bannerbanner
Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография
Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография

Полная версия

Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

По выражению Ш. де Голля, раннебуржуазный период человеческой истории «стал свидетелем рождения и роста волны идей и чувств, которые дали начало современным институтам… Это был долгий и трудный переходный период, в течение которого… общество оставалось морально расшатанным». Более того, первоначально данные идеи, «возможно, были притворством, но притворством благородным»130.

Огромную значимость конституционализма как системы ограничений государственной власти для развития социума и солидарности в нем подчеркивал Ф. Бастиа: «Горе народам, не умеющим ограничить надлежащим образом сферу деятельности государства! У них мало-помалу исчезает предприимчивость, а вместе с ней и богатство, благосостояние, независимость, сознание собственного достоинства». Индивидуализм же и порожденная им свобода, по мнению Бастиа, неизбежно ведут к солидарности, появляющейся только с опытом свободного существования, в условиях которого люди постепенно становятся более предусмотрительными и благоразумными, а значит, и приобретают основания доверять друг другу131.

Способность конституционализма к саморазвитию в направлении обеспечения и расширения социальной солидарности проявилась в процессе его эволюции, в частности – в отторжении конституционализмом и демократией на более поздних этапах их развития войн и иной агрессии как способов разрешения социальных конфликтов. Первые крупные попытки разрешения данной ставшей глобальной проблемы были предприняты путем объединения усилий множества государств после Первой мировой войны в рамках Лиги Наций. Поиски путей совместного решения государствами отмеченной проблемы продолжаются и в настоящее время посредством использования целого ряда конституционных, международных и наднациональных институтов.

Таким образом, представляется, что наиболее общим и универсальным принципом конституционализма следует считать свободу личности как главное выражение гуманизма общества. На первом этапе развития конституционализма данный принцип принял форму ярко выраженного крайнего индивидуализма, а именно такого элемента его идейного содержания, как опора на собственные силы. Постепенно, по мере развития индустриального общества и конституционализма как его правовой составляющей, данная дисфункция была преодолена: сама концепция индивидуализма приобрела второй элемент содержания, который стал доминирующим. Это признание «абсолютной моральной ценности каждого отдельного человека»132 с присущими ему достоинством и свободой. Тем самым внутренний потенциал конституционализма с его основной идеей признания человека высшей ценностью раскрылся более полно.

Роль свободы личности как главного принципа конституционализма в обеспечении социальной солидарности заключается в том, что он обязывает и побуждает любую силу считаться с более слабыми и менее защищенными членами общества как носителями неотчуждаемых прав, в том числе – на жизнь и достоинство. Данное предназначение либерализма и основанного на нем конституционализма раскрывалось постепенно. На первом этапе своего развития конституции лишь защищали «маленького человека», причем только от государства. В последующие периоды сфера конституционной защиты личности, ее свободы и достоинства расширилась. На втором этапе развития мирового конституционализма в рамках тенденции социализации такая защита стала распространяться на институты гражданского общества, от которых исходит опасность подавления силой, и, более того, на бедственные обстоятельства, создающие препятствия самореализации и достойной жизни человека. Последний фактор обусловил некоторое концептуальное изменение конституции, которая стала предполагать не только защиту, но и помощь общества и государства своим членам, оказавшимся в бедственном положении. Наконец, на третьем, современном, этапе идея ценности, свободы и достоинства личности как главная ценность конституционализма проросла на международный уровень и стала использоваться для расширения масштабов социальной солидарности с целью защиты прав народов и помощи им, а также международной защиты прав человека.

Значительный потенциал для обеспечения социальной солидарности заложен и в Конституции Российской Федерации 1993 г. Хотя принять ее в условиях общественного согласия не удалось, в ее положениях идеи солидарности присутствуют – с тем, чтобы солидарность стимулировать. Как отмечает один из авторов проекта Конституции С. М. Шахрай, это те принципы, которые воспринимали как приемлемые различные социально-политические силы. Речь идет прежде всего о принципах демократического, правового, социального государства, территориальной целостности, сохранении культурной идентичности народов России133. Кроме того, результатом компромисса явился и целый ряд конституционных положений, противоречащих подчас именно из-за своего компромиссного характера требованиям формальной логики. Так, принцип равноправия субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5) явно не стыкуется логически с выделением одного их вида (республик) как государств и вхождением ряда других (автономных округов) в состав краев или областей.

Настрой Конституции на обеспечение солидарности проявляется и в том, что много внимания в ней уделяется процедурам, которые, опять же по выражению одного из авторов ее проекта, представляют собой алгоритмы поиска согласия134. Правда, такой настрой авторам Конституции выдерживать удается не всегда. Так, компромисса парламента и Президента РФ по кандидатуре Председателя Правительства в случае их разногласий Государственной Думе вряд ли можно добиться, а Президенту, исходя из заложенной в Конституции процедуры назначения данного должностного лица, нет особого смысла этот компромисс искать, поскольку необходимости согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ Президентом РФ Конституция не предусматривает, давая Президенту возможность без труда обойтись без такого согласия, поскольку Дума за свою строптивость может поплатиться роспуском. Роспуск же по сути означает отстранение парламента от участия в процедуре назначения Председателя Правительства РФ: Президент в данном случае это делает единолично (ст. 111 Конституции РФ). Неравноправие парламента и Президента в процедуре назначения Председателя Правительства было усугублено Конституционным Судом РФ, признавшим в Постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П за Президентом право предлагать Государственной Думе все три раза, предусмотренные Конституцией, одну кандидатуру135.

Таким образом, общее предназначение конституции как совокупности юридических механизмов солидарности сильных мира сего со слабозащищенными слоями населения, устанавливающих как минимум заслон злоупотреблениям силой, а в качестве дополнения – использование ресурсов во благо не только себе, но и обществу, выявилось не сразу, оно раскрывалось постепенно по мере созревания для этого исторических – экономических, культурных, политических и иных – условий.

Социальная солидарность в системе принципов конституционализма

Концепция конституционализма наиболее ярко и емко проявляется в системе его принципов. В юридической литературе высказывается даже мнение о том, что не только важнейшим, но и единственным неизменным элементом любой конституции являются и должны быть только ее фундаментальные принципы, образующие ее «сердцевину»; все прочие ее элементы подвижны, что предполагает как видимую, так и невидимую, т. е. осуществляемую главным образом посредством судебного толкования, их эволюцию, поскольку принятие конституции означает не остановку в развитии, а мощный импульс к дальнейшему развитию и социальной активности136. Поэтому роль социальной солидарности как одного из важнейших принципов человеческого общежития в зарождении и развитии конституционализма и роль конституционализма в дальнейшем приращении начал данного принципа невозможно понять, не обратившись к общей характеристики содержания и системы конституционных принципов. Свобода личности как главная идея конституционализма, значимость которой, как это было показано в предыдущем параграфе настоящей главы, в обеспечении социальной солидарности огромна, тем не менее не исчерпывает всего многообразия конституционных принципов. Между тем все они так или иначе являются элементами механизма обеспечения социальной солидарности в конституционном праве.

Под конституционными принципами (принципами конституционализма) понимаются базовые руководящие идеи, находящиеся в основе содержания конституции137 в ее понимании как системы ограничений власти (общие конституционные фундаментальные принципы) либо в основе содержания ее отдельных институтов (частные, или институциональные, конституционные принципы). Конституционные принципы в отличие от классических правовых норм обладают наивысшей степенью нормативной обобщенности, позволяющей обществу всесторонне развиваться вместе с развитием представлений об их содержании138. Они весьма разнообразны139. Среди них, как явствует из приведенного только что определения, следует выделить общие, или фундаментальные, принципы конституционализма, а также частные, или институциональные, конституционные принципы.

При этом среди фундаментальных принципов конституционализма, в свою очередь, явно просматриваются три их подгруппы. Во-первых, это общие принципы человеческого общежития (общечеловеческие ценности) – базовые постулаты сосуществования людей, так или иначе проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в его правовой системе; во-вторых, важнейшие общеправовые принципы – идейные ориентиры не только конституции как таковой, но и права в целом, векторы правотворчества и реализации правовых норм любой отрасли права; в-третьих, специфические принципы конституции – те, которые преимущественно имеют значение идейного фундамента содержания самой конституции.

Безусловными общечеловеческими ценностями можно считать гуманизм, справедливость, солидарность, свободу и достоинство личности140. В качестве общеправовых принципов в странах с прочно укоренившимся духом конституционализма выступают высшая юридическая сила конституции и верховенство закона; их прямое действие; принцип доверия, необходимыми элементами которого, в свою очередь, являются: стабильность законодательства; недопустимость произвольного, непредсказуемого поведения как законодателя, так и правоприменителя, включая недопустимость обратной силы правовых актов, существенно и непосредственно ухудшающих положение каких бы то ни было частных лиц, – причем как прямой, так и косвенной (ретроактивности и ретроспективности), подразумеваемое отсутствие обратной силы у иных актов, за исключением прямого указания закона о наличии у них таковой; не только неотчуждаемость основных общепризнанных прав человека, но и недопустимость отмены или ограничения однажды признанных прав, за исключением случаев и меры крайней и явной необходимости; справедливый и независимый суд; связанность органов публичной власти законом; принцип пропорциональности, означающий соразмерность целей и средств всех актов и действий органов публичной власти; неотвратимость ответственности за нарушение закона; приоритет изданного позднее закона над законом, принятым по такому же вопросу ранее; перевес специальной нормы по отношению к норме общей и некоторые другие.

К числу специфических принципов, лежащих в основе всего содержания конституции, во многих странах относятся государственный суверенитет; демократизм, включающий принципы народного суверенитета, представительного и ответственного правления, разделения властей, а также признаваемый в последние годы все чаще принцип субсидиарности, предполагающий, что в ведении публичных властей каждого более высокого уровня должны находиться лишь те вопросы управления, которые не могут быть эффективно решены на более низких уровнях; светский характер государства.

Частные, или институциональные, конституционные принципы так же, как и общие, включают те, которые охватывают своим действием отдельные институты и при этом имеют преимущественно конституционно-правовую значимость (свободное, всеобщее и равное избирательное право, парламентский иммунитет, свободный мандат парламентария, парламентская ответственность исполнительной власти и т. д.) либо одновременно выступают межотраслевыми, отраслевыми или институциональными принципами иных отраслей права (социальный характер государства, свобода труда, признание и равная правовая защита всех форм собственности, единство экономического пространства, несменяемость судей, состязательность судопроизводства, презумпция невиновности и т. д.).

Принцип социальной солидарности как один из основополагающих принципов человеческого общежития, во многом обусловивший появление феномена конституции и ставший поэтому одним из фундаментальных принципов конституционализма, имеет интегративный характер и отражается во всех его фундаментальных, т. е. имеющих особо важное значение в качестве ориентиров содержания конституций, принципах общеправового и специфического конституционно-правового характера.

Система и содержание фундаментальных принципов конституционализма не оставались неизменными на протяжении его истории. За это время они подверглись определенной эволюции. Представляется, что основным вектором такой эволюции является постепенное расширение масштабов и обогащение содержания всех четырех фундаментальных принципов человеческого общежития: гуманизма, справедливости, солидарности и свободы.

При этом эволюция фундаментальных принципов конституционализма вместе с эволюцией самого мирового конституционализма прошла три этапа. Первый период охватывает время с конца XVIII по начало XX в., второй – первую половину ХХ в., третий период начался после Второй мировой войны, продолжаясь до настоящего времени141. Представляется, что основной идеей первого этапа можно считать утверждение ценностей демократии и правового государства. Главную черту второго этапа составила социализация государств и, соответственно, конституций. Наконец, на третьем этапе развития мирового конституционализма наблюдается в качестве главной тенденции развития конституционного права его интернационализация142. Следует, конечно, иметь в виду, что на каждом следующем этапе ранее заложенные тенденции не отбрасывались, а продолжали действовать, видоизменяясь и обогащаясь новым содержанием. В полной мере это относится к настоящему времени. Поэтому демократизацию, социализацию и интернационализацию справедливо принято считать главными современными тенденциями развития мирового конституционализма143. Соответственно конституционным государством следует считать государство правовое, демократическое, социальное и светское.

Большинство фундаментальных принципов было сформулировано на заре конституционализма, так или иначе получив отражение уже в первых актах конституционной значимости. Такие принципы в настоящем монографическом исследовании именуются классическими фундаментальными принципами конституционализма – в отличие от тех его принципов, которые появились в конституциях лишь с развитием мирового конституционализма, на двух более поздних его этапах под влиянием тенденций социализации и интернационализации и которые в дальнейшем будут именоваться нами его новыми фундаментальными принципами.

К числу классических фундаментальных принципов конституционализма относятся частная собственность; неотчуждаемость прав человека; правление права; государственный суверенитет; разделение властей; народный суверенитет и представительное правление; светский характер государства.

Классические принципы конституционализма были сформулированы авторами первых конституций, исходя из потребностей раннеиндустриального периода общественного развития, будучи ориентированными прежде всего на утверждение индивидуализма и либеральной идеологии как наиболее адекватного отражения требований гуманизма в соответствующий период, на что обращалось внимание в конституционно-правовой литературе144. Отражали они и чрезвычайно важный аспект социальной солидарности: это солидарность политической элиты с населением, выражавшаяся в заключении между ними общественного договора по созданию механизмов защиты «маленького человека» от самой могущественной силы, существующей в обществе, т. е. от государственной власти. Данная задача сохраняет актуальность до сих пор, о чем красноречиво свидетельствуют массовые рецидивы диктатур в Европе в течение ХХ в., а также немалое количество стран с авторитарными и тоталитарными режимами, существующих в настоящее время. Поэтому, несмотря на преклонный возраст и изменение вызовов времени, классические принципы конституционализма не утратили значимости, получая отражение в качестве важнейших руководящих идей и в конституционно-правовой доктрине, и в большинстве действующих конституций.

Следует отметить, что видение каталога классических принципов конституционализма в доктрине и законодательстве не является одинаковым. Так, выдающийся английский теоретик конституционализма профессор Оксфордского университета А. Дайси (1835–1922) включал в число важнейших конституционных принципов господство (правление) права (Rule of Law)145, разделение властей и верховенство парламента (парламентский суверенитет)146. До сих пор в британской конституционной доктрине данные принципы считаются классическими: в соответствии с ними выстраивается структура учебников по конституционному праву147. В современной российской конституционно-правовой доктрине при наличии некоторых расхождений в точках зрения различных авторов к числу важнейших принципов конституционализма (именуемых иногда требованиями, идеями конституционализма и т. п.) чаще всего относят признание прав и свобод высшей ценностью, суверенитет (народный и государственный), парламентаризм, верховенство права и закона, разделение властей, децентрализацию власти, признание и равную правовую защиту всех форм собственности, идеологический и политический плюрализм148. Юридически же классические принципы конституционализма, перечисляемые практически всеми исследователями, во многих современных конституциях укладываются в такие характеристики государства, как правовое, демократическое, светское, в которых данные принципы получили наиболее емкое выражение149, выступая в качестве их субпринципов150.

Представляется, однако, что по сути указанные перечни принципов конституционализма аналогичны друг другу, не имея расхождений по существу. Действительно, господство или правление права151, по Дайси, имеет в качестве основы и важнейшего элемента естественный характер прав человека, а верховенство парламента рассматривается им в контексте государственного суверенитета, а также во взаимосвязи и в соотношении с народным суверенитетом. Провозглашенные конституциями три упомянутые характеристики государства тоже охватывают все классические принципы конституционализма. Так, правовое государство имеет главным принципом господство права предполагающего прежде всего неотъемлемость прав человека, включая право частной собственности, и разделение властей. Государство демократическое характеризуется в качестве своих важнейших элементов народным суверенитетом и представительным правлением. Светское государство делает акцент на обеспечении такого важнейшего права человека, как свобода совести, и равноправия людей независимо от религиозных взглядов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6