Полная версия
Гомель и евреи. История, холокост, наши дни
О понесенных военными действиями убытках
На беларуской территории почти 6 лет шли военные действия войн – вначале первой мировой, а после – гражданской. Была концентрация в регионе больших масс войск, фронт привел к огромным убыткам, экономика была разорена. В Гомеле период лихолетья завершился во 2-й половине 1920-го года. Город наконец начал приступать к жизни без войны.
Но были огромные убытки от войн что, несомненно, осложняло мирную жизнь гомельчан в условиях экономических трудностей и полного хозяйственного развала.
Мітынг каля Любава-Роменскага вакзала ў Гомелі ў 1918 годзе. Фото из источника: http://nashkraj.info/gomelshhina-v-velikoj-vojne/
О периоде после гражданской войны
Когда завершилась гражданская война, гомельское хозяйство оказалось в состоянии полного запустения, а казна – отсутствия средств. Жилым домам, городским коммуникациям, лечебным учреждениям требовался ремонт. Но даже для поверхностного ремонта не было средств. Населению необходимо было продовольствие, одежда и топливо. Врачебная и медикаментозная помощь требовалась сотням больных дизентерией, тифом и иными заболеваниями.
Гомель принимал огромное количество беженцев, переселенцев, военнопленных, которых размещали по квартирам, выдавали питание и лечили.
Переселенцы и беженцы отправлялись из Гомеля в их родные места. Но на транспорте была разруха и это было очень сложно осуществлять.
Евреи тем временем активно эмигрировали.
7.2 О начале НЭПа и развитии кооперативов
О начале НЭПа
Источник: https://en.ppt-online.org/158713
В 1921-м году (весной), когда завершилась гражданская война, страна начала проводить экономическую реформу. Имела место нацеленность сельскохозяйственной политики на обеспечение быстрого роста эффективности крестьянских хозяйств с помощью задействования личной заинтересованности крестьян.
Реформа была нацелена на развитие коммерческой деятельности, развитие торговли и товарного обмена. С ее помощью предполагалось стабилизировать валюту и обеспечить реорганизацию промышленности.
В самого начала НЭП продемонстрировал ощутимое оздоровление гомельской экономики и положения жителей города. Поскольку восстановление всей промышленности было нереально, были выбраны в качестве паритетных те предприятия, которым можно было помочь беспромедлительно и от которых была бы поддержка крестьянам.
Предусматривалось принятие мер по развитию мелкой и кустарной промышленности и по избавлению предприятий от чрезмерного формализма и регламентации, а также по национализации предприятий промышленности.
О развитии кооперативов в Гомеле
Был принят ряд декретов, чтобы стимулировать развитие промышленных кооперативов. Они превратились в юрлица. Им разрешили нанимать рабочую силу. Если доля наемных рабочих составляла не более двадцати процентов от численности всех работавших, контрольные органы на них не должны были воздействовать. Им предоставили право на получение кредитов. Если в кооперативе трудилось десять-двадцать человек, он не подлежал муниципализации или
национализации.
Уже национализированные предприятия, которые государству не удавалось достойно поддерживать, возвращались под контроль (с помощью сдачи в аренду) и частное управление. При сдаче в аренду предпочтение отдавали кооперативам. Но частные лица тоже могли арендовать предприятия. Условия аренды для арендаторов были нормальными, приемлемыми.
7.3 О сдаче предприятий в аренду. О судьбе предпринимателей-мельников
О сдаче предприятий в аренду
Власти Гомеля быстро воспользовались нововведениями. Предприятия стали сдаваться в аренду частным лицам (правда, в основном не крупные – кустарные и полукустарные, принадлежавшие к легкой и пищевой промышленности). В качестве арендаторов наиболее часто выступали те, кто владел предприятиями ранее.
Вот перечень переданных в 1921-м году в аренду предприятий (из статьи"Евреи Гомеля в период НЭПа») [31]:
«лесозаводы NN 1, 3 и 5, кирпичные заводы (в прошлом заводы Зака, Чернина, Цейтлина, Эйдлина), Брилевский кирпичный завод, мыловаренный завод «Коммуна», завод колесной мази и пивзавод Леккерта, конфетная фабрика»Просвет» и маслозавод (Яшпана), колбасная фабрика Грининга и Безокке, завод минеральных вод, фабрика бумажных кульков, 3-й чугунолитейный, завод «Двигатель», 1-й обозный завод, гражданская обмундировочная мастерская, типография и ряд других».
Евреи дореволюционного Гомеля в основном трудились на таких предприятиях как щетинная фабрика, типография Полеспечати, чугунолитейные заводы, слесарные мастерские, спичечная фабрика, обувные и портняжные мастерские. Некоторые из евреев торговали, либо кустарничали, либо были мелкими ростовщиками.
Произошел вроде как возврат евреев к знакомым условиям труда. Еврейством Гомеля нэповская политика была принята с надеждой.
О судьбе предпринимателей-мельников
Чтобы понять, какова была судьба гомельских предпринимателей-мельников в конце 1920-х годов, достаточно ознакомиться со следующим примером (из статьи"Евреи Гомеля в период НЭПа») [31]:
«В 1920 г. на собственные средства в Гомеле при Моховом переезде Гирш Абелевич Хенин и Алтер Иосифович Флеер построили паровую мельницу «Геркулес» с одним поставом. Работали сами, без найма рабочей силы, но в том же году мельница сгорела. В 1921 г. они построили новую. Но в конце 1921 г. мельница вместе с прочими мельницами такого типа была передана в ведение СНХ, а затем продорганов губернии. В средине 1922 г. продком описал имущество мельницы и по акту передал ее в аренду прежним ее хозяевам, к которым в качестве арендаторов добавились Ицхак Мовшевич Лившиц и Исаак Залманович Гринфельд. Аренда была оформлена на три года с условием уплаты продкому помолналога 540 пудов ржи в год.
Доходы предприниматели получали весьма невысокие, но производство развивалось. В 1925 г., когда на мельнице уже работал не один, а три постава, Горкоммунхоз расторгнул договор и передал мельницу Гомельскому государственному предприятию «Красный мельник».
В июле 1926 г. на просьбу фактических хозяев мельницы Хенина Г. А. и Флеера А. И. провести денационализацию и вернуть мельницу, так как документов о национализации мельницы «Геркулес» практически не существовало, а по положению о денационализации подобные мельницы мощностью до четырех поставов возвращались их прежним хозяевам. Тем не менее Губисполком ответил отказом. Объяснение не имело юридической мотивации, но звучало безопеляционно: «так как мельница входит в состав предприятий местного мукомольного объединения и в силу государственной экономической целесообразности, ее денационализация невозможна».
7.4 О судьбе мастерских «Фрумин с сыновьями». О переходе на хозрасчет
О судьбе чугунолитейных мастерских «Фрумин с сыновьями»
О бывших чугунолитейных мастерских «Фрумин с сыновьями» можно сказать, что данное металлопредприятие ремонтного вида оставалось единственным подобным предприятием на Гомельщине.
В августе 1920-го года оно было национализировано. А в 1921-м году его выставили для сдачи в аренду. Первыми желающими его арендовать стали бывшие его хозяева. Но им эта инициатива не удалась, так как имело место опротестование арендного его договора коллективом завода, которому удалось добиться, чтоб завод был выделен в самостоятельное предприятие и поставлен на хозрасчет.
О переходе на хозрасчет
При НЭПе был хозрасчет и это было неизбежно. Ведь господдержку предприятия получать не могли, а им нужно было как-то развиваться. Государством стимулировались предприятия, производившие товары потребительского назначения, что негативно сказалось на развитии народного хозяйства. Имело место нарушение баланса в сфере производства. Предприятия оказались охваченными кризисом цен. Произошло резкое снижение спроса на промышленную продукцию при возрастании спроса на продовольствие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.