Полная версия
Человек мыслящий. От нищеты к силе, или Достижение душевного благополучия и покоя
Джеймс Аллен
Человек мыслящий
От нищеты к силе, или Достижение душевного благополучия и покоя
Copyright, 1906 by THE SCIENCE PRESS
© Перевод. ООО «Попурри», 2007
© Оформление. ООО «Попурри», 2016
* * *Введение
Великое множество книг было написано о том, как изменить к лучшему нашу жизнь. В двадцатом столетии десятки из них стали бестселлерами и принесли их авторам всемирную славу. Книги Дейла Карнеги, Нормана Винсента Пила, Джошуа Либмана, Энтони Роббинса и многих других помогли миллионам мужчин и женщин существенно улучшить свою жизнь.
Среди этих авторов Джеймс Аллен, пожалуй, один из первых, в чьих произведениях проводится серьезный анализ мотивации читателя к раскрытию его внутреннего потенциала.
Джеймс Аллен родился в 1864 году в Англии, в городе Лейчестер. В раннем детстве он остался сиротой, а потому ему пришлось работать и получать образование самостоятельно. Став взрослым, Джеймс работал клерком в конторе, где выполнял административную работу.
Джеймс очень много читал – изучал произведения великого русского писателя Льва Толстого, научные работы Чарлза Дарвина и других известных представителей своего поколения. Он с головой уходил в чтение книг по религии, причем не только христианской. Его интересовало все, что касалось восточных религий – буддизма, индуизма и конфуцианства.
В 1902 году он оставил работу клерка и полностью посвятил себя писательской деятельности. К сожалению, Джеймс Аллен прожил недолгую жизнь – он умер в 1912 году в возрасте 48 лет.
Основные идеи его философии очень тесно связаны с тем, что изложено в библейских постулатах, а также в канонах восточных религий. Например, название его книги «Человек мыслящий» («As a Man Thinketh»), было заимствовано им из библейских притч. Но если взять толкования Будды, то в них мы можем проследить мудрую мысль: «Человек таков, каковы его мысли».
Основным лейтмотивом произведений Аллена является утверждение, что каждый человек обладает возможностью творить самого себя и свое счастье. То, что окружает нас в повседневной жизни, имеет прямое отношение к нашему внутреннему состоянию. Аллен побуждает своих читателей к позитивному мышлению, что, в свою очередь, сподвигнет их на позитивные и результативные действия.
В сборник, который предлагается вам, вошли два произведения из девятнадцати его книг, написанных в доступном для восприятия стиле. Наиболее известной является работа «Человек мыслящий». В ней Аллен предлагает читателям формулу построения лучшей жизни, а также поэтапные шаги, способствующие достижению этой цели.
В работе «От нищеты к силе» эта тема раскрывается в несколько ином измерении. В ней говорится, насколько важно принять философию, основанную на том, что ход нашей жизни не является однозначно предопределенным и каждый человек обладает возможностью изменить ее к лучшему.
К прочтению данной книги следует отнестись без предвзятости. Это не означает, что вы должны соглашаться со всем, о чем идет речь, поскольку не все идеи Аллена вписываются в реалии современной жизни. Но большинство его концепций применимы и в наше время, как будто они написаны нашим современником, а не человеком, который жил более ста лет назад.
Не следует ограничиваться лишь одним прочтением данной книги, чтобы затем отложить ее на полку, изредка стирая с нее пыль. Эту книгу следует периодически перечитывать, вновь и вновь черпая в ней вдохновение, используя изложенные в ней идеи для того, чтобы сделать свою жизнь более богатой и содержательной.
Доктор философии Артур Р. ПеллЯнварь 2005 годаЧеловек мыслящий
Мысль и характер
В Книге Притчей Соломоновых (23:7) сказано: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Это изречение справедливо при любых обстоятельствах и при любых условиях человеческого бытия.
Наша жизнь является результатом наших размышлений о ней, а наш характер формируется исключительно под воздействием того, какие мысли бродят в нашей голове.
Подобно тому как растение появляется из семени, так и причина любого нашего поступка кроется в скрытых «семенах» наших мыслей и просто не может родиться без их участия. Это в равной степени относится как к спонтанным и непреднамеренным действиям, так и к тем, которые мы осуществляем намеренно, готовясь к ним заранее.
Поступок является «цветочком», а радость или страдание – это уже «ягодки», то есть мы пожинаем сладкий или горький плод в зависимости от того, что посеяли. Мы являемся такими, какими себя представляем. Если у нас на уме греховные мысли, нас ждут боль и разочарование, но если наши помыслы чисты, то и мы будем радостны и счастливы.
Становление человека – это естественный процесс, ане Божье провидение. Причина и следствие этого процесса являются безусловными и неизбежными – как в мире материальном, так и в мире наших потаенных мыслей. Благородный и доброжелательный характер – это не дар свыше и не случайность, это естественный результат непрерывных усилий самого человека, его правильного мышления, следствие долгого процесса приобщения к Божественной мысли, тогда как склочный и жестокий характер формируется у человека из-за постоянного потворства порочным наклонностям и собственному эгоизму.
Мы создаем и разрушаем себя сами. Своими мыслями мы можем запустить в действие смертоносное оружие, которое может нас просто уничтожить. Таким же образом запускается в действие механизм, способный создать для нас небесный чертог, оплот нашей силы и покоя.
Благодаря правильному выбору и силе своей мысли мы можем приблизиться к Божественному совершенству, тогда как предосудительная или направленная в ложном направлении мысль может низвести человека вплоть до уровня животного. Между двумя этими крайностями заключен весь диапазон свойств человеческого характера. Мы одновременно являемся и собственными творцами, и учителями.
Из всех прекрасных истин, которые открываются нам с годами, ни одна не приносит столько радости и не является столь удивительно обнадеживающей и вызывающей доверие, как безусловная истина, – именно мы сами являемся хозяевами своих мыслей, творцами своего характера и обстоятельств, своего окружения и собственной судьбы.
Человек – существо могущественное и разумное. Мы способны испытывать и дарить любовь, нам подвластны собственные мысли, в наших руках находится ключ от любых ситуаций, в которых мы оказываемся. Мы способны сами преобразить, возродить себя и стать такими, какими пожелаем.
Даже в минуты наибольшей душевной слабости или несдержанности мы все же являемся хозяевами положения, хотя в эти моменты не все у нас получается так, как нам бы того хотелось. Но когда мы начинаем размышлять над сложившейся ситуацией и усиленно пытаемся найти объяснение, почему это с нами происходит, то обретаем мудрость. Мы становимся способными применить свою энергию должным образом, а также привести в порядок свои мысли и направить их на поиск плодотворных решений. Так поступает мудрый хозяин, и мы можем им стать, если сумеем открыть законы управления своими мыслями, используя при этом самоанализ и имеющийся жизненный опыт.
«Что мы из себя представляем и каковыми мы являемся?» Ответ на этот вопрос мы можем найти, только обратившись к своей душе. И если мы не поленимся и будем усердно искать скрытые в нас сокровища, то непременно будем вознаграждены. Только таким образом мы сможем стать творцами своего характера и хозяевами своей жизни и судьбы. Если мы будем контролировать и направлять свои мысли, отслеживая их воздействие на себя и на других людей, на ход нашей жизни и на обстоятельства, связывая причину и следствие, тщательно анализируя и используя любой, даже самый незначительный на наш взгляд опыт из повседневной жизни, то знания о самих себе, которыми мы обогатимся, дадут нам понимание, мудрость и власть. Дорога в храм знаний откроется нам лишь при условии, что мы будем постоянно и настойчиво идти в этом направлении.
Влияние мыслей на обстоятельства
Сравним человеческий разум с садом, за которым либо заботливо и разумно ухаживают, либо позволяют ему прийти в запустение. Независимо от того, ухаживают за садом или пускают все на самотек, земля все равно будет давать урожай. Но если вы не посеете и не посадите в землю ничего полезного, то ваш урожай будет состоять лишь из сорняков, которые постепенно погубят все цветы и фруктовые деревья.
Подобно тому как мудрый садовник следит за садом, выпалывая сорняки и выращивая необходимые ему цветы и плоды, точно так же и вы можете поступить со своим разумом, не допуская в свои мысли ничего вредного и бесполезного. Это позволит буйно расцвести и обильно плодоносить саду вашего разума, дав волю чистым, благородным мыслям. И рано или поздно ваша настойчивость принесет ощутимый результат – вы обнаружите, что стали рачительным хозяином сада своей души и своего разума, а также хозяином своей жизни. В этом и заключается проявление законов управления собственными мыслями. Со временем вы все более четко начнете понимать, каким образом сила ваших мыслей влияет на ваш рассудок, на обстоятельства и судьбу.
Мысли и характер едины. Как характер может проявиться или обнаружиться при общении с окружающим миром в определенных жизненных обстоятельствах, так и наше внутреннее состояние всегда неразрывно связано с внешними условиями жизни. Но отсюда вовсе не следует, что обстоятельства, в которых мы находимся в какое-то конкретное время, являются прямым отражением нашего характера. Это говорит лишь о том, что данные обстоятельства очень тесно связаны с чем-то весьма важным для нас и в данный момент просто необходимы для нашего развития.
Место каждого человека в жизни определяется законом бытия. Мысли, в результате которых сформировался наш характер, привели нас туда, где мы находимся в данный момент. Жизнь устроена так, что в ней все взаимосвязано и нет места случайностям, все является следствием закона, который действует безошибочно. Это справедливо и для тех, кто чувствует «дисгармонию» с окружающим миром, и для тех, кто живет в согласии с ним.
Являясь прогрессивными и избирательными существами, мы занимаем то место в жизни, которое выбираем сами, то есть где есть возможность чему-либо научиться и вырасти, извлекая из каждого обстоятельства тот духовный опыт, который впоследствии можем использовать.
Обстоятельства будут сокрушать нас до тех пор, пока мы будем считать себя ничтожными. Но как только осознаем, что нашему разуму подвластно их изменить, мы станем достойными хозяевами своей судьбы.
Первопричиной обстоятельств, в которых мы оказались, являемся мы сами. Тот, кто хотя бы какое-то время пытался контролировать себя, отгоняя дурные мысли, наверняка отметил, что обстоятельства начинают меняться к лучшему в прямой зависимости от нашего внутреннего настроя, то есть от того, как мы относимся к ним. Это утверждение справедливо и в том случае, когда мы честно пытаемся преодолеть недостатки своего характера, не сваливая вину на превратности судьбы, в результате чего быстро достигаем ощутимого прогресса.
Человек устроен так, что его привлекает неизведанное, то, что ему нравится, и то, что вызывает у него чувство страха. Он может достичь благородных целей, но может также опуститься до крайней степени падения – в зависимости от того, каким образом будут использоваться обстоятельства.
Любая мысль, зародившаяся или запавшая в наше сознание, рано или поздно воплощается в действие, порождая возможности и обстоятельства. Благородные мысли приносят достойные плоды, а грязные и темные влекут за собой весьма плачевные последствия.
Мир внешних обстоятельств формирует внутренний мир наших мыслей, поэтому нам следует достойно принимать как приятные, так и неприятные внешние обстоятельства. Человек обретает бесценный опыт как в страданиях, которые выпадают на его долю, так и в минуты наивысшего счастья.
Следуя своим заветным желаниям, устремлениям, мыслям, которые полностью овладели всем вашим естеством, – будь то погоня за призрачной мечтой воспаленного воображения или непреклонное продвижение к заветной цели, – вы в конечном итоге формируете внешние обстоятельства своей жизни. Все это происходит благодаря законам естественного развития и регулирования.
Человек не может ни с того ни с сего вдруг начать спиваться или решиться на преступление под воздействием ударов судьбы. Это происходит с ним лишь тогда, когда он начинает потворствовать своим мыслям или желаниям. Человек с чистой душой не совершит преступление под воздействием внешнего давления. На преступление идут те, в чьих сердцах живут криминальные мысли, которые при «благоприятном» стечении обстоятельств и заставляют человека действовать. Не существует таких обстоятельств, которые вынуждают его опуститься до грехопадения, если у него нет к тому порочных наклонностей, или, наоборот, возвыситься до совершения добродетели, если он в мыслях не стремится к этому. Поэтому, будучи хозяевами и творцами собственных мыслей, мы сами вершим свою судьбу и являемся виновниками обстоятельств, в которых оказываемся. С самого рождения наша душа принадлежит только нам, каждый наш шаг вызывает определенные сочетания условий и жизненных обстоятельств, которые отражают нашу чистоту или моральную нечистоплотность, нашу силу или слабость.
Мы притягиваем к себе не то, чего хотим, а то, что свойственно нам. Наши прихоти, фантазии и амбиции постоянно разрушаются, но наши сокровенные мысли и желания мы вскармливаем сами, независимо от того, чисты они или нет. Божественная сила, которая формирует наши цели, находится в нас самих, она составляет нашу суть. Недостойные мысли лишают нас свободы, делая своими заложниками, а благородные мысли, наоборот, освобождают нас, являясь нашими ангелами свободы.
Человек получает не то, чего желает или о чем просит, а то, что заслуживает. Наши желания и просьбы вознаграждаются только в том случае, если они согласуются с нашими мыслями и поступками.
Давайте рассмотрим, что же на самом деле означает понятие «бороться с обстоятельствами» и что при этом происходит? Как правило, мы негодуем по поводу последствий, тогда как их причина была выпестована нами самими. Она может заключаться в сознательном пороке или в подсознательной слабости человека. Но какой бы ни была эта причина, она связывает его по рукам и ногам, и именно ее необходимо устранить, чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства, в которых мы оказались.
Каждому из нас хочется изменить обстоятельства к лучшему, но при этом сами мы не хотим измениться в лучшую сторону, тем самым лишая себя свободы выбора. Люди, которые не боятся «распятия на кресте», всегда могут добиться того, к чему лежит их сердце. Это справедливо как для земных созданий, так и для Божественных. Даже те, чья единственная цель – разбогатеть, должны быть готовы к тому, что им придется многим пожертвовать, прежде чем они достигнут своей цели. Но насколько бо́льшие жертвы должны принести те, кто хочет обладать достаточным уровнем материального благосостояния и жить при этом вполне спокойно?
Возьмем, к примеру, человека с низким уровнем достатка. Он страстно желает изменить свое окружение и условия жизни, но при этом постоянно уклоняется от работы, обманывает своего нанимателя, оправдывая себя, например, тем, что тот ему мало платит. Такой человек не понимает простейших принципов, которые заложены в основе материального благополучия. Ему не только не удастся выбраться из нищеты, более того, он погрязнет в ней из-за своей лени и бездействия, а также из-за негативных и порочных мыслей, которые и вводят его в заблуждение.
А теперь посмотрим на жизнь богатой дамы, страдающей тяжелой болезнью из-за своей склонности к обжорству. Она готова заплатить огромные деньги, чтобы излечиться, но не собирается лишать себя удовольствия обильно поесть. Но эта особа никогда не будет здорова, поскольку не имеет понятия о принципах здорового образа жизни.
Теперь приведем в качестве примера нанимателя, который, стремясь получить большую прибыль, занижает заработную плату своим служащим. Такой человек также не достоин того, чтобы достичь материального благосостояния. Оказавшись в один прекрасный момент банкротом, лишившись денег и репутации, он будет во всем винить обстоятельства, не подозревая, что сотворил все это своими руками.
Я привел эти три примера для того, чтобы проиллюстрировать очевидную истину: причина, по которой человек оказался в той или иной ситуации, заключается в нем самом, хотя почти во всех случаях люди, к сожалению, не осознают этого. Каждый из них хотел изменить свою жизнь к лучшему, но при этом их сопутствующие желания и мысли никак не соответствовали возможности достижения поставленных целей. Подобных примеров можно привести очень много, но делать это нет никакой необходимости. Вы можете на своем собственном примере легко убедиться в действии закона мысли на ваш разум и на вашу жизнь. И когда это произойдет, вы поймете, что внешние факторы не являются основной причиной обстоятельств, в которых вы оказываетесь.
Жизненные обстоятельства зависят от многих составляющих. Мысли, которые приходят нам в голову, имеют весьма глубокие корни, но при этом понимание счастья у каждого из нас сугубо индивидуально. Из этого следует, что о человеке и его духовных качествах нельзя судить лишь по проявлению внешних аспектов его жизни. Порядочный человек может страдать из-за бедности, а другой, будучи мошенником, купается в роскоши.
Существует расхожее мнение о том, что у кого-то жизнь не удается потому, что он обладает исключительной честностью, а большие деньги могут заработать только мошенники. Но такое суждение является весьма поверхностным, поскольку огульно подразумевает, что мошенник почти всегда порочен, а честный человек однозначно является образцом добродетели.
Исходя из жизненного опыта, можно утверждать, что подобная категоричность является ошибочной. Бывает, что мошенник обладает такими исключительными добродетелями, которых не сыскать у других, а честный человек может быть в некоторых ситуациях совершенно несносен. Порядочный человек пожинает плоды своих благих намерений и действий, но порой испытывает и страдания, которые вызваны его недостатками. Точно так же страдает или радуется жизни и нечестный человек.
Некоторые люди в силу своего тщеславия думают, что они могут пострадать из-за своей добродетели. Но как только они освободятся от скверных и черных мыслей, очистив свою душу от греховных помыслов, то поймут, что страдания, которые они претерпевали, были вызваны их же недостатками, а вовсе не достоинствами. Но на долгом пути к пониманию этого людям придется испытать на себе действие Великого Закона, который совершенно справедливо гласит, что зло должно быть наказано, а за добро нужно платить добром, и никак иначе.
Осознав это и оглядываясь на свое прошлое невежество и слепоту, которые сопутствовали им по жизни, они поймут, что все страдания и всю ту радость, которые выпали им в жизни, они получали по праву – по своим заслугам.
Благие мысли и действия никогда не принесут плохого результата, так же как дурные и черные мысли не приведут ни к чему хорошему. Как говорится, что посеешь – то и пожнешь. Мы прекрасно понимаем, как этот закон действует в природе, но мало кто осознает, что он точно таким же образом неукоснительно работает и в отношении наших помыслов и морали.
Дурные намерения всегда принесут человеку страдания в определенном смысле. Это является показателем того, что мы не живем в гармонии с собой и Законом Жизни. Единственное и первостепенное назначение страдания – очищение, избавление от бесполезного и дурного. Человеку, чистому душой, страдания не посылаются. Как нет смысла в том, чтобы продолжать плавить золото после того, как были удалены все ненужные примеси, так и абсолютно чистая и просветленная душа более не нуждается в страданиях.
Жизненные обстоятельства, вызывающие у нас страдания, – это результат нашей внутренней дисгармонии. Чувство блаженства или счастья возникает у человека тогда, когда он ощущает внутреннюю гармонию. Ощущение счастья, не имеющее отношения к материальным благам, является показателем чистоты мыслей человека.
Когда человек чувствует себя несчастным и это не связано с его материальным положением, то это говорит о том, что в его голове бродят грязные мысли. Человек может быть отвратительным и богатым, а может быть бедным и при этом достойным преклонения. Богатый человек способен почувствовать себя счастливым, если он мудро и правильно распоряжается своим богатством. Бедный же человек будет чувствовать себя еще более несчастным, если он постоянно думает, что несправедливо обделен судьбой.
Одинаково несчастны и достойны сожаления и те, кто испытывает крайнюю нужду, и те, кто потворствует любому своему капризу. Оба эти состояния в равной мере неестественны и характеризуют внутренний разлад в душе человека. Ведь нам хорошо лишь в том случае, когда мы счастливы, здоровы и достаточно благополучны в материальном отношении. А счастье, здоровье и благополучие, в свою очередь, являются результатом гармоничного соответствия внутреннего и внешнего взаимоотношения с окружающим миром.
Мы становимся по-настоящему зрелыми личностями только тогда, когда перестаем ныть и жаловаться на то, что в наших проблемах виновны обстоятельства или другие люди, когда начинаем искать скрытую справедливость, которая и регулирует нашу жизнь.
Осознав этот жизненный закон, мы перестаем винить других в своих трудностях и настраиваем себя на серьезные и благородные мысли. Мы уже не выражаем недовольство обстоятельствами, а начинаем использовать их как средства для достижения более быстрого прогресса и как возможность открыть в себе скрытые резервы.
В мире все происходит по его мудрым и справедливым законам, здесь нет места хаосу, а есть лишь одна высшая справедливость, которая является определяющим принципом жизни и движущей силой духовного управления мирозданием. Мир устроен таким образом, что мы должны постоянно искать и находить во всем высшую справедливость. Став на этот верный путь, мы обнаружим, что начинаем смотреть по-другому на многие вещи, иначе относиться к окружающим, а они, всвою очередь, изменяют в лучшую сторону свое отношение к нам.
Доказательства справедливости этого можно найти в жизни каждого человека, что легко проследить, проводя систематическое самонаблюдение и самоанализ. Попробуйте радикально изменить ход своих мыслей, и вы поразитесь тому эффекту, который окажет эта перемена на материальные условия вашей жизни. Создается впечатление, что мысли обладают неким магическим свойством. Но никакой магии здесь нет. Дело в том, что мысли имеют обыкновение весьма скоро переходить в привычные действия, а они, в свою очередь, провоцируют и усиливают те обстоятельства, в которых мы оказываемся. Порочные мысли перерастают в привычку к пьянству или сексуальной невоздержанности, что, естественно, увеличивает шанс оказаться в бедственном положении или приводит к болезни. Недостойные мысли любого толка со временем перерастают в порочные слабости или дурные привычки, благодаря которым человек неизменно попадает в весьма неблагоприятные обстоятельства.
Когда наши мысли полны страха, сомнений и нерешительности, то со временем это перерастает в нерешительность, слабость и мягкотелость, что, в свою очередь, ведет к жизненным неудачам, бедности и рабской зависимости от чужой воли. Если человеком овладевают ленные мысли, то есть риск, что они могут перерасти в недопустимую привычку безнравственного поведения, что способно ввергнуть его в состояние крайней нужды. Мысли, наполненные ненавистью и осуждением, перерастают в привычку обвинять и проявлять жестокость, что непременно повлечет за собой появление обстоятельств, при которых человек может совершить несправедливый поступок или попросту будет заниматься травлей другого человека.
Любые мысли эгоистичного толка могут перерасти в своекорыстие, что также будет способствовать возникновению плачевных последствий.
С другой стороны, чистые и благородные мысли способствуют выработке таких качеств, как обходительность и доброта, которые создают атмосферу доброжелательности и теплоты вокруг такого человека. Целомудренные мысли способствуют появлению сдержанности и самоконтроля, что вызывает у окружающих ощущение надежности и покоя. Мысли о смелости, уверенности в своих силах и решительности формируют сильный характер, который притягивает к себе жизненный и материальный успех, дает ощущение свободы. Благородные мысли и мысли о прощении перерастают в благородство души, способствуя возникновению атмосферы надежности и защищенности вокруг такого человека. Мысли о любви и бескорыстии способствуют формированию преданности другим, что, в свою очередь, приводит к стабильному благополучию и обладанию истинными ценностями.