Полная версия
Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни. Часть I. Родословие и окружение
Откуда пришли предки Иоанна, где корни Рюриковичей?
Дискуссия по этому вопросу растянулась на много столетий. Здесь уместно напомнить лишь несколько фактов. Сами Рюриковичи считали себя потомками пруссов. Об этом однозначно говорят все родословные книги, созданные еще при самих Рюриковичах. Об этом же – «Сказание о князьях Владимирских», написанное к концу правления Иоанна III. Происхождение рода – факт важный для высшего сословия, предание об этом хранится бережно. Рюриковичи могли себе придумать все что угодно, но они относят себя к погибающему под натиском немецких орденов славянскому народу – пруссам, что, в принципе, не престижно. Этому доводу стоит доверять. Некоторые историки утверждают, что Рюриковичи были потомками скандинавов, викингов. О викингах хорошо знали в Европе, это слово было знакомо также и жителям русских земель, славянам. Однако нигде наши Рюриковичи не называются викингами, но – варягами, что на старом русском языке переводится как пришелец, чужак или – торговец, меняло. Да и само слово рус, русский слишком близко по созвучию со словами прусс, прусский, чтобы не придавать этому значения. Не исключено, что наши предки лишь отбросили неблагозвучный для их уха звук «п», переиначив название древней прибалтийской нации на свой лад. И еще. Почему Рюриковичи так никогда и не вернулись на родину предков? Не потому ли, что она уже становилась несвободна, порабощалась и заселялась западноевропейцами, а немалая часть из их выживших предков вытеснялась со своей родины, уходила на восток? Таким образом «родина» Рюриковичей сама двигалась за ними!
Но вернемся к истокам нашей государственности, в Новгород. Факт приглашения Рюрика на княжение вовсе не говорит ни о зависимости новгородцев от какой-либо внешней силы, ни о слабости. Так в древности поступали многие европейские народы, приглашая к себе иностранных правителей для третейского судейства и для обороны. Тем более, что некоторые летописи вполне определенно говорят, что князь Рюрик был родственником одного из правителей Новгорода – Гостомысла. Заметим также, что «вольные мужи новгородские», как называли себя граждане республики, всегда оставляли за собой право прогнать неугодного им князя, ограничивая его узкими рамками договора, они не позволяли ему скупать у себя земли, сами собирали налоги, самостоятельно вели все хозяйственные дела. Например, несколько раз прогоняли они от себя князя Александра Невского. Так же, судя по всему, они повели себя и с преемником Рюрика, его родственником Олегом, не желая иметь у себя на княжении наследственного правителя. Вчитаемся в основной источник всех исторических исследований о Древней Руси – в скупые строки «Повести временных лет». Она не объясняет причин ухода Олега с дружиной из Великого Новгорода:
«В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод. <…> В год 6390 (882).«Выступил в поход Олег, взяв с собой много воинов <…> неся отрока Игоря».3
Обманув и убив правителей «городка» Киева Аскольда и Дира, Олег сел там княжить, объявив: «Да будет это мать городам Русским». Под этим же 882-м годом в летописи сказано, что Олег «установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира»4. Причем Новгородская первая летопись уточняет: «а от Новагорода 300 гривен на лето мира деля, еже не дають».
Если Олег отправился в поход, зачем взял с собой «отрока Игоря»? Зачем променял богатый Великий Новгород на «маленький городок»? Да и незначительность суммы выплат, которую к тому же и «не дають», напоминает скорее откуп, отступное, обещанное изгнанным воинственным чужакам – «варягам» «ради сохранения мира».
Версию об изгнании Олега из Новгорода подтверждает и Патриаршая летопись. Там кратко, но вполне внятно, сообщается о недовольстве новгородцев княжением Рюрика, о попытках освободиться от власти этого князя. Очевидно, Рюрик узурпировал власть сверх договора, и новгородцы восстали против него. Здесь же сообщается и о жестоком подавлении мятежа, о бегстве части его организаторов и участников в Киев:
«В лето 6372. <…> Того же лета оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новогородцев съветников его. <…> В лето 6375. <…> Того же лета избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новогородцкых мужей».5
Разве не очевидно, что восставая уже против самого Рюрика, новгородцы, тем более, не пожелали терпеть у себя его самозваного преемника и изгнали его.
О многом говорит и объявление Олегом Киева «матерью городов русских». Это утверждение является дополнительным доказательством того, что Новгород оставался независимым от Киева, ибо в те времена и много позже, новгородцы не считали себя «Русью», называясь славянами и «вольными мужами новгородскими». Русью же звали жителей Киева и других южных регионов, говоря про себя, что они ездят «в Русь», и «из Руси».
Красноречив и такой факт. В 1016 году, решив бороться за Киевский престол (он наследственный, значит, более надежный и постоянный, чем новгородский), князь Ярослав Владимирович (Мудрый) слезно молит новгородцев на вече «милая моя дружина» о помощи, и лишь получив ее, получает и Киев. То есть, он не владеет Новгородом и его ополчением настолько, чтобы приказать им сражаться за него. Через 28 лет, в 1054-м, умирая, Ярослав Мудрый, уже великий князь Киевский, завещает своим сыновьям лишь четыре города:
«Вот я поручаю престол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Вячеславу Смоленск».6
Вот вам и все Киевское княжество. Дальнейшая средневековая история России уже традиционно считается периодом раздробленности, то есть общепризнанно, что Русская земля состояла из множества суверенных княжеств. Эта ситуация мало изменилась и во времена предшественников Иоанна III, потому заслуга его в создании единого Русского государства является бесспорной.
Хочу отметить факт, который почему-то обычно остается в тени. Русь в средние века опередила большинство стран Европы в процессе государственного строительства. Если мы обратим взор на Европу конца XV столетия, то увидим ее состоящей из множества мелких самостоятельных городов, княжеств, герцогств и королевств, где проходили те же процессы, что и вокруг Москвы. Не существовало, например, такого государства, как Италия. Германия и много позже состояла из независимых земель. Византия и большинство южнославянских народов оказались под владычеством Османской империи. Во Франции централизация государства происходила в одно время с Россией, – при Людовике XI в конце XV века, но в результате кровавых побоищ. В кровавых междоусобицах шло объединение Великобритании, Испании, Скандинавии. Могучей и достаточно сильной была Литва, но и она состояла из удельных княжеств с полунезависимыми князьями, которые оставляли за собой право переходить к другому властителю.
Что получил Иоанн в наследство
После смерти в 1462 году великого князя Василия II Темного его сын и преемник Иван получил вместе с доходами от трети Москвы всего лишь пятнадцать городов, среди которых Коломна, Владимир, Кострома, Суздаль, Нижний Новгород, Муром, Калуга. Размеры полученного им в наследство Московского княжества не превышали 430 тысяч кв. километров. Независимыми оставались Новгородская республика и фактически отделившаяся от нее Псковская. Самостоятельными были Тверское княжество во главе с великим же князем, Рязанское, Ростовское, Болгарское (будущее Казанское ханство), Великая Пермь, северная республика Вятка… Немалая часть русских земель, включая Киев, Смоленск и все юго-западные территории, принадлежали Литве. Они были захвачены в период ослабления Руси от татарских набегов частично силой оружия, отчасти посредством заключения с русскими князьями союзнических договоров.
Европа за пределами Литвы и Польши не знала другой Руси, кроме той, что входила в их состав – Киевской. Кроме того, побоявшись нарушить древнюю традицию, отец Иоанна Василий II Васильевич завещал часть доходов от Москвы и немало городов остальным четверым своим сыновьям с правом удельного владения, то есть создал еще несколько независимых территорий рядом с Московским княжеством. Что имело свои, закономерные последствия: братья настаивали на независимости, могли не прислать свои войска по приказу Иоанна, двое из них даже пытались перейти в подчинение Литвы. Претендовал на самостоятельность и его дядя, брат великого князя Василия II князь Михаил Андреевич Белозерский, которому принадлежали обширные владения на севере Руси.
К началу правления Иоанна едва затихли бури гражданской войны за московский престол, в результате которых отец его был ослеплен и получил прозвище Василий Темный. Русская земля была разорена, Москва разграблена, укрепилось боярское правление. Пережив пленения, унижения, ссылки, Василий II вышел из всего этого не только слепым, но и, вероятнее всего, нездоровым, сломленным. Удельные князья, бояре хорошо помнили свои права на относительную независимость, на право отъезда. Те, что находились в бегах, в основном в Литве, строили свои «заговоры». Каждый второй князь в окружении великого был его достаточно близким родственником и, конечно, претендовал на особое отношение. Потому нравы были при дворе незатейливыми, что отмечал в начале княжения Иоанна венецианский посол Контарини. Дела обсуждались на расширенном заседании Боярской думы, куда приглашались все, от кого зависело осуществление задачи. Так было в 1471 году в момент принятия решения о походе на независимый Великий Новгород, пожелавший принять покровительство сильного короля польского великого князя литовского Казимира. Естественно, что каждое независимое княжество или республика имели свои собственные законы – Судные и Уставные грамоты, Уложения и пр. Новгород, Псков, Тверь и некоторые другие земли изготавливали собственные деньги.
Постоянными были набеги ордынских, казанских и крымских татар на окраинные русские территории, что причиняло немалый урон не только материальный, но и нравственный.
Кроме недвижимости, в приданое от Василия Темного его сыновья – все пятеро, – получили, судя по Духовной грамоте, пять золотых крестов, две иконы, шапку с бармами да два золотых пояса. Казна, скорее всего, была пуста.
Что Иоанн оставил сыну и потомкам
Своему сыну Василию III государь всея Русии Иоанн III оставил единое, крепкое, независимое государство, грозное своей силой и мощью, великое своей территорией, славное богатствами, знаменитое талантливыми людьми и надежным воинством. За годы правления Иоанна Великого к Москве были присоединены десятки городов: Великий Новгород, Тверь, Пермь, Ярославль, Ростов Великий, Вятка, Вязьма, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Северное Зауралье, низовья Оби и другие. Псков называл себя «отчиной» Иоанна III, считал его своим государем и царем, принимал его наместника. Казань находилась в вассальной зависимости от Москвы и платила налоги – дань, великий князь назначал туда царей и держал при них своего представителя – наместника. Да, именно Иоанн III был первым российским государем, чьи войска захватили в 1487 году Казань и привезли в Москву пленного казанского царя (хана). В Рязани по малолетству ее великого князя фактически правила его мать, великая княгиня Анна, родная и любимая сестра Иоанна, которая никогда не перечила ему.
Именно при Иоанне Великом было начато освоение Урала и Сибири. У нас почему-то принято считать, что покорителем Сибири является Иван IV Грозный, хотя факты, напротив, показывают, что он не имел никакого отношения к вояжу Ермака с его отрядом за Урал. И если уж кого считать зачинателем великого дела освоения Зауралья, то это Иоанн III. Сохранились документы, которые подтверждают, что его посланцы уже в начале 1490-х годов собирали дань с народов, проживающих на берегах реки Оби, а сам он в числе принадлежащих ему земель в титуле указывал и Югорские, то есть владения, расположенные за Уральской грядой7. Как подтверждает в своей знаменитой книге «Записки о Московии» имперский посол С. Герберштейн8, уже во время правления Иоанна III существовала дорожная карта, в которой были четко расписаны пути продвижения сборщиков дани по Западной Сибири, указаны расстояния между объектами. Вполне вероятно, что тогда же, в конце XV века, руссы нарисовали и карту России, которую приводит автор в своей книге (сам он ни на Урале, ни в Сибири не бывал). Там изображены Уральские горы, некоторые сибирские реки и города. Так что Ермак, скорее всего, шел уже по давно известному маршруту.
За время правления Иоанна III и его сына Василия – к 1533 году – территория Руси, России увеличилась примерно в шесть раз и достигла 2800 тысяч квадратных километров. Страна имела в этот период такую славу, что десятки князей из Литвы и Польши, иные и со своими имениями, просились на службу в Москву, а порой и бежали туда же и получали радушный и уважительный прием. Среди тех, что нашел здесь убежище во время правления нашего героя, – князья, чьи роды стали опорой и гордостью нации, – Бельские, Воротынские, Вяземские, Глинские, Одоевские, Мезецкие… Сюда же, к Иоанну, приезжали служить многочисленные татарские цари и царевичи, князья и их окружение, многие из них принимали православие и становились основателями знатных российских родов. Навсегда остались тут жить представители высших сословий, выжившие после захвата и разгрома турками Византии – Палеологи, Траханиоты, Ралевы (Ларевы), Ласкиревы, Ангеловы и другие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.