bannerbanner
Оперетты. Краткие содержания
Оперетты. Краткие содержания

Полная версия

Оперетты. Краткие содержания

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Жак Оффенбах …Эрве Флоримон

ЭРВЕ ФЛОРИМОН (1825—1892)

Французский композитор, автор оперетт, среди которых наиболее известна «Мадемуазель Нитуш». Наряду с Оффенбахом – он основоположник французской оперетты.

Родился в городе Уден близ Арраса. В детстве пел в церковном хоре. Прекрасный голос (тенор) Эрве сохранил на всю жизнь. Учился музыке в парижской консерватории.

В 1845 году выиграл конкурс на место органиста в церкви Сен-Эсташ (Париж). Одновременно делает карьеру в музыкальном театре – ситуация, позднее изображённая в его оперетте, «Мадемуазель Нитуш».

В 1848 году под псевдонимом «Эрве» пишет одноактный музыкальный бурлеск «Дон Кихот и Санчо Панса», который невзирая на все революционные потрясения этого года имел большой успех у публики. Иногда этот спектакль даже рассматривают как первую французскую оперетту.

Бурлеск – шоу, близкое к жанрам мюзикл и водевиль. Основными элементами бурлеск-шоу являются танцевальные, цирковые, комедийные и разговорные номера

В 1854 году Эрве открывает небольшой собственный театр, для которого создаёт и ставит новые оперетты. В этом театре начинал Лео Делиб, а также Жак Оффенбах, тогда ещё не владевший собственным театром. Как и театр Оффенбаха, Эрве имел разрешение только на небольшие одноактные постановки с максимум двумя участниками. Эрве – создатель жанра «оперетта-буфф».

О́пера-буффа – «шуточная опера» – итальянская комическая опера

В ранних опереттах он высмеивал традиционные оперные формы; поздние работы Эрве отмечены сильным влиянием стиля Оффенбаха. Конкуренция с театром Оффенбаха вскоре переросла в личную вражду. Примирение наступило лишь в 1878 году, когда Эрве спел партию в оффенбаховской оперетте «Орфей в аду».

В 1883 году появляется самая знаменитая оперетта Эрве – «Мадемуазель Нитуш». В отличие от других его произведений, эта оперетта наполнена искренним лиризмом.

Флоримон Эрве написал множество пародий, в основном на оперы Мейербера и Россини с их преувеличенной пышностью и нарядностью оркестровки и возвратил тем самым оперетту к ее истокам – к итальянской опере-буфф. «Нитуш» жива и сегодня, ее ставят все опереточные театры, ее любит зритель.

Эрве написал более 120 оперетт. Среди них наиболее известны:

Оперетты: Рыцари круглого стола, Буфф Паризьен, Простреленный глаз, пародия на «Вильгельма Телля» Россини, Фоли Драматик, Трон Шотландии, Маленький Фауст; в России ставился как «Фауст наизнанку», Турки, Малабарская вдова, Прекрасная курочка, Мадемуазель Нитуш

Мадемуазель Нитуш

Авторы либретто: Анри Мельяк и Альбер Мийо.

Премьера: в Парижском театре Варьете, 1883 г.

Действующие лица:

Флоридор (баритон;) Полковник (баритон); Корина (меццо-сопрано); Лорио (тенор: Дениза (сопрано); Лейтенант Фернан Шамплатро (тенор); Офицеры, пансионерки: Начальница (контральто); Директор театра (бас); Помощник режиссёра: Урсула

Действие происходит в первой половине XIX века во французской провинции.

Скромная воспитанница пансиона мечтает о театре, а родители собираются без ее согласия выдать замуж за неизвестного военного. Да и военного этого никто не спрашивал о согласии. Но браку по расчету не суждено было состояться, ибо в нашей истории замешан еще один мечтатель – еще более скромный музыкант Селестен, он же блистательный композитор Флоридор, написавший очаровательную оперетту…

Главная героиня, Дениза де Флавиньи – юная воспитанница монастырского пансиона. Она раскрывает тайну учителя музыки Селестену: оказывается, он не такой ханжа и зануда, каким старается казаться, он ведёт двойную жизнь. За пределами монастыря он весёлый прожигатель жизни Флоридор, сочинитель оперетт для своей любовницы, актрисы Корины.

Вечером Селестен в очередной раз тайком убегает в город, чтобы присутствовать на премьере своего последнего творения. Дениза следует за ним в театр. Вздорная Корина устраивает скандал и отказывается играть в оперетте. Дениза, знающая партитуру наизусть, выходит вместо неё под псевдонимом «Мадемуазель Нитуш» и покоряет публику своим исполнением.

В зале среди других присутствует молодой лейтенант Фернан Шамплатро, который влюбляется в Денизу. После ряда смешных недоразумений всё приходит к счастливому финалу.

ЛЕКОК ШАРЛЬ (1832—1918)

Французский композитор, автор ряда популярных оперетт.

Окончил Парижскую консерваторию (1854), работал органистом, давал уроки игры на фортепиано. На конкурсе оперетт, устроенном Оффенбахом, разделил с Бизе первый приз, благодаря чему его оперетта «Доктор Миракль» была поставлена в оффенбаховском театре «Буфф-Паризьен».

Лекок решил посвятить себя музыкальному театру. Первое время повторить успех ему не удавалось – несколько написанных им оперетт не обратили на себя внимания публики.

Перемена к лучшему наметилась в 1868 году. Оперетта «Чайный цветок» выдержала более ста представлений, следующая за ней «Сто дев» также имела большой успех. В 1872 году на сцене театра в Брюсселе появилась оперетта Лекока – «Дочь мадам Анго».

В Париже эта оперетта исполнялась более 400 вечеров подряд.

Лекок написал свыше 50 оперетт, из которых наибольшую известность получили:

Оперетты: Доктор Миракль; Чайный цветок; Сто дев; Дочь мадам Анго; Жирофле-Жирофля; Маленький герцог; Принцесса Канарская; Рука и сердце


Шарль Лекок…… Андре Шарль Мессаже

Жирофле-Жирофля

Комическая опера в 3-х действиях. Либретто А. Ванлоо и Ж. Летерье. Первое представление состоялось в 1874 году в Брюсселе.

Действующие лица:

Дон Болеро д'Альказарас; Аврора, его жена (альт); Жирофле и Жирофля, их дочери-близнецы (сопрано); Педро и Пахита, слуги дона Болеро (меццо-сопрано и баритон); Мараскин, банкир (тенор); Мурзук, предводитель мавров (тенор); адмирал Мотаморос; гости, пираты, слуги, матросы.

Действие происходит в Испании в конце XIII века.

Действие 1. Терраса дома и парк дона Болеро у самого берега моря. Гости приносят свадебные подарки. Сегодня здесь двойной праздник: выходят замуж обе дочери дона Болеро, близнецы Жирофле и Жирофля. Служанка Пахита поет балладу, в которой предупреждает о пиратах. Появляется дон Болеро с буффонными куплетами «Во мне отца все видят». Его энергичная жена Аврора в хлопотах. Сейчас появятся женихи, а у нее еще не все готово. Входят обе невесты в одинаковых платьях. Они так похожи, что даже родители их путают. Их дуэт «О наш отец» – бравурный вальс. Получив отцовское напутствие, они уходят, а в парке появляется один из женихов – Мараскин. Его куплеты «Папаша мой – торговый дом» – веселые, с пародийным припевом. Мараскин требует немедленного венчания. Родители невесты пытаются уговорить его подождать второго жениха, но Мараскин настаивает, и они уступают. Появляется свадебное шествие с невестой. Жирофле впервые видит своего жениха и сразу же в него влюбляется. Их дуэт «О незнакомец молодой» – блестящий, с яркой мелодикой. Под веселый хор гостей «Идем скорей» шествие удаляется в домашнюю церковь дона Болеро.

Тем временем к берегу пристает каравелла. Глухо, таинственно звучит мужской хор. Это пираты. Они притаились в кустах, а из дома выходит Жирофля. Слышится нежный хор служанок «Вас ждет сестра». Пираты нападают на нее и похищают ее вместе со слугой Педро. Пахита поднимает тревогу. Вбегает дон Болеро. Он в отчаянии кидается к адмиралу Мотаморосу, умоляя организовать погоню.

Входят нежно воркующие новобрачные. Они полны блаженства. Идиллию нарушают громкие фанфары, торжественно звучит марш: появляется Мурзук. Как и Мараскин, он влюбился в невесту, увидев лишь ее портрет. Здесь он видит Жирофле и принимает ее за Жирофля. Успевший вернуться от адмирала дон Болеро разъясняет ошибку, но Мурзук требует, чтобы в таком случае Жирофля через десять минут была перед ним. На эти десять минут он удаляется, прихватив с собой Мараскина.

Перепуганные свирепым мавром, родители уговаривают Жирофле выдать себя за сестру и обвенчаться еще раз, теперь с Мурзуком. Девушка пытается сопротивляться, но выхода нет. Мурзук возвращается, и ему представляют Жирофле как его невесту, Пародийно лиричен ансамбль «Моя богиня». Хор «Ну вот, теперь пойдем в капеллу» завершает действие.


Действие 2. Большой салон в доме дона Болеро. Здесь собрались гости по случаю двойной свадьбы. Беззаботен хор гостей. Аврора, спрятав Жирофле, выходит к ним. Мараскин и Мурзук возмущаются отсутствием жен, но Авроре удается их выпроводить. Бодрый марш возвещает о прибытии адмирала Мотамороса. Он готов спасти Жирофля, но требует за это десять тысяч пиастров. Дон Болеро соглашается заплатить, но Жирофля должна быть здесь сегодня же!

Из зала доносятся веселые звуки вальса. Все уходят туда, Мотаморос спешит освободить несчастную пленницу. В салоне появляется тоскующая Жирофле, за ней – ее веселые кузены. В легкомысленном ансамбле они утешают ее. Все пьют шампанское, утешившаяся Жирофле поет виртуозную арию «Дивные чары манят нас» в ритме горделивого болеро. Врывается толпа гостей с веселым, праздничным хором. С гостями – Мараскин и Мурзук, оба навеселе. Они видят Жирофле, и каждый считает ее своей женой. Нежно звучит дуэт Мараскина и Мурзука «О Жирофле (я), моя голубка». Пушечные выстрелы возвещают о прибытии гонца от Мотамороса. В привезенном им письме адмирал сообщает, что ему не посчастливилось, Жирофля все еще в руках пиратов.

Действие 3. Снова терраса. Разъяренный Мурзук требует, чтобы от него перестали прятать жену. Жирофле вновь приходится выдать себя за сестру. В дуэте Жирофле и Мурзука «Красотка Жирофля» тонко воплощены преувеличенно комическая нежность мавра и испуг его мнимой жены. Внезапно в комнату врывается Мараскин, которому объяснили, что это – Жирофле. Вспыхивает ссора. Дон Болеро и Аврора, вбежавшие вслед за Мараскином, признаются Мурзуку в обмане. В этот критический момент возвращается освобожденная Жирофля. Как бравурный вальс звучит ее ария «Я испугалась? О, ничуть». Радостным хором заканчивается оперетта.

Дочь мадам Анго

Цветочница Клэретта и актриса Ланж одновременно любят поэта Анж Питу. Клэретта дочь рыночной торговки Анго, усыновленная по ее смерти корпорацией торговцев всего рынка, предназначается ими в жены парикмахеру Помпонэ. В актрису Ланж влюблен приближенный Барра Лариводьер – глупый, ревнивый и подозрительный. Клэретта, исполняя на площади песню Анж Питу, направленную против Директории арестован полицией, которые отводят ее к Ланж. Но Клэретта – старая подруга Ланж и арест ее кончается радостной встречей обоих подруг. Приходит Анж Питу, котрого пригласила на свидание влюбленная Ланж. Лариводьер открывает это и Ланж, чтобы предохранить себя от подозрений, выдает Анж Питу за жениха Клэретты. Анж Питу на распутье. Ему нравятся и Ланж и Клэретта. Последняя узнает, что его любит Ланж и решает выяснить это, послав письмо к ней от имени Питу, а последнему от имени Ланж, назначая свидание на площади рынка. Сама же подстерегает их со всеми торговцами и торговками. Благодаря ее хитрости двуличное поведение Питу открыто. Клэретта выходит замуж за Помпоне, а Ланж уходит с Лариводьером. А Питу уходит один заявляя, что «если нет любви у тех, то есть открытый звонкий смех».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2