch.7–8. Об использовании фольклорных и религиозных символов французской революцией: Mona Ozouf. Festivals and the French Revolution. Cambridge: Harvard University Press, 1988; Susann Desan. Reclaiming the Sacred. Lay Religion and Popular Politics in Revolutionary France. Ithaca: Cornell University Press, 1990. О присвоении культурной традиции в нацистской Германии: George L. Mosse. The Nationalization of Masses. Ithaca: Cornell University Press, 1991; о сходных процессах в большевистской России: Richard Stites. Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. New York: Oxford University Press, 1989.

202

За этим журналом следил Лев Толстой, который отзывался о Проханове как о «поразительно умном человеке» – Д. П. Маковицкий. Яснополянские записки – Литературное наследство, 1979, 90, кн. 2, 423.

203

А. С. Пругавин. Раскол-сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений. Москва: типография В. В. Исленьева, 1887.

204

А. С. Пругавин. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Санкт-Петербург, 1985, 497.

205

Архив В. Д. Пришвиной. Картон «Богоискатели», 76.

206

Д. Г. Коновалов. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908. Диссертация была защищена, но вскоре Синод по представлению архиепископа Антония Волынского лишил Коновалова ученой степени. О полемике вокруг Коновалова и о связи его подхода с идеями Джемса см.: А. Эткинд. Многообразие религиозного опыта на фоне заката империи. – НЛО, 1998. № 31. С. 102–122.

207

П. Бирюков. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, раскольников и мистиков – История русской литературы. Под ред. Е. В. Аничкова, 2. Народная словесность. Санкт-Петербург: изд-во И. Д. Сытина, 1908, 396–421.

208

Ср. обзор, в котором «обвиняющее» направление исследований сектантства в профессиональной литературе противопоставлялось «оправдывающему» направлению: Священник Георгий Чайкин. Современные искания в русском сектантстве (Опыт сектантской идеологии). – Миссионерское обозрение, 1913, 5, 32.

209

Ср. Engellstein. Keys to Happiness, passim.

210

С. Соловьев. Символизм и декадентство – Весы, 1909, 5, 53–56.

211

Ср. оперу Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже, травелог Пришвина В поисках невидимого града, политическую брошюру Эрна и Свенцицкого Взыскующим града, книжку Дурылина Церковь Невидимого града, трактат Сергея Булгакова Два града, замысел романа Белого Невидимый град, сюжет о затонувшем Кэр-Исе в Розе и Кресте Блока, эмигрантский журнал Новый град.

212

Л. Гинзбург. Литература в поисках реальности. Ленинград: Советский писатель, 1987, 314.

213

См.: Isaiah Berlin. The Counter-Enlightenment – in his: Against the Current. Essays in the History of Ideas. London: Hogarth, 1979, 20.

214

Norbert Elias. The Civilizing Process. New York: Urizen, 1978; см. также: Mennell Stephen. Norbert Elias. Civilization and the Human Self-Image. New York: Basil Blackwell, 1989; The Body. Social Processes and Cultural Theory. Ed. by Mike Featherstone, Mike Hepworth, and Bryan S.Turner. London: Sage, 1991.

215

О русских анти-утопиях см.: Gary Saul Morson. The Boundaries of Genre. Dostoyevsky’s Diary of a Writer and the Tradition of Literary Utopia. Austin: University of Texas Press, 1981; Krishan Kumar. Utopia and Anti-Utopia in Modern Times. New York: Basil Blackwell, 1987, ch.4; И. Смирнов. Антиутопия и теодицея в «Докторе Живаго» – Wiener Slawistischer Almanach, 1994, 34.

216

А. Платонов. Чевенгур. Москва: Советский писатель, 1989, 56.

217

Karl Mannheim. Ideology and Utopia. London: Routledge, 1991.

218

И. Нильский. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. Санкт-Петербург, 1869, 1, 212–213.

219

Димитрий Ростовский. Розыск о раскольничьей бранской вере… Москва, 1847, 301.

220

Румяцева. Народное антицерковное движение, 204.

221

Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium, passim.

222

Айвазов. Христовщина, 1, 114; Д. Коновалов. Религиозные движения в России. 2. В. Рада-ев – Ежемесячный журнал, 1914, 3, 103.

223

Д. Коновалов. Религиозные движения в России. 1. Секта хлыстов – Ежемесячный журнал, 1914, 1, 121.

224

Дингельштедт. Закавказские сектанты, 10.

225

Колоритные высказывания тамбовцев приведены в: Коновалов. Религиозный экстаз…, 115–116.

226

Коновалов. Религиозные движения в России. 1. Секта хлыстов, 121.

227

Коновалов. Религиозный экстаз…, 46.

228

Там же.

229

Духовный христианин, 1910, 10, 75–76.

230

Пругавин. Раскол-сектантство, 443.

231

Айвазов. Христовщина, 1, 384.

232

Там же, 572.

233

Сопоцько. На собрании у штундовых прыгунов в с. Дешек Киевской губ. – Миссионерское обозрение, 1901, 1, 661.

234

Коновалов. Религиозный экстаз…, 77.

235

Там же, 78.

236

А. С. Пругавин. Бунт против природы (о хлыстах и хлыстовщине). Москва: Задруга, 1917, 1, 74.

237

Коновалов. Религиозный экстаз…, 95.

238

Айвазов. Христовщина, 3, 237.

239

Духовный христианин, 1910, 11, 10–11.

240

Бондарь. Секты хлыстов, 7–13.

241

В. А. Данилов. О хлыстах – Духовный христианин, 1910, 2, 45; о Данилове см. ниже, часть 8.

242

В. А. Данилов. О духовных женах – Духовный христианин, 1913, 5, 23.

243

Данилов. О хлыстах, 43.

244

РНБ, ф.238, ед. хр.19. Фонд Данилова собран И. С. Книжником-Ветровым и в 1936 подарен «Дому Плеханова», отделу Публичной библиотеки в Ленинграде.

245

РНБ, ф. 238, ед. хр. 126.

246

РНБ, ф.238, ед. хр.181, л.40; текст не датирован, но вероятно, написан около 1910.

247

Коновалов. Религиозный экстаз…, 5.

248

Житие Аввакума и другие сочинения. Москва: Советская Россия, 1991, 96–97.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9