bannerbanner
Библия. 100 и 1 цитата
Библия. 100 и 1 цитата

Полная версия

Библия. 100 и 1 цитата

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Составитель С. И. Ильичев

БИБЛИЯ. 100 И 1 ЦИТАТА

ebooks@prospekt.org

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Столь великое множество гениально одаренных людей всех времен и народов искренне признавались, что их настольной книгой всегда являлась Библия, что вслед за ними и я, грешный, по молодости несколько раз принимался за чтение как огромных дореволюционных фолиантов, так и современных карманных изданий, но каждый раз спотыкался на Книге Бытия… и откладывал Библию в сторону.

Я не понимал, что мне мешало, а главное, что именно всякий раз действовало на меня усыпляюще. Да, именно усыпляюще – после прочтения лишь нескольких страниц. Правда, сон тот был всегда красочным, цветным и куда-то манящим. Сон, в котором в небо не взлетаешь, а поднимаешься, как по ступеням невидимой лестницы, осторожно нащупывая каждую очередную ступеньку, прежде чем сделать следующий шаг. Сон, который был, как я уже понял, продолжением моего погружения в Библию и который я каждый раз обрывал пустыми хлопотами земного бытия.

Прошло много лет, и я уже, честно говоря, не очень хорошо помню картинки тех снов. Да и сами сны по мере моего взросления стали иными. Однако сегодня наш разговор не о снах.

И вот вскоре, когда я нечаянно для себя и по просьбе издательства начал работать над книгой «Библейские истории для детей», судьба вновь заставила меня взять в руки Библию. Но это было уже иное чтение. Оно неожиданно увлекло и часто затягивалось до самого рассвета, оно не возбраняло спорить и иметь право на собственное суждение, а главное, оно каждый раз вбирало меня всего и наполняло живительными соками божественных энергий, заключенных в Слове Божием.

И сейчас уже в этой книге я также попытался рассказать вам о том, что меня самого увлекло и заставило задуматься, когда я перелистывал страницы книги книг – Библии.

В этой книге я выполняю лишь роль доброжелательного составителя, пожелавшего привлечь к Библии ваше внимание, всколыхнуть ваше сознание, отягощенное мирской суетой нашей жизни, а главное, пробудить интерес и дать почувствовать вкус к Божьему Слову, с которого, собственно, и начался наш мир и сама жизнь на Земле. Да, непростая, да, донельзя жестокая, грязная, но одновременно и нежная до самозабвения, тоскующая, любящая и милующая. Жизнь, в которой всегда было, есть и будет место Создателю и Творцу, имя Которого – Любовь!

Сергей Ильичев


Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.


Екклесиаст (1:4–9)

БИБЛИЯ

Библия – это, как известно, каноническое собрание текстов, считающихся священными как в иудаизме, так и в христианстве. Согласно традиционной точке зрения предполагается, что Библия писалась на протяжении нескольких веков, то есть с XV века до Р. Х. по I век от Р. Х. Все 39 канонических книг Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным иудейским книжником по имени Ездра, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Х., и были целиком заимствованы у иудеев христианами.

Далее – остальные общеизвестные факты.

В 382 году св. Иероним Стридонский перевел Ветхий Завет с греческого языка на латинский. Этот перевод известен как «Вульгата», что означает «широко распространенный, общеизвестный».

В 1380 году профессор Оксфордского университета Джон Виклиф сделал первые рукописные переводы «Вульгаты» на английский язык. Когда Ян Гус стал активно проповедовать идею Джона Виклифа о том, что люди должны сами читать Библию и желательно на родном языке, он был сожжен на костре по обвинению в ереси (в 1415 году), а для растопки того костра как раз и использовали перевод Библии Виклифа.

В 1450 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание и первой напечатал Библию – опять же на латинском языке.

Лишь в 1517 году идеолог церковной реформации Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык.

На Руси Библия впервые была напечатана в 1581 году.

Позже, в 1751 году, по указу императрицы Елизаветы была издана еще одна церковнославянская Библия, так называемая Елизаветинская, текст которой до сих пор является каноническим в русском православии.

Интересно и то, что в 1813 году в России было основано Российское библейское общество, поставившее целью печатание и распространение книг Священного Писания среди народов огромной Российской империи. Ими было принято разумное решение продавать эти книги по низкой цене, а неимущим раздавать их бесплатно.

В 1815 году, после возвращения из-за границы, император Александр I повелел «доставить и россиянам способ читать Слово Божие на природном своем российском языке». Таким образом, вновь был поставлен вопрос о необходимости перевода Библии на русский.

Однако же представители высших церковных властей отрицательно относились к деятельности Российского библейского общества. Они считали, что Библия должна находиться исключительно в руках духовенства и что не следует давать возможность народу читать и изучать ее самостоятельно, а уж тем более комментировать. Более того, в 1824 году митрополит Серафим даже просит царя запретить общество. В апреле 1826 года по указу императора Николая I деятельность общества была приостановлена. К этому времени типография Русского библейского общества успела напечатать около миллиона экземпляров книг Священного Писания на 26 языках народов России.

Наконец, в 1876 году из печати вышла полная русская Библия. Этот перевод называют Синодальным, так как он был произведен под руководством Синода. Издание русской Библии было важным событием в истории русского христианства и русской культуры.

Известно, что Патриарх Тихон и Всероссийский поместный собор в 1918 году планировали приступить к новому переводу Писания, но осуществлению этого замысла помешала внутрицерковная борьба с обновленческим расколом.

Лишь в июне 2011 года новым составом Российского библейского общества был осуществлен проект выпуска в свет новой полной Библии в современном русском переводе.

Это так называемая официальная справка.

Для себя же я вынес понимание того, что Библия – это не просто летопись человечества, это скорее летопись удач и неудач человека в исканиях Бога.

Библия – это спасательный круг или, что точнее, нить, скорее живительная пуповина, связывающая нас с космосом и Творцом невидимыми нитями.

И еще Библия – это ключ к пониманию Истины… Этакий ключик от дверцы, что спрятана за нарисованным холстом в каморке у папы Карло из сказки про Буратино…

Более того, Библия как никакая другая книга созидательна. Иногда, правда, содрогаешься, читая о кровавых деяниях иудейского народа, а чаще не понимаешь, когда же этот, казалось бы, богоизбранный народ, в чем нас постоянно убеждали и убеждают иудеи, наконец-то перестанет предавать Бога. Иудейский народ в Библии ведет себя как капризный ребенок. Он порой и злой, и мелочный, и вздорный, но, проходя через испытания, которые посылает ему Бог, он все же понимает, что ничего не выходит у него без Бога, и тогда он заключает с Ним соглашение. Правда, вскоре он снова предает Творца, найдя себе новую «игрушку», например золотого тельца, которому люди готовы вверить свои бессмертные божественные души…

И так постоянно. Хотя тут же и сам понимаешь, что и ты ничем не лучше иудеев, так как своими собственными поступками также постоянно предаешь Бога.

Но это так, информация к размышлению.

Теперь же, если у вас не пропало желание, настало время нашего погружения в этот таинственный мир, которое мы предлагаем вам начать со знакомства с цитатами из Библии.

P. S. Книга «Библия. 100 и 1 цитата» выстроена следующим образом. Сначала приводится краткая информация о той или иной книге Ветхого и Нового Завета, затем приводится ее содержание с указанием конкретных глав, а далее следуют цитаты. Завершает повествование о той или иной книге Библии лаконичный авторский комментарий.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

БЫТИЕ

Священная библейская история, изложенная в Ветхом Завете, ярко и поучительно раскрывает нам тайну «домостроительства» Божия, которая заключается в спасении постоянно отпадающего от своего Создателя иудейского народа. Идея его спасения, а также всего рода человеческого является главной темой всей библейской истории.

Первая книга Ветхого Завета называется Бытие потому, что она повествует нам о том, как «все… начало быть… что начало быть» (Ин 1:3), то есть о том, как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Автором этой священной книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. С этим, кажется, никто не спорит. И написал он эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальную судьбу иудейского народа, когда понял, что устные предания со временем могут быть преданы забвению.

Все содержание книги Бытия, которая содержит 50 глав, условно разделено на три части.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Сотворение Богом мира и человека

Первый день (Быт. 1:3–5) – Второй день (Быт. 1:3–8) – Третий день (Быт. 1:9–13) – Четвертый день (Быт. 1:14–19) – Пятый день (Быт. 1:20–23) – Шестой день (Быт. 1:24–31) – Седьмой день (Быт. 2:2–3) – Сотворение Адама и Евы и их жизнь в раю (Быт. 2:7–25) – Грехопадение и его последствия (Быт. 3).

Подумайте сами, что может быть интереснее пытливому уму человека, как не это первое откровение Творца о зарождении земли. Позволю себе напомнить эти слова: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:1–3).

Лишь особенно упрямые атеисты все еще продолжают толковать о космических взрывах и всемирных катаклизмах, в результате которых якобы сформировался зачаток нашей будущей родины, а мне по сердцу привычнее и любезнее эти простые и одновременно волшебные слова из Божественного откровения: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). И да будет так! Аминь!

1. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:26–28).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Род человеческий

Первая семья. Каин и Авель (Быт. 4:1–16) – Родословие от Адама до Ноя (Быт. 5) – Развращение рода человеческого. Ной и его сыновья. Всемирный потоп (Быт. 6–9) – Завет Бога с Ноем (Быт. 9) – Родословие сыновей Ноя. Таблица народов (Быт. 10) – Вавилонское столпотворение и рассеяние народов (11).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Призвание Авраама

Призвание Аврама Богом и переселение его народа в обетованную землю (Быт. 11–12) – Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена (Быт. 13–14) – Четвертое явление Бога Авраму (Быт. 15) – Рождение Измаила (Быт. 16) – Аврам получает имя Авраам (Быт. 17) – Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры (Быт. 18–19) – Рождение Исаака и изгнание рабыни Агари (Быт. 21) – Принесение Исаака в жертву Богу (Быт. 22) – Смерть Сарры и женитьба Исаака (Быт. 23–24) – Смерть Авраама. Исаак и его сыновья (Быт. 25) – Хитрость Ревекки и Иакова. Лестница Иакова (Быт. 27–28) – Жизнь Иакова у Лавана. Иаков покидает Харран (Быт. 29–31) – Встреча Иакова с братом Исавом (Быт. 32–33) – Путь Иакова к дубраве Мамре (Быт. 34–35) – Братья продают Иосифа измаильтянам (Быт. 37) – Иосиф в доме Потифара (Быт. 39–40) – Сны фараона (Быт. 41) – Встреча Иосифа с братьями (Быт. 42–45) – Переселение Израиля в Египет (Быт. 46–47) – Смерть Иакова и Иосифа (Быт. 48–50).

В качестве следующей цитаты предлагаю вам этот небольшой нравоучительный разговор Авраама с Господом о судьбе печально известного города Содома.

2. …Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?

Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок?

Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?

Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?

Он сказал: не истреблю ради двадцати.

Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?

Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18:22–32).

Но потому как все же не просто истребил, а испепелил, выходит, что не нашел и десяти праведников.

Грустно…

ИСХОД

Исход («выход из Египта») – библейское предание о порабощении иудеев в Египте, их массовом выходе по воле Бога и под предводительством Моисея из Египта, а также о теофании, то есть о явлении Живого Бога в зримом облике у горы Синай (Хорив) и о заключении завета между Богом и избранным народом с добавлением историй о последующих скитаниях иудеев до начала завоевания Ханаана.

Напомню, что, согласно Книге Бытия, пастушеский род Иакова-Израиля, прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись там благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией (см. Быт. 46:6).

Моисей

Положение иудеев в Египте после смерти Иосифа и его братьев (Исх. 1) – Рождение и воспитание Моисея (Исх. 2) – Бегство Моисея в землю Мадиамскую (Исх. 2) – Призвание Моисея (Исх. 3–4) – Казни египетские (Исх. 5–11) – Установление Пасхи (Исх. 12–13) – Исход из Египта (Исх. 13–14) – Переход через Чермное (Красное) море (Исх. 14–15) – Путь иудеев к Синаю. Песнь Моисея и Мариам об избавлении (Исх. 15) – Пустыня Сур и превращение Моисеем непригодной для питья воды Мерры в питьевую (Исх. 15:23–25) – Пустыня Сур, где по молитве Моисея было явление манны небесной для пропитания иудейского народа (Исх. 16:4–18) – Гора Хорив и образование в ней источника горной воды (Исх. 17:1–7) – Откровение Божиему народу на Синае. Завет Бога с иудейским народом. Десятисловие. Книга завета (Исх. 19–20) – Первое нарушение иудеев завета с Богом. Поклонение золотому тельцу (Исх. 32) – Восстановление завета и построение походного храма (Исх. 33–34) – Преобразовательное значение скинии и ветхозаветное священство. Пребывание Бога со Своим народом (Исх. З5–40).

Следующая цитата, которую мы вам предлагаем, пространная, но важная. Это изложение завета Бога Израилю, объявленного Им через Моисея. Давайте прочтем ее целиком.

3. И вот законы, которые ты объявишь им:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; но если раб скажет: «люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», – то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.

Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его.

Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.

Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь.

Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; если украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое.

Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.

Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.

Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей [и поклянется], что не простер руки своей на собственность ближнего своего.

О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.

Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит, – клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить; а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; если же будет зверем растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит.

Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был внаймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.

Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит столько серебра, сколько полагается на вено девицам.

Ворожеи не оставляй в живых.

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.

Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.

Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею. Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.

И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его.

Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.

На страницу:
1 из 2