
Полная версия
Джеки Чан. Неистовый Дракон: личность, фильмы, эпоха
В году на экраны вышла блестящая и во многом новаторская картина режиссёра Кинга Ху, сделанная на студии братьев Шао, . Классика жанра (своеобразного национального фэнтези, с необычными персонажами, обладающими уникальными качествами и способностями, сценами драк и боёв – также с налётом необычности происходящего). Высококлассная стилистика боевых сцен, интересный сюжет. Исполнительница главной роли, Золотой Ласточки, , вполне заслуженно оказалась среди фаворитов жанра, наряду с мужчинами. Она обладала богатым содержанием и как актриса, и как мастер боевых искусств, и как личность. Успех, который сопровождал фильм «Выпей со мной», вдохновил режиссёра и актрису на продолжение, и следующая картина – – также заняла достойное место и среди фильмов того периода, и в истории гонконгского кинематографа. Что делал в фильме будущий Джеки Чан? Кажется, выходил в компании других детей в нескольких сценах, изображая участника свиты нищих, сопровождавших одного из героев картины – бродягу и певца, который помогает главной героине. На некоторых интернет-ресурсах можно увидеть и кадры из фильма, где стрелочками указано: вот он. Честно говоря, в том, что это именно Кон Сан, имеются большие сомнения. Но момент этот с лёгкостью может быть опущен по одной простой причине: даже если это действительно Кон Сан, он не делает в этом фильме практически ничего – в особенности по сравнению с «Историей Цинь Сян Лянь». 1966 «Выпей со мной» («Пойдём, выпьем со мной») Чжэнь Пэйпэй «Золотая Ласточка» (1968) уся
Фильм , съёмки которого проходили в году (в прокат картина вышла в -м), признаётся первой серьёзной работой-дебютом в кино Джеки Чана (тогда – Чань Юнь Лун). Судьба картины, которая, в целом, выдающейся не является, оказалась интересной. Дело в том, что спустя несколько лет после её выхода стало ясно, что Чан набирает хорошую скорость в плане обретения известности. Тогда режиссёр Ло Вэй (ему будет посвящена отдельная глава в этой книге) выкупил права на неё и сделал собственный фильм, в котором изначальный вариант безнадёжно исказил и испортил. Чуть ниже мы скажем о том, что получилось. «Маленький Тигр из Квантунга» («Тигрёнок из Гуандуна») 1971 1973
Чан говорит, что искомый вариант – «Тигрёнок из Гуандуна» – был низкобюджетным, что съемки проводились в ужасных условиях, а режиссёр предоставлял ему, Чану, «полную свободу» действий перед камерой, т.е. вообще не работал с ним. И действовал начинающий артист, не обладавший опытом, соответственно, так, как на тот момент мог. Однако, обращаясь к этой картине сегодня, мы замечаем, что, вопреки и мнению его самого, и отзывам со стороны, актёр не выглядит здесь таким уж беспомощным. Для ситуации съёмок, для той минимальной степени опыта, которой обладал исполнитель, он сумел самостоятельно и, скорее интуитивно, нежели сознательно, нащупать характер героя и даже некоторые способы, которые в дальнейшем станут основой основ его метода. О методе, безусловно, говорить ещё очень рано и, тем не менее, штрихи уже заметны. Прежде всего, он сумел понять чрезвычайно важную вещь: необходимо быть самим собой. Если бы он пошёл тогда по пути характерности (хотя понятие «характерность» кинематографистами Гонконга в то время вряд ли было сформулировано, а практически всё сводилось к подражательству неким условным маскам), то, несомненно, проиграл бы. Конечно, речь не идёт о том, что вообще всем актёрам нужно начинать с реалистических, а не с характерных ролей. Но в случае с Джеки Чаном тот факт, что первую свою условно характерную роль (точнее, с вкраплениями характерности) он сыграет лишь в году (фильм ), можно считать положительным. Актёру важно было элементарно привыкнуть к камере, почувствовать вкус процесса пребывания перед ней, обрести свободу, а это возможно тогда, когда ты не делаешь усилий над собой, преодолевая границу кадра. Характерность – коварная вещь, и неопытный актёр невольно начинает упрощать образ, когда попадает в условия необходимости выявления характерности. Итак, актёр сумел сохранить в картине самого себя. Потребность в этом возникла интуитивно. Экзамен Чан выдержал. 1978 «Кунгфуисты-недоумки»
Прелюдия к появлению такого героя Чана – это развитие очень распространённой в сюжетах гонконгских картин того времени темы учителя и ученика. Учитель (его играет партнёр по многим фильмам Чана и в действительности его учитель Юань Сяотянь), нищий бродяга, превосходно владеющий кунг-фу, встречает упрямого и самонадеянного юнца, одержимого идеей овладеть боевыми искусствами, чтобы всех побеждать. Начинаются долгие тренировки, проходит несколько лет, и вот перед нами не мальчик, а юноша, которого воспитал учитель. Хотелось бы прибавить «юноша, отменно владеющий кунг-фу», но повременим с этой фразой, поскольку картина, в общем, не даёт на это ответа. Несмотря на довольно большое количество драк, неумение выстроить и снять бой здесь ощущается довольно явственно. Удар справа, удар слева, удар ногой – такова стилистика драки героя против троих-пятерых противников. Здесь нет ещё того разнообразия приёмов, которое будет характерно впоследствии для сцен боёв с участием Джеки Чана. Но стоит отметить эпизоды, где всё-таки можно говорить о том, что перед нами – и хороший боец, и будущий постановщик боевых сцен. Один из них – бой на причале. Падения, перевороты (в частности, знаменитый переворот, когда из положения лёжа Чан одним движением переходит в положение стоя), удары ногами из положения лёжа, быстрота переходов и то особое состояние танца (пока ещё это лишь намек на танец, но есть уже непрерывный ритм), в котором проходит сцена – всё это хорошие признаки, дающие основание думать о серьёзном будущем актёра. Есть сцена на небольшом пространстве возле горы высотой около пяти метров, откуда Чан совершает кульбит вперёд с переворотом, становясь после этого на ноги и продолжая драку. Нельзя сказать, что это прыжок чрезвычайной сложности для Чана, однако, по отзывам опытных людей, исполнение этого прыжка, учитывая высоту, заслуживает высокой оценки.
Итак, в «Тигрёнке из Гуандуна» Чан дебютировал в главной роли. Излишне, наверное, говорить о том, что дебют этот не оказал практически никакого влияния на становление его карьеры. Труд каскадёра оставался единственной возможностью что-либо заработать и продержаться в Гонконге, не уехав к родителям в Австралию и тем самым не признавшись в своём проигрыше на пути в кинематограф.
Мы уже знаем, что он стоял на съёмочной площадке рядом с Брюсом Ли в картине «Кулак ярости». Но хотя и там, и в других фильмах он проявил себя с выгодной стороны как каскадёр, всё же по-прежнему оставался одним из многих. Рядом были десятки людей, и шансы выйти вперёд сводились к минимуму.
Нужно было менять положение. Нужно было осуществлять задуманный уже к тому времени план перехода от обычного каскадёра-статиста и исполнителя к постановкам трюков, нужно было учиться владеть ситуацией на съёмочной площадке практически наравне с режиссёром, а часто и озвучивать своё видение процесса съёмки сцены. Внутренне Чан был к этому уже готов.
Случай вскоре представился. Возможно, это было именно так, возможно, немного по-другому, но, вероятно, тому, что герою нашему удалось подняться на одну ступеньку выше, способствовал некий человек, подошедший к нему после съёмочного дня и сообщивший, что ведёт поиск постановщика трюков для новой картины. И действительно, на студии Чан будет работать примерно год-два и станет участником средних, но по-своему интересных картин, и среди них особняком будут стоять такие фильмы как , и. Луч надежды забрезжил перед Чаном. Он так быстро согласился, что удивил даже этого человека, который, на вопрос, почему он обратился именно к нему, ответил, что более зрелые и опытные не по карману их студии. Great Earth «Кулак возмездия» (1973) «Разборка в Гонконге» (1973) «Героиня» (1973)
– фильм, где Чан работал в качестве постановщика трюков и исполнителя небольшой роли. Но дело было не только и не столько в этом. Ло Вэй – режиссёр и исполнитель одной из ролей в фильме – присматривался к нему. Он же поставил с молодым артистом сцену в закусочной, где тот сыграл наглого японца. В сцене без труда угадывается стилистика Ло Вэя, его грубоватые приёмы, которые он придумывал и заставлял исполнять артистов: жесты, смех. Картина, в целом, вышла достаточно поверхностной и будто бы сшитой грубыми стежками. И это ясно можно увидеть, если вы уже знакомы с примерами таких работ как «Выпей со мной» или даже картинами того же Ло Вэя, но созданных в сотрудничестве с Брюсом Ли – «Большой Босс» (1971) и «Кулак ярости» (1972) на студии Golden Harvest. «Героиня» (1973)
– ещё один фильм Great Earth, где Чану досталась роль и возможность показать себя в сценах драк. Фильм, несмотря на все недостатки, оказался удачным в некоторых своих особенностях. Прежде всего, в том, что касается присутствия здесь города Гонконга начала 70-х. Город в этой картине предстаёт перед зрителем так ясно и настолько чётко, что те, кто хотя бы раз бывал там, но хотел бы увидеть, как он выглядел лет сорок-пятьдесят назад, смогут без труда сделать это и сразу начать узнавать районы, кварталы, улицы и дома, которые с тех пор ничуть не изменились. А для тех, кто никогда там не бывал, представляется возможность неплохо узнать скрытые от туристов особенности города. Понять тот самый Гонконг действительно можно по этой очень средней картине – «Разборка в Гонконге» – и ради этого её стоит смотреть. Вольно или невольно, но авторы «Разборки» запечатлели, зафиксировали во времени облик своего города, а также сумели отлично передать его атмосферу – в том числе и ту непростую криминальную обстановку, которая серьёзно будоражила общество. В фильме немало сцен, происходящих где-то на задворках – вероятно, это будущие Новые Территории, сегодня благоустроенные и застроенные, а тогда – пустыри, где складировались стройматериалы, старые шины, арматура и очень много железа. Все эти вещи и предметы и пригодились съёмочной группе. Бои сделаны соответственно криминальному сюжету и конечно, не имеют ни малейшего сходства с картинно выстроенными сценами традиционных боевых искусств. Здесь всё предельно жестоко. Здесь удар направлен только и исключительно на убийство – во всяком случае, зрителю это транслируется. «Женщина-полицейский» (в американской версии – «Разборка в Гонконге») (1973)
Фильм этот даёт повод поднять такую важную в кинобиографии Чана тему как отрицательные герои. Их очень немного: если не брать в расчёт совсем уж эпизодические роли, то это японец в «Героине», приспешник мафии в фильме «Женщина-полицейский», злодей, убивающий главную героиню в картине , предатель из . Из числа картин, которое уже уверенно перешло за сотню, – только несколько злодеев. Как только Чан получил возможность выбора сценариев и героев, он сознательно обратился в сторону исключительно положительных персонажей. Это тактика, которой он старается не изменять до сих пор. Почему? Сам он объясняет это просто: он ненавидит насилие и хочет, чтобы зритель запомнил его как носителя добра. Кроме того, как он говорит (и это справедливо), на его картины люди приходят семьями, вместе с детьми, а для детей он хочет быть другом. На его официальных интернет-страницах немало места уделено детям, сам он часто и, надо сказать, с большим удовольствием посещает различные детские праздники, учебные заведения, да и просто, при всяком удобном случае, с детьми общается. Таким образом, расширяется зрительская аудитория и, соответственно, налицо коммерческая выгода – ведь, как говорит Чан, семья, состоящая из двух взрослых и двух детей, приходит в кинотеатр на его фильм в полном составе, соответственно и купленных билетов получается не два, а четыре. «Сюрпризам нет конца» (1975) «Убийц-метеоров» (1976)
Чан, будучи новичком в актёрском отношении, в «Женщине-полицейском» создаёт образ вполне законченный. Сложно, конечно, тут говорить о какой-то сверхглубокой работе над образом (даже сейчас такие эпитеты к актеру Джеки Чану можно применить с натяжкой – он не психологический артист), однако это уже характер, и, более того, это узнаваемый не только в конкретной стране типаж. Парень, которого он играет, прислуживает боссу триады и, безусловно, болен вопросом лёгких денег. Беспринципность и расчётливость, наглость и развязность в сочетании с молодостью. Он уже не свернёт с этого пути, об этом невольно думается, когда следишь за ним.
В этой картине видна ещё одна грань таланта молодого актёра. Как уже говорилось, действие фильма происходит в современном Гонконге, потому соответствующими должны были быть и драки. Это бои уличной шпаны, бандитов (жестокие, наотмашь, удары, цель – нанести как можно больше увечий противнику). Особенно чётко все эти детали прослеживаются на примере боя персонажа Чана с положительным главным героем-таксистом. Бандит на машине преследует его, но таксист умудряется вскочить на капот и вытащить злодея из кабины. Теперь они в равном положении. Бой явно не выстроен, и Чан пускает в ход своё пластическое умение, несколько даже утрированно, театрально реагируя на действия таксиста. Он хватает большой железный прут и изо всех сил лупит им по кабине машины, стараясь убить противника. В этих ударах наотмашь – вся натура персонажа: жестокость и трусость одновременно. Прутом завладевает таксист, но пользуется им уже совсем не так и действует исключительно в целях защиты. Герой Чана оказывается на земле и просит пощады, но едва таксист опускает палку, бьет его ногой. Справедливость, понятно, торжествует, и после нескольких мощных ударов таксиста (Чан крутится как волчок и делает немыслимые кульбиты, демонстрируя, что удары действительно мощные) бандит отправлен в нокаут, приземлившись со всего размаха на деревянную конструкцию. Здесь мы можем наблюдать «фирменные» приёмы Чана – в частности, его умение встать из положения лёжа одним рывком. Как уже говорилось, этот бой, где зачастую видны огрехи и промахи (не везде удаётся создать иллюзию настоящего удара, и противник отлетает на метр от кулака, который явно не касается его лица), однако это именно уличная бандитская драка, и её характер здесь внятен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Торопцев С. А. Кинематография Тайваня. Изд. Эдиториал УРСС. Москва., 1998. Стр.65
2
Я, Джеки Чан. Перевод с английского К. Семенова. Издательство София. Киев, 1998. Стр.49
3
Там же. Стр. 113
4
Там же. Стр.114
5
Там же. Стр 115
6
Там же. Стр. 130
7
Там же. Стр. 130—131
8
Там же. Стр. 132